Абрамцевский художественный кружок – яркое явление культурной жизни в России конца XIX века. Одной из граней абрамцевского творчества является керамика – именно она украшает здания, входящие в сегодняшний маршрут рубрики #прогулкистретьяковкой.
С 1843 года имение в Абрамцеве принадлежало писателю-славянофилу Сергею Аксакову. Спустя десять лет после смерти писателя запущенную усадьбу приобрела чета Мамонтовых – и вскоре Абрамцево стало большой мастерской, объединившей под своей крышей многих выдающихся художников.
От предыдущих хозяев в доме оставались печи XVII века с изразцами. Их восстановлением занялся Михаил Врубель. Именно с изразцовых печей и начались керамические эксперименты, в результате которых Врубелем позже были созданы завораживающие масштабные панно и переливающиеся перламутром майоликовые скульптуры. Однако абрамцевская керамическая традиция не была исключительно врубелевским изобретением; уникальная технология обжига и рецепты покрытий были открыты химиком Петром Ваулиным. Тандем Врубеля и Ваулина привел к созданию узнаваемого стиля, который вышел за рамки станкового искусства и нередко использовался в декоративных целях в архитектуре.
В Москве керамика абрамцевской мастерской сохранилась на фасаде гостиницы «Метрополь» в Театральном проезде, на зданиях Ярославского вокзала и Саввинского подворья, на фасаде доходного дома М.В. Сокол на Кузнецком мосту. Абрамцевской керамикой можно полюбоваться и на фризах на фасаде исторического здания Третьяковской галереи, созданных по эскизам Виктора Васнецова, и в постоянной экспозиции музея в зале Михаила Врубеля.
С 1843 года имение в Абрамцеве принадлежало писателю-славянофилу Сергею Аксакову. Спустя десять лет после смерти писателя запущенную усадьбу приобрела чета Мамонтовых – и вскоре Абрамцево стало большой мастерской, объединившей под своей крышей многих выдающихся художников.
От предыдущих хозяев в доме оставались печи XVII века с изразцами. Их восстановлением занялся Михаил Врубель. Именно с изразцовых печей и начались керамические эксперименты, в результате которых Врубелем позже были созданы завораживающие масштабные панно и переливающиеся перламутром майоликовые скульптуры. Однако абрамцевская керамическая традиция не была исключительно врубелевским изобретением; уникальная технология обжига и рецепты покрытий были открыты химиком Петром Ваулиным. Тандем Врубеля и Ваулина привел к созданию узнаваемого стиля, который вышел за рамки станкового искусства и нередко использовался в декоративных целях в архитектуре.
В Москве керамика абрамцевской мастерской сохранилась на фасаде гостиницы «Метрополь» в Театральном проезде, на зданиях Ярославского вокзала и Саввинского подворья, на фасаде доходного дома М.В. Сокол на Кузнецком мосту. Абрамцевской керамикой можно полюбоваться и на фризах на фасаде исторического здания Третьяковской галереи, созданных по эскизам Виктора Васнецова, и в постоянной экспозиции музея в зале Михаила Врубеля.
Лекции, расширенные экспозиции и, конечно, кино – собрали для вас события, которые пройдут на этой неделе в Третьяковской галерее.
СОБЫТИЯ
3 октября
Расширенная экспозиция произведений художника Николая Милиоти
📍Лаврушинский пер., 10, зал №47
🎫По билету в основную экспозицию
Расширенная экспозиция «Владимир Фаворский. Ксилографии 1910-1920-х годов», которая демонтрирует 85 произведений мастера.
📍Новая Третьяковка
🎫По билету в экспозицию «Искусство XX века»
🎧 «Звук» подготовил специальную музыкальную подборку к выставке «Век спорта», а также серию подкастов к юбилею Московского спорта. Подробнее на сайте «Моя Третьяковка»
ЛЕКТОРИЙ
📅6 октября
19:00 «Спорт глазами горожанина: парки культуры и отдыха»
📍Западное крыло Новой Третьяковки и онлайн
📅7 октября
14:00 «Наталия Гончарова»
14:00 «Неоклассицизм. Взгляд на мир сквозь призму античности»
16:00 «Рококо»
📅8 октября
14:00 «Тюльпан»
16:00 «В школе и дома»: проблема человека общественного и человека приватного»
КИНО
🎦Специальные показы в Инженерном корпусе
4 октября, 19:00
Вселенная Стивена Кинга
5 октября, 17:00
Акварель
Фильмы в прокате
3 октября, 12:00
Украсть Рафаэля
3 октября, 14:00
Первый день моей жизни
4 октября 17:00
Двойная жизнь Вероники
🍁Желаем вам продуктивной недели и ждем в гости в музее!
СОБЫТИЯ
3 октября
Расширенная экспозиция произведений художника Николая Милиоти
📍Лаврушинский пер., 10, зал №47
🎫По билету в основную экспозицию
Расширенная экспозиция «Владимир Фаворский. Ксилографии 1910-1920-х годов», которая демонтрирует 85 произведений мастера.
📍Новая Третьяковка
🎫По билету в экспозицию «Искусство XX века»
🎧 «Звук» подготовил специальную музыкальную подборку к выставке «Век спорта», а также серию подкастов к юбилею Московского спорта. Подробнее на сайте «Моя Третьяковка»
ЛЕКТОРИЙ
📅6 октября
19:00 «Спорт глазами горожанина: парки культуры и отдыха»
📍Западное крыло Новой Третьяковки и онлайн
📅7 октября
14:00 «Наталия Гончарова»
14:00 «Неоклассицизм. Взгляд на мир сквозь призму античности»
16:00 «Рококо»
📅8 октября
14:00 «Тюльпан»
16:00 «В школе и дома»: проблема человека общественного и человека приватного»
КИНО
🎦Специальные показы в Инженерном корпусе
4 октября, 19:00
Вселенная Стивена Кинга
5 октября, 17:00
Акварель
Фильмы в прокате
3 октября, 12:00
Украсть Рафаэля
3 октября, 14:00
Первый день моей жизни
4 октября 17:00
Двойная жизнь Вероники
🍁Желаем вам продуктивной недели и ждем в гости в музее!
В Древней Греции существовала горная область, получившая славу тихого заповедного уголка – Аркадия. Населенная немногочисленными пастухами местность стала символом идеализированной обители гармонии и покоя – сначала в античной литературе, а со временем и в мировой культуре. Одной из главных особенностей «рая на земле» была возможность человека мирно и счастливо существовать в лоне величественной природы.
В 1985 году художник Сергей Шерстюк пишет свою «Аркадию» – такую, какой она представлялась в конце XX века. В современных художнику реалиях симбиоз человека и окружающего мира подразумевал интеграцию новых технологических разработок. Наушники, подключенные к плееру, аэроплан, выпущенная к Олимпиаде модель велосипеда «Москва-80» – эти атрибуты эпохи, как источники комфорта и удовольствия, вписаны в композицию.
Однако при внешней точности отдельных элементов, вся картина создает ощущение ирреальности. Яркие цвета и непривычные нашему взгляду экзотические растения, неестественно плоские облака и язычки пламени, тянущиеся от колес – все это напоминает зрителю о том, что Аркадия – в первую очередь утопия, недостижимый идеал.
Увидеть картину Сергея Шерстюка и другие произведения, посвященные спорту, можно на выставке «Век спорта» в Западном крыле Новой Третьяковки.
🎫Купить билеты
Генеральный партнер проекта - ПАО Сбербанк
В 1985 году художник Сергей Шерстюк пишет свою «Аркадию» – такую, какой она представлялась в конце XX века. В современных художнику реалиях симбиоз человека и окружающего мира подразумевал интеграцию новых технологических разработок. Наушники, подключенные к плееру, аэроплан, выпущенная к Олимпиаде модель велосипеда «Москва-80» – эти атрибуты эпохи, как источники комфорта и удовольствия, вписаны в композицию.
Однако при внешней точности отдельных элементов, вся картина создает ощущение ирреальности. Яркие цвета и непривычные нашему взгляду экзотические растения, неестественно плоские облака и язычки пламени, тянущиеся от колес – все это напоминает зрителю о том, что Аркадия – в первую очередь утопия, недостижимый идеал.
Увидеть картину Сергея Шерстюка и другие произведения, посвященные спорту, можно на выставке «Век спорта» в Западном крыле Новой Третьяковки.
🎫Купить билеты
Генеральный партнер проекта - ПАО Сбербанк
Алексей Боголюбов прославился как блистательный маринист и мастер исторических морских батальных сцен. Окончив Академию художеств, молодой художник отправился в шестилетнюю пенсионерскую поездку. Путешествуя по Италии, Франции, Голландии, Греции и Турции, Боголюбов знакомился с шедеврами мирового искусства и развивал навык работы на пленэре.
