Догоняя античность
210 subscribers
2 photos
1 file
4 links
加入频道
Итак, канал создан. Для чего? Для того, чтобы не растерять наследие античности не только для себя, но и для всех, кому интересно (еще подскажу: жизненно важно). Пока планируются размышления, цитаты (особенно на актуальные сейчас темы), исследования (в лайт-варианте))) судьбы античных понятий (демократия, деспотия, диктатура, свобода слова) и производных (патриотизм, идеология, меритократия и т.д.) идея проста - она в названии. Догоняя античность -канал для тех, кому, поминая вполне себе античника Ницше, интересно вечное возвращение (или, на крайний случай, никуда-не-хождение)))) присоединяйтесь, комментарии открыты (кажется))))
Ну, для начала, вспоминая членолепие (из снега!!!!!)) в Екатеринбурге. Цитата (вольная) из книжки про секс в античности: существует много свидетельств, что римляне верили, что фаллос (изображенный самостоятельно, или на каком-то мифологическом существе) защищает человека от «злого глаза» и прочих демонических сил. Мужской орган, называвшийся fascinum (от fas - переведу тут «благоволимое» - т.е. разрешенное богами) был талисманом для плодовитости и защиты от злых сил!
Догоняя античность pinned «Итак, канал создан. Для чего? Для того, чтобы не растерять наследие античности не только для себя, но и для всех, кому интересно (еще подскажу: жизненно важно). Пока планируются размышления, цитаты (особенно на актуальные сейчас темы), исследования (в лайт…»
Да, еще пара замечаний: античность (древность) -это не только про греко-римлян, это про много кого географически (мое ограничение в этом случае - неспособность свериться с оригиналом). Второе - я только приветствую споры, экспертные мнения и, тем более, цитаты из текстов мной не читанных, не понятых. Я не люблю людей, но обожаю сообщества))))
Когда-то вот так кусочек Аристотеля перевел):
"Если властвующие наглеют и хапают больше, чем положено, они вызывают бунт как против себя (вариант: начинают грызться), так и против той системы (конституции), которая им такую власть предоставила" (Аристотель, Политика, 1302b 5-6).
Кстати, тут про Юстиниана спрашивали - так вот хотел он быть вершиной развития цивилизации - стал. Учитывая, что после него - разруха. Про него отдельный пост будет
Еще методологическое (мы всегда такие, деформированные. Сначала - про методологию): планирую здесь порой про источники говорить, и как их интерпретировали. Я не сильно люблю догматику,а вот как появилось то или иное - это завсегда!
Простая иллюстрация: стихи Солона (а персонаж важен чрезвычайно в демократической традиции) - его собственные слова дошли до нас в позднейших цитатах. А они - цитаты - порой отличаются в деталях. И вот у Аристотеля (который был так се демократом) Солон «почет» народу предоставил, а Плутарх, хоть и в период Римской империи писал, но был, скорее, сторонником демократии, передает слова Солона как предоставление «власти» народу. И спор об аутентичности не утихает в науке))
Это важно понимать в отношении любых эпох. Тот самый Юстиниан, о котором подробнее позже. Основной, большой нарратив у нас от Прокопия Кесарийского. А у него бОльшая часть текстов (войны) - вполне себе проимператорские, а вот anekdota (неизданное) - жуткая брань на того же императора. Разбираться нам)))
Из одного древневосточного текста:
Пища кругом, но моя пища - голод.
Заинтересовало меня тут особое право (ius singulare). В Дигестах сохранена такая цитата из юриста Павла:

особое право - это то, что вопреки здравому смыслу ради выгоды вводится властью тех, кто принимает (нормы). (Дигесты. I.3.16).

ХМой перевод нарочито политически-ориентирован, да)) но для того и этот канал (в том числе)))