Третьяковка официально
35.9K subscribers
5.47K photos
67 videos
2.16K links
Официальный Telegram-канал Государственной Третьяковской галереи.

Новости, анонсы событий, истории и другая информация о жизни музея.

📩Задать вопрос администратору канала: @official_tretyakov_bot
加入频道
Январские праздничные дни хороши для прогулок: свежий воздух бодрит, мороз румянит щеки, мягкий снежный покров радует глаз.

Красоту зимних улочек оценили по достоинству многие живописцы. Чтобы воодушевить вас выбраться из дома вопреки низким температурам, составили подборку зимних городских пейзажей из собрания Галереи.
Читая воспоминания художников, живших в прошлые столетия, можно узнать, насколько непредсказуемым мог быть путь по зимним дорогам: кони утомлялись, высокие сугробы затрудняли их бег, а в кромешной тьме легко было заблудиться. Зачастую путников выручало гостеприимство людей, которые встречались им на пути. Радушие хозяев, их доверие и хлебосольность объединяли всех за одним столом. Илья Репин рассказывал об одном из таких приключений:

«…Целую ночь, морозную и метельную, мы сбивались по сугробам во тьме и руками нащупывали дорогу. Уже перед рассветом мы прибились к какому-то селу, где добрые люди пустили нас отогреться и покормить лошадей. До сих пор мне отрадно вспоминается и обширная изба, и большой семейный стол, и жарко топившаяся печь, и весело горевший каганец , и вся семья, поднимавшаяся зимой в четыре часа утра.<...> От голоду и холоду и от долгого ночного блуждания мы ели с наслаждением. Была рыба под бурачным квасом, были мандрыки из творога, горячие лепешки с дивной густой сметаной. Ой, как мы наелись!».

Поделитесь – любите ли вы принимать гостей? И какие блюда украшают ваш стол в новогодние праздники?
Сегодня в рубрике #прогулкипоэкспозиции приглашаем вас в зал Михаила Врубеля в Историческом здании Третьяковской галереи.
Там представлена картина «Царевна-Лебедь».

Она завораживает зрителя своими перламутровыми переливами; драгоценные камни сверкают, будто настоящие, с плеч царевны струится невесомая накидка, белоснежные крылья светятся в закатных лучах. Кажется, что красавица с лазурными глазами может существовать только в мире сказки. Но изображенное на картине – не выдумка, а портрет жены художника.

Оперная певица Надежда Забела была обладательницей настолько прекрасного голоса, что художник влюбился, лишь услышав ее пение. Она вспоминала: «Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». Композитор Николай Римский-Корсаков так восхищался «хрустальным» голосом девушки, что пригласил ее исполнять партию Снегурочки в своей одноименной опере, партию Волховы в «Садко», Ольги в «Псковитянке»… Партия Царевны-Лебедь в «Сказке о Царе Салтане» была написана специально для Надежды Забелы.

Как художественный оформитель оперы, Михаил Врубель хотел придумать для супруги особенный образ – и ему удалось. Будучи и костюмером, и гримером певицы, Врубель помогал ей надевать широкие крылья и тяжелую, высокую корону. Только убедившись, что все элементы костюма выглядят безупречно, он отправлялся в зрительный зал. Забела-Врубель была музой художника – ее черты угадываются во многих женских образах. По словам современников, певица не отличалась канонической красотой, но художнику нравились ее недостатки – более того, он даже подчеркивал их в своих работах.

Любящий взгляд Врубеля соединился с его живописным даром – и родился нежный образ Царевны. Сегодня мы можем любоваться им в стенах Третьяковской галереи.
В канун Рождества предлагаем вашему вниманию фильм, посвященный иконе «Троица».

В фильме рассказывается:
▪️ об иконе Андрея Рублева «Троица» и ее трех «рождениях»;
▪️об исследованиях иконы;
▪️ о подвиге научных работников Третьяковской галереи,сохраняющих бесценный памятник русской и мировой культуры;
▪️и ещё - об удивительном трактате, написанном одним из отцов космонавтики, академиком Борисом Раушенбахом к 1000-летию Крещения Руси.

Премьера фильма состоялась на телеканале «Россия-Культура» 17 декабря.
Фильм снят студией Неофит.
#Вэтотдень, 6 января, начинаются Святки, которые продлятся до самого Крещения. В народе эти праздничные дни называли «от звезды и до воды».

По старинному народному обычаю, Святки сопровождались пением, плясками, ряжением и гадательными обрядами. Согласно поверьям, именно накануне зимних Святок все гадания особенно правдивы.
Незамужние девицы собирались вместе, чтобы узнать, кто станет их суженым. Заглядывали в зеркала сквозь пламя свечи, бросали башмачки за ограду и донимали вопросами прохожих.

Пользуясь случаем, мы решили посмотреть, как отразилась эта тема в русском искусстве – и собрали для вас подборку, посвященную традиции святочных гаданий.
Дорогие друзья, поздравляем вас с Рождеством Христовым! 🌟

В этот день делимся с вами отрывком из произведния писателя Ивана Шмелева: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу.

А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами.

Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сла-дкий сбитень! калачики горя-чи!..» В самоварах, на долгих дужках, – сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, – душисто, сладко. Стакан – копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, – пальцы жжет. На снежку, в лесу… приятно! Потягиваешь понемножку, а пар – клубами, как из паровоза. Калачик – льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет.

