О христианстве, предпринимательстве и этических границах
В нашем обществе слово «предприниматель» имеет скорее негативную окраску. Наверное, это связано и с социалистическим прошлым нашей страны, и с девяностыми годами, которые запечатлелись в том числе и нечестными бизнесменами и нечестным, а часто и аморальным бизнесом. Отчасти это связано и с такими сферами бизнеса, которые несут в наше общество только негатив. А отчасти связано и с неправильной интерпретацией верующими людьми священных текстов о богатстве. Но относиться плохо ко всем предпринимателям я считаю несправедливым.
В конце сентября этого года в Сретенской духовной семинарии прошел круглый стол об отношении к предпринимательству православных людей. Обсуждение инициировала группа бизнесменов, которые живут церковной жизнью. Они хотят получить богословские ответы на вопросы повседневной работы бизнесмена: что Церковь думает о бизнесе и бизнесменах? Как выстраивать этичный бизнес? Какими принципами руководствоваться, заключая партнерские соглашения? Чем руководствоваться в отношениях с персоналом? Какие маркетинговые приемы допустимы, а какие нет?
Этические границы и нормы в бизнесе касаются, прежде всего, межчеловеческих отношений. За цифрами и графиками бизнес-планов и стратегий развития непросто увидеть живых людей. Очевидно, что ложь не должна и не может быть нормой для христианина. Но мы часто сталкиваемся с тем, что, например, реклама чрезмерно приукрашивает тот продукт, о котором она рассказывает. Бывает и так, что используются некоторые уловки, цель которых - зацепить человека, которому продукт на самом деле не нужен. Или когда вредоносные стороны возможного использования продукта либо опускаются, либо прописываются едва различимым шрифтом. Но, как мне кажется, здесь пространство для рассуждений и поисках тех границ, которые переступать не стоит.
В Евангелии, в притче о богаче и Лазаре, мы видим пример осуждения богатства, на который стоит обратить внимание. Евангельский богач осуждается не за то, что он обладал значительными средствами. А за то, что пренебрегал ближним: страждущим и нуждающимся. И это приводит нас к мыслям о социальной ответственности в работе предпринимателя. Разговоры об этом мы слышим часто. Но в чем смысл «социальной ответственности», что вообще означает эта фраза?
Во-первых, как я уже написал выше, предпринимательская деятельность христианина не может быть основана на эксплуатации людей. На эксплуатации невежества или социальных и материальных проблем. Иными словами, успех бизнес-проекта не может быть построен на людском горе.
Во-вторых, отношение бизнесмена к сотрудникам. Предпринимателю-христианину следует не только беспокоиться о достойной оплате труда сотрудников, но и следить за тем, чтобы атмосфера в коллективе была благоприятной, исключать возможность какого-либо насилия и злоупотреблений.
В-третьих, достигнув определенного роста, социально-ответственный бизнесмен может находить пути помощи ближним не только посредством основной деятельности, например, предоставляя рабочие места. Христианин всегда проактивен. Христианин-бизнесмен может организовывать стипендии бедным и подающим надежды студентам; строить или материально помогать больницам, школам, музеям, библиотекам; поддерживать благотворительные фонды; вкладывать средства в развитие медицины и образования.
Наконец, нельзя пренебречь и экологической составляющей. Как мне кажется, предприниматель-христианин, если его деятельность связана, например, с каким-либо производством, должен уменьшать или компенсировать вред, который приносит его производство.
Потому что Творец заповедовал нам любить друг друга, хранить и возделывать этот прекрасный мир.
В нашем обществе слово «предприниматель» имеет скорее негативную окраску. Наверное, это связано и с социалистическим прошлым нашей страны, и с девяностыми годами, которые запечатлелись в том числе и нечестными бизнесменами и нечестным, а часто и аморальным бизнесом. Отчасти это связано и с такими сферами бизнеса, которые несут в наше общество только негатив. А отчасти связано и с неправильной интерпретацией верующими людьми священных текстов о богатстве. Но относиться плохо ко всем предпринимателям я считаю несправедливым.
В конце сентября этого года в Сретенской духовной семинарии прошел круглый стол об отношении к предпринимательству православных людей. Обсуждение инициировала группа бизнесменов, которые живут церковной жизнью. Они хотят получить богословские ответы на вопросы повседневной работы бизнесмена: что Церковь думает о бизнесе и бизнесменах? Как выстраивать этичный бизнес? Какими принципами руководствоваться, заключая партнерские соглашения? Чем руководствоваться в отношениях с персоналом? Какие маркетинговые приемы допустимы, а какие нет?
Этические границы и нормы в бизнесе касаются, прежде всего, межчеловеческих отношений. За цифрами и графиками бизнес-планов и стратегий развития непросто увидеть живых людей. Очевидно, что ложь не должна и не может быть нормой для христианина. Но мы часто сталкиваемся с тем, что, например, реклама чрезмерно приукрашивает тот продукт, о котором она рассказывает. Бывает и так, что используются некоторые уловки, цель которых - зацепить человека, которому продукт на самом деле не нужен. Или когда вредоносные стороны возможного использования продукта либо опускаются, либо прописываются едва различимым шрифтом. Но, как мне кажется, здесь пространство для рассуждений и поисках тех границ, которые переступать не стоит.
В Евангелии, в притче о богаче и Лазаре, мы видим пример осуждения богатства, на который стоит обратить внимание. Евангельский богач осуждается не за то, что он обладал значительными средствами. А за то, что пренебрегал ближним: страждущим и нуждающимся. И это приводит нас к мыслям о социальной ответственности в работе предпринимателя. Разговоры об этом мы слышим часто. Но в чем смысл «социальной ответственности», что вообще означает эта фраза?
Во-первых, как я уже написал выше, предпринимательская деятельность христианина не может быть основана на эксплуатации людей. На эксплуатации невежества или социальных и материальных проблем. Иными словами, успех бизнес-проекта не может быть построен на людском горе.
Во-вторых, отношение бизнесмена к сотрудникам. Предпринимателю-христианину следует не только беспокоиться о достойной оплате труда сотрудников, но и следить за тем, чтобы атмосфера в коллективе была благоприятной, исключать возможность какого-либо насилия и злоупотреблений.
В-третьих, достигнув определенного роста, социально-ответственный бизнесмен может находить пути помощи ближним не только посредством основной деятельности, например, предоставляя рабочие места. Христианин всегда проактивен. Христианин-бизнесмен может организовывать стипендии бедным и подающим надежды студентам; строить или материально помогать больницам, школам, музеям, библиотекам; поддерживать благотворительные фонды; вкладывать средства в развитие медицины и образования.
Наконец, нельзя пренебречь и экологической составляющей. Как мне кажется, предприниматель-христианин, если его деятельность связана, например, с каким-либо производством, должен уменьшать или компенсировать вред, который приносит его производство.
Потому что Творец заповедовал нам любить друг друга, хранить и возделывать этот прекрасный мир.
Книга священномученика Илариона, архиепископа Верейского «Христианства нет без Церкви»
В храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской находится рака с мощами священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Он был наместником Сретенского монастыря в сложное для Церкви время, в 20-х годах XX века. Это было удивительное время для нашей Церкви. Оно принесло множество суровых испытаний, смертей, разрушений храмов. Но именно в этом горниле просияли как множество святых, так и, возможно, лучшие русские богословы.
Они прекрасно знали древние и современные европейские языки, были глубоко начитаны, обладали прекрасным даром слова. Но главное - они очень любили Христа и Его Церковь, искренне жили христианской жизнью, а многие не только были готовы умереть за Христа, но и действительно оказались перемолоты чудовищной советской безбожной машиной смерти. Одним из таких богословов и новомучеников был священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.
Главной темой его богословских рассуждений всегда была Церковь, и он написал немало по этому вопросу. И, конечно, всякому студенту-богослову следовало бы прочитать его «Очерки по истории догмата о Церкви». Это большой и добросовестный научный труд, но сегодня я бы хотел рассказать о другой его книге, а точнее об изданном несколько лет назад в нашем издательстве сборнике его сочинений, посвященных одной теме: «Христианства нет без Церкви».
Мы и сегодня нередко задаемся вопросом, что есть Церковь, и для чего она существует. Правда мы до сих пор не можем подобрать некоего всеобъемлющего определения для Церкви. Тем не менее этот сборник дает возможность, если не понять до конца, то хотя бы прочувствовать всю глубину этого вопроса. Сборник состоит из небольших сочинений, каждое из которых можно прочитать за 30-40 минут.
Конечно, важнейшая определяющая церковной жизни со времени Тайной Вечери - Причастие Тела и Крови Христа Спасителя. Неслучайно по правилам древней Церкви человек перестает быть членом церковного организма, если не причащается три воскресенья подряд (80 правило VI Вселенского Собора, 9 Апостольское правило). Именно Причащение и есть самое важное в Церкви. Таинство Причащения созидает Церковь, через него члены Тела Христова обретают свое таинственное единство во Христе, а значит через него обретается и единство церковное. Об этом же пишет и наш святой, священномученик Иларион, архиепископ Верейский, в этой замечательной книге:
«Таинство Причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство Причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет их друг с другом. Вот почему Причащение, по преимуществу, есть источник именно церковной жизни. Смысл Таинства Причащения – в его церковности. Вне единства церковного нет и Причащения» (стр 41).
В храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской находится рака с мощами священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Он был наместником Сретенского монастыря в сложное для Церкви время, в 20-х годах XX века. Это было удивительное время для нашей Церкви. Оно принесло множество суровых испытаний, смертей, разрушений храмов. Но именно в этом горниле просияли как множество святых, так и, возможно, лучшие русские богословы.
Они прекрасно знали древние и современные европейские языки, были глубоко начитаны, обладали прекрасным даром слова. Но главное - они очень любили Христа и Его Церковь, искренне жили христианской жизнью, а многие не только были готовы умереть за Христа, но и действительно оказались перемолоты чудовищной советской безбожной машиной смерти. Одним из таких богословов и новомучеников был священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.
Главной темой его богословских рассуждений всегда была Церковь, и он написал немало по этому вопросу. И, конечно, всякому студенту-богослову следовало бы прочитать его «Очерки по истории догмата о Церкви». Это большой и добросовестный научный труд, но сегодня я бы хотел рассказать о другой его книге, а точнее об изданном несколько лет назад в нашем издательстве сборнике его сочинений, посвященных одной теме: «Христианства нет без Церкви».
Мы и сегодня нередко задаемся вопросом, что есть Церковь, и для чего она существует. Правда мы до сих пор не можем подобрать некоего всеобъемлющего определения для Церкви. Тем не менее этот сборник дает возможность, если не понять до конца, то хотя бы прочувствовать всю глубину этого вопроса. Сборник состоит из небольших сочинений, каждое из которых можно прочитать за 30-40 минут.
Конечно, важнейшая определяющая церковной жизни со времени Тайной Вечери - Причастие Тела и Крови Христа Спасителя. Неслучайно по правилам древней Церкви человек перестает быть членом церковного организма, если не причащается три воскресенья подряд (80 правило VI Вселенского Собора, 9 Апостольское правило). Именно Причащение и есть самое важное в Церкви. Таинство Причащения созидает Церковь, через него члены Тела Христова обретают свое таинственное единство во Христе, а значит через него обретается и единство церковное. Об этом же пишет и наш святой, священномученик Иларион, архиепископ Верейский, в этой замечательной книге:
«Таинство Причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство Причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет их друг с другом. Вот почему Причащение, по преимуществу, есть источник именно церковной жизни. Смысл Таинства Причащения – в его церковности. Вне единства церковного нет и Причащения» (стр 41).
Каждое воскресенье в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской Московского Сретенского монастыря мы собираемся у раки с мощами священномученика Илариона, архиепископа Верейского для акафистного пения. Оно начинается в 13 часов. Приглашаю всех желающих помолиться священномученику Илариону и приложиться к его мощам.
О пропасти, разделяющей людей. Притча о богаче и Лазаре
Сегодня вновь мы слышали евангельский отрывок, где человек просит о чуде. В этот раз о нем просит богач, который мучается в аду и просит Авраама воскресить Лазаря для того, чтобы тот предупредил братьев богача о посмертной участи. Но получает отказ. Пусть слушают Моисея и пророков, говорит Авраам. А если и их не послушают, то не послушают и мертвого, который воскрес.
Когда умер Лазарь, ангелы отнесли душу его в лоно Авраамово. Возможно, он заслужил мученический венец своей безропотностью. Ведь он не отчаялся, не наложил на себя руки, не набросился на богача, не проклинал всех вокруг, а смиренно принимал свою страшную участь. И скорее всего у него было много времени подумать о смысле своей жизни. В отличие от богача, который всю жизнь провел в праздности, развлечениях, отвлечении себя от самого страшного вопроса существования: а что же дальше? Сам вопрос о том, что дальше, в чем смысл происходящего, какая участь ожидает каждого из нас там, вне границ времени - делает нас глубже, позволяет жить честнее и полнее.
Та пропасть, о который говорит осужденному богачу праотец Авраам, строится нами здесь и сейчас. Но не в силу накопления материальных ценностей. В основе пропасти лежит наше нежелание замечать других, наша злая воля, направленная если не явно против ближних, то уж точно не в сторону заботы о них. То есть, это проблема прежде всего этическая, связанная в том числе с воспитанием человека, с его вниманием к голосу собственной совести.
К тому нравственному закону, о котором говорит Священное Писание, и который написан на наших сердцах.
Сегодня вновь мы слышали евангельский отрывок, где человек просит о чуде. В этот раз о нем просит богач, который мучается в аду и просит Авраама воскресить Лазаря для того, чтобы тот предупредил братьев богача о посмертной участи. Но получает отказ. Пусть слушают Моисея и пророков, говорит Авраам. А если и их не послушают, то не послушают и мертвого, который воскрес.
Когда умер Лазарь, ангелы отнесли душу его в лоно Авраамово. Возможно, он заслужил мученический венец своей безропотностью. Ведь он не отчаялся, не наложил на себя руки, не набросился на богача, не проклинал всех вокруг, а смиренно принимал свою страшную участь. И скорее всего у него было много времени подумать о смысле своей жизни. В отличие от богача, который всю жизнь провел в праздности, развлечениях, отвлечении себя от самого страшного вопроса существования: а что же дальше? Сам вопрос о том, что дальше, в чем смысл происходящего, какая участь ожидает каждого из нас там, вне границ времени - делает нас глубже, позволяет жить честнее и полнее.
Та пропасть, о который говорит осужденному богачу праотец Авраам, строится нами здесь и сейчас. Но не в силу накопления материальных ценностей. В основе пропасти лежит наше нежелание замечать других, наша злая воля, направленная если не явно против ближних, то уж точно не в сторону заботы о них. То есть, это проблема прежде всего этическая, связанная в том числе с воспитанием человека, с его вниманием к голосу собственной совести.
К тому нравственному закону, о котором говорит Священное Писание, и который написан на наших сердцах.
Сегодня Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию исполнилось 75 лет.
«Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг». Эти слова - о нем, о его благодатном состоянии, в свете своей любви растворяющем любые человеческие недостатки, ошибки, даже самую жуткую вражду против него. Рядом с ним находиться можно без всяких слов и вопросов. Послужить, помолиться. А можно и просто помолчать и уйти, получив все ответы и изгнав все сомнения и волнения.
Его слова никогда не расходятся с поступками. Он учит жизнью и примером, подтверждающим слово. Если учит любить врагов, то сам с доброй улыбкой принимает их в объятия. Если учит терпению, то сам терпит всё, не позволяя своему сердцу впустить в себя даже каплю средостения. На его лице всегда улыбка и свет. Потому что в сердце - Евангелие, потому что он знает Христа.
Он приходит в храм и дарит свет Христов всем, кто с ним молится и общается. В жизни, в быту - тот же свет и та же радость!
Как счастливы люди, которые служат с ним, слушают его, молятся и просто смотрят на него. Таков подобаше им архиерей, рождённый Украинской землей и воспитанный Христовой Церковью. Как же несчастны те, кто разменивается на имитирующих церковную и духовную жизнь, заблудших украинских раскольников, лишая себя возможности впитывать пример того, кто стяжал мирный дух!
Подарим Его Блаженству Блаженнейшему Онуфрию, митрополиту Киевскому и всея Украины, свою молитву о нем. Пусть Господь умножит годы жизни его, а Украинская Православная Церковь с верой, присущей Его Блаженству, совершает без сомнений и оглядки свой крестный и спасительный путь!
«Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг». Эти слова - о нем, о его благодатном состоянии, в свете своей любви растворяющем любые человеческие недостатки, ошибки, даже самую жуткую вражду против него. Рядом с ним находиться можно без всяких слов и вопросов. Послужить, помолиться. А можно и просто помолчать и уйти, получив все ответы и изгнав все сомнения и волнения.
Его слова никогда не расходятся с поступками. Он учит жизнью и примером, подтверждающим слово. Если учит любить врагов, то сам с доброй улыбкой принимает их в объятия. Если учит терпению, то сам терпит всё, не позволяя своему сердцу впустить в себя даже каплю средостения. На его лице всегда улыбка и свет. Потому что в сердце - Евангелие, потому что он знает Христа.
Он приходит в храм и дарит свет Христов всем, кто с ним молится и общается. В жизни, в быту - тот же свет и та же радость!
Как счастливы люди, которые служат с ним, слушают его, молятся и просто смотрят на него. Таков подобаше им архиерей, рождённый Украинской землей и воспитанный Христовой Церковью. Как же несчастны те, кто разменивается на имитирующих церковную и духовную жизнь, заблудших украинских раскольников, лишая себя возможности впитывать пример того, кто стяжал мирный дух!
Подарим Его Блаженству Блаженнейшему Онуфрию, митрополиту Киевскому и всея Украины, свою молитву о нем. Пусть Господь умножит годы жизни его, а Украинская Православная Церковь с верой, присущей Его Блаженству, совершает без сомнений и оглядки свой крестный и спасительный путь!
Forwarded from Владимир Легойда
Из Александрии пришла весьма печальная новость о решении патриарха Александрийского Феодора признать главу украинских раскольников Сергея Думенко (“митрополита Епифания) и внести его имя в диптихи Александрийской Церкви. Это делает невозможным поминовение Патриарха Александрийского Патрирхом Московским и всея Руси.
Весной этого года вместе с монахами и студентами Московской духовной академии я как паломник посещал Египет. В один из дней молился в Александрии вместе с Патриархом Феодором. Он тепло меня принял и в ходе общения сокрушался о том, что происходит в православном мире, заверял, что поддерживает Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и молится о нем.
Прошло совсем немного времени, и всё резко вдруг поменялось. Сегодня Патриарх Феодор впервые помянул Сергея Думенко (руководителя раскольничьей группировки на Украине, «митрополита Епифания») и включил его в диптих своей Церкви.
Нет ничего нового под солнцем.
Преданы также будете ... братьями, и родственниками, и друзьями, но придет время и печаль ваша в радость будет (Ин. 16:20).
И не стоит пугаться того, что происходит.
Так было раньше, так происходит сейчас, так будет и после нас. Наше дело - быть со Христом и Его Церковью.
Прошло совсем немного времени, и всё резко вдруг поменялось. Сегодня Патриарх Феодор впервые помянул Сергея Думенко (руководителя раскольничьей группировки на Украине, «митрополита Епифания») и включил его в диптих своей Церкви.
Нет ничего нового под солнцем.
Преданы также будете ... братьями, и родственниками, и друзьями, но придет время и печаль ваша в радость будет (Ин. 16:20).
И не стоит пугаться того, что происходит.
Так было раньше, так происходит сейчас, так будет и после нас. Наше дело - быть со Христом и Его Церковью.
После грехопадения основная сложность для человека - это принять другого. Другой нам порой настолько чужд, что мы готовы предать его небытию. Сами мы не способны преодолеть это. Только во Христе мы становимся способны перерасти эту язву.
Что значит «во Христе»?
Когда мы говорим «во Христе», мы имеем в виду сразу несколько смыслов. Первый и, пожалуй, самый простой для понимания означает быть в Церкви, поскольку Церковь есть ничто иное, как мистическое Тело Христа. Пребывая в Церкви, человек пребывает во Христе. При этом быть в Церкви - значит не просто называться христианином и ходить регулярно на богослужения. Это значит всецело жить церковной жизнью, принимая участия в Таинствах, прежде всего приобщаясь Тела и Крови Христовых за Божественной Евхаристией, реализовывать в своей жизни христианские идеалы, прежде всего этические, но также стараться иметь непрестанное общение со Христом, всё делать, подражая Ему.
Второй, более сложный, богословский смысл пребывания во Христе связан с самим фактом Боговоплощения. Бог воспринимает человеческую природу. Во Христе эта природа обновляется, очищается, освящается. И всякий христианин, становясь членом Церкви, становится способным быть причастным этой новой природе обновленного человека. Если мы молимся, приобщаемся Святых Таин, следуем христианскому образу жизни, мы всё больше погружаемся во Христа, и наша природа постепенно обновляется. Наша воля и наш ум всё больше становятся похожими на таковые у Христа.
Конечно, всё это можно назвать и нагромождением привычных, но до конца не ясных слов, но, как писал святой Августин в отношение рассуждений о Пресвятой Троице, «о трех Лицах же говорится не затем, чтобы сказать что-нибудь вообще, но затем, чтобы не молчать вообще» (О Троице 5, 9, 10).
Что значит «во Христе»?
Когда мы говорим «во Христе», мы имеем в виду сразу несколько смыслов. Первый и, пожалуй, самый простой для понимания означает быть в Церкви, поскольку Церковь есть ничто иное, как мистическое Тело Христа. Пребывая в Церкви, человек пребывает во Христе. При этом быть в Церкви - значит не просто называться христианином и ходить регулярно на богослужения. Это значит всецело жить церковной жизнью, принимая участия в Таинствах, прежде всего приобщаясь Тела и Крови Христовых за Божественной Евхаристией, реализовывать в своей жизни христианские идеалы, прежде всего этические, но также стараться иметь непрестанное общение со Христом, всё делать, подражая Ему.
Второй, более сложный, богословский смысл пребывания во Христе связан с самим фактом Боговоплощения. Бог воспринимает человеческую природу. Во Христе эта природа обновляется, очищается, освящается. И всякий христианин, становясь членом Церкви, становится способным быть причастным этой новой природе обновленного человека. Если мы молимся, приобщаемся Святых Таин, следуем христианскому образу жизни, мы всё больше погружаемся во Христа, и наша природа постепенно обновляется. Наша воля и наш ум всё больше становятся похожими на таковые у Христа.
Конечно, всё это можно назвать и нагромождением привычных, но до конца не ясных слов, но, как писал святой Августин в отношение рассуждений о Пресвятой Троице, «о трех Лицах же говорится не затем, чтобы сказать что-нибудь вообще, но затем, чтобы не молчать вообще» (О Троице 5, 9, 10).
Сегодня мы поздравляем Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем его рождения и с полувеком монашеского пути и пастырского служения у престола Живого Бога.
Подлинный признак пастырства - томление, которым томился Христос, сказавший сегодня: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:49—50). Истинный пастырь не может успокоиться, он не может быть равнодушным к делу Христову в мире, не может остановиться в проповеди и делании на ниве Божией. Он не может закрывать глаза на неправду. И, конечно мир, который желает успокоенности, комфорта и беззаботности в этой жизни, всегда будет восставать против.
Господь не случайно дал нашей Церкви такого Предстоятеля - человека неравнодушного, сильного, горящего, способного вести за собой. Господь никогда не ошибается и всё, что делает - делает наилучшим образом. Проповедь Евангельской правды не может быть без огня.
А присутствие огня как привлекает одних, жаждущих выйти к свету, так и опаляет других, тех, кто боится света и тепла огня.
Подлинный признак пастырства - томление, которым томился Христос, сказавший сегодня: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:49—50). Истинный пастырь не может успокоиться, он не может быть равнодушным к делу Христову в мире, не может остановиться в проповеди и делании на ниве Божией. Он не может закрывать глаза на неправду. И, конечно мир, который желает успокоенности, комфорта и беззаботности в этой жизни, всегда будет восставать против.
Господь не случайно дал нашей Церкви такого Предстоятеля - человека неравнодушного, сильного, горящего, способного вести за собой. Господь никогда не ошибается и всё, что делает - делает наилучшим образом. Проповедь Евангельской правды не может быть без огня.
А присутствие огня как привлекает одних, жаждущих выйти к свету, так и опаляет других, тех, кто боится света и тепла огня.
10 декабря Сретенскую духовную семинарию посетит Евгений Водолазкин.
Евгений Водолазкин - писатель, литературовед, доктор филологических наук, автор романов «Лавр», «Авиатор», «Брисбен» и других.
На встрече со студентами Сретенской духовной семинарии и слушателями Православных просветительских курсов при Сретенском монастыре Евгений Водолазкин расскажет о том, какую роль сыграла православная вера в его жизни, о своем духовном становлении и творчестве.
Вторая часть встречи пройдет в формате вопросов и ответов. Встреча пройдет в Актовом зале Сретенской духовной семинарии. Начало встречи в 14:00.
После лекции и ответов на вопросы Евгений Водолазкин проведет автограф-сессию.
Количество мест в Актовом зале ограничено. Записаться на встречу с Евгением Водолазкиным можно здесь:
http://sdsmp.ru/news/n8771/
Евгений Водолазкин - писатель, литературовед, доктор филологических наук, автор романов «Лавр», «Авиатор», «Брисбен» и других.
На встрече со студентами Сретенской духовной семинарии и слушателями Православных просветительских курсов при Сретенском монастыре Евгений Водолазкин расскажет о том, какую роль сыграла православная вера в его жизни, о своем духовном становлении и творчестве.
Вторая часть встречи пройдет в формате вопросов и ответов. Встреча пройдет в Актовом зале Сретенской духовной семинарии. Начало встречи в 14:00.
После лекции и ответов на вопросы Евгений Водолазкин проведет автограф-сессию.
Количество мест в Актовом зале ограничено. Записаться на встречу с Евгением Водолазкиным можно здесь:
http://sdsmp.ru/news/n8771/
sdsmp.ru
Писатель Евгений Водолазкин выступит с лекцией в Сретенской семинарии
10 декабря Сретенскую духовную семинарию посетит писатель Евгений Водолазкин. В Актовом зале семинарии он встретится со студентами семинарии и слушателями Православных просветительских курсов при Сретенском монастыре.
Вчера не стало удивительного человека, Людмилы Вербицкой. Она особенно знакома петербуржцам, ведь в вагонах петербургской подземки несколько лет появлялись плакаты и щиты социального проекта «Давайте говорить как петербуржцы», автором которого она являлась.
Но многие знают ее не только, как человека, который разъясняет горожанам смысл сложных слов и правильную расстановку ударений. Она была первой женщиной-ректором, возглавившей главный вуз Северной столицы. Я был знаком с Людмилой Алексеевной по многим совместным проектам, связанным с образованием в Петербурге. Она останется в моей памяти как исключительно тактичный, возвышенный, культурный и сильный человек.
Приведу здесь небольшую цитату Людмилы Алексеевны, чтобы познакомить с образом ее мыслей тех, кто не был с ней знаком:
«Иногда мне говорят: “У Вас петербургский акцент”. Это означает то, что в речи наших жителей есть особенная интеллигентность и манера говорить. Это не агрессивность и натиск, как у многих москвичей (Москва не виновата, просто там много приезжих). А это особая мелодичность высказывания, особая интеллигентность. Вы знаете, что у нас часто спрашивают: “Как пройти?”, а в ответ слышат: “Я вас сейчас провожу”. Вот это и в речи тоже, и это замечательно».
Господь да упокоит новопреставленную рабу Свою Людмилу в селениях вместе с праведниками. Вечная память!
Но многие знают ее не только, как человека, который разъясняет горожанам смысл сложных слов и правильную расстановку ударений. Она была первой женщиной-ректором, возглавившей главный вуз Северной столицы. Я был знаком с Людмилой Алексеевной по многим совместным проектам, связанным с образованием в Петербурге. Она останется в моей памяти как исключительно тактичный, возвышенный, культурный и сильный человек.
Приведу здесь небольшую цитату Людмилы Алексеевны, чтобы познакомить с образом ее мыслей тех, кто не был с ней знаком:
«Иногда мне говорят: “У Вас петербургский акцент”. Это означает то, что в речи наших жителей есть особенная интеллигентность и манера говорить. Это не агрессивность и натиск, как у многих москвичей (Москва не виновата, просто там много приезжих). А это особая мелодичность высказывания, особая интеллигентность. Вы знаете, что у нас часто спрашивают: “Как пройти?”, а в ответ слышат: “Я вас сейчас провожу”. Вот это и в речи тоже, и это замечательно».
Господь да упокоит новопреставленную рабу Свою Людмилу в селениях вместе с праведниками. Вечная память!
Пространство интернета - возможность для проповеди христианства. Да, может быть, в интернете много злобы, грязи, пошлости. Но ведь апостолы выходили проповедовать тоже далеко не в те места, где их с радостью принимали. Шумные городские площади, арены театров, улицы городов - вот куда шли те, благодаря которым Евангелие Христово услышали народы.
https://youtu.be/WN16JMD41aQ
https://youtu.be/WN16JMD41aQ
YouTube
АРХИЕПИСКОП АМВРОСИЙ. О ПРОПОВЕДИ В ИНТЕРНЕТЕ, О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Первое видео на канале наместника Сретенского монастыря, ректора Сретенской духовной семинарии архиепископа Верейского Амвросия "Пастырский Дневник".
Архиепископ Амвросий в социальных сетях:
Telegram - https://www.teleg.run/archbishopambrose
Instagram -…
Архиепископ Амвросий в социальных сетях:
Telegram - https://www.teleg.run/archbishopambrose
Instagram -…
Митрополит Амвросий pinned «Пространство интернета - возможность для проповеди христианства. Да, может быть, в интернете много злобы, грязи, пошлости. Но ведь апостолы выходили проповедовать тоже далеко не в те места, где их с радостью принимали. Шумные городские площади, арены театров…»
Что сделать для того, чтобы современные люди нашли дорогу в Церковь?
На этот вопрос жизнью своей ответил почивший позавчера архимандрит Ефрем Аризонский. Вот что о нем написал один православный священник из Америки:
"Мы, американские архиереи и иереи, в течение семидесяти лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, исповеди, постах, четках — обо всем том, что составляет Предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости, и они не могут ничего дать нашей Церкви.
И вот пришел малюсенький человек, без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном — нашем Православном Предании. Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство — Православие".
(Иерей Антоний Мосхонас, настоятель православного храма в городке Тусан)
На этот вопрос жизнью своей ответил почивший позавчера архимандрит Ефрем Аризонский. Вот что о нем написал один православный священник из Америки:
"Мы, американские архиереи и иереи, в течение семидесяти лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, исповеди, постах, четках — обо всем том, что составляет Предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости, и они не могут ничего дать нашей Церкви.
И вот пришел малюсенький человек, без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном — нашем Православном Предании. Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство — Православие".
(Иерей Антоний Мосхонас, настоятель православного храма в городке Тусан)
Ранние века христианской Церкви часто представляются нам как нечто легендарное и будто бы происходящее с не совсем такими, как мы, людьми. Мы читаем жития святых, видим иконы, и все это порой кажется нам чем-то совершенно не связанным с повседневной жизнью. Особенно с жизнью в современном большом городе, где, кажется, все сферы жизни уже рационализированы и просчитаны математически, где почти все поступки наполнены желанием получить что-то взамен и оценены.
Между тем, святые, которых мы чтим, на самом деле живые люди, точно такие же, как мы сами. У них были свои беды и радости, свои достижения и свои потери. Они, как и мы, праздновали Рождество Христово, Пасху, ходили в храм, молились Богу. Они не жили на страницах древних книг и в воображении поэтов. А потому нам следует научиться у них простой жизни.
Таким святым был чтимый сегодня Церковью святитель Спиридон Тримифунтский. Он был очень простым, но, вместе с тем, очень добрым человеком с большим и горячим сердцем. Таким сердцем, какое и должно быть у христианина. Например, святитель Спиридон придумал замечательный способ помогать людям, который описывает церковный историк Созомен. У святителя была кладовая, в которой он выкладывал часть имевшегося у него урожая, чтобы бедные могли свободно пользоваться имеющимися у него продуктами. Часть из этих людей брала провизию без возврата, не имея возможности вернуть. Те же люди, которые могли вернуть - возвращали; впрочем, святитель не считал, сколько взяли и сколько вернули, а кладовая всегда была полна.
Наверное, таким должно быть христианское отношение к ближним. Не давая совершенно безвозмездно, с уважением к человеческому достоинству, боясь лишить человека мотивации добывать собственный хлеб самостоятельно. Но и не требуя взамен, а тем более - с излишком.
Святитель давал возможность человеку самостоятельно оценить, в каком объеме тот может вернуть взятое: в полном объеме ли, частью ли, ничего не вернуть или вернуть с избытком, чтобы и другим нуждающимся помочь. А значит, помимо помощи материальной он давал и возможность духовного роста.
Между тем, святые, которых мы чтим, на самом деле живые люди, точно такие же, как мы сами. У них были свои беды и радости, свои достижения и свои потери. Они, как и мы, праздновали Рождество Христово, Пасху, ходили в храм, молились Богу. Они не жили на страницах древних книг и в воображении поэтов. А потому нам следует научиться у них простой жизни.
Таким святым был чтимый сегодня Церковью святитель Спиридон Тримифунтский. Он был очень простым, но, вместе с тем, очень добрым человеком с большим и горячим сердцем. Таким сердцем, какое и должно быть у христианина. Например, святитель Спиридон придумал замечательный способ помогать людям, который описывает церковный историк Созомен. У святителя была кладовая, в которой он выкладывал часть имевшегося у него урожая, чтобы бедные могли свободно пользоваться имеющимися у него продуктами. Часть из этих людей брала провизию без возврата, не имея возможности вернуть. Те же люди, которые могли вернуть - возвращали; впрочем, святитель не считал, сколько взяли и сколько вернули, а кладовая всегда была полна.
Наверное, таким должно быть христианское отношение к ближним. Не давая совершенно безвозмездно, с уважением к человеческому достоинству, боясь лишить человека мотивации добывать собственный хлеб самостоятельно. Но и не требуя взамен, а тем более - с излишком.
Святитель давал возможность человеку самостоятельно оценить, в каком объеме тот может вернуть взятое: в полном объеме ли, частью ли, ничего не вернуть или вернуть с избытком, чтобы и другим нуждающимся помочь. А значит, помимо помощи материальной он давал и возможность духовного роста.
Дорогие братья и сестры! Завтра, 28 декабря, Церковь чтит память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, бывшего наместником Сретенского монастыря с 1920 по 1923 годы. Его мощи находятся ныне в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского монастыря. Сегодня вечером и завтра утром будут совершаться торжественные богослужения в честь священномученика Илариона. Сегодня, 27 декабря, в 18:00 начнется всенощное бдение, а завтра в 10:00 Божественную литургию в Сретенском монастыре совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Приглашаю всех на богослужения у мощей священномученика Илариона Верейского, святого наместника Сретенского монастыря.
Приглашаю всех на богослужения у мощей священномученика Илариона Верейского, святого наместника Сретенского монастыря.
Нашим братьям в Черногории сейчас тяжело. Враг рода человеческого нашел эффективную и разрушительную стратегию для того, чтобы наносить раны Церкви Христовой. То, что происходило в течение нескольких последних лет в Украине, повторяется теперь и на благословенной Черногорской земле. Используя политические силы, используя людей неверующих, но облеченных земной властью, сторонние силы дестабилизируют церковную ситуацию, выводят людей неравнодушных на улицы, пытаются отдать святыни раскольникам, легитимизируют схизматиков, избивают верующих и священнослужителей, рушат построенное за века многими страданиями.
Давайте помолимся за наших православных братьев в Черногории!
https://monastery.ru/novosti-obiteli/novosti/arkhiepiskop-vereyskiy-amvrosiy-napravil-pisma-podderzhki-ierarkham-chernogorskoy-mitropolii-serbsko/
Давайте помолимся за наших православных братьев в Черногории!
https://monastery.ru/novosti-obiteli/novosti/arkhiepiskop-vereyskiy-amvrosiy-napravil-pisma-podderzhki-ierarkham-chernogorskoy-mitropolii-serbsko/
Прямо сейчас в Никшиче (Черногория) проходит молебен, собравший десятки тысяч людей. Народ оставил празднование Нового года и пошёл на молебны и крестные ходы во всех городах и деревнях Черногории. Люди молятся за свою Церковь.