Forwarded from ЮЛИЯ МЕНЬШОВА (@julia)
Вообще Анна Григорьевна Достоевская была фантастически интересной персоной.
Познакомилась она с Федором Михайловичем в качестве стенографистки, так как Достоевский по обыкновению не успевал к сроку сдать очередной материал издательству, и для ускорения процесса — решил его надиктовывать.
Вскоре Анна стала женой и матерью его детей.
И могла бы удовлетвориться этой ролью.
Но она оказалась одарена и в сфере … предпринимательства.
Анна Григорьевна поставила на лад финансовые дела семьи, став одной из первых российских женщин успешно занявшихся изданием и распространением книг. Само собой, книг своего мужа.
Она проводила исследование рынка и вникала во все детали книгоиздательства и книжной торговли, благодаря чему произведения Федора Михайловича максимально «завирусились» )))
Когда Софья Андреевна Толстая решила издать полное собрание произведений Льва Николаевича, она прежде всего отправилась в Санкт-Петербург за советом к Анне Григорьевне. Та дала ей обстоятельные инструкции.
Но увы, у Софьи Андреевны не оказалось такой же предпринимательской жилки. Поэтому часть флигеля в московсковском доме Толстых в Хамовниках была завалена непроданными книгами, в то время как Анна Григорьевна издала и продала 7 (!!!!) полных собраний сочинений Достоевского.
Познакомилась она с Федором Михайловичем в качестве стенографистки, так как Достоевский по обыкновению не успевал к сроку сдать очередной материал издательству, и для ускорения процесса — решил его надиктовывать.
Вскоре Анна стала женой и матерью его детей.
И могла бы удовлетвориться этой ролью.
Но она оказалась одарена и в сфере … предпринимательства.
Анна Григорьевна поставила на лад финансовые дела семьи, став одной из первых российских женщин успешно занявшихся изданием и распространением книг. Само собой, книг своего мужа.
Она проводила исследование рынка и вникала во все детали книгоиздательства и книжной торговли, благодаря чему произведения Федора Михайловича максимально «завирусились» )))
Когда Софья Андреевна Толстая решила издать полное собрание произведений Льва Николаевича, она прежде всего отправилась в Санкт-Петербург за советом к Анне Григорьевне. Та дала ей обстоятельные инструкции.
Но увы, у Софьи Андреевны не оказалось такой же предпринимательской жилки. Поэтому часть флигеля в московсковском доме Толстых в Хамовниках была завалена непроданными книгами, в то время как Анна Григорьевна издала и продала 7 (!!!!) полных собраний сочинений Достоевского.
Forwarded from ЮЛИЯ МЕНЬШОВА (@julia)
Раз уж пошла такая тема.
Вспомнила еще, что у Анны Григорьевны Достоевской нам всем учиться и учиться. Женской и житейской мудрости.
Моя любимая история про неё вот какая.
Как известно, Достоевский был игроком.
Прямо-таки болен был игроманией.
Без шуток.
По-настоящему.
Трудно себе представить, что этот тонкий знаток человеческих душ, мог быть настолько невероятно зависим, но факт остается фактом.
Несколько раз его любимой жене и обожаемым детям не на что было купить элементарной еды.
Сидели голодом.
Буквально.
При этом Анна Григорьевна никогда не попрекала мужа.
Не кричала.
Не обвиняла.
Просто говорила: «Федя, а чем же мы заплатим за молоко? Ведь в долг нам уже никто не дает?»
Федору Михайловичу было невыносимо стыдно.
Он боролся с собой.
Но крайне стесненное финансовое положение его семьи как раз и подталкивало к мысли: а вдруг на этот раз повезет?
И он снова бежал в казино. Где удача ни разу ему не сопутствовала.
И вот после очередного проигрыша, Федор Михайлович решил окончательно завязать.
Бесповоротно.
Мол, ничто не заставит меня снова пройти через этот кошмар.
И через пару недель у него само собой началась натуральная «ломка».
Как у наркомана.
Не зря же говорят, что все зависимости развиваются по похожему сценарию.
В общем, депрессия великого русского писателя накрыла знатная.
И в один из таких дней Анна Григорьевна подошла к своему мужу, крепко обняла его, а потом протянула какие-то скопленные гроши и сказала: «Федя, я вижу как ты мучаешься, поезжай в казино. Это выше тебя. Езжай!»
