об искусстве и прочих бесах
1.09K subscribers
2.01K photos
42 videos
9 files
290 links
художественные записки, арт рекомендации и прочие бесы мира культуры

авторский канал Артèма Гозбенко

исследователь культуры, политолог, преподаватель, писатель

для связи — @artanddemons

18+
加入频道
/ Женщина за туалетом, Тициан
/ Saul Steinberg
/ Портрет молодой женщины, Боттичелли
/ Бернар Бюффе
/ Испанский танец, Англада-и-Камараса
Зеркало Тициана, или как «смотреть» искусство

1

Недавно готовил лекцию по картинам Лувра. И, разумеется, говорил о произведениях Тициана. В Лувре хранится «Женщина за туалетом» его кисти. И картина ценна вот чем: здесь мы узнаем приём двойного зеркала. Фигуру можно увидеть и спереди, и сзади, в полном цвете и богатстве фактуры. Это такой манифест превосходства живописи в споре Тициана со скульптурой.

Мне кажется, что умение подмечать такие «общие» (использующиеся творцами вообще) приёмы очень полезно. Мы усвоили двойное зеркало благодаря Тициану и его контрасту белого с чёрным/красным. Однако это зеркало можно увидеть и в других медиумах.

/ Скажем, новелла «Нунча» из цикла «Сказки об Италии» Горького в первых же строках сообщает о смерти героини, а затем повествует о том, как именно она пришла к этой необычной кончине. Двойное зеркало.

/ Или повесть «Хроника объявленной смерти» Маркеса, которая также начинается с известия о смерти Сантьяго Насара. Он продолжает идти по городку, встречая знакомых, но все знают, что он - мертвец. Двойное зеркало.

Литература как медиум здесь расширила для нас понятие двойного зеркало, показав, что это не только пространственная, но и пространственно-временная категория.

Важно, что эти «приёмы» не обязательно должны быть зафиксированы в трактатах по условному искусствоведению. Мы живём в мире после авангарда, как сказала мне/нам в прямом эфире Полина Колозариди. В мире после модерна тоже. Поэтому в роли интерпретатора и уловителя сущностных для культурного процесса категорий может выступать каждый.

#записки #музеи #тициан #теория
Твое откровение, Боже,
Зачем оно мне дано?
Твое откровение, Боже,
Зачем — если всё суждено?

Быть может, я верю в Будду
И видел его не раз,
Не он мне откроет правду,
А — просто с собою сеанс.

Мне принц Гаутама являлся,
Но был он как Шива — аскет,
И страсти мои безучастно
Он слышал всю тысячу лет.

Мне также Тебя не хватает,
Прости, я — не Шива-аскет,
Меня от любви разрывает,
Я дал себе этот обет.

#моистроки
если бы мой неуловимый, танцующий танго ужаса рассудок мог хоть на минуту остановиться и понять тебя, понять в пределе, как истину, как источник, как суть, я бы упал на колени перед этим откровением и шептал сонеты восхищения, а не отчаяния

#фотовпечатления
Я шёл по вечерней тёмной улице, будто бы специально замедляя шаг. Свой собственный и шаг вообще.

В наушниках почему-то играла Земфира, которую я не слушаю (не кичусь этим, just a fact).

«Прости меня моя любовь» — пропевает великая современница. Прости меня моя любовь.

Любви всегда была столько, что иногда она захватывала очень многое, всё. Теперь она осваивает новые формы, то ли от нужды, то ли от мудрости, существуя в попытке превратиться во что-то большее и неукладывающееся в изначально ложную бинарную систему вроде да/нет или 1/0.

А прощения… Прощения были высказаны столько раз, что превратились в притчи. Притчи пересказывают, чтобы учиться на мировых ошибках. Пересказывают притчи.

Темная улица всё не собиралась заканчиваться, являя собой если не метафору жизни, то уж метафору чего-то важного для кого-то нуждающегося в ней.

Поздно. О чем-то думать слишком поздно
Тебе, я чую, нужен воздух
Лежим в такой огромной луже
Прости меня моя любовь


#мояпроза #мойарт
Нейросеть так видит лого канала «Об искусстве и прочих бесах». Как вам?)
об искусстве и прочих бесах
Нейросеть так видит лого канала «Об искусстве и прочих бесах». Как вам?)
Что думает нейросеть об искусстве?

Или вернее — «как» думает нейросеть об искусстве? (Вернее ли?)

Смотрите, это интересно: искусство понимается довольно классически, никакого мышления цвета Ротко или атаки на фигуру Малевича мы не увидели. Свет, тень, фигуры, пространство построены по таким законам Тициана, даже этот красный оттенок края платья героя похож на синий акцент «Девушки за туалетом».

Слово «бесы» очевидно легче осмысляется искусственным интеллектом, чем абстрактное понятие «искусство», поэтому сразу появляется этот выразительный красноглазый чёрт, который придает всей картинке готическое звучание.

«Бесы» превращают мышление нейросети о логотипе в готику. Возникают неведомые анималистические существа, а плавные золотистые линии напоминают работы какого-нибудь французского миниатюриста вроде Жана Пюселя.

И только неведомое нефигуративное дымчато-кофейное пятно в стиле Роберто Матта напиминает зрителю, что в искусстве что-то происходило и после XVI века.

#записки #ротко #малевич #тициан
Мы танцевали. Ведь странно не танцевать, если ноги, или тот кто руководит ими, уже принесли тебя в пространство музыкальных и человеческих вибраций.

Мой любимый Вольтер советовал: всё, что глупо говорить, - следует петь. Думаю, с танцами то же самое. Ведь говорить что-то сейчас, когда страшно даже слушать, будто бы неразумно, а говорить ночью среди счастья забвения - уж полная глупость.

Когда мы вышли в 4 утра и поняли лишь одно, что пойдём гулять под дождём, то ласковая темнота города продолжала затягивать каждого из нас (и из тех) в мечты и обещания момента, которые по глупым законам вроде всемирного тяготения никогда не сбываются.

Однажды я сказал своему младшему брату, что дождь - это очищение. Теперь он гуляет своими маленькими ножками по дорогам взросления, не боясь дождя.

#мояпроза #вольтер
Анжелик Киджо — не просто вокалистка из Бенина 🇧🇯, но активистка, посол доброй воли ЮНИСЕФ и основательница фонда Ботонга, занимающегося расширением прав и возможностей девочек-подростков Африки.

В 2020 году по Нигерии 🇳🇬 прокатилась волна демонстраций и протестов “endSARS” против полицейского произвола и насилия. Реагируя на ситуацию в Нигерии, она вместе с Йеми Аладе записывает песню «Dignity» (Достоинство) на двух языках: английском и йоруба.

Я предлагаю эту песню с Йеми Аладе как часть разговора о том, что происходит в Нигерии, может произойти и в Бенине, Гане, Йобурге или Найроби. Наши лидеры не видят, что единственный актив, который может удержать их у власти, - это их население, а не насилие.

Творчество Киджо — это невероятный микс джазовой традиции в сочетании с фанком, румбой, сальсой и западно-африканскими ритмами.

#музыкальныйвторник #африка