Forwarded from PLATONOVA | Z
Для меня сегодня был бесценный опыт лекционного осмысления “фронтира”. И применения “фронтирологии” к Новороссии. Раскрылось много новых горизонтов, смыслов и неиследованностей. Постараюсь все это в статью собрать.
@dplatonova
@dplatonova
Forwarded from PLATONOVA | Z
Участвую в конференции "от Атлантики до Тихого океана: общая Евразийская судьба" в г. Кишеневе, организованная "Народным университетом" совместо с порталом геополитика.ру и TVlibertés
Forwarded from Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
Дело не в том, чтобы делать выбор между мирной жизнью и войной.
Дело в том, что война тут.
В ячейках маскировочных сетей, которые плетут доброволицы.
В каплях окопных свечей, которые заливают добровольцы.
В письмах солдатам детскими каракулями, которые пишут ребятёнушки.
А далее...
В обрушенном подъезде Шебекино.
В памятниках Максу-Владлену и Даше на их могилах.
В ребятах, которые каждый день считают 200х и 300х. Но всё равно побеждают.
В Верховном, кстати, который вряд ли спит.
В священниках, которые едут, не зная, вернутся ли к многодетным семьям.
В том, что Россия даёт свой бой, который может стать последним. Последним для тварной Вселенной, кстати. Не потому что ядерка. А потому что дальше Богочеловечество победит. В Эсхатоне.
Дело в том, что война тут.
В ячейках маскировочных сетей, которые плетут доброволицы.
В каплях окопных свечей, которые заливают добровольцы.
В письмах солдатам детскими каракулями, которые пишут ребятёнушки.
А далее...
В обрушенном подъезде Шебекино.
В памятниках Максу-Владлену и Даше на их могилах.
В ребятах, которые каждый день считают 200х и 300х. Но всё равно побеждают.
В Верховном, кстати, который вряд ли спит.
В священниках, которые едут, не зная, вернутся ли к многодетным семьям.
В том, что Россия даёт свой бой, который может стать последним. Последним для тварной Вселенной, кстати. Не потому что ядерка. А потому что дальше Богочеловечество победит. В Эсхатоне.
ГОРОД КУРЕХИН
1 Тайна имени
Санкт-Петербург навсегда останется в моем сознании его городом. Улицы, станции метро, набережные, концертные залы, книжные магазины, аудитории институтов, мастерские художников, репетиционные базы музыкантов, Пушкинская, 10, салон Дебижева.... На всем этом печать Сергея Курехина, его интонации, его присутствие, его походка. Его дух, его стиль, его взгляд.
Мы шли по набережной, обсуждая нашу предвыборную кампанию осенью 1995. Внезапно остановившись, Курехин говорит:
- Александр Гельевич, нам необходимо ввести в предвыборную агитацию такую важную тему - имя города.
-?!
- Если город постоянно переименовывают, если его имя не очевидно, то все имена не настоящие. Если бы Питер точно назывался бы Питером, то его не стали бы все время называть по-разному. А раз так, то у него нет имени.
- Не может быть города без имени.
- Да, конечно, значит его имя - тайное. Какое-то секретное, еще не найденное, не озвученное.
- Может быть, он не “Санкт-Петербург”, а просто “Санкт”? - предположил я.
- Нет, скорее всего, сложнее.... Надо найти имя города... Для этого надо устроить какой-то сногсшибательный сеанс.
К этой теме мы возвращались еще не раз. Имя города. Город без имени. Город-призрак. Город мерцающая тревожная возможность. Бросок России к Северу (положительно), но и к Западу (отрицательно). Город огромной империи (положительно), но империи светской, профанической (отрицательно). Питер, двойственная реальность, город-перевертыш.
В наших прогулках с Сергеем Курехиным, которые были одновременно перипатетическим политическим заговором, философским дискурсом, планированием макропроцессов в современном искусстве и обменом магическими формулами, мы заметили, что реальность Питера воспроизводит лабиринт. Даже идя по самой прямой улице, прочерченной по голландской линейке, остается ощущение, что двигаешься по спирали. Какой-то темный дух заворачивает шаги в причудливые траектории, не имеющие ничего общего с евклидовыми законами. Постоянное смещение, раздвоение пространства.. Но пространство формирует мысль (а мысль пространство), поэтому семантика Питера такая сложная, мерцающая, двусмысленная, семантика спирали.
Сергей Курехин немыслим без Питера. Его дух связан с этим городом глубочайшими узами. Никто так ясно и объемно не понимал его, не выражал его, не воспроизводил его парадоксальных, спиралевидных парадигм. Я подозреваю, что Сергей и был “духом Питера”, как бывают духи священных рощ и ручьев, рек и холмов, лесов и полей. Этимологически слово “гений” некогда означало у римлян именно“дух”, подразумевая “дух места”. Гений Курехина - питерский гений.
Тайна имени города без названия, города гниющего и веселящегося, болтливого и насупленного, тонкого и болезненного, лабиринтно тупикового и непрерывно ищущего выхода за свои расплывчато-тюремные невидимые границы. Сергей унес с собой на ту сторону секрет невероятной важности. И по всей видимости, делу его нет подлинных наследников, он был настолько выше и глубже коллег, что с его исчезновением пропала волшебная ось.
Нераскрытая тайна имени.
2. Путешествие из Москвы в Петербург
Курехин, зная все нюансы и детали питерской интеллигенции, видимо, давно разочаровался в ее магистральной несколько по-слабоумному “явлинской” ориентации. Во всяком случае своего скепсиса он не скрывал. Но стремился изменить такое положение дел, вдохнуть в мозги города новые темы и сюжеты, новую энергию и новые концепции. Он чувствовал кризис - не только городской, но национальный - и искал иные пути. Питер - важнейшая точка русской истории. “Культурная столица”. Поэтому - как в лаборатории - там должны были быть осмыслены и реализованы новые модели, открыты новые горизонты.
Наша предвыборная кампания совместно с Сергеем Курехиным была стратегическим ходом в этом направлении.
Известно, что питерцы не любят москвичей. Так же как романовская Россия не любила Московскую Русь. Питерцы - западники и либералы, интеллигенты и рационалисты, модернисты и апологеты светской культуры.
1 Тайна имени
Санкт-Петербург навсегда останется в моем сознании его городом. Улицы, станции метро, набережные, концертные залы, книжные магазины, аудитории институтов, мастерские художников, репетиционные базы музыкантов, Пушкинская, 10, салон Дебижева.... На всем этом печать Сергея Курехина, его интонации, его присутствие, его походка. Его дух, его стиль, его взгляд.
Мы шли по набережной, обсуждая нашу предвыборную кампанию осенью 1995. Внезапно остановившись, Курехин говорит:
- Александр Гельевич, нам необходимо ввести в предвыборную агитацию такую важную тему - имя города.
-?!
- Если город постоянно переименовывают, если его имя не очевидно, то все имена не настоящие. Если бы Питер точно назывался бы Питером, то его не стали бы все время называть по-разному. А раз так, то у него нет имени.
- Не может быть города без имени.
- Да, конечно, значит его имя - тайное. Какое-то секретное, еще не найденное, не озвученное.
- Может быть, он не “Санкт-Петербург”, а просто “Санкт”? - предположил я.
- Нет, скорее всего, сложнее.... Надо найти имя города... Для этого надо устроить какой-то сногсшибательный сеанс.
К этой теме мы возвращались еще не раз. Имя города. Город без имени. Город-призрак. Город мерцающая тревожная возможность. Бросок России к Северу (положительно), но и к Западу (отрицательно). Город огромной империи (положительно), но империи светской, профанической (отрицательно). Питер, двойственная реальность, город-перевертыш.
В наших прогулках с Сергеем Курехиным, которые были одновременно перипатетическим политическим заговором, философским дискурсом, планированием макропроцессов в современном искусстве и обменом магическими формулами, мы заметили, что реальность Питера воспроизводит лабиринт. Даже идя по самой прямой улице, прочерченной по голландской линейке, остается ощущение, что двигаешься по спирали. Какой-то темный дух заворачивает шаги в причудливые траектории, не имеющие ничего общего с евклидовыми законами. Постоянное смещение, раздвоение пространства.. Но пространство формирует мысль (а мысль пространство), поэтому семантика Питера такая сложная, мерцающая, двусмысленная, семантика спирали.
Сергей Курехин немыслим без Питера. Его дух связан с этим городом глубочайшими узами. Никто так ясно и объемно не понимал его, не выражал его, не воспроизводил его парадоксальных, спиралевидных парадигм. Я подозреваю, что Сергей и был “духом Питера”, как бывают духи священных рощ и ручьев, рек и холмов, лесов и полей. Этимологически слово “гений” некогда означало у римлян именно“дух”, подразумевая “дух места”. Гений Курехина - питерский гений.
