"У нас одно изучение России сколько времени возьмет, потому что ведь у нас лишь редчайший человек знает нашу Россию".
@FDostoevskiy — не только цитаты
(Дневник писателя 1877)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Музей Достоевского. Петербург
В эту Ночь музеев сотрудники и волонтеры Музея Достоевского в сжатом формате успели показать неутомимым посетителям все свои залы:
- в литературной экспозиции представить жизнь и творчество Достоевского
- в мемориальной квартире рассказать о событиях, связанных с этим последним адресом писателя
- в театральном зале познакомить с премьерой короткометражного фильма «Перед закрытием музея»
- в выставочном зале удалось показать «идеальный музей писателя»: его любимые картины из главных музеев мира (в цифровых копиях)
- а в фойе посетители могли сами стать художниками, раскрашивая картинки с известными героями Достоевского, или – учениками, которые должны были грамотно написать небольшие тексты из романов писателя. Отличники получали призы.
Фотографии Тимура Егорова
- в литературной экспозиции представить жизнь и творчество Достоевского
- в мемориальной квартире рассказать о событиях, связанных с этим последним адресом писателя
- в театральном зале познакомить с премьерой короткометражного фильма «Перед закрытием музея»
- в выставочном зале удалось показать «идеальный музей писателя»: его любимые картины из главных музеев мира (в цифровых копиях)
- а в фойе посетители могли сами стать художниками, раскрашивая картинки с известными героями Достоевского, или – учениками, которые должны были грамотно написать небольшие тексты из романов писателя. Отличники получали призы.
Фотографии Тимура Егорова
Варенька Доброселова:
"...Моя мечтательность изнуряет меня..."
@FDostoevskiy — не только цитаты
"...Моя мечтательность изнуряет меня..."
(Бедные люди)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
27, 28 и 31 мая в БДТ им. Товстоногова состоятся премьерные показы спектакля «Преступление и наказание» японского режиссера Мотои Миура.
«В Японии, как и в России, стыдно признаться, что ты не читал «Преступление и наказание». По Достоевскому очень интересно ставить спектакли, потому что у него много интересных идей, которые разматываются как клубок, и каждый раз выясняешь для себя что-то новое, – говорит Мотои Миура. – Я считаю, что Достоевский – один из самых выдающихся мыслителей в мире. Он не только русский писатель. Достоевский настолько значителен, что перерос все границы и принадлежит всем. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы моя постановка была близка зрителям не только в Японии и в России, но вообще по всему миру».
Мотои Миура не впервые работает с русской классикой. В японском театре «Читен» он поставил чеховские «Чайку», «Вишневый сад», «Дядю Ваню» и «Три сестры». Однако выпуск «Преступления и наказания» первый для Миуры опыт работы с российскими артистами.
https://yangx.top/teatralmedia/7100
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
«В Японии, как и в России, стыдно признаться, что ты не читал «Преступление и наказание». По Достоевскому очень интересно ставить спектакли, потому что у него много интересных идей, которые разматываются как клубок, и каждый раз выясняешь для себя что-то новое, – говорит Мотои Миура. – Я считаю, что Достоевский – один из самых выдающихся мыслителей в мире. Он не только русский писатель. Достоевский настолько значителен, что перерос все границы и принадлежит всем. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы моя постановка была близка зрителям не только в Японии и в России, но вообще по всему миру».
Мотои Миура не впервые работает с русской классикой. В японском театре «Читен» он поставил чеховские «Чайку», «Вишневый сад», «Дядю Ваню» и «Три сестры». Однако выпуск «Преступления и наказания» первый для Миуры опыт работы с российскими артистами.
https://yangx.top/teatralmedia/7100
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Telegram
Театрал
27, 28 и 31 мая в БДТ им. Товстоногова состоятся премьерные показы спектакля «Преступление и наказание» японского режиссера Мотои Миура.
Режиссер представляет роман Достоевского как головоломку и коллаж, создавая собственное музыкально-поэтическое произведение…
Режиссер представляет роман Достоевского как головоломку и коллаж, создавая собственное музыкально-поэтическое произведение…
Разумихин:
"То-то вот и есть: честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест".
