SatiSpivakova
16.7K subscribers
5.48K photos
1.08K videos
1.17K links
Нескучная классика

По вопросам: @Ta_Solovieva
Организация мероприятий: @EmpireOfMusic_Tabriz
加入频道
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Минутка музыкальной магии на совместном концерте Аарона Копленда и Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Леонарда Бернстайна.

Звучит финал концерта Копленда для юных зрителей «Джаз в концертном зале». Запись 1964 года. ❤️‍🔥

#МузыкальнаяТерапия
Доброе утро!
#ЦитатаДня
6 октября 1882 года в деревне Тимошовке Киевской губернии родился Кароль Шимановский.

Будущий пианист происходил из рода польских аристократов Корвин-Шимановских, ведущих свою родословную от древних времен польской истории. Все детство его окружали музыкально одаренные люди; в их числе — троюродные сестра и брат Наталия и Генрих Нейгаузы.

Сильнейшие впечатления Кароля с детства были связаны с оперой. Мальчиком он побывал на представлении оперы «Русалка» Александра Даргомыжского, затем услышал оперу «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Под впечатлением от этих произведений он сочинил несколько собственных опер, которые незамедлительно нашли воплощение на домашней сцене.

Закончив заочное обучение в гимназии, Шимановский продолжил занятия музыкой в Варшаве. С 1901 по 1905 годы — брал частные уроки и очень преуспел в этих занятиях.

Творчество Шимановского в период учебы в Варшаве развивалось под влиянием любимых композиторов — Шопена, Вагнера и Скрябина, музыкой которых он увлекся еще в Тимошовке.

В Варшаве Шимановский сблизился с молодыми композиторами, которые вскоре объединились в содружество «Молодая Польша в музыке». Летом 1905 года содружество было реорганизовано в творческое объединение «Издательское общество молодых польских композиторов» с центром в Берлине, основной целью которого стало издание собственных сочинений и исполнении их за границей. Первый концерт содружества состоялся 6 февраля 1906 года и имел большой успех.

Летом 1911 года возник план организации цикла выступлений Шимановского при финансовой поддержке князя Любомирского. Концерты, в программу которых вошли Вторая симфония и Вторая соната прошли в Вене, Дрездене и Лейпциге, а затем в Кракове, Львове и Варшаве и были признаны крупнейшим музыкальным событием. После блестящего венского успеха музыка Шимановского получила широкое европейское признание.

Творчество Шимановского этого периода отличается поисками взаимодействия между смежными видами искусства и обогащением выразительных средств и технических приемов. Произведения, созданные с 1913 по 1918 годы отличаются оригинальностью замысла и совершенством его воплощения. Почти все они были написаны в Тимошовке, где Шимановский вынужден был долго находиться в связи с начавшейся Первой мировой войной и октябрьским переворотом в России. Творческие поиски Шимановского этого период оказались созвучны эстетике модернизма и символизма.

Несмотря на войну, композитор вел до 1917 года привычный мирному образ жизни. Зиму, как и многие состоятельные украинские помещики, проводил в Киеве, где семья снимала дом. Часто наведывался в Москву и Петербург, встречался с русскими музыкантами.

Октябрьский переворот 1917 года разрушил налаженный быт и творческие планы. Сперва отменились премьеры в Москве и Петрограде, в конце года была разграблена и сожжена родная Тимошовка. С 1917 по 1919 год композитор работал в Елизаветграде в музыкальном отделе Наркомпроса, писал статьи о воспитательной роли искусства в обществе, выступал перед рабочими и солдатами. Лишь в конце 1919 года перед Шимановским открылась возможность вернуться в Польшу. Окольными путями, через Румынию композитор добрался до Варшавы. Немного позднее туда прибыла и его семья.

С 1920 года в течение нескольких лет Шимановский гастролирует по всему миру. Особенно примечательны были концерты в Париже, на которых исполнялись Первый скрипичный концерт, «Любовные песни Хафиза», Третья симфония, Мазурки и «Метопы»для фортепиано. А в 1926 году в Варшаве состоялась постановка его оперы «Король Рогер».

С 1927 года Шимановский возглавлял Варшавскую консерваторию, в 1932-м — ушел в отставку, посвятив освободившееся время гастролям, в том числе, в СССР.

Последние годы жизни композитора были сопряжены с тяжелыми финансовыми условиями и проблемами со здоровьем. Шимановский умер в Лозанне в 1937 году от осложнений, вызванных туберкулезом. В этом же году его останки перевезли в Краков и захоронили в крипте заслуженных в церкви святого Станислава.
Сегодня день памяти Надежды Тэффи — одной из главных писательниц своего времени, «королевы русского юмора», музы Серебряного века.

За свою жизнь Тэффи написала около 500 рассказов и фельетонов, 11 сборников пьес, роман, три книги стихов, а также критические статьи и сценарии и на своем примере доказала, что «женское письмо» ничем не хуже мужского. При этом на родине она оказалась на долгие годы практически забыта: в советские годы ее творчество не изучали в школах из-за того, что она была «белой эмигранткой».

Незадолго до смерти Тэффи написала: «Все мои сверстники умирают, а я все чего-то живу. Словно сижу на приеме у дантиста. Он вызывает пациентов, явно путая очереди, и мне неловко сказать и сижу, усталая и злая». 

Вот как вспоминал о Надежде Александровне поэт и редактор Михаил Цетлин.

«Увы, самое замечательное качество покойной Тэффи — ее блестящее, несравненное остроумие — принадлежит к качествам, наиболее легко забываемым в литературе, становящимся непонятными вне своего времени и среды. Быть может, о Тэффи будет жить легенда как об одной из остроумнейших женщин нашего времени тогда, когда забудутся ее словечки, очерки и фельетоны.

Очень часто писатель отдает все лучшее литературе. Тогда его произведения кажутся более значительными, чем его живая личность. У Тэффи было обратное. Она как человек была крупнее, значительнее того, что она писала. Каждого, кто ее знал, поражал ее ясный, трезвый, обнажающий все пошлое светлый ум. Поражала и ее эрудиция.

Были у покойной Н. А. и те как будто обыкновенные человеческие качества, которые встречаются гораздо реже, чем это кажется: умение любить, привязываться, быть верным другом своих друзей и, когда надо, проявлять самоотвержение, готовность помочь. Она была настоящим джентльменом в юбке, что совсем не так часто встречается в столь женственных и по-женски одаренных натурах».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В день рождения замечательной актрисы Верико Анджапаридзе делюсь фрагментом из фильма «Мастера искусств» 1977 года, в котором Вера Ивлиановна вспоминает о дореволюционной Москве своей юности и своих современниках: Константине Станиславском, Михаиле Чехове, Марии Ермоловой, Федоре Шаляпине…

#ДляНастроения
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сергей Юрский об актуальном осеннем — сапожках. Из любимого артистом одноименного рассказа Василия Шукшина. Запись 1975 года.

#ДляНастроения
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня день памяти великой певицы Монсеррат Кабалье. Делюсь фрагментом одного из ее концертов: звучит Хабанера из оперы Жоржа Бизе «Кармен».

Ссылки на другие выступления:

• Монсеррат и Фредди Меркьюри исполняют «Барселону»

• Монсеррат исполняет арию «Casta Diva» из оперы «Норма»

#ДляНастроения
Доброе утро!
#ЦитатаДня
Сегодня день рождения отмечает Йо-Йо Ма — крупнейший виолончелист мира, обладатель 19-ти премий «Грэмми», Премии Гленна Гульда и других высоких музыкальных наград, один из самых влиятельных людей 2020 года по версии журнала Time.

Ма работал с Эннио Морриконе над музыкой для «Однажды в Америке» и «Неприкасаемых», записал альбом танго, с ансамблем народных инструментов объехал страны Ближнего и Дальнего Востока. Его называют «самым веселым виолончелистом в мире», но это не вредит репутации серьезного музыканта. Даже Стив Джобс, большой ценитель самой разной музыки, однажды сказал, что музыка в исполнении Йо-Йо Ма — «лучшее доказательство существования Бога».

В 4 года Ма начал играть сразу на трех инструментах: скрипке, альте и виолончели. В 5 вышел на сцену, в 7 выступал для президента Джона Кеннеди. А через 3 года поступил в престижную Джульярдскую школу в Нью-Йорке, где учился у знаменитого виолончелиста Леонарда Роуза. За почти 40-летнюю карьеру маэстро успел выступить чуть ли не со всеми знаменитыми дирижерами мира: Бернстайном, Темиркановым, Озавой.

На своих концертах Мамы собирает поклонников классики, авангарда и фольклора. Он проложил даже собственный «Шелковый путь», создав ансамбль музыкантов разных национальностей.

Йо-Йо Ма играет на венецианской виолончели Доменико Монтаньяна, которой почти три сотни лет. Со старинным инструментом однажды даже пришлось разлучиться (к счастью, ненадолго) — музыкант забыл инструмент, который оценивается в 2,5 миллиона долларов, в нью-йоркском такси.

Виолончелист дважды приезжал в Россию: в советское время и в начале 2000-х. Его коллега Александр Князев, знавший гениального музыканта лишь по записям, в 1988 году услышал Йо-Йо Ма вживую. Так он говорил об этой встрече: «Сюиты Баха оказали на меня совершенно волшебное воздействие. В чем сила этого воздействия: мы привыкли следовать, когда я учился в консерватории, каким-то стандартам, мы все играли в одних темпах, одинаковыми штрихами, и вот, наконец, приехал виолончелист, который опрокинул все наши представления об этих стандартах. Он играл настолько свободно, настолько гениально. Я сразу понял, в этом заложена какая-то истина».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Леонард Бернстайн представляет начинающего виолончелиста Йо-Йо Ма и его сестру Йо-Ченг Ма на «Американском смотре искусств». 1962 год.

#Интересное #МузыкальнаяТерапия
В Международный день врача несколько слов о докторе Антоне Чехове.

Антон Павлович закончил медицинский факультет Московского университета в 1884 году. Будучи студентом, он принимал пациентов в Чикинской земской лечебнице Воскресенска, где близко наблюдал больных крестьян и медиков. Впоследствии это послужило материалом для его будущих рассказов «Хирургия», «Беглец», «Горе». Летом 1884 года, уже имея диплом на руках, Чехов временно занял место заведующего больницы, пока тот был в отпуске.

В начале своего врачебного пути писатель был полон желания лечить людей. «Мечтаю о гнойниках, отеках, фонарях, поносах, соринках в глазу и о прочей благодати. Летом обыкновенно полдня принимаю расслабленных, а моя сестра ассистирует мне — это работа веселая», — писал он в 1888 году.

Однако спустя пару лет работы земским врачом он уже не так оптимистичен. Фрагмент из его письма журналисту Алексею Суворину: «Ах, как мне надоели больные! Соседнего помещика трахнул нервный удар, и меня таскают к нему на паршивой бричке-трясучке. Больше всего надоели бабы с младенцами и порошки, которые скучно развешивать». Он жаловался, что работа врача требует «постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот», что утомляет и отвлекает от литературы. «Уж очень надоели разговоры, надоели и больные, особенно бабы, которые, когда лечатся, бывают необычайно глупы и упрямы», — пишет другу Чехов.

А годом позже сознавался ему же, что окончательно устал от врачебной практики: «Нехорошо быть врачом. И страшно, и скучно, и противно. Молодой фабрикант женился, а через неделю зовет меня “непременно сию минуту, пожалуйста”. Старик фабрикант 75 лет женится и потом жалуется, что у него “ядрышки” болят оттого, что “понатужил себя”. Все это противно, должен я Вам сказать. Девочка с червями в ухе, поносы, рвоты, сифилис — тьфу!! Сладкие звуки и поэзия, где вы?».

Чехов окончательно оставил врачебное дело в 1898 году, но продолжал интересоваться профессией и выписывать медицинские журналы. «Медицина не может упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учености», — резюмировал он итоги своей работы после публикации книги «Остров Сахалин».

#Интересное
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Немного осеннего настроения из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман». 🍂 Поет Андрей Мягков.

#ДляНастроения
Смотрите, какой раритет нашла. 😍 Иоганнес Брамс со знаменитой скрипачкой 19 века Мари Солдат (стоит у него за спиной).

Про ее биографию, в отличие от биографии великого Брамса, известно немного. Училась в Берлинской Высшей школе музыки у маэстро Йозефа Иоахима. В течение многих лет была единственной женщиной, игравшей концерт Брамса для скрипки с оркестром. В конце 1880-х — начале 1890-х годов организовала первый в мире женский струнный квартет, в котором играла первую скрипку (справа на фото запечатлены две другие участницы этого музыкального коллектива).

Фото, предположительно, датировано 1895-м годом.

#Интересное
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
120 лет назад был основан Лондонский симфонический оркестр.

В открытом доступе можно найти огромное количество самых разных выступлений этого замечательного коллектива. Под занавес дня предлагаю насладиться отреставрированной записью 1973 года: ЛСО исполняет Симфонию № 2 до Густава Малера под управлением Леонарда Бернстайна в Соборе Или (Великобритания).

#МузыкальнаяТерапия
Доброе утро!
#ЦитатаДня
8 октября 1869 года в Кютахье родился Комитас (урожденный Согомон Согомонян).

Благодаря выдающимся музыкальным способностям и замечательному голосу рано осиротевшего мальчика зачислили воспитанником Эчмиадзинской духовной академии, где раскрылось его незаурядное дарование. Шел 1881 год.

После окончания курса Академии в 1893 года его возвели в сан иеромонаха с присвоением имени Комитас — в честь выдающегося армянского гимнотворца VII века. Вскоре Комитаса там же назначают учителем пения (параллельно он руководит хором, организует оркестр народных инструментов).

В 1896 году, осознавая недостаточность своих музыкально-теоретических знаний, Комитас отправился за образованием в Берлин. В течение трех лет в частной консерватории Шмидта он изучал курсы композиции, брал уроки игры на фортепиано, пения и хорового дирижирования. Разумеется, в центре его внимания была и богатая музыкальная жизнь Берлина: он слушал репетиции и концерты симфонического оркестра, посещал оперные спектакли.

Годы его наиболее плодотворной деятельности в различных сферах национальной музыкальной культуры начались после возвращения в 1899 году в Эчмиадзин. В этот период Комитас работает над капитальным «Этнографическим сборником», записывает около 4000 армянских, курдских, персидских и турецких церковных и светских напевов, занимается расшифровкой армянских нотных знаков, изучением теории ладов, самих народных песен. В эти же годы он создает обработки песен для хора без сопровождения, включаемые композитором в программы своих концертов. Песни эти различны по образно-жанровой принадлежности: любовно-лирические, шуточные, плясовые («Весна», «Шествуй», «Ходил, сверкал»). Есть среди них трагические монологи («Журавль», «Песня бездомного»), трудовые («Лорийский оровел», «Песня гумна»), обрядовые картины («С утренним приветом»), эпико-героические («Храбрецы Сипана»), и пейзажные («Луна нежна») циклы.

В 1905 году вместе с созданным им в Эчмиадзине хоровым коллективом Комитас направился в тогдашний центр музыкальной культуры Закавказья Тифлис (Тбилиси), где с большим успехом прошли его концерты и лекции.

Следующим пунктом назначения стал Париж, где Комитас привлек внимание известных музыкантов, представителей научного и художественного мира. Клод Дебюсси говорил: «Если бы Комитас написал только “Антуни” (“Песню бездомного”, — прим. ред.), то и это было бы достаточно для того, чтобы считать его крупным художником».

В 1907 году, возвратившись в Эчмиадзин, Комитас продолжил свою интенсивную многогранную деятельность. Вместе с тем взаимоотношения между Комитасом и его церковным окружением все более ухудшаются. Открытая вражда со стороны реакционного духовенства, полное непонимание ими исторического значения его деятельности в 1910 году заставляют композитора покинуть Эчмиадзин и обосноваться в Константинополе с надеждой создать там армянскую консерваторию. Увы, реализовать этот план ему не удалось.

Творческую деятельность Комитаса прервали трагические события. 24 апреля 1915 года, в день, который теперь считается началом геноцида армян, в Константинополе вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был схвачен и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии в Чанкыры. Благодаря вмешательству влиятельных османских интеллектуалов Комитас вместе с группой известных культурных деятелей армян был возвращен в Константинополь. Но пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах — сломленный и печальный.

В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Гений армянской музыки нашел свое последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.

Комитас скончался от инфекционного воспаления 22 октября 1935 года. Весной 1936 года его прах перевезли в Армению и предали земле в Ереване. Сегодня он покоится в Пантеоне деятелей культуры.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Лусине Закарян исполняет песню «Крунк» («Журавль») — одну из самых известных песен Комитаса, ставшую символом армянского народа. 🇦🇲 💔

#МузыкальнаяТерапия
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Редкая запись моего отца Зарэ Саакянца и основанного им первого Камерного оркестра Армении, сделанная примерно в 1965 году. Фрагменты литургии «Патараг» Комитаса в оркестровой обработке папы — дело всей его жизни.

Папы нет со мной уже 38 лет. Звук его скрипки — самый прекрасный звук из детства.

#МузыкальнаяТерапия
Сегодня день рождения величайшего архитектора Алексея Щусева — автора Мавзолея Ленина, Казанского вокзала, нового здания НКВД на Лубянке, гостиницы «Москва» и множества других объектов федерального значения в столице и других городах.

Проектировал Щусев не только значимые общественные здания, но и жилые дома. В их числе — Дом для артистов Большого театра, расположенный по адресу Брюсов переулок, 7.

Сам дом начали строить в 1932 году. Однако непонятно, кто работал над первоначальным вариантом (по одним данным — мастерская архитектора Даниила Фридмана; по другим — переехавший из Ленинграда в Москву архитектор Леонид Поляков). Финальным же обликом занимался именно Щусев. Строительство дома завершилось в начале 1936 года.

Интересно, что все планировки получились индивидуальными, так как Алексей Викторович старался «подстроить» пространство под будущих жильцов: внедрил систему шумоизоляции, а комнаты сделал широкими, чтобы в них можно было без труда доставить и поместить рояль.

В таких квартирах жили знаменитые артисты Большого театра: певицы Антонина Нежданова (чьим именем ранишь назывался Брюсов переулок), Ирина Масленникова, певец Иван Козловский, балерина Ольга Лепешинская, дирижер Николай Голованов и многие другие выдающиеся артисты и культурные деятели эпохи.