А?
Каково?
Ничего себе…
Я просто поражена была, когда впервые прочитала этот сюжет.
Надо сказать, потрясен был и Достоевский.
Ведь все лудоманы тщательно скрывают свой порыв снова пойти сыграть.
А семья обычно тщательно контролирует этот порыв: мол, даже не вздумай.
А тут вдруг: на тебе денег, иди, не могу смотреть на твои мучения…
Пораженный жестом любви своей жены, Достоевский упал на колени и сказал:
« Аня, я тебе обещаю, что это действительно — последний раз!»
И через пару часов он вернулся домой, как обычно без копейки — удача снова ему не сопутствовала.
Но!
Больше Достоевский никогда в жизни не играл.
НИКОГДА!
Он сдержал своё обещание.
Федор Михайлович был настолько ошеломлен силой любви и сострадания своей супруги, что благодарность за это оказалась гораздо сильнее его многолетней зависимости.
Надо заметить, что вся эта история происходила в Баден-Бадене, откуда семья Достоевских никак не могла выехать в Россию, потому что не получалось накопить денег даже на самые дешевые билеты. Именно это обстоятельство часто и являлось триггером —
Федор Михайлович каждый раз надеялся выиграть эти деньги.
После описанного случая, семья Достоевских через очень короткое время благополучно вернулась в Санкт-Петербург.
Вспомнила еще, что у Анны Григорьевны Достоевской нам всем учиться и учиться. Женской и житейской мудрости.
Моя любимая история про неё вот какая.
Как известно, Достоевский был игроком.
Прямо-таки болен был игроманией.
Без шуток.
По-настоящему.
Трудно себе представить, что этот тонкий знаток человеческих душ, мог быть настолько невероятно зависим, но факт остается фактом.
Несколько раз его любимой жене и обожаемым детям не на что было купить элементарной еды.
Сидели голодом.
Буквально.
При этом Анна Григорьевна никогда не попрекала мужа.
Не кричала.
Не обвиняла.
Просто говорила: «Федя, а чем же мы заплатим за молоко? Ведь в долг нам уже никто не дает?»
Федору Михайловичу было невыносимо стыдно.
Он боролся с собой.
Но крайне стесненное финансовое положение его семьи как раз и подталкивало к мысли: а вдруг на этот раз повезет?
И он снова бежал в казино. Где удача ни разу ему не сопутствовала.
И вот после очередного проигрыша, Федор Михайлович решил окончательно завязать.
Бесповоротно.
Мол, ничто не заставит меня снова пройти через этот кошмар.
И через пару недель у него само собой началась натуральная «ломка».
Как у наркомана.
Не зря же говорят, что все зависимости развиваются по похожему сценарию.
В общем, депрессия великого русского писателя накрыла знатная.
И в один из таких дней Анна Григорьевна подошла к своему мужу, крепко обняла его, а потом протянула какие-то скопленные гроши и сказала: «Федя, я вижу как ты мучаешься, поезжай в казино. Это выше тебя. Езжай!»
А?
Каково?
Ничего себе…
Я просто поражена была, когда впервые прочитала этот сюжет.
Надо сказать, потрясен был и Достоевский.
Ведь все лудоманы тщательно скрывают свой порыв снова пойти сыграть.
А семья обычно тщательно контролирует этот порыв: мол, даже не вздумай.
А тут вдруг: на тебе денег, иди, не могу смотреть на твои мучения…
Пораженный жестом любви своей жены, Достоевский упал на колени и сказал:
« Аня, я тебе обещаю, что это действительно — последний раз!»
И через пару часов он вернулся домой, как обычно без копейки — удача снова ему не сопутствовала.
Но!
Больше Достоевский никогда в жизни не играл.
НИКОГДА!
Он сдержал своё обещание.
Федор Михайлович был настолько ошеломлен силой любви и сострадания своей супруги, что благодарность за это оказалась гораздо сильнее его многолетней зависимости.
Надо заметить, что вся эта история происходила в Баден-Бадене, откуда семья Достоевских никак не могла выехать в Россию, потому что не получалось накопить денег даже на самые дешевые билеты. Именно это обстоятельство часто и являлось триггером —
Федор Михайлович каждый раз надеялся выиграть эти деньги.
