РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Дуб Тимофей и Благовещенский холм
Эти два интересных природных объекта находятся рядом друг с другом, в 25 км к северу от Ростова Великого.
Ровно на полпути из Ярославля в Ростов (у деревни Коромыслово) справа примыкает дорога на  село Ильинское – Урусово.  Путь проходит через лесистую местность, где среди деревьев встречаются  дубы, иногда их довольно много. В одной из книг по природе Ярославской области середины 20 века было указание, что есть в нашей области три особенных места, где растёт  множество дубов, что не характерно для наших северных лесов. Одно из этих мест, обильных дубами – окрестности села  Ильинское - Урусово.

http://rostland.blogspot.com/2012/06/blog-post_05.html?m=0
Forwarded from Меряфутурист
Народы "Древней Руси" и полабские славяне.

В одном из тг чатов получил стандартный вопрос: "а в XVII-м веке были меряне?"

В Ростове, Суздале, Переславле, языковой переход свершился, по-видимому, на рубеже XV-XVI вв., а в Костромском Заволжье на рубеже XVII-XVIII вв.. Но где-нибудь в верховьях Унжи, в Унженско-Ветлужском междуречье носители языка вполне могли дожить до XIX века. Тут, правда, возникает вопрос о близости юго-восточных диалектов мерянского и северо-западных диалектов марийского. В то время, поздние меряне могли быть схожими с вытля маре (костромскими марийцами) до степени смешения...

В целом судьба меря похожа на судьбу полабских славян, которые онемечились примерно в тоже время. Мерянский, как и полабский дольше всего задерживался в городах и сельской местности в определённых социально-профессиональных маргинальных группах, например у рыбаков ("Меряжский язык" галичских рыбаков или "жгон" пимокатов - можно рассматривать как поздние отголоски мерянской речи). На острове Рюген полабский язык исчезает к XV в., (как мерянский в округе Ростова и Суздаля исчезает ~XV в.), а в регионе Вендланд дравено-полабский диалект просуществовал до начала XIX века.

Главное отличие мери от западно-славянского кейса заключается в том, что в силу чисто русских особенностей летописания из книжных источников про меря мы почти ничего не знаем (кроме нескольких упоминаний в ранних летописях и позднесредневековых житиях святых). Ничего не известно ни о генеалогии мерянских княжеских династий Ростова, Суздаля, Унорожа, ни о мерянском боярстве кое мы знаем под термином "ростовские и суздальские люди", ни о длительных русско-мерянских взаимоотношениях начальной истории IX-XII вв..

Не повезло и мерянскому языку, ареал которого некогда охватывал все Клязьменско-Волжское междуречье, Пошехонье и Заволжье. Не смотря на то, что многие факты (см. Ткаченко) свидетельствуют о том, что он сохранялся до первой четверти XVIII века, он так и не был записан, в отличии от вендского/полабского языка. Полабскому, в силу немецкой пытливости и цивилизованности, повезло больше. Около 1705 года вустровский пастор Христиан Хенниг (нем. Christian Hennig, 1649—1719 ) по записям речи крестьянина Яна Янишге составил Немецко-полабский словарь "Vocabularium Venedicum" (около трёх тысяч слов).

Источниковедчески мы — почти полное ничто, как и в случае с другими балто-славянскими и финскими народами ареала "Древней Руси": вятичами, галиндами, кривичами, весью, чудью, корелой, ижорой, муромой, мещёрой. Все мы "белые листы", которые нам предстоит кропотливо заполнять собственной историей, восстанавливая свои Имена на грани возможного.

#финны #западныеславяне #история
"Среди наших русских мужиков выражен финский тип". Археолог Владимир Вишневский.

28 августа 2015 года в музейном комплексе "Конный двор" Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника была открыта необычная для Подмосковья выставка "Финно-угры в древности и сегодня. Археологические находки и народные костюмы".

На ней были представлены редкие памятники Ратьковского финно-угорского, мерянского могильника VI-IX веков, открытые археологической экспедицией Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999 – 2015 годах. Участниками экспедиции были школьники из кружка "Юный археолог", организованного в 1983 году археологом Владимиром Вишневским.

Подробнее о прошедшей выставке читайте на Merjamaa http://www.merjamaa.ru/news/arkheolog_vladimir_vishnevskij_sredi_nashikh_russkikh_muzhikov_vyrazhen_finskij_tip/2015-09-03-1036

#история #сергиевпосад #финноугры
Forwarded from Меряфутурист
Этнос, Мир, Религия, Язык.

Сегодня занимался реконструкцией мерянской лексики по методу Сводеша. Это отличный инструмент для реконструкции по признаку схожести наиболее устойчивого базового словаря языков одной лингвистической группы.

И подумал о том, что лично для себя языковую реконструкцию я рассматриваю больше как магию. Восстановить язык, даже в искривленном по понятным причинам виде, это диктат сознания и воли — мощная магия. Наше Древнее перестает быть немым. Т.е. это, прежде всего религиозный акт, глубокая религиозная практика, изменяющая не только лично меня, но и мир вокруг меня. Это не только личная связь с предками их прошлым, их средой обитания, но и определенная Трансляция. Но это не про религиозную идею «народа в мире», это условие для полноценной реализации всего этого.

Но не будем забывать, что единственный случай полноценного возрождения языка почти с нуля — это иврит в Государстве Израиль. Всё, других таких кейсов нет, возрождение корнского и гэльского языков не в счет.

Чтоб возрождать язык на серьезном уровне — уровне сложного социума, надо иметь народ с идеей полной исключительности в мире и вселенной, вообще-то, а потому нужна новая экспансивная религия.

Всё религиозное сейчас происходит на очень сниженных плоскостях, очень фрагментарны все нарративы замешанные на старом национализме эпохи модерна, сейчас рулят — религии прав человека, экологизма, великих побед, потребления и тд.. Кроме того, религия, даже такая сниженная как сейчас, или защищает или экспансирует. Все зависит от внутренних условий. У наших братьев и соседей мари она чисто защитная — этническая вера гомеостатического уровня. А у нас должна быть экспансивная религия.

Что может быть полезно нам? Думаю этнографический возврат в избы с каменными очагами — будет не интересен, стремление к звездам, о чем человечество уже мечтало, не цепляет, даже Маска. Потребление вышло на плато. С былыми свершениями все тоже давно понятно.
Я думаю, что нашей религией может стать агрессивная защита мерянских Матерей Воздуха, Земли, Воды и Леса. Вот кого теперь никто (и давно) не защищает. Работы — непочатый край: монструозные мегаполисы сжирающие ресурсы и души людей, проблемы с их грязными производствами и отходами, вырубки наших священных лесов, ГЭС уничтожающие экосистемы наших священных рек, химикаты сжигающие нашу священную землю, противостояние лоббистам Загрязнения не имеющим никаких этнических корней — направлений море.

Главный девиз «возвращение Земле Предков — чистоты». Вернём Мерянии Истинную Диалогичность! Услышим Истинные Голоса Нашей Земли!

Про это еще 10 лет назад Александр Трифонов писал. Мерянская Вера, мерянский Образ — Merän Kojä, это экологизм, жизнь в субурбе, малом городе, лесу, религия чистой среды обитания. Наши предки жили чисто. Их Души в деревьях и травах, в источниках, болотах, реках и озерах — ухаживаем за ними — общаемся с душами предков, получаем Силу Их Благословения. Речь о религиозном экологизме. Но этого мало. Общаться с духами предков на их давнем священном языке — это для элиты движения, для рядовых членов — направление агрессии, которой очень много в нашем мире. Деконструируем всепожирающие агломерации уничтожающие природу, родовую мерянскую память и высасывающие души наших людей, очищаем реки, развиваем экологическое сельское хозяйство. Стратегии «чистого производства», «чистой энергетики», «Zero waste» в приоритете... Нет религии без желания преобразовать окружающий мир.

Изначальный язык этноса, тонкое понимание, реконструкция и репродуцирование этнических традиций, тихие энергии личных и родовых практик — приложатся в процессе.

#меря #будущее #религия
Forwarded from Меряфутурист
Шювар — волынка-пузырь.

Примерно так, как на видео марийского музыканта Ивана Каменщикова, выглядел древний мерянский пузырь-волынка называвшийся по-мерянски "шювар".

Археологический сезон 2020 года подарил нам интереснейшую находку сделанную в городе Александров Владимирской области. Там, входе раскопок на Советской площади находящейся на исторической высокой горке над рекой Шерной, имеющей мерянское название "Кукуй" (высокое место на котором в старину праздновали Иванов день — Кукуй) была найдена — волынка, духовой инструмент распространенный некогда у всех волжских финнов. Очень хорошо сохранилась сама дудка и пузырь, который к ней примыкает. Датируют находку второй половиной XVI в., на вид она точная копия классического марийского шувыра. По-видимому это наш, местный архаический вариант мерянской волынки, на наших землях она давно исчезла, а марийцы этот тип сохранили.

Подтверждением этой версии может послужить топонимия Мерянской земли. В судном списке 1543 г. (РГАДА. Ф. 281. Ярославль. № 10/14758), впервые изданном еще Н. П. Лихачевым (Лихачев Н. П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. Спб., 1895. С. 195-210) описывается дело между князем Федором Мстиславским и Спасским монастырем где в перечне спорных деревень упоминается деревня Шюваркино.

Деревня-то, понятно, по посессивному варианту от антропонима Шювар(ка). У Веселовского и Черных в их Ономастиконах к сожалению ничего нет. Хотя есть очень редкая фамилия Шуваркин явно происходящая от прозвища Шуварка.

По-видимому этимология топонима и антропонима близка марийскому:

шӱвыр — пузырь/волынка в луговом марийском
шӱвӱр — пузырь/волынка в северо-западном марийском
шӱвӱрӓн — пузырь в северо-западном марийском

Вероятно форма шювар — пузырь/волынка бытовала в позднем мерянском, или это искаженное русским языком мерянское слово, гипотетически близкое к северо-западному марийскому шӱвӱр.

У этого мерянского топонима есть и русская калька — Пузырёво, такие названия встречаются в Ярославской области.

Видео: Иван Каменщиков https://vk.com/id154794424

#меря #мари #музыка #мерянскийязык
"Чудесное яблоко". По мотивам сказки Ефима Честнякова.

В дивном Мерянском краю, за галич-мерьскими горами, за кологривскими борами, в унженской деревеньке Шаблово жил-был сто с лишним лет назад маленький мальчик Ефимко Честняков.

Жил он поначалу совсем обыкновенно, как жили в то время все деревенские ребятишки в Завожье. Весною верхом на прутике по тёплым проталинам скакал, в летнюю пору с мальчишками на Унжу бегал, осенью в избе у окошка сидел да на дождик глядел, а как первый снег на землю упадёт, так и опять Ефимку домой не заманишь. Опять он с друзьями на улице, опять бегает там, катается с горушек на саночках до самого позднего часа, до вечерней зари.

И может, и дальше бы у него всё шло обыкновенно, да только семья-то, в которой Ефимко рос, была с особинкой. Заключалась эта особинка вот в чём. Все любят сказки, да не все умеют их складывать. А вот в доме Честняковых что ни вечер, то и новая сказка, то и новая побасёнка. Новая, весёлая, до сей поры никем ещё не слышанная.

Жил-рос Ефимко, стал художником, поэтом-философом и сказочником. Никогда не забывал он свои детские сказки. Характерный пример тому — его картина «Чудесное яблоко» экспонируемая сейчас в Костромском музее-заповеднике и одноименная сказка, впервые опубликованная в 1914 г. в детском издательстве «Медвежонок».

По мотивам этой сказки о чудо-яблоке, в 1988 году режиссёр Лидия Сурикова сняла этот замечательный мультфильм. https://www.youtube.com/watch?v=rdyS-4u5sTs

© ЭКРАН, 1988 г. Лидия Сурикова.

#ефимчестняков #меря #сказка
Канун смуты.

В который раз перечитываю Флетчера. Нет, не поэта старой Англии. Джильса Флетчера, доктора гражданского права, посланника английской королевы к московскому царю Фёдору Иоанновичу в 1588 году (в целях развития торговых отношений). Заглянув в это европейское зазеркалье, дипломат, похоже, изумился и немедленно сел за написание книги, и его впечатления, в свою очередь, не могут не впечатлить нас, тех жителей современной России, которые сегодня дают себе труд наблюдать и сравнивать.

Ещё со времён Ивана Грозного стараниями царя и близких к нему людей страна была превращена в полигон для разграбления. Флетчер пишет, что он не знает большего порабощения простолюдинов, чем наблюдает здесь, в Московии. Народ унижен до рабского состояния. Земля, любое имущество человека принадлежит ему только по названию, «а на самом деле нисколько не ограждено от хищничества и грабежа как высших властей, так даже и простых дворян, чиновников и солдат». А потому развивать хозяйство нет смысла, а стать зажиточным даже просто смертельно опасно: тебя не только ограбят (что не диво), но и убьют. «Народ, будучи стеснён и лишаем всего, что приобретает, теряет всякую охоту к работе».

Как следствие - заброшенные «многие деревни и города, в полмили или в целую милю длины». По дороге к Москве только между Вологдой и Ярославлем Флетчер насчитал около полсотни таких совершенно пустых поселений. То же, как пишет он, ссылаясь на очевидцев, и в других концах страны.

Законы продуманы так, чтобы сподручней было людей содержать в рабстве и послушании. Из своего сословия не выходить, по стране не передвигаться, простому человеку, тем паче инородцу вроде пермяка или черемиса, не иметь оружия и воинских навыков: а мало-мальский интерес человека, даже горожанина, к наукам вызывал подозрение властей и окружающих.

Собственно, рабами, с таким устройством власти в стране, становились все. И не случайно лица даже высшего ранга в письмах к царю именовали себя холопами. Никто не мог чувствовать себя в полной безопасности. Курс этот был задан ещё в год безоблачного младенчества Флетчера, когда сразу после победы над вековым врагом Москвы - то есть в первые дни по взятии Казани - молодой царь Иван сделал сногсшибательное заявление. По свидетельству героя битвы Курбского, вместо того, чтобы поздравить и поблагодарить израненных победителей, дворян и бояр, государь изволил заявить, что теперь, когда главный враг разбит, ему ничто не помешает разобраться с самими героями-победителями.

Писавший об этом просвещённый Курбский своей судьбой как раз и проиллюстрировал тему: бегство в ВКЛ спасло его от неминуемой смерти. А земляки мои, князья Палецкие, например, не убереглись, и некогда славный род, спасавший, бывало, московских великих князей, кровавым их наследником был уничтожен.

Как историк Ивановского края, не могу не помянуть ещё один наш, местный, княжеский род высшего ранга, что от Рюриковичей: Шуйские! И.П. Шуйский был - ни много, ни мало - регентом при юном царе Фёдоре! Куда, вроде бы, выше для обеспечения собственного спокойствия, но и это не спасло его от гибели в результате интриг у подножия трона. Не помогло даже то обстоятельство, что в распоряжении Шуйского было немало вооружённых сил, а в числе его обширных владений имелись крепости - и Шуя в сердце его владений, и новенькая Кинешма, рассчитанная на пороховые сражения и усиленная волжской судовой ратью...

Подобная организация власти обычно приводит к смуте даже в, казалось бы, могучем, великом государстве. Известное нам Смутное время начала XVII века стартовало, на самом деле, ещё в середине 90-х годов XVI-го. И снова не обошлось без наших земляков, на этот раз совсем не знатных. По мнению известного историка Р.Г. Скрынникова, лухские земли стали «первым очагом вооруженного выступления «разбоев» - простолюдинов, которым власть не оставила иного способа добычи пропитания, кроме грабежа с оружием в руках. Народ переступил черту.

Он, на самом деле, легко переступает...

Павел Травкин.

#смута #XVIвек #московия
Меря и славяне Волго-Клязьменского междуречья в эпоху христианизации. Часть 1.

В средневековой Руси взаимоотношения финноязычных и славяноязычных племен являлись одной из главных составляющих исторического процесса формирования древнерусской народности и раннефеодальной социально-политической системы. Данные антропологических и генетических исследований показывают значительную роль финно-угорского субстрата в русском генофонде. Но многие реальные стороны взаимодействия славянских и финно-угорских популяций на разных хронологических срезах с учетом региональной и микрорегиональной специфики до сих пор остаются недостаточно изученными. Кроме того, преувеличенное значение придавалось «мирному» интеграционному характеру взаимоотношений разноэтничного населения. Для достижения полноценной интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие права всех этнических групп жить как культурно различные народы.

Многочисленные факты указывают на то, что при расселении славяноязычных сообществ на огромных пространствах Восточной Европы интеграция не являлась основной формой межэтнического взаимодействия с автохтонами этих территорий.

Подробнее читать на Merjamaa - www.merjamaa.ru/news/ugry_i_slavjane/2016-03-22-1112
Forwarded from Меряфутурист
А за Угрой - "литвины".

В тему набирающего популярность литвоманства. Сегодня, читая статью В.Н. Темушева "Проблема реконструкции Московско-литовской границы в XV в." (*) вспомнил как 20 лет назад, во время поездки по голядско-вятичским городищам р.ж.в и раннего средневековья, Вадим Казаков, калужский краевед и родоначальник современного вятичского дискурса, рассказывал, что в XIX веке калужане тех, кто живет за Угрой называли "литвинами".

Темушев пишет, что на середину XIV в. можно условно выделить пограничную полосу между Московскими и Смоленскими землями, одну сторону которой составляла р. Протва с пограничным городком Вышгородом, а другую — р. Угра. Характерно, что в 1352 г. московский великий князь шел на Смоленск не напрямую (Москва — Можайск — Вязьма — Дорогобуж — Смоленск), а через Вышгород на Протве и р. Угру. Очевидно, такой маршрут был продиктован какими-то причинами. Вполне вероятно, что в то время наиболее удобная дорога на Смоленск шла именно через р. Угру.

Что это нам дает в остатке - временной промежуток между смоленско-московской границей в XIV в., карачевско-московской границей рубежа XV-XVI вв., и свидетельством из калужской этнографии составляет 400-500 лет. Устойчивое понимание, что мы не "литва" у калужан сохранялась на протяжении веков.

Спросил Вадима про источник упоминания "литвинов" за Угрой, он ответил что надо искать в калужских краеведческих публикациях. Литература для пытливых http://kokm.ru/ru/publications/printing_publications/

(*) Журнал: Працы гістарычнага факультэта БДУ : навук. зб. Вып. 5 — Мінск : БДУ, 2010

#балты #смоленскоекняжество #верховскиекняжества
Золотое кольцо. Говорят депутаты.

Намедни было 32 года со дня выхода первого номера ярославской газеты "Золотое кольцо", созданной как издание, альтернативное местной коммунистической прессе. Редактором новой газеты депутаты тогдашнего областного совета выбрали сибиряка Бориса Черныха, бывшего политзаключенного. Об этом рассказывает Евгений Ермолин:

"Уж не знаю, что было у них в голове (большинство из них были, по сути, правоверными советскими чиновниками), никто из них потом мотивацией выбора не поделился. Иногда мне кажется, что отсутствие у Черныха опыта и связей с местными реалиями, его творческая натура казались им залогом того, что затея провалится к радости тогдашнего властного истеблишмента. Однако чего-то учтено не было. Может, прецедента, о котором и сам Черных скорее всего не знал, когда редактором ярославского "Северного края" в начале ХХ века стал тоже сибиряк-вольнодумец, Василий Михеев (после смерти Эдуарда Фалька), и газета ярко заявляла о себе еще года три, пока ее не сжили со света цензурными рогатками.

Черных замыслил народную региональную газету российского уровня. Региональный охват и российский уровень не состоялись, ресурса явно не хватило, да и сам Б.Ч. вскоре покинул издание, а демократическую направленность газета имела довольно долго, лишь постепенно она ослабевала, и к концу своего существования газета потеряла поддержку читателя. Но это было много позже."

Один из читателей Ермолина в комментах спрашивает: Что было плохого в партийной газете "Северный край"? Что стало лучше в газетах "Северный край", "Золотое кольцо", "Караван рос" ?

Не забывайте, свободная пресса всегда лучше несвободной, см.: Маркс К. Запрещение Leipziger Allgemeine Zeitung и Оправдание мозельского корреспондента. Если добавить к этому марксовы Дебаты 6 рейнского ландтага о свободе печати, то ответ на эти вопросы сложится сам собой.

#ярославль #1990ые
Сон в Мологе.

«Уголок земли, угодный Богу,
Вешнею водою унесло...
Расскажи мне, мама, про Мологу,
Только не печально, а светло.

Расскажи о незабытом прошлом,
Не замытом сроком и песком,
Повтори, как тот узор на прошве,
Что в Мологе связан был крючком.

Не про то, как разрушали храмы,
На родных погостах жгли кресты, -
Расскажи, как перед образами
От мирской спасались суеты.

Как звучал призывно, вдохновенно,
Колокольный перезвон живой,
Как в субботу мыли непременно
В доме пол, до белизны, сдресвой

Не о том, как вынимая рамы,
Связывали гонки из домов,
Расскажи, как в ночь и утром ранним
Слушали последних соловьев.

...Да не ведать уж того Мологе,
Как, домой, вернувшись, соловьи,
Словно заплутавшие в дороге,
Мест своих родимых не нашли.

...Расскажи мне, мама, про Мологу,
Распахни в ушедшее окно,
Я себе возьму твою тревогу,
Расскажи... Но мамы нет давно».

Зоя Горюнова. «Расскажи мне, мама, про Мологу...»

Сон в Мологе - Молога Ярославской области - Письма из провинции.

#молога #ярославскаяобласть
Меря и славяне Волго-Клязьменского междуречья в эпоху христианизации. Часть 2.

Очевидно, сложность меряно-славянских отношений была основной причиной неудачного начала христианизации Ростова. Ни славянское, ни мерянское население не было готово отказаться от «веры предков» и тем самым от своего «славянства» или «мерянства». Потеря связи со своей «исконной» религией означала выпадение из их изначального этносоциума. Предположительно, еще в период великого княжения князя Владимира Святого (но, может быть, и несколько позднее) сюда последовательно были направлены два епископа – Феодор, а затем – Иларион. Подробности их миссионерского служения в Ростове неизвестны. Они оба уехали из города, не выдержав сопротивления язычников. По сообщению жития следующего епископа Леонтия, «преже бывшии ту епископи Феодор и Ларион и збегоше, не терпяще неверьствия и многодосажения людии».

Быстрое поступательное развитие Ростова, усилившееся в эпоху Ярослава Мудрого, прямо соотносится с постепенным запустением Сарского городища, которое ко времени XI в. утратило функции племенного центра мери.

Его жители могли переселиться в Ростов, в прибрежный «мерянский» участок или в Чудской конец. А мерянская племенная знать, очевидно, влилась в формирующийся класс древнерусской феодальной аристократии, полиэтничный характер которой убедительно реконструирован на основании различных видов источников.

При возникновении новых этносов реальным группоинтегрирующим фактором обычно становится не этническая, а сословная идентичность (Шипилов, 2005). Как показывают современные исследования, значительную роль в формировании и изменении этничности играют элита, лидеры, транслирующие свои идеи остальной группе. Гипотетически возможное включение племенной знати мери в состав древнерусского правящего слоя могло ускорить процесс разрушения мерянской этносоциальной общности и ей вхождению в формирующуюся «древнерусскую народность».

Подробнее читайте на Merjamaa - http://www.merjamaa.ru/news/chast_2_finno_ugry_i_slavjane/2016-05-21-1134
Forwarded from Меряфутурист
Смоленская земля и кривичи.

В дополнение к предыдущему посту про "литвинов". Нашел карту границ Смоленской земли в XII в. и решил нанести на нее примерные ареалы древних народов. Как и в случае с границами нашей Ростово-Суздальской земли, коррелирующими с границами исторической Мерянии, границы Смоленской земли коррелируют с этнической территорией кривичей, обратите внимание на маркеры кривичского присутствия — курганные могильники отмеченные на карте. Так эти исторические земли/княжества, вместе с их границами, и надо рассматривать — в ретроспективе от племен до классической региональной этнографии. В этом свете средневековая смоленская граница по Угре, по-видимому, была отражением пограничья этно-ареалов галиндов/вятичей и кривичей, отголоски культурно-политической инаковости которых (для первой группы), сохранялись вплоть до XIX века.

Подписи к карте:

— города,
2 — центры волостей,
3 — прочие населенные пункты,
4 — населенные пункты, существовавшие в 30-х годах XII в.,
5 — населенные пункты, впервые упомянутые в источниках во второй половине XII и в XIII вв.,
6 — курганные могильники с этнически определяющими кривичскими находками,
7 — верхневолжский ареал новгородской колонизации (по археологическим данным),
8 — граница Смоленской земли к середине XII в.

#кривичи #голядь #вятичи #XIIвек
История Галича-Мерьского и Галичской земли.

Борьба за великокняжеский Московский стол между Василием II и его дядей Юрием Дмитриевичем, а затем между двоюродными братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой приняла характер перманентных войн, продолжавшихся почти всю вторую четверть XV в. Эти затяжные войны показали отсутствие политического и этнического единства на территории Северо-Восточной (Залесской) земли.

Во многом основой для военного противостояния послужили региональные особенности развития тех или иных территорий в конце XIV—начале XV вв. Ряд городов и земель Северо-Восточной и Северной земель выступили союзниками галичских князей, стали их экономической и военной базой. Финно-угорское (не успевшее еще в достаточной степени обрусеть) и пришлое славянское население, опираясь на традиции общинного самоуправления и на представления о политической самостоятельности своих земель от Москвы, оказалось готовым к участию в противоборстве двух семейных линий московского княжеского дома Даниловичей.

В ходе княжеских усобиц Галич Мерьский стал основной базой династии местных князей, выступавших против великого князя Московского Василия II. Юрий Дмитриевич и его сын Дмитрий Юрьевич Шемяка оценили географическое положение города, его мощную, выгодно расположенную крепость и верность местного мерянского и марийского ополчения.

Название города Галич Мерьский указывает на то, что исконными жителями этой местности были финно-угры меря. Мерянское автохтонное население стало еще одной чертой, объединяющей раннюю историю Галичской и Звенигородской земель.

Древними торговыми путями, существовавшими еще до появления здесь славян, Галичский край был связан с Новгородом. Из Новгорода словене могли продвигаться через Бежецкий Верх и Обонежье по р. Сухоне, Вычегде и Югу к Галичскому озеру.

Подробнее на Merjamaa - http://www.merjamaa.ru/news/istorija_galicha/2016-08-10-1156
Шемякины войны. Меря в контексте политической истории Московии XV века/

Дмитрий Юрьевич Шемяка - незаурядный политический деятель верхневолжской Руси - Мерянии 1-й половины XV века. В нём сошлись все противоречия и вся доблесть той эпохи. Представитель московского великокняжеского дома, владетель Галич-Мерьской земли, он встал на борьбу с узурпацией верховной власти одной единственной княжеской семьёй. Он также прославился своей непримиримостью к засилью татарских и русско-литовских кланов при дворе московского великого князя.

За княжескими междоусобицами крылись реальные социально-корпоративные и этнокультурные противоречия той поры. Василий Тёмный представлял "Коломенскую" группировку кланов самого разного происхождения, объединённых идеей построения сильного государства имперского типа. Дмитрий Шемяка же возрос в глубоко традиционной среде Галича-Мерьского.

Подробнее на Merjamaa - http://merjamaa.ru/news/shemjakiny_vojny_merja_v_kontekste_politicheskoj_istorii/2019-02-18-1432

#меря #шемяка #XVвек
Меря, мари и татары в Трёхлетней войне 1467 - 1469 гг. Москвы с Казанью.

Недавно мы вспоминали дату 2 октября 1552 года, когда после сорокадневной обороны пала Казань. Одной из важных вех этой предыстории была Трёхлетняя война Москвы с Казанью в 1467 - 1469 гг.

В ходе этой кампании, помимо баталий московитов собственно с татарами, казанского похода на Вятку и её перехода под покровительство Казани, похода московитов на Казань 1469 года, возвращения казанцами города-крепости Курмыша, шли жестокие схватки на других направлениях, в частности в Галиче-Мерьском, на Унже и Ветлуге.

Полностью сломить восточных костромских мерян в ходе этой войны В.К. Московское не смогло. Хотя, часть их земель была покорена и обезлюдена. Беженцы оттуда ушли в основном к марийцам на Ветлугу - в Меровию, и частью ещё дальше, вплоть до Вятки, в р-н Кокшарова (Котельнич) и Кукарки (Советск).

Восточные костромские меря были потеснены в Трёхлетню войну 1467-1469 гг.. Вновь, ещё более, в 1530-х - 1540-х годах. И окончательно взяты под контроль - только после падения Казани в 1552 году и учреждения на финно-угорских землях Северо-Востока Московского царства "Опричнины" в 1565 году, закрепившей полное покорение исторических мерянских земель.

Подробнее об этом читайте в материале ивановского историка Василия Малышева - http://www.merjamaa.ru/news/merja_mari_i_trjokhletnjaja_vojna/2020-10-21-1501

#татары #марийцы #меря #казанскоеханство #московия #меровия
28 октября, в Ярославле прошёл матч в рамках 16-го тура Мелбет Первой лиги между «Шинником» и тульским «Арсеналом». Команды играли на стадионе «Шинник».

На фото - баннер фанатов ярославского "Шинника", который ультрас приурочили ко Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября). Видно, что фанатские трибуны по-прежнему остаются местом концентрации свободомыслящих земляков.

#ярославль
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК СЕРДЦЕ ПЕРМИ

Кинокартина «Сердце Пармы» открыла для зрителя полиэтничный и многоязычный мир становления Русского государства во времена Ивана III

Собственно, о полиэтничном характере Древнерусского государства свидетельствует и Повесть временных лет, описывающая становление государства как конфедерацию восточнославянских, прибалтийско-финских и волжско-финских племен

Об участии в формировании современного русского населения как славянских, так и финно-угорских элементов свидетельствуют и современные генетические исследования (см., например: http://генофонд.рф/?page_id=35691). Поэтому отношение к финно-угорскому наследию как к «чужому», не относящемуся напрямую к истории Руси представляется продолжением кабинетных построений ученых XIX века, не учитывающих данных современной лингвистики, генетики и этнографии

Упрощением является также рассмотрение финно-угорских (уральских) племен Средневековья как однородных в плане культуры и языка. То, что у приладожской чуди и корелы (собственно, как и у остального прибалтийско-финского по языку населения) было велико значение сельского хозяйства (земледелия и животноводства), почему-то порой вызывает удивление. Вместе с тем, еще член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих отмечал, что активную роль в освоении Севера, в том числе современной Архангельской области, наряду со славянами играло и карельское и древнее вепсское население (http://knk.karelia.ru/site/bub/files/assets/basic-html/page-1.html#)

Находясь под властью Новгорода, к новгородцам или простым членам общины – людям (откуда самоназвания людиник у вепсов и лююди у южных карелов-людиков) относило себя и местное прибалтийско-финское население, одновременно сохраняя и память о своей племенной принадлежности. Показательно, что название судна новгородских ушкуйников – ушкуй, как и карбас восходят к вепсскому языку

Поэтому неудивительно, что земли к востоку от Обонежья, за волоками назывались не только Заволочьем, но еще и Пермью, то есть задней землей (от вепсского перяма). Отсюда и скандинавское обозначение этих земель – Биармия

Некоторые исследователи связывали понятие пермь и парма ‘густой, нетронутый лес, тайга’, ‘возвышенное место, покрытое еловым лесом’, сомневаясь порой в трактовке перми как «задней земли»

Однако, к прибалтийско-финскому (древневепсскому) источнику восходит еще одно внешнее название части пермских народов – зыряне (в говорах – зырь), восходящее к вепсскому сюрь- ‘крайний, сторонний’. Здесь мы видим явную сопоставимость по смыслу с понятием «задней земли»

С продвижением новгородцев на восток территориально смещались и Пермь с зырянами. Изначально под зырянами могли пониматься некоторые финно-угорские группы Заволочья (не обязательно пермские). Позднее под пермяками и пермянами понимались предки коми (не только коми-пермян, но и коми-зырян). Современные пермяки – это население Пермского края, без указания на его этническое происхождение


Но каким же был путь слов вепсского происхождения в отношении коми? Когда восточные славяне, древние вепсы и древние коми встретились в одной точке пространства и времени?

Требовалась встреча всех трех компонентов: двигавшихся с юго-запада (из Присвирья и Обонежья) в Заволочье новгородских словен и древних вепсов, а также проникающих с юго-востока и востока (из Прикамья) предков коми.

При скудности письменных источников упор необходимо делать на топонимию.

В этом плане показательно название Перемского стана в Пинежье (будущей д. Труфаново с окрестными деревнями) где, как и в Суре, произошла в XII–XV вв. одновременная встреча древнего вепсского, пермского и славянского населения. О том, что здесь ранее проживали коми, отражено и в грамоте великого князя Ивана III

На запад коми-население доходило до правобережья Двины
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
Так, Стефан Пермский (XIV в.) проповедовать у пермян, начиная с устья Вычегды, где в районе современного Котласа находилось селение Пырас. Интересно отметить, что согласно коми преданию, на Вычегде жил могучий колдун-оборотень Ошлапей, имевший медвежьи лапы (это, собственно, и означает его имя). По легенде, он был побежден Стефаном Пермским и местным жителями. А на месте его могилы возникло село Ошлапье (Ленский район Архангельской области)

Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’

В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды

На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие

И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди

#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Кацкарка и сицкарь.

В "Кацкой летописи" встретил прекрасное фото семьи кривцовского фельдшера Александра Яковлевича Соколова. Родом он был с реки Сити, где в деревне с забавным названием Кривоногая Мологского уезда появился на свет 14 ноября 1924 года. С супругою Анной Ивановной, урожденной кацкаркой, вырастил двоих детей. Последние годы жизни провёл у дочери в Рыбинске, умер 21 июля 2007 года.

Какая характерная антропология у него, постновгородская, сицкарская, а у его жены постмерянская, кацкарская, а детки получились меряно-новгородскими. ) Лица нашей "Ростовщины".

Мерянин.

#антропология #кацкари #сицкари #ярославскаяобласть