Маслобоев:
"У меня воображение, а у тебя действительность".
@FDostoevskiy — не только цитаты
"У меня воображение, а у тебя действительность".
(Униженные и оскорбленные)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
#Дневник_писателя_1877
"Вы начали с бесцельного скитальчества по Европе при алчном желании переродиться в европейцев, хотя бы по виду только. Целое восемнадцатое столетие мы только и делали, что пока лишь вид перенимали. Мы нагоняли на себя европейские вкусы, мы даже ели всякую пакость, стараясь не морщиться: «Вот, дескать, какой я англичанин, ничего без кайенского перцу есть не могу». Вы думаете, я издеваюсь? Ничуть. Я слишком понимаю, что иначе и нельзя было начать.
Затем, в половине текущего столетия, некоторые из нас удостоились приобщиться к французскому социализму и приняли его, без малейших колебаний, за конечное разрешение всечеловеческого единения, то есть за достижение всей увлекавшей нас доселе мечты нашей. Таким образом, за достижение цели мы приняли то, что составляло верх эгоизма, верх бесчеловечия, верх экономической бестолковщины и безурядицы, верх клеветы на природу человеческую, верх уничтожения всякой свободы людей, но это нас не смущало нисколько.
<...>
Не хотели европейцы нас почесть за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае: Grattez, дескать, le russe et vous verrez le tartare* [*Поскребите русского, и вы увидите татарина(франц.)], и так и доселе. Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих. Мы виляли пред ними, мы подобострастно исповедовали им наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, как бы желая поскорее отвязаться, что мы это всё у них «не так поняли». Они именно удивлялись тому, как это мы, будучи такими татарами (les tartares), никак не можем стать русскими; мы же никогда не могли растолковать им, что мы хотим быть не русскими, а общечеловеками.
Правда, в последнее время они что-то даже поняли. Они поняли, что мы чего-то хотим, чего-то им страшного и опасного; поняли, что нас много, восемьдесят миллионов, что мы знаем и понимаем все европейские идеи, а что они наших русских идей не знают, а если и узнают, то не поймут; что мы говорим на всех языках, а что они говорят лишь на одних своих,— ну и многое еще они стали смекать и подозревать. Кончилось тем, что они прямо обозвали нас врагами и будущими сокрушителями европейской цивилизации. Вот как они поняли нашу страстную цель стать общечеловеками!"
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Вы начали с бесцельного скитальчества по Европе при алчном желании переродиться в европейцев, хотя бы по виду только. Целое восемнадцатое столетие мы только и делали, что пока лишь вид перенимали. Мы нагоняли на себя европейские вкусы, мы даже ели всякую пакость, стараясь не морщиться: «Вот, дескать, какой я англичанин, ничего без кайенского перцу есть не могу». Вы думаете, я издеваюсь? Ничуть. Я слишком понимаю, что иначе и нельзя было начать.
Затем, в половине текущего столетия, некоторые из нас удостоились приобщиться к французскому социализму и приняли его, без малейших колебаний, за конечное разрешение всечеловеческого единения, то есть за достижение всей увлекавшей нас доселе мечты нашей. Таким образом, за достижение цели мы приняли то, что составляло верх эгоизма, верх бесчеловечия, верх экономической бестолковщины и безурядицы, верх клеветы на природу человеческую, верх уничтожения всякой свободы людей, но это нас не смущало нисколько.
<...>
Не хотели европейцы нас почесть за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае: Grattez, дескать, le russe et vous verrez le tartare* [*Поскребите русского, и вы увидите татарина(франц.)], и так и доселе. Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих. Мы виляли пред ними, мы подобострастно исповедовали им наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, как бы желая поскорее отвязаться, что мы это всё у них «не так поняли». Они именно удивлялись тому, как это мы, будучи такими татарами (les tartares), никак не можем стать русскими; мы же никогда не могли растолковать им, что мы хотим быть не русскими, а общечеловеками.
Правда, в последнее время они что-то даже поняли. Они поняли, что мы чего-то хотим, чего-то им страшного и опасного; поняли, что нас много, восемьдесят миллионов, что мы знаем и понимаем все европейские идеи, а что они наших русских идей не знают, а если и узнают, то не поймут; что мы говорим на всех языках, а что они говорят лишь на одних своих,— ну и многое еще они стали смекать и подозревать. Кончилось тем, что они прямо обозвали нас врагами и будущими сокрушителями европейской цивилизации. Вот как они поняли нашу страстную цель стать общечеловеками!"