После описанного случая, семья Достоевских через очень короткое время благополучно вернулась в Санкт-Петербург.
#Идиот
Кто однажды дарит князю Мышкину ежа?
Кто однажды дарит князю Мышкину ежа?
Anonymous Quiz
12%
Елизавета Прокофьевна
55%
Аглая Епанчина
14%
Настасья Филипповна
19%
Ганя
🗓6 июня - Пушкинский день России
"...Пушкин первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом.
Он отметил и выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека, беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего, Россию и себя самого (то есть свое же общество, свой же интеллигентный слой, возникший над родной почвой нашей) в конце концов отрицающего, делать с другими не желающего и искренно страдающего. <...>
Его искусному диагнозу мы обязаны обозначением и распознанием болезни нашей, и он же, он первый, дал и утешение: ибо он же дал и великую надежду, что болезнь эта не смертельна и что русское общество может быть излечено, может вновь обновиться и воскреснуть, если присоединится к правде народной..."
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"...Пушкин первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом.
Он отметил и выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека, беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего, Россию и себя самого (то есть свое же общество, свой же интеллигентный слой, возникший над родной почвой нашей) в конце концов отрицающего, делать с другими не желающего и искренно страдающего. <...>
Его искусному диагнозу мы обязаны обозначением и распознанием болезни нашей, и он же, он первый, дал и утешение: ибо он же дал и великую надежду, что болезнь эта не смертельна и что русское общество может быть излечено, может вновь обновиться и воскреснуть, если присоединится к правде народной..."
(Дневник писателя. 1880 август)#ПушкинскаяРечь
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Журнал "Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН
224 года назад родился великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). По этому случаю напомним о статье Татьяны Касаткиной "Новые слова вещей", опубликованной в десятом номере журнала "Новый мир" за 2011 год.
"Несмотря на то что традиционное литературоведение до сих пор склонно скорее противопоставлять тип творчества Пушкина и Достоевского (хотя много уже раздается голосов, разделяющих и прямо противоположное мнение), можно смело утверждать, что именно в области творческого метода Достоевский наследовал Пушкину, причем он оказался одним из очень немногих.
Область их фундаментального совпадения — отношение к слову, которое я бы определила как смиренное; это как бы заведомое признание того, что слово умнее их, отсутствие всяких притязаний на обладание словом — обладание, которое предполагает возможность диктовать слову смысл, нагружать его смыслом по прихоти пользователя — или ограничивать его смысл, как бы полагая, что слово можно использовать в узкоконтекстуальном значении — и что при этом вся полнота смысла, присущая слову, не будет вторгаться в локальный замысел автора.
Одним из путей уяснения типа отношения к слову в творчестве Достоевского и Пушкина является анализ использования ими чужих «концептов», «авторизованных» слов, воспринимающихся в некоторый момент культурного развития почти как непосредственная цитата, во всяком случае — как прямая аллюзия.
Слово вдруг оказывается жестко ограничено в своем смысле некоторым заданным контекстом — и это ограничение зачастую с удовольствием поддерживается «пользователями», создавая своего рода язык для посвященных.
Пушкин и Достоевский — в частной жизни вполне склонные к подобным операциям с языком — в своем творчестве всегда оказывались теми, кто взрывал такие концепты, вновь выходя из их уютной ограниченности на широкий и рискованный простор слова. Нужно оговориться, однако, что слово зачастую становится «авторизованным» вовсе не по воле того автора, которому данный концепт приписывается".
Читать полностью: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2011/10/novye-slova-veshhej.html
"Несмотря на то что традиционное литературоведение до сих пор склонно скорее противопоставлять тип творчества Пушкина и Достоевского (хотя много уже раздается голосов, разделяющих и прямо противоположное мнение), можно смело утверждать, что именно в области творческого метода Достоевский наследовал Пушкину, причем он оказался одним из очень немногих.
Область их фундаментального совпадения — отношение к слову, которое я бы определила как смиренное; это как бы заведомое признание того, что слово умнее их, отсутствие всяких притязаний на обладание словом — обладание, которое предполагает возможность диктовать слову смысл, нагружать его смыслом по прихоти пользователя — или ограничивать его смысл, как бы полагая, что слово можно использовать в узкоконтекстуальном значении — и что при этом вся полнота смысла, присущая слову, не будет вторгаться в локальный замысел автора.
Одним из путей уяснения типа отношения к слову в творчестве Достоевского и Пушкина является анализ использования ими чужих «концептов», «авторизованных» слов, воспринимающихся в некоторый момент культурного развития почти как непосредственная цитата, во всяком случае — как прямая аллюзия.
Слово вдруг оказывается жестко ограничено в своем смысле некоторым заданным контекстом — и это ограничение зачастую с удовольствием поддерживается «пользователями», создавая своего рода язык для посвященных.
Пушкин и Достоевский — в частной жизни вполне склонные к подобным операциям с языком — в своем творчестве всегда оказывались теми, кто взрывал такие концепты, вновь выходя из их уютной ограниченности на широкий и рискованный простор слова. Нужно оговориться, однако, что слово зачастую становится «авторизованным» вовсе не по воле того автора, которому данный концепт приписывается".
Читать полностью: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2011/10/novye-slova-veshhej.html
Forwarded from Rebrik sacerdos
«О Достоевском никак не скажешь: «Мне до него нет дела». До Достоевского есть дело каждому: ибо никто не может быть равнодушен к своей душе».
(Василий Розанов)
И действительно, вслед за ним и мы, люди третьего тысячелетия, можем сказать: нам тоже до Федора Михайловича есть дело.
Он писатель вне времени, но вписанный своим творчеством в единственно возможное для него как верующего человека пространство – пространство православной России. Вот почему иностранцы, пытаясь постигнуть феномен славянской души, штудируют произведения Достоевского.
(Василий Розанов)
И действительно, вслед за ним и мы, люди третьего тысячелетия, можем сказать: нам тоже до Федора Михайловича есть дело.
Он писатель вне времени, но вписанный своим творчеством в единственно возможное для него как верующего человека пространство – пространство православной России. Вот почему иностранцы, пытаясь постигнуть феномен славянской души, штудируют произведения Достоевского.
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
"Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять".
Ф.М. Достоевский. "Братья Карамазовы".
Ил.: Надежда Беленькая https://vk.com/wall14964885_3146
Ф.М. Достоевский. "Братья Карамазовы".
Ил.: Надежда Беленькая https://vk.com/wall14964885_3146
"...Нужно говорить глаз на глаз, чтоб душа читалась на лице, чтобы сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полною искренностию и без колебаний, глаз на глаз, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги".
@FDostoevskiy — не только цитаты
(Письмо А.Н. Майкову. 18 января 1856. Семипалатинск)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Читальный_зал
Монолог Петра Верховенского.
Бесы. Часть 2, Глава 8
Ставрогин стоял и пристально глядел в его безумные глаза.
— Слушайте, мы сначала пустим смуту, — торопился ужасно Верховенский, поминутно схватывая Ставрогина за левый рукав. — Я уже вам говорил: мы проникнем в самый народ. Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются. Такие только мешают. Я без дисциплины ничего не понимаю. Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха! Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!
С другой стороны, послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный… Знаете ли, знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмем? Я поехал — свирепствовал тезис Littré, что преступление есть помешательство; приезжаю — и уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере благородный протест. «Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!» Но это лишь ягодки. Русский Бог уже спасовал пред «дешовкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи ведро». О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идет…
— Жаль тоже, что мы поглупели, — пробормотал Ставрогин и двинулся прежнею дорогой.
— Слушайте, я сам видел ребенка шести лет, который вел домой пьяную мать, а та его ругала скверными словами. Вы думаете, я этому рад? Когда в наши руки попадет, мы, пожалуй, и вылечим… если потребуется, мы на сорок лет в пустыню выгоним… Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, — вот чего надо! А тут еще «свеженькой кровушки», чтоб попривык. Чего вы смеетесь? Я себе не противоречу. Я только филантропам и шигалевщине противоречу, а не себе. Я мошенник, а не социалист. Ха-ха-ха! Жаль только, что времени мало.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Монолог Петра Верховенского.
Бесы. Часть 2, Глава 8
Ставрогин стоял и пристально глядел в его безумные глаза.
— Слушайте, мы сначала пустим смуту, — торопился ужасно Верховенский, поминутно схватывая Ставрогина за левый рукав. — Я уже вам говорил: мы проникнем в самый народ. Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются. Такие только мешают. Я без дисциплины ничего не понимаю. Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха! Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!
С другой стороны, послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный… Знаете ли, знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмем? Я поехал — свирепствовал тезис Littré, что преступление есть помешательство; приезжаю — и уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере благородный протест. «Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!» Но это лишь ягодки. Русский Бог уже спасовал пред «дешовкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи ведро». О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идет…
— Жаль тоже, что мы поглупели, — пробормотал Ставрогин и двинулся прежнею дорогой.
— Слушайте, я сам видел ребенка шести лет, который вел домой пьяную мать, а та его ругала скверными словами. Вы думаете, я этому рад? Когда в наши руки попадет, мы, пожалуй, и вылечим… если потребуется, мы на сорок лет в пустыню выгоним… Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, — вот чего надо! А тут еще «свеженькой кровушки», чтоб попривык. Чего вы смеетесь? Я себе не противоречу. Я только филантропам и шигалевщине противоречу, а не себе. Я мошенник, а не социалист. Ха-ха-ха! Жаль только, что времени мало.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Telegram
БЕСОГОН
Сегодняшний мир настроен на разрушение человека, государства, культуры. И инструментом в этой борьбе является романтизация мерзости. Людьми, которыми правят порок, похоть, низменные чувства, легче управлять. Они предсказуемы, они не могут оценивать свои поступки…
Forwarded from Листва: Москва
Мало кто знает, что в конце 80-х переводчик-германист Юрий Архипов встретился с Эрнстом Юнгером в Вильфлингене и записал с ним интервью. Вот что писатель говорит о России:
«Что же, для меня при слове «Россия» всплывает вся многовековая проблематика отношений Востока и Запада, достигшая пика, может быть, в бранном споре Александра Первого с Наполеоном. Сразу за этим идет, конечно, великая русская литература, начиная примерно с Аксакова, с его описаний бытовой колонизации русского Востока. Затем, разумеется, Достоевский, Толстой. Помню, у нас были вечные домашние распри с первой женой — кто более велик из этих двоих великанов. Она отстаивала интересы Толстого, я — Достоевского. Полюбил я его очень рано и страстно. Один год моей жизни вообще целиком прошел под знаком Достоевского — никого другого я тогда читать просто не мог. Какой это был год? Тысяча девятьсот десятый. Я тогда учился в гимназии в Ганновере. До сих пор помню бурю в душе, поднятую романом «Преступление и наказание». Свой психологический лот Достоевский опустил на самую большую глубину — во всей мировой литературе. После этого обязательного тогда чтения я уже не мог оторваться от Достоевского, пока не прочел его всего. В дальнейшем вышли даже литературоведческие работы, «подверстывавшие» меня под Достоевского. Не думаю, однако, что в таких сопоставлениях много смысла. Достоевский — универсум, в него, как в резиновый автобус, можно при желании запихнуть всех писателей ХХ века.
...Русские классики, пожалуй, из тех, кого я перечитываю особенно часто и охотно. Только в самое последнее время я перечитал таким образом «Отцов и детей» Тургенева, «Тараса Бульбу» — ах, какая вещь — и «Ревизора», которого помню с раннего детства, это была любимая пьеса моего отца. Кроме того, вновь и с огромным наслаждением перечитал ранние повести Достоевского, почти забытые мною. И «Бесов», забыть которых невозможно. Редчайшей, пророческой силы книга! Она ведь, кажется, была запрещена в России? Теперь популярна? Ну, ну. Поживем — увидим».
«Что же, для меня при слове «Россия» всплывает вся многовековая проблематика отношений Востока и Запада, достигшая пика, может быть, в бранном споре Александра Первого с Наполеоном. Сразу за этим идет, конечно, великая русская литература, начиная примерно с Аксакова, с его описаний бытовой колонизации русского Востока. Затем, разумеется, Достоевский, Толстой. Помню, у нас были вечные домашние распри с первой женой — кто более велик из этих двоих великанов. Она отстаивала интересы Толстого, я — Достоевского. Полюбил я его очень рано и страстно. Один год моей жизни вообще целиком прошел под знаком Достоевского — никого другого я тогда читать просто не мог. Какой это был год? Тысяча девятьсот десятый. Я тогда учился в гимназии в Ганновере. До сих пор помню бурю в душе, поднятую романом «Преступление и наказание». Свой психологический лот Достоевский опустил на самую большую глубину — во всей мировой литературе. После этого обязательного тогда чтения я уже не мог оторваться от Достоевского, пока не прочел его всего. В дальнейшем вышли даже литературоведческие работы, «подверстывавшие» меня под Достоевского. Не думаю, однако, что в таких сопоставлениях много смысла. Достоевский — универсум, в него, как в резиновый автобус, можно при желании запихнуть всех писателей ХХ века.
