Книги по звукорежиссуре
Книга старая, наверняка есть в библиотеке ВГИКа, купить нигде не возможно, разве, что искать у букинистов. Можно найти в интернете электронную версию.
Звукорежиссёрам кино, на мой взгляд к прочтению просто необходима, несмотря на то, что книга старая.
Книга старая, наверняка есть в библиотеке ВГИКа, купить нигде не возможно, разве, что искать у букинистов. Можно найти в интернете электронную версию.
Звукорежиссёрам кино, на мой взгляд к прочтению просто необходима, несмотря на то, что книга старая.
P.S. Будут и более старые книги, которые я также буду рекомендовать к прочтению.
Полезные источники
Лучшее начало любой недели это новый виток профессионального развития!
Поэтому по понедельникам я буду выкладывать материалы необходимые, полезные или просто интересные для обучения.
Специфика "Наслушанности" такова, что иногда это будет что-то крайне необычное, как, например, сегодня.
https://forum.ircam.fr/collections/detail/technologies-ircam-free/
Лучшее начало любой недели это новый виток профессионального развития!
Поэтому по понедельникам я буду выкладывать материалы необходимые, полезные или просто интересные для обучения.
Специфика "Наслушанности" такова, что иногда это будет что-то крайне необычное, как, например, сегодня.
https://forum.ircam.fr/collections/detail/technologies-ircam-free/
История о Наслушанности
Сегодня я хочу рассказать историю о маскоте канала, - русской борзой по кличке Наслушанность.
История глубоко личная, но как на днях сказал один мой друг режиссёр:
"Все мы художники работаем только со своим личным, хотим мы это признавать или нет. Смотришь фильм и видишь содержание автора."
Я рос в очень бедной семье в 90е годы в провинциальном российском городишке. На кухне в моём доме было пятно с облезлой краской, денег иногда не хватало на еду, не то что на ремонт. И это уродливое пятно было прикрыто, как можно догадаться картинкой/плакатом с русской борзой.
Ещё в моём доме всегда были журналы "Художник" и краски "Нева" моего старшего брата, и хоть они были дорогими для моей семьи, но всё же были всегда. В моём доме не было телевизора (да и такое бывает), но зато была большая библиотека и дедушкины пластинки с классической русской, советской и европейской музыкой.
С глубочайшего детства я убегал от уродства повседневности в красоту, культуру, в искусство. В 7 лет я знал кто такие Рубенс и Брюлов, слушал Прокофьева и Моцарта, а книги Виктора Гюго мне читала бабушка перед сном.
Культура и красота для меня стали синонимом благополучия общества. "Хорошо живёт то общество, которое может позволить себе жить красиво" считал я в детстве. А ещё я помню чувства, как было тепло и приятно соприкасаться с красотой, как можно было наполниться этой энергией.
Сейчас, когда я вырос и повзрослел я понимаю, что мир сложнее, что не только эстетика, но и этика, духовное содержание, воспитание определяют качество жизни, как отдельного человека, так и всего общества.
Но мысль, что можно жить, создавая вокруг себя красоту, созидая, а не разрушая, появилась именно тогда, когда я смотрел на картинку русской борзой, - изящной, великолепной в своей неповторимости и индивидуальности.
Русская борзая стала моим эстетическим символом совершенства русской культуры, той русской культуры, которая была интегрирована в культуру мировую через привлечение красотой своей формы и глубиной содержания.
Сегодня я хочу рассказать историю о маскоте канала, - русской борзой по кличке Наслушанность.
История глубоко личная, но как на днях сказал один мой друг режиссёр:
"Все мы художники работаем только со своим личным, хотим мы это признавать или нет. Смотришь фильм и видишь содержание автора."
Я рос в очень бедной семье в 90е годы в провинциальном российском городишке. На кухне в моём доме было пятно с облезлой краской, денег иногда не хватало на еду, не то что на ремонт. И это уродливое пятно было прикрыто, как можно догадаться картинкой/плакатом с русской борзой.
Ещё в моём доме всегда были журналы "Художник" и краски "Нева" моего старшего брата, и хоть они были дорогими для моей семьи, но всё же были всегда. В моём доме не было телевизора (да и такое бывает), но зато была большая библиотека и дедушкины пластинки с классической русской, советской и европейской музыкой.
С глубочайшего детства я убегал от уродства повседневности в красоту, культуру, в искусство. В 7 лет я знал кто такие Рубенс и Брюлов, слушал Прокофьева и Моцарта, а книги Виктора Гюго мне читала бабушка перед сном.
Культура и красота для меня стали синонимом благополучия общества. "Хорошо живёт то общество, которое может позволить себе жить красиво" считал я в детстве. А ещё я помню чувства, как было тепло и приятно соприкасаться с красотой, как можно было наполниться этой энергией.
Сейчас, когда я вырос и повзрослел я понимаю, что мир сложнее, что не только эстетика, но и этика, духовное содержание, воспитание определяют качество жизни, как отдельного человека, так и всего общества.
Но мысль, что можно жить, создавая вокруг себя красоту, созидая, а не разрушая, появилась именно тогда, когда я смотрел на картинку русской борзой, - изящной, великолепной в своей неповторимости и индивидуальности.
Русская борзая стала моим эстетическим символом совершенства русской культуры, той русской культуры, которая была интегрирована в культуру мировую через привлечение красотой своей формы и глубиной содержания.
Благодарность
Выражаю глубокую благодарность автору иллюстрации Наслушанности.
И рекомендую Валю Бакшееву, как классного ответственного профессионала!
С другими работами Вали можно познакомиться на Behance
Выражаю глубокую благодарность автору иллюстрации Наслушанности.
И рекомендую Валю Бакшееву, как классного ответственного профессионала!
С другими работами Вали можно познакомиться на Behance
Behance
Valentina Baksheeva
Most of my professional activity is related to the design of children's and teenage clothes: the development of collections, the creation of prints, patterns and other graphic components of the collections. Combining the professions of a fashion designer…
Интересные исследования, необычные инструменты.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним интересным исследованием. Если вкратце, то вы задумывались, что происходит с модуляцией голоса, в зависимости от нашего эмоционального состояния? И возможен ли автотюн, который будет изменять эмоциональное настроение записанной речи?
Psycho-tune? Mood-tune?
В теории, - безусловно.
На практике,... послушайте.
Но это как минимум невероятно увлекательно.
https://www.vox.com/science-and-health/2016/1/17/10777304/sound-of-your-own-voice-affect-mood
Сегодня мы познакомимся с ещё одним интересным исследованием. Если вкратце, то вы задумывались, что происходит с модуляцией голоса, в зависимости от нашего эмоционального состояния? И возможен ли автотюн, который будет изменять эмоциональное настроение записанной речи?
Psycho-tune? Mood-tune?
В теории, - безусловно.
На практике,... послушайте.
Но это как минимум невероятно увлекательно.
https://www.vox.com/science-and-health/2016/1/17/10777304/sound-of-your-own-voice-affect-mood
Vox
How the sound of your own voice can affect your mood
Psychologists auto-tuned people's voices to sound happier or sadder. And something changed inside them.
По следам звукового дизайна. Эстетика tape-music
Сегодня я предлагаю окунуться в 60-е годы и понаблюдать за тем, как создавалась тема к фильму "Доктор кто".
Сейчас саунд-треками к сериалу основанными на звуковом дизайне мало кого удивишь, но когда-то это был настоящий художественный прорыв, возможный благодаря появлению новых технологий, - магнитной звукозаписи и синтезу звука.
Сегодня я предлагаю окунуться в 60-е годы и понаблюдать за тем, как создавалась тема к фильму "Доктор кто".
Сейчас саунд-треками к сериалу основанными на звуковом дизайне мало кого удивишь, но когда-то это был настоящий художественный прорыв, возможный благодаря появлению новых технологий, - магнитной звукозаписи и синтезу звука.
P.S. А ещё можно насладиться приятным британским английским ещё совсем юной, но уже такой невероятно талантливой Делии Дербишир.
https://www.youtube.com/watch?v=qsRuhCflRyg&list=PLPqjGJe8M4qMYqxZ3veiqeO3rNaYoIpZF&index=2YouTube
1965: How DELIA DERBYSHIRE made the DOCTOR WHO theme I Tomorrow's World I Music I BBC Archive
Tomorrow's World visits the BBC Radiophonic Workshop, a studio dedicated to the production of cutting edge electronic sound effects, soundscapes and electronic music for use in BBC television and radio programmes.
Pioneering sound engineer Delia Derbyshire…
Pioneering sound engineer Delia Derbyshire…
Дэвид Линч как особый вид звуковой эстетики
На моём канале со временем мы пройдёмся по всему Линчу обязательно, но сегодня я предлагаю посмотреть всего лишь небольшую fashion короткометражку для Dior.
На моём канале со временем мы пройдёмся по всему Линчу обязательно, но сегодня я предлагаю посмотреть всего лишь небольшую fashion короткометражку для Dior.
P.S. Вообще мы будем смотреть, а главное слушать много авторского кинематографа, кто бы что не говорил, но мэйнстрим мэйнстримом, а тренды задают всё таки авторы, поэтому более выгодная стратегия забить на тренды( за ними не угонишься) и развивать эстетический интеллект, если вы, конечно, целитесь высоко.https://www.youtube.com/watch?v=JfT80R7dmrA
YouTube
"Lady Blue Shanghai" - David Lynch (2010)
"Lady Blue Shanghai" is a short film directed by David Lynch in 2010 for Dior.
История звукового кино
Тагефон — советская система звукового кино с оптической совмещённой фонограммой, разработанная под руководством Павла Тагера в 1926 году, и запатентованная в 1928. Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. По системе Тагера в 1929 году проведена первая в СССР звуковая съёмка кинохроники. Первый советский полнометражный звуковой фильм «Путёвка в жизнь», вышедший на экраны в 1931 году, снят по стандарту «Тагефон»
Тагефон — советская система звукового кино с оптической совмещённой фонограммой, разработанная под руководством Павла Тагера в 1926 году, и запатентованная в 1928. Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. По системе Тагера в 1929 году проведена первая в СССР звуковая съёмка кинохроники. Первый советский полнометражный звуковой фильм «Путёвка в жизнь», вышедший на экраны в 1931 году, снят по стандарту «Тагефон»
P.S. Не устану повторять во всей истории кинематографа была и есть только одна технология революционно изменившая "правила игры" всего кинопроизводства навсегда, - это звук и звукорежиссура.
Кино по выходным
А почему бы нам не посмотреть анимационный фильм 2 сентября?
Le petit Nicolas: Qu'est-ce qu'on attend pour être heureux?/ Маленький Николя
(2022)
Directors
Amandine Fredon
Benjamin Massoubre
Music by
Ludovic Bource
Sound Department
Pierre Aretino sound mixer
Kévin Feildel ... sound editor
Nicolas Leroy supervising sound editor
Ken Nnganyadi foley mixer / foley recordist
Michel Schillings re-recording mixer
Gregory Vincent foley artist
Если честно затрудняюсь выделить в фильме какие-то особенные звуковые находки, но французский звук на мой вкус не нуждается в особом представлении. Если вы ищете рефернес красивого, аккуратного, деликатного, изящного и привлекательного своей скромностью звучания, то французское кино в большинстве случаев подойдёт.
Поэтому слушаем и настраиваем наши уши ценить качественный звук.
https://www.imdb.com/video/vi2816787737/?playlistId=tt10290244&ref_=ext_shr_lnk
А почему бы нам не посмотреть анимационный фильм 2 сентября?
Le petit Nicolas: Qu'est-ce qu'on attend pour être heureux?/ Маленький Николя
(2022)
Directors
Amandine Fredon
Benjamin Massoubre
Music by
Ludovic Bource
Sound Department
Pierre Aretino sound mixer
Kévin Feildel ... sound editor
Nicolas Leroy supervising sound editor
Ken Nnganyadi foley mixer / foley recordist
Michel Schillings re-recording mixer
Gregory Vincent foley artist
Если честно затрудняюсь выделить в фильме какие-то особенные звуковые находки, но французский звук на мой вкус не нуждается в особом представлении. Если вы ищете рефернес красивого, аккуратного, деликатного, изящного и привлекательного своей скромностью звучания, то французское кино в большинстве случаев подойдёт.
Поэтому слушаем и настраиваем наши уши ценить качественный звук.
https://www.imdb.com/video/vi2816787737/?playlistId=tt10290244&ref_=ext_shr_lnk
IMDb
▶️ Little Nicholas - Happy as Can Be - Official Trailer
Watch Trailer | 1:27
Shion_cover_big.jpg
618.7 KB
Книги по звукорежиссуре
Наверное сейчас сложно найти звукорежиссёра, который ещё не прочёл Шиона, тем не менее, книгу я бы рекомендовал всем любителям кинематографии.
Наверное сейчас сложно найти звукорежиссёра, который ещё не прочёл Шиона, тем не менее, книгу я бы рекомендовал всем любителям кинематографии.
Обучение
Начало новой недели на Наслушанности начинается с источников новых знаний. Давайте сегодня поизучаем технологию амбисоник.
https://www.soundfield.com/#/learn
Начало новой недели на Наслушанности начинается с источников новых знаний. Давайте сегодня поизучаем технологию амбисоник.
https://www.soundfield.com/#/learn
Soundfield
SoundField | Microphones and Processors with unique surround sound capabilities
FREEDMAN ELECTRONICS GROUP BREAKS GROUND INTO AMBISONIC AUDIO – PURCHASES 360-DEGREE SURROUND MICROPHONE MARKET LEADER, SOUNDFIELD, FROM TSL PRODUCTS
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Из личной коллекции backstage
Поиск звучаний голосов вождей, растворённых во времени но не переваренных в сознании, обрывки их мыслей, слов, высказываний где-то в эфире.
Таким был один из смысловых слоёв для фильма "Сказка", поэтому и одним из способов поиска я избрал reamping. Или как я это называл натуральный speakerphone.
Я подавал заранее записанный микрофонный сигнал "проб" в старый немецкий радиоприёмник, в разрыв цепи. Чтобы получить и усилитель, и динамик, и корпус, а записывал звук при помощи ленточной октавы.
Это был поиск, поэтому в разные этапы я добавлял в цепь ещё тэйп-рекордеры (нагру или ритм). Использовал их уселители или записывал на старую свему с последующей оцифровкой.
К подобному подходу можно относиться по-разному. Но я прошёл глубокий путь переосмысления технологий фонографии и главный вывод, к которому я пришёл, что технологии сменяют друг друга быстро, что-то заимствуя, а от чего-то отказываясь. Если посмотреть на них (на технологии) с точки зрения времени, то они столь скоротечны и изменчивы, что даже в течение профессиональной жизни одного звукорежиссёра они сменяются несколько раз.
Поиск звучаний голосов вождей, растворённых во времени но не переваренных в сознании, обрывки их мыслей, слов, высказываний где-то в эфире.
Таким был один из смысловых слоёв для фильма "Сказка", поэтому и одним из способов поиска я избрал reamping. Или как я это называл натуральный speakerphone.
Я подавал заранее записанный микрофонный сигнал "проб" в старый немецкий радиоприёмник, в разрыв цепи. Чтобы получить и усилитель, и динамик, и корпус, а записывал звук при помощи ленточной октавы.
Это был поиск, поэтому в разные этапы я добавлял в цепь ещё тэйп-рекордеры (нагру или ритм). Использовал их уселители или записывал на старую свему с последующей оцифровкой.
К подобному подходу можно относиться по-разному. Но я прошёл глубокий путь переосмысления технологий фонографии и главный вывод, к которому я пришёл, что технологии сменяют друг друга быстро, что-то заимствуя, а от чего-то отказываясь. Если посмотреть на них (на технологии) с точки зрения времени, то они столь скоротечны и изменчивы, что даже в течение профессиональной жизни одного звукорежиссёра они сменяются несколько раз.
Так стоит ли изучать рецепты или эффективнее учиться готовить?
Сегодня мы познакомимся с ещё одним удивительным музыкальным произведением Александра Кнайфеля.
Комментарии после прослушивания.
https://www.youtube.com/watch?v=n4RpqfpZkH4
Комментарии после прослушивания.
https://www.youtube.com/watch?v=n4RpqfpZkH4
YouTube
Александр Knaifel ШРАМ - МАРШ
История звукозаписи
Первый эксперимент с записью звука для "двигающихся картинок" от Уильяма Диксона и Томаса Эдисона. Записано в 1884-1885, восстановлено в 1998.
Первый эксперимент с записью звука для "двигающихся картинок" от Уильяма Диксона и Томаса Эдисона. Записано в 1884-1885, восстановлено в 1998.
P.S. Обратите внимание на цилиндр для звукозаписи! Это Вам не современные микрофоны, которые можно без труда спрятать.
https://www.youtube.com/watch?v=Y6b0wpBTR1sYouTube
The Dickson Experimental Sound Film
This short film was a test for Edison's "Kinetophone" project, the first attempt in history to record sound and moving image in synchronization. This was an experiment by William Dickson to put sound and film together either in 1894 or 1895. Unfortunately…
Интересные личности
Один из первых художников, обративших своё внимание на звук ( не музыку!), как средство художественной выразительности.
Луиджи Руссоло (итал. Luigi Russolo; 30 апреля 1885, Портогруаро, Венеция — 4 февраля 1947, Лавено-Момбелло у Лаго-Маджоре) — итальянский художник, композитор и поэт футуристического направления.
Из википедии:
"В 1901 году начал обучаться в академии искусств в Милане; там он принимал участие в реставрации «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Через поэта Паоло Буцци познакомился с миланскими футуристами и играл роль посредника между различными художественными направлениями. В 1910 году, совместно с Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра, подписал «Технический манифест футуристической живописи».
В своих полотнах этого периода прокламировал футуристический культ машин и движения, выраженный на полотнах геометрическими средствами. Параллельно с живописью Луиджи Руссоло активно экспериментирует в музыке. В 1913-1929 годах Луиджи Руссоло прекращает заниматься живописью и целиком посвящает себя музыке. Он концентрируется на изучении шумов и звуков, в результате чего открывает Интонарумори (шумовые звучания), из которых возникла «музыка шумов» (см. манифест «Искусство шумов»), эмбиент, ставшая великолепным вкладом футуризма в развитие музыки XX столетия. Особое развитие этот жанр получил с конца 1940-х годов в произведениях представителей конкретной музыки (Musique concrete), видевших в нём правдивое отображение реального мира. "
Один из первых художников, обративших своё внимание на звук ( не музыку!), как средство художественной выразительности.
Луиджи Руссоло (итал. Luigi Russolo; 30 апреля 1885, Портогруаро, Венеция — 4 февраля 1947, Лавено-Момбелло у Лаго-Маджоре) — итальянский художник, композитор и поэт футуристического направления.
Из википедии:
"В 1901 году начал обучаться в академии искусств в Милане; там он принимал участие в реставрации «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Через поэта Паоло Буцци познакомился с миланскими футуристами и играл роль посредника между различными художественными направлениями. В 1910 году, совместно с Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра, подписал «Технический манифест футуристической живописи».
В своих полотнах этого периода прокламировал футуристический культ машин и движения, выраженный на полотнах геометрическими средствами. Параллельно с живописью Луиджи Руссоло активно экспериментирует в музыке. В 1913-1929 годах Луиджи Руссоло прекращает заниматься живописью и целиком посвящает себя музыке. Он концентрируется на изучении шумов и звуков, в результате чего открывает Интонарумори (шумовые звучания), из которых возникла «музыка шумов» (см. манифест «Искусство шумов»), эмбиент, ставшая великолепным вкладом футуризма в развитие музыки XX столетия. Особое развитие этот жанр получил с конца 1940-х годов в произведениях представителей конкретной музыки (Musique concrete), видевших в нём правдивое отображение реального мира. "
Кино по выходным
Hadaka no shima/Голый остров(1960)
Directed by
Kaneto Shindô
Music by
Hikaru Hayashi
Sound Department
Kunie Maruyama
Сегодня я предлагаю посмотреть и послушать жемчужину японского кинематографа.
Звуковой минимализм, медленное повествование, иногда ощущение, что нет ничего кроме Foley. Вообще общее впечатление от звучания, как от японской живописи, где каждая линия пластична и верна, где красота скромна и условна, где небольшое пятно краски и сам холст это и есть фон, а линия без строго начала и конца уже целая фигура или даже событие.
Hadaka no shima/Голый остров(1960)
Directed by
Kaneto Shindô
Music by
Hikaru Hayashi
Sound Department
Kunie Maruyama
Сегодня я предлагаю посмотреть и послушать жемчужину японского кинематографа.
Звуковой минимализм, медленное повествование, иногда ощущение, что нет ничего кроме Foley. Вообще общее впечатление от звучания, как от японской живописи, где каждая линия пластична и верна, где красота скромна и условна, где небольшое пятно краски и сам холст это и есть фон, а линия без строго начала и конца уже целая фигура или даже событие.
Russolo_Luigi_Искусство_шумов.pdf
122.1 KB
Вместо книг по звукорежиссуре
Сегодня я предлагаю ознакомиться с самим манифестом Луиджи Руссоло "Искусство шумов" в русском переводе.
О Руссоло я писал в постах выше.
Сам манифест крайне категоричный и дерзкий, как это часто бывает с новыми веяниями, которые требуют революции, но тем не менее в нём есть большое количество очень здравых идей, да и вообще это один из тех манифестов, который послужил предтечей конкретной музыки Шеффера, которая в свою очередь вдохновила Уолтера Мерча в работе со звуком в его фильмах, что положило начало звуковому дизайну в том виде, в каком мы его знаем сейчас.
Руссоло был далеко не единственным, но одним из ключевых.
Сегодня я предлагаю ознакомиться с самим манифестом Луиджи Руссоло "Искусство шумов" в русском переводе.
О Руссоло я писал в постах выше.
Сам манифест крайне категоричный и дерзкий, как это часто бывает с новыми веяниями, которые требуют революции, но тем не менее в нём есть большое количество очень здравых идей, да и вообще это один из тех манифестов, который послужил предтечей конкретной музыки Шеффера, которая в свою очередь вдохновила Уолтера Мерча в работе со звуком в его фильмах, что положило начало звуковому дизайну в том виде, в каком мы его знаем сейчас.
Руссоло был далеко не единственным, но одним из ключевых.