Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
(Начало здесь)

Эффектные фасады Дворца Советов строятся на нарастающем ритме ребристых вертикальных членений и чередующихся по ширине полос сплошного остекления. Это как-будто новая архитектура, хотя напоминающая Ар Деко - стиль и символ американской буржуазии. Но и демонстрирующая технический прогресс…

Для понимания лучше посмотреть на планы Дворца Советов.

В их основе - двойная симметрия. Главные помещения - два зеркально расположенных круглых зала, с обступающими их вспомогательными группами. Они заключены в формальный внешний контур, симметричный и по продольной оси. Залы соединены переходом, над которым ступенчато поднимается центральный, но не главный по функции объем здания, видимо - помещения управленцев.

Структура здания противоречит идеям модернизма, суть которого - найти оптимальную для функции форму и пластику, избавляющую от обязательств перед заданными жесткими схемами. Архитектура модернизма - нестатична. В ней нет тектоники. По словам Малевича “Архитектура должна освобождать человека от веса”.

Модернизм и русский конструктивизм - динамичны. Это архитектура движения.

Не случайно одним из символов новой архитектуры был аэроплан - как отрыв от земли и преодоление силы тяжести.

Для сравнения публикую проект Г. Пельцига, Германия (илл.5). На первый взгляд он похож, но тут - хоть и симметричный, но свободно нарисованный план. Композиция развивается вдоль продольной оси, с выраженными на фасаде объемами двух залов. Проект торжественен, но - лёгок и современен. То же можно сказать и о проекте Ле Корбюзье (6,7), соединившим разнесенные, поднятые над землёй раскрытые пространству залы, параболические в плане, и подхваченные конструкцией арки на фасаде…

Таким образом был прерван полёт идей модернизма в Советской России, и возможность выхода за границы очерченного пространства в СССР были закрыты.

А проект американца Гамильтона запомнился советским архитекторам. И даже был частично реализован, Достаточно внимательно посмотреть на здание Дома Правительства. Белого цвета. #сша #не_случилось
Forwarded from Петербургские истории (Sergey K)
#прогулкипогороду #простофото

Город в деталях. Первое солнце весны…😊
"Стоял тот дом, всем жителям знакомый"

В центре Москвы стоит уникальный особняк: он находится в потомственном фамильном владении с 1915 года.

Это здание на Мансуровском переулке, 1 - архитектора Александра Васильевича Кузнецова. Он купил его в 1915 году и полностью перестроил. Сейчас в доме живут потомки архитектора.

Как удалось владельцам особняка с небольшим участком земли пройти 70-летний советский квест, опасные 90-е и продержаться под натиском девелоперов - неизвестно, хотя есть воспоминания дочери архитектора об отце. Уверена что эта история достойна интереснейшего романа, и когда-нибудь мы узнаем больше.

Интерьеры и обстановка помнят архитектора Фёдора Шехтеля - друга хозяина дома, и генерала А. Брусилова, скрывавшегося у соседей в 1917 году.

Известно что советская власть вторглась туда лишь однажды, в лице красного командира, героя гражданской войны, Г. Д. Гая.

В 1921 году семью "уплотнили", и хозяева вынуждены были освободить для него лучшие комнаты. Впрочем, он был с ними галантен и съехал в 1924 году.

В 1930 году Кузнецов был арестован. Он сидел в одной "шарашке" с Туполевым и работал над проектом Дворца Советов. Посадили его за проект здания с плоской кровлей на здании Ферганской фабрики, "удобной для посадки вражеских самолетов" (к слову, в 1930 году, ещё на пике конструктивизма, именно такие здания, построенные по принципам Корбюзье, были лицом советской архитектуры).

В творческой среде про уникальный особняк знали, и в нём сняли эпизод фильма "Жестокий романс" - приём у Карандышева с побегом Ларисы Дмитриевны.

Здание до сих пор отапливается дровами. До революции был только водопровод, и возможно, что хозяева опасались потерять внешнюю независимость.

Я знаю лишь один похожий случай, и тоже с домом архитектора - Константина Мельникова, но это уже постройка времен НЭПа, и его дом носил статус экспериментального жилья для дальнейшего массового строительства.

Про дом Кузнецова пишут, что в нём остановилось время. Мне кажется - нет, оно просто там не прерывалось #старые_дома #особняки
Для всех нас, уверенных в своих талантах, для успеха нужна ещё и удача. В равных ли мы условиях? Интересный разбор статьи на тему моделирования таланта, успеха и роли случайности прочитала на канале https://yangx.top/moneyandpolarfox/4132

Если серьёзно - я доверяю социальному компьютерному моделированию. Например ещё недавно, занимаясь проектированием театров в большой организации, мы пользовались штатовской программой (не реклама), моделирующей поведение людей при пожаре - для расчета реального времени эвакуации. В её основе заложены разные сценарии поведения людей в определенном соотношении - различных типажей, возраста, пола, характера, с процентным учётом отклонений в психике и девиантного поведения. Каждый человек с собственной "личностью" и выбором действий. В создании программы участвовали специалисты по ЧС, пожарные, психологи, психиатры и тд. Всех виртуальных персонажей загружаешь в модель здания и выбираешь вероятные очаги возгорания. Потом в 3d и на планах смотришь развитие событий... 

"Кино" каждый раз чуть отличается, но при неизменных вводных результат примерно один. Где узкая дверь - давка, где выступ - спотыкаются, где пересечение потоков и инвалиды - всегда оказывается какой-нибудь хам или растяпа, или упадёт ребенок - и всем не повезло (

В общем, серьезная штука, тестировалась и сертифицирована МЧС. Приходилось по её расчетам много раз корректировать проект, сделанный абсолютно по нормам, из-за каких-то мелочей (а их в проектах не бывает).

К чему это я? Случайности не случайны. Но всякий раз, загружая  проект в расчёт, надеешься, что все спасутся чудесным образом. 

А с талантами и удачей как быть? Всё просто: программу моделирования таланта и успеха нужно лишь дополнить  непальским гороскопом и гаданием по И-цзин - тогда получится точно… #технологии
«В Санкт-Петербурге можно вообще не заметить холодов, если с наступлением зимы совсем не выходить из дома, настолько у русских усовершенствованы способы поддержания тепла. Печи везде столь хороши, что в каминах, по сути дела, нет никакой необходимости, это не более чем предмет роскоши. На лестницах и в коридорах воздух такой же, как и в комнатах, двери между которыми держат открытыми без всякого от сего неудобства. Русским мало, что у них зимою в комнатах весенняя температура, ко многим комнатам примыкают стеклянные галереи, наполненные самыми лучшими цветами, какие у нас появляются лишь в мае месяце. Комнаты в тёмные зимние вечера ярко освещаются — неслыханная роскошь для Франции — и их окуривают уксусом и мятой, отчего по комнатам распространяется приятный и здоровый запах. Чтобы не мёрзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию».

Из воспоминаний художницы Элизабет Виже-Лебрён (1755—1842), пересидевшей французскую революцию в России в 1795–1801 гг.

1, 2 - К. А. Ухтомский "Малый Зимний сад императрицы Александры Федоровны",
3 - Э. Гау. Зимний сад в Зимнем дворце. #историческое #дворцы