...Русские классики, пожалуй, из тех, кого я перечитываю особенно часто и охотно. Только в самое последнее время я перечитал таким образом «Отцов и детей» Тургенева, «Тараса Бульбу» — ах, какая вещь — и «Ревизора», которого помню с раннего детства, это была любимая пьеса моего отца. Кроме того, вновь и с огромным наслаждением перечитал ранние повести Достоевского, почти забытые мною. И «Бесов», забыть которых невозможно. Редчайшей, пророческой силы книга! Она ведь, кажется, была запрещена в России? Теперь популярна? Ну, ну. Поживем — увидим».
"Вера и математические доказательства — две вещи несовместимые. Кто захочет поверить — того не остановите".
@FDostoevskiy — не только цитаты
(Дневник писателя 1876)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
«Именно здесь, в духовном единении людей через всепрощение, видится то, что сближает идеалы двух гениев мировой литературы. Но Достоевский подчеркивает необходимость преображения человека на пути к идеалу, в то время как Шекспир уповал более на добрые начала, уже заложенные в человеческой природе».
Степанян К.А. Идеал у Достоевского и Шекспира // Проблемы филологии и искусствознания. №4. 2015.
Степанян К.А. Идеал у Достоевского и Шекспира // Проблемы филологии и искусствознания. №4. 2015.
Архимандрит Иустин (Попович; 1894-1979) - выдающийся богослов, верный сын Сербской Православной Церкви. Еще простым монахом, в 1916 году, полгода учился в Духовной академии в Петрограде. За это короткое время полюбил Россию и познал, как он сам позднее говорил, рай и ад православной русской души.
Прп. Иустин очень ценил религиозный опыт Ф.М. Достоевского и в своей книге "Достоевский о Европе и славянстве" он писал: "Начиная с моих пятнадцати лет Достоевский – мой учитель. Признаюсь – и мой мучитель. Уже тогда он увлек меня и покорил своей проблематикой. Я понял, что его проблемы – это вечные проблемы человеческого духа. И если человек называется человеком, то он должен ими заниматься. А Достоевский весь в этих проблемах, и поэтому во всех своих изысканиях он – настоящий человек. Его превосходство в том, что в вечные проблемы человеческого духа он внес вдохновение пророка, пламень апостола, искренность мученика, грусть философа, прозорливость поэта".
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Прп. Иустин очень ценил религиозный опыт Ф.М. Достоевского и в своей книге "Достоевский о Европе и славянстве" он писал: "Начиная с моих пятнадцати лет Достоевский – мой учитель. Признаюсь – и мой мучитель. Уже тогда он увлек меня и покорил своей проблематикой. Я понял, что его проблемы – это вечные проблемы человеческого духа. И если человек называется человеком, то он должен ими заниматься. А Достоевский весь в этих проблемах, и поэтому во всех своих изысканиях он – настоящий человек. Его превосходство в том, что в вечные проблемы человеческого духа он внес вдохновение пророка, пламень апостола, искренность мученика, грусть философа, прозорливость поэта".
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from кинолекторий ПОД СОЛНЦЕМ
Достоевский как писатель и пророк
С могилы Достоевского в Александро-Невской Лавре отправимся по местам его земной жизни, чтобы ничего не пропустить. (Обновите ссылку на фильм: старую, где было 1 млн. просмотров, ютюб удалил).
_______________________________________________________________
✅ «1812» - следующий умный фильм от тех же создателей.
С могилы Достоевского в Александро-Невской Лавре отправимся по местам его земной жизни, чтобы ничего не пропустить. (Обновите ссылку на фильм: старую, где было 1 млн. просмотров, ютюб удалил).
_______________________________________________________________
✅ «1812» - следующий умный фильм от тех же создателей.
