Наслушанность
756 subscribers
167 photos
16 videos
11 files
205 links
Канал о режиссуре, драматургии и эстетике звука в аудиовизуальных искусствах. И немного о ремесле работы со звуком.

Автор Александр Ванюков

Сайт-портфолио: avfilmsound.com
Для связи: @AVfilmsound
Для дискуссии: https://yangx.top/AVFS_Talk
加入频道
Обучение звукорежиссуре

По понедельникам мы традиционно наполняемся новыми знаниями.

Сегодня я предлагаю посмотреть и изучить очень полезное видео по созданию сессий в Pro Tools, для последующей перезаписи стерео и 5.1

P.S. Ещё хороший вариант потренироваться создавать template на время, а не только пользоваться готовым, это сильно упрощает жизнь, когда вы работаете на перезаписи в разных студиях и с разными звукорежиссёрами.

https://www.production-expert.com/home-page/2020/4/23/learn-how-to-create-post-production-templates-in-pro-tools-and-get-a-free-template
История звукорежиссуры

Один факт, который никак не оставляет меня в покое. Оказывается, что была альтернативная технологическая ветка истории звукозаписи и воспроизведения звука. Звук, напечатанный на бумаге!
Конечно, сейчас это уже не имеет никакого значения, но вы только представьте, чтобы могли вытворять "саунд дизайнеры" в 40х, если бы у них был способ влиять на waveform при помощи карандаша и ластика? Переклеивать бумажные отрывки? Делать коллажи из звука?
Для нас абсолютно привычные инструмент в цифровой среде, но спустя более, чем полвека,..
Захватывает дух!

По ссылке ниже прикрепляю статью.

P.S. По данной технологии нашёл крайне мало материала, да и записи бумаги были на тот момент переведены на плёнку, а значит к исходному звучанию добавились артефакты магнитной звукозаписи, так что звучание, которое представлено в интернете сейчас не корректно отражает звучание бумажной фонографии, тем не менее факт весьма интересный.
https://www.techinsider.ru/design/56990-1930-e-sovetskaya-tekhnologiya-govoryashchey-bumagi/
Интересный факт

Главная тема мультсериала "Футурама" вообще-то была написана ещё 1967м году французским композитором, пионером конкретной музыки Пьером Энри.

https://www.youtube.com/watch?v=qssa6ec7faQ&t=71s
Сегодня на Наслушанности особый день.
Открываю ссылку, которая крайне плохо ищется, но по ней вы найдёте огромное количество лекций по электроакустической музыке, считайте, что по звуковому дизайну тоже.
Я говорю о лекциях Термен-центра.
https://asmir.info/lib/
Эстетика авангарда

"Космогония" композитора Криштофа Пендерецкого.

Сочинение в кантатно-ораториальном жанре для сопрано, тенора, баса, смешанного хора и симфонического оркестра. Официальный заказ к 25-летию ООН.

На изображении партитура этого произведения.

P.S. К Пендерецки я вообще рекомендую внимательно прислушаться и изучить его творчество, становится многое на свои места в понимании звукового дизайна, его роли и места в современном кинематографе.

И предлагаю Вам повысить свою наслушанность
Кино по выходным

A ghost story/ История призрака
2017

Directed by
David Lowery

Music by
Daniel Hart

Sound Department
Michael L Barnett sound mixer / production sound recordist
Johnny Marshall re-recording mixer / sound designer

Американское кино с европейским духом. В титрах, которого нету "братской могилы" создателей на несколько минут, которую никто никогда не читает, наоборот вся группа этого фильма не больше средней группы дипломной короткометражки СПБГИКиТ или ВГИК.

В звукоцехе тоже нет толпы супервайзеров и продюсеров на каждый этап, лишь скромная группа авторов, профессионалов своего дела. Двое, если верить титрам по одному на площадку и на монтажно-тонировочный (на post).

При этом звукорежиссура фильма действительно достойна внимания, с одной стороны своей медитативной пустотой, как будто в фильмах Тарковского или Бергмана. В то же время с очень тонкими и деликатными деталями. Без всего этого "крика", - смотрите, как "сочно" и "жирно" я звучу, впечатляйтесь! А наоборот, тонко, местами минималистично, но всегда изыскано и уместно драматургии. Но не всё так просто, конечно же.

Для меня звук в этом фильме, - одно из последних открытий, после которого я пересмотрел некоторые свои взгляды и подходы в работе.

P.S. Решил на всякий случай добавить, что моя любовь к авторскому подходу к звуку, к режиссуре и к чему-либо ещё, это лишь моё отношение к искусству, и к массовому производству я отношусь терпимо и уважительно, блокбастеры я тоже смотрю, но не вдохновляюсь ими.
Книги по звукорежиссуре и звуковому дизайну

Electronic Music and Sound Design - Theory and Practice with Max and Msp

- Volume1/Volume 2

by Alessandro Cipriani , Maurizio Giri

Сегодня в подборке книги, рассчитанные на очень узкий круг специалистов, почти безумцев, тех самых, кто глубоко увлёкся звуковым дизайном.

