📝«...чтобы, выуживая воспоминания коллективной памяти из памяти индивидуальной, показать отпущенный человеку масштаб Истории»
📚«Годы» (Les Années, 2008), Анни Эрно. (Эксмо, 2021)
Текст, написанный уже 70-летней учительницей литературы, ушедшей ранее на пенсию, а в 2022 году удостоенной Нобелевской премии по литературе... Словно семейный альбом памяти, где авторка в третьем лице о себе и переходя на «мы», говорит о коллективном восприятии произошедшего. О времени как череде вторгающихся в жизнь нововведений, предметов, очередных политических баталий и выборов, войн, встреч и расставаний. Как нанизанные на ось рефлексий и осознаний картинки, эпизоды, внутренние отклики на внешние условия. В поисках утраченных и вновь обретённых сотен собственных «я», проявленных от первых впечатлений детства до похорон своего чёрно-белого кота и очередного апрельского застолья с уже начавшими лысеть сыновьями.
Анни Эрно пишет автобиографические книги (автофикшн, не всегда о себе, не всегда биографичные). Прочитанная мной открывается эпизодом из мира французской девочки в консервативной и давно ушедшей в прошлое реальности, где бабушки и дедушки с детьми встречаются за ежегодным традиционным пасхальным столом и обсуждают ещё Первую мировую, а потом и Крымскую войну, уходя далеко в глубь, что детям неведомо и незнакомо, но становится частью и их истории, их воспоминаний.
Так, год за годом, событие за событием, Эрно переплетает свои выуженные из памяти чувства, ощущения, вначале обрывки, а потом и полноценные глубинные отпечатки, оставленные произошедшим в личной жизни, и в жизни общества, Франции, мира... От нависшего над рекой туалета возле родного домика в Лилльбоне, падающих и уплывающих по реке фекалий и бумаги... до появления на экране «какого-то человечка с ледяным взглядом, загадочными амбициями и — в кои-то веки — легкопроизносимой фамилией "Путин", который обещает "мочить чеченцев даже в сортирах».
Перед нами настоящий фотоальбом, хотя и без настоящих фотографий. Эрно соединяет происходящие в жизни Франции сдвиги, начиная с 1940-х годов и заканчивая серединой 2000-х, но это не зависшие в пространстве какие-то холодные энциклопедические или газетные заметки, это всё живое и прошедшее через жизнь, затронувшее мысли и эмоции, определившее каждый дальнейший этап развития. Консервативная Франция с католическими семейными традициями, запретом на аборт, табу на разговоры о сексе... Детство и юность в глубинке, учёба, начало преподавания в школе... Потом только открывшийся Париж.
От веры в социальную революцию до разочарования в политиках, от эпохи де Голля до эпохи Миттерана и похожего на шута Ширака, от мая 1968 и больших надежд на изменения до массовых забастовок 1995 года, словно возродивших эти былые надежды. Эрно явно симпатизирует левым социалистическим идеям, поддерживает левых политиков, ненавидит семейку Ле Пенов и правых. Она показывает, как трансформируется Франция, как меняется отношение к эмигрантам, как её заселяют выходцы из бывших колоний... Как наступает эпоха потребления и господство гипермаркетов. Личное здесь так тонко, искусно переплетено с общественным, личные фотографии сменяются картинами глобальными.
Заботы о своём теле, почти тактильные описания ощущений, взросления, первого сексуального опыта, замужества, рождения детей, желания обособиться, уединиться от всех. Эрно проговаривает всё, что чувствует и не стесняется в выражениях, прослеживая трансформацию самой себя и взгляда на вещи, на людей, на историю. Философия так тонко сплетается с телесностью, идеи соединяются с бытом, мысли — с чувствами.
📝«Она начала писать роман, где картины прошлого, настоящего, сны и мечты о будущем сменяют друг друга внутри некоего "я", которое похоже на неё, как переводная картинка»
И я учусь у Эрно свободе — жить, чувствовать, мыслить открыто, ничего не опасаясь, ни на что не оглядываясь, только доверяя своим эмоциям и внутреннем критерию истинности.
📚#книжныйотзыв #АнниЭрно
📚«Годы» (Les Années, 2008), Анни Эрно. (Эксмо, 2021)
Текст, написанный уже 70-летней учительницей литературы, ушедшей ранее на пенсию, а в 2022 году удостоенной Нобелевской премии по литературе... Словно семейный альбом памяти, где авторка в третьем лице о себе и переходя на «мы», говорит о коллективном восприятии произошедшего. О времени как череде вторгающихся в жизнь нововведений, предметов, очередных политических баталий и выборов, войн, встреч и расставаний. Как нанизанные на ось рефлексий и осознаний картинки, эпизоды, внутренние отклики на внешние условия. В поисках утраченных и вновь обретённых сотен собственных «я», проявленных от первых впечатлений детства до похорон своего чёрно-белого кота и очередного апрельского застолья с уже начавшими лысеть сыновьями.
Анни Эрно пишет автобиографические книги (автофикшн, не всегда о себе, не всегда биографичные). Прочитанная мной открывается эпизодом из мира французской девочки в консервативной и давно ушедшей в прошлое реальности, где бабушки и дедушки с детьми встречаются за ежегодным традиционным пасхальным столом и обсуждают ещё Первую мировую, а потом и Крымскую войну, уходя далеко в глубь, что детям неведомо и незнакомо, но становится частью и их истории, их воспоминаний.
Так, год за годом, событие за событием, Эрно переплетает свои выуженные из памяти чувства, ощущения, вначале обрывки, а потом и полноценные глубинные отпечатки, оставленные произошедшим в личной жизни, и в жизни общества, Франции, мира... От нависшего над рекой туалета возле родного домика в Лилльбоне, падающих и уплывающих по реке фекалий и бумаги... до появления на экране «какого-то человечка с ледяным взглядом, загадочными амбициями и — в кои-то веки — легкопроизносимой фамилией "Путин", который обещает "мочить чеченцев даже в сортирах».
Перед нами настоящий фотоальбом, хотя и без настоящих фотографий. Эрно соединяет происходящие в жизни Франции сдвиги, начиная с 1940-х годов и заканчивая серединой 2000-х, но это не зависшие в пространстве какие-то холодные энциклопедические или газетные заметки, это всё живое и прошедшее через жизнь, затронувшее мысли и эмоции, определившее каждый дальнейший этап развития. Консервативная Франция с католическими семейными традициями, запретом на аборт, табу на разговоры о сексе... Детство и юность в глубинке, учёба, начало преподавания в школе... Потом только открывшийся Париж.
От веры в социальную революцию до разочарования в политиках, от эпохи де Голля до эпохи Миттерана и похожего на шута Ширака, от мая 1968 и больших надежд на изменения до массовых забастовок 1995 года, словно возродивших эти былые надежды. Эрно явно симпатизирует левым социалистическим идеям, поддерживает левых политиков, ненавидит семейку Ле Пенов и правых. Она показывает, как трансформируется Франция, как меняется отношение к эмигрантам, как её заселяют выходцы из бывших колоний... Как наступает эпоха потребления и господство гипермаркетов. Личное здесь так тонко, искусно переплетено с общественным, личные фотографии сменяются картинами глобальными.
Заботы о своём теле, почти тактильные описания ощущений, взросления, первого сексуального опыта, замужества, рождения детей, желания обособиться, уединиться от всех. Эрно проговаривает всё, что чувствует и не стесняется в выражениях, прослеживая трансформацию самой себя и взгляда на вещи, на людей, на историю. Философия так тонко сплетается с телесностью, идеи соединяются с бытом, мысли — с чувствами.
📝«Она начала писать роман, где картины прошлого, настоящего, сны и мечты о будущем сменяют друг друга внутри некоего "я", которое похоже на неё, как переводная картинка»
И я учусь у Эрно свободе — жить, чувствовать, мыслить открыто, ничего не опасаясь, ни на что не оглядываясь, только доверяя своим эмоциям и внутреннем критерию истинности.
📚#книжныйотзыв #АнниЭрно
Хорошего вам вечера🙌... Это я сейчас...
Ещё начал нового автора, которого до сих пор не читал. Клайв Баркер. Новая (очередная) франшиза по одной его книге как раз вышла недавно. Вот и познакомлюсь, а потом посмотрю фильмы 1987 и новый 2022 г.
#фото
#чточитаешь
Ещё начал нового автора, которого до сих пор не читал. Клайв Баркер. Новая (очередная) франшиза по одной его книге как раз вышла недавно. Вот и познакомлюсь, а потом посмотрю фильмы 1987 и новый 2022 г.
Добра и меньше ужасов в новостях.
#фото
#чточитаешь
Они прекрасны...
Upd
Да, я удалил говнокомменты про "предателей Родины"
(Такое чувство, что люди до сих пор мыслят категориями времён сталинских репрессий и ГУЛАГа, пи*ец какой-то)
#фото
Upd
Да, я удалил говнокомменты про "предателей Родины"
(Такое чувство, что люди до сих пор мыслят категориями времён сталинских репрессий и ГУЛАГа, пи*ец какой-то)
#фото
https://youtu.be/5uqXl3EfRfI
(👆Смотрите с 55:20 мин👆)
Константин Ремчуков, главред «Независимой газеты», в недавнем выпуске передачи «Персонально ваш» рассказывает о своём круге чтения. И упоминает большое издание
📖 «Мобилизованная нация : Германия 1939-1945» оксфордского професора Николаса Стагарда.
Я как чувствовал. Приобрёл практически сразу после начала СВО. После объявления “частичной мобилизации“, то есть с 21 сентября, цена на это издание превышает >400% 🙈
А ещё Ремчуков зачитывает прекрасную цитату из Виктора Пелевина, из его нового романа «KGBT+», послушайте...
Кто-то уже прочитал «Мобилизованную нацию»?
Я пока читаю несколько других, а Пелевин тоже в процессе...
#новости #книги #видео #интервью
(👆Смотрите с 55:20 мин👆)
Константин Ремчуков, главред «Независимой газеты», в недавнем выпуске передачи «Персонально ваш» рассказывает о своём круге чтения. И упоминает большое издание
📖 «Мобилизованная нация : Германия 1939-1945» оксфордского професора Николаса Стагарда.
Я как чувствовал. Приобрёл практически сразу после начала СВО. После объявления “частичной мобилизации“, то есть с 21 сентября, цена на это издание превышает >400% 🙈
А ещё Ремчуков зачитывает прекрасную цитату из Виктора Пелевина, из его нового романа «KGBT+», послушайте...
Кто-то уже прочитал «Мобилизованную нацию»?
Я пока читаю несколько других, а Пелевин тоже в процессе...
#новости #книги #видео #интервью
Пусть будет добрым и утро, и день... 🙌
🖼 «Осеннее утро», 1893
Государственная Третьяковская галерея, Москва
🎨Мясоедов Григорий Григорьевич (1834 - 1911)
#antonio_art
🖼 «Осеннее утро», 1893
Государственная Третьяковская галерея, Москва
🎨Мясоедов Григорий Григорьевич (1834 - 1911)
#antonio_art
Думаю, раз я начал выкладывать полки с книгами, то надо продолжить. (Книги расставлены вглубь в три ряда, если что).
При этом мой знакомый книголюб из Ингушетии, филолог и психолог, собирает книги всю жизнь. Говорит, что бóльшая часть находится в родительском доме где-то (я не запомнил название населённого пункта).
Вот сейчас проснулся после дороги и наслаждаюсь — рассматриваю, листаю. Если будет время, то вечером напишу про прочитанное. Или уже завтра.
Хорошей вам пятницы🙌
#книги #фото
При этом мой знакомый книголюб из Ингушетии, филолог и психолог, собирает книги всю жизнь. Говорит, что бóльшая часть находится в родительском доме где-то (я не запомнил название населённого пункта).
Вот сейчас проснулся после дороги и наслаждаюсь — рассматриваю, листаю. Если будет время, то вечером напишу про прочитанное. Или уже завтра.
Хорошей вам пятницы🙌
#книги #фото
🏰Побывал на самой высокой смотровой площадке на Северном Кавказе. Это Башня Согласия в Магасе, столице республики Ингушетия. У меня впечатление от города, словно это ещё недостроенный город... Везде крупные стройки зданий, мечеть тоже в процессе...
На башню взбирался долго... Очень высокая. Встречал экскурсию с школьным классом и двумя учительницами (потом они внизу устроили танцы, лезгинку). По стенам внутри висят картины с надписями — можно кратко узнать историю этого края.
Вообще интересные ощущения от пребывания здесь. Чувствуется, что русских здесь мало, а местные живут в своей культурной среде... Мужчины в большинстве своём в тюбетейках на голове. Женщины практически все в этих платках, в хиджабах...
Такие дела. О самой башне — в комментарии👇.
#фото #прогулка
На башню взбирался долго... Очень высокая. Встречал экскурсию с школьным классом и двумя учительницами (потом они внизу устроили танцы, лезгинку). По стенам внутри висят картины с надписями — можно кратко узнать историю этого края.
Вообще интересные ощущения от пребывания здесь. Чувствуется, что русских здесь мало, а местные живут в своей культурной среде... Мужчины в большинстве своём в тюбетейках на голове. Женщины практически все в этих платках, в хиджабах...
Такие дела. О самой башне — в комментарии👇.
#фото #прогулка
Зная мою любовь к коллекционным изданиям Булгакова, мне подарили давнее издание (Олма Медиа Групп, 2011), где собраны:
Автобиография, «Собачье сердце», «Роковые яйца» и «Записки юного врача»...
Тканевый бархатный переплёт, серебряное тиснение, ляссе, серебряный обрез, медальон с портретом автора на обложке, глянцевая плотная бумага... (Правда, иллюстрации так себе).
#михаилбулгаков #книги
Автобиография, «Собачье сердце», «Роковые яйца» и «Записки юного врача»...
Тканевый бархатный переплёт, серебряное тиснение, ляссе, серебряный обрез, медальон с портретом автора на обложке, глянцевая плотная бумага... (Правда, иллюстрации так себе).
Очень приятно...
#михаилбулгаков #книги
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Я понимаю, что у меня страница книжная, что про политику или что-то такое лучше не писать, её и так много. Но я хочу написать про себя 20-летнего, про те песни Земфиры, которые стали синонимом лета, беззаботной юности, приключений... Это часть меня...
Думаю, что Borderline Tour 2022 — это не только плод многих лет творчества, любви к музыке, жизни... Но в какой-то степени и отражение атмосферы, истории, жизни той страны, которая дошла до предельной линии, до borderline... И мы тоже.
Хочу поделиться любимым...
Вспомнить себя прежнего.
И да, Земфира — прекрасный поэт👏 В России каждый поэт в чём-то пророк. Borderline стало словно ощущением не только личным, переходом грани, но, мне кажется, и знаком сегодняшнего времени.
🎥
#песня #видео #поэт
Думаю, что Borderline Tour 2022 — это не только плод многих лет творчества, любви к музыке, жизни... Но в какой-то степени и отражение атмосферы, истории, жизни той страны, которая дошла до предельной линии, до borderline... И мы тоже.
Хочу поделиться любимым...
Вспомнить себя прежнего.
И да, Земфира — прекрасный поэт👏 В России каждый поэт в чём-то пророк. Borderline стало словно ощущением не только личным, переходом грани, но, мне кажется, и знаком сегодняшнего времени.
🎥
Отрывок из выступления Земфиры 14 октября в Стамбуле.
#песня #видео #поэт
Холмы — это наша юность,
гоним её, не узнав.
Холмы — это сотни улиц,
холмы — это сонм канав.
Холмы — это боль и гордость.
Холмы — это край земли.
Чем выше на них восходишь,
тем больше их видишь вдали.
Холмы — это наши страданья.
Холмы — это наша любовь.
Холмы — это крик, рыданье,
уходят, приходят вновь.
Свет и безмерность боли,
наша тоска и страх,
наши мечты и горе,
всё это — в их кустах.
Холмы — это вечная слава.
Ставят всегда напоказ
на наши страданья право.
Холмы — это выше нас.
Всегда видны их вершины,
видны средь кромешной тьмы.
Присно, вчера и ныне
по склону движемся мы.
Смерть — это только равнины.
Жизнь — холмы, холмы.
📷Фото — это «Борга-Каш», древнее захоронение. Три плиты с арабскими надписями сообщают, что мавзолей построен в 808 году по хиджре (что соответствует 29 июня 1405 – 17 июня 1406 года) для захоронения некоего «Бек-Султана, сына Худайнада»
#прогулка #стихи #бродский
гоним её, не узнав.
Холмы — это сотни улиц,
холмы — это сонм канав.
Холмы — это боль и гордость.
Холмы — это край земли.
Чем выше на них восходишь,
тем больше их видишь вдали.
Холмы — это наши страданья.
Холмы — это наша любовь.
Холмы — это крик, рыданье,
уходят, приходят вновь.
Свет и безмерность боли,
наша тоска и страх,
наши мечты и горе,
всё это — в их кустах.
Холмы — это вечная слава.
Ставят всегда напоказ
на наши страданья право.
Холмы — это выше нас.
Всегда видны их вершины,
видны средь кромешной тьмы.
Присно, вчера и ныне
по склону движемся мы.
Смерть — это только равнины.
Жизнь — холмы, холмы.
Иосиф Бродский
1962
📷Фото — это «Борга-Каш», древнее захоронение. Три плиты с арабскими надписями сообщают, что мавзолей построен в 808 году по хиджре (что соответствует 29 июня 1405 – 17 июня 1406 года) для захоронения некоего «Бек-Султана, сына Худайнада»
#прогулка #стихи #бродский