@FDostoevskiy — не только цитаты
"То-то вот и есть: честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест".
(Преступление и наказание)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Музей Достоевского. Петербург
В Петербург Достоевский переехал в мае 1837 года: по воле отца он поступил в Военно-инженерное училище. Около 6-ти лет юный романтик провел в Михайловском замке, самом таинственном и загадочном дворце Петербурга. «Я фантазер, я мистик, и, признаюсь вам, Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то всё боялся его… Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!».
Город был для писателя одним из персонажей, часто с отвратительным характером: «Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал. Он был сердит с ног до головы. Дурно ль он выспался, разлилась ли в нем желчь в несоразмерном количестве, простудился ль он и захватил себе насморк, проигрался ль он с вечера… но только он сердился так, что грустно было смотреть на его сырые, огромные стены, на его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые как будто тоже сердились на дурную погоду, дрожали и едва сводили зуб об зуб от сырости, на обнаженный мокрый гранит тротуаров, как будто со зла растрескавшийся под ногами прохожих… Петербург дулся. Видно было, что ему страх как хотелось… куда-нибудь убежать с места и ни за что не стоять более в Ингерманландском суровом болоте…».
Он любил вечернее время в Петербурге, особенно закаты солнца: «Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю угрюмость; как будто на душе просияет…».
С днем рождения, Петербург!
Город был для писателя одним из персонажей, часто с отвратительным характером: «Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал. Он был сердит с ног до головы. Дурно ль он выспался, разлилась ли в нем желчь в несоразмерном количестве, простудился ль он и захватил себе насморк, проигрался ль он с вечера… но только он сердился так, что грустно было смотреть на его сырые, огромные стены, на его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые как будто тоже сердились на дурную погоду, дрожали и едва сводили зуб об зуб от сырости, на обнаженный мокрый гранит тротуаров, как будто со зла растрескавшийся под ногами прохожих… Петербург дулся. Видно было, что ему страх как хотелось… куда-нибудь убежать с места и ни за что не стоять более в Ингерманландском суровом болоте…».
Он любил вечернее время в Петербурге, особенно закаты солнца: «Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю угрюмость; как будто на душе просияет…».
С днем рождения, Петербург!
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
«— Это самые и есть нигилисты, что ли?
— Нет-с, они не то чтобы нигилисты, — шагнул вперед Лебедев, который тоже чуть не трясся от волнения, — это другие-с, особенные, мой племянник говорил, что они дальше нигилистов ушли-с. Вы напрасно думаете их вашим свидетельством сконфузить, ваше превосходительство; они не сконфузятся-с. Нигилисты все-таки иногда народ сведущий, даже ученый, а эти — дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с. Это, собственно, некоторое последствие нигилизма, но не прямым путем, а понаслышке и косвенно, и не в статейке какой-нибудь журнальной заявляют себя, а уж прямо на деле-с; не о бессмысленности, например, какого-нибудь там Пушкина дело идет, и не насчет, например, необходимости распадения на части России; нет-с, а теперь уже считается прямо за право, что если очень чего-нибудь захочется, то уж ни пред какими преградами не останавливаться, хотя бы пришлось укокошить при этом восемь персон-с.»
Ф.М. Достоевский
«Идиот»
— Нет-с, они не то чтобы нигилисты, — шагнул вперед Лебедев, который тоже чуть не трясся от волнения, — это другие-с, особенные, мой племянник говорил, что они дальше нигилистов ушли-с. Вы напрасно думаете их вашим свидетельством сконфузить, ваше превосходительство; они не сконфузятся-с. Нигилисты все-таки иногда народ сведущий, даже ученый, а эти — дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с. Это, собственно, некоторое последствие нигилизма, но не прямым путем, а понаслышке и косвенно, и не в статейке какой-нибудь журнальной заявляют себя, а уж прямо на деле-с; не о бессмысленности, например, какого-нибудь там Пушкина дело идет, и не насчет, например, необходимости распадения на части России; нет-с, а теперь уже считается прямо за право, что если очень чего-нибудь захочется, то уж ни пред какими преградами не останавливаться, хотя бы пришлось укокошить при этом восемь персон-с.»
