Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
Думала - публиковать этот пост или нет - очень он “рекламный” получается (а такой цели у меня нет), но в связи с постоянными новостями о сносе старых деревянных домов под Петербургом и особенно в глубинке, поняла, что нужно писать о том, какими могли бы быть наши хоть и старинные, но никому не нужные деревянные здания. И как важно людям, имеющим финансовые возможности, уметь “увидеть” неявную красоту этих домов. Также скажу, что интерьеры тут не являются предметом критики или идеальным решением - люди просто делали их с душой.

Владельцы переехали из Москвы в Ростов Великий, купив пустующий дом, чем-то их "зацепивший". Они попробовали представить, как бы дом развивался с приходом благ цивилизации, и стали воплощать свои идеи, сохранив старую планировку и детали интерьеров. Хозяева восстановили главную изразцовую печь и добавили камин в нижней гостиной зоне, использовали исторические элементы, вплоть до дверных щеколд, чтобы передать атмосферу конца XIX - начала XX века.

Детали собирались по крупицам. По словам хозяев, русский антиквариат сейчас - огромная редкость, поэтому многие старинные предметы были привезены из Франции, где они какое-то время работали.

Реконструкция велась 10 лет.
Уже через несколько лет стало понятно, что для небольшой семьи дом великоват, и так он он стал гостевым домом с чуднЫм названием: O'27 Silvuplé.

Интерьеры получились совершенно домашние, тёплые, и всё-же женские, что можно бы и покритиковать, но обещала, что не буду - очень уж они милые. Давайте назовём их просто стилем “фьюжн”.

Остроумно были решены проблемы с известными удобствами при номерах - в некоторых помещениях для устройства санузлов использовалась имитация бывших печей, где-то они встроены в "тёщину комнату".

Душой дома стали гостиная с камином и печью, и веранды с домашней обстановкой для гостей. Кажется, что стоит только туда зайти … то услышишь знакомое: "Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле" (с).

Фото - со страницы гостевого дома в соцсети. #деревянный_дом #отели #реставрация
Мост в никуда?

В этом году проекту Большого Смоленского моста исполняется 75 лет:

Его строительство было предусмотрено Генеральным планом Ленинграда 1948 года.

На плане развития показана почти "османовская" лучевая система дорог, бульваров и звездчатых площадей, пронизывающая все районы города. От площади с правого берега Невы показан мост, и за ним - связующая дуговая линия, идущая через весь город до юго-запада - к проспекту Стачек.

С приходом 2000-х о строительстве моста заговорили вновь, как о части новой транспортной магистрали. Схемы с мостом, развязками, и очередностью строительства публиковались на сайтах районных администраций.

В 2022 году, после двадцатилетнего проектирования за государственные (наши) деньги, горожанам был явлен проект, выполненный негосударственным застройщиком. Это шестиполосный мост, с линиями общественного транспорта, велодорожками, трехметровыми тротуарами, и - гигантской развязкой для скоростных магистралей.

Других ненужных подробностей - "куда ехать дальше за мостом" и "зачем он скоростной" - нам не презентовано. Пока обсуждается вопрос сохранения исторических зданий, сносимых из-за развязки (ради этого меняют городской закон №820-7 об охране дореволюционных зданий). Важно отметить, что градозащитники представили свой вариант с компактными съездами, позволяющий здания сохранить (изобр. 5-6). Но реакции властей никакой, кроме заявления "Альтернативы нет".
Важно в этом предложении то, что если не рассматривать этот мост как скоростную магистраль, а проектировать как связь между районами и общую разгрузку транспортной сети, то это решение возможно.

Сейчас же за самым широким в городе разводным мостом скоростного движения, в конце Большого Смоленского проспекта получается тупик с коллапсом: железнодорожное депо, “Платформа 5 километр”, и вокруг - узкие улицы без проезда на ту сторону пути.
#генплан_спб
23 февраля – день рождения "сталинской архитектуры".

23 февраля 1932 года было принято решение Политбюро о результатах Всесоюзного конкурса Дворца Советов (Протокол ПБ № 89)

Высшие премии получили Жолтовский, Иофан и Гамильтон. Все три проекта были выполнены в гипертрофированных классических формах и приёмах эклектики. До этого "официальным советским стилем" воспринимался конструктивизм.

