После полета Ю. Гагарина в советском обществе случился небывалый подъем интереса к космическим полетам. Различные конструкторские и авиационные кружки, научно-популярные детские и юношеские издания (такие, как журнал «Техника — молодежи») и прочие формы досуга способствовали популяризации науки и техники среди детей и молодежи. Короткометражный фильм «Кочевье космонавта» (1982) киргизского режиссера Шамиля Джапарова — одна такая репрезентация места, которое космос занимал в повседневности и воображении советских людей. В фильме мальчик, растущий в семье чабана на высокогорном пастбище, с волнением следит через радиосводки за полетом советских космонавтов по земной орбите. Воображая себя одним из исследователей космоса, он ест зубную пасту из тюбика. А в конце полного «космических» приключений дня, засыпая, говорит матери о своей мечте стать космонавтом. Космос не был чем-то недоступным и отдаленным, к нему мог прикоснуться и приблизиться каждый советский человек.
Кому интересен космос и космизм, советую подписаться на канал художника Арсения Жиляева Чернозём и Звёзды @chernozemizvezdy
https://www.youtube.com/watch?v=1-U6nQ2AcNc
#2k18 #Кыргызстан #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #12Апреля #ДеньКосмонавтики #СоветскийКосмос #КочевьеКосмонавта #Кыргызфильм
Кому интересен космос и космизм, советую подписаться на канал художника Арсения Жиляева Чернозём и Звёзды @chernozemizvezdy
https://www.youtube.com/watch?v=1-U6nQ2AcNc
#2k18 #Кыргызстан #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #12Апреля #ДеньКосмонавтики #СоветскийКосмос #КочевьеКосмонавта #Кыргызфильм
YouTube
COSMONAUT'S NOMAD ENCAMPMENT, 1982 // KYRGYZFILMS
КОЧЕВЬЕ КОСМОНАВТА
КЫРГЫЗФИЛЬМ
1982, реж. Шамиль Джапаров
COSMONAUT'S NOMAD ENCAMPMENT
KYRGYZFILMS
1982, dir. Shamil Dzhaparov
КЫРГЫЗФИЛЬМ
1982, реж. Шамиль Джапаров
COSMONAUT'S NOMAD ENCAMPMENT
KYRGYZFILMS
1982, dir. Shamil Dzhaparov
Один из моих любимых фильмов
Улица космонавтов
Остроумная детская кинокомедия о мальчишках, мечтающих стать космонавтами. Двое приятелей построили целый космодром, для экспериментов утащили у подружки щенка Шарика, переименовав его в Марсика, ели одну селедочную пасту из тюбика для тренировок, и воевали с жадным спекулянтом Закурдаевым, который заминировал свой сад, чтоб мальчишки туда не лазали. В ткань фильма органично и изобретательно вплетены мультипликационные вставки.
https://www.youtube.com/watch?v=bp2udcVPqtQ
#2k18 #Кыргызстан #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #Кыргызфильм #12Апреля #ДеньКосмонавтики #СоветскийКосмос
Улица космонавтов
Остроумная детская кинокомедия о мальчишках, мечтающих стать космонавтами. Двое приятелей построили целый космодром, для экспериментов утащили у подружки щенка Шарика, переименовав его в Марсика, ели одну селедочную пасту из тюбика для тренировок, и воевали с жадным спекулянтом Закурдаевым, который заминировал свой сад, чтоб мальчишки туда не лазали. В ткань фильма органично и изобретательно вплетены мультипликационные вставки.
https://www.youtube.com/watch?v=bp2udcVPqtQ
#2k18 #Кыргызстан #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #Кыргызфильм #12Апреля #ДеньКосмонавтики #СоветскийКосмос
YouTube
Х/ф "Улица космонавтов", Киргизфильм, 1963г. детский
Режиссер-Марианна Рошаль, Сценарист-Семен Листов, Оператор-Илья Миньковецкий,
-------------------
Актеры
Арстанбек Ирсалиев, Володя Зеленин, Толеш Океев, Анара Садыкова, Виктор Колпаков, Даркуль Куюкова, Шамши Тюменбаев, Кумболот Досумбаев, Бакы Омуралиев…
-------------------
Актеры
Арстанбек Ирсалиев, Володя Зеленин, Толеш Океев, Анара Садыкова, Виктор Колпаков, Даркуль Куюкова, Шамши Тюменбаев, Кумболот Досумбаев, Бакы Омуралиев…
Закончим наш космический марафон лонгридом об истории ОКБ ИКИ АН СССР (Особое конструкторское бюро Института космических исследований Академии наук СССР) которое находилось во Фрунзе (Бишкек)
Столица маленькой горной республики Кыргызстан может вызывать много ассоциаций и награждаться различными эпитетами, но «центр космических исследований» обычно не входит в их число. Тем не менее, в течение трех десятилетий, начиная с середины 1960-х и до окончания существования Советского Союза, в этом городе существовало предприятие, получившие длинное аббревиатурное название ОКБ ИКИ АН СССР (Особое конструкторское бюро Института космических исследований Академии наук СССР). Таким образом, Фрунзе был непосредственно вовлечен в процесс освоения и изучения космоса во второй половине прошлого века. Приборы, изобретенные и изготовленные во Фрунзе, участвовали в проектах по изучению поверхности Земли, Венеры, Марса, кометы Галлея, использовались в лунной программе. ОКБ ИКИ воплощает в себе сразу несколько обещаний коммунизма — обещание космоса как общечеловеческого пространства познания, обещание социалистического развития Киргизии и всех стран «освобожденного Востока» и обещание неотчужденного труда, сочетающего в себе качества творческой, интеллектуальной работы и промышленного производства
https://medium.com/repost-of-revolution/передовая-периферия-космическое-приборостроение-во-фрунзе-ныне-бишкек-70ae804efb31
#2k18 #Кыргызстан #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #ОКБИКИ #12Апреля #ДеньКосмонавтики #СоветскийКосмос #СССР #Бишкек #ликбез #история
Столица маленькой горной республики Кыргызстан может вызывать много ассоциаций и награждаться различными эпитетами, но «центр космических исследований» обычно не входит в их число. Тем не менее, в течение трех десятилетий, начиная с середины 1960-х и до окончания существования Советского Союза, в этом городе существовало предприятие, получившие длинное аббревиатурное название ОКБ ИКИ АН СССР (Особое конструкторское бюро Института космических исследований Академии наук СССР). Таким образом, Фрунзе был непосредственно вовлечен в процесс освоения и изучения космоса во второй половине прошлого века. Приборы, изобретенные и изготовленные во Фрунзе, участвовали в проектах по изучению поверхности Земли, Венеры, Марса, кометы Галлея, использовались в лунной программе. ОКБ ИКИ воплощает в себе сразу несколько обещаний коммунизма — обещание космоса как общечеловеческого пространства познания, обещание социалистического развития Киргизии и всех стран «освобожденного Востока» и обещание неотчужденного труда, сочетающего в себе качества творческой, интеллектуальной работы и промышленного производства
https://medium.com/repost-of-revolution/передовая-периферия-космическое-приборостроение-во-фрунзе-ныне-бишкек-70ae804efb31
#2k18 #Кыргызстан #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #ОКБИКИ #12Апреля #ДеньКосмонавтики #СоветскийКосмос #СССР #Бишкек #ликбез #история
Medium
Передовая периферия: Космическое приборостроение во Фрунзе (ныне Бишкек)
авторка: Мохира Суяркулова
привет всем старым и новым подписчикам! С Праздником Солидарности! В Кыргызстане сейчас 1 мая, день борьбы трудящихся за свои права забыт. Возможно в будущем люди на себе много раз ощутят его актуальность и поймут что это не про шашлык и т.п.
