Forwarded from Меряфутурист
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Князь Андрей Дмитриевич Можайский и Белозерский (1382-1432), сын Дмитрия Донского, какими-то особыми свершениями не прославился, а известен более всего тем, что был патроном преподобных основателей монастырей Кирилла и Ферапонта Белозерских. Жена его Аграфена имела литовские корни, с ней у Андрея родились сыновья Иван и Михаил, у которых, как помним, все сложилось очень по-разному, но в целом весьма так себе, и дочь Анастасию, ставшую первой женой Бориса Александровича Тверского (и матерью первой жены Ивана III Марии Тверитянки).
И вот на ранних денгах Андрея Можайского помимо всяческих вполне понятных для князя грозных воинов с мечами, щитами и топорами обнаруживается очень уж странная на мой взгляд животина. Явно хищщщная, еще и хвостастая, но вряд ли родственница обычным для княжеских монет свирепым представителям семейства кошачьих.
Аким Трефилов.
#тверь #белоозеро #XVвек
И вот на ранних денгах Андрея Можайского помимо всяческих вполне понятных для князя грозных воинов с мечами, щитами и топорами обнаруживается очень уж странная на мой взгляд животина. Явно хищщщная, еще и хвостастая, но вряд ли родственница обычным для княжеских монет свирепым представителям семейства кошачьих.
Аким Трефилов.
#тверь #белоозеро #XVвек
Forwarded from Меряфутурист
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Финно-угорские «литейщицы»
Кто такие «Литейщицы»? Такое название ученые-археологи дали финно-угорским женщинам, в захоронениях которых были обнаружены вещи, связанные с литейным производством: специальные формы, кусочки металла. Эти женщины занимали особое положение в обществе волжских финнов, - отмечают ученые. А найденные обереги в виде костей и зубов животных говорят об их магической силе, направленной на сохранение рода. Их почитали, их боялись!
Сохранились ли сегодня следы этого феномена древней финно-угорской культуры? Ответы вы найдете в фильме-номинанте Всероссийского телевизионного фестиваля «Золотое кольцо».
https://www.youtube.com/watch?v=tsucjfuQNGg&t=413s
#марийцы #археология #финноугры
Кто такие «Литейщицы»? Такое название ученые-археологи дали финно-угорским женщинам, в захоронениях которых были обнаружены вещи, связанные с литейным производством: специальные формы, кусочки металла. Эти женщины занимали особое положение в обществе волжских финнов, - отмечают ученые. А найденные обереги в виде костей и зубов животных говорят об их магической силе, направленной на сохранение рода. Их почитали, их боялись!
Сохранились ли сегодня следы этого феномена древней финно-угорской культуры? Ответы вы найдете в фильме-номинанте Всероссийского телевизионного фестиваля «Золотое кольцо».
https://www.youtube.com/watch?v=tsucjfuQNGg&t=413s
#марийцы #археология #финноугры
YouTube
Финно-угорские «литейщицы»
Кто такие «Литейщицы»? Такое название ученые-археологи дали финно-угорским женщинам, в захоронениях которых были обнаружены вещи, связанные с литейным производством: специальные формы, кусочки металла. Эти женщины занимали особое положение в обществе волжских…
Костяную пластину от византийского ларца с изображением воина обнаружила экспедиция Института археологии РАН при проведении охранных раскопок в центре Суздаля.
Это крайне редкая и очень ценная находка на территории Древней Руси. Ранее археологи находили лишь отдельные костяные пластины и их фрагменты, украшенные художественной рельефной резьбой, при раскопках Гнездова, Смоленска, Новогрудка.
В Суздале такая пластина найдена впервые за все годы исследований.
Накладка была элементом украшения ларца, изготовленного на территории Византии в эпоху средневековья. Это костяная квадратная пластина, в центре которой вырезано изображение обнаженного воина в плаще. Воин показан в момент атаки, в левой руке он держит щит, в правой, занесенной для удара, – меч. Изображение выполнено очень искусно. Тонкие и проработанные детали: складки плаща, рельеф мышц воина, распущенные волосы – все это говорит о мастерстве резчика. Такой ларец мог быть изготовлен в мастерских Константинополя.