Особое отношение у художника было к Швейцарии. В начале своего пути Боголюбов ненадолго остановился в Женеве, где посещал мастерскую швейцарского живописца Александра Калама – пейзажиста позднего романтизма. Швейцарию Боголюбов посетил и в завершающий год своей поездки: «В 1859 году я жил то в Париже, то в Дюссельдорфе, но более в последнем. Причиною тому была любовь к моей будущей жене, и я скоро сделался женихом. Осенью поехал к ней в Веве, в Швейцарию. Конечно, ничего не делал, сидел часами на террасе отеля “Belle vue”, изучал лунные отражения в озере…»
Рисунок из альбома – пример пленэрной работы художника. Создавая небольшие наброски-пейзажи во время прогулок и поездок, Боголюбов постепенно осваивал работу не в мастерской, а на природе. Акварель изображает набережную Уши, где располагался порт города. До 1798 года эта местность была небольшой рыбацкой промысловой деревушкой. После расширения Лозанны, расположенной на северном берегу Женевского озера, она вместе с пристанью вошла в состав города как самостоятельная коммуна.
Увидеть больше работ художника, узнать о его жизни и творчестве можно на выставке «Алексей Боголюбов», которая проходит сейчас в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
🎫Купить билет
🖼А. Боголюбов. Пристань Уши в Лозанне. Швейцария. 1854-1860.
При поддержке ПС «МИР» и ПАО «Промсвязьбанк».
Особое отношение у художника было к Швейцарии. В начале своего пути Боголюбов ненадолго остановился в Женеве, где посещал мастерскую швейцарского живописца Александра Калама – пейзажиста позднего романтизма. Швейцарию Боголюбов посетил и в завершающий год своей поездки: «В 1859 году я жил то в Париже, то в Дюссельдорфе, но более в последнем. Причиною тому была любовь к моей будущей жене, и я скоро сделался женихом. Осенью поехал к ней в Веве, в Швейцарию. Конечно, ничего не делал, сидел часами на террасе отеля “Belle vue”, изучал лунные отражения в озере…»
Рисунок из альбома – пример пленэрной работы художника. Создавая небольшие наброски-пейзажи во время прогулок и поездок, Боголюбов постепенно осваивал работу не в мастерской, а на природе. Акварель изображает набережную Уши, где располагался порт города. До 1798 года эта местность была небольшой рыбацкой промысловой деревушкой. После расширения Лозанны, расположенной на северном берегу Женевского озера, она вместе с пристанью вошла в состав города как самостоятельная коммуна.
Увидеть больше работ художника, узнать о его жизни и творчестве можно на выставке «Алексей Боголюбов», которая проходит сейчас в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
🎫Купить билет
🖼А. Боголюбов. Пристань Уши в Лозанне. Швейцария. 1854-1860.
При поддержке ПС «МИР» и ПАО «Промсвязьбанк».
5 октября отмечается Всемирный день учителя. Еще со школьной скамьи человек ищет в окружающих людях некий ориентир – и зачастую, находя его в лице учителя, обретает и наставника, и верного друга, и близкого человека, дающего поддержку и тепло.
На картине Константина Рождественского «Сельский интеллигент. Учитель» изображен молодой человек с правильными, спокойными чертами лица; портрет написан мягкими линиями трех основных цветов. В этой визуальной простоте отражено восприятие, свойственное детской чистоте и доверчивости. Образ учителя представляется будто полупрозрачным, лучистым и размытым – как если бы он был героем сна или далекого, светлого воспоминания.
В этот день мы поздравляем и благодарим тех, кто является нашим проводником в сложный и удивительный мир знаний и навыков – учителей и тренеров, профессоров и воспитателей.
На картине Константина Рождественского «Сельский интеллигент. Учитель» изображен молодой человек с правильными, спокойными чертами лица; портрет написан мягкими линиями трех основных цветов. В этой визуальной простоте отражено восприятие, свойственное детской чистоте и доверчивости. Образ учителя представляется будто полупрозрачным, лучистым и размытым – как если бы он был героем сна или далекого, светлого воспоминания.
В этот день мы поздравляем и благодарим тех, кто является нашим проводником в сложный и удивительный мир знаний и навыков – учителей и тренеров, профессоров и воспитателей.
6 октября 1818 года родился Сергей Зарянко. Художник известен благодаря удивительной способности писать гиперреалистичные портреты; правдоподобно воспроизводить фактуры материалов, тканей, передавать светотеневые тонкости и мельчайшие мимические детали.
Герои портретов Зарянко – совсем как живые; кажется, можно протянуть руку и дотронуться до драпировки платья, кружевной нашивки, блестящих локонов и нежной детской кожи.
К числу наиболее известных произведений мастера относится портрет семьи Турчаниновых. Супруги с дочерью изображены словно в момент движения – создается ощущение, что уже в следующее мгновение композиция будет иной, дочь Олимпиада уйдет в сторону, Софья Георгиевна передаст зрителю блестящий в ее руке золотой ключик, а глава семьи – Андрей Петрович – оперевшись на бархатные подлокотники, медленно встанет с кресла. Со свойственной ему чуткостью Зарянко передает настроение и характер членов семьи – их веселый нрав, доброе расположение духа.
За свою жизнь художник написал более ста портретов – и все они отличаются искусностью художественного исполнения и поразительным сходством с реальными людьми. Работы художника можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Герои портретов Зарянко – совсем как живые; кажется, можно протянуть руку и дотронуться до драпировки платья, кружевной нашивки, блестящих локонов и нежной детской кожи.
К числу наиболее известных произведений мастера относится портрет семьи Турчаниновых. Супруги с дочерью изображены словно в момент движения – создается ощущение, что уже в следующее мгновение композиция будет иной, дочь Олимпиада уйдет в сторону, Софья Георгиевна передаст зрителю блестящий в ее руке золотой ключик, а глава семьи – Андрей Петрович – оперевшись на бархатные подлокотники, медленно встанет с кресла. Со свойственной ему чуткостью Зарянко передает настроение и характер членов семьи – их веселый нрав, доброе расположение духа.
За свою жизнь художник написал более ста портретов – и все они отличаются искусностью художественного исполнения и поразительным сходством с реальными людьми. Работы художника можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
В новом выпуске подкаста, посвященного выставке «Алексей Боголюбов», мы поговорили про уникальность этого проекта и совершили виртуальную экскурсию по залам экспозиции вместе с куратором Светланой Усачевой.
Вместе с нами вы:
- Перенесетесь из Петербурга XVIII века на берега Волги, а затем – в живописные уголки Европы.
- Узнаете про работы европейских современников художника и то, как Боголюбов прославлял за границей красоту русских пейзажей.
- Поймете, почему работы Боголюбова называют «реконструкциями», и как художнику удавалось передать батальные сцены и морские виды со всей достоверностью.
🎧Слушать подкаст
Выставка проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по 21 января 2024 года.
🎫 Купить билет
Вместе с нами вы:
- Перенесетесь из Петербурга XVIII века на берега Волги, а затем – в живописные уголки Европы.
- Узнаете про работы европейских современников художника и то, как Боголюбов прославлял за границей красоту русских пейзажей.
- Поймете, почему работы Боголюбова называют «реконструкциями», и как художнику удавалось передать батальные сцены и морские виды со всей достоверностью.
🎧Слушать подкаст
Выставка проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по 21 января 2024 года.
🎫 Купить билет
#настроениедня –
🖼 И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879.
Мотив картины – пасмурное небо, облетевшие рыжие листья, ведущая в глубину парка тропинка – подобный осенний пейзаж неизменно рождает у зрителя меланхоличное настроение.
Женская фигура в черном написана не Левитаном, а Николаем Чеховым – братом писателя и соучеником Левитана по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Именно эта деталь придает сюжету литературность, словно картина – иллюстрация к роману девятнадцатого века. Складки развевающегося от ветра платья словно вторят душевным терзаниям героини.
Именно после приобретения этой картины Павел Третьяков стал следить за творческими успехами Левитана и покупать произведения художника для будущего музея русского искусства.
🖼 И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879.
Мотив картины – пасмурное небо, облетевшие рыжие листья, ведущая в глубину парка тропинка – подобный осенний пейзаж неизменно рождает у зрителя меланхоличное настроение.
Женская фигура в черном написана не Левитаном, а Николаем Чеховым – братом писателя и соучеником Левитана по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Именно эта деталь придает сюжету литературность, словно картина – иллюстрация к роману девятнадцатого века. Складки развевающегося от ветра платья словно вторят душевным терзаниям героини.
Именно после приобретения этой картины Павел Третьяков стал следить за творческими успехами Левитана и покупать произведения художника для будущего музея русского искусства.
В преддверии открытия самого громкого проекта музейного сезона - выставки «Николай Рерих» - делимся с вами коротким роликом о наиболее значимых произведениях.
А уже завтра, в день рождения
Рериха, мы сделаем в социальных сетях специальную серию публикаций о художнике и расскажем много интересного о его монографической выставке.
🎫Купить билеты
📍Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
Генеральный спонсор выставки — Банк ВТБ.
Выставка проходит при поддержке Фонда Л.А. Федуна.
А уже завтра, в день рождения
Рериха, мы сделаем в социальных сетях специальную серию публикаций о художнике и расскажем много интересного о его монографической выставке.
🎫Купить билеты
📍Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
Генеральный спонсор выставки — Банк ВТБ.
Выставка проходит при поддержке Фонда Л.А. Федуна.