Тайна имени города без названия, города гниющего и веселящегося, болтливого и насупленного, тонкого и болезненного, лабиринтно тупикового и непрерывно ищущего выхода за свои расплывчато-тюремные невидимые границы. Сергей унес с собой на ту сторону секрет невероятной важности. И по всей видимости, делу его нет подлинных наследников, он был настолько выше и глубже коллег, что с его исчезновением пропала волшебная ось.
Нераскрытая тайна имени.
2. Путешествие из Москвы в Петербург
Курехин, зная все нюансы и детали питерской интеллигенции, видимо, давно разочаровался в ее магистральной несколько по-слабоумному “явлинской” ориентации. Во всяком случае своего скепсиса он не скрывал. Но стремился изменить такое положение дел, вдохнуть в мозги города новые темы и сюжеты, новую энергию и новые концепции. Он чувствовал кризис - не только городской, но национальный - и искал иные пути. Питер - важнейшая точка русской истории. “Культурная столица”. Поэтому - как в лаборатории - там должны были быть осмыслены и реализованы новые модели, открыты новые горизонты.
Наша предвыборная кампания совместно с Сергеем Курехиным была стратегическим ходом в этом направлении.
Известно, что питерцы не любят москвичей. Так же как романовская Россия не любила Московскую Русь. Питерцы - западники и либералы, интеллигенты и рационалисты, модернисты и апологеты светской культуры.
Эта тенденция во многом реализовалась в антисоветских ликвидаторских реформах последнего времени. Не случайно Чубайс - один из самых разрушительных персонажей новейшей российской истории - выходец из Питера, равно как и Собчак - человек, обладающий уникальной способностью произносить очень длинные и гладкие, но предельно бессмысленные дискурсы.
То, что Курехин был инициатором моей предвыборной кампании в Питере, имело символический смысл. Я - коренной москвич, патологически люблю Москву и московский период истории. Я - последовательный и радикальный противник западничества, либерализма, профанического уклада.. Следовательно, я представляю собой символическую антитезу всему питерскому настрою, его исторической ориентации. Сергей же, напротив, плоть от плоти именно Питера. Наш союз, наша предельная солидарность призвана была нарушить базовые клише, открыть внимательным созерцателям и активным деятелям - интеллигенции, властям, людям культуры, администрации - новый путь невозможного альянса - авангардизма и традиционализма, пост-модерна и премодерна, национальной идеи и аристократического космополитизма, глубокой трагической серьезности и легкой иронии, “правого” и “левого” (если эти термины еще вообще что-то означают). Питер должен был отыскать свое тайное имя через обращение к своей матрице - к Великой Москве, центру миру, полюсу Святой Руси. В этом - пространственный символизм выборной кампании. На уровне политических идеологий - тоже сходная картина. Символ либерализма -Курехин - выступает в альянсе с силами, которые клеймятся по меньшей мере как “недемократические” (хотя это неправда, я - сторонник органической демократии) и экстремистские.
Сознательная наша стратегия по смещению банальных клише. Сергей ожидал, что она будет понята и принята довольно легко, он верил в сообразительность питерской элиты, не сомневался в своем авторитете, доверял интуиции и проницательности друзей. Но все случилось иначе.
3. Змея вокруг сердца
Курехин рассчитывал, что большинство будет ошарашено. Так и было. Что зашевелятся его давние недоброжелатели и завистники. И так было. Что никто по началу ничего не поймет. И так было. Но при этом он ошибся в одном - он был уверен, что небольшое ядро наиболее проницательных и авангардных людей Питера схватит идею, солидаризуется с этой ориентацией “поиска имени”, “нового курса”. Конечно, кое-кто - больше из доверия к Сергею, чем из понимания - его поддержал, но критическая масса не сложилась. Это, на мой взгляд, был чем-то большим, чем банальное недоразумение. Какие-то странные, малопривлекательные силы, но очень серьезные и очень негативные восстали на сложный и тонкий наш план.
Курехина не поняли, Курехина предали. Вызов не был расшифрован. Все свели к эпатажу, скандалу, эскападе, экстравагантности, заблуждению.
Светлый дух города столкнулся с темным духом, который имел множество лиц. Болотные испарения подавили утонченное пламя. Тупиковые лабиринты улиц, не ведущих никуда, одержали триумф.
И скоро тьма подступила к Курехину, к его сердцу, к человеку-звезде, к тонкому духу понимания и тайны.
Год назад, 9 июля 1996 Сергея не стало. Страшный диагноз - саркома сердца.. Когда Курехин последний раз приезжал в Москву мы говорили с ним о древнем гностическом символе - змее, обвившемся вокруг сердца, сердца Осириса, умирающего и воскресающего бога. Тревожное предвидение, хотя Сергей еще и не догадывался о своей болезни. Змей, обвившейся вокруг сердца. Ночь непонимания и пассивности, жестокий ритуал погашения светильников.
После смерти Сергея Курехина его памяти было посвящено множество программ и статей. Но последний период то стыдливо обходился молчанием (о мертвых либо хорошо, либо ничего), то сквозь зубы бормоталось что-то невразумительное. Я еще не встречал ни одного материала, ни одной передачи, где была бы предпринята попытка осознать и осмыслить его путь и его вызов, его идеи и его миссию, логику его судьбы и концептуальное содержание его творчества. Это по меньшей мере.
То, что Курехин был инициатором моей предвыборной кампании в Питере, имело символический смысл. Я - коренной москвич, патологически люблю Москву и московский период истории. Я - последовательный и радикальный противник западничества, либерализма, профанического уклада.. Следовательно, я представляю собой символическую антитезу всему питерскому настрою, его исторической ориентации. Сергей же, напротив, плоть от плоти именно Питера. Наш союз, наша предельная солидарность призвана была нарушить базовые клише, открыть внимательным созерцателям и активным деятелям - интеллигенции, властям, людям культуры, администрации - новый путь невозможного альянса - авангардизма и традиционализма, пост-модерна и премодерна, национальной идеи и аристократического космополитизма, глубокой трагической серьезности и легкой иронии, “правого” и “левого” (если эти термины еще вообще что-то означают). Питер должен был отыскать свое тайное имя через обращение к своей матрице - к Великой Москве, центру миру, полюсу Святой Руси. В этом - пространственный символизм выборной кампании. На уровне политических идеологий - тоже сходная картина. Символ либерализма -Курехин - выступает в альянсе с силами, которые клеймятся по меньшей мере как “недемократические” (хотя это неправда, я - сторонник органической демократии) и экстремистские.
Сознательная наша стратегия по смещению банальных клише. Сергей ожидал, что она будет понята и принята довольно легко, он верил в сообразительность питерской элиты, не сомневался в своем авторитете, доверял интуиции и проницательности друзей. Но все случилось иначе.
3. Змея вокруг сердца
Курехин рассчитывал, что большинство будет ошарашено. Так и было. Что зашевелятся его давние недоброжелатели и завистники. И так было. Что никто по началу ничего не поймет. И так было. Но при этом он ошибся в одном - он был уверен, что небольшое ядро наиболее проницательных и авангардных людей Питера схватит идею, солидаризуется с этой ориентацией “поиска имени”, “нового курса”. Конечно, кое-кто - больше из доверия к Сергею, чем из понимания - его поддержал, но критическая масса не сложилась. Это, на мой взгляд, был чем-то большим, чем банальное недоразумение. Какие-то странные, малопривлекательные силы, но очень серьезные и очень негативные восстали на сложный и тонкий наш план.
Курехина не поняли, Курехина предали. Вызов не был расшифрован. Все свели к эпатажу, скандалу, эскападе, экстравагантности, заблуждению.
Светлый дух города столкнулся с темным духом, который имел множество лиц. Болотные испарения подавили утонченное пламя. Тупиковые лабиринты улиц, не ведущих никуда, одержали триумф.
И скоро тьма подступила к Курехину, к его сердцу, к человеку-звезде, к тонкому духу понимания и тайны.
Год назад, 9 июля 1996 Сергея не стало. Страшный диагноз - саркома сердца.. Когда Курехин последний раз приезжал в Москву мы говорили с ним о древнем гностическом символе - змее, обвившемся вокруг сердца, сердца Осириса, умирающего и воскресающего бога. Тревожное предвидение, хотя Сергей еще и не догадывался о своей болезни. Змей, обвившейся вокруг сердца. Ночь непонимания и пассивности, жестокий ритуал погашения светильников.
После смерти Сергея Курехина его памяти было посвящено множество программ и статей. Но последний период то стыдливо обходился молчанием (о мертвых либо хорошо, либо ничего), то сквозь зубы бормоталось что-то невразумительное. Я еще не встречал ни одного материала, ни одной передачи, где была бы предпринята попытка осознать и осмыслить его путь и его вызов, его идеи и его миссию, логику его судьбы и концептуальное содержание его творчества. Это по меньшей мере.
А ведь это вы убили его. Не стройте иллюзий. Вы.
Этот город должен был бы носить его имя, если не был бы городом тупиков.
Этот город должен был бы носить его имя, если не был бы городом тупиков.
Прекрасное следствие мерзкой (самой по себе) компании против Ивана Ильина: многие начали его читать.
Forwarded from Раньше всех. Ну почти.
Пресс-служба Кремля опубликовала статью президента Владимира Путина, написанную для северокорейской газеты «Нодон синмун» — «Россия и КНДР: традиции дружбы и сотрудничества сквозь года».
В статье говорится, что Россия «высоко ценит твердую поддержку» КНДР в проведении боевых действий на Украине и будет поддерживать корейский народ в его «противостоянии коварному, опасному и агрессивному врагу, в его борьбе за независимость».
В статье говорится, что Россия «высоко ценит твердую поддержку» КНДР в проведении боевых действий на Украине и будет поддерживать корейский народ в его «противостоянии коварному, опасному и агрессивному врагу, в его борьбе за независимость».
Северная Корея — это прекрасно. Интересно, что корейское слово "чучхэ" (주체) является глубоко философским термином и означает "субъект" или даже хайдеггеровское Dasein. Сюда вложено всё остальное — независимость, свобода, цивилизационный суверенитет.
История Кореи и особенно ее северных областей (древний Чосон под началом божественного Тангуна) — это история абсолютно небесной гордости. Корея смогла выстоять в противостоянии с великим Китаем и эффективно сопротивляться многократным попыткам могущественной Японии ее захватить (это удавалось только в южных областях, где корейцы помягче и послабее, чем на севере). При этом Корея взяла у Китая многое — письменность, культуру, конфуцианство, даосизм и переосмысленный китайцами изысканный и утонченный буддизм. Признавая величие Катая, Корея всегда сохраняла свое ядро незыблемым и неприкосновенным — это и есть "чучхэ".
Смеяться над "чучхэ" может только невежа или презренный либерал, раб Запада.
Нам нужна такая же идеология — русское чучхэ, то есть царство Русского Субъекта, могущество и власть Русского Дазайна.
Путин едет в Корею: кажется, что большой едет к маленькому, но гордому. Это не снисхождение, это диалог субъектов. Чучхэ едет к чучхэ.
История Кореи и особенно ее северных областей (древний Чосон под началом божественного Тангуна) — это история абсолютно небесной гордости. Корея смогла выстоять в противостоянии с великим Китаем и эффективно сопротивляться многократным попыткам могущественной Японии ее захватить (это удавалось только в южных областях, где корейцы помягче и послабее, чем на севере). При этом Корея взяла у Китая многое — письменность, культуру, конфуцианство, даосизм и переосмысленный китайцами изысканный и утонченный буддизм. Признавая величие Катая, Корея всегда сохраняла свое ядро незыблемым и неприкосновенным — это и есть "чучхэ".
Смеяться над "чучхэ" может только невежа или презренный либерал, раб Запада.
Нам нужна такая же идеология — русское чучхэ, то есть царство Русского Субъекта, могущество и власть Русского Дазайна.
Путин едет в Корею: кажется, что большой едет к маленькому, но гордому. Это не снисхождение, это диалог субъектов. Чучхэ едет к чучхэ.
Forwarded from ТАСС
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Видео: Анастасия Савиных/ТАСС
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Раньше всех. Ну почти.
❗️Путин распорядился подписать Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с КНДР
Вот очень правильно все это. Давно бы так. Россия, если она субъект, то есть если она чучхэ, так и должна себя вести. И неважно, считаем ли мы себя цивилизацией Запада или нет. Если и Запада, то настоящего, византийского, православного, катехонического. Хотя лучше считать себя просто Континентом-Россией, Русской Цивилизацией. Цивилизация — это прежде всего иметь центр в себе, опираться только на собственные силы и на свой ум. Цивилизация это суверенный субъект, над которым лишь Небо, никакой власти, кроме небесной. Вот поэтому, цивилизация это чучхэ.