ИАРАН
#суздаль #археология
Это крайне редкая и очень ценная находка на территории Древней Руси. Ранее археологи находили лишь отдельные костяные пластины и их фрагменты, украшенные художественной рельефной резьбой, при раскопках Гнездова, Смоленска, Новогрудка.
В Суздале такая пластина найдена впервые за все годы исследований.
Накладка была элементом украшения ларца, изготовленного на территории Византии в эпоху средневековья. Это костяная квадратная пластина, в центре которой вырезано изображение обнаженного воина в плаще. Воин показан в момент атаки, в левой руке он держит щит, в правой, занесенной для удара, – меч. Изображение выполнено очень искусно. Тонкие и проработанные детали: складки плаща, рельеф мышц воина, распущенные волосы – все это говорит о мастерстве резчика. Такой ларец мог быть изготовлен в мастерских Константинополя.
ИАРАН
#суздаль #археология
Forwarded from Меряфутурист
Forwarded from Мерянский меметический фронт / Мерӓн мем
Forwarded from Меряфутурист
Мещёрская земля. Часть 1.
О Мещёре больше всего написано поэтических слов как об одном из красивейших уголков центра России. Несмотря на своё центральное положение, исторически Мещёра изучена мало, хотя в этнической истории России она занимает особое место. О Мещёре написаны десятки и сотни статей и книг, как дореволюционными историческими деятелями, так и современными историками и краеведами. Но до сих пор Мещера остается загадкой, разгадать которую не удалось никому.
https://www.youtube.com/watch?v=GJ9GHDTaR5Q&t=30s
#мещёра #финноугры #краеведение
О Мещёре больше всего написано поэтических слов как об одном из красивейших уголков центра России. Несмотря на своё центральное положение, исторически Мещёра изучена мало, хотя в этнической истории России она занимает особое место. О Мещёре написаны десятки и сотни статей и книг, как дореволюционными историческими деятелями, так и современными историками и краеведами. Но до сих пор Мещера остается загадкой, разгадать которую не удалось никому.
https://www.youtube.com/watch?v=GJ9GHDTaR5Q&t=30s
#мещёра #финноугры #краеведение
YouTube
Мещёрская земля. Часть 1.
О Мещёре больше всего написано поэтических слов как об одном из красивейших уголков центра России. Несмотря на своё центральное положение, исторически Мещёра изучена мало, хотя в этнической истории России она занимает особое место. О Мещёре написаны десятки…
Вологодские ножички.
Вологодские носили в голенищах огромные тесаки. Их праздники заканчивались жмуриками. Отмечали они то же, что и у нас в Совеге – Заговенье, Девятую и Гулящую – летние дни перед сенокосом. Нам было до них тридцатку болотом, но мы не пропускали их дней, а они приходили на наши. Поэтому-то у нас тоже начали носить ножички. Таскали и фунтовые гирьки на железных цепях – в драках ими проламывали головы. До пятидесятых милиция этими делами не интересовалась. Разбирались только если пришибали кого-то важного – бригадира или, не дай бог, председателя.
Соседа Кольку, погодка и родственника зарезали в собственной избе. У него собирались на танцы. И вот в самый разгар бесед стук. Колька вышел на мост и без лишних слов получил лезвие в сердце. Кто, почему? Теперь больше не вспомнить.
Дядя – он был старше на десять лет - первый послевоенный призыв – носил в голенище наган. Рассказывал, что тот спас его раза три в ситуациях «гуляю один по чужой деревне». Ствол он в итоге сдал - в конце пятидесятых, когда гуляние подприжали.
Традиции ушли с его поколением. У нас ножичков больше не было, мы дрались тем, что попадалось под руку. Я уже работал шофером, когда за нашим домом под мельницей, которую построил мой прадед – эта мельница сегодня стоит в Костроме в музее - шестеро наших прижали одного вологодского. Шли на него с кольями, а он отбивался жердиной. Я наблюдал за дракой из окна и увидел, как к вологодскому со спины подходит седьмой. Он аккуратно уронил его, и прежде, чем я успел выскочить и разнять, вологодского парня убили.
Андрей Павличенков.