Извините, что долгое время не было постов, материалов! Постараемся вывести канал из спячки.
А пока контент готовится, почитайте эти каналы! Может найдете что-нибудь для себя.
Извините, что долгое время не было постов, материалов! Постараемся вывести канал из спячки.
А пока контент готовится, почитайте эти каналы! Может найдете что-нибудь для себя.
Forwarded from HEVALE
Наш исследовательский медиапроект про революцию в Курдистане @hevale всегда симпатизировал свободе, равенству и братству, поэтому накануне Первомая (1 мая 1886 года анархисты в США требовали 8-часовый рабочий день и были повешены) рекомендуем подписаться на тематические каналы:
1. «Нечаевщина» @nechaeveverywhere , где авторы убедительно доказывают, что между XIX и XXI разницы нет
2. «Красный Сион» @redzion о велфере, простых людях и культурной рефлексии понятным языком
3. «Автоном» @avtonomorg - старейший анархический журнал
4. «Вестник бури» @vestnikburioriginals – достойная аналитика с левым уклоном (женщины в революции, Троцкий, декоммунизация), где печатается в том числе наш друг Максим Лебский
5. «Хунта Эксперсс» @Juntaex о том, где по-прежнему сердца по-прежнему бьются слева – Третьем мире
6. Последние новости по громкому делу о группировке "Сеть" @rupression – против антифашистов подключили телеканал НТВ, ольгинских троллей и обвинения в терроре
7. «Прометей» @class_war - новости народной самообороны
8. /Marx/ @Marx_Ch Лонгриды по истории, экономике и политике + видеоинтервью
9. «Басмачи» @SovietCentralAsia - история стран Советской Средней Азии от ребят из Киргизии
10. "Нигилист" @nihilistLi - украинские либератрии: злость, ненависть и активизм
1. «Нечаевщина» @nechaeveverywhere , где авторы убедительно доказывают, что между XIX и XXI разницы нет
2. «Красный Сион» @redzion о велфере, простых людях и культурной рефлексии понятным языком
3. «Автоном» @avtonomorg - старейший анархический журнал
4. «Вестник бури» @vestnikburioriginals – достойная аналитика с левым уклоном (женщины в революции, Троцкий, декоммунизация), где печатается в том числе наш друг Максим Лебский
5. «Хунта Эксперсс» @Juntaex о том, где по-прежнему сердца по-прежнему бьются слева – Третьем мире
6. Последние новости по громкому делу о группировке "Сеть" @rupression – против антифашистов подключили телеканал НТВ, ольгинских троллей и обвинения в терроре
7. «Прометей» @class_war - новости народной самообороны
8. /Marx/ @Marx_Ch Лонгриды по истории, экономике и политике + видеоинтервью
9. «Басмачи» @SovietCentralAsia - история стран Советской Средней Азии от ребят из Киргизии
10. "Нигилист" @nihilistLi - украинские либератрии: злость, ненависть и активизм
Казахстанское издание Vласть решило сделать мини-проект посвященный 100-летию Гражданской войны в Казахстане.
Первый материал будет о том, какие политические партии появились в 1917 до Октября.
"Партия Алаш
Либеральное национально-демократическое движение, которое начало оформляться во время революции 1905 года, после Февральской революции инициировало организацию в городах первых киргизских (казахских) и мусульманских комитетов. В середине марта сторонники этого движения со страниц газеты «Казах» обращаются к населению с просьбой поддержать новое Временное правительство, срочно приступить к рассмотрению комплекса аграрных проблем с учетом интересов оседлого и кочевого населения, а также тщательно подготовиться к выборам в Учредительное собрание. Этот спектр вопросов был поднят в ходе областных и уездных съездов, которые казахские и мусульманские комитеты провели практически по всей территории Казахстана в апреле-мае. Кроме этого, делегаты обсуждали необходимость продолжения войны «до победного конца», вопросы образования, финансов, религии, деятельности земств и женский вопрос. В результате, сторонники движения вошли в состав исполнительных комитетов Временного правительства на местах
В июле 1917 года в Оренбурге состоялся Первый всеказахский съезд, делегаты которого подняли вопрос о будущей автономии казахских областей. Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов высказались за создание «независимого автономного государства», Алихан Букейханов настаивал на образовании казахской национально-территориальной автономии «в демократической, федеративной и парламентской Российской республике». Последний вариант оказался наиболее предпочтительным и был отражен в итоговой резолюции съезда"
https://medium.com/repost-of-revolution/%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%B8-1917-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5-36c1af5a8c93
#2k18 #Казахстан #Алаш #ШуроиУлема #ШуроиИслами #история #ликбез #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия
Первый материал будет о том, какие политические партии появились в 1917 до Октября.
"Партия Алаш
Либеральное национально-демократическое движение, которое начало оформляться во время революции 1905 года, после Февральской революции инициировало организацию в городах первых киргизских (казахских) и мусульманских комитетов. В середине марта сторонники этого движения со страниц газеты «Казах» обращаются к населению с просьбой поддержать новое Временное правительство, срочно приступить к рассмотрению комплекса аграрных проблем с учетом интересов оседлого и кочевого населения, а также тщательно подготовиться к выборам в Учредительное собрание. Этот спектр вопросов был поднят в ходе областных и уездных съездов, которые казахские и мусульманские комитеты провели практически по всей территории Казахстана в апреле-мае. Кроме этого, делегаты обсуждали необходимость продолжения войны «до победного конца», вопросы образования, финансов, религии, деятельности земств и женский вопрос. В результате, сторонники движения вошли в состав исполнительных комитетов Временного правительства на местах
В июле 1917 года в Оренбурге состоялся Первый всеказахский съезд, делегаты которого подняли вопрос о будущей автономии казахских областей. Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов высказались за создание «независимого автономного государства», Алихан Букейханов настаивал на образовании казахской национально-территориальной автономии «в демократической, федеративной и парламентской Российской республике». Последний вариант оказался наиболее предпочтительным и был отражен в итоговой резолюции съезда"
https://medium.com/repost-of-revolution/%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%B8-1917-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5-36c1af5a8c93
#2k18 #Казахстан #Алаш #ШуроиУлема #ШуроиИслами #история #ликбез #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия
Medium
Революции 1917 года. Массовая политическая мобилизация в Казахстане
Маргарита Бочарова, Vласть, консультант — историк Михаил Акулов
Следующий текст собственно о Гражданской войне в Казахстане, как она проходила, кем и кто были противоборствующие стороны.
