Zаписки традиционалиста
5.76K subscribers
1.17K photos
60 videos
12 files
1.14K links
Заметки и наблюдения
加入频道
К слову, позорная капитуляция грузинского правительства перед майданутыми не просто показывает полное отсутствие суверенитета у Грузии, но и подтверждает старое политическое правило: правительство, которое идёт на политические уступки, обязательно потеряет власть совсем. Это правило именно в таком виде сформулировал Меттерних. Он добавлял, что можно идти на уступки экономические и административные, но никогда ни на йоту нельзя уступать ни крошки своей политической власти, чтобы тебя не свергли. Таков был горький урок английской и французской революций и последующих вакханалий. Так что отныне иванишистский режим в Грузии обречён на свержение саакашистами-соросятами, как был обречен Янукович с момента первых уступок нацистскому майдану (отмены закона о запрете закрывать лица и отставки Азарова).

Конечно, важно ещё чувствовать волну своей эпохи и либо использовать её, оседлать её как тигра, либо же бороться с ней. Меттерних жалел, что родился в эпоху, когда ему оставалось лишь второе - держать и не пущать буржуазно-либеральную сволочь, пока хватит военных сил. Но он же предсказал, что столетием позже ситуация изменится и что в ХХ он, Меттерних, проявил бы себя иначе, как двигатель передовых отрядов. Пророчество сбылось, когда пришёл канцлер Дольфус (которого за малый рост в народе звали Миллиметерних) и восстановил в силе и славе по проекту Отмара Шпанна сословное, корпоративное, авторитарное государство - Ständestaat.

Ну а нынешним правителям хорошо бы иметь в виду всегда и максиму Меттерниха, и максиму Бисмарка: gegen Demokraten helfen nur Soldaten. Давите их, "демократов", всегда, везде, давите дубинками, пулеметами, Градами, Солнцепеками, Калибрами, Кинжалами. Так победим.
Правитель, единожды объявив о решении, должен принципиально довести его до конца. Увы, нарушение этого правила Россией стоит нам много крови и потерь, когда после торжественных обещаний трибунала над упырями из Азова и прочими наёмниками, после первых вынесенных приговоров их всех обменяли и выпустили. Ущерб для фронта и для репутации России как держащей слово страны колоссален. Теперь вот грузинский режим сдал назад и, уже неизбежно, вскоре падёт.

Блестящим образцом того, как нужно держать слово, кстати, был генералиссимус Франко. После гражданской войны он ведь так и не выпустил злостных республиканцев из тюрем. Когда испанские тюрьмы в 1940-м посетил Гиммлер, он был в ужасе от увиденного и сказал Франко, что не лучше ли смягчить наказание испанцам? Логика Гиммлера была расистской, геноцидной, антиправовой: он жадно истреблял другие народы, но ценил своих немцев по крови, даже если те были по взглядам левыми. Франко отвергал этот расовый взгляд: для него левые испанцы были исчадиями ада, а мусульманский легион марокканцев - своим родным. Это и называется государственное мышление.

Поэтому, когда в 1973 г. Франко приговорил убийц адмирала Карреро Бланко к смерти, он пошёл на принцип. Помиловать их просила вся "международная общественность", включая уровень Совета Европы и ООН (теперь-то мы знаем нутро этих организаций и кого они всё время защищают). Но Франко игнорировал все воззвания и молодых баскских террористов на службе ЦРУ таки повесил. Как далеко нынче нашей стране до такого государственного мышления!
Когда я в ноябре 2013-го в первые дни киевского майдана написал в Контакте (эта запись висит до сих пор), что Януковичу нужно прямо сейчас расстрелять около 10 тысяч майданутых и утопить майдан в крови, иначе будет война и сотни тысяч жертв, многие писали мне, считая это невероятным, безумным сценарием. Но я как историк уже знал, что так и будет.

Когда случился позор российской политики весной 2014-го - признание киевской хунты и отказ вводить войска - то я везде, в том числе в дневнике, написал, что это катастрофа и теперь через несколько лет неизбежна война намного большего масштаба и более трудная. Мои дневники всё это помнят.

Не нужно обладать какой-либо секретной информацией: достаточно знать историю, политологию и геополитику изучаемого региона, чтобы делать предельно точные выводы. И, конечно, самому прожить и пережить те удачные и неудачные примеры в разных странах, какие случились уже на моём веку.

Почему же тогда множество "политологов" с телеэкранов несло чушь и не видело дальше своего носа? Потому что они или сознательно лгали, или были невежественны, получив лишь формальное образование, лишённое всякой исторической и геополитической конкретики.
Книга Майкла Манна "Геноцид: тёмная сторона демократии" в своё время проговорила важнейший постулат политологии: доктрина демократии (власти народа) неизбежно приводит к геноциду, этническим чисткам, резне, депортации, беженству, потому что источником власти объявляется текущее население данной территории на данный момент.

Есть только один шанс прекратить геноциды, чистки и депортации: признание прав народов на сохранение своей этноязыковой идентичности в сочетании с историческим правом (порознь эти два принципа работать не могут). То есть судьба той или иной территории раз и навсегда определена в прошлом, предками периода основания и расцвета данной культуры, и это историческое волеизъявление народа не может быть пересмотрено никакими заменами населения на другое, никакими результатами выборов, опросов или референдумов.

Нужно прекратить апеллировать к мнению ныне живущих людей, ибо этот аргумент постоянно провоцирует репрессии и резню. Нужно апеллировать к историческому праву. Именно поэтому вся без исключения Украина - это Россия, Косово - это Сербия, Кипр - это Греция, Арцах - Армения, Тайвань - это Китай, а Мальвины - Аргентина. И т.д. и т.п.

И никакие "голосования" и "мнения" нынешнего населения спрашивать нет ни малейшего смысла. Обеспечение их базовых прав - да, это другой вопрос. Но - в составе того государства и/или той народной (!) традиции, кто имеет на это историческое право.
Большую часть своей 1500-летней истории большинство сербов не имели своего государства. А те, которые имели, не всегда контролировали Косово. По сути, Косово было в составе Сербкого государства всего лишь около 150 лет в доосманский период и 80 лет в новейшее время (1912-15, 1918-41, 1945-99 гг.). Однако это не отменяет того факта, что именно Косово и Метохия - центр сербского этногенеза и государствогенеза, сербской культуры и Церкви. Общеизвестно, что Косово до ХХ века называлось Старой Сербией, ибо с конца XVII века народ массово оттуда потянулся в Новую Сербию (ныне Воеводина).

На вопрос, когда там появились албанцы, истррическая наука знает вполне определённый ответ. На крайнем западе Метохии, в приграничной полосе сёл шириной пару км, албанцы были и в средневековье, но за вычетом этой ничтожной полосы в остальной Метохии и тем более в Косове никаких албанцев до XVI-XVII веков не было совсем. Их заселяли туда турки только в новое время. Все топонимы края до сих пор славянские.

Менее известно, что ключевую роль в снижении доли сербов сыграли не только постоянные убийства и террор на протяжении 300 лет, но и ассимиляция. С середины 19 по начало 20 века число сербских сёл и семей, которые сознательно сменили язык и одежды и албанизировались, достигало сотен случаев. Они повторили судьбу славян Южной и прибрежной Албании, которые албанизировались ещё в средневековье.

Поэтому косовары - это смесь переселенцев из северных горных албанцев-гегов с сербами-предателями. Тот же кровавый садист Хашим Тачи, бывший глава "Косова", происходит из рода бывших сербов, албанизированных и исламизированных около 1860 года.

Ну а что такое психология предателей, ненавидящих свою прежнюю идентичность, мы знаем на примерах "украинцев" (начиная с Галиции), босняков, азербайджанцев-пантюркистов, янычар из бывших христиан, ирландских и шотландских протестантов и проч. Это гумилевская антисистема в чистом виде. С антисистемами, напомню, во всемирной истории не придуманы другие эффективные способы борьбы, кроме их физического уничтожения.

Правда, в косовском случае есть ещё один специфический момент, относящийся к области медицинской патологии и имеющий аналоги опять-таки в Галиции...
Уже в период Древней Руси в зоне от Древлянской до Галицкой земли мы наблюдаем какой-то невероятный концентрат садистской жестокости и безумного криминального и политического беспредела со стороны местных элит. Нигде больше на Руси не было демонстративных убийств князей бунтовщиками, сожжений княжон на кострах, вакханалии ослеплений и проч., а как доказали археологи - и кровавых жертвоприношений идолам (пока монголы не покончили с этой практикой).

Это как-то связано с аномальной зоной Карпат, кто-то говорит о йододефиците, что странно: ведь всегда эти патологические припадки охватывали не все 100% населения, а лишь значимую его часть. На кого-то действует, на кого-то нет. Но что карпатская хтонь и чёрное колдовство очень сильны, на это указывал и Гоголь в "Страшной мести".

В ХХ веке карпатское безумие вылилось в зверства галицких "украинофилов" против своих собратьев, сохранивших русскую верность, в годы Первой мировой войны и гражданской войны, и ещё больше - в рамках ОУН-УПА, организации маньяков и упырей, в 40-е годы. То, что творили украинские нацисты, не поддаётся никакому рациональному объяснению, даже если учесть, что финны, прибалты, поляки, венгры, румыны и хорваты подчас от них не очень-то отставали.

Сейчас мы снова столкнулись с этой областью, заражённой сатанинскими, черномагическими влияниями. И дело не только в войне. Они ведь и в быту в мирное время ведут себя также. Несколько лет назад в Галиции один сосед поссорился с другим, привязал его к плугу и вёз 10 км, пока тот не умер и не развалился на части. И ведь этот бандеровский ген, видный уже во времена Древней Руси, действует не у всех, но, кажется, у большинства жителей лимитрофной прикарпатской зоны. Чтобы понять, почему, нам придётся рассмотреть зафиксированные медицински массовые психопатологии горных албанцев-гегов Метохии и прилегающих районов, ставшие мощнейшим политическим источником албанско-косоварского нацизма и неонацизма.
Что же мы видим в зоне горных албанских гегских кланов? Систему отрицательного биологического отбора за почти 500 лет османского господства, способствовавшую выживанию, особенно в Косове, специфических патологий, не только воспитательных, но и физиологических.

А именно - констатированное медицински (отсылаю к книгам Башмакова и Лаврина) желание убивать людей просто так, без рациональных причин. Это желание развивалось с детства и могло быть излечено в ряде случаев травмой головы или трепанацией, после чего пропадало. Эта болезнь привела к тому, что едва ли не каждый второй косовар к 18-19-20 векам был одержим страстью убивать всех встречных людей, даже без причин. При невозможности убивать, например, когда обычай это строго запрещал, многие албанцы не выдерживали и кончали жизнь самоубийством.

Один черногорский албанец был вынужден от голода поесть капусты в огороде семьи, которую он обычно убивал. Но обычай запрещает убивать тех, у кого ты поел. Тогда он покончил с собой, ибо не знал другого пути.

Другой рассказывал, что у него в черепе давление не даёт ни спать, ни есть, пока он не застрелит прохожего.

В Пече албанцы в начале ХХ века имели обыкновение устраивать охоту на сербскую молодёжь и играть их головами в футбол. Что уж говорить о такой албанской забаве, как вырезание глаз ножом и засыпание в них соли?

Во всей Гегерии даже в начале ХХ века нельзя было зажечь ночью свет при открытом окне. Бродившие по лесам албанцы обязательно стреляли в любые светящиеся окна без рациональных причин - они испытывали физическую ломку, если не выстрелят.

Кровная месть приводила к тому, что многие косовские албанцы всю жизнь жили в башне-куле без окон и дверей на втором этаже, с дыркой для туалета на улице и бойницей для ружья. Еду приносили женщины. Мужчины же жили десятки лет, не видя света и солнца, карауля в бойницу соседа. Они просто сходили так с ума и сжимали курок днём и ночью. Любой мужчина, подошедший к такой башне, мог быть застрелен.

Женщины имели право ходить свободно, на них кровная месть не распространялась. Они сеяли и пахали, торговали и растили скот, пока мужики сидели без окон и дверей на туалете с ружьём. Но и женщин могли убить грабители. Даже в католическом Шкодере сербская учительница всю жизнь прожила на одной улице, потому что выйти на соседнюю улицу значило быть убитой. И это в начале ХХ века.

В начале ХХ века косовары убили двух русских консулов. И если одно убийство было несомненным политическим заказом, то второго нашего консула убил его охранник-албанец без всякой причины, просто в приступе психического припадка, потому что он перед тем некоторое время никого не убивал и не мог больше вытерпеть.
Конечно, всё сказанное относилось не к абсолютно всей популяции косоваров, а лишь к большей части. Но и преобладания этого этоса хватало, чтобы жизнь там была невозможной. В отличие от всей остальной Албании (приморской зоны у гегов от Дурреса до Влëры и тем паче всей Тоскерии - местами также весьма и весьма разбойничьей, но нисколько не патологической, а вполне здравой).