#солигалич #костромскаяобласть
Вологодские носили в голенищах огромные тесаки. Их праздники заканчивались жмуриками. Отмечали они то же, что и у нас в Совеге – Заговенье, Девятую и Гулящую – летние дни перед сенокосом. Нам было до них тридцатку болотом, но мы не пропускали их дней, а они приходили на наши. Поэтому-то у нас тоже начали носить ножички. Таскали и фунтовые гирьки на железных цепях – в драках ими проламывали головы. До пятидесятых милиция этими делами не интересовалась. Разбирались только если пришибали кого-то важного – бригадира или, не дай бог, председателя.
Соседа Кольку, погодка и родственника зарезали в собственной избе. У него собирались на танцы. И вот в самый разгар бесед стук. Колька вышел на мост и без лишних слов получил лезвие в сердце. Кто, почему? Теперь больше не вспомнить.
Дядя – он был старше на десять лет - первый послевоенный призыв – носил в голенище наган. Рассказывал, что тот спас его раза три в ситуациях «гуляю один по чужой деревне». Ствол он в итоге сдал - в конце пятидесятых, когда гуляние подприжали.
Традиции ушли с его поколением. У нас ножичков больше не было, мы дрались тем, что попадалось под руку. Я уже работал шофером, когда за нашим домом под мельницей, которую построил мой прадед – эта мельница сегодня стоит в Костроме в музее - шестеро наших прижали одного вологодского. Шли на него с кольями, а он отбивался жердиной. Я наблюдал за дракой из окна и увидел, как к вологодскому со спины подходит седьмой. Он аккуратно уронил его, и прежде, чем я успел выскочить и разнять, вологодского парня убили.
Андрей Павличенков.
#солигалич #костромскаяобласть
Forwarded from WeHistory
Погребальные оргии – словосочетание весьма странное, не правда ли?
Тем не менее, есть свидетельства о том, что таковые практиковались сначала варягами – пришедшими на Русь северянами. Наиболее яркий источник, описывающий этот обычай, — Ибн-Фадлан, по дороге домой из Булгарии Волжской побывавший и в Росии (земле русов и росов). Помимо прочего, он стал он свидетелем и отхода в иной мир знатного мужа, одна из супруг которых обязывалась вызваться сопроводить любимого и перед смертью поочерёдно вступала в половую связь с его соратниками. Так они передавали ему своё уважение и частичку себя, а затем ладью с телом и супругой зажигали. И устраивали оргию, превращая скорбное мероприятие в праздник. Для христиан это было неприемлемо, как и сами оргии.
Судя по всему, обряд сожжения ладьи канул в небытие после Крещения Руси, однако распространённые оргии церковь искоренить так и не смогла. Долгое время и при царях, и даже императорах в глубинке практиковались оргии на свадьбах. Крестьяне таким нехитрым образом почитали культ плодородия через свои обычаи, соединяющий как плотские утехи, так и земледелие. Потому-то на свадьбах мы до сих пор можем услышать совершенно срамные частушки, нередко без обиняков описывающие желание супругов пойти совокупляться, или престранные игры с оттенком похабщины. Оказывается, всё это не плоды фантазии безумного тамады, но прямые заимстврвания из свадебных обрядов наших предков. Предков даже не в смысле из Древней Руси — более древних, из индоевропейского народа, который уже потом разделился на языковые ветви.
Источники: Белова О.Б., «Эротическая символика грибов в народных представлениях славян»; Мороз Е., «Веселая Эрата. Секс и любовь в мире русского Средневековья»;
Тем не менее, есть свидетельства о том, что таковые практиковались сначала варягами – пришедшими на Русь северянами. Наиболее яркий источник, описывающий этот обычай, — Ибн-Фадлан, по дороге домой из Булгарии Волжской побывавший и в Росии (земле русов и росов). Помимо прочего, он стал он свидетелем и отхода в иной мир знатного мужа, одна из супруг которых обязывалась вызваться сопроводить любимого и перед смертью поочерёдно вступала в половую связь с его соратниками. Так они передавали ему своё уважение и частичку себя, а затем ладью с телом и супругой зажигали. И устраивали оргию, превращая скорбное мероприятие в праздник. Для христиан это было неприемлемо, как и сами оргии.
Судя по всему, обряд сожжения ладьи канул в небытие после Крещения Руси, однако распространённые оргии церковь искоренить так и не смогла. Долгое время и при царях, и даже императорах в глубинке практиковались оргии на свадьбах. Крестьяне таким нехитрым образом почитали культ плодородия через свои обычаи, соединяющий как плотские утехи, так и земледелие. Потому-то на свадьбах мы до сих пор можем услышать совершенно срамные частушки, нередко без обиняков описывающие желание супругов пойти совокупляться, или престранные игры с оттенком похабщины. Оказывается, всё это не плоды фантазии безумного тамады, но прямые заимстврвания из свадебных обрядов наших предков. Предков даже не в смысле из Древней Руси — более древних, из индоевропейского народа, который уже потом разделился на языковые ветви.
Источники: Белова О.Б., «Эротическая символика грибов в народных представлениях славян»; Мороз Е., «Веселая Эрата. Секс и любовь в мире русского Средневековья»;
Медведи в древнерусских рукописях.
Замечательные миниатюры сканированные проектом "Зело".
Мы за последние 20 лет привыкли, что медведь, это символ правящей партии Единая Россия. Но символ этот не придуман ей, и всегда занимал важное место в русской геральдике и национальной мифологии. В «Титулярнике», рукописной книге 1672 года, иллюстрированной портретами московских монархов и эмблемами земель, можно найти три герба с медведями. Самый старый из них – Великого Новгорода, который появился на печати новгородского наместника в 1565 году.
Другой медведь изображен на гербе Перми. А самый узнаваемый "медведок стоячей" с секирой изображен на гербе Ярославля.
Медведь - это тотем автохтонов Верхневолжья, Севера и Урала - мери, чуди, веси, пермяков. Город Ярославль заложен Ярославом Мудрым на месте, где он встретил тотемного зверя мерян - медведя, отсюда и герб.
#геральдика #медведь
Замечательные миниатюры сканированные проектом "Зело".
Мы за последние 20 лет привыкли, что медведь, это символ правящей партии Единая Россия. Но символ этот не придуман ей, и всегда занимал важное место в русской геральдике и национальной мифологии. В «Титулярнике», рукописной книге 1672 года, иллюстрированной портретами московских монархов и эмблемами земель, можно найти три герба с медведями. Самый старый из них – Великого Новгорода, который появился на печати новгородского наместника в 1565 году.
Другой медведь изображен на гербе Перми. А самый узнаваемый "медведок стоячей" с секирой изображен на гербе Ярославля.
Медведь - это тотем автохтонов Верхневолжья, Севера и Урала - мери, чуди, веси, пермяков. Город Ярославль заложен Ярославом Мудрым на месте, где он встретил тотемного зверя мерян - медведя, отсюда и герб.
#геральдика #медведь
Forwarded from Цирк, пельменная и синагога (Ekaterina Solovieva)
РУСЬ СТЕКЛОПАКЕТНАЯ
Пару недель назад в славном древнем городе Галиче завершился пленэр "Русь Глубинная". Съехались художники-реалисты со всей страны, и под руководством заслуженной Ирины Рыбаковой живописали галичские дворики, домики с наличниками, старые крыши, цветущие сирени и тд. Почему-то художники-реалисты не стали писать главную реальность города - разруху, сайдинг, железные заборы и стеклопакеты, варварски врезанные в исторические дома.
Особенно циничным я считаю тот факт, что во время пленэра "Русь Глубинная" произошла кража фальцевых кровель и деревянной обшивки с десяти исторических домов в самом центре города, у которого есть статус исторического поселения. Домов, достойных восхищения, формирующих ту самую "Русь Глубинную", смотреть, фотографировать и живописать которую едут в Галич люди со всей страны и из-за рубежа.
Мы создали наглядную карту катастрофы, произошедшей в городе за последние полгода. Каким-то непостижимым образом было принято постановление о сносе 26 домов, 19 из которых имеют статус Исторически Ценных Градоформирующих Объектов, чей внешний облик положено сохранять.
Снести успели пять домов, среди них уникальный дом Дубовых.
С десяти домов в короткие сроки вдруг пропали крыши - посреди бела дня двое на "Газели" срезали кровлю, показывая удивленным горожанам какое-то разрешение. Так же с каждого дома спилили часть обшивки, якобы для кинодекораций. Инспекция прибыла на место, обследовала дома, инициировала проверку и запретила снос
.
Что вообще происходит в городе? Расселение из ветхого жилья? Очень хорошо - люди получают теплые квартиры с удобствами, но зачем сносить собственную историю? Уничтожать дома, которые строили деды и прадеды? Обладатели уникального плотницкого мастерства, они вручную тесали бревна, выбирали калевками профиля на досках, чтобы обшивка выглядела объемной. У каждого плотника был свой инструмент, и дома получались неповторимыми. Галич славился своей высокой строительной культурой.
В России реставраторов, которые могут сейчас построить или восстановить такие дома - немного, но они есть. И знают, как это делать. Старые дома можно восстановить и наполнить жизнью.
Задача властей и жителей города - сохранить, законсервировать, ограничить доступ к таким домам. Искать инвесторов. Интерес к наследию в стране огромный, есть очень много инициатив, да и президент недавно на Экономическом форуме отметил важность сохранения наследия и анонсировал выделение 351 миллиарда на эти цели до 2030 года. Но Галич словно живет в параллельной реальности, где нет места сохранению наследия.
Уничтожать старинные дома - это все равно что разорять могилы предков, сжигать книги, топтать семейные фотографии. Почему неравнодушных жителей в городе так мало? Неужели абсолютно все равно, как будет выглядеть "древний город Галич" через пару-тройку лет? Пленэры? Конечно! Уже и названия есть: "Русь Стеклопакетная", "Русь Сайдинговая" и "Русь Профнастильная".
Пару недель назад в славном древнем городе Галиче завершился пленэр "Русь Глубинная". Съехались художники-реалисты со всей страны, и под руководством заслуженной Ирины Рыбаковой живописали галичские дворики, домики с наличниками, старые крыши, цветущие сирени и тд. Почему-то художники-реалисты не стали писать главную реальность города - разруху, сайдинг, железные заборы и стеклопакеты, варварски врезанные в исторические дома.
Особенно циничным я считаю тот факт, что во время пленэра "Русь Глубинная" произошла кража фальцевых кровель и деревянной обшивки с десяти исторических домов в самом центре города, у которого есть статус исторического поселения. Домов, достойных восхищения, формирующих ту самую "Русь Глубинную", смотреть, фотографировать и живописать которую едут в Галич люди со всей страны и из-за рубежа.
Мы создали наглядную карту катастрофы, произошедшей в городе за последние полгода. Каким-то непостижимым образом было принято постановление о сносе 26 домов, 19 из которых имеют статус Исторически Ценных Градоформирующих Объектов, чей внешний облик положено сохранять.
Снести успели пять домов, среди них уникальный дом Дубовых.
С десяти домов в короткие сроки вдруг пропали крыши - посреди бела дня двое на "Газели" срезали кровлю, показывая удивленным горожанам какое-то разрешение. Так же с каждого дома спилили часть обшивки, якобы для кинодекораций. Инспекция прибыла на место, обследовала дома, инициировала проверку и запретила снос
.
Что вообще происходит в городе? Расселение из ветхого жилья? Очень хорошо - люди получают теплые квартиры с удобствами, но зачем сносить собственную историю? Уничтожать дома, которые строили деды и прадеды? Обладатели уникального плотницкого мастерства, они вручную тесали бревна, выбирали калевками профиля на досках, чтобы обшивка выглядела объемной. У каждого плотника был свой инструмент, и дома получались неповторимыми. Галич славился своей высокой строительной культурой.
В России реставраторов, которые могут сейчас построить или восстановить такие дома - немного, но они есть. И знают, как это делать. Старые дома можно восстановить и наполнить жизнью.
Задача властей и жителей города - сохранить, законсервировать, ограничить доступ к таким домам. Искать инвесторов. Интерес к наследию в стране огромный, есть очень много инициатив, да и президент недавно на Экономическом форуме отметил важность сохранения наследия и анонсировал выделение 351 миллиарда на эти цели до 2030 года. Но Галич словно живет в параллельной реальности, где нет места сохранению наследия.
Уничтожать старинные дома - это все равно что разорять могилы предков, сжигать книги, топтать семейные фотографии. Почему неравнодушных жителей в городе так мало? Неужели абсолютно все равно, как будет выглядеть "древний город Галич" через пару-тройку лет? Пленэры? Конечно! Уже и названия есть: "Русь Стеклопакетная", "Русь Сайдинговая" и "Русь Профнастильная".