Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
937 photos
42 videos
670 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道
​​#интересные_факты
В конце XIX в. Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина) начинает работу по созданию собственных мемуаров, посвященных ее жизни с Федором Михайловичем. В 1894 г. она приступает к расшифровке своего стенографического дневника 1867 г., который, однако, не напечатала при жизни, как и не опубликовала ни воспоминаний своих, ни свою переписку с мужем, считая это просто нескромным.

Анна Григорьевна целиком посвящает себя служению великому имени Достоевского, и можно смело утверждать, что ни одна жена писателя не сделала столько для увековечения памяти своего мужа, для пропаганды его творчества, сколько сделала Анна Григорьевна. Прежде всего, семь раз выпустила полные (по тем временам, конечно) собрания сочинений Достоевского (первое издание — 1883 г., последнее — 1906 г.), а также неоднократно издала целый ряд отдельных произведений писателя.

Анна Григорьевна признавалась своему первому биографу Л. П. Гроссману: «Я живу не в двадцатом веке, я осталась в 70-х годах девятнадцатого. Мои люди — это друзья Федора Михайловича, мое общество — это круг ушедших людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком» (Гроссман Л. П. А. Г. Достоевская и ее «Воспоминания»)

В начале 20-го века Анна Григорьевна осуществляет свою давнишнюю мечту: создает при Московском историческом музее «Музей памяти Федора Михайловича Достоевского», выпускает «Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского. 1846–1903» и каталог «Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском российском историческом музее имени императора Александра III в Москве. 1846–1903».
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Новости
Анонсируем премьеру «ЖИВЫЕ МЕМОРИИ. 2 СЕЗОН»

28 февраля 2022 состоится премьера в кинотеатре «Пионер», а 1 марта - онлайн-премьера - на You-Tube-канале Ktomy.media — там же сейчас можно посмотреть все фильмы первого сезона.

«Живые Мемории. 2 сезон» – продолжение документально-анимационного мини-сериала, в основе которого лежат мемуары о России, её видных и малоизвестных деятелях.

Каждая серия – отрывок из книги воспоминаний, начитанный известным артистом. Видеоряд создан ведущими художниками анимации, а музыка написана современным композитором.

Промо 4-й серии, в основе которой воспоминания Анны Григорьевны Достоевской. Лицом и голосом жены великого писателя стала заслуженная артистка России - Виктория Исакова.

Партнёр серии: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Санкт-Петербурге.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Лишь искусство поддерживает еще в обществе высшую жизнь и будит души, засыпающие в периоды долгого мира. Вот отчего и выдумали, что искусство может процветать лишь во время долгого мира, а между тем тут огромная неверность: искусство, то есть истинное искусство, именно и развивается потому во время долгого мира, что идет в разрез с грузным и порочным усыплением душ, и, напротив, созданиями своими, всегда в эти периоды, взывает к идеалу, рождает протест и негодование, волнует общество и нередко заставляет страдать людей, жаждущих проснуться и выйти из зловонной ямы".
(Дневник писателя 1877)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Старец Зосима:
"Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле".
(Братья Карамазовы)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Новости
День памяти Ф.М.Достоевского в Санкт-Петербурге.
9 февраля 2022

Программа
13.00 Возложение цветов к могиле Ф. М. Достоевского
Некрополь мастеров искусств. Государственный музей городской скульптуры (Пл. Александра Невского, 1)

15.00 Панихида в Соборе Владимирской Иконы Божией Матери (Владимирский пр., 20)

16.00 Вечер памяти Ф.М.Достоевского в Музее Достоевского (Кузнечный пер. 5/2)
Лекция с кинопоказом заместителя директора по научной работе Б.Н.Тихомирова «Герои Достоевского на экране: Актеры и роли».
Книжная презентация: Ф.М.Достоевский. Происшествие и Событие НЕОБЫКНОВЕННОЕ (Чужая жена и муж под кроватью; Крокодил)
Прямая трансляция Дня памяти Ф.М.Достоевского на youtube-канале музея.
Вход на вечер по регистрации на Timepad
Контакт: +7 921-977-43-00
⟱⟱⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
28 января (9 февраля) 1881г. Ф.М. Достоевский скончался. Похоронен писатель в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

«А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу.