Книги итальянских авторов, но на английском языке, особенность их в том, что это по сути самоучители, рассчитанные на 300 часов обучения каждая.

P.S. PDF-файлами данных книг я готов поделиться, с теми, кому  их реально захотелось почитать, так как предполагаю, что желающих будет не очень много.
Обучение звукорежиссуре

Сегодня предлагаю заглянуть в азы и проверить все ли всё ли в этих самых азах усвоили.
Классная статья про "мифы" о компрессии.

Статья предполагает, что нужно будет реально включать голову, подключать к работе "внутреннего инженера", и выключать душу, - отправлять на прогулку "внутреннего художника".

А если вы учились компрессии у друзей и по ютюбу, то скорее всего, к сожалению, часть мифов подхватили...

https://www.attackmagazine.com/features/columns/gregory-scott-demolishing-the-myths-of-compression/
Посмотрим, что-нибудь "модное" и современное сегодня.
Микс-инженер Alan Meyerson рассказывает и показывает некоторые "фишечки" своей работы над саундтреком Dune.

Видео малоинформативное, скорее развлекательное и можно подсмотреть несколько плагинов.

Но!

Что мне особенно понравилось, так это фамилия инженера!
Оказывается, что и за голливудским звуком стоит Меерзон...

Шутка для тех, кто учился звукорежиссуре в институте или как минимум читал профессиональную литературу, предназначенную для младших курсов.

https://www.youtube.com/watch?v=AYIS4lXZrTI
Пост приглашение

Внеочередной пост на "Наслушанности".
Дело в том, что уже на этих выходных в Санкт-Петербурге пройдёт форум, посвящённый кино и видео производству в быстроменяющемся современном мире.

На этом форуме я выступлю с Мастер-классом по авторскому подходу к звуку.

Форум можно посетить очно и онлайн, и конечно же как спикер форума я могу предоставлять скидочный промокод.

Промокод НАСЛУШАННОСТЬ , даёт скидку 10%

https://vidmk.ru
Интересный факт

Коллеги из Франции запустили исследовательский проект, который поможет создать новую методику отслеживания скрытого нарушения слуха на ранних этапах, а именно проблему разборчивости речи в шумных местах.

Как оказалось подобной проблемой страдает порядка 10% людей имеющих нормальный слух и даже нормальную аудиограмму.
Проект планируют закончить в 2026м году.

Так вот задумаешься иной раз, ведь мы звукорежиссёры иногда с большим трудом укладываем речь в плотный микс. Ищем компромисс, чтобы сохранить разборчивость речи с одной стороны и "звучность" всего остального, с другой, а 1 из 10 человек всё-равно не услышит из-за того, что имеет скрытые проблемы слуха.

https://www.stms-lab.fr/projects/pages/inspectsyn
Об эстетике metaverse (часть первая)
Хрупкий павильон: что мы сохраним для будущего?

"Fragile Pavilion / Хрупкий Павильон
похож на шкатулку с историями, воспоминаниями и звуками.
Собранные в коллекцию, они напоминают о том, без чего не может случиться будущее".
Сегодня открывает свои двери первая архитектурная биеннале, проводимая в метавселенной.
Подробнее в следующем посте.

Чтобы посетить биеннале необходимо зарегестрироваться
Подробности о павильоне можно узнать здесь.
Об эстетике metaverse(часть вторая)
Хрупкий павильон: что мы сохраним для будущего?

Сегодня открывает свои двери первая архитектурная биеннале, проводимая в метавселенной.

Для павильона от SAlab я создавал звуковой дизайн и хочу поделиться с вами некоторыми наблюдениями и размышлениями об этом опыте.

О концептуальной стороне. Павильон создавался на основе анонимного опроса, одним из вопросов которого был такой: "Если в мире исчезнет весь звук, то какой один звук должен остаться?"

Перед будущем и перед технологиями многие люди испытывают витальный страх, чем кстати пользуются и драматурги (вспомним терминатора), и блогеры (запугивающие нас тем, что мы останемся без работы), и политические деятели, и СМИ, противопоставляющие зачем-то традиционное прогрессивному, а божественное научному, как это было при Галилео Галилее.

Наличие науки не опровергает наличие Бога, оно может лишь опровергнуть представления о нём, и наоборот наличие Бога не может опровергнуть наличие науки. Будущее не может существовать без прошлого, также как и прошлое строится из уходящего будущего.

Мир гармоничен всегда, но гармония его хрупка. Мир реален и многообразен в проявлении своей реальности. И мир это отношения: атома с атомом, дерева с землёй, чёрных дыр с космосом, человека с природой, или с собой, или с другими людьми, или с Богом, или с наукой. А вот здоровые и созидательные это отношения или разорительные и разрушающие, - выбор каждого.

Я надеюсь мне удалось передать настроение той концепции, которой я придерживался при создании звукового дизайна для Хрупкого павильона.