В Черногории, Косове и Метохии эти патологические нравы (как албанцев, так и многих черногорцев - которые в основном суть ославяненные влахи) привели к тому, что доля смертности мужчин от кровной мести временами достигала 75%. Но черногорские власти с этим боролись и побороли, а турецкие власти в Албании поощряли это. В итоге к началу ХХ сформировалось население убийц-психопатов, неспособных к логическому мышлению и испытывающих физическую ломку при невозможности кого-то подстрелить.

Во Вторую мировую это приведёт к почти поголовной поддержке горными гегскими кланами нацистской Германии, их вступлению в части СС и нацистскую организацию "Балли комбетар". Причём они были настолько фанатичны, что когда в 1944 г. эмиссары Англии и Америки просили их хотя бы для вида пострелять в немцев, чтобы получить помощь союзников, те отказались и фанатично сражались за Гитлера до конца. Потом всё равно уцелевшие переехали в Англию и Америку и устроились агентами в Ми-6 и ЦРУ - обычная судьба неонацистов в лимитрофных странах. И когда сейчас поведение косовских властей вызывает оторопь, дело не только в том, что они исполняют приказы хозяев - они ещё сами по себе патологичны и неспособны к здравым контактам.
Таким образом, причина широкого распространения психопатологий в тех или иных регионах не вполне ясна. Тем более что всегда есть некоторая часть населения, которая им не подвержена. Ясно также, что если власти борются с этими явлениями, то это одна ситуация, а если поощряют и награждают их, то это другая.

То, что с подачи Запада в наши дни не только на Украине, не только в Албании, а вообще во всей огромной лимитрофной зоне "героями" объявлены отъявленные отморозки, садисты, маньяки, притом трусливые и лживые (лизавшие сапоги то одной, то другой, то третьей иностранной державе), а имена настоящих выдающихся людей и героев из этих же самых регионов и этих же самых народов стараются стереть из памяти, - очень плохой симптом. Симптом антисистемы, рождающей контртрадиционное антиповедение, где все нормальные традиционные ценности перевёрнутый с ног на голову. Способ борьбы с такими очагами антисистем, в общем и целом, один: физическое уничтожение.
Есть несколько степеней предательства. И чем больше степень, тем больше уровень расчеловечивания людей, утраты ими не только идентичности, но и простейших норм поведения. Возрастает доля систематической лжи и неспособности к договорённостям и проч.

Если в этой оптике рассматривать апостасию народов, то первая стадия представлена самим Западом, вторая - такими случаями, как Польша, третья (предательство в кубе) - изначальным украинством, а великорусские предатели и ассимилянты - это уже четвёртая степень, например.

Аналогично - примеры по Балканам и проч. Всегда такая цепь измен и подмен приводит к возникновению настоящей антисистемы и "зазеркальному" поведению в отношении родительского социума. Идеология антисистем всегда дуалистическая, чёрно-белая, манихейская. Из живых примеров действительно наглядны, кроме бандеровцев и исламистов, босняки, польские нацики и проч. В пределе возникает многовековая контртрадиция в очагах антисистем (случай той же Боснии и проч.)
Третий раз за столетие уничтожают Киево-Печерскую лавру и изгоняют из неё монахов. Первые два раза - атеисты, причём именно украинствующие (второй раз им помогал не кто иной, как Филарет Денисенко). Теперь - украинствующие сатанисты.

И все три раза юридическое обоснование одно и то же - Церковь не является собственником Лавры, ей по ленинскому декрету 1918 г. и советскому закону 1929 г. является государство. Нонсенс? Несомненно! Но нонсенс, ставший кошмаром и списанный с законов Франции, Нидерландов и прочих стран, где государство отнимает храмы и сносит их до основания или превращает в бары.

Современная Украина ни в чем не изменила дикое советское законодательство, лишавшее Церковь собственности на храмы. Она просто продолжает его применять теми же методами, какими полтавский обком КПСС при Брежневе сносил по ночам церкви - ссылкой на госсобственность. (Аналог - макронизм в современной Франции.)

При Януковиче и Азарове Олег Царев лоббировал перевод Лавры в собственность Церкви. Тряпка Янукович не решился, вместо этого был подписан указ 2013 г. о бессрочном пользовании Церкви "государственной" Лаврой. Теперь этот договор расторгают. Вставшие на защиту святыни верующие, открыто молящиеся за Россию - герои, но священноначалие УПЦ в общем и целом - предатели и отступники, потому, увы, у них отнимется и Киевская Лавра, а потом и Почаевская.

Ещё раз даю ссылку на свою прошлогоднюю статью о том, что постсоветская Украина с остервенением продолжала именно советские практики вандализма, проклятые уже отцом-основателем евразийства и великолепным знатоком малороссийских храмов Петром Николаевичем Савицким.

https://katehon.com/ru/article/anatomiya-ukrainskogo-vandalizma
Конечно, ситуация с планируемым разгромом величайшей святыни Русского и Вселенского Православия со всей ужасающей ясностью демонстрирует крах либерально-православных интеллигентских открещиваний от «средневековой» и «никогда не бывшей магистральной» концепции Москвы - Третьего Рима.
В мире есть тайна беззакония, и она уже в действии. И только Удерживающий, Катехон, Третий Рим, а не робкое блеяние об «общечеловеческой» морали и не апелляция к секуляризованным международным институтам, созданным на самом деле для дехристианизации и легитимации условного (а сейчас вполне себе и не условного) сатаниста зеленского в час Х, может силой остановить другую силу, силу тайны беззакония, сокрушив «варварские языки, брани хотящие» (Анафора Литургии свт. Василия Великого). В критический момент истории, когда всё спало и отпало, у миллионов православных остались только Бог, Патриарх и Россия.
Написал я тут одну обзорную работу по украинству в годы Гражданской войны (нужно по работе). Но писал с душой. С опорой на издания воспоминаний и публицистики тех лет силами Чемакина, Репникова, Пученкова... Безусловно, на первом месте всегда стоит Шульгин. Я же читал все тома его сочинений и сочинений его жены и соратников, которые издавались в последние годы, а это тысячи страниц увлекательного чтения и великолепного, риторически острого русского языка. Постоянно сравнивая тьму низости тех, кто в 1917-21 гг. записывался в "украинцы" из шкурных интересов, от Скоропадского до последнего из его чиновников, с низостью и мерзостью нынешних политиков и солдат ВСУ, я думал о том, как такое отребье вообще земля носит.

Вчера было видео одного укропа, который что-то там рассуждает... не на мове, нет, а на суржике или хуже того: на абсурдной смеси чисто русских слов с некоторыми украинизмами (русские "сопротивление", "поняли", "закончились" - вперемешку с мовным жаргоном, ибо каноничной мовы этот солдат явно не знает). По совести, я не могу винить англоамериканцев в том, что этот немолодой укроп, явно учившийся ещё в советское время, предал свой народ, свой язык, свою религию (да и всякую религию), свою культуру, нашу единую и общую родину. Каким бы ни было давление англоамериканцев (поистине, они заплатят неизбежный, тайный, адский процент, как говорил незабвенный Парвулеско), основная вина предательства всё же на самом этом укропе и на сотнях тысяч таких же, достойных только презрения.

Как бороться с этими гадами? Опять же, по завету Шульгина:

"Вырежьте у змей железки под зубами – там, где у них хранится яд. Пусть они изменят терминологию. Пусть называют себя русскими или малороссами, и тогда пусть проповедуют всё что угодно. В этом случае, верьте нам, – если и захотят ужалить, то не смогут".
Отнюдь не прекращая изучения самой разной философской и метафизической литературы, в Великий пост традиционно обращаюсь к сочинениям православных наставников. В этот раз отдушиной для меня стали духовные сочинения двух великих умов XIX столетия: Александра Скарлатовича Стурдзы и Фёдора Николаевича Глинки. Историки и филологи слишком часто пишут о них, но слишком редко читают их самих. Между тем именно это наиболее увлекательно и душеполезно.

Особенно после того, как я проследил за этапами многолетней работы Карпца по изучению и изданию Глинки; ну а Стурдза - обязательное чтение для православных апологетов. Как писал Пушкин:
Вкруг я Стурдзы хожу,
Вкруг библического,
Я на Стурдзу гляжу
Монархического...
В общем и целом Роман Антоновский прав (https://yangx.top/SonOfMonarchy/9228), а его совместная акция с левыми патриотами заслуживает одобрения. "Соглашение Дарьи Дугиной" даёт конкретные плоды. Это очень хорошо, что патриоты разных взглядов и разной интерпретации русской православной и российской государственной традиции учатся быть терпимы друг к другу.

