Наслушанность
756 subscribers
167 photos
16 videos
11 files
205 links
Канал о режиссуре, драматургии и эстетике звука в аудиовизуальных искусствах. И немного о ремесле работы со звуком.

Автор Александр Ванюков

Сайт-портфолио: avfilmsound.com
Для связи: @AVfilmsound
Для дискуссии: https://yangx.top/AVFS_Talk
加入频道
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Художественность

Теперь более подробно об образовательных программах.

Программа по художественной стороне звукорежиссуры кино и визуальных медиа.

Посты частично скопированы с прошлого года, так как набор я делаю повторный.
Почему именно художественность?

🔹 Потому что таких открытых программ, просто не существует на сегодняшний день, если конечно вы не учитесь (учились) во ВГИК или СПбГИКиТ в мастерской звукорежиссуры.
(Ни видосиков, ни курсов☹️)

🔹Художественность одна из моих сильных профессиональных сторон, она же моë конкурентное преимущество.

🔹Художественность наиболее ценна на рынке труда специалистов, потому что помогает вырабатывать и раскрывать свой собственный узнаваемый стиль. Хороших инженеров много, а хороших художников?

🔹 Художественное мышление в режиссуре звука - универсальное знание, которое поможет выйти на новый уровень и режиссёрам, и драматургам, и гейм дизайнерам или гейм саунддизайнерам, и видеографам, и режиссёрам монтажа, и и и... любому специалисту, кто так или иначе соприкасается со звуком.

🔹У меня есть уникальная методика, сплав знаний, которые я получил от своего мастера А.А. Гасан-заде, и собственного почти 10 летнего опыта работы звукорежиссёром, а также пока не большого, но все же опыта преподавания в СПбГИКиТ.
Эти знания и опыт я тщательно и трепетно впитал, а затем переработал в современный язык визуальных медиа.

🔹Конечно же мне хочется поделиться этими знаниями с заинтересованными людьми, но в рамках канала или тех же самых видосов для ютюб это невозможно, так как в любом образовании необходима системность и внимание к каждому.

🔑Хотите открывать новые профессиональные двери и действительно быстро и эффективно расти, тогда именно художественность может стать вашим ключом.

Рекламный пост какой-то получился, но я действительно глубокую убеждён и страстно верю, что именно художественность стоит во главе, всë прочее лишь инструментарий для еë реализации.

Если вы заинтересовались, напишите мне в ЛС, чтобы узнать подробности.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Художественность

Сегодня хочу показать Вам небольшой пример, того как работает режиссура звука.

Посмотрите на рисунок Жака Калло "Дерево повешенных" (1632). Понимаю, картина принеприятнейшая, но и мы живём не в радужном мире с пони и единорогами. Представьте, что эта картина кадр из фильма, попробуйте услышать, скорее всего захочется представить музыку, но не спешите, к музыке мы ещё вернёмся, представьте, что музыку использовать нельзя! Тогда скорее всего вы начнёте слышать в своём воображении перешёптывание людей, звяканье оружия, сухие листья на ветру (хорошо, если как символ осени, - увядания жизни). Но пока что мы находимся в области звукового оформления. Режиссура и художественная мысль начнётся дальше, когда мир символически зазвучит.

И здесь я предлагаю услышать вам яркий пример звукового решения, возможно не всей картины, а лишь того ощущения, одного "из", которое могло бы быть. Мы обратимся к поэтической прозе Бертрана Алоизиюса "Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло. LXIII. Виселица [178]"

Ниже представлен рисунок и стихи.
Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло
Бертран Алоизиюс
LXIII. Виселица [178]


Что же такое мне слышится? То ли ветер воет в ночи, то ли на виселице стонет повешенный?

То ли кузнечик стрекочет, притаившись во мху и в бесплодном плюще, которым из жалости к нему обулся лес?

То ли муха, вылетевшая за добычей, трубит в охотничий рожок, кружась у самых ушей висельника, навеки глухих к улюлюканью?

То ли жук-могильщик в неуклюжем полете срывает последний волосок с окровавленной головы удавленника?

То ли паук ткет полоску шелка на шейный платок для окоченевшей глотки повешенного?

Это колокол звучит за городской стеной, на горизонте, а багряный закат заливает кровью остов висельника.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Друзья, обновляю информацию по поводу курсов.

Точно буду запускать "Художественность" в ближайшие пару недель, ещё могу взять человек 5, курс рассчитан на 12 онлайн-лекций (вэбинаров).
Думаю записать видео рассказать, что же там будет.

В комментариях к этому посту я попросил написать впечатление о курсе у тех, кто прошёл первый "экспериментальный" набор.

Чуть позже думаю закинуть сюда короткий видос, где чуть подробнее расскажу о курсе, но лучше напишите в ЛС и тогда я Вам дам исчерпывающую информацию.
Книги по звукорежиссуре.

В свет выходит ещё одна значимая для нашей профессии книга, в этот раз от великого советского и российского звукорежиссера кино Б.В. Венгеровского («Обыкновенный фашизм», «Летят журавли», «Июльский дождь»).

Я уже жду, потирая руки, свои экземпляры, взял сразу несколько, а то потом придется годами искать бумажный вариант, как в моем случае было с книгой Екатерины Джоновны Поповой Эвенс «Лекции по звукорежиссуре кино» (тоже, кстати, настоятельно рекомендую к прочтению).

Если же и вы хотите заполучить свой бумажный экземпляр, то по ссылке ниже, его можно заказать.

https://kanonplus.ru/books/knigi-kanonplyus/vse-chto-bylo-ne-mnoy-pomnyu/
"Художественность". Режиссура звука и эстетика кинофонограммы.

Хочу поделиться приятными новостями, курс по художественной режиссуре звука начнётся уже на этой неделе. Я очень рад, что эта часть профессии вызывает живой интерес.

А это значит, что лёд тронулся и процесс интереса к самому вообще-то важному в звукорежиссуре растёт.

Надеюсь, хотя возможно идеализирую, что буду реже натыкаться на странные вопросы "В каких наушниках ты работаешь ?", "Каким плагином ты это сделал ?", или вот этот вот "какая DAW лучше ?"

Какая разница "как делать", если за звуковым высказыванием отсутствует мысль, идея, чувства.
И техника безусловна важна, но важна лишь, как средство выражения этих самых мыслей, идей, чувств.

Только я отошёл в сторону. На курсе осталось несколько мест, если Вы хотите принять участие, то, напишите мне в личные сообщения.

Программой курса и подробностями я делюсь только через личные сообщения, потому что мне важен личный контакт с теми, с кем мы будем вместе двигаться дальше, поэтому можете смело мне написать, если заинтересовались.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Личный блог. Мысли о режиссуре звука.

Как вы могли обратить внимание, я постепенно возвращаюсь к ведению канала.

И как я анонсировал раньше, на "Наслушанности" я буду время от времени делиться своими актуальными размышлениями, идеями, гипотезами и заблуждениями (куда же без них) внутри профессии.

И в течение нескольких постов расскажу Вам о моей работе со стилизациями.
Стилизации вообще - важный, как оказалось для меня подход к выстраиванию эстетики кинофонограммы.

Конечно же, работа со стилизацией может быть очень разнообразной, это работа и с эстетикой носителей и с эстетикой повествования и с эстетикой художественного языка.
Кстати, если Вам будет интересно (комменты под постом), то скину Вам свою мини-концепцию в виде какого-нибудь документа.

Соответственно и подходы к стилизации могут быть разные и дальнейшее восприятие их может быть разным. Это очень интересно, что к конечному результату можно пройти разными путями и в зависимости от пути разным будет и сам результат.

И ведь иногда действительно проще что-то сделать каким-нибудь чудо плагинчиком в несколько кликов (если понимаешь, что делаешь, конечно).
Но в то же время именно некоторое рукотворное усложнение пути даёт какой-то более "живой" результат. Я даже не знаю, как это описать, вроде одинаково всё сделано, что плагином, что каким-то иным способом. И я даже сейчас не про магию аналога по сравнению с цифрой (обожаю вообще все новые технологии, ностальгией не страдаю), а про какое-то ощущение неповторимости, невозможности воспроизвести в точности, повторить что-либо, и есть в этой хрупкости что-то магическое, как-будто удалось уловить, что-то не уловимое, как сон или как озарение.

На видео представлен крохотный фрагмент, как я создавал фразу для ретро-футуристического робота для одной из последних моих картин, робота, который был создан, когда магнитная запись была вершиной технологического прогресса, а значит и все его несовершенства были результатом тех технологий. По-моему, получилось волшебно:)
Художественность. Режиссура, драматургия и эстетика фонограммы.

Позволю себе процитировать Шарля Лало.

"Взятая в своей сущности, художественная деятельность не связана с подражанием ни природе, ни даже прекрасному в природе. Как всякая иная человеческая деятельность, она заимствует у природы свои материальные элементы и свои впечатления, ибо в человеке нет ничего такого, что не исходило бы из этих двух источников. Но именно поэтому не в природе находится то, что было бы характерным для художественной деятельности. сама в себе, она не что иное, как техника, т.е. приведённая в гармонию идеализация, орнаментация или иной синоним, всегда слишком широкий или слишком узкий, чтобы правильно обозначить высшее истолкование, благодаря которому творческий дух претворяет в красоту все данные безразличной жизни, подчиняя их новым и всецело человеческим законам эстетического сознания, переводя их на этот единственно свойственный и понятный лишь человеку язык.
Художественная деятельность представляет собой в каждый момент эстетической эволюции - результат сочетания своих внутренних, или специфических, элементов и внешних условий. Она в одно и то же время завершение и наследие прошлого и более или менее личное, творческое (гениальное) изобретение, благодаря которому всякая истинная эстетическая мысль находит свое место в эволюции и сообщает долю силы двигателю, необходимому для органического движения целого. Она - одновременно индивидуальная и коллективная жизнь искусства, и если она становится ремеслом, то превращается в безжизненную рутину; она - текучие. Изменчивые воды реки, но те же воды, скопированные лишённым самостоятельности ремесленником, превращаются в стоячее болото."


Уже послезавтра состоится первый эфир второго набора на мой онлайн-курс "Художественность". Конечно, курс не сделает из Вас художников, но всё же на нём мы познакомимся именно с художественной деятельностью, а не с ремеслом. И Ваше сознание и взгляд на искусство переформатируется, вот это я Вам обещаю.

По всем вопросам писать в личные сообщения.
Б. ЭЙХЕНБАУМ. "ПРОБЛЕМЫ КИНОСТИЛИСТИКИ"

Сегодня я предлагаю вам окунуться глубже в мир такого искусства, как кино.
Наверное, из-за большой поточности производства, кинематограф с трудом воспринимается, мыслится искусством, хотя в потоке любые ценности размываются.
И кризис сейчас переживает вообще всё искусство в целом, а не только кинематограф, да что уж там говорить, кризис переживает вся культура.

Тем не менее у кинематографа есть свой удивительный язык, свои традиции, свои заимствования и наоборот свойственные только ему способы вступать в откровенный контакт со зрителем, вести "душевный" разговор, иногда тяжёлый, иногда лёгкий, иногда побуждать к размышлению о глубоких вопросах бытия, а иногда по дружески рассказывать историю, от которой становится тепло и светло.

Статье уже почти 100 лет, а ведь многое, написанное в ней выглядит так, как будто она написана только вчера.

По ссылке ниже, Вы можете познакомиться с прекрасной статьёй выдающегося российского (Российская Империя) и советского ученого-литературоведа и текстолога, доктор филологических наук, профессора Ленинградского университета.

https://r-v.livejournal.com/392755.html
Рембрандт. Посвящение
Rembrandt. Dedication


Документальный фильм, 60 минут.
режиссёр Андрей Кречетов
звукорежиссёр Александр Ванюков
композитор Глеб Калядин

Можно посмотреть на большом экране:

Москва
Вт, 29 октября, 19:00
В "Еврейский музей и центр толерантности"

Санкт-Петербург
Сб, 2 ноября, 16:00
В "Кино и театр"

В рамках ежегодного фестиваля фильмов об искусстве THE ART FILM FESTIVAL (правопреемник The Art Newspaper Russia Film Festival).


https://angleterrecinema.ru/ru/films/rembrandt-posvyashenie
Художественность. Режиссура, драматургия и эстетика звука.

В воскресенье состоялся первый эфир второго потока курса "Художественность", решил на всякий случай ещё раз о нём написать, так как до конца этой недели к нему ещё можно присоедениться, вдруг кто-то пропустил публикации.

Следующий набор будет не раньше весны 2025 года.

О всех подробностях курса (программа, условия, стоимость) я отвечаю в личных сообщениях, так что, если вы раздумываете, то осталась последняя возможность присоедениться в этом году.
Полезные ресурсы

Санкт-Петербург оживился, и вот появился ещё один невероятно ценный и полезный канал для режиссёров звука и всех неравнодушных.
На своём канале мой коллега ( и по цеху и по институту) звуковой дизайнер Сергей Иванов делится полевыми записями в режиме дневника, причём выкладывает не только mp3 для ознакомления, но и полноценные BWF (.wav) роялти фри.
Такой дневник точно не стоит пропускать.

https://yangx.top/AMBRECCHALLENGE
Музыка в кино

Новая "рубрика" на моём канале.
В ней я буду делится интересными музыкальными находками, а также разнообразной музыкой, которая либо звучала в кино, либо мне бы очень хотелось чтобы прозвучала.

Подробнее о мотивации
Во время работы на подготовительных курсах и во время работы в приёмной комиссии я столкнулся с тем, что очень многие не знают композиторов, писавших музыку для кино, да и вообще со знаниями композиторов, если честно беда (со звукорежиссёрами кино ещё хуже, но для них будет отдельная рубрика)

Сегодня я представляю вам музыку замечательного советского композитора Георгия Васильевича Свиридова "Время, вперёд!", только с одной поправкой, мы послушаем её исполнение на арфе. Я называю такую работу, если бы эта музыка использовалась в кино, - режиссура звука в акустическом пространстве/среде.

Оригинальную же композицию вы можете услышать в фильме "Время, вперёд!" (режиссёр Михаил Швейцер, звукорежиссёр Лев Трахтенберг, композитор Георгий Свиридов)

https://music.yandex.ru/album/33580722/track/131865535
Report_1_01_05_2023.pdf
460.3 KB
Эстетика кинофонографии

Совсем недавно в одном из постов я написал, что разрабатывал подход к стилизации, как к художественному приёму. Мне очень странно, что внутри звукорежиссуры этот вопрос подробно ещё никто не разобрал, в том смысле, что в моём подходе нет никакой инновации, но подробного и детального описания, собранного в одном месте нет нигде.

Вот я и занялся им несколько лет назад, хотел даже какую-нибудь небольшую книгу написать, может и монографию, но времени хватило пока лишь на небольшую статью, которой с вами и хочу поделиться, как и обещал.
Звукорежиссура в литературе

Если мы с вами рассматриваем режиссуру звука, как отдельную профессию, то ей чуть больше 100 лет, но если мы с вами рассмотрим режиссуру звука, как способ художественного повествования, через звук, который можно выразить в том числе словами, то подобных звуковых образов можно насчитать не мало.

Это ещё одна новая "рубрика" на канале и начну я её с отрывка из поэмы Анны Ахматовой "Реквием".
Вы только послушайте, какое звуковое полотно описала нам Анна Андреевна!

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Звукорежиссёр кино

Начну знакомить вас со звукорежиссёрами кино с сегодняшнего дня. И начну это знакомство со своего мастера, в честь глубокой памяти, почитания и благодарности ему.

Алиакпер Али-Гейдар оглы Гасан-Заде

(8 ноября 1939, Баку — 1 июля 2019, Санкт-Петербург) — азербайджанский, советский, российский звукорежиссёр. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2001)

Алиакпер Гасан-Заде родился 8 ноября 1939 года в Баку в семье артистов.

В 1963 г. окончил электротехнический факультет Ленинградского института киноинженеров. Работал на к/с «Азербайджанфильм»

С 1976 года — звукорежиссёр к/с «Ленфильм». Также работал на киностудиях «Киргизфильм», «Леннаучфильм», «Узбекфильм», «Таджикфильм», «Беларусьфильм», «Казахфильм» и Свердловской к/с.

С 1979 года преподавал звукорежиссуру.

С 1992 года вёл мастерскую на факультете экранных искусств в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения.

С 2007 по 2019 год — профессор кафедры звукорежиссуры Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.
Полезные видео

Нашёл для вас неплохое видео по колибровки домашней студии.
Но хочу сразу же заметить, без фанатизма, пожалуйста, дома можно сделать прекрасную отстроенную монтажку, и даже делать в ней сносные премиксы, но не более того (если речь идёт о кино), тем не менее отколиброванное рабочее место позволяет работать комфортно, доверяя слуховому восприятию, а не всматриваясь бесконенчо в приборы.

https://www.youtube.com/watch?v=oNHGjn684yk
Полезные ресурсы

Сегодня я хочу поделиться одним youtube каналом, который я смотрю с большим увлечением, если вы хотите лучше разбираться в академической музыке, а обучение в консерватории не входит в ваши планы, то этот канал вам точно приголится.

А если вы планируете поступать на звукорежиссуру в СПбГИКиТ или ВГИК, то это прекрасный ресурс, чтобы подготовиться к музыкальному экзамену.
Или если вы уже учитесь на звукорежиссёра кино в институте или на курсах или самостоятельно, то и в таком случае, канал невероятно полезен.

Признаюсь, что на данный момент это лучшее, что мне попадалось по теории академической музыке и по музыкальной литературе в свободном доступе и увлекательной подаче.

https://www.youtube.com/watch?v=9B9JxgbtSjk&t=357s