(Дневник писателя 1877. Январь. Мы в Европе лишь стрюцкие)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Новости_TK
🗞26 февраля, 15:00
Программа «Семейный Достоевский»
Библиотека им. Ф. М. Достоевского предлагаем семьям с детьми погрузиться в события XIX века и самим выступить трансляторами впечатлений о том времени.
https://yangx.top/dostoevsky_lib/618
🗞СПИСАННЫЕ КНИГИ
Это акция по инициативе правительства Москвы, когда вместо того, чтобы выбрасывать книги библиотеки их совершенно бесплатно отдают. Участвую все библиотеки, входящие в систему единого читательского билета Москвы.
https://yangx.top/polozhak/24
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
🗞26 февраля, 15:00
Программа «Семейный Достоевский»
Библиотека им. Ф. М. Достоевского предлагаем семьям с детьми погрузиться в события XIX века и самим выступить трансляторами впечатлений о том времени.
https://yangx.top/dostoevsky_lib/618
🗞СПИСАННЫЕ КНИГИ
Это акция по инициативе правительства Москвы, когда вместо того, чтобы выбрасывать книги библиотеки их совершенно бесплатно отдают. Участвую все библиотеки, входящие в систему единого читательского билета Москвы.
https://yangx.top/polozhak/24
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Невечерний футуролог
Это реальный факт из жизни самого Достоевского. Однажды на улице он купил нательный крестик у пьяного солдата. Фёдор Михайлович считал, что в литературных произведениях не нужно ничего придумывать, следует внимательно наблюдать за жизнью, и она подкинет такие сюжеты, что мало не покажется. Почти все романы и повести автобиографичны, или подсмотрены из жизни других.
Telegram
Достоевский Ф. М.
#Читальный_зал
Отрывок из романа «Идиот» про крестик и бабу с грудным ребенком.
— Наутро я вышел по городу побродить, — продолжал князь, лишь только приостановился Рогожин, хотя смех всё еще судорожно и припадочно вздрагивал на его губах, — вижу, шатается…
Отрывок из романа «Идиот» про крестик и бабу с грудным ребенком.
— Наутро я вышел по городу побродить, — продолжал князь, лишь только приостановился Рогожин, хотя смех всё еще судорожно и припадочно вздрагивал на его губах, — вижу, шатается…
#Театрал
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина
Спектакль, премьера которого состоялась 31 декабря 1957 года, стал не просто легендой — многие считают его лучшей драматической постановкой в истории советского театра БДТ вообще. БОльшего успеха в театре не было никогда. Тридцать две минуты длились аплодисменты после спектакля, сыгранного двумя великими артистами – Смоктуновским и Лебедевым на пределе человеческих сил.
Князь Мышкин – первый выдающийся сценический образ Смоктуновского, может быть, наиболее целостный и крупный из всех созданных им. Мышкин Смоктуновского стал эталоном исполнения этой роли, ее единственным возможным прочтением.
Сам Смоктуновский играл Мышкина очень тяжело, всякий раз на надрыв и одновременно наощупь. «Я сыграл его двести раз. Если бы пришлось еще двести, я бы сошел с ума сам».
🎞Отрывок из спектакля БДТ "Идиот"(1:10мин.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина
Спектакль, премьера которого состоялась 31 декабря 1957 года, стал не просто легендой — многие считают его лучшей драматической постановкой в истории советского театра БДТ вообще. БОльшего успеха в театре не было никогда. Тридцать две минуты длились аплодисменты после спектакля, сыгранного двумя великими артистами – Смоктуновским и Лебедевым на пределе человеческих сил.
Князь Мышкин – первый выдающийся сценический образ Смоктуновского, может быть, наиболее целостный и крупный из всех созданных им. Мышкин Смоктуновского стал эталоном исполнения этой роли, ее единственным возможным прочтением.
Сам Смоктуновский играл Мышкина очень тяжело, всякий раз на надрыв и одновременно наощупь. «Я сыграл его двести раз. Если бы пришлось еще двести, я бы сошел с ума сам».
🎞Отрывок из спектакля БДТ "Идиот"(1:10мин.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
YouTube
Смоктуновский - князь Мышкин
Отрывок из спектакля БДТ "Идиот". Молодой Смоктуновский в роли князя Мышкина. Лебедев в роли Парфёна.
Роза Сирота о работе Смоктуновского над ролью:
Очень хорошо помню, что на репетицию пришёл человек невероятного обаяния, с замечательной улыбкой, какой…
Роза Сирота о работе Смоктуновского над ролью:
Очень хорошо помню, что на репетицию пришёл человек невероятного обаяния, с замечательной улыбкой, какой…
Лебедев:
"И не пугайте меня вашим благосостоянием, вашими богатствами, редкостью голода и быстротой путей сообщения! Богатства больше, но силы меньше; связующей мысли не стало; всё размягчилось, всё упрело и все упрели! Все, все, все мы упрели!.."
@FDostoevskiy — не только цитаты
"И не пугайте меня вашим благосостоянием, вашими богатствами, редкостью голода и быстротой путей сообщения! Богатства больше, но силы меньше; связующей мысли не стало; всё размягчилось, всё упрело и все упрели! Все, все, все мы упрели!.."
(Идиот)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Мы давно уже заметили, что в нашей журналистике, в последние годы, развилась какая-то особенная добровольная зависимость, подначальность литературным авторитетам. Разумеется, мы не обвиняем нашу журналистику в корысти, в продажности. У нас нет, как почти везде в европейских литературах, журналов и газет, торгующих за деньги своими убеждениями, меняющих свою подлую службу и своих господ на других единственно из-за того, что другие дают больше денег.
Но заметим, однако же, что можно продавать свои убеждения и не за деньги. Можно продать себя, например, от излишнего врожденного подобострастия или из-за страха прослыть глупцом за несогласие с литературными авторитетами.
Золотая посредственность иногда даже бескорыстно трепещет перед мнениями, установленными столпами литературы, особенно если эти мнения смело, дерзко, нахально высказаны. Иногда только эта нахальность и дерзость доставляет звание столпа и авторитета писателю неглупому, умеющему воспользоваться обстоятельствами, а вместе с тем доставляет столпу чрезвычайное, хотя и временное влияние на массу".
@FDostoevskiy — не только цитаты
Но заметим, однако же, что можно продавать свои убеждения и не за деньги. Можно продать себя, например, от излишнего врожденного подобострастия или из-за страха прослыть глупцом за несогласие с литературными авторитетами.
Золотая посредственность иногда даже бескорыстно трепещет перед мнениями, установленными столпами литературы, особенно если эти мнения смело, дерзко, нахально высказаны. Иногда только эта нахальность и дерзость доставляет звание столпа и авторитета писателю неглупому, умеющему воспользоваться обстоятельствами, а вместе с тем доставляет столпу чрезвычайное, хотя и временное влияние на массу".
(Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Ведь сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею. Ведь только этим одним и можно ее исправлять."
@FDostoevskiy — не только цитаты
(Дневник писателя 1873)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Новости
Федор Достоевский чуть было не попал под санкции в Миланском государственном университете Бикокка
Как пишет La Stampa, в вузе запретили изучать его творчество, поскольку это русский писатель. Однако после волны критики, обрушившейся на руководство, там переменили свое решение.
О вопиющем случае цензуры рассказал в Instagram профессор Паоло Нори, читавший курс лекций о Достоевском. По его словам, администрация университета запретила ему продолжать занятия, посвященные русскому писателю. "Мне хочется плакать, думая о запрете курса. Подобного рода цензура нелепа! В Италии пороком является быть не только живым русским, но и мертвым русским", - заявил Нори, в прошлом году опубликовавший книгу, посвященную жизни Федора Михайловича.
Менее чем через сутки руководство университета заявило, что "переосмыслило" свое решение, и курс лекций все же состоится, передает «Российская газета».
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Федор Достоевский чуть было не попал под санкции в Миланском государственном университете Бикокка
Как пишет La Stampa, в вузе запретили изучать его творчество, поскольку это русский писатель. Однако после волны критики, обрушившейся на руководство, там переменили свое решение.
О вопиющем случае цензуры рассказал в Instagram профессор Паоло Нори, читавший курс лекций о Достоевском. По его словам, администрация университета запретила ему продолжать занятия, посвященные русскому писателю. "Мне хочется плакать, думая о запрете курса. Подобного рода цензура нелепа! В Италии пороком является быть не только живым русским, но и мертвым русским", - заявил Нори, в прошлом году опубликовавший книгу, посвященную жизни Федора Михайловича.
Менее чем через сутки руководство университета заявило, что "переосмыслило" свое решение, и курс лекций все же состоится, передает «Российская газета».