Ф.М. Достоевский
«Идиот»
"Женщина слушала его, подпирая рукой щеку и потупившись. Она глубоко вздохнула.
— Тем самым и Никитушка меня утешал, в одно слово, как ты, говорил: «Неразумная ты, говорит, чего плачешь, сыночек наш наверно теперь у господа бога вместе с ангелами воспевает». Говорит он это мне, а и сам плачет, вижу я, как и я же, плачет «Знаю я, говорю, Никитушка, где ж ему и быть, коль не у господа бога, только здесь-то, с нами-то его теперь, Никитушка, нет, подле-то, вот как прежде сидел!» И хотя бы я только взглянула на него лишь разочек, только один разочек на него мне бы опять поглядеть, и не подошла бы к нему, не промолвила, в углу бы притаилась, только бы минуточку едину повидать, послыхать его..."
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
— Тем самым и Никитушка меня утешал, в одно слово, как ты, говорил: «Неразумная ты, говорит, чего плачешь, сыночек наш наверно теперь у господа бога вместе с ангелами воспевает». Говорит он это мне, а и сам плачет, вижу я, как и я же, плачет «Знаю я, говорю, Никитушка, где ж ему и быть, коль не у господа бога, только здесь-то, с нами-то его теперь, Никитушка, нет, подле-то, вот как прежде сидел!» И хотя бы я только взглянула на него лишь разочек, только один разочек на него мне бы опять поглядеть, и не подошла бы к нему, не промолвила, в углу бы притаилась, только бы минуточку едину повидать, послыхать его..."
(Братья Карамазовы)Иллюстрация Ильи Глазунова
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
«Нет, судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом, и все это в самом привлекательном гармоническом соединении. А если притом и так много грязи, то русский человек и тоскует от нее всего более сам, и верит, что все это – лишь наносное и временное, наваждение диавольское, что кончится тьма и что непременно воссияет когда-нибудь вечный свет…»
Ф.М. Достоевский. Дневник Писателя. 1876 г., февраль
Ф.М. Достоевский. Дневник Писателя. 1876 г., февраль
Шатов:
"Знайте наверно, что все те, которые перестают понимать свой народ и теряют с ним свои связи, тотчас же, по мере того, теряют и веру отеческую, становятся или атеистами, или равнодушными".
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Знайте наверно, что все те, которые перестают понимать свой народ и теряют с ним свои связи, тотчас же, по мере того, теряют и веру отеческую, становятся или атеистами, или равнодушными".
(Бесы)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from АНДРЕЙ ТКАЧЁВ
Миф о прогрессе
В «Дневнике писателя» среди множества ярких мыслей и интересных эпизодов есть такой. Достоевский вспоминает время своей юности, посиделки на квартирах друзей и страстные разговоры о будущем человечества. В это время он был частным гостем у В. Г. Белинского. Белинский увлечённо рассказывал о будущем счастье мира, о новом социальном устройстве и походя критиковал Христианскую Церковь и её Божественного Основателя. Достоевский же непременно морщился и всем видом показывал неудовольствие от слышанного всякий раз, когда осмеивался или критиковался Христос. И вот однажды «неистовый Виссарион» отреагировал на неудовольствие юного писателя. «Посмотрите на него, — сказал он, указывая на Достоевского ещё одному человеку, молча сидевшему в кресле. — Да ведь если ваш Христос явился бы сейчас в мир, то Он так бы и стушевался при виде современного развития человечества. Паровые машины, электричество, высотные здания... Ваш Христос был бы обычным маленьким человеком и не посмел бы рта открыть в современном мире». Молча сидевший в кресле человек возразил Белинскому: «Нет. Христос непременно стал бы во главе движения» (имея в виду движение социалистическое). Белинский поспешно согласился: «Да-да, непременно стал бы во главе».