"В Казахстане установление советской власти растянулось с конца 1917 года до марта 1918, практически до начала Гражданской войны. Советы почти сразу взяли власть в свои руки в Сырдарьинской, Акмолинской областях и Букеевской Орде. Сложнее было в Тургайской, Уральской, Семипалатинской и частично в Семиреченской областях, поскольку там преобладали сторонники Временного правительства. Установлением советской власти занимались первый казах-большевик Алиби Джангильдин, Амангельды Иманов, Сакен Сейфуллин, Самуил Цвиллинг, Турар Рыскулов, Павел Виноградов, Токаш Бокин, Лука Емелев, Ташен Утепов, Абдулла Розыбакиев и другие революционеры, часть из которых погибнет в Гражданской войне, а часть будет репрессирована в 1937–1938
После Февральской революции появилось много объединений, например, «Объединенный союз мусульманских рабочих города Верного», Союзы мусульманских трудящихся, «Жас казах» — в Акмолинске,«Талап» — в Петропавловске, «Революционный союз казахской молодежи» — в Мерке и т.д. Со временем одни из этих организаций примкнули к Советам, другие к национально-либеральной интеллигенции. Последняя в свою очередь вела многовекторную политику — пыталась договориться и с большевиками, и с их противниками. Алашординцы встречались и с Лениным и Сталиным, вели переговоры с атаманом Дутовым, с Временным Сибирским правительством. В это же время первый казах-большевик, революционер Алиби Джангильдин пообещал Сталину создать мощное большевистское движение в Тургайской области и подорвать Алаш. Джангильдин привел к большевикам и своего друга Иманова, лидера восстания 1916 года, чем усилил влияние советской власти в Тургайских степях
После выступления чехословацкого корпуса, в июне 1918 года лидер Алашской автономии Букейханов подписал постановление о том, что все декреты, изданные Советской властью на территории автономной Алаш, признаются недействительными. Алашординцы выбрали политических союзников, встав на сторону белого движения. Они заключили союз и с Колчаком в Омске, и с Дутовым в Оренбурге. В августе в Семипалатинске формируется первый Алашский конный полк"
https://medium.com/repost-of-revolution/%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%BE-%D0%B2-1918-1920-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85-83ee68a58d46
#Казахстан #2k18 #ГражданскаяВойна100 #ТуркестанскийФронт #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия
"В Казахстане установление советской власти растянулось с конца 1917 года до марта 1918, практически до начала Гражданской войны. Советы почти сразу взяли власть в свои руки в Сырдарьинской, Акмолинской областях и Букеевской Орде. Сложнее было в Тургайской, Уральской, Семипалатинской и частично в Семиреченской областях, поскольку там преобладали сторонники Временного правительства. Установлением советской власти занимались первый казах-большевик Алиби Джангильдин, Амангельды Иманов, Сакен Сейфуллин, Самуил Цвиллинг, Турар Рыскулов, Павел Виноградов, Токаш Бокин, Лука Емелев, Ташен Утепов, Абдулла Розыбакиев и другие революционеры, часть из которых погибнет в Гражданской войне, а часть будет репрессирована в 1937–1938
После Февральской революции появилось много объединений, например, «Объединенный союз мусульманских рабочих города Верного», Союзы мусульманских трудящихся, «Жас казах» — в Акмолинске,«Талап» — в Петропавловске, «Революционный союз казахской молодежи» — в Мерке и т.д. Со временем одни из этих организаций примкнули к Советам, другие к национально-либеральной интеллигенции. Последняя в свою очередь вела многовекторную политику — пыталась договориться и с большевиками, и с их противниками. Алашординцы встречались и с Лениным и Сталиным, вели переговоры с атаманом Дутовым, с Временным Сибирским правительством. В это же время первый казах-большевик, революционер Алиби Джангильдин пообещал Сталину создать мощное большевистское движение в Тургайской области и подорвать Алаш. Джангильдин привел к большевикам и своего друга Иманова, лидера восстания 1916 года, чем усилил влияние советской власти в Тургайских степях
После выступления чехословацкого корпуса, в июне 1918 года лидер Алашской автономии Букейханов подписал постановление о том, что все декреты, изданные Советской властью на территории автономной Алаш, признаются недействительными. Алашординцы выбрали политических союзников, встав на сторону белого движения. Они заключили союз и с Колчаком в Омске, и с Дутовым в Оренбурге. В августе в Семипалатинске формируется первый Алашский конный полк"
https://medium.com/repost-of-revolution/%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%BE-%D0%B2-1918-1920-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85-83ee68a58d46
#Казахстан #2k18 #ГражданскаяВойна100 #ТуркестанскийФронт #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия
Medium
Ход Гражданской войны. Что происходило в 1918–1920 годах
Светлана Ромашкина, Vласть, консультант — историк Михаил Акулов
Короткий биографический текст о Первом казахе-большевике Алиби Джангильдине
"Уже через месяц Алиби Джангильдин пообещал Сталину, что сможет подорвать усилия алашординцев по созданию автономии. 14 мая 1918 года Джангильдин был назначен чрезвычайным военным комиссаром Степного края. Летом 1918-го Джангильдину выдали 68 миллионов рублей помощи для Туркестана и Тургайской области, а также оружие, боеприпасы, медикаменты, одежду. Для доставки груза создали интернациональный отряд из 132 человек: русских, украинцев, казахов, немцев, татар, поляков. В августе 1918 года, в самый разгар Гражданской войны, отряд с грузом сел в Астрахани на шхуны «Аббасин» и «Мехли», пересек Каспий, но порт был занят белыми, поэтому пришлось высаживаться на пустынном берегу и идти через Мангышлак. Периодически на караван нападали белые, несколько десятков человек погибли. За 57 дней отряд прошел более трех тысяч километров, и 11 ноября доставил оружие, медикаменты и боеприпасы для красных, сражавшихся на Актюбинско-Туркестанском фронте
Спустя три месяца, 27 января 1919 года, Джангильдин отправил в Москву телеграмму о том, что Тургай теперь красный"
https://medium.com/repost-of-revolution/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BA-%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8-%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8%D0%BD-3a3717e4cc84
#Казахстан #2k18 #ГражданскаяВойна100 #ТуркестанскийФронт #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #АлибиДжангильдин
"Уже через месяц Алиби Джангильдин пообещал Сталину, что сможет подорвать усилия алашординцев по созданию автономии. 14 мая 1918 года Джангильдин был назначен чрезвычайным военным комиссаром Степного края. Летом 1918-го Джангильдину выдали 68 миллионов рублей помощи для Туркестана и Тургайской области, а также оружие, боеприпасы, медикаменты, одежду. Для доставки груза создали интернациональный отряд из 132 человек: русских, украинцев, казахов, немцев, татар, поляков. В августе 1918 года, в самый разгар Гражданской войны, отряд с грузом сел в Астрахани на шхуны «Аббасин» и «Мехли», пересек Каспий, но порт был занят белыми, поэтому пришлось высаживаться на пустынном берегу и идти через Мангышлак. Периодически на караван нападали белые, несколько десятков человек погибли. За 57 дней отряд прошел более трех тысяч километров, и 11 ноября доставил оружие, медикаменты и боеприпасы для красных, сражавшихся на Актюбинско-Туркестанском фронте
Спустя три месяца, 27 января 1919 года, Джангильдин отправил в Москву телеграмму о том, что Тургай теперь красный"
https://medium.com/repost-of-revolution/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BA-%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8-%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8%D0%BD-3a3717e4cc84
#Казахстан #2k18 #ГражданскаяВойна100 #ТуркестанскийФронт #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #АлибиДжангильдин
Medium
Первый казах-большевик Алиби Джангильдин
Как отряд Джангильдина доставил оружие и деньги для Туркестана и Тургайской области
Еще один короткий биографический текст о другом герое Гражданской войны в Казахстане - Амангельды Иманове
Интересна та деталь что к его гибели причастны алашординцы, та самая либерально-национальная дореволюционная интеллигенция, которую обожают в сегодняшнем Казахстане Назарбаева.
"Не складывались отношения у Иманова и с алашординцами. Лидер движения Букейханов в мае 1917 года в своей телеграмме министру внутренних дел Временного правительства Урусову характеризовал Иманова словами «профессиональный конокрад», считая, что этот бунтарь случайно оказался лидером восстания
В мае 1918 года противники Советов совершили переворот в Тургае. И с этого времени по декабрь Амангельды возглавлял партизанское движение против войск Дутова и алашординцев, которые примкнули к белым. В середине декабря отряды под командованием Джангильдина, Иманова и Киселева освободили Тургай, и Иманов стал военным комиссаром Тургайского уезда. Большевики выдали ему деньги на формирование красноармейских частей
18 апреля 1919-го Амангельды получил приказ выступить со своим отрядом на соединение с советскими войсками Актюбинского фронта, однако спустя два дня в Тургае была свергнута советская власть, и Иманова убили. Джангильдин в своей статье, написанной в 1923 году, прямо указывает на то, что это сделали алашординцы, хотя некоторые современные историки полагают, что это могли быть и белогвардейцы. У Иманова остался сын Рамазан, которому не было и года на момент смерти отца, спустя много лет он отправился на Вторую мировую войну и погиб"
https://medium.com/repost-of-revolution/%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%8B-%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-c37bea18cad8
#Казахстан #2k18 #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #ГражданскаяВойна100 #ТуркестанскийФронт #АмангельдыИманов
Интересна та деталь что к его гибели причастны алашординцы, та самая либерально-национальная дореволюционная интеллигенция, которую обожают в сегодняшнем Казахстане Назарбаева.
"Не складывались отношения у Иманова и с алашординцами. Лидер движения Букейханов в мае 1917 года в своей телеграмме министру внутренних дел Временного правительства Урусову характеризовал Иманова словами «профессиональный конокрад», считая, что этот бунтарь случайно оказался лидером восстания
В мае 1918 года противники Советов совершили переворот в Тургае. И с этого времени по декабрь Амангельды возглавлял партизанское движение против войск Дутова и алашординцев, которые примкнули к белым. В середине декабря отряды под командованием Джангильдина, Иманова и Киселева освободили Тургай, и Иманов стал военным комиссаром Тургайского уезда. Большевики выдали ему деньги на формирование красноармейских частей
18 апреля 1919-го Амангельды получил приказ выступить со своим отрядом на соединение с советскими войсками Актюбинского фронта, однако спустя два дня в Тургае была свергнута советская власть, и Иманова убили. Джангильдин в своей статье, написанной в 1923 году, прямо указывает на то, что это сделали алашординцы, хотя некоторые современные историки полагают, что это могли быть и белогвардейцы. У Иманова остался сын Рамазан, которому не было и года на момент смерти отца, спустя много лет он отправился на Вторую мировую войну и погиб"
https://medium.com/repost-of-revolution/%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%8B-%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-c37bea18cad8
#Казахстан #2k18 #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #ГражданскаяВойна100 #ТуркестанскийФронт #АмангельдыИманов
Medium
Гибель Амангельды Иманова
Герой восстания 1916 года противостоял атаману Дутову и алашординцам
Фрагменты из книги «Тернистый путь», где казахский писатель Сакен Сейфуллин рассказывает, каково это быть пленником у белогвардейца атамана Анненкова...
"По пути многие гибнут от голода и болезней — хлеб стали выдавать только через день, вода — это растопленный лед, на остановках заключенные просят у помощи местных жителей или же продают свои скромные пожитки. Иногда дрова пассажиры вагона получают у машинистов встречных поездов на остановках. «Навстречу нам часто стали попадаться поезда с новобранцами из крестьян. Плохо одетые, они кричат и галдят, будто пьяные. Доносятся пение, ругань, иногда слышатся слезливые причитания. Там, в вагонах, тоже неволя. Нас везут на восток — к смерти, их на запад — тоже к смерти».
Холод, холод и неизвестность: заключенные гадают — куда их везут — к атаману Анненкову или к атаману Семенову, но в любом случае, это смерть. Один из арестованных по имени Хафиз пытается вскрыть вены гвоздем. Впрочем, безуспешно.
«Попасть в омскую тюрьму нам теперь кажется пределом мечтаний», — признается Сейфуллин.
https://medium.com/repost-of-revolution/%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%BD-%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%84%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD-%D0%B2-%D0%B2%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8-%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-a1ac33a54aa
#Казахстан #2k18 #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #ТуркестанскийФронт #ГражданскаяВойна100 #атаманАнненков #СакенСейфуллин
"По пути многие гибнут от голода и болезней — хлеб стали выдавать только через день, вода — это растопленный лед, на остановках заключенные просят у помощи местных жителей или же продают свои скромные пожитки. Иногда дрова пассажиры вагона получают у машинистов встречных поездов на остановках. «Навстречу нам часто стали попадаться поезда с новобранцами из крестьян. Плохо одетые, они кричат и галдят, будто пьяные. Доносятся пение, ругань, иногда слышатся слезливые причитания. Там, в вагонах, тоже неволя. Нас везут на восток — к смерти, их на запад — тоже к смерти».
Холод, холод и неизвестность: заключенные гадают — куда их везут — к атаману Анненкову или к атаману Семенову, но в любом случае, это смерть. Один из арестованных по имени Хафиз пытается вскрыть вены гвоздем. Впрочем, безуспешно.
«Попасть в омскую тюрьму нам теперь кажется пределом мечтаний», — признается Сейфуллин.
https://medium.com/repost-of-revolution/%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%BD-%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%84%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD-%D0%B2-%D0%B2%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8-%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-a1ac33a54aa
#Казахстан #2k18 #СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #ТуркестанскийФронт #ГражданскаяВойна100 #атаманАнненков #СакенСейфуллин
Medium
Сакен Сейфуллин в вагоне смерти Анненкова
Писатель провел 10 месяцев в плену у белых
Радует, что материалов о Советском Исламе стало появляться больше Много белых пятен есть в этой теме
"САДУМ (Среднеазиатское Духовное Управление Мусульман) – аббревиатура, прилагаемая (с 1962 г.) к Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. Об основании объявлено на Съезде (Курултае) представителей мусульман Средней Азии и Казахстана (Ташкент, 20-23.10. 1943)
Первая фетва (1943) Эшона Бабахана была названа «О дозволенности есть пишу Людей Книги иудеев и христиан во время путешествий и военных действий» (Safar va jang-u jadalda Ahli Kitob ta‘omin isti‘moli haqinda fatvo), которую перевели на несколько языков мусульман бывшего СССР. Причина была в том, что на фронтах солдаты из мусульман отказывались есть консервы из свинины (в частности, консервы, поступавшие из США по лендлизу), что приводило к случаям дистрофии и истощения. Фетва допускала есть солдатам из мусульман «пищу Людей Книги» и это сняло проблему
Другая фетва Эшона Бабахана (1944) объявляла легитимным с точки зрения шари‘ата джихад (!) против фашистов. Эти фетвы не были опубликованы официально, однако их тексты на разных языках были розданы солдатам-мусульманам на фронте"
https://telegra.ph/SADUM-kak-proekt-po-formirovaniyu-sovetskogo-islama-08-17
#2k18 #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #СоветскиеМусульмане #SovietIslam #ИсламвСССР #САДУМ #Ташкент #ликбез #статьи
"САДУМ (Среднеазиатское Духовное Управление Мусульман) – аббревиатура, прилагаемая (с 1962 г.) к Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. Об основании объявлено на Съезде (Курултае) представителей мусульман Средней Азии и Казахстана (Ташкент, 20-23.10. 1943)
Первая фетва (1943) Эшона Бабахана была названа «О дозволенности есть пишу Людей Книги иудеев и христиан во время путешествий и военных действий» (Safar va jang-u jadalda Ahli Kitob ta‘omin isti‘moli haqinda fatvo), которую перевели на несколько языков мусульман бывшего СССР. Причина была в том, что на фронтах солдаты из мусульман отказывались есть консервы из свинины (в частности, консервы, поступавшие из США по лендлизу), что приводило к случаям дистрофии и истощения. Фетва допускала есть солдатам из мусульман «пищу Людей Книги» и это сняло проблему
Другая фетва Эшона Бабахана (1944) объявляла легитимным с точки зрения шари‘ата джихад (!) против фашистов. Эти фетвы не были опубликованы официально, однако их тексты на разных языках были розданы солдатам-мусульманам на фронте"
https://telegra.ph/SADUM-kak-proekt-po-formirovaniyu-sovetskogo-islama-08-17
#2k18 #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #СоветскиеМусульмане #SovietIslam #ИсламвСССР #САДУМ #Ташкент #ликбез #статьи
Telegraph
САДУМ как проект по формированию “советского ислама”
Историк ислама в Центральной Азии Бахтияр Бабаджанов кратко рассказывает о том, как было создано одно из самых представительных мусульманских учреждений бывшего СССР, какими сложными были его отношения с властями и с обычными верующими. Бахтияр Бабаджанов.…
Всем привет!