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
La Stampa
Paolo Nori: “Non so cosa temano di Dostoevskij, essere russo non può essere una colpa”
L’Università Bicocca stoppa le lezioni del professore sullo scrittore poi fa marcia indietro
#ВИДЕОЛЕКТОРИЙ
🕯5 марта день памяти Анны Ахматовой
В рубрике «Святая правда» протоиерей Андрей Ткачев расскажет об Анне Ахматовой, Достоевском, и об ужасе человеческой природы.
https://youtu.be/GJPm_DIIbWU
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
🕯5 марта день памяти Анны Ахматовой
В рубрике «Святая правда» протоиерей Андрей Ткачев расскажет об Анне Ахматовой, Достоевском, и об ужасе человеческой природы.
https://youtu.be/GJPm_DIIbWU
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
YouTube
Протоиерей Андрей Ткачев. Чего не знал Достоевский: из рассказов об Анне Ахматовой
Сегодня, в традиционной рубрике «Святая правда» протоиерей Андрей Ткачев расскажет об Анне Ахматовой, Достоевском, и об ужасе человеческой природы.
Сайт Царьград ТВ: http://tsargrad.tv/
Подписывайтесь: https://www.youtube.com/tsargradtv
Facebook — http…
Сайт Царьград ТВ: http://tsargrad.tv/
Подписывайтесь: https://www.youtube.com/tsargradtv
Facebook — http…
Степан Трофимович Верховенский:
"О, простим, простим, прежде всего простим всем и всегда... Будем надеяться, что и нам простят. Да, потому что все и каждый один пред другим виноваты. Все виноваты!..."
@FDostoevskiy — не только цитаты
"О, простим, простим, прежде всего простим всем и всегда... Будем надеяться, что и нам простят. Да, потому что все и каждый один пред другим виноваты. Все виноваты!..."
(Бесы)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Русская земля как будто потеряла силу держать на себе людей. И сколько в ней несомненно честных людей и особенно честных женщин! Женщины у нас подымаются и, может быть, многое спасут, об этом я еще буду говорить. Женщины — наша большая надежда, может быть, послужат всей России в самую роковую минуту..."
@FDostoevskiy — не только цитаты
(Дневник писателя 1876)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
Версилов:
"Русская женщина всё разом отдает, коль полюбит,— и мгновенье, и судьбу, и настоящее, и будущее: экономничать не умеют, про запас не прячут..."
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Русская женщина всё разом отдает, коль полюбит,— и мгновенье, и судьбу, и настоящее, и будущее: экономничать не умеют, про запас не прячут..."
(Подросток)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Старец Зосима:
"...я верую, что вы искренни и сердцем добры. Если не дойдете до счастия, то всегда помните, что вы на хорошей дороге, и постарайтесь с нее не сходить. Главное, убегайте лжи, всякой лжи, лжи себе самой в особенности. Наблюдайте свою ложь и вглядывайтесь в нее каждый час, каждую минуту. Брезгливости убегайте тоже и к другим, и к себе: то, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается.
Страха тоже убегайте, хотя страх есть лишь последствие всякой лжи. Не пугайтесь никогда собственного вашего малодушия в достижении любви, даже дурных при этом поступков ваших не пугайтесь очень. Жалею, что не могу сказать вам ничего отраднее, ибо любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее.
Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и что бы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили.
Любовь же деятельная — это работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука. Но предрекаю, что в ту даже самую минуту, когда вы будете с ужасом смотреть на то, что, несмотря на все ваши усилия, вы не только не подвинулись к цели, но даже как бы от нее удалились, — в ту самую минуту, предрекаю вам это, вы вдруг и достигнете цели и узрите ясно над собою чудодейственную силу Господа, вас всё время любившего и всё время таинственно руководившего".
#Братья_Карамазовы
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"...я верую, что вы искренни и сердцем добры. Если не дойдете до счастия, то всегда помните, что вы на хорошей дороге, и постарайтесь с нее не сходить. Главное, убегайте лжи, всякой лжи, лжи себе самой в особенности. Наблюдайте свою ложь и вглядывайтесь в нее каждый час, каждую минуту. Брезгливости убегайте тоже и к другим, и к себе: то, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается.
Страха тоже убегайте, хотя страх есть лишь последствие всякой лжи. Не пугайтесь никогда собственного вашего малодушия в достижении любви, даже дурных при этом поступков ваших не пугайтесь очень. Жалею, что не могу сказать вам ничего отраднее, ибо любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее.
Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и что бы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили.
Любовь же деятельная — это работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука. Но предрекаю, что в ту даже самую минуту, когда вы будете с ужасом смотреть на то, что, несмотря на все ваши усилия, вы не только не подвинулись к цели, но даже как бы от нее удалились, — в ту самую минуту, предрекаю вам это, вы вдруг и достигнете цели и узрите ясно над собою чудодейственную силу Господа, вас всё время любившего и всё время таинственно руководившего".
#Братья_Карамазовы
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Раскольников:
"...Всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...
А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю".
@FDostoevskiy — не только цитаты
"...Всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...
А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю".
(Преступление и наказание)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
#интересные_факты
Сегодня день памяти Марии Федоровны Достоевской
Мягкая, добрая и нежная, Мария Федоровна отличалась глубоким христианским благочестием. Уже в 35 лет, эта слабая женщина, родила восьмерых детей!
Её кончина стала большим горем в семье Достоевских...
Вот как вспоминал А.М. Достоевский о смерти матери:
«С осени 36-го года в семействе нашем было очень печально. Маменька с начала осени начала сильно хворать. Отец, как доктор, конечно сознавал ее болезнь, но видимо утешал себя надеждою на поддержание сил больной. Силы ее падали очень быстро <...>. С начала нового 1837г. состояние маменьки очень ухудшилось, она почти не вставала с постели, а с феврали месяца и совершенно слегла в постель <...>. Это было самое горькое время в детский период нашей жизни. И немудрено. Мы готовились ежеминутно потерять мать...»
Некоторые её черты нашли отражение в образах матери Аркадия Долгорукова в "Подростке" и матери Алеши в "Братьях Карамазовых".
#Летопись_жизни_Достоевского
⟱⟱⟱
@FDostoevskiy-не только цитаты
Сегодня день памяти Марии Федоровны Достоевской
Мягкая, добрая и нежная, Мария Федоровна отличалась глубоким христианским благочестием. Уже в 35 лет, эта слабая женщина, родила восьмерых детей!
Её кончина стала большим горем в семье Достоевских...
Вот как вспоминал А.М. Достоевский о смерти матери:
«С осени 36-го года в семействе нашем было очень печально. Маменька с начала осени начала сильно хворать. Отец, как доктор, конечно сознавал ее болезнь, но видимо утешал себя надеждою на поддержание сил больной. Силы ее падали очень быстро <...>. С начала нового 1837г. состояние маменьки очень ухудшилось, она почти не вставала с постели, а с феврали месяца и совершенно слегла в постель <...>. Это было самое горькое время в детский период нашей жизни. И немудрено. Мы готовились ежеминутно потерять мать...»
Некоторые её черты нашли отражение в образах матери Аркадия Долгорукова в "Подростке" и матери Алеши в "Братьях Карамазовых".
#Летопись_жизни_Достоевского
⟱⟱⟱
@FDostoevskiy-не только цитаты
"...Когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредоточивается..."
@FDostoevskiy — не только цитаты
(Белые ночи)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Вот другие тоже ревнивы бывают. Уйдет он куда,— я знал одну,— не стерпит, да в самую ночь и выскочит, да и бежит потихоньку смотреть: не там ли, не в том ли доме, не с той ли? Это уж худо. И сама знает, что худо, и сердце у ней замирает и казнится, да ведь любит; всё от любви.
А как хорошо после ссоры помириться, самой перед ним повиниться али простить! И так хорошо обоим, так хорошо вдруг станет,— точно вновь они встретились, вновь повенчались, вновь любовь у них началась".
@FDostoevskiy — не только цитаты
А как хорошо после ссоры помириться, самой перед ним повиниться али простить! И так хорошо обоим, так хорошо вдруг станет,— точно вновь они встретились, вновь повенчались, вновь любовь у них началась".
(Записки из подполья)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Стать русскими во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать".
@FDostoevskiy — не только цитаты
(Дневник писателя 1877)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
"Письмо А. Н. Майкову:
"Пишете Вы мне много про Николая Чудотворца. Он нас не оставит, потому что Николай Чудотворец есть русский дух и русское единство.
Мы уже теперь с Вами не ребята, многоуважаемый Аполлон Николаевич, мы знаем, например, вот какой факт: то, что в случае — не то что русской беды, а просто больших русских хлопот, — самая нерусская часть России, то есть какой-нибудь либерал — петербургский чиновник или студент, и те русскими становятся, русскими себя начинают чувствовать, хотя и стыдятся признаться в том.
