Сегодня празднуем Ильин-день, когда мы вспоминаем Илию Пророка, величайшего из ветхозаветных пророков после Моисея, которого особо почитают на Русском Севере.
Традиционно, хочется показать Вам достаточно редкие северные образы святого.
Начну с прекрасного образа XIII в. из погоста Вазенцы на Онеге. Примитивность и искренность всегда где-то рядом.
Далее, Огненное восхождение Ильи Пророка XVI в. Эта контрастность и пропорции вызывают благоговейный трепет.
Иконы Илья Пророк в пустыне XVIII в. Первый – редкий ростовой образ святого, предстоящего Богу. Интересно, что здесь изображен не Бог-отец, а Воскресение Господне, дабы показать провозвещение Христова пришествия. Пустыня здесь не безводное место, а край, где стихия безраздельна (см. изобилие флоры).
Второй – акцент на горячем цвете огня-символе пророка.
Третий – «аграрный» акцент, где Илия связан с плодородием, Фрол с целительством и Лавр с коневодством.
#Русский_Север #иконопись #вера #запискивбукваре
Традиционно, хочется показать Вам достаточно редкие северные образы святого.
Начну с прекрасного образа XIII в. из погоста Вазенцы на Онеге. Примитивность и искренность всегда где-то рядом.
Далее, Огненное восхождение Ильи Пророка XVI в. Эта контрастность и пропорции вызывают благоговейный трепет.
Иконы Илья Пророк в пустыне XVIII в. Первый – редкий ростовой образ святого, предстоящего Богу. Интересно, что здесь изображен не Бог-отец, а Воскресение Господне, дабы показать провозвещение Христова пришествия. Пустыня здесь не безводное место, а край, где стихия безраздельна (см. изобилие флоры).
Второй – акцент на горячем цвете огня-символе пророка.
Третий – «аграрный» акцент, где Илия связан с плодородием, Фрол с целительством и Лавр с коневодством.
#Русский_Север #иконопись #вера #запискивбукваре
Доброго дня, дорогие!
Мы вернулись и готовы работать дальше. Сейчас мы подводим итоги и занимаемся подготовкой спецпроекта.
Мы возобновляем публикации постов и через некоторое время с радостью поделимся своими материалами из поездки:
Благодарим, что Вы были рядом, продолжали поддерживать и писать нам в поездке. Это очень вдохновляет!
*
Ваш БУКВАРЬ
Мы вернулись и готовы работать дальше. Сейчас мы подводим итоги и занимаемся подготовкой спецпроекта.
Мы возобновляем публикации постов и через некоторое время с радостью поделимся своими материалами из поездки:
•
путевой дневник •
размышления •
мультимедиа •
контакты на местахБлагодарим, что Вы были рядом, продолжали поддерживать и писать нам в поездке. Это очень вдохновляет!
*
Ваш БУКВАРЬ
Интересный тезис для размышления перед сном:
Хороших скульпторов ещё меньше, чем хороших живописцев и дурно исполненная картина меньше оскорбляет религиозные и эстетические чувства, чем дурно исполненная статуя.
Может быть поэтому на европейском востоке и не приняты скульптурные священные изображения.
#душеполезное_чтение #запискивбукваре
Хороших скульпторов ещё меньше, чем хороших живописцев и дурно исполненная картина меньше оскорбляет религиозные и эстетические чувства, чем дурно исполненная статуя.
Может быть поэтому на европейском востоке и не приняты скульптурные священные изображения.
#душеполезное_чтение #запискивбукваре
В д. Ворзогоры Онежского района Архангельской области местные подсказали прекрасный способ ловли наваги зимой (ноябрь-декабрь) без крючка.
На протяжении всего лета заготавливается червь «пескожил», которого легко достать на няше (морское дно при отливе) специальной лопаткой – лызгарем. Молодые особи здесь называют «детским садом» и не используют в рыбалке, а крепкие толстокорые с грубой кожей, накопившие максимум питательных веществ становятся объектом поисков и неплохим дополнительным доходом для местных.
Найти червя можно по особой песчаной кучке в форме червя и особой дырочке в песке рядом. Необходимо копнуть поглубже между этими двумя маркерами и червь будет пойман.
Далее связывают «ожерелье», протягивая нить сквозь червя, главное не повредить кожу, чтобы червь не вытек. Некоторые рыбаки используют «пескожила» не целиком, а отрезают кровеносную систему.
Такое ожерелье вывешивают на сушку на свежий воздух, чтобы они подвялились.
У наваги хватательный рефлекс и подо льдом она жадно хватает этого червяка. Во время вытаскивания она не сопротивляется и рыбак может спокойно достать ее на лед, где она делает вдох и отлипает от удочки, не повреждая червя.
Одна местная жительница рассказывала как она на 3 пескожилов словила 300 «наваг» за 1,5 часа.
На фото как раз такое приспособление, которое могло крепиться к удочке или любой палке и позволяло за раз выловить несколько рыбин. Как видно, «пескожил» просто привязывался без использования крючка.
________
Вот такая поморская оптимизация процесса. Пользуйтесь!
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #хозяйство #запискивбукваре
На протяжении всего лета заготавливается червь «пескожил», которого легко достать на няше (морское дно при отливе) специальной лопаткой – лызгарем. Молодые особи здесь называют «детским садом» и не используют в рыбалке, а крепкие толстокорые с грубой кожей, накопившие максимум питательных веществ становятся объектом поисков и неплохим дополнительным доходом для местных.
Найти червя можно по особой песчаной кучке в форме червя и особой дырочке в песке рядом. Необходимо копнуть поглубже между этими двумя маркерами и червь будет пойман.
Далее связывают «ожерелье», протягивая нить сквозь червя, главное не повредить кожу, чтобы червь не вытек. Некоторые рыбаки используют «пескожила» не целиком, а отрезают кровеносную систему.
Такое ожерелье вывешивают на сушку на свежий воздух, чтобы они подвялились.
У наваги хватательный рефлекс и подо льдом она жадно хватает этого червяка. Во время вытаскивания она не сопротивляется и рыбак может спокойно достать ее на лед, где она делает вдох и отлипает от удочки, не повреждая червя.
Одна местная жительница рассказывала как она на 3 пескожилов словила 300 «наваг» за 1,5 часа.
На фото как раз такое приспособление, которое могло крепиться к удочке или любой палке и позволяло за раз выловить несколько рыбин. Как видно, «пескожил» просто привязывался без использования крючка.
________
Вот такая поморская оптимизация процесса. Пользуйтесь!
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #хозяйство #запискивбукваре
Вот так выглядел фильтр для очистки молока сеном в Онежском Поморье.
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #хозяйство #запискивбукваре
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #хозяйство #запискивбукваре
Немного о крестильной традиции:
По совершении крещения над младенцем, крестные отец и мать подают своих крестника или крестницу родителям, а они же - своим отцу и матери (деду и бабке), кланяясь при этом в ноги; это делается, вероятно почтенными к родителям детьми с целью, чтобы они полюбили и ухаживали за своим внуком или внучкою и, такими образом, помогли бы им вырастить и воспитать своих детей.
Тут же, после крещения, родительницей соблюдается обычай омовения в уединенном месте своей груди оставшеюся освященною водою, без чего не кормит младенца грудью.
#Русский_Север #этнография #вера #хозяйство #запискивбукваре
По совершении крещения над младенцем, крестные отец и мать подают своих крестника или крестницу родителям, а они же - своим отцу и матери (деду и бабке), кланяясь при этом в ноги; это делается, вероятно почтенными к родителям детьми с целью, чтобы они полюбили и ухаживали за своим внуком или внучкою и, такими образом, помогли бы им вырастить и воспитать своих детей.
Тут же, после крещения, родительницей соблюдается обычай омовения в уединенном месте своей груди оставшеюся освященною водою, без чего не кормит младенца грудью.
#Русский_Север #этнография #вера #хозяйство #запискивбукваре
Сегодня в Праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня хочу показать Вам одну из немногих церквей, посвященных этому празднику. Этот храм 1660 г. располагается на Кий-острове, Онежского района, Архангельской области.
Добираться морем от г. Онега, в настоящий момент в день осуществляется 1 рейс туда(утром) и 1 обратно (вечером).
Данная церковь построена «над кладезем», который является единственным источником питьевой воды на острове.
Эта церковь уникальна тем, что ее освятил Патриарх Никон, о чем свидетельствуют две каменные плиты (одна на алтарной апсиде, другая найдена в шахте колодца).
«Ископаша кладезь великий из камени дикого, и на том кладези построиша церковь каменную… Построе же той кладезь молитвами и трудами самого Святейшего патриарха». (Иоанн Шушерин, биограф Никона)
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #вера #храмостроение #архитектура #запискивбукваре
Добираться морем от г. Онега, в настоящий момент в день осуществляется 1 рейс туда(утром) и 1 обратно (вечером).
Данная церковь построена «над кладезем», который является единственным источником питьевой воды на острове.
Эта церковь уникальна тем, что ее освятил Патриарх Никон, о чем свидетельствуют две каменные плиты (одна на алтарной апсиде, другая найдена в шахте колодца).
«Ископаша кладезь великий из камени дикого, и на том кладези построиша церковь каменную… Построе же той кладезь молитвами и трудами самого Святейшего патриарха». (Иоанн Шушерин, биограф Никона)
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #вера #храмостроение #архитектура #запискивбукваре
Друзья, во время поездки мы оказались на Кий-острове в Крестовоздвиженском соборе.
Местный специалист обратил наше внимание на любопытную часть алтарного устройства: на высоте ~3-4 метров в одной из алтарных колонн имеется небольшое помещение и два отверстия, похожих на дверь и оконце (на нем сохранилась решетка). Как нам объяснили, единого мнения на счет предназначения этого помещения нет.
По приезде, мы покопались в документах и нашли описание данного объекта. Однако, нам кажется странным наличие «оконца» в случае, если предназначение соответствует описанию в источнике.
Нарочно не указываем документ и описание помещения, дабы услышать другие возможные версии.
У нас есть свое предположение о предназначении этой комнаты, которое мы обязательно озвучим.
Очень интересно и мнение специалистов @kartezianec @zalesje @captainpaleo @blindfatmeft @prichodru
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #вера #храмостроение #архитектура #запискивбукваре
Местный специалист обратил наше внимание на любопытную часть алтарного устройства: на высоте ~3-4 метров в одной из алтарных колонн имеется небольшое помещение и два отверстия, похожих на дверь и оконце (на нем сохранилась решетка). Как нам объяснили, единого мнения на счет предназначения этого помещения нет.
По приезде, мы покопались в документах и нашли описание данного объекта. Однако, нам кажется странным наличие «оконца» в случае, если предназначение соответствует описанию в источнике.
Нарочно не указываем документ и описание помещения, дабы услышать другие возможные версии.
У нас есть свое предположение о предназначении этой комнаты, которое мы обязательно озвучим.
Очень интересно и мнение специалистов @kartezianec @zalesje @captainpaleo @blindfatmeft @prichodru
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #вера #храмостроение #архитектура #запискивбукваре
https://yangx.top/storydark/211
Интересно, как змея (или ее труп) дает силу предметам.
В Вытегорском же уезде считалось, что когда выстрел из ружья хотя и попадает в зверя или птицу, но не убивает, а только ранит (живит), нужно в дуло ружья запустить змею; тогда всякий выпущенный заряд будет смертельный.
#Русский_Север #хозяйство #этнография #вера #запискивбукваре
Интересно, как змея (или ее труп) дает силу предметам.
В Вытегорском же уезде считалось, что когда выстрел из ружья хотя и попадает в зверя или птицу, но не убивает, а только ранит (живит), нужно в дуло ружья запустить змею; тогда всякий выпущенный заряд будет смертельный.
#Русский_Север #хозяйство #этнография #вера #запискивбукваре
Telegram
Расскажи-ка мне ска
Ни колом, ни пулей: как победить славянского оборотня
Ну что, рассказываю, как готовить оборотня à la russe и почему серебряная пуля не сработает. Нет у простого русского Вани серебряной пули. Средства расправы должны быть простыми и подручными. Давайте…
Ну что, рассказываю, как готовить оборотня à la russe и почему серебряная пуля не сработает. Нет у простого русского Вани серебряной пули. Средства расправы должны быть простыми и подручными. Давайте…
На Средней Печоре существовала одна любопытная легенда, объясняющая необходимость закрывать сосуды с пищей и напитками.
Некоего блудного беса встретил Ангел Господень и стал укорять: "Неужто нет у тебя нисколечко стыда, что ты в таком виде бродишь: весь грязный, в гнойных нарывах? Разве не можешь умыться в Печоре или в ручье каком-то?" — "Ух ты, — рассмеялся бес. — Ангелы, Архангелы всю воду освятили — и на Печоре, и в ручьях, и в озерах, все покадили: близко не подойдешь. Вот если только у какой небрежной хозяйки осталась посуда с едой или с водой без крышки, вот в них мы только и купаемся. Они весь наш срам, всю нашу нечистоту и пьют. Они-то всего этого не видят, потому что закрываем мы им глаза".
Вот потому и считалось, что обязательно надо открытую посуду закрывать или какую-нибудь деревянную палочку или щепочку поперек ставить, чтобы бес не зашел.
#Русский_Север #Коми #этнография #вера #хозяйство #запискивбукваре
Некоего блудного беса встретил Ангел Господень и стал укорять: "Неужто нет у тебя нисколечко стыда, что ты в таком виде бродишь: весь грязный, в гнойных нарывах? Разве не можешь умыться в Печоре или в ручье каком-то?" — "Ух ты, — рассмеялся бес. — Ангелы, Архангелы всю воду освятили — и на Печоре, и в ручьях, и в озерах, все покадили: близко не подойдешь. Вот если только у какой небрежной хозяйки осталась посуда с едой или с водой без крышки, вот в них мы только и купаемся. Они весь наш срам, всю нашу нечистоту и пьют. Они-то всего этого не видят, потому что закрываем мы им глаза".
Вот потому и считалось, что обязательно надо открытую посуду закрывать или какую-нибудь деревянную палочку или щепочку поперек ставить, чтобы бес не зашел.
#Русский_Север #Коми #этнография #вера #хозяйство #запискивбукваре
На Пудожском проселочном тракте в 85 метрах от дороги и в 5,5 км от Бережной-Дубровы к Пудожу лежит «конь-камень».
Этот камень по форме напоминает коня. Сам камень расположен на возвышенности и виден издалека. На южной стороне какие-то неразличимые слова, которые повреждены огнем, разводимым пастухами во время пастьбы скота в этой местности.
По местным поверьям, связанным с последними днями и Страшным Судом, в этой местности состоится кровопролитная битва и сильная война, что «река Ектыша, впадающая в реку Онегу, от крови будет яко огненная, и убитыя тела поплывут в крови, как головеньки. Тогда неприятельския силы и пушки будут стоять за этими камнями».
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #вера #запискивбукваре
Этот камень по форме напоминает коня. Сам камень расположен на возвышенности и виден издалека. На южной стороне какие-то неразличимые слова, которые повреждены огнем, разводимым пастухами во время пастьбы скота в этой местности.
По местным поверьям, связанным с последними днями и Страшным Судом, в этой местности состоится кровопролитная битва и сильная война, что «река Ектыша, впадающая в реку Онегу, от крови будет яко огненная, и убитыя тела поплывут в крови, как головеньки. Тогда неприятельския силы и пушки будут стоять за этими камнями».
#Русский_Север #Архангельская_область #этнография #вера #запискивбукваре
Сегодня мы отмечаем праздник Преображение Господне, а потому традиционно представляю Вам особенные иконы Русского Севера.
Начнем с труда иконописца Ивана Зубова (Архангельск, 1729 г.): особо впечатляет изображение Фаворского света поражающей глубины, как будто проступающего сквозь краску иконы.
В иконе Стефана Соколова (Великий Устюг, 1742 г.) также эффектно отображен Божественный свет, будто неон на контрасте с остальными цветами.
Особо необычной мне видится икона из Архангельской области середины XVIII в., главным образом из-за визуальной доминанты образа Иисуса Христа (чаще Спаситель и пророки изображаются одного роста друг с другом).
Икона конца XVIII в. вологодско-устюжского региона выглядит очень архаично, но тесно связана с культурой рококо. В частности, цветовая гамма иконы восходит к розово-голубым цветам светской живописи, но народное искусство наполняет образ суровой насыщенностью.
#Русский_Север #Архангельская_область #иконопись #вера #запискивбукваре
Начнем с труда иконописца Ивана Зубова (Архангельск, 1729 г.): особо впечатляет изображение Фаворского света поражающей глубины, как будто проступающего сквозь краску иконы.
В иконе Стефана Соколова (Великий Устюг, 1742 г.) также эффектно отображен Божественный свет, будто неон на контрасте с остальными цветами.
Особо необычной мне видится икона из Архангельской области середины XVIII в., главным образом из-за визуальной доминанты образа Иисуса Христа (чаще Спаситель и пророки изображаются одного роста друг с другом).
Икона конца XVIII в. вологодско-устюжского региона выглядит очень архаично, но тесно связана с культурой рококо. В частности, цветовая гамма иконы восходит к розово-голубым цветам светской живописи, но народное искусство наполняет образ суровой насыщенностью.
#Русский_Север #Архангельская_область #иконопись #вера #запискивбукваре
Семья жителей села Ворзогоры.
Какая добрая, но, к сожалению, безымянная красота!
Быть может кто-то признает в них своих предков.
#Русский_Север #этнография #география #фотография #запискивбукваре
Какая добрая, но, к сожалению, безымянная красота!
Быть может кто-то признает в них своих предков.
#Русский_Север #этнография #география #фотография #запискивбукваре
В Олонецких епархиальных ведомостях от 1903 г. № 13 описывается случай, очень похожий на то, что часто приходится получать современному человеку в WhatsApp.
В последнее время во многих местах усиленно распространяется посредством писем, неизвестно кем составленная, молитва. Молитва сопровождается следующими словами: «Кто эту молитву в продолжение 9-ти дней будет читать и пошлет 9-ти лицам, одному каждый день, уже после 9-ти дней желание его будет исполнено. Во время литургии в Новом Иерусалиме был слышен глас: «Накажу все народы». Кто же эту молитву будет читать, тот будет спасен от бедствий и напастей».
Вот текст этой молитвы: «Господи Иисусе Христе! Тебе молимся, Святый Боже! Очисти нас от грехов ради пречистыя крови, ныне и присно и во веки веков, аминь.
О, Иисусе Христе! Тебе молимся, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас и вся люди твоя; избави нас от вечных мук, ради пречистой крови Твоея.
Прости нам наши согрешения ради пречистой и пресвятой крови, ныне и присно, и во веки вековъ, аминь».
Очевидно, что это распространялось людьми далекими от истинного православия: искаженное Трисвятое, предсказание успешности молитвы, характерное заговорам, угроза бедствием и пр.
Мне же показалась интересным технология распространения.
__________
«Письма счастья» начала ХХ в.
#Русский_Север #этнография #вера #хозяйство #запискивбукваре
В последнее время во многих местах усиленно распространяется посредством писем, неизвестно кем составленная, молитва. Молитва сопровождается следующими словами: «Кто эту молитву в продолжение 9-ти дней будет читать и пошлет 9-ти лицам, одному каждый день, уже после 9-ти дней желание его будет исполнено. Во время литургии в Новом Иерусалиме был слышен глас: «Накажу все народы». Кто же эту молитву будет читать, тот будет спасен от бедствий и напастей».
Вот текст этой молитвы: «Господи Иисусе Христе! Тебе молимся, Святый Боже! Очисти нас от грехов ради пречистыя крови, ныне и присно и во веки веков, аминь.
О, Иисусе Христе! Тебе молимся, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас и вся люди твоя; избави нас от вечных мук, ради пречистой крови Твоея.
Прости нам наши согрешения ради пречистой и пресвятой крови, ныне и присно, и во веки вековъ, аминь».
Очевидно, что это распространялось людьми далекими от истинного православия: искаженное Трисвятое, предсказание успешности молитвы, характерное заговорам, угроза бедствием и пр.
Мне же показалась интересным технология распространения.
__________
«Письма счастья» начала ХХ в.
#Русский_Север #этнография #вера #хозяйство #запискивбукваре
Сегодня день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.
В нашей семье особенное отношение к этим святым, чья помощь неоднократно была замечена и осмыслена.
В нашей недавней поездке по Русскому Северу мы были, в том числе, и на Соловках. В конце нашего пребывания в Ворзогорах мы решили сходить в церковь, которая находится в перелеске между двумя деревнями, составляющими Ворзогоры. Мы смогли войти внутрь, подняться на колокольню и помолиться в тишине.
И только на обратном пути я понял, что перед нашим длинным броском из Архангельской области в Карелию, а далее в Соловецкую обитель, Бог открыл нам возможность посетить церковь, посвящённую этим великим подвижникам. Только с их помощью мы смогли пройти все сложности: успели получить справки за пару минут до конца приема, смогли найти жильё на самих Соловках, где все забронировано до февраля, благополучно выйти из шторма на обратном пути и тд.
#Русский_Север #Архангельская_область #келейное #запискивбукваре
В нашей семье особенное отношение к этим святым, чья помощь неоднократно была замечена и осмыслена.
В нашей недавней поездке по Русскому Северу мы были, в том числе, и на Соловках. В конце нашего пребывания в Ворзогорах мы решили сходить в церковь, которая находится в перелеске между двумя деревнями, составляющими Ворзогоры. Мы смогли войти внутрь, подняться на колокольню и помолиться в тишине.
И только на обратном пути я понял, что перед нашим длинным броском из Архангельской области в Карелию, а далее в Соловецкую обитель, Бог открыл нам возможность посетить церковь, посвящённую этим великим подвижникам. Только с их помощью мы смогли пройти все сложности: успели получить справки за пару минут до конца приема, смогли найти жильё на самих Соловках, где все забронировано до февраля, благополучно выйти из шторма на обратном пути и тд.
#Русский_Север #Архангельская_область #келейное #запискивбукваре