SatiSpivakova
16.7K subscribers
5.48K photos
1.08K videos
1.17K links
Нескучная классика

По вопросам: @Ta_Solovieva
Организация мероприятий: @EmpireOfMusic_Tabriz
加入频道
24 сентября 1896 года в Москве родилась Эльза Триоле (урожденная Элла Каган) — первая женщина-лауреат престижной Гонкуровской премии (1945), которую до нее не получал ни один писатель, родившийся за пределами Франции.

Триоле была участницей движения Сопротивления, одним из авторов сценария первого совместного советско-французского фильма «Нормандия-Неман», переводчиком и пропагандистом во Франции русской и советской литературы и поэзии, наконец, женой поэта и прозаика Луи Арагона. К сожалению, в родной стране о ней написано гораздо меньше, чем о старшей сестре — Лиле Брик.

В 1918 году Эльза стала женой французского офицера Андре Триоле и уехала с ним во Францию. Этот брак довольно быстро распался, а в 1939 году Триоле вышла замуж за Луи Арагона, с которым к тому моменту была знакома более 10 лет.

Они познакомились 6 октября 1928 года в кафе «Купель» на Монпарнасе. К тому времени оба уже прославились, как литераторы: он — благодаря сюрреалистическому роману «Парижский крестьянин», она — после издания в 1925 году своей дебютной книги «На Таити».

Эльза не сделала Арагона, как положено музам, знаменитей, чем он был, до встречи с ней. Но у нее получилось другое — значительно повлиять на его мировоззрение и внутреннюю жизнь. Так, после знакомства с Эльзой писатель перешел от сюрреализма к реализму, о чем наглядно свидетельствует цикл его романов «Реальный мир».

В 1941 году Арагон посвятил ей любовную поэму «Глаза Эльзы», не отличающуюся литературной ценностью, но, по воспоминаниям издателя Пиерра Сегера, написанную в пользу деятельности Résistance для усыпления цензуры. Позже Арагон напишет для нее множество других стихов, опубликованных, в конце концов, отдельным сборником под названием «Глаза Эльзы».

Они не имели детей, поэтому сил на творчество было в избытке. Вклад каждого из них в литературу огромен. Эльза создала цикл социально-психологических романов «Нейлоновый век», переводила прозу Гоголя, пьесы Чехова, стихи Маяковского, составила «Антологию русской поэзии…» — от Тредиаковского и Пушкина до Вознесенского и Ахмадулиной. Первые гастроли Майи Плисецкой во Франции сопровождала ее рецензия «Откровение зовут Майя». Арагон издал искусствоведческие книги «Анри Матисс. Роман» (1971) и «Театр-роман» (1974), исторический роман «Страстная неделя» (1958), сборники эссе, поэтические сборники «Нож в сердце» (1941), «Глаза и память» (1954) и другие.

Их союз, длившийся более сорока лет, разрушила смерть Эльзы в июне 1970 года. Незадолго до этого был опубликован ее последний роман «Соловей умолкает на заре». Арагон пережил жену на одиннадцать лет и, согласно завещанию, был похоронен с ней в одной могиле. На их могильной плите — цитата из романа Эльзы: «Мертвые беззащитны. Но если нас попытаются разлучить после смерти, наши книги придут к нам на помощь».
Луи Арагон

Глаза
Эльзы
 
В глубинах глаз твоих, где я блаженство пью,
Все миллиарды звезд купаются, как в море.
Там обретало смерть безвыходное горе.
Там память навсегда я затерял свою.
 
Вот словно стая птиц закрыла небеса, И меркнет океан.
Но тень ушла — и снова
Глаза твои синей простора голубого
Над спелым золотом пшеницы иль овса.
Расчистится лазурь, померкшая в тумане,
Но все ж синей небес, омывшихся грозой,
Твои глаза, мой друг, блестящие слезой.
Стекло всегда синей в разломе иль на грани,
 
О свет увлажненный, о мать семи скорбей,
Ты призму пронизал семью мечами цвета.
Когда рассвет в слезах, день плачется с рассвета,
При черной чашечке цветок всегда синей.
 
Две бездны синих глаз, два озера печали,
Где чудо явлено — пришествие волхвов,
Когда в волнении, увидев дом Христов,
Они Марии плащ над яслями узнали.
 
Довольно уст одних, когда пришла весна,
Чтоб все слова сказать, все песни спеть любимой,
Но мало звездам плыть во мгле неизмеримой,
Нужна им глаз твоих бездонных глубина.
 
Ребенок, широко раскрыв глаза, дивится,
Когда он узнает прекрасного черты,
Но если делаешь глаза большие ты,
Не могут и цветы под ливнем так раскрыться,
 
А если молния в лаванде их блеснет,
Где празднуют любовь мильоны насекомых,
Я вдруг теряю путь среди светил знакомых,
Как погибающий в июле мореход.
 
Но радий я извлек из недр породы мертвой,
Но пальцы я обжег, коснувшись невзначай.
Сто раз потерянный и возвращённый рай,
Вся Индия моя, моя Голконда — взор твой.
 
Но если мир сметет кровавая гроза
И люди вновь зажгут костры в потемках синих,
Мне будет маяком сиять в морских пустынях
Твой, Эльза, яркий взор, твои, мой друг, глаза.

1941

Перевод Вильгельма Левика
Рисунок «Глаза Эльзы» Анри Матисса


#Поэтория
24 сентября 1920 года в Лозанне ушел из жизни Карл Фаберже.

После установления в 1917 году советской власти фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе были национализированы. В Петрограде в руки большевиков попали практически все запасы драгметаллов, камней и уже готовых изделий, за которые владельцам не было выплачено никакой компенсации. Спасти от национализации удалось лишь маленькую долю изделий, которые старший сын Карла Густавовича Евгений Фаберже незадолго до этого смог вывезти в Финляндию.

В сентябре 1918 года, опасаясь ареста, Фаберже под видом курьера одного из иностранных посольств нелегально покинул Петроград, поездом уехал сначала в Ригу, а затем бежал в Германию. Он поселился в Берлине, но и там началась революция. Пришлось перебраться во Франкфурт-на-Майне, затем в Хомбург и Висбаден, где он наконец остановился.

После революционных потрясений и конфискации имущества Фаберже упал духом. За несколько месяцев до смерти, в мае 1920 года, ювелир пожаловался на сердце. В это время он часто повторял: «Жизни больше нет».

Медики предписали 74-летнему Фаберже спокойную и размеренную жизнь без вредных привычек. Однако 24 сентября 1920 года, невзирая на запреты врачей, Карл Густавович раскурил крепкую сигару. Насладиться ей до конца он так и не успел: умер, докурив до половины.

Похоронили великого мастера на кладбище Гран-Жас в Каннах.
20 лет назад ушла из жизни Франсуаза Саган.

В 1990-е годы на писательницу был наложен штраф за неуплату налогов. В итоге Саган разорилась. Фредерик Бегбедер и Изабель Аджани выступили с требованием, чтобы налоговая служба прекратила преследование. Незадолго до ее смерти Бегбедер писал: «Франция убивает своего последнего литературного гения. Мне стыдно за мою страну. Когда Саган умрет, все явятся на ее могилу, чтобы поклониться ее праху. Невежественные правители! О Саган будут вспоминать, когда вас все давно забудут!».

Когда Франсуазы Саган не стало, ее сын, фотограф Дени Уэстхофф, согласился вступить в наследство и соответственно взять на себя долг матери — более миллиона евро. Окончательно он расплатился с государством в апреле 2019 года. В этом же году его стараниями был опубликован неоконченный роман Саган «Четыре уголка сердца», имевший большой успех во Франции. Дени создал Ассоциацию ее имени и учредил литературную премию для молодых беллетристов.

Публикую несколько ярких высказываний писательницы.

🟣Сильная женщина — это женщина, знающая, что ее слабости — такая сила, которой невозможно противостоять.

🟣К чужим недостаткам легко привыкаешь, если не считаешь своим долгом их исправлять.

🟣Мы плачем, приходя на свет, а все дальнейшее подтверждает, что плакали мы не напрасно.

🟣Опыт — это сумма совершенных ошибок, а также ошибок, которых, увы, не удалось совершить.

🟣Любовь — самая приятная, самая настоящая, самая правильная вещь на свете. И не важно, чем ты за нее платишь.

🟣На одном бутерброде и двух комплиментах женщина может продержаться весь день.

🟣Когда мечтаешь о чем-то как об огромном несбыточном счастье, перестаешь замечать маленькие дорожки, по которым можно (и довольно быстро) до него дойти.

🟣Одна из самых отвратительных разновидностей лжи — молчание.

🟣Очень умные люди не бывают злыми. Злость предполагает ограниченность, глупость априори.

🟣Тому, кто любит жизнь, никогда не хватит слов, чтоб ее описать.

🟣Прощение означает, что все уже кончено.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Эксклюзив для любителей архивных кадров: 1959 год. Мария Каллас исполняет «Рассказ Мими» из оперы Джакомо Пуччини «Богема».

#МузыкальнаяТерапия
Доброе утро!
#ЦитатаДня
25 сентября 1932 года в Торонто родился Гленн Гульд.

Великий пианист вошел в историю «инопланетянином» мира музыки, к которому невозможно подходить с привычными мерками, применимыми к обычным людям. Но уж кого-кого, а Гленна Гульда обычным не назовешь.

Публикую несколько фактов из его овеянной тайнами жизни.

🔵В детстве Гульд заявлял о своем желании стать композитором. В 12 лет он написал либретто оперы, где человечество самоуничтожается, сохраняется лишь мир животных. Позже он преподносил себя как «композитора, писателя, бродкастера, который играет на рояле, когда ему нечего делать». От недостатка времени или вдохновения сочинил он немного, и это небольшое количество произведений не принесло ему заметной славы. К 20 годам он пережил увлечение додекафонией, не оставившее никаких следов: он попросту отрекся от этих первых опытов.

🔵Известно, что репертуар Гульда исключал троицу Шопен–Лист–Шуман. Он считал, что они не умели писать для фортепиано, что имело место «злоупотребление» педалью, что у них было мало стоящих композиций. То, что было самым существенным в фортепианном репертуаре, Гульд считал просто потерей времени. Единственный романтик, представлявший ценность в его глазах, — Мендельсон. В конце жизни он надеялся дирижировать его «Увертюрами» и считал «Морскую тишь и счастливое плавание» истинным шедевром.

🔵Вопреки общепринятому мнению, Гульд не фетишизировал Баха (его любимым композитором был Орландо Гиббонс). Даже «Гольдберг-вариации», ставшие легендарными, ему казались «слишком расхваленными». Тем не менее Гульд навсегда изменил отношение слушателя к Баху. И до него многие великие пианисты играли Баха, но в романтизированной манере, для него неприемлемой.

🔵Стандартным фортепианным банкеткам Гульд предпочитал низкий расшатанный стул, ставший для него незаменимым. А 1953 году отец пианиста отпилил четыре дюйма от его ножек, в результате чего сидящий на нем человек оказывался на высоте всего 14 дюймов — на 6 дюймов ниже, чем тот, кто сидел на стандартной фортепианной банкетке. Гульд утверждал, что у его стула самая «идеальная форма» для исполнения музыки, а скрипящие звуки, которые он издавал, когда музыкант немного менял положение, ничуть его не смущали, а наоборот добавляли еще одну партию к его собственному бормотанию.

🔵Для того чтобы заглушить гудение родного Торонто, который он никогда не покидал, Гульд жил преимущественно ночью. Он засыпал на рассвете и поднимался после полудня, питался практически монастырской едой, состоявшей исключительно из яичницы, тостов и чая. При этом важной его привязанностью был телефон. Он практиковал телефонные беседы как спорт высокого уровня, звоня своим друзьям в совсем неподобающие часы, чтобы прочесть им, что он написал, пропеть или проиграть отдельные сцены опер, продолжая, пока его собеседник не засыпал.

🔵После десятка лет, в течение которых он давал концерты, Гульд в 32 года принял решение уйти со сцены. Свой последний концерт он дал в апреле 1964 в Лос-Анджелесе. Взамен пианистической деятельности он собирался посвятить себя композиции, но потратил гораздо больше времени на реализацию программ на телевидении и радио и на запись многочисленных дисков.

🔵Звукозапись действительно стала всепоглощающей страстью Гульда. Помимо способа оставить что-то после себя, она дала импульс к философскому опыту. Он говорил: «Приняв на себя издержки расставания со сценой и риски несовершенного исполнения произведения, возможного на публике только один раз, звукозапись дает возможность при монтаже достигнуть того, что исполнитель реально может дать».

🔵Гульд был ипохондриком. Однако его самолечение — для профилактики и преодоления множества видящихся ему симптомов всевозможных болезней — парадоксальным образом способствовало сокращению его жизни. Через несколько дней после его пятидесятилетия с ним случился инсульт из-за тромба в кровеносном сосуде. Гульда отвезли в госпиталь, где он впал в кому. Аппараты жизнеобеспечения отключили 4 октября 1982 года, когда была констатирована смерть.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Уникальные кадры: Гленн Гульд репетирует Партиту №2 Иоганна Себастьяна Баха. 😍

#МузыкальнаяТерапия
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня 75 лет исполняется Педро Альмодовару, одному из моих любимейших режиссеров.

Расскажу, как именинник работает над музыкой к фильмам со своим постоянным соавтором, композитором Альберто Иглесиасом.

«Я не знаю, почему он ко мне обратился. Наверное, ему кто-то меня порекомендовал», — скромно отвечает на вопрос об их знакомстве сам Иглесиас. К моменту этой встречи он уже успел поработать над двумя фильмами Хулио Медема — и Альмодовар, по всей видимости, смог увидеть в методе композитора необходимый ему почерк.

Их сотворчество происходит следующим образом: по воскресеньям Иглесиас и Альмодовар встречаются у кого-то дома (чаще — у Иглесиаса), чтобы обсудить уже сделанное. После чего композитору, как правило, приходится многое написать или переписать всего за неделю.

Один из главных музыкальных запросов Альмодовара от фильма к фильму — никаких лейтмотивов для каждого персонажа (эта позиция не меняется уже много лет). Куда важнее работать с настроениями героев — и пристально прислушиваться к их голосам. Как ни странно, именно голоса Пенелопы Крус и Кармен Мауры были для него основным референсом в работе над музыкальной канвой к «Возвращению».

Альмодовар не раз обращался и к чужим песням. И если в раннем творчестве он чаще всего делал это, когда был недоволен основным саундтреком, то в том же «Возвращении» появление британского трио Saint Etienne меняет атмосферу повествования — а затем режиссер сразу же меняет ее еще раз: ведь именно после песни Good Thing Пенелопа Крус берется за гитару и «исполняет» знаковую Volver.

Давайте послушаем!

#ДляНастроения