Звуковые фактуры, которые я использовал были дороги конкретным незнакомым мне людям, но и понятны всем.
Звуковые коды, которые поймёт любой ЧЕЛОВЕК, вне зависимости от расы, пола, взглядов. Звуковые коды, которые нас объединяют, по которым мы можем сказать: "Ты человек, и я человек, твоя жизнь ценна и моя жизнь ценна, давай идти вместе, пока наши дороги совпадают и уважительно, без вражды расходится, когда наши дороги расходятся".
А для предания ускользания, объединения, сначала слияния, потом расхождения, и снова слияния - я использовал принципы генеративной музыки.

Чтобы посетить биеннале необходимо зарегестрироваться
Подробности о павильоне можно узнать здесь.
История звукозаписи кино

Из Википедии:
"Мувитон (англ. Movietone) — одна из первых систем звукового кинематографа с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке. Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Дорожка переменной плотности фильмокопий стандарта «Мувитон» пригодна для воспроизведения любым современным кинопроектором, поскольку совпадают как частота проекции, так и смещение точки чтения дорожки относительно проекционного окна."

Не знаю наверняка подвергалась ли данная фонограмма реставрации в процессе передачи в архив и/или в процессе оцифровки, но так или иначе в видео ниже можно послушать звучание Мувитона.

https://www.youtube.com/watch?v=_GnnGkOVBlA
Кино по выходным

Бег (1971)
3ч 16м

по одноимённой книги Михаила Булгакова

Режиссёры
Александр Алов
Владимир Наумов

Композитор
Николай Каретников

Звукорежиссёр
Роланд Казарян

Вчера на 88м году ушёл из жизни один из выдающихся звукорежиссёров СССР и России Роланд Артоваздович Казарян (12.07.1936 - 22.09.2023)

Фильм "Бег", как и некоторые другие работы Роланда Казаряна, был запланирован к просмотру на этом канале намного позже, но как мне кажется одним из лучших способов почтить светлую память художника, это соприкоснуться с его произведением.

Тем более, что у фильма действительно прекрасное звучание. Сдержанное, изящное, выразительное.
"Бег", помимо того что актуален сегодня, так ещё и действительно является кинематографическим сокровищем.
А ещё этот фильм входит в список, рекомендуемых к просмотру при поступлении на звукорежиссуру в Санкт-Петербурге.

Для тех, кто не смотрел фильм и не читал Михаила Булгакова, краткая аннотация к книге
"Произведение Михаила Булгакова, посвящено трагедии русского дворянства и интеллигенции в страшные годы революции и Гражданской войны. Лучшие люди России оказались беззащитны перед уносящим их ветром времени. Они могут пытаться бороться с неизбежным - или принять его как данность, могут спасти свою жизнь, бежав за границу, - или покорно ждать решения своей участи на родине. Это, в сущности, не меняет уже ничего. Они обречены - и беспомощны перед жестоким временем, в которое им довелось жить."
Книги по звукорежиссуре

В продолжении и к светлой памяти Роланда Казаряна предлагаю ознакомиться с ещё одним звукорежиссёрским сокровищем монографией "Эстетика кинофонографии".
Если книг по звукорежиссуре кино написано катастрофически мало, то научных исследований, изучающих художественные и эстетические особенности звука в кино, вообще практически нет, крохи. Но тем эти крохи ценнее.
Да, конечно, обучаясь в СПбГИКиТ или ВГИК есть возможность черпать эти знания напрямую от мастеров, но всё же хотелось бы изменить такое положение дел и видеть на полках где-нибудь в "Подписных изданиях" литературу и по режиссуре звука.

P.S. В свободном доступе мне не удалось найти эту книгу, можно попытать поискать по букинистам, но за год поисков я не нашёл. Точно книга есть в библиотеках СПбГИКиТ и ВГИК, студенты этих вузов могут прочесть.Так что узнавайте у друзей и друзей друзей, может у кого-то книга есть, тираж был 1200 экземпляров.
Понедельник, время учиться

И пока я провожу пары по техническим аспектам перезаписи, предлагаю и вам посмотреть один из многих ценнейших мастер классов, которые проходят ежегодно на фестивале студентов-звукорежиссёров INтонации в СПбГИКиТ.

https://vk.com/video-210567336_456239030
Интересные личности

"Александр Шуберт
(родился 1979 ) - немецкий композитор. Большая часть его музыки экспериментальная , включающая мультимедийные, импровизационные и интерактивные элементы.

Он изучал биоинформатику, мультимедийную композицию. Сейчас профессор Музыкальной школы Гамбурга.

Шуберт исследует границу между акустическим и электронным миром.
В музыкальных композициях, иммерсивных инсталляциях и постановках он исследует взаимодействие цифрового и аналогового.

Шуберт создает произведения, которые ставят под сомнение привычные способы восприятия мира и представления о нём. А основными темами в этой области являются аутентичность и виртуальность.

Влияние и формирование цифровых медиа на эстетические взгляды и общение исследуются в постцифровой перспективе. Недавними темами исследований в его работах были виртуальная реальность, искусственный интеллект и онлайн-произведения искусства.

За последние несколько лет его произведения исполнялись более 700 раз многочисленными ансамблями более чем в 30 странах.
"

*информация со страницы Александа Шуберта.

Рекомендую присмотреться и прислушаться к его работам, чтобы иметь более полные представления о современном звуке.

Повысить наслушанность?
Да/нет