До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь – хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло!..».
📖И. Шмелев. Лето Господне.

🖼 М.В.Нестеров. Рождество. Конец XIX - начало XX века.
Имя Ивана Похитонова, одного из самых оригинальных пейзажистов в русском искусстве XIX века, всегда было окружено легендами, что неудивительно при неординарной творческой биографии художника.

Похитонов не имел систематического художественного образования, и был, по сути, самоучкой.
В 1877 году, когда ему исполнилось 27 лет, он отправился во Францию, чтобы приобрести профессиональные навыки в искусстве. Почти сразу Похитонов снискал одобрение публики и критики, впервые выставив свои работы в Салоне Елисейских полей уже в год приезда.

В первое время пребывания за границей Похитонов занимался живописью под руководством Алексея Боголюбова. Боголюбов был педагогом по призванию, он с искренней добротой и бескорыстной заинтересованностью помогал русским художникам, приезжавшим в Париж. Натюрморт «Кувшин. Бокал и книги», написанный Похитоновым, относится к периоду ученичества у Боголюбова.

Илья Репин писал в воспоминаниях: «В Париже, в восьмидесятых годах прошлого столетия, на высотах Монмартра, в некоем “сите” художники свили себе гнездо. Там живали Клерен (друг Реньо), Бастьен Лепаж, Карьер, наш Похитонов и другие. Собирались, рассуждали. Главным и несомненным признаком таланта они считали в художнике его настойчивость. При повышенном вкусе он так впивается в свой труд, что его невозможно оторвать, пока не добьется своего. Иногда это продолжается очень долго: форма не дается; но истинный талант не отступит, пока не достигнет желаемого».

Именно эта кропотливость в работе над формой проявляется в натюрморте художника.

Спешим напомнить, что в Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит выставка, на которой можно увидеть работы Алексея Боголюбова – учителя Похитонова – и его европейских коллег.

🎫Купить билет

При поддержке ПС «МИР» и ПАО «Промсвязьбанк».

🖼И. Похитонов. Кувшин. Бокал и книги. 1880-е.
#настроениедня


🖼В. Чижиков. На работу. 1981.
Подготовили для вас насыщенную программу лекций, экскурсий и показов в первую неделю после новогодних праздников.

СОБЫТИЯ

13 января, 13:00
Семейная экскурсия с мастер-классом на РЖЯ по выставке «Николай Рерих»
📍Новая Третьяковка


13 и 14 января
Интерактивная экскурсия с художественной практикой «На старт, внимание, марш!»
📍Западное крыло Новой Третьяковки


13 и 14 января
Мастерская живописца – интерактивная экскурсия по постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» с художественной практикой, для детей 6-12 лет
📍Новая Третьяковка

ЛЕКТОРИЙ

📍Инженерный корпус

Лекционные циклы:

С 9 января, по вторникам в 19:00
Золотой век русской иконописи (XV век)

С 10 января, по средам в 19:00
Русская история в шедеврах. Часть 2

С 11 января, по четвергам в 19:00
Великие мастера русской живописи. Часть 3. От Перова до Верещагина

С 13 января, по субботам в 12:00
Сказочная страна. Лекции для семейной аудитории

С 13 января, по субботам в 14:00
Литературные сюжеты и их живописные интерпретации

С 13 января, по субботам в 16:00
Стили и направления. Часть 3. От импрессионизма до модерна

Более подробная программа лектория

КИНО

Кинопрограммы:

Новогодние музыкальные киноподарки
📍Инженерный корпус

О море и моряках: страницы истории отечественной киномаринистики
📍Инженерный корпус

Такова спортивная жизнь: игровое советское кино о физкультуре и спорте
📍Западное крыло Новой Третьяковки

Специальные показы

Фильмы в прокате
10 января 1886 года родилась Надежда Удальцова – яркая представительница русского авангарда. Удальцова с раннего детства увлекалась рисованием, и, хотя была одаренной художницей, долго не могла найти свое место в творческой среде.

Она училась на родине и за рубежом, восхищалась мастерами старой школы и осваивала новые направления. Но с 1920-х годов она окончательно вернулась к фигуративной живописи. Её индивидуальную живописную манеру – с удлиненными импульсивными мазками – критик Яков Тугендхольд назвал «странной “соломенной” манерой плетения формы, которую она чувствует остро, но выявляет весьма сухо».

В 1928 году в Русском музее прошла совместная выставка Удальцовой и ее второго мужа – художника Александра Древина. На ней экспонировались пейзажи Казахстана и Урала, Армении и Алтая. Художественный критик Николай Пунин писал о выставке: «Это шаг честный, мужественный ход туда, куда не всякий рискнул бы пойти». В 1920-е годы формализм и отказ от выполнения государственных заказов не сходил художникам с рук; любой деятель искусства, который пытался идти против течения, представлял из себя угрозу идеологии.

В 1938 году Древин был арестован и расстрелян за сотрудничество с Латышским культурно-просветительским обществом «Прометей». Удальцова узнала о расстреле лишь 18 лет спустя, после реабилитации мужа. В жизни Удальцовой – жены «врага народа» – начались трудные времена. Последний расцвет ее творчества пришелся на военные годы, когда она вместе с бригадой художников выезжала в воинские части.

Составили для вас подборку произведений художницы.