Эта история, несмотря на свою давность, кажется мне очень актуальной. Христос, возглавляющий социальное движение, Христос-революционер — это впоследствии стало реальностью в головах многих людей.
...В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос, —
писал Блок в поэме «Двенадцать». Это, если хотите, так называемая «теология освобождения», распространённая в Латинской Америке, это и пафос борьбы за бедных, характерный для первых лет революции, и многое другое. Примитивные мысли Белинского размножились во многих головах: "Христос устарел и испугался бы усложнившейся цивилизации". Глупость несусветная, но в тайне исповедуется многими.
Поскольку к пару и электричеству за последнее столетие добавилась укрощённая атомная энергия, полёты в космос, интернет, мобильная связь и ещё множество различных достижений разума, поверхностный восторг от цивилизационных успехов и пренебрежение к религии представляются ососбо опасными. "Символ веры" некоего недоучки можно сформулировать так: «Если у меня в кармане мобильный телефон, а дома — компьютер с выходом во всемирную сеть, то есть если я так оснащен и умен коллективным умом, то важны ли для меня какие-то заповеди палестинского проповедника двухтысячелетней давности?»
Кроме суеты, вечно заслоняющей от человека духовную реальность, ныне «единое на потребу» скрыто ещё и под густым слоем «цацек» и побрякушек, придуманных техническим прогрессом. Эти побрякушки делают человека чванливым и самодовольным, безразличным ко всему, что нельзя съесть и во что нельзя выстрелить из пистолета.
А между тем, природа человека не изменилась. Современная жизнь знает сотни примеров того, как профессора и академики в случае беды или болезни обращаются к безграмотным «бабкам», шаманам, экстрасенсам. И знания от этого не спасают, и религиозный скепсис куда-то испаряется. Человек — это такое существо, которое даже поднимаясь по трапу современного звездолёта, может сжимать в кулаке монетку «на счастье» или приколоть под скафандр заговорённую булавку. И верить будет пилот звездолёта не в научно-технический прогресс и не в гениальную чудо-машину, а именно в монетку и булавку. Это и плохо, и хорошо одновременно. Плохо потому, что, не имея правой и истинной веры, человек неизбежно освобождает место в душе для веры ложной, суетной и мелкой. А хорошо потому, что такое дремучее поведение громче всех доводов рассудка говорит о человеке как о существе вечно религиозном, нуждающемся в невидимой помощи сил, которые выше человека.
В «Дневнике писателя» среди множества ярких мыслей и интересных эпизодов есть такой. Достоевский вспоминает время своей юности, посиделки на квартирах друзей и страстные разговоры о будущем человечества. В это время он был частным гостем у В. Г. Белинского. Белинский увлечённо рассказывал о будущем счастье мира, о новом социальном устройстве и походя критиковал Христианскую Церковь и её Божественного Основателя. Достоевский же непременно морщился и всем видом показывал неудовольствие от слышанного всякий раз, когда осмеивался или критиковался Христос. И вот однажды «неистовый Виссарион» отреагировал на неудовольствие юного писателя. «Посмотрите на него, — сказал он, указывая на Достоевского ещё одному человеку, молча сидевшему в кресле. — Да ведь если ваш Христос явился бы сейчас в мир, то Он так бы и стушевался при виде современного развития человечества. Паровые машины, электричество, высотные здания... Ваш Христос был бы обычным маленьким человеком и не посмел бы рта открыть в современном мире». Молча сидевший в кресле человек возразил Белинскому: «Нет. Христос непременно стал бы во главе движения» (имея в виду движение социалистическое). Белинский поспешно согласился: «Да-да, непременно стал бы во главе».
Эта история, несмотря на свою давность, кажется мне очень актуальной. Христос, возглавляющий социальное движение, Христос-революционер — это впоследствии стало реальностью в головах многих людей.
...В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос, —
писал Блок в поэме «Двенадцать». Это, если хотите, так называемая «теология освобождения», распространённая в Латинской Америке, это и пафос борьбы за бедных, характерный для первых лет революции, и многое другое. Примитивные мысли Белинского размножились во многих головах: "Христос устарел и испугался бы усложнившейся цивилизации". Глупость несусветная, но в тайне исповедуется многими.