Так как в этом году кроме юбилея гражданской войны еще исполнилось ровно 100 лет антисоветскому басмаческому движению, мы будем готовить для вас целую серию материалов о басмачах. К тому же название нашего канала обязывает это сделать))
Ну а пока советую почитать об Интергельпо
«Пламенные интернационалисты» (еще один газетный штамп того времени), они предъявили миру позицию активного, деятельного добра — национальные разграничения воспринимались тогда как умысел злобных врагов пролетариата, у которого, как известно, не было национальности. Их восхищение успехами советского строя было велико, а Советская Киргизия как место действия в описаниях Маречека представлялась желанной и привлекательной
Помимо стремления оказать СССР содействие в деле индустриализации, коммунары-интернационалисты имели и еще одну цель: кооператив должен был стать основой новой жизни вдали от капиталистического угнетения. Начать эту новую жизнь, по мнению членов кооператива, можно было только на новом месте. Своеобразной «tabula rasa» стало Семиречье, в частности Кыргызстан, куда в 1925 году и направились несколько сотен коммунаров с оборудованием для будущих фабрик. Уже в 1926 году ими было запущено несколько предприятий, на которых работали чехи, словаки, венгры, немцы, поляки, русские и др. Всего в Кыргызстан с 1925 по 1932 гг. прибыл 1081 человек. В январе 1935 года в состав кооператива «Интергельпо» входили следующие предприятия: суконная фабрика, кожевенный завод, механические мастерские с токарным, кузнечным и литейными цехами, столярно-мебельные мастерские, строительный цех, а также продовольственная база, сапожная и портняжная мастерские
Сегодня заводы этого знаменитого кооператива приватизированы человеком, который является потомком кыргызской аристократии Такая спиралевидная ирония истории
#СоветскаяСредняяАзия #2k18 #SovietOrient #Интергельпо #Interhelpo #КиргизскаяССР #ликбез #статьи
Так как в этом году кроме юбилея гражданской войны еще исполнилось ровно 100 лет антисоветскому басмаческому движению, мы будем готовить для вас целую серию материалов о басмачах. К тому же название нашего канала обязывает это сделать))
Ну а пока советую почитать об Интергельпо
«Пламенные интернационалисты» (еще один газетный штамп того времени), они предъявили миру позицию активного, деятельного добра — национальные разграничения воспринимались тогда как умысел злобных врагов пролетариата, у которого, как известно, не было национальности. Их восхищение успехами советского строя было велико, а Советская Киргизия как место действия в описаниях Маречека представлялась желанной и привлекательной
Помимо стремления оказать СССР содействие в деле индустриализации, коммунары-интернационалисты имели и еще одну цель: кооператив должен был стать основой новой жизни вдали от капиталистического угнетения. Начать эту новую жизнь, по мнению членов кооператива, можно было только на новом месте. Своеобразной «tabula rasa» стало Семиречье, в частности Кыргызстан, куда в 1925 году и направились несколько сотен коммунаров с оборудованием для будущих фабрик. Уже в 1926 году ими было запущено несколько предприятий, на которых работали чехи, словаки, венгры, немцы, поляки, русские и др. Всего в Кыргызстан с 1925 по 1932 гг. прибыл 1081 человек. В январе 1935 года в состав кооператива «Интергельпо» входили следующие предприятия: суконная фабрика, кожевенный завод, механические мастерские с токарным, кузнечным и литейными цехами, столярно-мебельные мастерские, строительный цех, а также продовольственная база, сапожная и портняжная мастерские
Сегодня заводы этого знаменитого кооператива приватизированы человеком, который является потомком кыргызской аристократии Такая спиралевидная ирония истории
#СоветскаяСредняяАзия #2k18 #SovietOrient #Интергельпо #Interhelpo #КиргизскаяССР #ликбез #статьи
Medium
Интергельпо — ностальгический оптимизм
авторка: Наталья Андрианова
Очень большой текст на 34 минуты чтения, о том как в советском Казахстане для строительства нации использовали археологию. Почему было важно "доказать" что городская культура у древних казахов практиковалась одновременно или зародилась даже раньше кочевой? Как археолог Кемаль Акишев уговорил главу Компартии Казахстана Кунаева дать финансирование на одну из самых крупных археологических экспедиций Советского Союза? Как появилась и развивалась отдельная казахстанская археологическая школа в СССР?
Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье:
Советское востоковедение (как собирательная дисциплина, в том числе для археологии) через многолетние раскопки древних городищ и изучение средневековой историографии сформировало определенный исторический образ для каждой из наций Советского Востока
В противовес этой политике по переводу на оседлость советские исследователи начали развивать новую идею о том, что кочевничество было не единственной характеристикой казахской истории. Совсем наоборот: согласно новой парадигме, казахи в древности обладали утонченной городской культурой, особенно на юге страны. Таким образом, раннюю казахскую государственность начали привязывать не к той или иной кочевой орде, а к городам. В 1950-е гг. ученые-казахи даже стали рассматривать городскую культуру как главную часть национального наследия. Такой уход от старой концепции, согласно которой все высокоразвитые культуры в Средней Азии имеют иранское происхождение, привел к переоценке отношений между тюркским (т.е. узбекским и казахским) и иранским (таджикским) населением на данной территории. Согласно марксисткой теории общественного развития, такое коренное изменение концепции имело смысл, это означало причисление казахской культуры к ряду высокоразвитых культур. На самом деле перевод современных казахов на оседлость сопровождался переводом на оседлость казахского прошлого, а переоценка казахской культуры исходя из представлений о городской и оседлой цивилизации стала особенностью академических работ в Казахстане
#SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #2k18 #КемальАкишев #Казахстан #СоветскаяАрхеология #СоветскоеВостоковедение #КазахскаяССР #nationbuilding #нациестроительство #ликбез #лонгрид #статьи #ПолитикаПамяти
Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье:
Советское востоковедение (как собирательная дисциплина, в том числе для археологии) через многолетние раскопки древних городищ и изучение средневековой историографии сформировало определенный исторический образ для каждой из наций Советского Востока
В противовес этой политике по переводу на оседлость советские исследователи начали развивать новую идею о том, что кочевничество было не единственной характеристикой казахской истории. Совсем наоборот: согласно новой парадигме, казахи в древности обладали утонченной городской культурой, особенно на юге страны. Таким образом, раннюю казахскую государственность начали привязывать не к той или иной кочевой орде, а к городам. В 1950-е гг. ученые-казахи даже стали рассматривать городскую культуру как главную часть национального наследия. Такой уход от старой концепции, согласно которой все высокоразвитые культуры в Средней Азии имеют иранское происхождение, привел к переоценке отношений между тюркским (т.е. узбекским и казахским) и иранским (таджикским) населением на данной территории. Согласно марксисткой теории общественного развития, такое коренное изменение концепции имело смысл, это означало причисление казахской культуры к ряду высокоразвитых культур. На самом деле перевод современных казахов на оседлость сопровождался переводом на оседлость казахского прошлого, а переоценка казахской культуры исходя из представлений о городской и оседлой цивилизации стала особенностью академических работ в Казахстане
#SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #2k18 #КемальАкишев #Казахстан #СоветскаяАрхеология #СоветскоеВостоковедение #КазахскаяССР #nationbuilding #нациестроительство #ликбез #лонгрид #статьи #ПолитикаПамяти
Medium
МЕЖДУ НАЦИЕЙ И АРТЕФАКТОМ: ВОСТОЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯ В СОВЕТСКОМ КАЗАХСТАНЕ
Автор: Альфрид Бустанов
Soviet Orient pinned «Всем привет! Так как в этом году кроме юбилея гражданской войны еще исполнилось ровно 100 лет антисоветскому басмаческому движению, мы будем готовить для вас целую серию материалов о басмачах. К тому же название нашего канала обязывает это сделать)) Ну а…»
Любопытный Текст одного из первых руководителей советского Узбекистана - Файзуллы Ходжаева. Написано 100 лет назад, а актуальности не потеряло до сих пор. Неужели мы топчемся на месте?
У нас создана Советская форма республики. В целях управления народом и руководства хозяйственной деятельностью страны у нас созданы государственные учреждения. Из-за неопытности бухарское правительство на 2–3-месячный организационный период, без учета местных условий, подражая организационной структуре Российских и Туркестанских республик, учредило на местах такие же организации, какие имеются в России
Подражая России и Туркестану, каждая из этих организаций носит название, непонятное для народа: трибунал, Чека, милиция, ревком и т. п. Народ не знает, почему они организованы в Бухаре, не знает об их обязанностях, о смысле их наименований. Необходимо сделать эти органы понятными для народа.
#СоветскаяСредняяАзия #2k18 #SovietOrient #Узбекистан #УзбекскаяССР #ФайзуллаХоджаев #Бухара #Хива #БНСР #ХНСР #ХССР
У нас создана Советская форма республики. В целях управления народом и руководства хозяйственной деятельностью страны у нас созданы государственные учреждения. Из-за неопытности бухарское правительство на 2–3-месячный организационный период, без учета местных условий, подражая организационной структуре Российских и Туркестанских республик, учредило на местах такие же организации, какие имеются в России
Подражая России и Туркестану, каждая из этих организаций носит название, непонятное для народа: трибунал, Чека, милиция, ревком и т. п. Народ не знает, почему они организованы в Бухаре, не знает об их обязанностях, о смысле их наименований. Необходимо сделать эти органы понятными для народа.
#СоветскаяСредняяАзия #2k18 #SovietOrient #Узбекистан #УзбекскаяССР #ФайзуллаХоджаев #Бухара #Хива #БНСР #ХНСР #ХССР
Medium
Файзулла Ходжаев: Советская власть и чем она выгодна народу
Наша революция общенародная, она совершена городской беднотой и дехканами, составляющими абсолютное большинство населения. Наш образ…
В честь 8 марта который скоро наступит, представляем вам вторую часть товарищеских писем активисток Женотдела советского Кыргызстана. Читая эти письма, возникает чувства что проблемы женщин которая пыталась решить 100 лет назад организация Женотдел, остались с нами. Очень не хватает такой организации для помощи женщинам которые живут в регионах и глубинках современного Кыргызстана
"Героинями-авторками нашей истории являются женщины разного возраста, но молодые женщины среди них также составляли большинство. Важно отметить, что женотделовки имели разное социальное и этническое происхождение, будучи местными активистками, а также командированными из центра, как правило, с опытом работы в структуре женского отдела Средне-Азиатского бюро РКП(б). Переписка велась в том числе и на кыргызском, однако письма, написанные арабским шрифтом, представленные часто без перевода, в большинстве своем остались пока недоступными для изучения.
Итак, в переписке участвуют:
1. БОЛГОВА Александра Яковлевна — 20 лет, заведующая женотделом Кара-Киргизского областного комитета (обкома) РКП(б) с января по апрель 1925 года. Уроженка Джетысуйской области. В апреле 1925 г. откомандирована в распоряжение Средазбюро ЦК РКП(б), г. Ташкент.
2. ГАЛИЕВА Сакия (Сакиня) Шагивалиевна — 19 лет, инструкторша, Пишпекский окружком. Владела русским и кыргызским.
3. ГРИГОРЬЕВА Мария Константиновна — 29 лет, волостная организаторша, Джалал-Абадский округ.
4. ЖЕРНАКОВА Александра Ивановна — 26 лет, заведующая женотделом, Каракольский окружком. В Туркестане с 1923 года.
5. ИВАНОВА — вероятно, волостная организаторша (других данных не установлено).
6. КОЗЛОВСКАЯ Розава Михайловна — 24 года, инструкторша женотдела, Джалал-Абадский окружком.
7. КРЮКОВА Юлия — 27 лет, заведующая женотделом, Джалал-Абадский окружком (вероятно, после Резниковой В.).
8. МАТРОХИНА Анна Ивановна — 37 лет, заведующая женотделом, Пишпекский окружком. Владела русским и кыргызским.
9. МЕЩЕРЯКОВА Анна Федоровна — 35 лет, заведующая женотделом, Ошский окружком (с января 1925 года).
10. ПРАЗДНИКОВА (Айтбаева) Зойнапа (Зейнеп) — 35 лет, заведующая женотделом (с сентября 1924 года), Ошский окружком. Работала в Маргелане.
11. ПОГОРЕЛЬСКАЯ А. — в период примерно с июня по октябрь 1925 года временно исполняла функции заведующей женотделом, Каракольский окружком (других данных не установлено).
12. РЕЗНИКОВА Вера — 40 лет, заведующая женотделом, Джалал-Абадский окружком.
13. РУЗОВА (УРУСОВА) Алимбиби — 27 лет, инструкторша женотдела, Джалал-Абадский окружком.
14. ТЮМОВА — инструкторша женотдела, Джалал-Абадский окружком (других данных не установлено).
15. ШИМКО София Николаевна — 29 лет, заведующая женотделом Киргизского обкома ВКП(б) с апреля 1925 по февраль 1926 года. Уроженка Екатеринослава. С февраля 1926 — заместитель заведующей (замзав) женотделом Средазбюро ЦК ВКП(б), г. Ташкент.
16. ЧЕРЕПОВА Дарья — 22 года, заведующая женотделом (примерно до конца 1924 года), Пишпекский окружком.
https://teletype.in/@sovietcentralasia/H1qO18i8V
#SovietCentralAsia #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #8марта2k19 #ФеминизмСА #KGFem #2k19 #Женотдел #КиргизскаяССР
"Героинями-авторками нашей истории являются женщины разного возраста, но молодые женщины среди них также составляли большинство. Важно отметить, что женотделовки имели разное социальное и этническое происхождение, будучи местными активистками, а также командированными из центра, как правило, с опытом работы в структуре женского отдела Средне-Азиатского бюро РКП(б). Переписка велась в том числе и на кыргызском, однако письма, написанные арабским шрифтом, представленные часто без перевода, в большинстве своем остались пока недоступными для изучения.
Итак, в переписке участвуют:
1. БОЛГОВА Александра Яковлевна — 20 лет, заведующая женотделом Кара-Киргизского областного комитета (обкома) РКП(б) с января по апрель 1925 года. Уроженка Джетысуйской области. В апреле 1925 г. откомандирована в распоряжение Средазбюро ЦК РКП(б), г. Ташкент.
2. ГАЛИЕВА Сакия (Сакиня) Шагивалиевна — 19 лет, инструкторша, Пишпекский окружком. Владела русским и кыргызским.
3. ГРИГОРЬЕВА Мария Константиновна — 29 лет, волостная организаторша, Джалал-Абадский округ.
4. ЖЕРНАКОВА Александра Ивановна — 26 лет, заведующая женотделом, Каракольский окружком. В Туркестане с 1923 года.
5. ИВАНОВА — вероятно, волостная организаторша (других данных не установлено).
6. КОЗЛОВСКАЯ Розава Михайловна — 24 года, инструкторша женотдела, Джалал-Абадский окружком.
7. КРЮКОВА Юлия — 27 лет, заведующая женотделом, Джалал-Абадский окружком (вероятно, после Резниковой В.).
8. МАТРОХИНА Анна Ивановна — 37 лет, заведующая женотделом, Пишпекский окружком. Владела русским и кыргызским.
9. МЕЩЕРЯКОВА Анна Федоровна — 35 лет, заведующая женотделом, Ошский окружком (с января 1925 года).
10. ПРАЗДНИКОВА (Айтбаева) Зойнапа (Зейнеп) — 35 лет, заведующая женотделом (с сентября 1924 года), Ошский окружком. Работала в Маргелане.
11. ПОГОРЕЛЬСКАЯ А. — в период примерно с июня по октябрь 1925 года временно исполняла функции заведующей женотделом, Каракольский окружком (других данных не установлено).
12. РЕЗНИКОВА Вера — 40 лет, заведующая женотделом, Джалал-Абадский окружком.
13. РУЗОВА (УРУСОВА) Алимбиби — 27 лет, инструкторша женотдела, Джалал-Абадский окружком.
14. ТЮМОВА — инструкторша женотдела, Джалал-Абадский окружком (других данных не установлено).
15. ШИМКО София Николаевна — 29 лет, заведующая женотделом Киргизского обкома ВКП(б) с апреля 1925 по февраль 1926 года. Уроженка Екатеринослава. С февраля 1926 — заместитель заведующей (замзав) женотделом Средазбюро ЦК ВКП(б), г. Ташкент.
16. ЧЕРЕПОВА Дарья — 22 года, заведующая женотделом (примерно до конца 1924 года), Пишпекский окружком.
https://teletype.in/@sovietcentralasia/H1qO18i8V
#SovietCentralAsia #SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #8марта2k19 #ФеминизмСА #KGFem #2k19 #Женотдел #КиргизскаяССР
Teletype
Письма активисток Женотдела, которые приехали в Туркестан с целью эмансипировать женщин этого региона часть 2
Письмо А. Погорельской. 7 июня 1925. Фрагмент. ЦГА ПД КР
Недавний конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном из-за спорных участков границ, заставил вспомнить, что в 2024 году будет ровно 100 лет национальному размежеванию Советской Средней Азии. Предлагаем Вам прочесть статью английского антрополога Мэдлин Ривз, где она анализирует, как освещался земельно-водный конфликт между Киргизской ССР и Таджикской ССР в прессе времен заката Перестройки. Проблема земле/водопользования между республиками Центральной Азии не потеряла за 100 лет своей острой актуальности:
Если местная печать склонна сосредотачиваться на экономических факторах напряженности, то Латифи и Разгуляев делают более широкие обобщения, указывая, что конфликт возник не в июне и даже не в мае, но зрел десятилетиями из-за нерешенности вопроса о межреспубликанской границе:
«На последних переговорах, например, нам довелось увидеть, как на каждый документ одной из сторон другая быстро вынимала из портфеля или из папки “более точный”, “самый надежный”, “самый старый”. В ход шли карты сначала 50-х, потом 40-х, 30-х, 20-х годов. Мы с интересом рассматривали и карту 1902 года. А на встрече с аксакалами в кишлаке Октябрь была предъявлена даже карта Кокандского ханства. Можно ли найти в таких исторических дебрях основу для взаимопонимания?»
В обширной статье «Конфликта могло не быть» журналист Попов одним из первых начал открыто критиковать национально-территориальное размежевание 1924–1925 годов, когда карту Средней Азии ровняли едва ли не ножницами; причем автор подводит читателя к мысли о том, что именно это и обусловило нынешнюю эскалацию конфликта.
В нарративе, предложенном Поповым, явно прослеживается связь между нынешним противостоянием и историческими перипетиями определения границы. Особой критике автор подвергает последний раунд территориального переустройства, пришедшийся на 1958 год. О том периоде он пишет следующее:
«Вольготно было до такой степени, что в 1958 году правление колхоза имени Калинина Исфаринского района даже сочло возможным передать в дар 144 гектара земли колхозу имени Калинина Баткенского района. Этот участок примыкает непосредственно к территории кишлака Октябрь. Государственный акт на передачу земли прошел все необходимые инстанции в Киргизии, однако в Таджикистане формальности до конца соблюдены не были. Президиум Верховного Совета республики Указа по этому поводу не издавал. Но это не мешало соседям жить в мире и пользоваться отданной им землей. Сейчас, спустя тридцать лет, необдуманность предпринятого тогда шага стала особенно очевидной. Население кишлака Октябрь неизмеримо возросло. Назрела необходимость в увеличении приусадебных участков, чтобы облегчить продовольственную проблему. А свободной земли по соседству с кишлаком уже не осталось. Что будет, если сегодня вы сделаете своему другу шикарный подарок, а завтра потребуете его назад — мол, самому нужен? По меньшей мере вы потеряете друга. Но точно такие же призывы раздались в Октябре по поводу 144 гектаров. Возможно, сыграло свою роль заблуждение: дескать, дали попользоваться на время, а теперь пусть вернут»
https://medium.com/repost-of-revolution/%D0%B8-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%85-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D1%83-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8-6d2b09da2c1c
#СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #SovietCentralAsia #2k19 #КиргизскаяССР #ТаджикскаяССР #Перестройка #НациональноеРазмежеваниеСА
Если местная печать склонна сосредотачиваться на экономических факторах напряженности, то Латифи и Разгуляев делают более широкие обобщения, указывая, что конфликт возник не в июне и даже не в мае, но зрел десятилетиями из-за нерешенности вопроса о межреспубликанской границе:
«На последних переговорах, например, нам довелось увидеть, как на каждый документ одной из сторон другая быстро вынимала из портфеля или из папки “более точный”, “самый надежный”, “самый старый”. В ход шли карты сначала 50-х, потом 40-х, 30-х, 20-х годов. Мы с интересом рассматривали и карту 1902 года. А на встрече с аксакалами в кишлаке Октябрь была предъявлена даже карта Кокандского ханства. Можно ли найти в таких исторических дебрях основу для взаимопонимания?»
В обширной статье «Конфликта могло не быть» журналист Попов одним из первых начал открыто критиковать национально-территориальное размежевание 1924–1925 годов, когда карту Средней Азии ровняли едва ли не ножницами; причем автор подводит читателя к мысли о том, что именно это и обусловило нынешнюю эскалацию конфликта.
В нарративе, предложенном Поповым, явно прослеживается связь между нынешним противостоянием и историческими перипетиями определения границы. Особой критике автор подвергает последний раунд территориального переустройства, пришедшийся на 1958 год. О том периоде он пишет следующее:
«Вольготно было до такой степени, что в 1958 году правление колхоза имени Калинина Исфаринского района даже сочло возможным передать в дар 144 гектара земли колхозу имени Калинина Баткенского района. Этот участок примыкает непосредственно к территории кишлака Октябрь. Государственный акт на передачу земли прошел все необходимые инстанции в Киргизии, однако в Таджикистане формальности до конца соблюдены не были. Президиум Верховного Совета республики Указа по этому поводу не издавал. Но это не мешало соседям жить в мире и пользоваться отданной им землей. Сейчас, спустя тридцать лет, необдуманность предпринятого тогда шага стала особенно очевидной. Население кишлака Октябрь неизмеримо возросло. Назрела необходимость в увеличении приусадебных участков, чтобы облегчить продовольственную проблему. А свободной земли по соседству с кишлаком уже не осталось. Что будет, если сегодня вы сделаете своему другу шикарный подарок, а завтра потребуете его назад — мол, самому нужен? По меньшей мере вы потеряете друга. Но точно такие же призывы раздались в Октябре по поводу 144 гектаров. Возможно, сыграло свою роль заблуждение: дескать, дали попользоваться на время, а теперь пусть вернут»
https://medium.com/repost-of-revolution/%D0%B8-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%85-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D1%83-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8-6d2b09da2c1c
#СоветскаяСредняяАзия #SovietOrient #SovietCentralAsia #2k19 #КиргизскаяССР #ТаджикскаяССР #Перестройка #НациональноеРазмежеваниеСА
Medium
«И слово нужно конструктивное». О диссонансах гласности в прессе Средней Азии в эпоху перестройки
Мэдлин Ривз — антрополог, профессор социальной антропологии Манчестерского университета (Великобритания).
Праздничный материал в честь 9 мая о Съезде советских мусульман Средней Азии и Казахстана в Октябре 1943. Грустно, что сегодня в странах ПСП (постсоветского пространства) случилась профанация этого светлого дня.
"Наше внимание привлекло одно из наиболее значительных по своей политической направленности решений Ташкентского исламского курултая — принятое 17 октября 1943 г. делегатами съезда антифашистское обращение. Его русский текст был переправлен в Москву работниками Наркомата госбезопасности СССР и передан в аппарат Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП (б). Анализ содержания этого материала позволяет предположить, что в его подготовке на месте принимали участие какие-то знатоки ислама, пользующиеся доверием в чекистской среде. С текстом обращения лично познакомился и одобрил его сам руководитель Агитпропа союзной компартии А.С. Щербаков. Судя по документам архивного дела по решению Щербакова от 9 декабря 1943 г. этот текст был переведен на языки народов Средней Азии и Казахстана, размножен в количестве 15 тыс. экземпляров и распространен в среде верующих мусульман региона
Уважаемые братья мусульмане!
Уже третий, год, в результате нашествия гитлеровских орд, большая часть мира пылает в огне губительнейшей из войн, какие когда-либо переживало человечество.
Злодей Гитлер и его сообщники, да падет проклятие на их головы, залили всю Европу кровью и слезами, умертвили тысячи ни в чем неповинных людей.
Гитлеровское государство, нарушив договор с Советским Союзом, без объявления войны, вероломно напало на нашу страну, желая превратить наших мужчин и женщин в рабов, сделать наших детей сиротами, разрушить наши жилища, устроить в наших домах притоны разврата, растоптать наши права, унизить и поругать нашу веру, опустошить наши сады, превратить в прах нашу родину.
На Северном Кавказе, где великой славой в прошлом покрыли себя мудждахиды и газии, гитлеровцы совершили чудовищные преступления: ограбили все население, пожгли и взорвали жилища горцев, увели в плен тысячи мужчин и женщин. В городе Краснодаре и Краснодарском крае, по распоряжению германского командования, тысячи людей, в том числе больные, старики, женщины и дети, были отравлены удушающими газами.
Гитлер замыслил уничтожить национальную культуру народов Туркестана и Казахстана, предать огню костров сокровища науки и знания, накопленные и хранящиеся в библиотеках Бухары, Ургенча, Самарканда, Ташкента, Ашхабада, Ходжента, Алма-Ата, Фрунзе.
Гитлеровцы жаждут осквернить честь наших жен и дочерей, уют наших семейных очагов, спокойную обеспеченную жизнь наших стариков, безмятежный сон наших детей.
Нет мощи и силы, кроме как у Аллаха! Туркестан в течение тысячелетия был и остается священным отечеством узбеков, таджиков, туркмен, казахов, киргиз и кара-калпаков.
Следуя заветам наших отцов, народы Туркестана вместе со всеми народами Советского Союза вступили в великий бой с фашистами за свою дорогую родину, за свою свободу и процветание, за веру и права, за честь и славу"
https://teletype.in/@sovietcentralasia/H1nU5epi4
#SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #СоветскиеМусульмане #SovietIslam #ИсламвСССР #САДУМ #Ташкент #КиргизскаяССР #9мая2019 #2k19
"Наше внимание привлекло одно из наиболее значительных по своей политической направленности решений Ташкентского исламского курултая — принятое 17 октября 1943 г. делегатами съезда антифашистское обращение. Его русский текст был переправлен в Москву работниками Наркомата госбезопасности СССР и передан в аппарат Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП (б). Анализ содержания этого материала позволяет предположить, что в его подготовке на месте принимали участие какие-то знатоки ислама, пользующиеся доверием в чекистской среде. С текстом обращения лично познакомился и одобрил его сам руководитель Агитпропа союзной компартии А.С. Щербаков. Судя по документам архивного дела по решению Щербакова от 9 декабря 1943 г. этот текст был переведен на языки народов Средней Азии и Казахстана, размножен в количестве 15 тыс. экземпляров и распространен в среде верующих мусульман региона
Уважаемые братья мусульмане!
Уже третий, год, в результате нашествия гитлеровских орд, большая часть мира пылает в огне губительнейшей из войн, какие когда-либо переживало человечество.
Злодей Гитлер и его сообщники, да падет проклятие на их головы, залили всю Европу кровью и слезами, умертвили тысячи ни в чем неповинных людей.
Гитлеровское государство, нарушив договор с Советским Союзом, без объявления войны, вероломно напало на нашу страну, желая превратить наших мужчин и женщин в рабов, сделать наших детей сиротами, разрушить наши жилища, устроить в наших домах притоны разврата, растоптать наши права, унизить и поругать нашу веру, опустошить наши сады, превратить в прах нашу родину.
На Северном Кавказе, где великой славой в прошлом покрыли себя мудждахиды и газии, гитлеровцы совершили чудовищные преступления: ограбили все население, пожгли и взорвали жилища горцев, увели в плен тысячи мужчин и женщин. В городе Краснодаре и Краснодарском крае, по распоряжению германского командования, тысячи людей, в том числе больные, старики, женщины и дети, были отравлены удушающими газами.
Гитлер замыслил уничтожить национальную культуру народов Туркестана и Казахстана, предать огню костров сокровища науки и знания, накопленные и хранящиеся в библиотеках Бухары, Ургенча, Самарканда, Ташкента, Ашхабада, Ходжента, Алма-Ата, Фрунзе.
Гитлеровцы жаждут осквернить честь наших жен и дочерей, уют наших семейных очагов, спокойную обеспеченную жизнь наших стариков, безмятежный сон наших детей.
Нет мощи и силы, кроме как у Аллаха! Туркестан в течение тысячелетия был и остается священным отечеством узбеков, таджиков, туркмен, казахов, киргиз и кара-калпаков.
Следуя заветам наших отцов, народы Туркестана вместе со всеми народами Советского Союза вступили в великий бой с фашистами за свою дорогую родину, за свою свободу и процветание, за веру и права, за честь и славу"
https://teletype.in/@sovietcentralasia/H1nU5epi4
#SovietOrient #СоветскаяСредняяАзия #СоветскиеМусульмане #SovietIslam #ИсламвСССР #САДУМ #Ташкент #КиргизскаяССР #9мая2019 #2k19
Teletype
Съезд мусульман Средней Азии и Казахстана о задачах борьбы с фашистской агрессией. Октябрь 1943 г.
Картина: Урал Тансыкбаев. Прощание, 1934