Изведав Божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь»
(Соловьев Вл.С. Из слов сказанных на могиле Достоевского)
⟱⟱⟱
@FDostoevskiy
— не только цитаты
#Читальный_зал
Похороны Достоевского: как они проходили и почему удивили даже не читавших его людей.

В начале февраля 1881 года Петербург стал свидетелем необычайного похоронного шествия. Более чем десятитысячная толпа собралась для того чтобы проводить в последний путь одного человека. Учебные заведения прерывали занятия, жители высыпали на улицы и часами пробивались к месту прощания — весь Невский проспект был заполнен людьми, которые в слезах шли за гробом.

О последних днях писателя и о том, как его похороны стали, по слову очевидца, «масштабнейшим событием» в столице империи — в статье «Фомы». 📖(8мин.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Что же касается до того, какой я человек, то я бы так о себе выразился: "Je suis un homme heureux qui n'a pas l'air content", то есть по-русски: "Я человек счастливый, но - кое-чем недовольный".
(Дневник писателя 1876)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Я никогда не видал этого человека и ни когда не имел прямых отношений с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый, самый близкий, дорогой, нужный мне человек. Я был литератор, и литераторы все тщеславны, завистливы, я, по крайней мере, такой литератор. И никогда мне в голову не приходило меряться с ним — никогда. Все, что он делал (хорошее, настоящее, что он делал), было такое, что чем больше он сделает, тем мне лучше.

Искусство вызывает во мне зависть, ум тоже, но дело сердца только радость. Я его так и считал своим другом, и иначе не думал, как то, что мы увидимся, и что теперь только не пришлось, но что это мое. И вдруг за обедом — я один обедал, опоздал — читаю: умер. Опора какая-то отскочила от меня. Я растерялся, а потом стало ясно, как он мне был дорог, и я плакал и теперь плачу".
(Толстой Л.Н. Письмо Н.Н.Страхову. Февраль 1881г. Ясная Поляна)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#ВИДЕОЛЕКТОРИЙ
Протоиерей Андрей Ткачев:
"Достоевский умер. Его положили в Святодуховскую церковь Александро-Невской лавры, ныне не действующую, занятую Культурным Центром. И там он лежал. К нему пришли псалтырь почитать. Лежит покойник, в головах стоит аналой, на аналое лежит псалтырь, приходили люди и читали по кафизму. Потом пришли другие - «я тоже хочу помолиться, и я, и я», и читают по кафизму, потом по псалму, потом по три строчки, потом по одной строчке, потом по одному слову. Слово прочел и в сторону, прочел и в сторону. Потому что желающих прочесть псалтырь у гроба Достоевского оказалось несколько тысяч.

Люди вдруг почувствовали, кого же они потеряли. Когда его выносили из храма, чтобы обнести вокруг церкви под пение тропарей за упокоенных «Волной морскою», то обнести не получилось, потому что был битком набит людьми весь церковный двор. Нужно было гроб передавать буквально по головам. То есть гроб шел, а люди не двигались. Не могли. Так много было народу.

В окрестных домах были открыты настежь окна, в окнах стояли люди с зажженными свечами. И когда его несли к месту упокоения, пели «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Весь город пел, казалось, весь Петербург сошелся".

🎬 Видео на youtube(5:27мин.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия".
(Дневник писателя 1876)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Представляем_книгу
В сентябре 1860г. Ф.М.Достоевский разослал в газеты «Объявление о подписке на журнал "Время" на 1861 год». Эта краткая программа представляет собой манифест почвенничества, как назвал Достоевский основное направление журнала.

«Время» — литературный и политический журнал, издаваемый в Петербурге братом писателя М.М.Достоевским в 1861—1863 годах. Ф.М.Достоевский заведовал художественным и критическим отделами. За годы издания вышло 28 книг. Здесь были впервые опубликованы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", а также произведения Н.А.Некрасова, Я.Полонского, А.А.Григорьева,, А.Н.Островского, Ап.Майкова.

В 1863 журнал был закрыт после появления статьи Н.Н.Страхова "Роковой вопрос", содержавшей комментарий почвенников к польскому восстанию, превратно истолкованный властями как антиправительственный.

С 1864 года преемником «Времени» стал журнал братьев Достоевских «Эпоха».
#Время
⟱⟱⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Не вражда сословий, победителей и побежденных, как везде в Европе, должна лечь в основание развития будущих начал нашей жизни. Мы не Европа, и у нас не будет и не должно быть победителей и побежденных".
(Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Дневник_писателя_1877
"Скажут, что «ведь и Россия хоть и вправду идет лишь освобождать измученные племена и возрождать их самостоятельность, но ведь тем самым, в этих же племенах, приобретет потом себе же союзников, а стало быть, силу,— и что, стало быть, всё это, разумеется, составляет тот же самый закон развития национальной личности, к которому стремится и Англия.

А так как замысел „панславизма“ колоссальностью своей, без сомнения, может пугать Европу, то уж по одному закону самосохранения Европа несомненно вправе остановить нас, точно так же, впрочем; как и мы вправе идти вперед, нисколько не останавливаясь перед ее страхом и руководясь, в движении нашем, лишь политическою предусмотрительностью и благоразумием.

<...> Тем не менее накопившееся сознание, наука и гуманность, рано ли, поздно ли, непременно должны ослабить вековечный и зверский инстинкт неразумных наций и вселить, напротив, во всех народах желание мира, международного единения и человеколюбивого преуспеяния. А стало быть, надо все-таки проповедовать мир, а не кровь»".
(Дневник писателя 1877)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Сараскина Л.И. Аполлинария Суслова. — М.: Молодая гвардия, 2022. — 439[9] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1913).

Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В.В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес.

Первая биография А.П. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые.
"Однако, как радость и счастие делают человека прекрасным! как кипит сердце любовью! Кажется, хочешь излить всё свое сердце в другое сердце, хочешь, чтоб всё было весело, всё смеялось. И как заразительна эта радость!"
(Белые ночи)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Экранизации_Достоевского
БЕЛЫЕ НОЧИ / LE NOTTI BIANCHE Италия — Франция. 1957.

Экранизация одноименной повести Ф.М.Достоевского, адаптированная под итальянскую действительность. События этой сентиментальной мелодрамы происходят в похожем на сон городе Ливорно. Одинокий мужчина Марио (Марчелло Мастроянни) ночь за ночью встречается с девушкой Натальей (Мария Шелл), которая ждёт своего возлюбленного (Жан Маре), исчезнувшего год назад, но обещавшего вернуться...

Режиссёр Лукино Висконти внёс существенные изменения в сюжет «Белых ночей» по сравнению с оригиналом, сохранив, однако, сюжет и оригинальный текст Достоевского. Фильм получил премию «Серебряный лев» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале 1957 года.
🎬 Видео на youtube (1:41:46)

Более подробно о фильме можно ознакомится в блоге Николая Подосокорского.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Подвиг самопожертвования кровью своею за всё то, что мы почитаем святым, конечно, нравственнее всего буржуазного катехизиса. Подъем духа нации ради великодушной идеи — есть толчок вперед, а не озверение.

Конечно, мы можем ошибаться в том, что считаем великодушной идеей; но если то, что мы почитаем святынею,— позорно и порочно, то мы не избегнем кары от самой природы: позорное и порочное несет само в себе смерть и, рано ли, поздно ли, само собою казнит себя".
(Дневник писателя 1877)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"...На «плечах народа, на его терпении и самопожертвовании, на его живучей силе, горячей вере и великодушном презрении к собственным интересам — создалась независимость России!»"
(Дневник писателя 1876)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Одно_совсем_особое_словцо_о_славянах
"Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем,— коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии.

Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей,— эту войну поняли ли наконец славяне теперь, как вы думаете? Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как устроятся,— признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их..."
(Дневник писателя 1877)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты