Вчера с преподавателями и студентами Московской духовной академии я вылетал в Каир из терминала Е аэропорта Шереметьево.
Ближайшую неделю мы проведем в паломничестве по древним монастырям Синайской пустыни.
Мы ожидали свой рейс и стали свидетелями страшной трагедии.
Мы видели из окна терминала, как приземлялся и горел самолет, в котором погибли люди - 41 человек. Это стало потрясением для всех нас.
В этой общей беде мы можем сделать очень важное: молиться. О упокоении тех, кто погиб. О том, чтобы Бог дал силы пережить горе их родным. О выздоровлении пострадавших. Если мы все будем искренне, пусть просто шепотом, но от всей души сопровождать эти дни такой молитвой, она принесет пользу всем и нас сделает более чуткими и человечными.
С задержкой в 9 часов мы прибыли туда, где христиане находятся в постоянной опасности и готовы в любую минуту встретиться с вечностью. Мы будем посещать коптские монастыри и общаться с носителями духа древнего монашества. В молитве перед древними христианскими святынями мы будем поминать погибших и молить Бога о пострадавших и о переживающих сейчас тяжёлые потери дорогих и родных людей.
Соболезную родным и близким погибших и пострадавших в произошедшей вчера страшной трагедии. Любые слова в таких ситуациях теряют силу и смысл. Да и не может быть никаких слов. Кроме слов молитвы. Давайте будем молиться вместе, в любой точке земли.
Наша жизнь очень хрупкая. Особенно это чувствую сейчас. Ведь каждый день мы находимся где-то в полушаге, в нескольких сантиметрах от вечности. Никто из нас не знает, где застанет его самое важное событие: на смертном ли одре, в окружении ли близких, в больничной палате ли, или неожиданно - за поворотом, в будничной ситуации, в рядовом перелете или переезде. Каждый день мы одновременно и в этом мире и в мире будущего века. Только Господь знает, когда будет пора переступить тонкую черту.
Милостивый Бог да упокоит погибших! Царствие им небесное!
Ближайшую неделю мы проведем в паломничестве по древним монастырям Синайской пустыни.
Мы ожидали свой рейс и стали свидетелями страшной трагедии.
Мы видели из окна терминала, как приземлялся и горел самолет, в котором погибли люди - 41 человек. Это стало потрясением для всех нас.
В этой общей беде мы можем сделать очень важное: молиться. О упокоении тех, кто погиб. О том, чтобы Бог дал силы пережить горе их родным. О выздоровлении пострадавших. Если мы все будем искренне, пусть просто шепотом, но от всей души сопровождать эти дни такой молитвой, она принесет пользу всем и нас сделает более чуткими и человечными.
С задержкой в 9 часов мы прибыли туда, где христиане находятся в постоянной опасности и готовы в любую минуту встретиться с вечностью. Мы будем посещать коптские монастыри и общаться с носителями духа древнего монашества. В молитве перед древними христианскими святынями мы будем поминать погибших и молить Бога о пострадавших и о переживающих сейчас тяжёлые потери дорогих и родных людей.
Соболезную родным и близким погибших и пострадавших в произошедшей вчера страшной трагедии. Любые слова в таких ситуациях теряют силу и смысл. Да и не может быть никаких слов. Кроме слов молитвы. Давайте будем молиться вместе, в любой точке земли.
Наша жизнь очень хрупкая. Особенно это чувствую сейчас. Ведь каждый день мы находимся где-то в полушаге, в нескольких сантиметрах от вечности. Никто из нас не знает, где застанет его самое важное событие: на смертном ли одре, в окружении ли близких, в больничной палате ли, или неожиданно - за поворотом, в будничной ситуации, в рядовом перелете или переезде. Каждый день мы одновременно и в этом мире и в мире будущего века. Только Господь знает, когда будет пора переступить тонкую черту.
Милостивый Бог да упокоит погибших! Царствие им небесное!
Христос воскресе! Дорогие друзья, с воскресеньем святых Жен-Мироносиц! Конечно же, сегодня мои слова - к девушкам и женщинам, ведь этот день, особенно в последнее время, отмечается как праздник женщин-христианок. Поздравляю вас с этим замечательным днем церковного календаря. Церковь особенно выделила день женщин, ведь дня православных мужчин, как известно, нет. И это неслучайно, на мой взгляд. Это благодарность от лица всей Церкви вам за верность, любовь, веру, жертвенность и материнство.
За эти любовь, жертвенность и веру хочу поблагодарить всех вас и я. Позавчера с преподавателями и студентами Академии мы были на месте теракта у церкви апостола Петра в Каире. Три года назад, 11 декабря 2016 года, террорист-смертник взорвал себя в церкви, убив 28 человек, в основном женщин и детей. Все они причислены к лику святых Коптской Церковью. Мы говорили там с женщиной, которая потеряла в этом теракте мужа, она и по сей день трудится в том же храме. Она искренне и по-настоящему радуется тому, что муж ее стал святым и молится за нее Богу. Мне это посещение напомнило о мироносицах, которые, не имея надежды, шли ко гробу Спасителя ранним утром.
С праздником Жен-Мироносиц!
За эти любовь, жертвенность и веру хочу поблагодарить всех вас и я. Позавчера с преподавателями и студентами Академии мы были на месте теракта у церкви апостола Петра в Каире. Три года назад, 11 декабря 2016 года, террорист-смертник взорвал себя в церкви, убив 28 человек, в основном женщин и детей. Все они причислены к лику святых Коптской Церковью. Мы говорили там с женщиной, которая потеряла в этом теракте мужа, она и по сей день трудится в том же храме. Она искренне и по-настоящему радуется тому, что муж ее стал святым и молится за нее Богу. Мне это посещение напомнило о мироносицах, которые, не имея надежды, шли ко гробу Спасителя ранним утром.
С праздником Жен-Мироносиц!
«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» В эти дни мы торжественно поем этот гимн Христовой Пасхи. Но так ли мы проживаем победу жизни над смертью?
Всю прошедшую неделю вместе с некоторыми монахами, преподавателями и студентами Академии мы посещали египетские монастыри и храмы и видели жизнь и веру египетских христиан - коптов.
В 2016 году в декабре в коптской церкви в Каире во время Литургии был совершён теракт. Смертник убил 29 человек. Это были женщины и девушки. Среди них был один мужчина - охранник храма. Сейчас их фото с нимбами и венцами встречают приходящих при входе в храм. Коптская Церковь сразу причислила их к лику мучеников. Они действительно ждали встречи со Христом за Литургией и были убиты за свою веру во время молитвы. Как молятся копты, мы тоже видели. Они любят Бога. И по-настоящему верят Ему. Дети подбегают к стенду, наперебой показывают на фотографии мучеников и с радостью свидетельствуют о том, что это их тетя, мама или сестра. И искренне радуются тому, что их родственники - святые.
Мы встретили там же жену убитого охранника. На её лице - улыбка и искренняя радость. Она носит на груди медальон с фотографией своего мужа-мученика и счастлива, что Он со Христом. Мы поговорили с ней и сами убедились в этой вере и радости. Теперь она трудится в церкви на его месте и благодарит Бога за эту честь.
Несколько лет назад боевики обезглавили в Ливии коптов-христиан. Перед казнью их держали в плену и заставляли отречься от Христа и принять другую веру. Одна из матерей попавших в плен наложила на себя пост и перестала есть и пить. Когда она узнала о том, что сын ее казнен как христианин, мать прекратила пост и успокоилась. Её спросили: «Почему ты ничего не ела, когда твой сын был жив и стала есть, когда его обезглавили?» Мама казненного копта ответила: «Я не ела и молилась, чтобы мой сын не отрёкся от Христа. Когда он умер как мученик за Него, я прекратила пост и радуюсь, что мой сын святой и теперь с Богом.»
Ещё одна женщина нам сказала: «Они думают, что, убивая нас, делают нас слабее. Но они ошибаются. Они делают нашу Церковь и нас сильнее. Ведь кровь мучеников - фундамент Церкви.»
У этих людей вера первых христиан. Настоящая. Без пафоса и притворства. Вера, выросшая на крови мучеников и ежедневной угрозе жизни. Настоящая вера в то, что Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть убил, и лежащим во гробах Жизнь подарил.
Благодарю Бога за встречу с такими людьми. Они действительно необыкновенные. В них жития, иногда кажущиеся современному человеку красивыми сказками, становятся подлинной жизнью.
Всю прошедшую неделю вместе с некоторыми монахами, преподавателями и студентами Академии мы посещали египетские монастыри и храмы и видели жизнь и веру египетских христиан - коптов.
В 2016 году в декабре в коптской церкви в Каире во время Литургии был совершён теракт. Смертник убил 29 человек. Это были женщины и девушки. Среди них был один мужчина - охранник храма. Сейчас их фото с нимбами и венцами встречают приходящих при входе в храм. Коптская Церковь сразу причислила их к лику мучеников. Они действительно ждали встречи со Христом за Литургией и были убиты за свою веру во время молитвы. Как молятся копты, мы тоже видели. Они любят Бога. И по-настоящему верят Ему. Дети подбегают к стенду, наперебой показывают на фотографии мучеников и с радостью свидетельствуют о том, что это их тетя, мама или сестра. И искренне радуются тому, что их родственники - святые.
Мы встретили там же жену убитого охранника. На её лице - улыбка и искренняя радость. Она носит на груди медальон с фотографией своего мужа-мученика и счастлива, что Он со Христом. Мы поговорили с ней и сами убедились в этой вере и радости. Теперь она трудится в церкви на его месте и благодарит Бога за эту честь.
Несколько лет назад боевики обезглавили в Ливии коптов-христиан. Перед казнью их держали в плену и заставляли отречься от Христа и принять другую веру. Одна из матерей попавших в плен наложила на себя пост и перестала есть и пить. Когда она узнала о том, что сын ее казнен как христианин, мать прекратила пост и успокоилась. Её спросили: «Почему ты ничего не ела, когда твой сын был жив и стала есть, когда его обезглавили?» Мама казненного копта ответила: «Я не ела и молилась, чтобы мой сын не отрёкся от Христа. Когда он умер как мученик за Него, я прекратила пост и радуюсь, что мой сын святой и теперь с Богом.»
Ещё одна женщина нам сказала: «Они думают, что, убивая нас, делают нас слабее. Но они ошибаются. Они делают нашу Церковь и нас сильнее. Ведь кровь мучеников - фундамент Церкви.»
У этих людей вера первых христиан. Настоящая. Без пафоса и притворства. Вера, выросшая на крови мучеников и ежедневной угрозе жизни. Настоящая вера в то, что Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть убил, и лежащим во гробах Жизнь подарил.
Благодарю Бога за встречу с такими людьми. Они действительно необыкновенные. В них жития, иногда кажущиеся современному человеку красивыми сказками, становятся подлинной жизнью.
Дорогие друзья, с праздником святых Кирилла и Мефодия, с днём славянской письменности и культуры! Три дня назад мне довелось наблюдать за красивой ситуацией, которой хочу поделиться. Это было за всенощным бдением в Патриаршем подворье Святителя Николая в Бари, в городе, где находятся мощи этого великого святого. Шло помазание, было очень много народа, на праздничные службы всегда приезжают тысячи паломников. Иподиаконам на таких многолюдных службах приходится направлять людей, помогать им, чтобы не было давки, заторов и длительного ожидания.
Иподиаконом стоял сын петербургского митрополичьего протодиакона Андрея Левина, Даниил. Он очень вежливо, терпеливо каждому говорил: “пожалуйста, проходите”, “вам стоит пройти сюда” и так далее. Больше всего меня поразило то, что когда к нему подходили дети, к ним он тоже обращался на “вы”. Я потом высказал ему свое восхищение и сказал, что это подлинный пример петербургской культуры.
Давайте будем вежливыми друг к другу.
Иподиаконом стоял сын петербургского митрополичьего протодиакона Андрея Левина, Даниил. Он очень вежливо, терпеливо каждому говорил: “пожалуйста, проходите”, “вам стоит пройти сюда” и так далее. Больше всего меня поразило то, что когда к нему подходили дети, к ним он тоже обращался на “вы”. Я потом высказал ему свое восхищение и сказал, что это подлинный пример петербургской культуры.
Давайте будем вежливыми друг к другу.
Forwarded from Владимир Легойда
Парсуна архиепископа Верейского Амвросия О выборе монашеского пути и претензиях к Небесному Отцу; о монашестве и гаджетах, о телеграм-канале ректора МДАиС, о боязни стать бюрократом; о том, что Лучше согрешить в милости, чем в строгости; о предательстве и молитве за врага и о многом, многом другом https://www.youtube.com/watch?v=NHHxzFf-oWo&feature=youtu.be
YouTube
ПАРСУНА. АРХИЕПИСКОП ВЕРЕЙСКИЙ АМВРОСИЙ
Гость программы архиепископ Верейский Амвросий.
02:00 — Пасха — «праздник лицемерия»?
06:13 — «Церковь — не в количестве»
07:20 — О выборе монашеского пути и претензиях к Небесному Отцу
09:17 — «Мне казалось, что Господь меня покинул»
10:50 — О монашестве…
02:00 — Пасха — «праздник лицемерия»?
06:13 — «Церковь — не в количестве»
07:20 — О выборе монашеского пути и претензиях к Небесному Отцу
09:17 — «Мне казалось, что Господь меня покинул»
10:50 — О монашестве…
О людях, которые делали добро на жизненном пути, всегда хочется рассказывать. В студенческие годы в составе хора отца Матфея я ездил в Краснодар. В то время в моей жизни сложилась ситуация, которая сильно меня тяготила. Тогда у меня не было денег даже на билеты домой на каникулы. Мы отпели в Краснодаре концерт, уставшие пришли на трапезу. Это был прием у владыки митрополита Екатеринодарского Исидора. Когда почетные гости стали уходить из президиума, он подозвал меня, предложил сесть рядом. Праздничная трапеза шла обычным чередом, как вдруг он совершенно неожиданно взял мою руку и вложил в нее конвертик. И все. Ни слова больше не сказал, трапеза продолжилась.
Потом, после, я открыл этот конвертик и увидел, что в нем - значительная сумма. Я тогда впервые видел митрополита Исидора, а он - меня. То есть, я для него был совершенно чужой, незнакомый человек. Меня поразило то, как через пусть незнакомого мне, но Своего человека Господь решил мою проблему. До сих пор я вспоминаю о том подарке владыки Исидора. Это добро произвело на меня сильнейшее действие. Все эти годы я неизменно молюсь за владыку Исидора и каждый раз за Литургией вынимаю частичку с его именем. Он навсегда в моем синодике и сердце.
С тех пор кто-то делал для меня и большие дела, и более великие благодеяния. Но мое сердце запомнило именно этот поступок Владыки. Потому что когда ты юн, беззащитен, когда ты еще не встал на ноги - такая поддержка, любовь и забота старших - безгранично важны.
Я видел владыку Исидора недавно, у мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. С ним удивительно комфортно находиться рядом. От него веет теплом и добротой. К нему сразу проникаешься доверием. Я безмерно уважаю этого человека, люблю как старшего наставника, благоговею перед ним, как-то по-своему очень трепетно к нему отношусь.
Потому что от добра происходит еще большее добро. Это на заметку нам, взрослым.
Потом, после, я открыл этот конвертик и увидел, что в нем - значительная сумма. Я тогда впервые видел митрополита Исидора, а он - меня. То есть, я для него был совершенно чужой, незнакомый человек. Меня поразило то, как через пусть незнакомого мне, но Своего человека Господь решил мою проблему. До сих пор я вспоминаю о том подарке владыки Исидора. Это добро произвело на меня сильнейшее действие. Все эти годы я неизменно молюсь за владыку Исидора и каждый раз за Литургией вынимаю частичку с его именем. Он навсегда в моем синодике и сердце.
С тех пор кто-то делал для меня и большие дела, и более великие благодеяния. Но мое сердце запомнило именно этот поступок Владыки. Потому что когда ты юн, беззащитен, когда ты еще не встал на ноги - такая поддержка, любовь и забота старших - безгранично важны.
Я видел владыку Исидора недавно, у мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. С ним удивительно комфортно находиться рядом. От него веет теплом и добротой. К нему сразу проникаешься доверием. Я безмерно уважаю этого человека, люблю как старшего наставника, благоговею перед ним, как-то по-своему очень трепетно к нему отношусь.
Потому что от добра происходит еще большее добро. Это на заметку нам, взрослым.
Сегодня на службе увидел в алтаре девочку. Она была в стихаре и помогала на соборной службе, умело руководя младшими детьми, которых в стихариках было множество. Служил я в престольный день храма в честь мученика короля Иоанна-Владимира в Черногорской митрополии в городе Бар.
Девочка Йована в стихаре - дочь настоятеля храма. У него шесть детей. Седьмой ушел в мир иной в утробе умершей от тяжёлой болезни супруги. Одна из его дочерей, Йована, с малых лет очень желала прислуживать в алтаре. Когда в город приезжал архиерей - митрополит Черногорский Амфилохий, она подавала ему жезл и просила благословить ходить в алтарь и надевать стихарь. И владыка благословил.
Это благословение было большой радостью и утешением для ребёнка, потерявшего маму.
Сегодня я спросил у Йованки, кем она хочет быть. Она улыбнулась и ответила: «Когда я была совсем маленькой и ничего не понимала, я очень хотела быть священником. Но теперь я знаю, что это невозможно. Пока не знаю, кем. Но я люблю церковь и может быть буду монахиней или игуменией.»
В алтаре было много детей. Священники для них - друзья, это видно. Они их не боятся. Дети любят священников. Удивительно общительные, открытые, свободные и ласковые дети. Спокойно подходят, задают вопросы, берут благословение. Никаких программ по «работе с молодежью». А в храмах - одна молодёжь. Один из увиденных мною «секретов» этого явления - священники очень открыты и доброжелательны, не читают морали, не запрещают что-то. Они просто любят детей и молодёжь. Священники для них друзья, очень авторитетные, старшие друзья. Молодые люди в Черногории священникам очень доверяют. Они бывают с ними более откровенны, чем даже со своими родителями.
Живу и не перестаю удивляться, делать открытия. Учиться у других, у тех, у кого есть чему учиться.
Девочка Йована в стихаре - дочь настоятеля храма. У него шесть детей. Седьмой ушел в мир иной в утробе умершей от тяжёлой болезни супруги. Одна из его дочерей, Йована, с малых лет очень желала прислуживать в алтаре. Когда в город приезжал архиерей - митрополит Черногорский Амфилохий, она подавала ему жезл и просила благословить ходить в алтарь и надевать стихарь. И владыка благословил.
Это благословение было большой радостью и утешением для ребёнка, потерявшего маму.
Сегодня я спросил у Йованки, кем она хочет быть. Она улыбнулась и ответила: «Когда я была совсем маленькой и ничего не понимала, я очень хотела быть священником. Но теперь я знаю, что это невозможно. Пока не знаю, кем. Но я люблю церковь и может быть буду монахиней или игуменией.»
В алтаре было много детей. Священники для них - друзья, это видно. Они их не боятся. Дети любят священников. Удивительно общительные, открытые, свободные и ласковые дети. Спокойно подходят, задают вопросы, берут благословение. Никаких программ по «работе с молодежью». А в храмах - одна молодёжь. Один из увиденных мною «секретов» этого явления - священники очень открыты и доброжелательны, не читают морали, не запрещают что-то. Они просто любят детей и молодёжь. Священники для них друзья, очень авторитетные, старшие друзья. Молодые люди в Черногории священникам очень доверяют. Они бывают с ними более откровенны, чем даже со своими родителями.
Живу и не перестаю удивляться, делать открытия. Учиться у других, у тех, у кого есть чему учиться.
За прошедшие десятилетия в России восстановлено, отреставрировано и построено множество храмов и монастырей. Помню, в начале 90-х, когда Церковь, наконец, сбросила оковы несвободы, верующие люди с большим энтузиазмом жертвовали средства на строительство новых храмов. Многие несли свои сбережения, отдавали месячные зарплаты и пенсии, безвозмездно трудились на стройке. Воодушевление было колоссальное: наконец-то можно было свободно верить в Бога и ходить в Церковь. Кто знает лично, как было до этого, хорошо поймет, каким счастьем и честью было принять участие в строительстве нового храма.
Храм - сердце нашей церковной жизни. О любви к благолепию Дома Божия и к месту селения Его славы говорится в чинопоследованиях Церкви. Но сердце - это далеко не весь организм, и само по себе оно жить и биться не может.
Храм создаётся для людей. Но чтобы в нем жизнь жительствовала, нужно немало потрудиться и священникам, и прихожанам. Для этого нужно получать опыт, учиться. Для этого нужно, если можно так выразиться, вкладывать в людей.
Вчера прочел в ленте соцсети статистику ко дню кончины епископа Иакова (Домского), которую опубликовал архиепископ Якутский и Ленский Роман. Владыка Иаков открыл в Якутии в XIX веке 16 школ, построил 6 храмов, открыл женское епархиальное училище, воссоздал семинарию, открыл библиотеку, издал более 40 книг. И я задумался над соотношением этих цифр. Приоритеты налицо.
Сегодня, к сожалению, многие до сих пор не понимают важность образования и науки. И необходимость их реальной поддержки. В первую очередь, я, конечно, говорю о христианском образовании, о православных приходских школах, семинариях и академиях. Но рассуждения мои относятся и ко всему образованию вообще. Ведь если мыслить стратегически, то образование - это едва ли не самая важная и в Церкви, и в государстве составляющая.
Именно от образованности клириков и мирян зависит чистота веры, адекватность взаимоотношений между людьми, степень мирной настроенности общества. Ведь адекватное восприятие веры, например, несет в себе доброе отношение к окружающим, а не наоборот накаляет и ищет различия между традициями, образами церковности или конфессиями. Неадекватное восприятие веры почти всегда приводит к фундаментализму и враждебному отношению к другим. Напротив, апостольское христианство учит тому, что люди разные, и эти различия - прекрасны. А главное - Христос учил о любви к людям. Ко всем. Даже к врагам.
Но, к сожалению, о важности образования вообще и религиозного образования в частности - очень сложно говорить. Еще сложнее - привлечь заинтересованных и готовых вкладывать в это дело собственные средства людей. Когда я был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, на реставрацию академического храма мы смогли быстро найти средства и возможности, а вот на переоборудование аудиторий, на вклад в науку, на издательство, достойное вознаграждение
преподавателям и научным сотрудникам - дело шло сложнее и намного дольше. Вижу это и сейчас. И крайне сложно объяснить, почему гораздо более важно помогать развитию богословия, воспитанию будущих священников, повышению уровня грамотности мирян, развитию проповеди христианства. А ведь от образованности священников зависит очень многое, поскольку они становятся лидерами мнений в тех местах, где они служат.
С горечью воспринимаю проповеди священников, которые с амвонов угрожают небесными наказаниями и угрожают Богом, Который непременно отомстит неверующим или грешникам. Приходится констатировать, что подобные проповеди - результат низкой образованности священнослужителей, которые превращают христианство из религии радости и свободы в религию страха наказания и рабства.
Для проповеди Слова Христова важно нести слово и являть пример. Потому что и апостолы смогли распространить веру в Воскресшего Христа именно так: образованием, «научением», что и заповедовал нам Господь.
Храм - сердце нашей церковной жизни. О любви к благолепию Дома Божия и к месту селения Его славы говорится в чинопоследованиях Церкви. Но сердце - это далеко не весь организм, и само по себе оно жить и биться не может.
Храм создаётся для людей. Но чтобы в нем жизнь жительствовала, нужно немало потрудиться и священникам, и прихожанам. Для этого нужно получать опыт, учиться. Для этого нужно, если можно так выразиться, вкладывать в людей.
Вчера прочел в ленте соцсети статистику ко дню кончины епископа Иакова (Домского), которую опубликовал архиепископ Якутский и Ленский Роман. Владыка Иаков открыл в Якутии в XIX веке 16 школ, построил 6 храмов, открыл женское епархиальное училище, воссоздал семинарию, открыл библиотеку, издал более 40 книг. И я задумался над соотношением этих цифр. Приоритеты налицо.
Сегодня, к сожалению, многие до сих пор не понимают важность образования и науки. И необходимость их реальной поддержки. В первую очередь, я, конечно, говорю о христианском образовании, о православных приходских школах, семинариях и академиях. Но рассуждения мои относятся и ко всему образованию вообще. Ведь если мыслить стратегически, то образование - это едва ли не самая важная и в Церкви, и в государстве составляющая.
Именно от образованности клириков и мирян зависит чистота веры, адекватность взаимоотношений между людьми, степень мирной настроенности общества. Ведь адекватное восприятие веры, например, несет в себе доброе отношение к окружающим, а не наоборот накаляет и ищет различия между традициями, образами церковности или конфессиями. Неадекватное восприятие веры почти всегда приводит к фундаментализму и враждебному отношению к другим. Напротив, апостольское христианство учит тому, что люди разные, и эти различия - прекрасны. А главное - Христос учил о любви к людям. Ко всем. Даже к врагам.
Но, к сожалению, о важности образования вообще и религиозного образования в частности - очень сложно говорить. Еще сложнее - привлечь заинтересованных и готовых вкладывать в это дело собственные средства людей. Когда я был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, на реставрацию академического храма мы смогли быстро найти средства и возможности, а вот на переоборудование аудиторий, на вклад в науку, на издательство, достойное вознаграждение
преподавателям и научным сотрудникам - дело шло сложнее и намного дольше. Вижу это и сейчас. И крайне сложно объяснить, почему гораздо более важно помогать развитию богословия, воспитанию будущих священников, повышению уровня грамотности мирян, развитию проповеди христианства. А ведь от образованности священников зависит очень многое, поскольку они становятся лидерами мнений в тех местах, где они служат.
С горечью воспринимаю проповеди священников, которые с амвонов угрожают небесными наказаниями и угрожают Богом, Который непременно отомстит неверующим или грешникам. Приходится констатировать, что подобные проповеди - результат низкой образованности священнослужителей, которые превращают христианство из религии радости и свободы в религию страха наказания и рабства.
Для проповеди Слова Христова важно нести слово и являть пример. Потому что и апостолы смогли распространить веру в Воскресшего Христа именно так: образованием, «научением», что и заповедовал нам Господь.
Друзья, как продолжение вчерашнего сообщения позвольте предложить небольшое размышление. Оно возникло у меня во время чтения новых научных журналов нашей Академии. За этот учебный год в Издательстве МДА вышло уже пять абсолютно новых научных журналов. И скоро выйдет ещё один новый, шестой. Каждый журнал посвящен отдельной области науки, которой занимаются в Академии: богословию и философии, церковной и гражданской истории, церковно-практическим дисциплинам, классической филологии и переводам древних текстов, патрологии и библеистике, церковному искусству и археологии. Главным среди них по-прежнему остается журнал Богословский вестник, в котором публикуются лучшие исследования. Некоторые материалы новых журналов меня просто захватили, и я посчитал правильным поделиться с вами этим впечатлением. Нам всем - ректору, преподавателям и студентам - следует регулярно знакомиться с исследованиями, которые представлены в научных журналах. То, что публикуется в них - своего рода современные открытия, результат большой исследовательской работы, весьма ценные и полезные рассуждения и выводы наших преподавателей и студентов.
Необходимо не только следить за современными исследованиями, но и стараться писать научные тексты. Это придает остроту и свежесть уму, вводит в современную проблематику и приучает к научному труду. К тому же нам всем необходимо быть в одном контексте и понимать, какие исследования проводит Академия, чем занимаются ее преподаватели и научные сотрудники. Различные точки зрения ученых на привычные для нас, христиан, вопросы и темы помогают освежать свои представления о собственной вере, находить поводы для удивления и предпринимать собственные труды на ниве богословской науки.
К чему не только мы, выпускники, учащие и учащиеся Московской духовной академии, но и вообще неравнодушные христиане, конечно, призваны.
Необходимо не только следить за современными исследованиями, но и стараться писать научные тексты. Это придает остроту и свежесть уму, вводит в современную проблематику и приучает к научному труду. К тому же нам всем необходимо быть в одном контексте и понимать, какие исследования проводит Академия, чем занимаются ее преподаватели и научные сотрудники. Различные точки зрения ученых на привычные для нас, христиан, вопросы и темы помогают освежать свои представления о собственной вере, находить поводы для удивления и предпринимать собственные труды на ниве богословской науки.
К чему не только мы, выпускники, учащие и учащиеся Московской духовной академии, но и вообще неравнодушные христиане, конечно, призваны.
Сегодня появилась информация о возможных подтасовках на выпускных экзаменах бакалавриата Московской духовной академии. Воспринимаю ее очень серьезно и буду разбираться в ситуации, изучать детали произошедшего и по результатам приму меры.
Уверен, все понимают, что в заявлениях такого рода недопустимо руководствоваться слухами, а необходимо опираться на факты и доказательства. Прошу не следовать слухам и не распространять информацию, если нет подтвержденной фактами уверенности в том, что все происходило именно так, иначе будут оклеветаны невинные люди.
Прошу всех, у кого есть информация о произошедшем, сообщить мне. О результатах разбирательства и принятых мерах сообщу дополнительно. Руководство Академии всегда будет стоять на принципах честности, открытости и ответственности за все происходящее во время учебного процесса.
Уверен, все понимают, что в заявлениях такого рода недопустимо руководствоваться слухами, а необходимо опираться на факты и доказательства. Прошу не следовать слухам и не распространять информацию, если нет подтвержденной фактами уверенности в том, что все происходило именно так, иначе будут оклеветаны невинные люди.
Прошу всех, у кого есть информация о произошедшем, сообщить мне. О результатах разбирательства и принятых мерах сообщу дополнительно. Руководство Академии всегда будет стоять на принципах честности, открытости и ответственности за все происходящее во время учебного процесса.
Добрый день! Благодарю всех, кто принял участие в расследовании по факту появившейся информации о подтасовках на выпускном экзамене бакалавриата МДА. Сразу, как только до меня дошла информация, я распорядился создать комиссию во главе с Проректором по аккредитации и лицензированию МДА Н.В. Леонтьевой. Комиссия изучила видеозаписи экзаменов, опросила всех участников, проверила протоколы. Я встретился и поговорил со всеми студентами, сдававшими экзамен, и с представителями администрации, которые его организовали.
Комиссия выяснила, что имел место сговор студентов и сотрудника Учебно-методического отдела, из-за чего накануне экзаменов учащиеся получили схему раскладки билетов. Горько не только от того, что в бесчестном поступке участвовали исполняющие административные функции представители Академии, но еще больше от того, что их поступок вызвал у общественности впечатление покрывательства или даже соучастия всей администрации в обмане. Этого не было и не будет.
Провинившиеся принесли искреннее покаяние, чему я был свидетелем. О ситуации доложено Святейшему Патриарху.
Будет осуществлена пересдача в новых условиях с повышенным контролем и вниманием к организации процесса, с участием представителей Учебного комитета в каждой из комиссий. Эти меры не отразятся на атмосфере комфорта и доброжелательности по отношению к честным студентам, которых абсолютное большинство в МДА.
Эта ситуация стала хорошим уроком для всех, кто волей или неволей оказался к ней причастным. К сожалению, подобные вещи случаются, но важнее то, как все мы выходим из сложных обстоятельств. Печально, что подобное происходит и среди христиан, которые, казалось бы, должны быть образцом для остального мира. Это лишнее напоминание, что мы ничем не лучше других, особенно если не боремся с ложью и грехом. Надеюсь, что в том числе и благодаря этой ситуации мы будем внимательнее и честнее, будем удерживать друг друга от неправильных поступков не только формальными процедурами, но и истинной заботой о внутреннем состоянии братьев.
Комиссия выяснила, что имел место сговор студентов и сотрудника Учебно-методического отдела, из-за чего накануне экзаменов учащиеся получили схему раскладки билетов. Горько не только от того, что в бесчестном поступке участвовали исполняющие административные функции представители Академии, но еще больше от того, что их поступок вызвал у общественности впечатление покрывательства или даже соучастия всей администрации в обмане. Этого не было и не будет.
Провинившиеся принесли искреннее покаяние, чему я был свидетелем. О ситуации доложено Святейшему Патриарху.
Будет осуществлена пересдача в новых условиях с повышенным контролем и вниманием к организации процесса, с участием представителей Учебного комитета в каждой из комиссий. Эти меры не отразятся на атмосфере комфорта и доброжелательности по отношению к честным студентам, которых абсолютное большинство в МДА.
Эта ситуация стала хорошим уроком для всех, кто волей или неволей оказался к ней причастным. К сожалению, подобные вещи случаются, но важнее то, как все мы выходим из сложных обстоятельств. Печально, что подобное происходит и среди христиан, которые, казалось бы, должны быть образцом для остального мира. Это лишнее напоминание, что мы ничем не лучше других, особенно если не боремся с ложью и грехом. Надеюсь, что в том числе и благодаря этой ситуации мы будем внимательнее и честнее, будем удерживать друг друга от неправильных поступков не только формальными процедурами, но и истинной заботой о внутреннем состоянии братьев.
Добрый день, друзья. Начались вступительные экзамены в Московскую духовную академию: волнительная пора для множества юношей и девушек, которые твердо решили связать свою жизнь со служением Богу и Церкви Христовой.
Дорогие наши абитуриенты! Хочу пожелать вам концентрации внимания и сил, терпения, позитивного отношения к вступительным испытаниям, которые вы будете проходить в эти дни. Это сложно. Пусть эти сложности станут еще одной проверкой, которая поможет вам взвесить собственные намерения и понять, ваш ли это путь, или, пока не поздно, стоит изменить свой выбор. Вновь загляните в тайники своего сердца, оглянитесь на свою жизнь, помолитесь и подумайте, готовы ли вы встать на путь служения, на котором вас ожидает немало испытаний, трудностей и искушений. Готовы ли вы жертвенно отдавать свои таланты, время и все последующие годы жизни другим людям.
Абитуриентам бакалавриата, Регентского и Иконописного отделений, которые только готовятся приехать в Академию - желаю успешной подготовки к экзаменам. От того, насколько качественно и трудолюбиво вы сейчас подготовитесь, зависит поступление и ваша жизнь в течение следующих четырех-пяти лет. Лично буду проверять у вас навык чтения на церковнославянском языке, знание молитв и тропарей всех двунадесятых праздников. С каждым из поступающих на бакалавриат и Регентское отделение намерен встретиться и побеседовать.
Особенные мои слова к девушкам. Помните, что прежде всего вы идете учиться, получать знания и профессиональные навыки, чтобы научиться с молитвой совершать дело руководителя церковного хора. Не секрет, что у вас есть и другая цель - обрести спутника жизни и выйти замуж за будущего священнослужителя. Это, в общем-то, хорошо. Но цель Московской духовной академии - давать знания поступившим. А значит, готовьтесь прежде всего посвящать максимум времени учебе и богослужению. Не ищите своего, посвятите эти ближайшие годы получению новых знаний и навыков, молитве и духовной жизни. А Господь, несомненно, устроит потом и ваши семьи.
Дорогие наши абитуриенты! Хочу пожелать вам концентрации внимания и сил, терпения, позитивного отношения к вступительным испытаниям, которые вы будете проходить в эти дни. Это сложно. Пусть эти сложности станут еще одной проверкой, которая поможет вам взвесить собственные намерения и понять, ваш ли это путь, или, пока не поздно, стоит изменить свой выбор. Вновь загляните в тайники своего сердца, оглянитесь на свою жизнь, помолитесь и подумайте, готовы ли вы встать на путь служения, на котором вас ожидает немало испытаний, трудностей и искушений. Готовы ли вы жертвенно отдавать свои таланты, время и все последующие годы жизни другим людям.
Абитуриентам бакалавриата, Регентского и Иконописного отделений, которые только готовятся приехать в Академию - желаю успешной подготовки к экзаменам. От того, насколько качественно и трудолюбиво вы сейчас подготовитесь, зависит поступление и ваша жизнь в течение следующих четырех-пяти лет. Лично буду проверять у вас навык чтения на церковнославянском языке, знание молитв и тропарей всех двунадесятых праздников. С каждым из поступающих на бакалавриат и Регентское отделение намерен встретиться и побеседовать.
Особенные мои слова к девушкам. Помните, что прежде всего вы идете учиться, получать знания и профессиональные навыки, чтобы научиться с молитвой совершать дело руководителя церковного хора. Не секрет, что у вас есть и другая цель - обрести спутника жизни и выйти замуж за будущего священнослужителя. Это, в общем-то, хорошо. Но цель Московской духовной академии - давать знания поступившим. А значит, готовьтесь прежде всего посвящать максимум времени учебе и богослужению. Не ищите своего, посвятите эти ближайшие годы получению новых знаний и навыков, молитве и духовной жизни. А Господь, несомненно, устроит потом и ваши семьи.
Очень рад тому, что ректором Санкт-Петербургской духовной академии назначен умный и достойный человек. Я не раз убеждался в профессиональных качествах отца Силуана, в высоте его образования. Он почти мой земляк, родом из Орла. Это скромный, благородный, смиренный монах, который неизменно хорошо относится к людям.
Буквально на последнем ученом совете он прошел конкурс на должность преподавателя Московской духовной академии. Я надеюсь, что будучи ректором СПбДА он останется и преподавателем Московской духовной академии, будет периодически приезжать к нам, читать лекции и работать с нашими студентами.
Я сегодня по телефону поздравил отца Силуана с назначением. Мы одновременно засвидетельствовали желание тесного и открытого сотрудничества наших духовных академий. Единство центральных образовательных духовных учебных заведений должно служить на пользу Русской Православной Церкви и вообще Православию в мире. Очень рад, что такая замечательная и благоприятная возможность осуществится при ректорстве отца - а в скором будущем владыки - Силуана (Никитина). Искренне желаю ему благословенных успехов и помощи от Господа в предстоящем служении.
Буквально на последнем ученом совете он прошел конкурс на должность преподавателя Московской духовной академии. Я надеюсь, что будучи ректором СПбДА он останется и преподавателем Московской духовной академии, будет периодически приезжать к нам, читать лекции и работать с нашими студентами.
Я сегодня по телефону поздравил отца Силуана с назначением. Мы одновременно засвидетельствовали желание тесного и открытого сотрудничества наших духовных академий. Единство центральных образовательных духовных учебных заведений должно служить на пользу Русской Православной Церкви и вообще Православию в мире. Очень рад, что такая замечательная и благоприятная возможность осуществится при ректорстве отца - а в скором будущем владыки - Силуана (Никитина). Искренне желаю ему благословенных успехов и помощи от Господа в предстоящем служении.
Дорогие друзья, с праздником первоверховных апостолов Петра и Павла, с окончанием Петрова поста!
Сегодня я совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре, а после - пообщался с братией обители, несколькими преподавателями и учащимися Сретенской семинарии, временно исполняющим обязанности ректора которой я был назначен на последнем заседании Священного Синода нашей Церкви.
Я прекрасно понимаю, что многие обеспокоены будущим Сретенской семинарии и Московской духовной академии, поэтому хочу немного прояснить суть происходящего.
Центральная и крупнейшая богословская школа Русской Православной Церкви - Московская духовная академия - как известно, хотя и именуется Московской, находится в Сергиевом Посаде.
Чтобы давать серьезное образование на высших ступенях, необходима определенная культурная и интеллектуальная среда, необходимы преподаватели, готовые давать это образование. В Сергиев Посад сложно привлекать на постоянной основе новых качественных преподавателей, они высоко ценят собственное время и чаще всего не готовы тратить целый рабочий день для поездки в Посад, чтобы прочитать одну-две лекции. В целом магистратура и аспирантура нуждаются в том, чтобы находиться в самом центре культурных и академических событий. В случае Московской духовной академии этот центр должен быть расположен в Москве.
Сегодня я совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре, а после - пообщался с братией обители, несколькими преподавателями и учащимися Сретенской семинарии, временно исполняющим обязанности ректора которой я был назначен на последнем заседании Священного Синода нашей Церкви.
Я прекрасно понимаю, что многие обеспокоены будущим Сретенской семинарии и Московской духовной академии, поэтому хочу немного прояснить суть происходящего.
Центральная и крупнейшая богословская школа Русской Православной Церкви - Московская духовная академия - как известно, хотя и именуется Московской, находится в Сергиевом Посаде.
Чтобы давать серьезное образование на высших ступенях, необходима определенная культурная и интеллектуальная среда, необходимы преподаватели, готовые давать это образование. В Сергиев Посад сложно привлекать на постоянной основе новых качественных преподавателей, они высоко ценят собственное время и чаще всего не готовы тратить целый рабочий день для поездки в Посад, чтобы прочитать одну-две лекции. В целом магистратура и аспирантура нуждаются в том, чтобы находиться в самом центре культурных и академических событий. В случае Московской духовной академии этот центр должен быть расположен в Москве.
У Московской духовной академии впереди серьезные изменения. Потому что, на мой взгляд, на данном этапе духовное образование в МДА находится не на том уровне, на котором должно быть в главной Академии Русской Православной Церкви. Причин тому множество, и немаловажная - удаленность от столицы, которая влечет за собой массу других. Московская духовная академия призвана стать современным богословским центром православного мира. Могу привести в пример Санкт-Петербургскую духовную академию, ректором которой я был в течение 10 лет. Она сейчас является первым в рейтинге нашей Церкви духовным вузом, во многом - благодаря расположению в центре Петербурга.
Комиссия, созданная решением Священного Синода, - не формальность. Мы (имею в виду членов комиссии) начинаем работать в ближайшие дни. Задача созданной комиссии - оценить возможность реализации различных решений имеющейся проблемы. Одно из возможных решений действительно связано со Сретенской семинарией. Со временем обучение на бакалавриате будет проходить в Сергиевом Посаде. В этом же году в соответствии с графиком экзаменов будет произведён набор в Сретенскую семинарию как на бакалавриат, так и в магистратуру. И учеба будет проходить там же. Без всяких перемещений. Такие перемены требуют постепенности. Сретенская семинария повысит свой уровень аккредитации, став Академией, что нельзя назвать отрицательным. Ведь уровень и масштаб, заданные владыкой Тихоном, по сути давно вывели семинарию на ступень Академии.
Бакалавриат - это та ступень богословского образования, когда будущий священно- или церковнослужитель вводится в христианский способ существования, образ жизни. И для этого лучше всего подходит монастырская среда с многолетней традицией. Через несколько лет обучение на бакалавриате будет проходить только в сердце русского Православия - Троице-Сергиевой Лавре.
Комиссия, созданная решением Священного Синода, - не формальность. Мы (имею в виду членов комиссии) начинаем работать в ближайшие дни. Задача созданной комиссии - оценить возможность реализации различных решений имеющейся проблемы. Одно из возможных решений действительно связано со Сретенской семинарией. Со временем обучение на бакалавриате будет проходить в Сергиевом Посаде. В этом же году в соответствии с графиком экзаменов будет произведён набор в Сретенскую семинарию как на бакалавриат, так и в магистратуру. И учеба будет проходить там же. Без всяких перемещений. Такие перемены требуют постепенности. Сретенская семинария повысит свой уровень аккредитации, став Академией, что нельзя назвать отрицательным. Ведь уровень и масштаб, заданные владыкой Тихоном, по сути давно вывели семинарию на ступень Академии.
Бакалавриат - это та ступень богословского образования, когда будущий священно- или церковнослужитель вводится в христианский способ существования, образ жизни. И для этого лучше всего подходит монастырская среда с многолетней традицией. Через несколько лет обучение на бакалавриате будет проходить только в сердце русского Православия - Троице-Сергиевой Лавре.
Однако, как я уже сказал, это не произойдет моментально, не факт, что это коснется хотя бы кого-то из нынешних студентов Сретенской семинарии. Полагаю, что должна произойти естественная смена поколений: все бакалавры должны окончить обучение там, куда и поступали, а затем Московская (Сретенская) духовная академия будет осуществлять набор только в магистратуру и аспирантуру. И на это решение тоже можно взглянуть положительно.
Мы находимся в процессе исследования. Нам благословлено обозначить такой путь, который действительно принесет благо Церкви. Самая крупная духовная школа страны должна давать наиболее качественное образование и выпускать грамотных проповедников, богословов, священников и церковных администраторов. К сожалению, без серьезных структурных изменений это не представляется возможным. И опять же, к сожалению, это не так легко сделать.
Мне кажется, что стоит сказать еще и о том, что всякий священнослужитель с самых ранних ступеней, вступая на путь служения Церкви Христовой, дает присягу. В ней он обещает в том числе во всем следовать решениям священноначалия. Когда вопрос не касается догматики или христианской этики, оспаривание решений священноначалия сложно назвать положительным явлением. Это в определенном смысле протест против Церкви внутри нее самой, и это вряд ли может привести к чему-то хорошему. Тем более когда речь идет о вопросах по большей части материальных и организационных, об устройстве административно-хозяйственного аспекта жизни Церкви, который может принимать разные формы и решаться по-разному. Такие решения не всегда приятны тем, кого они затрагивают, но противление им показывает священнослужителя не с самой хорошей стороны, такие действия приобретают негативную этическую окраску.
Мы находимся в процессе исследования. Нам благословлено обозначить такой путь, который действительно принесет благо Церкви. Самая крупная духовная школа страны должна давать наиболее качественное образование и выпускать грамотных проповедников, богословов, священников и церковных администраторов. К сожалению, без серьезных структурных изменений это не представляется возможным. И опять же, к сожалению, это не так легко сделать.
Мне кажется, что стоит сказать еще и о том, что всякий священнослужитель с самых ранних ступеней, вступая на путь служения Церкви Христовой, дает присягу. В ней он обещает в том числе во всем следовать решениям священноначалия. Когда вопрос не касается догматики или христианской этики, оспаривание решений священноначалия сложно назвать положительным явлением. Это в определенном смысле протест против Церкви внутри нее самой, и это вряд ли может привести к чему-то хорошему. Тем более когда речь идет о вопросах по большей части материальных и организационных, об устройстве административно-хозяйственного аспекта жизни Церкви, который может принимать разные формы и решаться по-разному. Такие решения не всегда приятны тем, кого они затрагивают, но противление им показывает священнослужителя не с самой хорошей стороны, такие действия приобретают негативную этическую окраску.
Конечно, мне очень легко сейчас встать на позицию того, кто настаивает на подчинении авторитету Церкви. Знаю, как трудно даются перемены, на личном опыте. Но я искренне хочу, чтобы те, кто обеспокоен будущим Церкви, действительно меня поняли. И помогли не мне, а Церкви нашей в разрешении возникшей уже достаточно давно, но ставшей особенно острой в последнее время проблеме, важной для всех нас, священнослужителей и мирян, студентов и преподавателей семинарий и академий. Проблеме создания серьезной и глубокой системы образования, которая бы готовила церковно- и священнослужителей, способных дать ответ вызовам современности, способным найти такой язык, такие слова, такие действия и образы, которые будут привлекать людей ко Христу, в Его Церковь.
Важная мысль, которую я хотел бы донести, - ни о каком разрушении Сретенской семинарии, Сретенского монастыря и вообще чего бы то ни было речи нет. Даже если будет принято решение об оптимизации учебных процессов двух духовных учебных заведений, ничто разрушаться не будет. Ни традиции, ни наработанные обеими духовными школами замечательные методики, ни уклад монастырской жизни. И, конечно, никто не собирается никого никуда переселять, не собирается отбирать у обители храмы и здания. Никто не будет делить студентов и братию. Все это надуманные слухи и страхи. Все, что создано в прошлые годы трудами владыки Тихона, братией обители, семинарией и благодетелями, - это величайший дар Богу и Его Святой Церкви. И за это - низкий поклон и благодарность создателям чуда на Сретенском бульваре. Никто из нас не способен ничего забрать в иной мир, кроме дел добра и любви, кроме того, что каждый из нас искренне и по силам приносит к подножию Креста Христова.
Важная мысль, которую я хотел бы донести, - ни о каком разрушении Сретенской семинарии, Сретенского монастыря и вообще чего бы то ни было речи нет. Даже если будет принято решение об оптимизации учебных процессов двух духовных учебных заведений, ничто разрушаться не будет. Ни традиции, ни наработанные обеими духовными школами замечательные методики, ни уклад монастырской жизни. И, конечно, никто не собирается никого никуда переселять, не собирается отбирать у обители храмы и здания. Никто не будет делить студентов и братию. Все это надуманные слухи и страхи. Все, что создано в прошлые годы трудами владыки Тихона, братией обители, семинарией и благодетелями, - это величайший дар Богу и Его Святой Церкви. И за это - низкий поклон и благодарность создателям чуда на Сретенском бульваре. Никто из нас не способен ничего забрать в иной мир, кроме дел добра и любви, кроме того, что каждый из нас искренне и по силам приносит к подножию Креста Христова.
С воскресным днем, дорогие друзья, с днем памяти бессребреников Космы и Дамиана!
Сегодня те из нас, кто был в церкви за богослужением, могли услышать слова тринадцатой главы послания святого апостола Павла к церкви Коринфа - слова о любви. Апостол говорит, что можно говорить ангельскими языками, уметь пророчествовать, знать тайны, иметь такую сильную веру, которая может переставлять горы, раздать свое имение нищим, стать мучеником, но если делать это не имея любви - то от этого нет никакой пользы, это все бессмысленно, не нужно, бесцельно.
Апостол говорит, что любовь больше мученичества, больше духовных практик, больше чудотворения и знания тайн. Об этом же говорит и Господь Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13:35). То есть не по тому, какие одежды мы носим, какие поем песнопения и каких строгих правил придерживаемся в жизни. А по тому, любим ли мы друг друга.
А ведь любовь - вещь не абстрактная.
Сегодня апостол Павел говорит о том, что такое любовь. Эти слова каждый церковный человек слышал много раз, и, возможно, от многократного повторения они, в некотором смысле, могли потерять свою остроту и жизненную силу. Любовь долготерпит. Любовь милосердствует. Любовь не завидует. Не превозносится и не гордится. Любовь не бесчинствует. Любовь не ищет своего. Не раздражается. Не мыслит зла. Не радуется неправде, но сорадуется истине. Любовь всё покрывает. Любовь всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Любить тяжело. К любви стремится душа наша, но любовь тяжела. Если любить было бы просто - люди действительно любили бы друг друга, особенно мы, христиане, которым Господь явно дал заповедь новую: любить друг друга (Ин. 13:34). Важные для человека духовные вещи, например, молитва, любовь, соблюдение заповедей - требуют тяжелых усилий. Казалось бы, именно те вещи, для которых мы созданы, то, что ожидает нас в вечной жизни в Царствии Божием - так тяжело исполнять здесь, на земле. Они встречают множество помех - в нас самих, в других людях, в обстоятельствах жизни. Любить тяжело, и именно поэтому любовь стоит во главе угла христианства. Мы должны любить несмотря ни на что. Можно сказать, что любить - наш долг. Чаще всего - трудный, связанный с самоограничением, с подчинением собственной воли, с усилиями и тратой времени.
Наши усилия в любви - не бесполезны. Да, это тяжело, но и в Царствии Божием мы не научимся любить друг друга по мановению волшебной палочки. В этой жизни мы учимся любить, настраивая свой инструмент всю жизнь, чтобы и в жизни, и, особенно, у порога смерти он не зазвучал фальшиво. И иногда действительно переживаем минуты легкости, когда хочется любить всех, когда сердце открыто, когда душа поет. Но, возможно, те молитвы, те поступки любви, которые мы можем считать своими худшими молитвами и делами - возможно, они в очах Божиих выше тех, которые даются нам легко и с чувством особенной восторженности. Потому что тяжелая любовь, молитва через силу, духовные упражнения полностью зависят от подчинения нашей воли Божественному призыву, в то время как чувства переменчивы и, порой, зависят от погоды больше, чем от наших усилий.
Сегодня те из нас, кто был в церкви за богослужением, могли услышать слова тринадцатой главы послания святого апостола Павла к церкви Коринфа - слова о любви. Апостол говорит, что можно говорить ангельскими языками, уметь пророчествовать, знать тайны, иметь такую сильную веру, которая может переставлять горы, раздать свое имение нищим, стать мучеником, но если делать это не имея любви - то от этого нет никакой пользы, это все бессмысленно, не нужно, бесцельно.
Апостол говорит, что любовь больше мученичества, больше духовных практик, больше чудотворения и знания тайн. Об этом же говорит и Господь Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13:35). То есть не по тому, какие одежды мы носим, какие поем песнопения и каких строгих правил придерживаемся в жизни. А по тому, любим ли мы друг друга.
А ведь любовь - вещь не абстрактная.
Сегодня апостол Павел говорит о том, что такое любовь. Эти слова каждый церковный человек слышал много раз, и, возможно, от многократного повторения они, в некотором смысле, могли потерять свою остроту и жизненную силу. Любовь долготерпит. Любовь милосердствует. Любовь не завидует. Не превозносится и не гордится. Любовь не бесчинствует. Любовь не ищет своего. Не раздражается. Не мыслит зла. Не радуется неправде, но сорадуется истине. Любовь всё покрывает. Любовь всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Любить тяжело. К любви стремится душа наша, но любовь тяжела. Если любить было бы просто - люди действительно любили бы друг друга, особенно мы, христиане, которым Господь явно дал заповедь новую: любить друг друга (Ин. 13:34). Важные для человека духовные вещи, например, молитва, любовь, соблюдение заповедей - требуют тяжелых усилий. Казалось бы, именно те вещи, для которых мы созданы, то, что ожидает нас в вечной жизни в Царствии Божием - так тяжело исполнять здесь, на земле. Они встречают множество помех - в нас самих, в других людях, в обстоятельствах жизни. Любить тяжело, и именно поэтому любовь стоит во главе угла христианства. Мы должны любить несмотря ни на что. Можно сказать, что любить - наш долг. Чаще всего - трудный, связанный с самоограничением, с подчинением собственной воли, с усилиями и тратой времени.
Наши усилия в любви - не бесполезны. Да, это тяжело, но и в Царствии Божием мы не научимся любить друг друга по мановению волшебной палочки. В этой жизни мы учимся любить, настраивая свой инструмент всю жизнь, чтобы и в жизни, и, особенно, у порога смерти он не зазвучал фальшиво. И иногда действительно переживаем минуты легкости, когда хочется любить всех, когда сердце открыто, когда душа поет. Но, возможно, те молитвы, те поступки любви, которые мы можем считать своими худшими молитвами и делами - возможно, они в очах Божиих выше тех, которые даются нам легко и с чувством особенной восторженности. Потому что тяжелая любовь, молитва через силу, духовные упражнения полностью зависят от подчинения нашей воли Божественному призыву, в то время как чувства переменчивы и, порой, зависят от погоды больше, чем от наших усилий.