Forwarded from Раньше всех. Ну почти.
⚡️Армия Израиля заявила, что сегодня утвердила планы боевых действий для наступления в Ливане
Второй фронт войны однополярного мира против многополярного - на сей раз на Ближнем Востоке - становится все более зримым и масштабным. Израиль объявляет войну Ливану.
Стоит ввести новый биржевой показатель: курс рубля по отношению к самому себе. Это не так трудно сделать. Можно чеканить золотой рубль, который будет торговаться за цифровые и бумажные рубли. И тот, кто привык спекулировать валютой, будет гоняться за золотыми рублями. Не самое благочестивое занятие, но лучше, чем за долларами. Сейчас же начинается волна охоты за юанями. Наши западники на глазах становятся "китаистами". Правильнее было бы становиться полноценными русскими патриотами. Начать можно с рубля.
У блистательного Дмитрия Константиновича Саймса вчера.
https://paideuma.tv/video/aleksandr-dugin-v-programme-bolshaya-igra-vypusk-ot-18062024#/?playlistId=0&videoId=0
https://paideuma.tv/video/aleksandr-dugin-v-programme-bolshaya-igra-vypusk-ot-18062024#/?playlistId=0&videoId=0
Нам всем очень важно понять, что "реальности" нет. Мы ее эмулируем, конструируем, конституируем. Natura è culturalmente condizzionata. Инерция наивного материализма слишком сильна в нашем обществе. А тем временем Запад отчетливо понимает, что (по словам Н.Онуфа) "мир делается нами" (the world of our making). И они беззастенчиво верстают реальность, исходя из своих интересов и ценностей. И навязывают ее человечеству. Западоцентричную либеральную онтологию. Не спонтанную, хорошо продуманную. Мы же тормозим. А надо верстать свой мир — Русский Мир, исходя из наших интересов и наших ценностей. Не только в политике — в культуре, образовании, науке, искусстве, в технологиях, в быту. Все, что есть, создано. Русские должны пробудить в себе созидательное творящее начало.
Пора творить русскую реальность.
Пора творить русскую реальность.
35 лет назад я написал статью Континент-Россия. Она начиналась так:
Страна внутри
“Континенты имеют символическое значение, которое связано как с культурными стереотипами, так и каждодневным опытом. Европа коренного европейца сильно отличается от Европы, которую посещает американец или от которой стараются освободиться африканец или житель Океании. Но континентальные стереотипы не просто продукты культуры, более или менее верного знания, более или менее живой эмоциональности, более или менее ясного восприятия… Эти стереотипы, наделенные громадной психической эффективностью, укоренены в бессознательном, откуда они дают о себе знать через сны или через спонтанные реакции, подчас сопряженные с инстинктивным расизмом. И в этом случае континент не является более одной из пяти частей земного шара. Он становится символом целого мира представлений, страстей и желаний. Доктор Верн, анализируя сны одной из своих пациенток, прекрасно показал, что Азия являлась для нее не просто воспоминанием, целью и желанием совершить межконтинентальное путешествие. Азия символизировала для нее возврат к Священному, мир Абсолюта, мистерию преодоления, дорогу к Единству, послание Истины и Высшей Реальности. Азия стала внутренним континентом, каким могла бы стать Африка, Океания или Европа. Континенты и их символические интерпретации варьируются в зависимости от конкретной личности. Это внутреннее измерение может распространяться и на другие места: на город, страну, деревню и т. д. Важно лишь выяснить, что означают для каждого человека образы, ощущения, чувства, предрассудки, носителем которых он является и совокупность которых составляет всю субъективную истинность символа. География пропитана геосоциологией, геокультурой, а равно и геополитикой”.
Таково содержание статьи “Континент” из французского “Словаря Символов” Жана Шевалье и Алена Геербрана. Мы позволили себе полностью привести эту длинную цитату, так как она сразу определяет плоскость, в которой будет разворачиваться наше исследование. Часто в подъеме национального чувства и даже расизма, во вспышках патриотизма разных народов на поверхность выступают на первый взгляд иррациональные элементы, не объяснимые с помощью логических доводов или анализа эгоистических мотивов, стоящих за подобным идейным комплексом. Пробуждение национальной, расовой или континентальной памяти подчас происходит безо всякого внешнего повода — просто глубинные архетипы бессознательного внезапно прорываются и, как цепная реакция, пробуждают весь комплекс коллективного мировоззрения, казалось бы давно ушедшего в прошлое. Примеры этому: устойчивость кельто-ирландского, еврейского, корейского, африканского, японского национализмов, которые живут и крепнут, несмотря на все социальные и исторические предпосылки, объективно способствующие их отмиранию.
В принципе точно так же дело обстоит и с “загадкой русского патриотизма”. Мистическая Россия, “Белая Индия” Клюева, “Святая Русь”, которую Есенин ставил выше рая, а Тютчев приравнивал к религиозному принципу, в который надо верить, — представьте себе, как абсурдно звучало бы “Святая Австралия” или “вера в Чехию”! — это безусловно глубинная реальность национальной психологии, “Внутренний Континент”, синтезирующий в себе мировоззрение гигантской нации. Память об этом “Континенте Россия” может таиться и спать на дне сознания в течение долгих лет, но рано или поздно она оживает и, когда приходит время Пробуждения, становится бурей, вихрем, воплем.
Страна внутри
“Континенты имеют символическое значение, которое связано как с культурными стереотипами, так и каждодневным опытом. Европа коренного европейца сильно отличается от Европы, которую посещает американец или от которой стараются освободиться африканец или житель Океании. Но континентальные стереотипы не просто продукты культуры, более или менее верного знания, более или менее живой эмоциональности, более или менее ясного восприятия… Эти стереотипы, наделенные громадной психической эффективностью, укоренены в бессознательном, откуда они дают о себе знать через сны или через спонтанные реакции, подчас сопряженные с инстинктивным расизмом. И в этом случае континент не является более одной из пяти частей земного шара. Он становится символом целого мира представлений, страстей и желаний. Доктор Верн, анализируя сны одной из своих пациенток, прекрасно показал, что Азия являлась для нее не просто воспоминанием, целью и желанием совершить межконтинентальное путешествие. Азия символизировала для нее возврат к Священному, мир Абсолюта, мистерию преодоления, дорогу к Единству, послание Истины и Высшей Реальности. Азия стала внутренним континентом, каким могла бы стать Африка, Океания или Европа. Континенты и их символические интерпретации варьируются в зависимости от конкретной личности. Это внутреннее измерение может распространяться и на другие места: на город, страну, деревню и т. д. Важно лишь выяснить, что означают для каждого человека образы, ощущения, чувства, предрассудки, носителем которых он является и совокупность которых составляет всю субъективную истинность символа. География пропитана геосоциологией, геокультурой, а равно и геополитикой”.
Таково содержание статьи “Континент” из французского “Словаря Символов” Жана Шевалье и Алена Геербрана. Мы позволили себе полностью привести эту длинную цитату, так как она сразу определяет плоскость, в которой будет разворачиваться наше исследование. Часто в подъеме национального чувства и даже расизма, во вспышках патриотизма разных народов на поверхность выступают на первый взгляд иррациональные элементы, не объяснимые с помощью логических доводов или анализа эгоистических мотивов, стоящих за подобным идейным комплексом. Пробуждение национальной, расовой или континентальной памяти подчас происходит безо всякого внешнего повода — просто глубинные архетипы бессознательного внезапно прорываются и, как цепная реакция, пробуждают весь комплекс коллективного мировоззрения, казалось бы давно ушедшего в прошлое. Примеры этому: устойчивость кельто-ирландского, еврейского, корейского, африканского, японского национализмов, которые живут и крепнут, несмотря на все социальные и исторические предпосылки, объективно способствующие их отмиранию.
В принципе точно так же дело обстоит и с “загадкой русского патриотизма”. Мистическая Россия, “Белая Индия” Клюева, “Святая Русь”, которую Есенин ставил выше рая, а Тютчев приравнивал к религиозному принципу, в который надо верить, — представьте себе, как абсурдно звучало бы “Святая Австралия” или “вера в Чехию”! — это безусловно глубинная реальность национальной психологии, “Внутренний Континент”, синтезирующий в себе мировоззрение гигантской нации. Память об этом “Континенте Россия” может таиться и спать на дне сознания в течение долгих лет, но рано или поздно она оживает и, когда приходит время Пробуждения, становится бурей, вихрем, воплем.