Иерей Георгий Максимов
14K subscribers
669 photos
71 videos
4 files
524 links
Канал священника Русской Православной Церкви.

РКН: https://knd.gov.ru/license?id=676038f78005e070f5e1bbd9&registryType=bloggersPermission
加入频道
Некоторые кадры из наших только что прошедших рождественских поездок и взаимодействия с африканцами во время них.
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стихи 9-11:

Далее премудрость продолжает свою речь: «все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Притч. 8:9-11).

Итак слова премудрости Божией ясны для разумного. А разумным в Книге Притч называется человек, который живёт по заповедям Божьим. Соответственно в ту меру, в которую наша жизнь соответствует воле Божией, в ту меру для нас понятно то, что Господь говорит в Священном Писании. Вот почему необразованные подвижники нередко понимали Библию глубже, чем профессиональные библеисты. Определяющее значение для понимания этой Книги имеет то, как мы живём. И в этом есть воодушевление для читающих, потому что если бы под разумным поднимался человек высокообразованный, тогда очень многие могли бы прийти в уныние, потому что не все имеют отличное образование, не все имеют выдающиеся интеллектуальные способности. Но Господь говорит, что любой человек, независимо от его подготовки и уровня IQ, может понимать истину Божию, если живёт по Его воле. Нравственная жизнь является ключом к пониманию Священного Писания и Самого Бога. А эту нравственную жизнь может вести любой. И я лично видел, как простые, необразованные, но благочестивые люди, знали и понимали вопросы веры глубже многих образованных, потому что Сам Господь им открыл ради их чистой жизни.

Теперь посмотрим, что святые отцы говорили о том, почему мудрость лучше жемчуга и ничто из желаемого не сравнится с нею. Святой Кирилл Александрийский пишет: «Ибо мудрость, идущая свыше, от Бога, есть благо несравненное. Когда мы прикасаемся к ней чрез Писание, Богом вдохновленное, и обретаем Божественный свет, проницающий наш разум, мы уже более не блуждаем, но идем вперед и приходим к тому, что полезно для духа нашего».

Ни золото ни серебро не дают этого, и не спасают человека. Кроме того, наше материальные приобретения легко потерять по независящим от нас обстоятельствам. А вот если мы приобрели премудрость Божию, то уже по независящим от нас обстоятельствам мы никак её потерять не можем. Мы можем потерять ее в случае отступничества от Бога, в случае сознательного впадения в грех. Если верующий человек сознательно делает выбор в пользу какого-то греха, то этот грех постепенно убивает в нем веру и лишает его мудрости Божией.

#КнигаПритч
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стихи 12-13
:

«Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч. 8:12-13).

Вот почему путь премудрости не привлекателен для значительного количества людей — потому что для него ты должен отказаться от греха. А многие не хотят. Об этом Писание говорит: «Суд состоит в том, что свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Те, чьи дела злы, и кто любит тьму, не могут сочетать это с постижением премудрости Божией. Как говорил святитель Николай Сербский: «Бог и грех находятся на разных полюсах, и ты не можешь повернуться лицом к одному, не став одновременно спиной к другому».

Недостаточно просто хотеть узнать мудрость, недостаточно творить добрые дела, нужно принципиально и категорично отделять себя от зла, более того — ненавидеть зло. Святой Василий Великий говорил, что если ты сегодня смотришь на зло без негодования, то завтра посмотришь на него уже с вожделением. Однако здесь сказано не «ненавидеть злых», но «ненавидеть зло». Христианство отделяет человека от его грехов. Мы должны любить грешника, но ненавидеть грех. Это то, что пытается размыть сегодняшняя идеология толерантности, отождествляющая человека с его грехами и на основании этого говорящая, что если ты любишь человека, то люби и его грех, его заблуждения. А если ты это не любишь, то значит, ты ненавидишь человека. Но это ложь, потому что человек не сводится к своим грехам и заблуждениям, не тождественен им. Это как с болезнью: мы любим больного, но ненавидим болезнь. И чем больше любим больного, тем больше ненавидим болезнь, которая его мучает. Так что самих людей — даже заблуждающихся и совершающих зло, нам отнюдь не предписано ненавидеть, напротив, Христос учит любить врагов (Мф. 5:44).

Но чтобы не воспринял читающий эти слова как сказанные о каком-то абстрактном зле, сразу же поясняется какие грехи несовместимы со страхом Божиим и путём премудрости Божией: «гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста». Соответственно, чтобы прийти к Богу, нам нужно удалить из себя все упомянутые здесь черты и прежде всего смириться, потому что гордость поставлена тут на первое место. А избавляемся от гордости мы через смирение.

#КнигаПритч
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стихи 14-16
:

Премудрость говорит: «У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Притч. 8:14-16).

На первом уровне понимания это можно толковать как действие Промысла Божия, без которого действительно не происходит. И поэтому не только хорошие, но и плохие начальники и правители посылаются Богом в нашу жизнь с какой-то целью, направленной на наше духовное спасение. Но кроме этого понимания может быть и другое, о нем говорит святой Беда Достопочтенный, что «Царями [Соломон] называет апостолов и иных святых, которые умеют мудро царствовать, и прежде всего, над собою и над подвластной им Церковью. Повелителями именует создателей обоих Заветов и последующих церковных писателей, а начальниками и вельможами — остальных наставников и учителей верующих. Однако все они ничего не смогли бы без Премудрости, так как сказано: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5)».

#КнигаПритч
В августе прошлого, 2023 года мои знакомые обратили внимание на блог “PapaPius”, автор которого запустил хештег «РПЦ не Ц», называл Патриарха «Главный шаман РПЦ», и в целом желчно хаял Православную Церковь, ее веру, правила, молитвы, святых. Уверял, что молитва не работает и ничего не дает, что нельзя говорить, что Христос умер за нас, так как это «просто древняя история, не имеющая ко мне отношения», что «православное восприятие богословского понятия благодать – это ересь», и вообще православное богословие – это «протухшая древняя лабуда, хлам», что в схизме 1054 г «раскольники – это именно православные» и т.д. и т.п. Много хулы, сниженной лексики, а также стишки похабного содержания. И, помимо прочего, - призыв к убийству Патриарха Кирилла.

Шокирующим открытием стало то, что под данным ником скрывался действующий православный священник Максим Михайлович Ткаченко из Подольска. Изумленные этим открытием верующие обратились письменно к его благочинному, в Синфо и в Управление делами Патриархии, недоумевая, как такой человек может быть священником. Иерей Максим Ткаченко тут же удалил свой аккаунт, и вскоре смущенным верующим ответили официальным письмом из УД, что, поскольку аккаунт удален, то и проблем нет, все в порядке. Еще раз – священник публично призывал убить Патриарха и никаких последствий для него не было. Вообще. Служит на прежнем месте. Успешно завершил общецерковную аспирантуру, видимо, пойдет дальше на повышение в ненавидимой им Церкви.

Но при этом митрополита Леонида отдают под церковный суд. Я работал с владыкой два года и могу засвидетельствовать, что это человек искренне верующий, и самоотверженно трудившийся и радевший о пользе Церкви, полностью преданный Патриарху. Его труды в Африке всеобщеизвестны и отмечены церковным орденом. И в храме на Кулишках он оставил о себе только добрую память, как у духовенства, так и у прихожан. Однако этого человека отовсюду сняли и теперь вызывают в церковный суд. Те же люди, которые не нашли ничего достойного церковного суда в публичной деятельности иерея Ткаченко. При попытках объяснить это даже «витии многовещанныя» становятся «яко рыбы безгласныя»…
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стих 26
:

«Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (Притч. 8:17).

Ранее говорилось, что Бог призывает людей к Себе, здесь же добавляется, что движение со стороны людей, которые ищут премудрость Божию, не остаётся без внимания Бога. Именно таким людям Он помогает прийти к Себе. Тот, кто искренне ищет Бога, не может не найти Его. «Если будешь искать Его, то найдёшь Его» (1Пар. 28:9). Даже люди, родившиеся в нехристианских народах, имеют в душе голос совести, который им подсказывает понятия «добро» и «зло», «истина» и «ложь». Зная эти понятия, каждый человек определяется в своём сердце по отношению к ним. И те, кто решает идти к истине и праведности, оказываются теми ищущими, которые находят Бога, потому что и Он их тоже ищет — «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс.13:2), «ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).

#КнигаПритч
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стих 18
:

«Богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда» (Притч. 8:18).

Словосочетание «непогибающее сокровище» имеет явное пересечение со словами Христа: «Давайте милостыню, приготовляйте себе хранилища неветшающие, сокровища неоскудевающие на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» (Лк. 12:33).

Непогибающее сокровище — это те добрые дела, добродетель в целом, которую приобретает человек, живя по воле Божией. Оно названо непогибающим потому что, во-первых, его ничто внешнее не может отнять у нас (только наши грехи могут); а во-вторых, потому что, как говорил преподобный Ефрем Сирин, только его мы можем забрать с собой, когда уходим из этой жизни. Никакое другое сокровище мы с собой забрать не можем — ни деньги, ни дома, ни прочее имущество. Но те добрые дела, которые мы совершаем на пути следования за Христом, с нами остаются, сопровождают нас после смерти и помогают нам на Страшном Суде.

Слава, о которой здесь говорит Премудрость, которой может быть причастен человек, откликнувшийся на ее зов — это слава у Бога, слава в Царстве Небесном. Не каждый человек, который идёт по пути добродетели, становится славным в этой земной жизни. Некоторых святых Господь делает известными еще при жизни, других прославляет после смерти, как, например, святого отрока Артемия Веркольского, добродетели которого были явлены через внезапное открытие его нетленных мощей. А кого-то Господь оставляет безвестными на земле, но в Своём Небесном Царстве Он всех их удостоит славы.
Также Премудрость говорит: «у Меня правда», поэтому все правдолюбцы, все, кто ищет правды, справедливости, должны знать, что искать нужно у Христа.

#КнигаПритч
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стихи 19-21
:

Продолжается речь Премудрости: «Плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» (Притч. 8:19).

Потому что ни отборное серебро и ни золото человека не спасают, а спасает Христос, ипостасная премудрость Божия. Поэтому плоды её лучше, чем что-либо из материальных вещей.

«Я хожу по пути правды, по стезям правосудия» (Притч. 8:20).

Святитель Григорий Нисский так комментирует эти слова: «Как прекрасно приводить душу в движение и упражнение на этих путях!» То есть, подражая премудрости Божией, христианин должен стремиться ходить по этим путям правды, правосудия. И ходить — не то что один раз пройти, а регулярно ходить и не довольствоваться тем, что один раз исполнил заповедь.

«Чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю» (Притч. 8:21).

Прежде всего имеются в виду «неветшающие хранилища» на небесах, в которых собирается «негиблющее сокровище». Хотя и здесь, на земле, Господь не оставляет верующих в Него. Это не значит, что Он делает всех их богатыми. Богатство, к сожалению, людей чаще губит, чем спасает. Но при этом необходимое для жизни Господь обеспечивает как праведникам, так и их детям.

#КнигаПритч
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стих 22
:

Следующий стих был очень важен во время арианских споров. В синодальном переводе Библии он стих звучит так: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч. 8:22).

«Искони» значит изначально, то же самое, что «издревле». Но в переводе семидесяти этот стих звучал совсем иначе: «Господь соделал меня началом путей Своих для дел Своих». То есть употребляется слово «создал», и вот ариане чаще всего ссылались на этот стих для обоснования своей ереси. Ересь арианская говорила, что будто бы Сын Божий — это не второе Лицо Святой Троицы, не истинный Бог от Бога, а просто творение Божие, так же как и мы являемся творением. Они говорили, что это самое первое и самое лучшее творение, но это не Бог, а тварь, то есть, не Творец, а сотворенное. И они ссылались на данный стих, говоря: вот видите, Премудрость говорит: «Господь создал меня» — значит, это создание, а не Сын, творение, а не рождение. И святые отцы много места посвящали объяснению этих слов, в том виде, как они есть в греческом переводе семидесяти. Я приведу лишь некоторые из их толкований.

Вот, например, святитель Григорий Богослов говорит: «Первое и особенно готовое у них ариан изречение есть следующее: Господь соделал Меня началом путей Своих, прежде созданий Своих (Притч. 8:22; LXX). Как отвечать на это? Не станем ни обвинять Соломона, ни толковать, что здесь представлена говорящею премудрость в смысле познания и художественного ума, по которому все сотворено. Не будем отвечать подобным образом, хотя некоторые прежде нас и выдавали это за нечто твердое. Напротив, положим, что это слова самого Спасителя — истинной Премудрости».

И далее святитель Григорий обращается к контексту и указывает, что в следующем стихе Премудрость говорит: «Я родилась», причем, прежде создания мира. И вот опираясь на оба этих изречения — то, что Премудрость в одной фразе говорит и о том, что она создана, и о том, что она рождена, святитель Григорий и другие святые объясняли, что это прикровенное свидетельство о Боговоплощении и о двухприродности Господа Иисуса Христа. То, что Он как Бог вечно рождается от Бога Отца, а как Человек Он явился частью нашей тварной реальности, — тело, которое Он воспринял на Себя, было сотворённым. Так что словами «Он создал меня» указывается на человеческую природу Христа, а словами «Я родилась», — на Его Божественную природу. Поскольку, как мы помним, Христос одновременно истинный Бог и истинный Человек.

Святой Афанасий Великий пишет, что «В Писаниях назван Он и рабом, и сыном рабыни, и агнцем; сказано о Нем, что утомлялся, жаждал, был бит и пострадал. Но такие выражения в Писаниях имеют причину в том, что Он стал человеком, приняв на Себя образ раба, то есть плоть человеческую. Если же стал человеком, то не должно иным соблазняться подобными выражениями как «Господь соделал меня» (Притч 8:22; LXX), потому что человеку свойственно быть созданным, прийти в бытие, образоваться, утомляться, страдать, умереть, быть воскрешенным из мертвых. Так, став человеком и понеся на Себе плоть, по необходимости Он называется созданным, и сотворенным, и имеющим все свойственное плоти».

#КнигаПритч
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стихи 23-26
:

Продолжает Премудрость: «от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Притч. 8:23).

Примечательно выражение «От века я помазана», если вспомнить, что Христос дословно переводится как «Помазанник». Так что здесь прикровенное указание Книги Притч на то, что Премудрость — это Христос.
Но это в синодальном переводе так говорится, а в греческом переводе от Семидесяти сказано по-другому: «прежде век Он основал меня». Сами эти выражения «от века, искони, прежде век» — показывают, что речь идёт о том, что было прежде творения мира, и в следующих стихах это выражено ещё более сильными словами: «Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной» (Притч. 8:24-26).

То, что Премудрость употребляет выражение «я родилась», а не «я была создана», и подчеркивает, что рождение это было до создания мира, полностью ниспровергает лжеучение арианства, утверждавшего, что Сын Божий был лишь первым из созданий Бога. Как я уже упоминал, на это указывали многие святые, в том числе святитель Иларий Пиктавийский: «Тот, Кто имел бытие до времени, был рожден, но не только до земли, но и до гор, и до холмов. И потому Премудрость имеет в виду Себя в этом месте, говоря более, чем то, что слышится».

Что касается выражения про «начальные пылинки вселенной», то такой дореволюционный автор как иеромонах Пантелеймон Оптинский пишет: «выражение книги Притчей о начальных пылинках, очевидно, имеет характер вполне подходящий в смысле научном, приближающий к более современному понятию о начальных атомах».

#КнигаПритч
Монах Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря получил осколочное ранение.

В общем-то, вполне рядовая новость, но обращает внимание одна деталь: как пишет канал монастыря, боеприпас был сброшен с беспилотника. А поскольку обитель, основанная старцем Зосимой, находится на подконтрольной России территории, то, получается, что дрон мог быть только украинским.

Те, кто интересуется беспилотьем, знают, что сброс боеприпаса с дрона осуществляется адресно, то есть, наблюдатель видит, куда он упадет. То есть, украинский оператор знал, что боеприпас упадет во двор монастыря.
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стихи 27-31
:

Премудрость говорит: «Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притч. 8:27-31).

Приведу толкование святого Амвросия Медиоланского: «О том, когда создавалось все, Премудрость говорит: Когда творил Он небеса, Я была с Ним, и когда творил Он источники вод. Итак, в Ветхом Завете Отец… показывает, что Сыну должна быть воздаваема честь такая же, как и Ему — как Творцу вещей. Бог создал этот мир прекрасным и та красота, которая сияла в каждом отдельном предмете мира, заключалась и во всей Вселенной, как признает это Премудрость в словах: «Я была тою, которую Он хвалил, когда радовался, совершивши Вселенную, тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время… и радость моя была с сынами человеческими» (Притч.  8:30-31)».

Господь создал все для того, чтобы поделиться той радостью, той любовью, которую Он имел и имеет в преизбытке. В этом смысл создания разумных существ и всего мира. Также приведу толкование святого Афанасия Великого: «Поскольку Премудрость добавляет: «Когда Он создавал небо, Я с ним была», то надобно знать, что говорит это не в том смысле, будто бы Отец не чрез Нее уготовляет небо или горние облака. Ибо нет сомнения, что все создано Премудростью, и без Нее «ничтоже бысть». Напротив того, Премудрость говорит: «Все получило бытие Мною и чрез Меня. Поскольку же надлежало внедрить премудрость в делах, то хотя по сущности пребывала Я с Отцом, однако же по снисхождению к тварям отпечатлевала Свой образ в делах применительно к ним, чтобы целый мир был как бы единое тело, не в разладе, но в согласии с самим собою». Поэтому все, кто по данной им премудрости правым умом взирают на творение, в состоянии и сами сказать: «учинением Твоим все пребывает» (Псал. 118:91)».

#КнигаПритч
Книга Притч день за днем.

Глава 8, стих 32
:

Премудрость говорит: «Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!» (Притч. 8:32).

Здесь указывается, что человек достигает блаженства, то есть счастья, именно на пути премудрости. Все люди стремятся к тому, чтобы стать счастливыми, но каждый по-разному представляет путь к счастью. Кто-то думает, что будет счастлив, если разбогатеет, кто-то — если станет знаменит, кто-то — если обретет власть, кто-то — если создаст семью и так далее. Но на этих путях, как правило, люди счастья не достигают, а если и достигают, то временно. Бог же предлагает путь к обретению вечного счастья, которое никуда не уходит и никогда не кончается. Как один из святых говорил, что в сердце человека есть словно огромная дыра, и люди безуспешно пытаются заполнить её земными вещами, потому что только Бог может её заполнить. И вот ощущение внутренней неполноты, ощущение, что чего-то недостаёт, исчезает именно тогда, когда происходит встреча человека с Богом, и когда он живёт по воле Божией.

#КнигаПритч