Я вон как-то зимою прочел в «Голосе» серьезное признание в передовой статье, что «мы, дескать, радовались в Крымскую кампанию успехам оружия союзников и поражению наших». Нет, мой либерализм не доходил до этого; я был тогда еще в каторге и не радовался успеху союзников, а вместе с прочими товарищами моими, несчастненькими и солдатиками, ощутил себя русским, желал успеха оружию русскому и — хоть и оставался еще тогда всё еще с сильной закваской шелудивого русского либерализма, проповедованного говнюками вроде букашки навозной Белинского и проч., — но не считал себя нелогичным, ощущая себя русским.
Правда, факт показал нам тоже, что болезнь, обуявшая цивилизованных русских, была гораздо сильнее, чем мы сами воображали, и что Белинскими, Краевскими и проч. дело не кончилось.
Но тут произошло то, о чем свидетельствует евангелист Лука: бесы сидели в человеке, и имя им было легион, и просили Его: повели нам войти в свиней, и Он позволил им. Бесы вошли в стадо свиней, и бросилось всё стадо с крутизны в море, и всё потонуло. Когда же окрестные жители сбежались смотреть совершившееся, то увидели бывшего бесноватого — уже одетого и смыслящего и сидящего у ног Иисусовых, и видевшие рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
Точь-в-точь случилось так и у нас. Бесы вышли из русского человека и вошли в стадо свиней, то есть в Нечаевых, в Серно-Соловьевичей и проч. Те потонули или потонут наверно, а исцелившийся человек, из которого вышли бесы, сидит у ног Иисусовых. Так и должно было быть. Россия выблевала вон эту пакость, которою ее окормили, и, уж конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского.
И заметьте себе, дорогой друг: кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога. Ну, если хотите знать, — вот эта-то и есть тема моего романа. Он называется «Бесы», и это описание того, как эти бесы вошли в стадо свиней".
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Пишете Вы мне много про Николая Чудотворца. Он нас не оставит, потому что Николай Чудотворец есть русский дух и русское единство.
Мы уже теперь с Вами не ребята, многоуважаемый Аполлон Николаевич, мы знаем, например, вот какой факт: то, что в случае — не то что русской беды, а просто больших русских хлопот, — самая нерусская часть России, то есть какой-нибудь либерал — петербургский чиновник или студент, и те русскими становятся, русскими себя начинают чувствовать, хотя и стыдятся признаться в том.
Я вон как-то зимою прочел в «Голосе» серьезное признание в передовой статье, что «мы, дескать, радовались в Крымскую кампанию успехам оружия союзников и поражению наших». Нет, мой либерализм не доходил до этого; я был тогда еще в каторге и не радовался успеху союзников, а вместе с прочими товарищами моими, несчастненькими и солдатиками, ощутил себя русским, желал успеха оружию русскому и — хоть и оставался еще тогда всё еще с сильной закваской шелудивого русского либерализма, проповедованного говнюками вроде букашки навозной Белинского и проч., — но не считал себя нелогичным, ощущая себя русским.
Правда, факт показал нам тоже, что болезнь, обуявшая цивилизованных русских, была гораздо сильнее, чем мы сами воображали, и что Белинскими, Краевскими и проч. дело не кончилось.
Но тут произошло то, о чем свидетельствует евангелист Лука: бесы сидели в человеке, и имя им было легион, и просили Его: повели нам войти в свиней, и Он позволил им. Бесы вошли в стадо свиней, и бросилось всё стадо с крутизны в море, и всё потонуло. Когда же окрестные жители сбежались смотреть совершившееся, то увидели бывшего бесноватого — уже одетого и смыслящего и сидящего у ног Иисусовых, и видевшие рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
Точь-в-точь случилось так и у нас. Бесы вышли из русского человека и вошли в стадо свиней, то есть в Нечаевых, в Серно-Соловьевичей и проч. Те потонули или потонут наверно, а исцелившийся человек, из которого вышли бесы, сидит у ног Иисусовых. Так и должно было быть. Россия выблевала вон эту пакость, которою ее окормили, и, уж конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского.
И заметьте себе, дорогой друг: кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога. Ну, если хотите знать, — вот эта-то и есть тема моего романа. Он называется «Бесы», и это описание того, как эти бесы вошли в стадо свиней".
(Письма. А.Н. Майкову. 9 октября 1870. Дрезден)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты