Forwarded from Архитектурные излишества (Pavel G)
В селе Учма Ярославской области нашли очень простой, но действенный приём рассказать о людях и домах: рядом со зданиями висят старинные фотографии их владельцев.
📸Мария Максимова
📸Мария Максимова
Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
КАК КАРТОШКА ЛЕСА И РЕКИ СГУБИЛА: ростовское ландшафтостроение
Изначально статья была написана для интернет-журнала Школа жизни, потом я повторила публикацию на Проза.ру. Здесь - фрагмент:
«…овощи и картофель и нанесли в XIX веке самый ощутимый удар здешней природе. Поскольку в эту самую пору местной промышленной революции стали чуть не в каждом поселении возникать овощесушильные, картофелетерочные, крахмалосушильные, декстринные и прочие заводики. Леса интенсивно вырубались - топливо для заводиков было необходимо.
Эти «промышленные заведения» были крайне примитивны. Амбар с терочным аппаратом и деревянным насосом для воды, конный привод на 1-2 лошади; чаны для отстаивания картофельной муки. Крахмал отмывали на ручных ситах.
Работали эти заводы 1-2 месяца в году, часто устраивались экстренно - например, из-за плохой погоды, трудностей со сбытом, нежданно высокого урожая. Вред они наносили природе огромный. И, как выяснилось, не столько тем, что для сушки крахмала требовалось сводить на топливо лес.
Как понятно, для работы им требовалась вода. И для мытья картошки, и для отделения крахмала. В отход шли так называемые «соковые воды» - их нельзя было спускать в реки, невозможно было очистить в отстойниках, не получалось использовать для орошения (заводы стояли по берегам рек, а для того, чтоб «соковые воды» можно было подать на поля для орошения - нужно, чтоб эти заводы стояли выше полей).
Уже к началу XX в. ситуация оказалась настолько напряженной, что обсуждалась не в уездном, а в губернском земском собрании. При этом, кстати, выявились и другие беды от широкого развития в крае производств по переработке сельхозпродукции.
Со ссылкой на статистические данные губернский врачебный инспектор докладывал высокому собранию о том, что уезд, в котором так развита кустарная промышленность, занимает в губернии третье место по смертности населения, требовал: необходимо ни в коем случае не сбрасывать отходы производства в реки.
Однако ж практичные земцы должны были иметь в виду: «всякое стеснение картофельно-терочного производства должно отозваться крайне невыгодно на крестьянском благосостоянии». В общем, собрание то приняло, как и требовалось, «половинчатое» решение - во-первых, чтоб кустари о новых или перестраиваемых заводиках своих сообщали в земскую управу, во-вторых, чтоб «соковые и промывные воды» спускали в отстойные колодцы, а после этого - в овраги, реки, озера...
А самое главное - в решении губернского собрания этого было записано: «правила, которыя должны соблюдаться в производстве, никоим образом не должны мешать возникновению самого производства»…»
Полностью - тут
Изначально статья была написана для интернет-журнала Школа жизни, потом я повторила публикацию на Проза.ру. Здесь - фрагмент:
«…овощи и картофель и нанесли в XIX веке самый ощутимый удар здешней природе. Поскольку в эту самую пору местной промышленной революции стали чуть не в каждом поселении возникать овощесушильные, картофелетерочные, крахмалосушильные, декстринные и прочие заводики. Леса интенсивно вырубались - топливо для заводиков было необходимо.
Эти «промышленные заведения» были крайне примитивны. Амбар с терочным аппаратом и деревянным насосом для воды, конный привод на 1-2 лошади; чаны для отстаивания картофельной муки. Крахмал отмывали на ручных ситах.
Работали эти заводы 1-2 месяца в году, часто устраивались экстренно - например, из-за плохой погоды, трудностей со сбытом, нежданно высокого урожая. Вред они наносили природе огромный. И, как выяснилось, не столько тем, что для сушки крахмала требовалось сводить на топливо лес.
Как понятно, для работы им требовалась вода. И для мытья картошки, и для отделения крахмала. В отход шли так называемые «соковые воды» - их нельзя было спускать в реки, невозможно было очистить в отстойниках, не получалось использовать для орошения (заводы стояли по берегам рек, а для того, чтоб «соковые воды» можно было подать на поля для орошения - нужно, чтоб эти заводы стояли выше полей).
Уже к началу XX в. ситуация оказалась настолько напряженной, что обсуждалась не в уездном, а в губернском земском собрании. При этом, кстати, выявились и другие беды от широкого развития в крае производств по переработке сельхозпродукции.
Со ссылкой на статистические данные губернский врачебный инспектор докладывал высокому собранию о том, что уезд, в котором так развита кустарная промышленность, занимает в губернии третье место по смертности населения, требовал: необходимо ни в коем случае не сбрасывать отходы производства в реки.
Однако ж практичные земцы должны были иметь в виду: «всякое стеснение картофельно-терочного производства должно отозваться крайне невыгодно на крестьянском благосостоянии». В общем, собрание то приняло, как и требовалось, «половинчатое» решение - во-первых, чтоб кустари о новых или перестраиваемых заводиках своих сообщали в земскую управу, во-вторых, чтоб «соковые и промывные воды» спускали в отстойные колодцы, а после этого - в овраги, реки, озера...
А самое главное - в решении губернского собрания этого было записано: «правила, которыя должны соблюдаться в производстве, никоим образом не должны мешать возникновению самого производства»…»
Полностью - тут
proza.ru
Как картошка леса и реки сгубила?
В конфликт с природой человек вступает в ходе движения по пути прогресса. Наглядных свидетельств вековечной борьбы человека с природой мы можем наблюдать множество. Очевидный пример - редко когда вокруг городов - больших или малых - увидишь сколько-нибудь…
30 августа 1863 года родился Сергей Прокудин-Горский, знаменитый русский фотограф. Сергей Михайлович — пионер русской цветной фотографии, он принес эту технологию в Россию и развил ее до совершенства.
В первое десятилетие XX века Сергей Прокудин-Горский осуществил несколько масштабных фотоэкспедиций в 11 регионов империи. Часть коллекции его фотографий дошла до наших дней, и мы можем увидеть навсегда ушедшую цветную Великороссию столетней давности — людей, города и губернии, культуру и природу, монастыри и храмы, ремесла и промыслы.
#фотография #великороссия
В первое десятилетие XX века Сергей Прокудин-Горский осуществил несколько масштабных фотоэкспедиций в 11 регионов империи. Часть коллекции его фотографий дошла до наших дней, и мы можем увидеть навсегда ушедшую цветную Великороссию столетней давности — людей, города и губернии, культуру и природу, монастыри и храмы, ремесла и промыслы.
#фотография #великороссия
Скончался русский националист Владимир Попов, автор концепт-проекта «Русская Республика».
В ФБ пишут, что «Уходил он тяжело и долго, хоть и стойко держался до конца. По мере возможности он продолжал работать вплоть до последнего дня. Уже не в силах вставать, теряя силы, но не рассудок и волю. Продолжительная неизлечимая болезнь буквально разорила его семью, жену, двух малолетних дочек. 29 августа в 9-50 утра его невероятные физические мучения остались в прошлом.»
Он был известен в националистическом движении с начала 1990-ых годов - соратник РНЕ, председатель Всеславянского союза журналистов, учредитель Национально-Державной партии России. В начале 2003 инициировал создание Комитета за созыв Учредительного собрания «Русской республики», работал советником заместителя председателя Государственной Думы. Издатель газеты «Эра России» и журнала «Наследие предков». В последние десятилетие он жил с семьей в поселке Борисоглебский, Борисоглебского района Ярославской области.
Мне он запомнился словами сказанными про своих новых борисоглебских земляков, жителей борисоглебской и шире, ростовской округи, с которой 1200 лет назад начиналась история нашей страны:
«Исторически, рабско-холопская биомасса в России - это руссифицированная мерь, весь, водь, мещера, мурома, карелы, мордва и т.д. Славяне были колонизаторами на этой земле. Из Польши, в основном, приходили - это генетические исследования установили. Ассимиляции не было вплоть до 1917 года. Была руссификация. По крови население данных областей до сих пор меряне. Я тут живу и вижу это каждый день.
Феномен совка - это чухонско-мерянский ренесанс. Славянский элемент был тонкой городской прослойкой до 1917 года и был смыт революционной волной в Сибирь или за бугор в значительной мере.»
Мораль этой истории такова - жить на Ростовской земле и люто ненавидеть её детей, а значит в итоге саму эту землю, такая себе жизненная стратегия. Ненависть разрушает изнутри. Но при этом, если отбросить субъективные оценки, он признал, хоть и в виде хейта, очевидное - финно-угорскую основу великороссов Верхневолжья, то, что многие как раз не хотят видеть и признавать.
Покойся ныне с миром, вождь «Русской Республики».
Традиционалист.
#национализм #ксенофобия #ростовскаяземля
В ФБ пишут, что «Уходил он тяжело и долго, хоть и стойко держался до конца. По мере возможности он продолжал работать вплоть до последнего дня. Уже не в силах вставать, теряя силы, но не рассудок и волю. Продолжительная неизлечимая болезнь буквально разорила его семью, жену, двух малолетних дочек. 29 августа в 9-50 утра его невероятные физические мучения остались в прошлом.»
Он был известен в националистическом движении с начала 1990-ых годов - соратник РНЕ, председатель Всеславянского союза журналистов, учредитель Национально-Державной партии России. В начале 2003 инициировал создание Комитета за созыв Учредительного собрания «Русской республики», работал советником заместителя председателя Государственной Думы. Издатель газеты «Эра России» и журнала «Наследие предков». В последние десятилетие он жил с семьей в поселке Борисоглебский, Борисоглебского района Ярославской области.
Мне он запомнился словами сказанными про своих новых борисоглебских земляков, жителей борисоглебской и шире, ростовской округи, с которой 1200 лет назад начиналась история нашей страны:
«Исторически, рабско-холопская биомасса в России - это руссифицированная мерь, весь, водь, мещера, мурома, карелы, мордва и т.д. Славяне были колонизаторами на этой земле. Из Польши, в основном, приходили - это генетические исследования установили. Ассимиляции не было вплоть до 1917 года. Была руссификация. По крови население данных областей до сих пор меряне. Я тут живу и вижу это каждый день.
Феномен совка - это чухонско-мерянский ренесанс. Славянский элемент был тонкой городской прослойкой до 1917 года и был смыт революционной волной в Сибирь или за бугор в значительной мере.»
Мораль этой истории такова - жить на Ростовской земле и люто ненавидеть её детей, а значит в итоге саму эту землю, такая себе жизненная стратегия. Ненависть разрушает изнутри. Но при этом, если отбросить субъективные оценки, он признал, хоть и в виде хейта, очевидное - финно-угорскую основу великороссов Верхневолжья, то, что многие как раз не хотят видеть и признавать.
Покойся ныне с миром, вождь «Русской Республики».
Традиционалист.
#национализм #ксенофобия #ростовскаяземля
Curriculum vitae.
Anton Maltsev везет на объект нового работника. Из Чухломы. Собеседует его по дороге.
- Какое у вас последнее место работы?
- Дык в Москве, в центральной синагоге охранником работал вахтами. Мне не понравилось. То спать, то охранять. Да ну. Не мое.
- А до этого кем?
- Гробы в Чухломе делал. Тоже не понравилось. Горя много.
Тут я его спрашиваю мол, а была работа такая, чтоб нравилась?
- Да, как Индиану Джонса посмотрел в детстве, - мечтал археологом стать. Но так и не работал ни разу, даже на раскопках. Мертвых боюсь.
Фотография Владимира Варновского. Парфеньево, Костромская область, 1960-е.
Екатерина Соловьева. ФБ.
#жизнь #чухлома
Anton Maltsev везет на объект нового работника. Из Чухломы. Собеседует его по дороге.
- Какое у вас последнее место работы?
- Дык в Москве, в центральной синагоге охранником работал вахтами. Мне не понравилось. То спать, то охранять. Да ну. Не мое.
- А до этого кем?
- Гробы в Чухломе делал. Тоже не понравилось. Горя много.
Тут я его спрашиваю мол, а была работа такая, чтоб нравилась?
- Да, как Индиану Джонса посмотрел в детстве, - мечтал археологом стать. Но так и не работал ни разу, даже на раскопках. Мертвых боюсь.
Фотография Владимира Варновского. Парфеньево, Костромская область, 1960-е.
Екатерина Соловьева. ФБ.
#жизнь #чухлома
Forwarded from Рябчики въ сметанѣ
«Никакая домашняя птица не можетъ сравниться съ Ростовскимъ каплуномъ».
«Каплуны выкормыши Ярославской губерніи, Ростовскаго уѣзда, по крайней мѣрѣ лучшіе каплуны, которые во рту таютъ: такъ они мягки, нѣжны, сочны и жирны. Никакая домашняя птица не можетъ сравниться съ Ростовскимъ каплуномъ.
Въ прежнее время около Ростова, по деревнямъ и селамъ, откармливали каплуновъ слѣдующимъ образомъ: осенью, изъ раннихъ цыплятъ отбирали пѣтуховъ, конечно самыхъ крупныхъ, каплунили ихъ (кастрировали), и потомъ уже откармливали гречневой мукой, заваренной горячимъ молокомъ. Въ послѣдствіи увидали, что кастрація не приноситъ ровно никакой пользы, что ее надо бросить, предоставивъ другимъ каплунамъ—скопцамъ. Дѣло въ томъ, что во время операціи много пѣтуховъ погибало подъ ножомъ оператора. Теперь откармливаніе производится проще: отобраннныхъ молодыхъ пѣтуховъ — цыплятъ сажаютъ другъ отъ друга отдѣльно въ довольно тѣсныя помѣщенія, которыя у ростовскихъ крестьянъ устроиваются въ избахъ, подъ лавками. Птица въ своемъ заключеніи не можетъ не только гулять, но съ трудомъ отъ тѣсноты поварачивается (это дѣлалось такъ и прежде, когда пѣтуховъ еще каплунили). Сначала птица ѣсть сама кормъ, состоящій изъ овсяной муки, заваренной горячимъ молокомъ. (Нашли, что овсяная мука легче, скорѣе просиживается въ зобу) — Это называется самоклёвомъ. Когда же птица начнетъ жирѣть и ѣсть не охотно, тогда ее нѣсколько дней (10—12) кормятъ насильственно шариками величиной въ маленькій грѣцкій орѣхъ, приготовленными изъ упомянутой овсянки.
Ежели кормить пѣтуховъ погодовавшихъ, или еще болѣе старыхъ, какъ дѣлаютъ иные хозяева, то хоть птица бываетъ и очень жирна, но нѣжности, мягкости никогда не имѣетъ. Вотъ въ чемъ заключается секретъ откармливанія ростовскихъ каплуновъ».
(Кухня. Искусство ѣсть вкусно, здорово и дешево. 3-е изд. 1877).
«Каплуны выкормыши Ярославской губерніи, Ростовскаго уѣзда, по крайней мѣрѣ лучшіе каплуны, которые во рту таютъ: такъ они мягки, нѣжны, сочны и жирны. Никакая домашняя птица не можетъ сравниться съ Ростовскимъ каплуномъ.
Въ прежнее время около Ростова, по деревнямъ и селамъ, откармливали каплуновъ слѣдующимъ образомъ: осенью, изъ раннихъ цыплятъ отбирали пѣтуховъ, конечно самыхъ крупныхъ, каплунили ихъ (кастрировали), и потомъ уже откармливали гречневой мукой, заваренной горячимъ молокомъ. Въ послѣдствіи увидали, что кастрація не приноситъ ровно никакой пользы, что ее надо бросить, предоставивъ другимъ каплунамъ—скопцамъ. Дѣло въ томъ, что во время операціи много пѣтуховъ погибало подъ ножомъ оператора. Теперь откармливаніе производится проще: отобраннныхъ молодыхъ пѣтуховъ — цыплятъ сажаютъ другъ отъ друга отдѣльно въ довольно тѣсныя помѣщенія, которыя у ростовскихъ крестьянъ устроиваются въ избахъ, подъ лавками. Птица въ своемъ заключеніи не можетъ не только гулять, но съ трудомъ отъ тѣсноты поварачивается (это дѣлалось такъ и прежде, когда пѣтуховъ еще каплунили). Сначала птица ѣсть сама кормъ, состоящій изъ овсяной муки, заваренной горячимъ молокомъ. (Нашли, что овсяная мука легче, скорѣе просиживается въ зобу) — Это называется самоклёвомъ. Когда же птица начнетъ жирѣть и ѣсть не охотно, тогда ее нѣсколько дней (10—12) кормятъ насильственно шариками величиной въ маленькій грѣцкій орѣхъ, приготовленными изъ упомянутой овсянки.
Ежели кормить пѣтуховъ погодовавшихъ, или еще болѣе старыхъ, какъ дѣлаютъ иные хозяева, то хоть птица бываетъ и очень жирна, но нѣжности, мягкости никогда не имѣетъ. Вотъ въ чемъ заключается секретъ откармливанія ростовскихъ каплуновъ».
(Кухня. Искусство ѣсть вкусно, здорово и дешево. 3-е изд. 1877).
Прялка из Кологривского района, Костромской области.
Орел как на денге Петра Алексеевича и Анны Иоанновны.
Фото: Алексей Славика-Сын (С)
#прялка #кологрив #этнография
Орел как на денге Петра Алексеевича и Анны Иоанновны.
Фото: Алексей Славика-Сын (С)
#прялка #кологрив #этнография
Forwarded from Великорус
Как большевики создавали русских, уничтожая великорусов и преследуя тех же самых людей, что и царское правительство
После обыска Клюева вместе с изъятыми у него рукописями отвезли во внутренний изолятор ОГПУ, на Лубянку. Там ему дали заполнить анкету.
Год и место рождения: 1884, Северный край.
Род занятий: писатель.
Профессия: писатель, поэт.
Имущественное положение: нет (вписано рукой оперуполномоченного).
Социальное положение: писатель.
Социальное происхождение: крестьянин.
Национальность и гражданство: великоросс (“русский” – поправляет оперуполномоченный).
Партийная принадлежность: беспартийный.
Образование: грамотен (“самоучка” – вписывает оперуполномоченный).
Состоял ли под судом: судился как политический при царском режиме.
Состав семьи: холост.
https://vcisch2.narod.ru/KLYUEV/Klyuev.htm
После обыска Клюева вместе с изъятыми у него рукописями отвезли во внутренний изолятор ОГПУ, на Лубянку. Там ему дали заполнить анкету.
Год и место рождения: 1884, Северный край.
Род занятий: писатель.
Профессия: писатель, поэт.
Имущественное положение: нет (вписано рукой оперуполномоченного).
Социальное положение: писатель.
Социальное происхождение: крестьянин.
Национальность и гражданство: великоросс (“русский” – поправляет оперуполномоченный).
Партийная принадлежность: беспартийный.
Образование: грамотен (“самоучка” – вписывает оперуполномоченный).
Состоял ли под судом: судился как политический при царском режиме.
Состав семьи: холост.
https://vcisch2.narod.ru/KLYUEV/Klyuev.htm
Уважаемые подписчики! Прошу ознакомиться с замечательными историческими каналами моих коллег, уверен, что каждый из вас найдет в этом списке то, что его точно заинтересует.
• @popscienceru — «Загадки истории с Лысым Камрадом». Об истории-археологии — интересно, увлекательно и достоверно;
• @ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статья;
• @catx2 — Сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику. «Познавательно, информативно и с юмором» — таков наш девиз;
• @greatwarchannel — Канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир
• @lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Заходи на канал и узнаешь ;)
• @zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;
• @medievalnotes — "Записки о Средневековье". Хочешь в Средневековье? Заходи, и узнаешь, как там!
• @myretrospect — аудио и тексты с историческими фактами, о которых вы захотите рассказать друзьям;
• @religionlab — исследовательское пространство для гуманитариев. Религиоведение, культура, философия;
• @mexicalli — Авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть.
• @popscienceru — «Загадки истории с Лысым Камрадом». Об истории-археологии — интересно, увлекательно и достоверно;
• @ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статья;
• @catx2 — Сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику. «Познавательно, информативно и с юмором» — таков наш девиз;
• @greatwarchannel — Канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир
• @lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Заходи на канал и узнаешь ;)
• @zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;
• @medievalnotes — "Записки о Средневековье". Хочешь в Средневековье? Заходи, и узнаешь, как там!
• @myretrospect — аудио и тексты с историческими фактами, о которых вы захотите рассказать друзьям;
• @religionlab — исследовательское пространство для гуманитариев. Религиоведение, культура, философия;
• @mexicalli — Авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть.