Forwarded from Мирсалимова
Сегодня у Всеволода Шимова День Рождения. От всего сердца поздравляю!
Считаю Всеволода Шимова одним из ведущих и интереснейших политологов Беларуси. Очень жаль, что ему пришлось удалить (видимо, под давлением) свой канал "Западнорусская Атлантида", в котором, на мой взгляд, не было ничего крамольного.
Печально, что мы дожили до того, что интеллигентные выдержанные эксперты, сторонники российско-белорусской интеграции, не могут свободно и откровенно выражать своё мнение.
Сегодня у Всеволода Шимова — новый ТГ-канал "Союзная колея". Подписывайтесь, пожалуйста!
"В рамках западнорусской традиции был создан масштабный исторический нарратив, доказывавший, что, несмотря на века обособленного от Великороссии существования в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, белорусы не утратили русского самосознания и культуры, хотя и испытали заметное польское влияние"
Всеволод Шимов, "Западнорусская Атлантида"
https://yangx.top/new_totalis/17440
Считаю Всеволода Шимова одним из ведущих и интереснейших политологов Беларуси. Очень жаль, что ему пришлось удалить (видимо, под давлением) свой канал "Западнорусская Атлантида", в котором, на мой взгляд, не было ничего крамольного.
Печально, что мы дожили до того, что интеллигентные выдержанные эксперты, сторонники российско-белорусской интеграции, не могут свободно и откровенно выражать своё мнение.
Сегодня у Всеволода Шимова — новый ТГ-канал "Союзная колея". Подписывайтесь, пожалуйста!
"В рамках западнорусской традиции был создан масштабный исторический нарратив, доказывавший, что, несмотря на века обособленного от Великороссии существования в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, белорусы не утратили русского самосознания и культуры, хотя и испытали заметное польское влияние"
Всеволод Шимов, "Западнорусская Атлантида"
https://yangx.top/new_totalis/17440
Telegram
Totalis
"В рамках западнорусской традиции был создан масштабный исторический нарратив, доказывавший, что, несмотря на века обособленного от Великороссии существования в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, белорусы не утратили русского самосознания…
Страдали не только средневековые замки
Подписчица спрашивает о разрушениях замков во время Северной войны. Конечно, замки пострадали в ходе военных действий. Впрочем, в каждом конкретном случае надо разбираться, кто их разрушал – не свои ли войска в домашней войне.
♦️Но пострадали не только замки. Нельзя забывать, что Речь Посполитая, по крайней мере, с середины XVII в. стала ареной конфессиональной борьбы, в которой православные защищали свою веру от наступления католиков. Для обращения православных была придумана уния как переходная ступень к чистому латинству. При поддержке государственной власти уния насаждалась насилием над совестью и личностью православного населения, включая белорусов. Надо отдать должное царю Петру I – он не остался при этом сторонним наблюдателем. Да и можно ли было остаться равнодушным?
♦️Из мемориала, поданного польскому двору российским посланником князем Долгоруким в 1720 г. :
«В 1715 г. в Оршанском повете, Лукомского монастыря игумена греческого исповедания Варлаама и нескольких монахов князь Лукомской, приехав в тот монастырь со многими людьми, бив мучительски, из того монастыря выгнал вон, а особенно тому игумену и другому с ним иеромонаху в ругательство головы, бороды и усы обрив, и по жестоких побоях, вытаща их за ноги, за монастырь бросить велел, от чего тот игумен вскоре потом и умер; и так князь Лукомской тот монастырь отняв у монахов со всей утварью, вещами церковными, пожитками, книгами и письмами монастырскими, отдал униатам […].⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Подписчица спрашивает о разрушениях замков во время Северной войны. Конечно, замки пострадали в ходе военных действий. Впрочем, в каждом конкретном случае надо разбираться, кто их разрушал – не свои ли войска в домашней войне.
♦️Но пострадали не только замки. Нельзя забывать, что Речь Посполитая, по крайней мере, с середины XVII в. стала ареной конфессиональной борьбы, в которой православные защищали свою веру от наступления католиков. Для обращения православных была придумана уния как переходная ступень к чистому латинству. При поддержке государственной власти уния насаждалась насилием над совестью и личностью православного населения, включая белорусов. Надо отдать должное царю Петру I – он не остался при этом сторонним наблюдателем. Да и можно ли было остаться равнодушным?
♦️Из мемориала, поданного польскому двору российским посланником князем Долгоруким в 1720 г. :
«В 1715 г. в Оршанском повете, Лукомского монастыря игумена греческого исповедания Варлаама и нескольких монахов князь Лукомской, приехав в тот монастырь со многими людьми, бив мучительски, из того монастыря выгнал вон, а особенно тому игумену и другому с ним иеромонаху в ругательство головы, бороды и усы обрив, и по жестоких побоях, вытаща их за ноги, за монастырь бросить велел, от чего тот игумен вскоре потом и умер; и так князь Лукомской тот монастырь отняв у монахов со всей утварью, вещами церковными, пожитками, книгами и письмами монастырскими, отдал униатам […].⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
♦️С 1715 по сей 1720 год в Белорусской епархии в разное время от разной шляхты, ксендзов и униатов превращено насильно в унию: в имениях княгини Нейбургской в местечках Невель, Себеж, Копысь и в селах 40 церквей; в экономии Могилёвской, в сёлах Гладкове, Куровщизне, Благовичах, Прудку, Плещицах 5 церквей; в имениях витебского каштеляна Огинского, в сёлах Микулине, Люзне, Вруте и в волости Любавицкой 5 церквей; в повете Оршанском, вразных шляхетских имениях 20 церквей. Священники же тех церквей греческого исповедания, которые не захотели унии принять отогнаны прочь, а иные, не хотя лишиться домов своих и пропитания, принуждены от великого насилия против воли своей принять унию, и при тех церквях остались».
👉И это далеко не исчерпывающее свидетельство о чинимых над православными белорусами шляхетских беззакониях. Последних было множество – тайных и явных, но одинаково безнаказанных.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
👉И это далеко не исчерпывающее свидетельство о чинимых над православными белорусами шляхетских беззакониях. Последних было множество – тайных и явных, но одинаково безнаказанных.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Православные не находили иного выхода, как обращаться с просьбами к российскому монарху. Так, в 1718 г. ему было подано прошение от белорусских монастырей: Виленского, Евейского, Крайского, Брестского, Слуцкого, Минского, Борисовского, Новодворского, Сурдегского, Купятицкого, Кутеинского, Буйницкого, Мстиславского, Соломерецкого, Марковского, Могилёвского, Шкловского, Горецкого, Полоцкого, Друцкого, Дисненского, Крыжборского, Невельского, Вохорского, Гривенского, Барколабовского, Мазаловского, Костюновского. Игумены и монахи этих обителей просили одного: защиты от насилия со стороны католиков.
♦️Царь Пётр I хорошо знал об этих насилиях. Не даром с приближением русской армии униатское духовенство бежало подальше в Польшу, а шляхта напускала на себя вид смирения и своей уступчивостью и обходительностью старалась выслужиться у российского монарха. В 1710 г. царь уже имел повод назначить в Могилёв специального комиссара стольника Богуслава Шпиневского для защиты православных от нападений со стороны католиков. Не раз затем Пётр I писал к королю Речи Посполитой Августу II строгие послания с требованием обеспечить православным свободу богослужения и неприкосновенность их храмов. В 1720 г. король даже выдал грамоту с подтверждением прав православных и сохранением за ними Белорусской епархии с центром в Могилёве.
👉 Православные стали рассматриваться в Речи Посполитой как агенты иностранного влияния? Что ж им было делать? К кому обращаться, если законы в стране не действовали? И потом: разве эти православные не были белорусами, такими же жителями, как и униаты? Опасна конфессиональная вражда своими последствиями...
#Конфессиональная_история_Белоруссии
♦️Царь Пётр I хорошо знал об этих насилиях. Не даром с приближением русской армии униатское духовенство бежало подальше в Польшу, а шляхта напускала на себя вид смирения и своей уступчивостью и обходительностью старалась выслужиться у российского монарха. В 1710 г. царь уже имел повод назначить в Могилёв специального комиссара стольника Богуслава Шпиневского для защиты православных от нападений со стороны католиков. Не раз затем Пётр I писал к королю Речи Посполитой Августу II строгие послания с требованием обеспечить православным свободу богослужения и неприкосновенность их храмов. В 1720 г. король даже выдал грамоту с подтверждением прав православных и сохранением за ними Белорусской епархии с центром в Могилёве.
👉 Православные стали рассматриваться в Речи Посполитой как агенты иностранного влияния? Что ж им было делать? К кому обращаться, если законы в стране не действовали? И потом: разве эти православные не были белорусами, такими же жителями, как и униаты? Опасна конфессиональная вражда своими последствиями...
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Комиссар Игнатий Рудаковский на защите прав православных
🔹Известно, что законы в Речи Посполитой плохо соблюдались. Захваты православных храмов и перевод их в унию не прекращались. В 1722 г. Луцкий латинский епископ и Пинский униатский епископ насильственно захватили все православные церкви в Пинске и Пинском повете, до 20 тыс. прихожан были объявлены униатами. В 1722 г. для рассмотрения жалоб и защиты православных в Могилев, по распоряжению царя, был направлен комиссар Игнатий Рудаковский.
🔹Одновременно российский монарх писал в Рим, указывая на гонения на православных в Речи Посполитой и предупреждая, что в случае их продолжения будет вынужден запретить католическому духовенству служение в Российской империи. Заступничество царя и решительные действия его комиссара вынудили короля Августа II привлечь латинского епископа к суду за пинские беспорядки.⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Известно, что законы в Речи Посполитой плохо соблюдались. Захваты православных храмов и перевод их в унию не прекращались. В 1722 г. Луцкий латинский епископ и Пинский униатский епископ насильственно захватили все православные церкви в Пинске и Пинском повете, до 20 тыс. прихожан были объявлены униатами. В 1722 г. для рассмотрения жалоб и защиты православных в Могилев, по распоряжению царя, был направлен комиссар Игнатий Рудаковский.
🔹Одновременно российский монарх писал в Рим, указывая на гонения на православных в Речи Посполитой и предупреждая, что в случае их продолжения будет вынужден запретить католическому духовенству служение в Российской империи. Заступничество царя и решительные действия его комиссара вынудили короля Августа II привлечь латинского епископа к суду за пинские беспорядки.⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Благодаря действиям Игнатия Рудаковского многие храмы в Белоруссии удалось возвратить православным. В ответ на это католические шляхтичи схватили епископа Могилевского Сильвестра и комиссара Игнатия Рудаковского в Орше, нанесли им побои и продержали обоих некоторое время под стражей. На российского комиссара сыпались также жалобы российскому посланнику при королевском дворе. Но Рудаковский действовал непреклонно.
🔹Так, он сообщал в письме 25 марта 1723 г. :
«По завершении в Пинске комиссии, едучи в Могилёв по пути, посещал я монастыри и церкви веры греческого исповедания, в напастях, у бедах и в гонении бывшие, и как мог им помогал. Величайшие трудности мне были в Минске. Ибо монастырь православный от униатов в гонении и утеснении бывший, где архимандрит униатский, именем Любенецкий, забыв страх Божий, поймав монаха веры благочестивой, остриг на поругание святого закона, а другого мещанина именем Сопешку силой принудил к вере римской, и когда тот от неё отрёкся, за то огню его предать хотели, и я взял его под охрану, а на названного архимандрита писал митрополиту (униатскому) Кишке и провинциалу униатскому».
🔹После смерти Петра I в 1725 г. Игнатий Рудаковский, много сделавший для православных белорусов, был отозван в Россию.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Так, он сообщал в письме 25 марта 1723 г. :
«По завершении в Пинске комиссии, едучи в Могилёв по пути, посещал я монастыри и церкви веры греческого исповедания, в напастях, у бедах и в гонении бывшие, и как мог им помогал. Величайшие трудности мне были в Минске. Ибо монастырь православный от униатов в гонении и утеснении бывший, где архимандрит униатский, именем Любенецкий, забыв страх Божий, поймав монаха веры благочестивой, остриг на поругание святого закона, а другого мещанина именем Сопешку силой принудил к вере римской, и когда тот от неё отрёкся, за то огню его предать хотели, и я взял его под охрану, а на названного архимандрита писал митрополиту (униатскому) Кишке и провинциалу униатскому».
🔹После смерти Петра I в 1725 г. Игнатий Рудаковский, много сделавший для православных белорусов, был отозван в Россию.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Подавая свои жалобы российскому монарху, православные жители Белой Руси не надеялись на справедливость законов Речи Посполитой, на правительственные комиссии по рассмотрению их жалоб. Всё это, они по опыту знали, было напрасно.
🔹Самой надёжной гарантией было бы русское оружие, военные команды, размещённые в городах по восточной границе. На такую помощь намекали многие просители. Хотя царь Пётр I не мог пойти на такое открытое вмешательство в дела соседней державы, но за его твёрдым словом королю и сейму чувствовалась сила, с которой им приходилось считаться.
🔹Гонения на православных в Белоруссии не прекратились, но внимание Петра Великого к ним стало примером для будущих решительных мер императрицы Екатерины II.
👉Поэтому есть за что белорусам добрым словом вспомнить великого русского монарха.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Самой надёжной гарантией было бы русское оружие, военные команды, размещённые в городах по восточной границе. На такую помощь намекали многие просители. Хотя царь Пётр I не мог пойти на такое открытое вмешательство в дела соседней державы, но за его твёрдым словом королю и сейму чувствовалась сила, с которой им приходилось считаться.
🔹Гонения на православных в Белоруссии не прекратились, но внимание Петра Великого к ним стало примером для будущих решительных мер императрицы Екатерины II.
👉Поэтому есть за что белорусам добрым словом вспомнить великого русского монарха.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Петр Великий в народной памяти белорусов
🔻Разговор о русском монархе будет неполным, если не сказать несколько слов о том, каким отложился он в памяти народной.
🔻Понятно, что в памяти реальные исторические события обрастают легендами и становятся непохожими на действительность. Так, суровость Северной войны запомнилась многочисленными могилами и оборонными валами, которые получили название «шведских», хотя бы они при этом вовсе не были шведскими, а были древними курганами или городищами века металлов или даже неолита…
🔻Однако в памяти народной важна оценка исторического лица, то живое впечатление, которое сохранилось и передавалось из уст в уста. В академическом сборнике «Легенды і паданні» под ред. М.Я. Гринблата (Минск, 1983) на страницах 240-251 находим немало народных впечатлений о Петре Великом.⤵️
#Интересные_факты
🔻Разговор о русском монархе будет неполным, если не сказать несколько слов о том, каким отложился он в памяти народной.
🔻Понятно, что в памяти реальные исторические события обрастают легендами и становятся непохожими на действительность. Так, суровость Северной войны запомнилась многочисленными могилами и оборонными валами, которые получили название «шведских», хотя бы они при этом вовсе не были шведскими, а были древними курганами или городищами века металлов или даже неолита…
🔻Однако в памяти народной важна оценка исторического лица, то живое впечатление, которое сохранилось и передавалось из уст в уста. В академическом сборнике «Легенды і паданні» под ред. М.Я. Гринблата (Минск, 1983) на страницах 240-251 находим немало народных впечатлений о Петре Великом.⤵️
#Интересные_факты
📍В частности, в различных преданиях замечается справедливость русского монарха, его близость простому человеку и грозность для вельможи-вора или предателя. Царь прощает проступки солдата, хвалит смекалку простого кузнеца и воспитывает тунеядца-монаха.
📍Шведы в народных преданиях запомнились как татары: грабители, кощунники над православной верой, напрасные жестокоделатели.
📍Простые люди спасались от шведов бегством, а при случае оказывали и сопротивление (как та легендарная женщина, что вылила на шведского солдата кипяток).
📍Наконец, в легендах и преданиях русские войска рассматриваются как свои, союзные, которые противостоят врагам-шведам.
👉Личность царя в этих простонародных рассказах исключительно положительная, не такая, какой ее изображают современные белорусские закрашиватели «белых» пятен.
#Интересные_факты
📍Шведы в народных преданиях запомнились как татары: грабители, кощунники над православной верой, напрасные жестокоделатели.
📍Простые люди спасались от шведов бегством, а при случае оказывали и сопротивление (как та легендарная женщина, что вылила на шведского солдата кипяток).
📍Наконец, в легендах и преданиях русские войска рассматриваются как свои, союзные, которые противостоят врагам-шведам.
👉Личность царя в этих простонародных рассказах исключительно положительная, не такая, какой ее изображают современные белорусские закрашиватели «белых» пятен.
#Интересные_факты
Страницы_из_Коялович_Лекции_по_истории_Западной_России.pdf
884.3 KB
В чем заключается смысл белорусской истории (кратко)?
Одна из подписчиц спросила, можно ли кратко (в одном посте) изложить белорусскую историю. Задача, конечно, не тривиальная. Поэтому озадачусь указанием смысла, а не содержания.⤵️
#Как_читать_историю
Одна из подписчиц спросила, можно ли кратко (в одном посте) изложить белорусскую историю. Задача, конечно, не тривиальная. Поэтому озадачусь указанием смысла, а не содержания.⤵️
#Как_читать_историю
В чем же заключается смысл белорусской истории (кратко)?
Сначала надо сделать оговорку о смысле истории как таковом. В настоящее время стало модным говорить, что смысл истории имеет чисто субъективный характер. Выходит, для одних есть один смысл, для других – другой смысл. Ищи, какой смысл тебе выгоден, то и будет смысл истории. Не вдаваясь пока в критику такого похода, хочется сказать, что никакой субъективный смысл (трактовки событий) не отменяет объективный смысл (связь событий, их ход, сознание участников). Так что выступаю за общезначимый смысл.
🔹Кратко же сказано у историка-белоруса М. О. Кояловича: «Западнорусская историческая жизнь есть просто жизнь народа, отстаивающего свою народность и веру и ищущего свободного их развития» (Лекции по истории Западной России. М. 1864. С. 15). Иными словами: белорусская история есть осмысление себя в цивилизационном противостоянии между европейскими Западом и Востоком. 👉В этом и заключается ее специфика и интерес для исследователя.
#Как_читать_историю
Сначала надо сделать оговорку о смысле истории как таковом. В настоящее время стало модным говорить, что смысл истории имеет чисто субъективный характер. Выходит, для одних есть один смысл, для других – другой смысл. Ищи, какой смысл тебе выгоден, то и будет смысл истории. Не вдаваясь пока в критику такого похода, хочется сказать, что никакой субъективный смысл (трактовки событий) не отменяет объективный смысл (связь событий, их ход, сознание участников). Так что выступаю за общезначимый смысл.
🔹Кратко же сказано у историка-белоруса М. О. Кояловича: «Западнорусская историческая жизнь есть просто жизнь народа, отстаивающего свою народность и веру и ищущего свободного их развития» (Лекции по истории Западной России. М. 1864. С. 15). Иными словами: белорусская история есть осмысление себя в цивилизационном противостоянии между европейскими Западом и Востоком. 👉В этом и заключается ее специфика и интерес для исследователя.
#Как_читать_историю
Институт президентства был создан в Беларуси...
Anonymous Quiz
10%
Декларацией о суверенитете 27 июля 1990 г.
68%
Конституцией, принятой Верховным Советом РБ 15 марта 1994 г.
6%
Республиканским референдумом 1995 г.
7%
Республиканским референдумом 1996 г.
9%
Соглашением о создании СНГ 8 декабря 1991 г.
Любопытная "Правда" от декабриста Пестеля. В школьном учебнике декабристам посвящен едва ли не целый параграф, а вот взгляды их на белорусов не излагаются. Но, как видим, один из лидеров считал белорусов русскими людьми⤵️
Forwarded from шушпинчик
Русская правда — конституционный проект русского офицера и руководителя Южного общества декабристов Павла Ивановича Пестеля от 1823 года. Издание: Санкт-Петербург, 1906 г.
Ссылка: clck.ru/3BuNvV
Ссылка на текст: clck.ru/3BuP2D
Ссылка: clck.ru/3BuNvV
Ссылка на текст: clck.ru/3BuP2D
Forwarded from шушпинчик
Глава вторая. О племенах, Россию населяющих.
§ 3. О различных оттенках коренного народа Русскаго.
Племя славянское, коренной народ Русский составляющее, имеет пять оттенков:
1) Собственно так называемые Россияне, населяющие губернии Великороссийския.
2) Малороссияне, населяющие Черниговскую и Полтавскую губернии.
3) Украинцы, населяющие Харьковскую и Курскую губернии.
4) Жители Киевской, Подольской и Волынской губернии, называющие себя Руснаками и
5) Белорусцы, населяющие Витебскую и Могилёвскую губернии.
Главная разница между первым и последующими оттенками коренного народа Русскаго состоит в том, что Витебская, Могилёвская, Черниговская, Полтавская, Киевская, Волынская и Подольская губернии на особенных правах ныне состоят и от прочих Великороссийских губерний образом своего управления отличаются. Всё во обще устройство правления в России имеет в частных и общих своих началах сильное получить изменение и когда оное будет в окончательное исполнение приведено тогда все губернии будут одинаковыми правами наслаждаться и правление будет в оных одинаковым образом устроено. Сих губерний тепершнее положение хотя и различно, но во всех оно будет для улучшения своего новыми положением заменено; а сие предполагаемое новое положение будет одно и то же для всех губерний.
Коль скоро же сего различия существовать не будет, то и вовсе никакого в государственном отношении существовать не может, ибо:
1) Язык везде один и тот же: различны одни только наречия, а сии даже и в самых Великороссийских губерниях не везде одинаковы, да и нету того большого народа, коего бы язык не имел различных наречий.
2) Вера одна и та же, православная во всех сих губерниях, как в Великороссийских, и хотя в некоторых местах униатство ещё исповедуется, но оно ничто иное есть как слабый остаток соблазна, Флорентийским Собором предложенный, иноземным насилием в несчастныя те времена введённый и ежедневно более и более искореняющийся.
Что же касается до католиков, то не между народом они в сих губерниях находятся, но между потомками некоторых пришельцев прежних времён, пользующимися правом свою веру исповедывать, подобно всем прочим иноверцам, в России находящимися и
3) Гражданское состояние в сих губерниях совершенно одинаково с таковым в Великороссийских губерниях, ибо те же сословия с теми же правами существут.
Сверх того надобно ещё и то заметить, что вышеназванныя губернии, на особых правах состоящия, принадлежали России в старинныя времена и от оной в те злополучныя обстоятельства отторгнуты были, когда междуусобия малых князей удельных государство обезсилили и раздорами своими случай дали иноземцу с успехом их воевать. — Присоединив оныя опять к своему составу, возвратила Россия древнее своё достояние, тем более для нея близкое, что колыбелью Российскаго государства могут быть почтены: в северной стороне Новгород с окружающими его губерниями, а в южной стороне Киев с губерниями: Черниговскою, Киевскою, Полтавскою, Подольскою и Волынскою, сим древнейшим средоточием Российскаго государства. — Из сего явствует, что малые оттенки, замеченные, должны быть слиты в одну общую форму. — А посему и постановляется правилом, чтобы всех жителей, населяющих губернии Витебскую, Могилёвскую, Черниговскую, Полтавскую, Курскую, Харьковскую, Киевскую, Подольскую и Волынскую истинными Россиянами почитать и от сих последних никакими особыми названиями не отделять.
§ 3. О различных оттенках коренного народа Русскаго.
Племя славянское, коренной народ Русский составляющее, имеет пять оттенков:
1) Собственно так называемые Россияне, населяющие губернии Великороссийския.
2) Малороссияне, населяющие Черниговскую и Полтавскую губернии.
3) Украинцы, населяющие Харьковскую и Курскую губернии.
4) Жители Киевской, Подольской и Волынской губернии, называющие себя Руснаками и
5) Белорусцы, населяющие Витебскую и Могилёвскую губернии.
Главная разница между первым и последующими оттенками коренного народа Русскаго состоит в том, что Витебская, Могилёвская, Черниговская, Полтавская, Киевская, Волынская и Подольская губернии на особенных правах ныне состоят и от прочих Великороссийских губерний образом своего управления отличаются. Всё во обще устройство правления в России имеет в частных и общих своих началах сильное получить изменение и когда оное будет в окончательное исполнение приведено тогда все губернии будут одинаковыми правами наслаждаться и правление будет в оных одинаковым образом устроено. Сих губерний тепершнее положение хотя и различно, но во всех оно будет для улучшения своего новыми положением заменено; а сие предполагаемое новое положение будет одно и то же для всех губерний.
Коль скоро же сего различия существовать не будет, то и вовсе никакого в государственном отношении существовать не может, ибо:
1) Язык везде один и тот же: различны одни только наречия, а сии даже и в самых Великороссийских губерниях не везде одинаковы, да и нету того большого народа, коего бы язык не имел различных наречий.
2) Вера одна и та же, православная во всех сих губерниях, как в Великороссийских, и хотя в некоторых местах униатство ещё исповедуется, но оно ничто иное есть как слабый остаток соблазна, Флорентийским Собором предложенный, иноземным насилием в несчастныя те времена введённый и ежедневно более и более искореняющийся.
Что же касается до католиков, то не между народом они в сих губерниях находятся, но между потомками некоторых пришельцев прежних времён, пользующимися правом свою веру исповедывать, подобно всем прочим иноверцам, в России находящимися и
3) Гражданское состояние в сих губерниях совершенно одинаково с таковым в Великороссийских губерниях, ибо те же сословия с теми же правами существут.
Сверх того надобно ещё и то заметить, что вышеназванныя губернии, на особых правах состоящия, принадлежали России в старинныя времена и от оной в те злополучныя обстоятельства отторгнуты были, когда междуусобия малых князей удельных государство обезсилили и раздорами своими случай дали иноземцу с успехом их воевать. — Присоединив оныя опять к своему составу, возвратила Россия древнее своё достояние, тем более для нея близкое, что колыбелью Российскаго государства могут быть почтены: в северной стороне Новгород с окружающими его губерниями, а в южной стороне Киев с губерниями: Черниговскою, Киевскою, Полтавскою, Подольскою и Волынскою, сим древнейшим средоточием Российскаго государства. — Из сего явствует, что малые оттенки, замеченные, должны быть слиты в одну общую форму. — А посему и постановляется правилом, чтобы всех жителей, населяющих губернии Витебскую, Могилёвскую, Черниговскую, Полтавскую, Курскую, Харьковскую, Киевскую, Подольскую и Волынскую истинными Россиянами почитать и от сих последних никакими особыми названиями не отделять.
Две истории
🔻 Изложение исторических событий называется нарративом. Существует несколько нарративов белорусской истории.
1⃣ Шляхетская история. Согласно этому подходу, героями белорусской истории становятся паны и шляхта. Их образ жизни, обычаи и вкусы преподносятся как главное содержание нарратива. Так появляются "наши' Радзивиллы, Огинские, Мицкевич, Монюшки и до., о которых рассказывают экскурсоводы при посещении замков, дворцов, резиденций...
2⃣ История собственно народная, рассказ о жизни простых пахарей и горожан, история братских школ и типографий, история казацких восстаний и крестьянских бунтов против шляхты.
🔸Какую предпочитают читатели и слушатели?
#Как_читать_историю
🔻 Изложение исторических событий называется нарративом. Существует несколько нарративов белорусской истории.
1⃣ Шляхетская история. Согласно этому подходу, героями белорусской истории становятся паны и шляхта. Их образ жизни, обычаи и вкусы преподносятся как главное содержание нарратива. Так появляются "наши' Радзивиллы, Огинские, Мицкевич, Монюшки и до., о которых рассказывают экскурсоводы при посещении замков, дворцов, резиденций...
2⃣ История собственно народная, рассказ о жизни простых пахарей и горожан, история братских школ и типографий, история казацких восстаний и крестьянских бунтов против шляхты.
🔸Какую предпочитают читатели и слушатели?
#Как_читать_историю