Визг, истерика и матерная брань со стороны Дзерманта по этому поводу лишний раз показывает, что "Новая Евразия" - это антироссийская организация, мимикрирующая под патриотизм в сугубо провокационных целях. И мы хорошо знаем, куда тянутся ниточки от дзермантов, вахитовых и зарифуллиных. Можете не истерить так сильно: ни один ни левый, ни правый патриот России с вами рядом и близко больше не сядет, маски сорваны.
Итак, что из Стурдзы можно прочитать:

- Размышления об учении и духе православной Церкви; (это вообще главное сочинение Стурдзы и первая в 19 веке полноценная апология против католиков) ;

- Нечто о философии христианской;

- Нечто о этимологии и эстетике по отношению к истории и к науке древностей;

- Дань памяти В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя;

- Новейшие церковные события в Константинополе;

- Письма А.С. Стурдзы к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому.
При всех недостатках философской подготовки Стурдзы, он первым сделал полноценную антикатолическую апологию не на протестантских, а на сугубо православных аргументах. Ирония в том, что его книга была издана лишь во Франции и по-французски в 1818 году, а на русском вышла лишь двумя разными переводами аж в 2014 и 2015 годах (всерьёз изучаться стала примерно с 2000 года).

Примечательно богословие Струдзы, в котором не очень последовательно, но всё же выдерживается главный постулат традиционализма: истинное богопознание непрерывно передавалось от Адама до Христа и далее до наших дней. Несомненно, здесь Стурдза скрыто цитировал своего вечного оппонента и визави, незабвенного де Местра.

С рождения владея греческим и румынским языками, Стурдза без проблем следил за делами греческих патриархатов, способствовал открытию в них русских школ и знаменитому письму патриархов 1848 г. с обоснованием отличия от католичества.

Его переписка с известным владыкой Иннокентием раскрывает богатый мир гуманитарной деятельности Стурдзы в отношении училищ, сирот, мелких просителей и проч.

И всё же история запомнит Стурдзу главным образом не за это.
Стурдза - это человек, который лично привёл в православие и монархизм Пушкина и укрепил в них Гоголя и Жуковского.

Стурдза - это человек, который приложил огромные усилия для поддержки Россией греческого восстания, что и завершилось избранием его лучшего друга Иоанна Каподистрии президентом Греции. Подробности того, как это происходило, описал он сам, но очень ценен также позднейший труд Теплова, в котором особое внимание уделено убийству Каподистрии французскими агентами. В определённом смысле, кровь самого чистого и честного из греков лежит на подлом узурпаторе Луи-Филиппе.

Стурдза - это человек, который смягчал репрессивную в отношении православия голицынскую политику, а с другой стороны, унимал католических радикалов, отстаивая веротерпимость как принцип имперской политики.

Но венцом государственной службы Стурдзы навсегда остался написанный им в соавторстве с Александром Благословенным манифест о создании Священного Союза на евангельских началах, изрядно шокировавший Европу и прозванный "апокалипсисом от дипломатии". И это притом, что политически Стурдза всегда был реалистом: и когда разрабатывал меры против революционных настроений в университетах Германии, и когда вступал в полемику с де Местром о римском папстве.

В этом смысле ключом к курсу Стурдзы является сформулированный им принцип: французская революция с её последствиями показала монархам, что злоупотребления провоцируют революции, а народам - что революции хуже любых злоупотреблений.
Ура, вышла! Серия русских переводов Кумарасвами в последние годы продолжается стремительно. А год назад впервые вышла на русском и одна из книг Мартина Лингса.

https://yangx.top/ustim1960/618?single
Заслуга Стурдзы и, как мы увидим дальше, Фёдора Глинки в том, что они сочетали трезвый реализм в политике с принципиальным апокалиптическим, эсхатологическим настроением. Они привнесли эсхатологию в политику как реальный фактор действий, что было охотно воспринято незабвенным Александром I.

Когда говорят об отсутствии эсхатологизма в мысли славянофилов, забывают, что не только люди старшего поколения, как Стурдза, Глинка, Жуковский, Магницкий, Рунич, но и ровесники славянофилов - родившиеся в 1803-1809 гг. Тютчев, Одоевский, Гоголь, Смирнова-Россетт - были крайне эсхатологично настроены и привносили этот мотив в свои политические построения. Катастрофа 1848 года особенно сблизила их со старшим поколением (ср. стихотворное послание Фёдора Глинки Фёдору Тютчеву).

Таким образом, торжество позитивизма западников и оптимистического хилиазма славянофилов и почвенников было исторически недолгим и в целом совпало с эпохой Александра II. Со времён Леонтьева, Соловьёва и Тихомирова снова начинается великий поворот русской социально-политической мысли к эсхатологизму, его очередная волна. Следующая после неё волна произошла уже в наше, постсоветское время.