Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
956 photos
43 videos
681 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道

🗓23 января 1850 г. Достоевский прибыл в Омский каторжный острог.

"С каторжным народом я познакомился еще в Тобольске, - писал впоследствии Достоевский о своей каторге, - и здесь в Омске расположился прожить с ними четыре года. Это народ грубый, раздраженный и озлобленный. Ненависть к дворянам превосходит у них все пределы, и потому нас, дворян, встретили они враждебно и с злобною радостию о нашем горе. Они бы нас съели, если б им дали. <...> Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме.

Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. <...> Нас как сельдей в бочонке. Затопят шестью поленами печку, тепла нет (в комнате лед едва оттаивал), а угар нестерпимый... <...> Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь".
(Письмо M.M.Достоевском.1854 Омск)
⟱⟱⟱
@FDostoevskiy—не только цитаты
#ПушкинскаяРечь
"А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа".
(Дневник писателя 1880. Глава II. Пушкин)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#ПушкинскаяРечь
"...Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. <...> Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины...
<...>
Кстати, вопрос: почему Татьяна не пошла с Онегиным, имеет у нас, по крайней мере в литературе нашей, своего рода историю весьма характерную, а потому я и позволил себе так об этом вопросе распространиться. И всего характернее, что нравственное разрешение этого вопроса столь долго подвергалось у нас сомнению. Я вот как думаю: если бы Татьяна даже стала свободною, если б умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным.

Надобно же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит, кто он такой: вечный скиталец увидал вдруг женщину, которою прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке,— да ведь в этой обстановке-то, пожалуй, и вся суть дела. Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет - свет, этот страшный авторитет для Онегина, несмотря на все его мировые стремления,— вот ведь, вот почему он бросается к ней ослепленный! Вот мой идеал, восклицает он, вот мое спасение, вот исход тоски моей, я проглядел его, а «счастье было так возможно, так близко!»

И как прежде Алеко к Земфире, так и он устремляется к Татьяне, ища в новой причудливой фантазии всех своих разрешений. Да разве этого не видит в нем Татьяна, да разве она не разглядела его уже давно? Ведь она твердо знает, что он в сущности любит только свою новую фантазию, а не ее, смиренную, как и прежде, Татьяну! Она знает, что он принимает ее за что-то другое, а не за то, что она есть, что не ее даже он и любит, что, может быть, он и никого не любит, да и не способен даже кого-нибудь любить, несмотря на то, что так мучительно страдает! Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия.

Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь..."
(Дневник писателя 1880. Глава II. ПУШКИН (Очерк))
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
К 85-летию ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

"...судьба Высоцкого пересеклась с творчеством Ф. М. Достоевского. Владимир Семенович постоянно обращался к его книгам, особенно к "Преступлению и наказанию". В театре Высоцкий столкнулся с Достоевским уже фатально - в последней своей роли Свидригайлова...Но мало кто знает, что самой первой актерской работой Высоцкого была его роль, сыгранная в 1959 году на сцене Московского Дома учителя в спектакле..."Преступление и наказание" - роль Порфирия Петровича".
(Источник: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/bio/vyrezki-iz-gaze..)
Фёдор Михайлович Достоевский
"Дневник писателя":

Нет человека, готового повторять чаще русского:
«какое мне дело, что про меня скажут»,
или:
«совсем я не забочусь об общем мнении» — и нет человека, который бы более русского (опять-таки цивилизованного) более боялся, более трепетал общего мнения, того, что про него скажут или подумают.

Это происходит именно от глубоко в нём затаившегося неуважения к себе, при необъятном, разумеется, самомнении и тщеславии.

Эти две противоположности всегда сидят почти во всяком интеллигентном русском и для него же первого и невыносимы, так что всякий из них носит как бы «ад в душе».


Литература
"Но, Боже, как много отвратительных подло-ограниченных седобородых мудрецов, знатоков, фарисеев жизни, гордящихся опытностию, то есть своею безличностию (ибо все в одну мерку стачаны), негодных, которые вечно проповедуют довольство судьбой, веру во что-то, ограничение в жизни и довольство своим местом, не вникнув в сущность слов этих, — довольство, похожее на монастырское истязание и ограничение, и с неистощимо мелкою злостью осуждающих сильную, горячую душу не выносящего их пошлого, дневного расписания и календаря жизненного. Подлецы они с их водевильным земным счастием. Подлецы они! Встречаются иногда и бесят мучительно".
(Письмо M.M.Достоевскому. Январь-февраль 1847)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Возраст Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Anonymous Quiz
44%
16
34%
18
15%
20
7%
22
#МузейДостоевского_лекции
Лекция Екатерины Ковиной «Храмы в жизни и творчестве Ф.М.Достоевского»
📅 1 февраля, 18.00
В лекции будут раскрыты конкретные реалии христианской церковной жизни как важнейшей составляющей биографии и творчества Федора Михайловича Достоевского, рассмотрены неразрывные связи между духовной биографией, личным мистическим опытом писателя и тем, что принято называть «христианскими мотивами» в его произведениях. Слушатели узнают о храмах и монастырях, сыгравших определенную роль в жизни писателя или в судьбах его героев. Автор лекции представит панораму Православной Руси второй половины XIX в. через призму духовного опыта великого русского писателя.
Екатерина Ковина — кандидат филологических наук, методист Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского.

🎟 Билеты на лекцию в продаже на сайте музея tickets.md.spb.ru и в кассе музея перед началом лекций. Также билеты можно приобрести по Пушкинской карте.
"А впрочем: о чем может говорить порядочный человек с наибольшим удовольствием?
Ответ: о себе. Ну так и я буду говорить о себе".
(Записки из подполья)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Много раз отмечалось в литературе, что проза Достоевского внешне не изобразительна, не пластична, что главное в ней - столкновение сильных человеческих характеров, страстей, постоянный, непрекращающийся диалог, в котором участвует множество людей, и каждый со своим взглядом на мир, со своим жизневосприятием, отношением к происходящему. Борение идей и страстей - вот стихия прозы Достоевского.

Но как изобразить это в графике? Горяев нашел оригинальный, по своему убедительный путь решения задачи: он передает атмосферу романа, насыщенную страстями, взлетами и падениями человеческого духа, борьбой темных и светлых сил, идеально-высокого и низкого, борьбой-единством, ибо отталкивание тоже есть форма взаимодействия."

(Вл. Воронов из книги "Виталий Горяев. Графические серии. Пушкин. Гоголь. Достоевский").

Ил.: В. Горяев. Ф. М. Достоевский. "Идиот".
#Дневник_писателя1876
«Самый полный переворот в политической жизни России наступит именно тогда, когда Европа убедится, что Россия вовсе ничего не хочет захватывать. Тогда наступит новая эра и для нас, и для всей Европы.

Убеждение в бескорыстии России если придет когда-нибудь, то разом обновит и изменит весь лик Европы. Убеждение это непременно наконец воцарится, но не вследствие наших уверений: Европа не станет верить никаким уверениям нашим до самого конца и всё будет смотреть на нас враждебно.

Трудно представить себе, до какой степени она нас боится. А если боится, то должна и ненавидеть. Нас замечательно не любит Европа и никогда не любила; никогда не считала она нас за своих, за европейцев, а всегда лишь за досадных пришельцев. Вот потому-то она очень любит утешать себя иногда мыслию, что Россия будто бы "пока бессильна"».
(Дневник писателя 1876. Нечто о политических вопросах)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Из_бесед_и_поучений_старца_Зосимы
"...Посмотрите кругом на дары божий: небо ясное, воздух чистый, травка нежная, птички, природа прекрасная и безгрешная, а мы, только мы одни безбожные и глупые и не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять, и тотчас же он настанет во всей красоте своей, обнимемся мы и заплачем..."
(Братья Карамазовы)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#МузейДостоевского_экскурсии
«Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил…»
Эти слова в величайшем романе Достоевского произносит старший из братьев Карамазовых – Дмитрий. Его прототипом, как известно, стал поэт и критик Аполлон Григорьев.

Было ли в судьбах Аполлона Григорьева и Федора Достоевского нечто схожее, а в пересечениях их – символическое? Оба москвичи по рождению, у обоих с юных лет – «безмерная любовь к великому словесному искусству». Поэт Григорьев мог бы повторить слова, которые сказал о себе писатель Достоевский: «Везде-то и во всем я до последнего предела дохожу, всю жизнь за черту переходил…». В разное время каждый из них бывал на «пятницах» Петрашевского, но для Григорьева это не обернулось фатальным исходом. В 1847 году Аполлон Александрович женился – и никогда не узнал, что таким образом вступил в родственный круг Достоевских. В 1860-е на страницах журналов «Время» и «Эпоха» оба взращивали идеи почвенничества, только Григорьев делал это с вызывающим максимализмом и с позиций собственной «органической критики». Достоевский за годы работы изобрел более пятидесяти новых слов – Григорьева всю жизнь упрекали за «странные термины», вносимые им в литературную критику...

Об этом и многом другом в жизни Аполлона Григорьева – уже завтра, 4 февраля, на финальной кураторской экскурсии по выставке «Какой-то странник вечный я…», посвященной 200-летию поэта и критика. Выставка закрывается 12 февраля.

Купить билет (300 р.) на экскурсию 4 февраля в 14.00
#ВИДЕОТЕКА
Спектакль "Идиот", премьера которого состоялась 31 декабря 1957 года, стал не просто легендой — многие считают его лучшей драматической постановкой в истории советского театра БДТ.

"Тогда, в 1957 году, была оттепель и наше общество нуждалось в доброте. Моя природная честность и доброта легли хорошо на драматургию Достоевского. И если на премьере было ползала народу, то это было последний раз в этом театре. На следующий спектакль уже невозможно было достать никакие билеты. Зал неистовствовал, кричал, орал, вскакивали люди на кресла. Но это было в конце. А во время спектакля была полная тишина. Зрители молчали четыре часа и все думали, что так играть нельзя. Или он сойдет с ума, или он в жизни сумасшедший. Если что-то и было слышно – как люди немного хлюпали, плакали, вытирали носы, но не от простуды, а от того, что их посетил гений Достоевского. Они приобщились к миру мыслей удивительного персонажа – Мышкина"
(Иннокентий Смоктуновский)

Каждая минута спектакля как постоянно ускользающая драгоценность подлинного театрального искусства навсегда ушедшего в "архив".
🎬 Видео (17:08мин)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#МузейДостоевского_литературнаяэкспозиция
Имя Достоевского неразрывно связано с Петербургом. Это город, где он прожил большую часть своей жизни, где формировался как писатель, где существовали его герои, вместе с которыми он бродил по фантастически-реальным улицам, загадочным набережным, бесконечным площадям... Петербург стал действующим лицом его романов, ни один город планеты не обрел такого «достоевского» лица, как этот самый «умышленный» и «сумасшедший» город в мире. В общей сложности Достоевский прожил в Петербурге около 30 лет, своей квартиры в Петербурге у него никогда не было. Он поменял 20 адресов и никогда не жил в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении улиц. В таких же домах жили его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки.

В новой литературной экспозиции Музея Достоевского «Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Pro et Contra» представлена интерактивная карта «Петербург Достоевского». На карте отмечены дома, в которых в разные годы жил Достоевский, адреса друзей и знакомых писателя, адреса героев его произведений. Многих заинтересует раздел, связанный с героями произведений. В разделе «Маршруты героев» можно проследить маршруты как самых известных героев Достоевского - Раскольникова и князя Мышкина, так и других его петербургских персонажей: господина Голядкина («Двойник»), Нелли и старика Смита («Униженные и оскорбленные»), Аркадия Долгорукого («Подросток»).

► Экспозиция «Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Pro et Contra» открыта в часы работы музея