Топор с Сарского городища
Топор, который сегодня числится в музее под номером А-89/49 был найден на центральной площадке Сарского городища в 1930 г. незадолго до полного уничтожения памятника трестом Москомнеруд. Размеры предмета 22,1х12,9х4,4 см.
Топор опубликован А.Е. Леонтьевым в книге «Археология мери»: «Наиболее ранним в сарской коллекции является один из рабочих топоров типа V скандинавского происхождения. Топор относится к разновидности типа "С", по классификации Я. Петерсена. На территории Финляндии, где, по сводке Е. Кивикоски, насчитывалось 18 экземпляров этого типа, происходящих из памятников северной части страны и Аландских островов, они датируются временем, предшествующим эпохе викингов ...
Погребение в Северной Швеции, где найдена точная аналогия сарскому топору, относится к "поздневендельскому или раннему периоду викингов" ... Топор типа "С", но несколько иной формы, встречен в Старой Ладоге в слое Е3... Однако существуют топоры этого типа, относящиеся к более позднему времени. Так, в могильнике Бирка такое орудие найдено в одном комплексе с черепаховидной фибулой типа 55, по Я. Петерсену, датирующейся концом X - началом XI в. ...
На территории Эстонии один экземпляр найден в погребении, которое, судя по находке в нем германских монет, относится к XI в. ... Наблюдения над материалами из Эстонии, где имеется богатая коллекция орудий этой формы из разновременных памятников, позволяют наметить основную линию эволюции типа. Ранние экземпляры отличаются длинной, сравнительно узкой лопастью и акцентированным выступом обуха. Позднее лопасть становится короче и шире, появляется косой срез ее нижней кромки. Обушной выступ выделяется не столь четко и в конце концов совсем исчезает.
Исходя из отмеченных признаков, топор с Сарского городища следует отнести к числу ранних экземпляров этого типа и на основании приведенных выше аналогий датировать с достаточной долей уверенности концом VIII - началом IX в.
Находки Сарского топора типа "С" и некоторых других предметов этого времени являются свидетельством ранних контактов ростовской мери с скандинавами.
Орудия типа "С" на Руси и близлежащих территориях широкого распространения не имели. Кроме упомянутых экземпляров из Старой Ладоги и Эстонии отдельные топоры найдены в муромском Малышевском могильнике, марийском Веселовском могильнике, на городище Супруты (р. У па, Тульская обл.), в Приладожье (устье р. Паши, курган 7, погребение 1), во Владимирских курганах... ».
Предмет экспонируется в «мерянском зале» исторической экспозиции музея-заповедника «Ростовский кремль».
#меря #сарскоегородище #скандинавы #VIIIвек #IXвек
Топор, который сегодня числится в музее под номером А-89/49 был найден на центральной площадке Сарского городища в 1930 г. незадолго до полного уничтожения памятника трестом Москомнеруд. Размеры предмета 22,1х12,9х4,4 см.
Топор опубликован А.Е. Леонтьевым в книге «Археология мери»: «Наиболее ранним в сарской коллекции является один из рабочих топоров типа V скандинавского происхождения. Топор относится к разновидности типа "С", по классификации Я. Петерсена. На территории Финляндии, где, по сводке Е. Кивикоски, насчитывалось 18 экземпляров этого типа, происходящих из памятников северной части страны и Аландских островов, они датируются временем, предшествующим эпохе викингов ...
Погребение в Северной Швеции, где найдена точная аналогия сарскому топору, относится к "поздневендельскому или раннему периоду викингов" ... Топор типа "С", но несколько иной формы, встречен в Старой Ладоге в слое Е3... Однако существуют топоры этого типа, относящиеся к более позднему времени. Так, в могильнике Бирка такое орудие найдено в одном комплексе с черепаховидной фибулой типа 55, по Я. Петерсену, датирующейся концом X - началом XI в. ...
На территории Эстонии один экземпляр найден в погребении, которое, судя по находке в нем германских монет, относится к XI в. ... Наблюдения над материалами из Эстонии, где имеется богатая коллекция орудий этой формы из разновременных памятников, позволяют наметить основную линию эволюции типа. Ранние экземпляры отличаются длинной, сравнительно узкой лопастью и акцентированным выступом обуха. Позднее лопасть становится короче и шире, появляется косой срез ее нижней кромки. Обушной выступ выделяется не столь четко и в конце концов совсем исчезает.
Исходя из отмеченных признаков, топор с Сарского городища следует отнести к числу ранних экземпляров этого типа и на основании приведенных выше аналогий датировать с достаточной долей уверенности концом VIII - началом IX в.
Находки Сарского топора типа "С" и некоторых других предметов этого времени являются свидетельством ранних контактов ростовской мери с скандинавами.
Орудия типа "С" на Руси и близлежащих территориях широкого распространения не имели. Кроме упомянутых экземпляров из Старой Ладоги и Эстонии отдельные топоры найдены в муромском Малышевском могильнике, марийском Веселовском могильнике, на городище Супруты (р. У па, Тульская обл.), в Приладожье (устье р. Паши, курган 7, погребение 1), во Владимирских курганах... ».
Предмет экспонируется в «мерянском зале» исторической экспозиции музея-заповедника «Ростовский кремль».
#меря #сарскоегородище #скандинавы #VIIIвек #IXвек
Жуть какая. Как любит говорить @kashinguru - Русь!
Фото: Наталья Сычёва. FB
#рублевка #россия #русские
Фото: Наталья Сычёва. FB
#рублевка #россия #русские
Индеец с Кенозера.
Андрей Павличенков опубликовал у себя прекрасные карточки фотографа Сергея Николаева. Залип. Сижу смотрю Кенозеро 1990 года. Потрясающие по силе энергии и визуала фото. Вот, например, русско-карельско-чудской автохтон. Настоящее русское индейство!
Сделаю сегодня подборку по Костромской области, там тоже много чудесного.
Залесец.
#кенозеро #чудь #корела #северныевеликороссы
Андрей Павличенков опубликовал у себя прекрасные карточки фотографа Сергея Николаева. Залип. Сижу смотрю Кенозеро 1990 года. Потрясающие по силе энергии и визуала фото. Вот, например, русско-карельско-чудской автохтон. Настоящее русское индейство!
Сделаю сегодня подборку по Костромской области, там тоже много чудесного.
Залесец.
#кенозеро #чудь #корела #северныевеликороссы
День Кумахи.
Сегодня, 10 марта – не спят днем, нападет кумаха/комуха (лихорадка). Из этнографии Костромской губернии.
По костромским поверьям, кумаха появляется в конце февраля. Она выходит из дремучего леса, где живет с двенадцатью сестрами-лихорадками. "Поселяне открыли против кумахи удивительное средство; страждущие кумахою выходят на то место, где будто поселилась в них кумаха, обсыпают все вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят: "Прости, сторона, мать сыра земля! Вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!" Снова раскланиваются на все стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы" [Сахаров, 1849]. "С Тарасия не спят днем: кумоха нападает". Кумоха считалась особенно опасной начиная со дня Тарасия-кумошника (10 марта).
Кумохой в северных районах России именовали и внезапные напасти, лихо, которое воображали в облике привязавшегося к человеку вредоносного существа, черта. Чаще всего название нечистой силы кумоха употребляется в бранных выражениях: "Какая кумоха тебе надобно?" (Олон.); "Кумоха тебя возьми!" (Арх.).
Миф о лихорадке общеизвестен, повсюду распространен и почти одинаков. По этому мифу лихорадка посылается на людей сатаною, имеющем в своем распоряжении 12 лихорадок, дочерей Ирода. Когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, тогда внезапно раскрылась земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат сатане и он посылает их мучить людей.
Гораздо реже лихорадка считается дочерью не Ирода, а Каина, и потому-то она трясется, как Каин.
Согласно другой легенде, была у лихорадок двоюродная сестрица, которая не под землей, а в дремучих лесах пряталась. До Тарасия ее сам домовой сторожил и на порог не пуская, а уж после Тарасия он над Кумахой силу терял. Ее, в отличие от крылатых сестриц-лихоманок, ничто не брало, даже волшебная абракадабра. Кумаху не пугать, а задабривать надо было.
Костромское слово кумаха/комуха близко к северорусскому диалектному комуха - 'лихорадка' - происходящему от карельского kuumeh 'жар'. Также в финском kuume (фин.) - "горячка", "лихорадка".
Есть еще мещёрское слово кумахА. В Мещере так называют внешне проявления герпеса. Ну а где Мещера там и Мордовия: мордовские слова кумока/кумуха означают - "жар", "горячка".
И это еще не все. В луговом марийском языке есть диалектизм комака - "печь". В горномарийском это - камака. В этом марийском термине явная семантическая связь с "жаром".
Кумаха вполне может быть аутентичным мерянским словом - с значением "жар", "лихорадка". В "Ономастиконе" академика Веселовского упоминается некий Кумоха Логгин,
крестьянин из Юрьева Польского (1605 г).
#мерянскийязык #меря #мари #эрзя #мокша #великороссы
Сегодня, 10 марта – не спят днем, нападет кумаха/комуха (лихорадка). Из этнографии Костромской губернии.
По костромским поверьям, кумаха появляется в конце февраля. Она выходит из дремучего леса, где живет с двенадцатью сестрами-лихорадками. "Поселяне открыли против кумахи удивительное средство; страждущие кумахою выходят на то место, где будто поселилась в них кумаха, обсыпают все вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят: "Прости, сторона, мать сыра земля! Вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!" Снова раскланиваются на все стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы" [Сахаров, 1849]. "С Тарасия не спят днем: кумоха нападает". Кумоха считалась особенно опасной начиная со дня Тарасия-кумошника (10 марта).
Кумохой в северных районах России именовали и внезапные напасти, лихо, которое воображали в облике привязавшегося к человеку вредоносного существа, черта. Чаще всего название нечистой силы кумоха употребляется в бранных выражениях: "Какая кумоха тебе надобно?" (Олон.); "Кумоха тебя возьми!" (Арх.).
Миф о лихорадке общеизвестен, повсюду распространен и почти одинаков. По этому мифу лихорадка посылается на людей сатаною, имеющем в своем распоряжении 12 лихорадок, дочерей Ирода. Когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, тогда внезапно раскрылась земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат сатане и он посылает их мучить людей.
Гораздо реже лихорадка считается дочерью не Ирода, а Каина, и потому-то она трясется, как Каин.
Согласно другой легенде, была у лихорадок двоюродная сестрица, которая не под землей, а в дремучих лесах пряталась. До Тарасия ее сам домовой сторожил и на порог не пуская, а уж после Тарасия он над Кумахой силу терял. Ее, в отличие от крылатых сестриц-лихоманок, ничто не брало, даже волшебная абракадабра. Кумаху не пугать, а задабривать надо было.
Костромское слово кумаха/комуха близко к северорусскому диалектному комуха - 'лихорадка' - происходящему от карельского kuumeh 'жар'. Также в финском kuume (фин.) - "горячка", "лихорадка".
Есть еще мещёрское слово кумахА. В Мещере так называют внешне проявления герпеса. Ну а где Мещера там и Мордовия: мордовские слова кумока/кумуха означают - "жар", "горячка".
И это еще не все. В луговом марийском языке есть диалектизм комака - "печь". В горномарийском это - камака. В этом марийском термине явная семантическая связь с "жаром".
Кумаха вполне может быть аутентичным мерянским словом - с значением "жар", "лихорадка". В "Ономастиконе" академика Веселовского упоминается некий Кумоха Логгин,
крестьянин из Юрьева Польского (1605 г).
#мерянскийязык #меря #мари #эрзя #мокша #великороссы
Forwarded from Местные. Иваново
85 лет назад были образованы Ивановская и Ярославская области.
В январе 1929 года после ликвидации губерний была образована Ивановская Промышленная область. 11 марта 1936 года постановлением Президиума ВЦИК РСФСР из состава Ивановской промышленной области была выделена Ярославская область, а оставшаяся часть переименована в Ивановскую область.
А 14 августа 1944 года из состава Ивановской области были выделены Костромская и Владимирская области.
В январе 1929 года после ликвидации губерний была образована Ивановская Промышленная область. 11 марта 1936 года постановлением Президиума ВЦИК РСФСР из состава Ивановской промышленной области была выделена Ярославская область, а оставшаяся часть переименована в Ивановскую область.
А 14 августа 1944 года из состава Ивановской области были выделены Костромская и Владимирская области.
Хтоническое Верхневолжье Сергея Николаева
Э - Эстетика: эти фото относятся к «Топям» как Clash или Joy Division к звуку 2020-ых - сейчас качество лучше, но сам звук насквозь фальшивый.
Н - Напоминание: когда, говорите, хорошо жили?
1988-89 год, окрестности Чухломы, фотограф Сергей Николаев.
Андрей Павличенков.
Давно уже заметил - на фото, часто просто по лицам, легко угадывается время, когда они сделаны. Вернее это заметно по их выражению. Довоенные лица - одни. Послевоенные - другие. Лица из 60-х отличаются от лиц из 70-х. А вот теперь уже и лица из 90-х отличаются от современных нам...
Здесь очень теплые чувства, то ли фотограф Сергей Николаев такой мастер, то ли люди по-настоящему счастливы? Нет ни тоски, ни злости. Это ложные воспоминания из собственного детства? Или действительно в целом жили проще и легче?
Подробнее - https://zen.yandex.ru/media/id/5c4afdd062411100ae4466e6/htonicheskaia-velikorossiia-sergeia-nikolaeva-604a1548b101ae42d65871a0
@kostroma1 @kostromama @Kostroma_7x7 @vorchun44, коллеги, возможно вам будет интересно
#чухлома #костромскаяобласть #русские
Э - Эстетика: эти фото относятся к «Топям» как Clash или Joy Division к звуку 2020-ых - сейчас качество лучше, но сам звук насквозь фальшивый.
Н - Напоминание: когда, говорите, хорошо жили?
1988-89 год, окрестности Чухломы, фотограф Сергей Николаев.
Андрей Павличенков.
Давно уже заметил - на фото, часто просто по лицам, легко угадывается время, когда они сделаны. Вернее это заметно по их выражению. Довоенные лица - одни. Послевоенные - другие. Лица из 60-х отличаются от лиц из 70-х. А вот теперь уже и лица из 90-х отличаются от современных нам...
Здесь очень теплые чувства, то ли фотограф Сергей Николаев такой мастер, то ли люди по-настоящему счастливы? Нет ни тоски, ни злости. Это ложные воспоминания из собственного детства? Или действительно в целом жили проще и легче?
Подробнее - https://zen.yandex.ru/media/id/5c4afdd062411100ae4466e6/htonicheskaia-velikorossiia-sergeia-nikolaeva-604a1548b101ae42d65871a0
@kostroma1 @kostromama @Kostroma_7x7 @vorchun44, коллеги, возможно вам будет интересно
#чухлома #костромскаяобласть #русские
Яндекс Дзен
Хтоническая Великороссия Сергея Николаева
Хтоническая Великороссия. Э - Эстетика: эти фото относятся к «Топям» как Clash или Joy Division к звуку 2020-ых - сейчас качество лучше, но сам звук насквозь фальшивый. Н - Напоминание: когда, говорите, хорошо жили? Андрей Павличенков.
Феня владимирская.
Замечательный пример аутентичной владимирской фени XVIII-XIX вв.. (языка офень). Переклад Колотова А. В.
Куреса про клеватаря Ивана Васильевича, ламонного опричника и лащины-пульца Скундяшникова. М. Ю. Лермонтов
Отзвендякали кучарню во счедешных оклюгах;
За Кремлем дулится кутронница туманная
Наердают тучки на ебо –
Гонит чоних сивалдай-перхлейный раскурескиваючи;
Забатуривает Степан Парамонович
Сабанскую дудорку скрипотой мелевянною
Да бастуром брудвинецким со пружиною;
Варзуху сунегу – ворчуна скрыжастого
На железную цепь прибатлывает,
И похлил чон до рыму, призапельможившись,
К ламонной похане за Батусу – выксу.
#феня #офени #владимир
Замечательный пример аутентичной владимирской фени XVIII-XIX вв.. (языка офень). Переклад Колотова А. В.
Куреса про клеватаря Ивана Васильевича, ламонного опричника и лащины-пульца Скундяшникова. М. Ю. Лермонтов
Отзвендякали кучарню во счедешных оклюгах;
За Кремлем дулится кутронница туманная
Наердают тучки на ебо –
Гонит чоних сивалдай-перхлейный раскурескиваючи;
Забатуривает Степан Парамонович
Сабанскую дудорку скрипотой мелевянною
Да бастуром брудвинецким со пружиною;
Варзуху сунегу – ворчуна скрыжастого
На железную цепь прибатлывает,
И похлил чон до рыму, призапельможившись,
К ламонной похане за Батусу – выксу.
#феня #офени #владимир
Forwarded from Спец по специям
Посмотрели документальный фильм Павла Одинцова о князе Андрее Боголюбском и имеем сказать: за такие деньги можно было бы снять лучше. Больше претензий не к режиссеру, а к автору фильма (представлен как историк - на самом деле, не только): визуально малоаутентично, а содержательно весьма спорно ввиду известного крена исторической правды. Монотонный рассказ Одинцова, полный общих фраз и малоинтересный для сведущих, утомляет, несмотря на постоянную музыку. А чем ездить по заграницам, уделили бы внимание реконструкции и показали бы зрителям не только красоту с коптера, а ту, какая тогда, в XII веке, была. Одних миниатюр для этого как-то маловато. И если уж добрались до белокаменных храмов, то больше бы внимания уделили редким деталям и труднодоступным для простых экскурсантов местам.
Не растекаясь мыслью по древу Рюриковичей, несколько слов об идейной стороне дела. Ничего дорогого и, одновременно, качественного на поприще исторической документалистики (и не только) ожидать давно не приходится. Нас и впредь ждут идеологически правильные фильмы, снятые правильными людьми на правильные деньги. Этот конкретно, как все, наверное, поняли, опять против Киева и за Владимир. Москва тогда была маленькой и, кстати, владели этой местностью, как считается, те самые Кучковичи, убившие князя Андрея, есть версия, что из мерян. Значит, "щемил" их боголюбивый князь так, что и на смертоубийство пошли. Ну, а нового-то что? Бояре бунтовали против авторитарной власти не только на Северо-Востоке, но и на Юго-Западе Руси - на той же Галичине. Или со школьной программы нам неизвестно о смещении центра силы в XII в. в обратном направлении - из Киева во Владимир? Но самое стыдное для историка - это быть настолько необъективным по отношению к эпохе Боголюбского, чтобы забыть эти слова Даниила Заточника: "кому Боголюбово, а мне горе лютое". Контекст, кстати, обязателен:
"...Не взирай на меня, господине, как волк на ягненка,
А зри на меня, как мать на младенца.
Взгляни на птиц небесных:
Не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию;
Так и мы, господине, жаждем милости твоей.
Ибо, господине, кому Боголюбово, а мне — горе лютое;
Кому Белое озеро, а мне — черней смолы;
Кому Лаче озеро, а мне, на нем <в ссылке> живущему, плач горький;
И кому Новгород, а по мне — и углы развалились".
P.S. В самом фильме сказано, что предать земле растерзанное тело Андрея Боголюбского пытался человек по прозвищу Киянин - Киевлянин.
Не растекаясь мыслью по древу Рюриковичей, несколько слов об идейной стороне дела. Ничего дорогого и, одновременно, качественного на поприще исторической документалистики (и не только) ожидать давно не приходится. Нас и впредь ждут идеологически правильные фильмы, снятые правильными людьми на правильные деньги. Этот конкретно, как все, наверное, поняли, опять против Киева и за Владимир. Москва тогда была маленькой и, кстати, владели этой местностью, как считается, те самые Кучковичи, убившие князя Андрея, есть версия, что из мерян. Значит, "щемил" их боголюбивый князь так, что и на смертоубийство пошли. Ну, а нового-то что? Бояре бунтовали против авторитарной власти не только на Северо-Востоке, но и на Юго-Западе Руси - на той же Галичине. Или со школьной программы нам неизвестно о смещении центра силы в XII в. в обратном направлении - из Киева во Владимир? Но самое стыдное для историка - это быть настолько необъективным по отношению к эпохе Боголюбского, чтобы забыть эти слова Даниила Заточника: "кому Боголюбово, а мне горе лютое". Контекст, кстати, обязателен:
"...Не взирай на меня, господине, как волк на ягненка,
А зри на меня, как мать на младенца.
Взгляни на птиц небесных:
Не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию;
Так и мы, господине, жаждем милости твоей.
Ибо, господине, кому Боголюбово, а мне — горе лютое;
Кому Белое озеро, а мне — черней смолы;
Кому Лаче озеро, а мне, на нем <в ссылке> живущему, плач горький;
И кому Новгород, а по мне — и углы развалились".
P.S. В самом фильме сказано, что предать земле растерзанное тело Андрея Боголюбского пытался человек по прозвищу Киянин - Киевлянин.
Telegram
Судебные кроссовки
Телеканал «Культура» показал документальный фильм Павла Одинцова — бессменного пресс-секретаря бессменного председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева — о князе Андрее Боголюбском. Это уже второй фильм Одинцова, снятый на деньги Газпромбанка, первый…
Что такое патриотизм по Парфёнову.
Старый мещёрский друг скинул свежее интервью Леонида Парфенова каналу RTVI. Там и про патриотизм есть, про то как мы его понимаем:
"Патриотизм наш, прежде всего, мне кажется, от того что твое чувство Родины — это твое чувство гармонии. Твое представление о взаимоотношении человека и земли, привычка к месту где ты родился, общности, кода, который тебе сообщен, представлениями о гармонии. Да, я патриот Северной России, не Южной, это для меня разные "страны". Потому что (это) тот темперамент, тот пейзаж, те традиции, та деревенская утварь (у меня ее много), эти сочетания синего и красного, холодная вода, лес, вот что такое бор и какое соотношение там зеленого и белого мха. Или какие монастыри, как Кирилло-Белозерский и Ферапонтов которые в часе от моей родины. Какая Шексна и какие мелкие реки, которые в нее впадают. Это все части патриотизма. И то как библиотекарша читала Рубцова на вечерах:
"Топ да топ от кустика до кустика.
Неплохая в жизни полоса.
Пролегла дороженька до Устюга,
Через город Тотьму и леса".
Это все мое, родное"!
Да, для меня он журналист №1 еще с институтских времен начала 1990-ых. Такая, по сути своей, настоящая глубоко северная, проникновенная, интеллигентная журналистика без натиска, надрыва и ора. С известной толикой нашей северной сдержанности и даже застенчивости. Поэтому она и "заходит" так. По крайней мере мне, моим близким родным и друзьям.
А еще это, любимое, из предыдущих его спичей: "северный русский — для меня это очень важно. Это мое представление о России, о нашем характере". "Я сам не то чтобы из меря, скорее, из вепсов". "Мне особо дорога его (Осокина) картина "Овсянки", про то что финно-угорское племя меря не обрусело, оно живо". "По советским меркам я — правнук кулака".
А как Леонид читает Рубцова? Это песня. В общем посмотрите отрывок. Про нас с вами и нашу Родину. https://youtu.be/A7LtKZZ77OA
Традиционалист.
#русскийсевер #вологда #череповец #парфёнов #родина
Старый мещёрский друг скинул свежее интервью Леонида Парфенова каналу RTVI. Там и про патриотизм есть, про то как мы его понимаем:
"Патриотизм наш, прежде всего, мне кажется, от того что твое чувство Родины — это твое чувство гармонии. Твое представление о взаимоотношении человека и земли, привычка к месту где ты родился, общности, кода, который тебе сообщен, представлениями о гармонии. Да, я патриот Северной России, не Южной, это для меня разные "страны". Потому что (это) тот темперамент, тот пейзаж, те традиции, та деревенская утварь (у меня ее много), эти сочетания синего и красного, холодная вода, лес, вот что такое бор и какое соотношение там зеленого и белого мха. Или какие монастыри, как Кирилло-Белозерский и Ферапонтов которые в часе от моей родины. Какая Шексна и какие мелкие реки, которые в нее впадают. Это все части патриотизма. И то как библиотекарша читала Рубцова на вечерах:
"Топ да топ от кустика до кустика.
Неплохая в жизни полоса.
Пролегла дороженька до Устюга,
Через город Тотьму и леса".
Это все мое, родное"!
Да, для меня он журналист №1 еще с институтских времен начала 1990-ых. Такая, по сути своей, настоящая глубоко северная, проникновенная, интеллигентная журналистика без натиска, надрыва и ора. С известной толикой нашей северной сдержанности и даже застенчивости. Поэтому она и "заходит" так. По крайней мере мне, моим близким родным и друзьям.
А еще это, любимое, из предыдущих его спичей: "северный русский — для меня это очень важно. Это мое представление о России, о нашем характере". "Я сам не то чтобы из меря, скорее, из вепсов". "Мне особо дорога его (Осокина) картина "Овсянки", про то что финно-угорское племя меря не обрусело, оно живо". "По советским меркам я — правнук кулака".
А как Леонид читает Рубцова? Это песня. В общем посмотрите отрывок. Про нас с вами и нашу Родину. https://youtu.be/A7LtKZZ77OA
Традиционалист.
#русскийсевер #вологда #череповец #парфёнов #родина
YouTube
Леонид Парфёнов «Что такое патриотизм»
Старый мещёрский друг скинул свежее интервью Леонида Парфенова каналу RTVI в программе «Легенда». Там и про патриотизм есть, про то как мы его понимаем.
«Легенда» на RTVI — программа о неординарных личностях, чьи имена вошли в историю. Гости студии — актеры…
«Легенда» на RTVI — программа о неординарных личностях, чьи имена вошли в историю. Гости студии — актеры…
"Освоение" и "кормление" на Москве.
Читаю в ленте, что Росфинмониторинг обнаружил утечку 500 млрд рублей из нацпроектов.
"Объем контрактов, доставшихся сомнительным организациям в прошлом году, составил 500 млрд рублей", заявил глава ведомства Юрий Чиханчин. Это 23% от суммы, которую выделил на нацпроекты федеральный бюджет - 2,149 трлн рублей.
Фактически украден, или как сейчас говорят, "освоен", "откачен" каждый четвертый рубль.
Прочел и вспомнил недавнюю беседу с нашим кохомским историком Василием Малышевым.
Вы знаете, что адм.деление в XVI - XVII веках у нас было на "чети" (четверти). Сперва (после 1478 г.) было особое управление над захваченным Новгородом, потом, после 1521 г. , над Рязанью. А остальные земли были за Владимиром. Это были ещё "трети". При Грозном прибавилась взятая на копьё Казань. И выделились ещё Костромская, Галицкая и Устюжская чети. Рязанская отошла к Галичу Мерьскому. В XVII в. появилась Нижегородская, но так и называли их все "четями".
Это ладно, к чему я, собственно Московия (домен московского царя вокруг столицы) управлялась приказом Большого дворца. Всё остальное по сути, по оформлению и по стилю управления - колонии. Эти "чети" XVI в. отдавались представителям московской элиты во временное "кормление" ("на откуп", т.е. московский ставленник, удельный князь, боярин, наместник или воевода, собирал деньги в свою пользу). В XVII веке Романовы эту практику прекратили, но традиция кормлений только укоренилась, и на новые назначения элита смотрела как на отдачу той или иной территории/сообщества в "откуп". Но все же, по-видимому, какие-то отдельные формы кормлений сохранялись, поскольку был особый приказ "кормленных дел".
Скажете семантическая и историческая близость "кормления", "отката" и "освоения", натяжка? Если сомневаетесь почитайте Эткинда или Кордонского, про исторические параллели наших социально-экономических систем и практик.
Залесец.
#московия #социальныепрактики #великороссия
Читаю в ленте, что Росфинмониторинг обнаружил утечку 500 млрд рублей из нацпроектов.
"Объем контрактов, доставшихся сомнительным организациям в прошлом году, составил 500 млрд рублей", заявил глава ведомства Юрий Чиханчин. Это 23% от суммы, которую выделил на нацпроекты федеральный бюджет - 2,149 трлн рублей.
Фактически украден, или как сейчас говорят, "освоен", "откачен" каждый четвертый рубль.
Прочел и вспомнил недавнюю беседу с нашим кохомским историком Василием Малышевым.
Вы знаете, что адм.деление в XVI - XVII веках у нас было на "чети" (четверти). Сперва (после 1478 г.) было особое управление над захваченным Новгородом, потом, после 1521 г. , над Рязанью. А остальные земли были за Владимиром. Это были ещё "трети". При Грозном прибавилась взятая на копьё Казань. И выделились ещё Костромская, Галицкая и Устюжская чети. Рязанская отошла к Галичу Мерьскому. В XVII в. появилась Нижегородская, но так и называли их все "четями".
Это ладно, к чему я, собственно Московия (домен московского царя вокруг столицы) управлялась приказом Большого дворца. Всё остальное по сути, по оформлению и по стилю управления - колонии. Эти "чети" XVI в. отдавались представителям московской элиты во временное "кормление" ("на откуп", т.е. московский ставленник, удельный князь, боярин, наместник или воевода, собирал деньги в свою пользу). В XVII веке Романовы эту практику прекратили, но традиция кормлений только укоренилась, и на новые назначения элита смотрела как на отдачу той или иной территории/сообщества в "откуп". Но все же, по-видимому, какие-то отдельные формы кормлений сохранялись, поскольку был особый приказ "кормленных дел".
Скажете семантическая и историческая близость "кормления", "отката" и "освоения", натяжка? Если сомневаетесь почитайте Эткинда или Кордонского, про исторические параллели наших социально-экономических систем и практик.
Залесец.
#московия #социальныепрактики #великороссия
Forwarded from Толкователь
К предыдущему репосту ув. Залесской земли.
Принцип кормления в 20-30% от собранного («откаты», «коррупция» и «непотизм») никуда не делся и сейчас. Наказывают же тех чинуш, что переходят эту планку. Вспомнился какой-то зам. министра, который украл 80% от выделенного на создание информсистемы для нефтегазовых компаний. Вот кормление в 80% - это уже беспредел. Таких чинуш и в XVII веке казнили.
Но ещё важное дополнение. Раньше в Московии деньги от кормлений всё же растекались внутри территорий. Работали на внутреннюю экономику (даже если покупали импорт, он обычно обкладывался высокими пошлинами). Тогдашняя номенклатура не покупала особняки в Лондоне и на Лазурном берегу Франции.
Т.е. нынешние бояре и приказные дьяки – компрадоры. И это огромная разница.
Принцип кормления в 20-30% от собранного («откаты», «коррупция» и «непотизм») никуда не делся и сейчас. Наказывают же тех чинуш, что переходят эту планку. Вспомнился какой-то зам. министра, который украл 80% от выделенного на создание информсистемы для нефтегазовых компаний. Вот кормление в 80% - это уже беспредел. Таких чинуш и в XVII веке казнили.
Но ещё важное дополнение. Раньше в Московии деньги от кормлений всё же растекались внутри территорий. Работали на внутреннюю экономику (даже если покупали импорт, он обычно обкладывался высокими пошлинами). Тогдашняя номенклатура не покупала особняки в Лондоне и на Лазурном берегу Франции.
Т.е. нынешние бояре и приказные дьяки – компрадоры. И это огромная разница.
Forwarded from Спец по специям
Трудно с кондачка отделаться лихим репостом исторических параллелей наших привычных московитских "освоений", "откатов" и "кормлений". Тут без Толкователя не обойтись. И он прав как в отношении "головы с плеч" за 80-процентный "кормленный" беспредел, так и (особенно) в указании на компрадорскую сущность современных бояр да дьяков. А главное, успокоил: ничуть не больше у нас сейчас воруют, чем при Алексее Михайловиче Тишайшем - не более "четьи" плюс-минус. Сложно к сказанному добавить что-то еще, кроме, разве, того, что приказ Большого дворца на Москве ныне не надобен, ибо "четьи" наших предков из территориальных превратились в повсеместные. Стало быть, управление Кормленного приказа на все государство распространить потребно. Сиречь, Суверенно-колониальную коллегию.
Telegram
Залесская Земля
"Освоение" и "кормление" на Москве.
Читаю в ленте, что Росфинмониторинг обнаружил утечку 500 млрд рублей из нацпроектов.
"Объем контрактов, доставшихся сомнительным организациям в прошлом году, составил 500 млрд рублей", заявил глава ведомства Юрий Чиханчин.…
Читаю в ленте, что Росфинмониторинг обнаружил утечку 500 млрд рублей из нацпроектов.
"Объем контрактов, доставшихся сомнительным организациям в прошлом году, составил 500 млрд рублей", заявил глава ведомства Юрий Чиханчин.…
Forwarded from Красный Фронтовик
Отрывок из дневника Зинаиды Гиппиус за 3 марта 1917 года: «На Невском сламывали отовсюду орлов, очень мирно, дворники подметали, мальчишки крылья таскали, крича: "Вот крылышко на обед".»
На фото картина Александра Вахрамеева «Жгут орлов» (1918 год)
На фото картина Александра Вахрамеева «Жгут орлов» (1918 год)
Forwarded from Андрей Медведев
Даже спорить бессмысленно, что «кормления» чиновников московского государства с вверенных им земель, это совершенно тоже самое, что нынешние «откаты», и «освоения бюджетов». Укоренившаяся в веках традиция. Которую пожалуй только вот сейчас – при всех проблемах – начинают системно решать. И посадками, и подготовкой управленцев.
Однако корчевать это крайне сложно. Веками управленческий класс смотрел на назначения, как на получение вверенной территории в «откуп». То есть это экономическая часть проблемы.
А Ричард Пайпс верно замечал, что политическая власть в России всегда в истории мыслилась, как собственность над людьми. Отсюда, растет политическая проблема – восприятие вверенной территории, как личной собственности, вместе с проживающими на ней людьми.
Собственно те чиновники всех уровней, управленцы, представители высшего менеджмента, который то и дело удивляют нас своими выходками – они часть той вот укорененной традиции. Люди, которым они советуют жить на макарошках, или увольняют пачками для них часть государственного или корпоративного имущества. Помните, была такая история с мэром города Клинцы, который вместо детей-инвалидов отправил в Турцию собственного отпрыска и детей своих подчинённых?
Вот типичный вотчинный управленец и с «кормлением». У него и бизнес в Клинцах, и влияние, и власть. Он воспринимает все вокруг себя, как свою личную собственность. Он тогда помнится, даже не понял, а чего так все возмущаются? И пытался традиционно спрятаться за причитаниями, что это злые провокаторы качают негативную повестку. Таких примеров тьма. Вон, давеча министр здравоохранения не помню какой области, убежала в Дубай, где у нее недвижимость. А дома следствие по поводу попиленных ей на откатах денег. Кормление же. Типичное.
И если смотреть на российскую политику чуть шире, видеть в ней не только цифры статистики, показатели KPI, лозунги, но и глубинные смыслы, то, конечно, уничтожить вотчинную традицию и традицию кормления, это одна из самых важных задач российской власти.
https://yangx.top/zalesje/2250
Однако корчевать это крайне сложно. Веками управленческий класс смотрел на назначения, как на получение вверенной территории в «откуп». То есть это экономическая часть проблемы.
А Ричард Пайпс верно замечал, что политическая власть в России всегда в истории мыслилась, как собственность над людьми. Отсюда, растет политическая проблема – восприятие вверенной территории, как личной собственности, вместе с проживающими на ней людьми.
Собственно те чиновники всех уровней, управленцы, представители высшего менеджмента, который то и дело удивляют нас своими выходками – они часть той вот укорененной традиции. Люди, которым они советуют жить на макарошках, или увольняют пачками для них часть государственного или корпоративного имущества. Помните, была такая история с мэром города Клинцы, который вместо детей-инвалидов отправил в Турцию собственного отпрыска и детей своих подчинённых?
Вот типичный вотчинный управленец и с «кормлением». У него и бизнес в Клинцах, и влияние, и власть. Он воспринимает все вокруг себя, как свою личную собственность. Он тогда помнится, даже не понял, а чего так все возмущаются? И пытался традиционно спрятаться за причитаниями, что это злые провокаторы качают негативную повестку. Таких примеров тьма. Вон, давеча министр здравоохранения не помню какой области, убежала в Дубай, где у нее недвижимость. А дома следствие по поводу попиленных ей на откатах денег. Кормление же. Типичное.
И если смотреть на российскую политику чуть шире, видеть в ней не только цифры статистики, показатели KPI, лозунги, но и глубинные смыслы, то, конечно, уничтожить вотчинную традицию и традицию кормления, это одна из самых важных задач российской власти.
https://yangx.top/zalesje/2250
Telegram
Залесская Земля
"Освоение" и "кормление" на Москве.
Читаю в ленте, что Росфинмониторинг обнаружил утечку 500 млрд рублей из нацпроектов.
"Объем контрактов, доставшихся сомнительным организациям в прошлом году, составил 500 млрд рублей", заявил глава ведомства Юрий Чиханчин.…
Читаю в ленте, что Росфинмониторинг обнаружил утечку 500 млрд рублей из нацпроектов.
"Объем контрактов, доставшихся сомнительным организациям в прошлом году, составил 500 млрд рублей", заявил глава ведомства Юрий Чиханчин.…
Когда началось вымирание.
Речь пойдет про вымирание северной деревни. Про это можно вычитать из писцовых книг - оно началось не при Брежневе и не при Сталине, а в XVII веке или раньше. Тексты пестрят пустошами, на которых где «пахал наездом Исачко Васильев да умер в 608 году» а где «двор пуст Данилки Копылова – убит на Костроме в 607 году» - то есть погиб в стычке с отрядами Тушинского вора в 1607 году. Кроме пустошей упоминается множество жилых деревень, от которых теперь и следа не осталось. Таких деревень много больше, чем тех, что существовали в конце XIX века, но не упомянуты в писцовых книгах. Нанеся такие точки на карту, становится ясно что основной движущей силой вымирания были не войны и моровые язвы, а рационализация – чем меньше деревня, чем дальше она отстоит от плотно населенной местности, тем больше у нее шансов исчезнуть. Все, как всегда.
Об этом и многом другом, в частности средневековых великорусских именах, читайте в материале Андрея Павличенкова – чистая музыка
#XVIIвек #севернаядеревня
Речь пойдет про вымирание северной деревни. Про это можно вычитать из писцовых книг - оно началось не при Брежневе и не при Сталине, а в XVII веке или раньше. Тексты пестрят пустошами, на которых где «пахал наездом Исачко Васильев да умер в 608 году» а где «двор пуст Данилки Копылова – убит на Костроме в 607 году» - то есть погиб в стычке с отрядами Тушинского вора в 1607 году. Кроме пустошей упоминается множество жилых деревень, от которых теперь и следа не осталось. Таких деревень много больше, чем тех, что существовали в конце XIX века, но не упомянуты в писцовых книгах. Нанеся такие точки на карту, становится ясно что основной движущей силой вымирания были не войны и моровые язвы, а рационализация – чем меньше деревня, чем дальше она отстоит от плотно населенной местности, тем больше у нее шансов исчезнуть. Все, как всегда.
Об этом и многом другом, в частности средневековых великорусских именах, читайте в материале Андрея Павличенкова – чистая музыка
#XVIIвек #севернаядеревня
Околофутбол и Средневековье.
Гугл-поиск, коли в запросе присутствует что-нибудь про XV век, полагает, что я хотел написать "ЧМ" по-кирилломефодьски, но, подобно истинному болельщику, не вполне справился со столь непростою для интеллекта и мелкой моторики задачей. И, конечно же, радостно вливает в результаты поиска море всяческой сорной околофутбольной рекламы.
Вот и занимайся после этого поздним Средневековьем...
Аким Трефилов.
#юмор #XVвек #средневековье
Гугл-поиск, коли в запросе присутствует что-нибудь про XV век, полагает, что я хотел написать "ЧМ" по-кирилломефодьски, но, подобно истинному болельщику, не вполне справился со столь непростою для интеллекта и мелкой моторики задачей. И, конечно же, радостно вливает в результаты поиска море всяческой сорной околофутбольной рекламы.
Вот и занимайся после этого поздним Средневековьем...
Аким Трефилов.
#юмор #XVвек #средневековье
Культурные архетипы интересная штука, эта наша, "прошивка".
Нашел картину изображающую кологривского художника и философа Ефима Честнякова. Все вроде на месте, его "шалашка", мальчик на коняшке, самовар, баранки, сам художник в косоворотке и в полосатых портах заправленных в сапоги. Но что-то не так. Что? Баба какая-то странная и церковь за ней. И васильки еще эти. Художник залупил на картину украинско-польское барокко, вместо привычной "ярославской свечи" или северного губернского классицизма. Да и сам колорит какой-то не наш. Загуглил, картина кисти белорусского художника Сергея Каваля. Вот так вот, глаз-алмаз!
Рисовал Каваль Кологривский край, а получилась родная Гомельшчына.
Всегда ваш, практикующий этнопсихолог - Залесец.
#кологрив #ефимчестняков #архетипы
Нашел картину изображающую кологривского художника и философа Ефима Честнякова. Все вроде на месте, его "шалашка", мальчик на коняшке, самовар, баранки, сам художник в косоворотке и в полосатых портах заправленных в сапоги. Но что-то не так. Что? Баба какая-то странная и церковь за ней. И васильки еще эти. Художник залупил на картину украинско-польское барокко, вместо привычной "ярославской свечи" или северного губернского классицизма. Да и сам колорит какой-то не наш. Загуглил, картина кисти белорусского художника Сергея Каваля. Вот так вот, глаз-алмаз!
Рисовал Каваль Кологривский край, а получилась родная Гомельшчына.
Всегда ваш, практикующий этнопсихолог - Залесец.
#кологрив #ефимчестняков #архетипы