Поскольку к пару и электричеству за последнее столетие добавилась укрощённая атомная энергия, полёты в космос, интернет, мобильная связь и ещё множество различных достижений разума, поверхностный восторг от цивилизационных успехов и пренебрежение к религии представляются ососбо опасными. "Символ веры" некоего недоучки можно сформулировать так: «Если у меня в кармане мобильный телефон, а дома — компьютер с выходом во всемирную сеть, то есть если я так оснащен и умен коллективным умом, то важны ли для меня какие-то заповеди палестинского проповедника двухтысячелетней давности?»
Кроме суеты, вечно заслоняющей от человека духовную реальность, ныне «единое на потребу» скрыто ещё и под густым слоем «цацек» и побрякушек, придуманных техническим прогрессом. Эти побрякушки делают человека чванливым и самодовольным, безразличным ко всему, что нельзя съесть и во что нельзя выстрелить из пистолета.
А между тем, природа человека не изменилась. Современная жизнь знает сотни примеров того, как профессора и академики в случае беды или болезни обращаются к безграмотным «бабкам», шаманам, экстрасенсам. И знания от этого не спасают, и религиозный скепсис куда-то испаряется. Человек — это такое существо, которое даже поднимаясь по трапу современного звездолёта, может сжимать в кулаке монетку «на счастье» или приколоть под скафандр заговорённую булавку. И верить будет пилот звездолёта не в научно-технический прогресс и не в гениальную чудо-машину, а именно в монетку и булавку. Это и плохо, и хорошо одновременно. Плохо потому, что, не имея правой и истинной веры, человек неизбежно освобождает место в душе для веры ложной, суетной и мелкой. А хорошо потому, что такое дремучее поведение громче всех доводов рассудка говорит о человеке как о существе вечно религиозном, нуждающемся в невидимой помощи сил, которые выше человека.
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
"Любезнейший папенька!
Поздравляю Вас с прошедшим праздником Христова Воскресенья. С какою грустью вспоминаю я о том, как проводил я день этот в кругу родных моих! А теперь?
Но только бы вырваться из училища. Перейдя в высший класс, я нахожу совершенно необходимым абонироваться здесь на французскую библиотеку для чтенья. Сколько есть великих произведений гениев — математики и военных гениев на французском языке. Вижу необходимость читать это; ибо я страстный охотник до наук военных, хотя не терплю математики. Что за странная наука! и что за глупость заниматься ею. С меня довольно столько, сколько требуется инженеру, или еще и побольше.
Но к чему мне сделаться Паскалем или Остроградским. Математика без приложенья чистый 0, и пользы в ней столько же, как в мыльном пузыре. Скажу Вам еще, что мне жаль бросить латинского языка. Что за прелестный язык. Я теперь читаю Юлия Цезаря и после 2-х годичной разлуки с латинским языком понимаю решительно всё".
(Письмо М.А. Достоевскому 1839г. Петербург)
Поздравляю Вас с прошедшим праздником Христова Воскресенья. С какою грустью вспоминаю я о том, как проводил я день этот в кругу родных моих! А теперь?
Но только бы вырваться из училища. Перейдя в высший класс, я нахожу совершенно необходимым абонироваться здесь на французскую библиотеку для чтенья. Сколько есть великих произведений гениев — математики и военных гениев на французском языке. Вижу необходимость читать это; ибо я страстный охотник до наук военных, хотя не терплю математики. Что за странная наука! и что за глупость заниматься ею. С меня довольно столько, сколько требуется инженеру, или еще и побольше.
Но к чему мне сделаться Паскалем или Остроградским. Математика без приложенья чистый 0, и пользы в ней столько же, как в мыльном пузыре. Скажу Вам еще, что мне жаль бросить латинского языка. Что за прелестный язык. Я теперь читаю Юлия Цезаря и после 2-х годичной разлуки с латинским языком понимаю решительно всё".
(Письмо М.А. Достоевскому 1839г. Петербург)