Результат конкурса был использован как официальная демонстрация неприятия конструктивизма и указание к введению нового государственного стиля, называемого сейчас "сталинский ампир". Участие Сталина в принятии решений сегодня сомнений не вызывает.

Участники конкурса, среди которых было много иностранцев ( в том числе Корбюзье), симпатизировавшие социализму из-за поддержки прогрессивных идей в искусстве, были шокированы таким разворотом. Руководство Конгресса новой архитектуры (СИАМ) даже писало Сталину письма, но ответов не было. В итоге произошел полный разрыв профессиональных контактов с западом: был отменен всемирный конгресс СИАМ в Москве. Иностранных специалистов, работавших в СССР, начали потихоньку выдавливать из страны.

Конструктивизм оказывается де-факто запрещен, и архитектура СССР переориентируется на возрождение «классического наследия». Впрочем, многим советским зодчим даже в условиях архитектурной цензуры удавалось создавать по-своему новаторские и великолепные в исполнении произведения архитектуры.

(использованы материалы публикаций Д. Хмельницкого)

1 – Проект Ивана Жолтовского (вариант)
2 – Проект Гектора Гамильтона (США)
3 – Проект Бориса Иофана
4 – Окончательный вариант победителя Бориса Иофана (2 этап,1933 год)
#советская_архитектура
В день, когда архитектуре СССР было задано направление неоклассицизма, хочется вспомнить про

Конструктивизм – возникший в европейской архитектуре как новое модернистское течение в 1910-х годах. В СССР он сразу стал стилем и образом новой страны. Можно сказать, что архитектура стала брендом на мировом уровне. Для Советского Союза этот стиль символичен: отказ от искусственного декорирования, от готовых планировочных схем, под которые подгонялись функция и технология, свободное формообразование – эти идеи, как всё новое - подавались и подхватывались с энтузиазмом.

Архитекторы, согласившиеся сотрудничать с большевиками, получили невиданную ранее художественную свободу и вдохновляющие большие заказы. В условиях жесткой диктатуры оставшиеся гении поверили в свою сверхзадачу и работу ради будущего.

Так получилось, что за блестящее десятилетие – с 1922 по 1932 г. конструктивистами построено сравнительно немного:

- Архитекторам ставилась задача создания ярких, запоминающихся образов и концепций – нужно было выходить в мир, поразить, увлечь идеями. Они участвовали во всех возможных международных выставках и конкурсах. И если в первые годы двигателем была мировая революция ради всеобщего счастья, то позднее важно было демонстрировать миру позитивный образ развивающегося, прогрессивного, стабильного государства.

- Средств для строительства было недостаточно, и многие проекты не воплощались, или выполнялись из дешевых материалов, отчего здания не сохранились, или были снесены по невежеству.

Потому наиболее яркой страницей конструктивизма для нас стала архитектурная графика.

Один из моих любимых художников-конструктивистов - Яков Чернихов. А тут - пост о его уникальной книге «Архитектурные фантазии». Ему удалось построить всего одно здание – завод «Красный гвоздильщик», ради которого великая Заха Хадид посетила Петербург – и сейчас его реставрируют.

Эль Лисицкий – один из лучших архитекторов-художников авангарда, определивший развитие современного дизайна, и тоже построивший всего одно здание – типографию журнала «Огонёк». Именно он придумал проун - "проект утверждения нового" и горизонтальный небоскрёб.

А ещё сегодня, 23 февраля - день рождения Каземира Малевича – такое интересное совпадение…
#авангард
Каземир Малевич (23 февраля 1879 г, Киев - 15 мая 1935 г, Ленинград).
Черный крест.  Черный круг. Черный квадрат.

Художник пришел к концептуальной идее беспредметности, работая над эскизами декораций к опере «Победа над солнцем». Тема черного квадрата возникла первоначально от театрального черного «задника» сцены, превратившегося в развитии идеи в черный фон. В театральном действе черный квадрат появлялся вместо солнечного круга.

Квадрат, крест и круг в концепции супрематизма являются тремя исходными формами, рождающими следующие элементы, и дающими развитие и усложнение системы.
Черный квадрат в системе означает ноль, то-есть беспредметность: как форма, означающая равновесие, и как черный цвет – всё поглощающий, никакой, нулевой. Значение нуля простирается от «ничего» до «всего» одновременно. Черный квадрат – базовый элемент, точка нулевого отсчета, начало беспредметности и конец традиционного предметного мышления художника…
Результат или человеко-часы?

Интересная серия публикаций об эффективности 4-х дневной рабочей недели по результатам экспериментов в Великобритании на канале https://yangx.top/moneyandpolarfox/4068 и комментарии психолога.

На мой взгляд – тут важно не количество рабочих дней в неделю, а продолжительность рабочего дня. 6-7 часов работы «на подъёме» принесет больше пользы делу, чем восемь (а у нас в основном – девять, с принудительным обедом в час). Четырёхдневка же сродни сиесте - когда после дневного сна пытаешься вспомнить, где ты и что происходит...

Более короткий рабочий день не рассеивает концентрацию, мотивированный человек меньше отвлекается на нерабочие вопросы. А главное – люди после работы успеют решить свои проблемы, либо позаниматься спортом, встретиться с друзьями, сходить к врачу, посмотреть на детей... (а не записываться на работе в поликлинику, воспитывать детей по телефону или срочно в офисе онлайн покупать корм для кота). Вопрос повышения квалификации и дополнительного образования тоже неразрывно связан с нашим личным временем – мало кто из работодателей согласен на обучение сотрудников в рабочие часы…

И понятно, что работая по 6-7 часов, люди на работу приходят выспавшиеся – то-есть позитивные и энергичные. И что важно – мотивированные всё сделать быстро.

Так что я не считаю, что дискуссии и эксперименты на эту тему - популизм и заигрывание с народом. Это обоснованная ориентированность на результат. А работа тогда результативна, когда перестаёт делить жизнь на мученические будни и долгожданные выходные…

У нас, кстати, одна из самых длинных рабочих недель в Европе и количество рабочих часов за год в мире. Но может быть, в этом какие-то другие цели?

(тут есть опрос)

#про_работу
В продолжение темы строительства Большого Смоленского моста:

21 февраля, после публикации про "мост в никуда", две новости пришли одновременно:

Первая:
- Несколько дорожных объектов Петербурга получат средства с Большого Смоленского моста

Цитата: "Данный объект использован для сохранения расходов бюджета в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга"

Вторая:
- ЗАГС проголосовал за закон о сносе исторических зданий в зоне строительства моста

Ну нельзя же так открыто, в один день, все планы раскрывать...

Есть подозрение, что мост конечно будет, но потом, и возможно даже немножко поменьше, по просьбе общественности. И какие-то улучшения, даже без продолжения строительства магистрали, он разумеется, даст  (27 миллиардов из бюджета),

А дореволюционные здания снесут на законных основаниях. И на их месте построят жильё повыше и пошире. Такое вот совпадение.
28 февраля 1932 года были объявлены победители всемирного конкурса Дворца Советов.

Решение, указывающее, какой теперь должна быть архитектура СССР, было принято 23 февраля.
Западные архитекторы-модернисты, отказываясь верить в столь резкий разворот к традиционализму, обращались к Сталину с вопросами и гневными письмами.

Удивительно, их что гнев и неприятие вызвал проект американского победителя Гектора Гамильтона, наиболее лаконичный, эффектный и лишенный всех классических атрибутов:

"Проект Гамильтона является ни чем иным, как самонадеянным воспроизведением под покровом современного декора помпезного сооружения королевских времен без всякой связи с органическими функциями программы Дворца. Решение Совета строительства - это прямое оскорбление духа русской революции и реализации пятилетнего плана.

Поворачиваясь спиной к воодушевленному современному обществу, которое нашло свое первое выражение в Советской России, это решение освящает пышную архитектуру монархических режимов. Проект Дворца Советов, предложенный современному миру как духовный венец огромной созидательной работы пятилетнего плана, подчиняет современную технику интересам духовной реакции. Дворец Советов воплощает в форме, которую ему хочет навязать Совет строительства, старые режимы и демонстрирует полное пренебрежение к важнейшим культурным устремлениям нашего времени. Какое трагическое предательство! Мир, наблюдающий за творческим развитием СССР, будет потрясен".

Письмо Луначарскому отправил и архитектор Ле Корбюзье:

"Народ любит королевские дворцы, однако руководство массами — это дело избранных людей. Мы ожидали от СССР мужественный жест, и если его не будет, тогда не будет больше Социалистических республик, ни правды, ни мистической веры!"

Но это эпитеты. Что не так с простым, современным зданием? (продолжение здесь) #модернизм