YouTube
Федор Михайлович. Киноэссе Егора Холмогорова о Ф.М. Достоевском
00:00 – ПРОЛОГ
02:51 – ВЕЛИКОРУС. МАЛОРУС. БЕЛОРУС. Откуда пошли Достоевские?
04:59 – СЕМЕЙСТВО РУССКОЕ И БЛАГОЧЕСТИВОЕ. Был ли отец Достоевского извергом?
09:33 – БЕДНЫЕ ЛЮДИ. Всегда ли правы униженные и оскорбленные?
12:15 – СПОР О ХРИСТЕ. Как атеист Белинский…
02:51 – ВЕЛИКОРУС. МАЛОРУС. БЕЛОРУС. Откуда пошли Достоевские?
04:59 – СЕМЕЙСТВО РУССКОЕ И БЛАГОЧЕСТИВОЕ. Был ли отец Достоевского извергом?
09:33 – БЕДНЫЕ ЛЮДИ. Всегда ли правы униженные и оскорбленные?
12:15 – СПОР О ХРИСТЕ. Как атеист Белинский…
#прогулки_с_Достоевским
🗓19 июня 2010г. открылась станция Московского метрополитена «Достоевская», строительство которой было «заморожено» еще в 1992г.
Название «Достоевская» станция получила из-за территориально близкого расположения к музею-квартире Ф.М. Достоевского на ул. Достоевского д.2. А при выходе из подземного перехода надпись, напоминающая о том, что Федор Михайлович родился на улице Новая Божедомка (с 1954 года ул. Достоевского).
Открытие «Достоевской» сопровождалось шумным скандалом в СМИ и интернете. Автора мозаик Ивана Николаева обвинили в «излишней трагичности» сюжетов: убийство старухи и Лизаветы, самоубийство Свидригайлова из «Преступления и наказания», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов».
Но художник, комментируя противоречивые реакции на оформление станции, заявил: "Если браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества".
⟱⟱⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
🗓19 июня 2010г. открылась станция Московского метрополитена «Достоевская», строительство которой было «заморожено» еще в 1992г.
Название «Достоевская» станция получила из-за территориально близкого расположения к музею-квартире Ф.М. Достоевского на ул. Достоевского д.2. А при выходе из подземного перехода надпись, напоминающая о том, что Федор Михайлович родился на улице Новая Божедомка (с 1954 года ул. Достоевского).
Открытие «Достоевской» сопровождалось шумным скандалом в СМИ и интернете. Автора мозаик Ивана Николаева обвинили в «излишней трагичности» сюжетов: убийство старухи и Лизаветы, самоубийство Свидригайлова из «Преступления и наказания», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов».
Но художник, комментируя противоречивые реакции на оформление станции, заявил: "Если браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества".
⟱⟱⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
ДОСТОЕВСКИЕ В СТАРОЙ РУССЕ
«У Анны Григорьевны я познакомился с почтенным отцом Иоанном Румянцевым, у которого жил некогда Федор Михайлович. Отец Иоанн Румянцев – большой поклонник покойного писателя. От этого почтенного пастыря я узнал, между прочим, что Федор Михайлович, живя в Руссе, работал по ночам. Как-то, - рассказывал отец Иоанн, - рано утром вышел я из дому. Вдруг меня в окно окликает Федор Михайлович.
- Не знаете ли где взять доктора… у меня сын заболел.
Отец Румянцев сообщил адрес врача и прибавил:
- А вы рано же встаете, Федор Михайлович.
- Я еще не ложился, - отвечал Достоевский».
А.В. Круглов. «Поездка в Старую Руссу»
«У Анны Григорьевны я познакомился с почтенным отцом Иоанном Румянцевым, у которого жил некогда Федор Михайлович. Отец Иоанн Румянцев – большой поклонник покойного писателя. От этого почтенного пастыря я узнал, между прочим, что Федор Михайлович, живя в Руссе, работал по ночам. Как-то, - рассказывал отец Иоанн, - рано утром вышел я из дому. Вдруг меня в окно окликает Федор Михайлович.
- Не знаете ли где взять доктора… у меня сын заболел.
Отец Румянцев сообщил адрес врача и прибавил:
- А вы рано же встаете, Федор Михайлович.
- Я еще не ложился, - отвечал Достоевский».
А.В. Круглов. «Поездка в Старую Руссу»