РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.38K subscribers
2.26K photos
28 videos
1 file
1.29K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Тематический состав «Киров — 650 лет» запущен на Сокольнической линии московского метро.

Очень странная система координат, учитывая что состав ходит в Московском метрополитене, а не в Казанском.

Для Москвы и Ростовской земли воротами "Русского Севера" всегда были Ярославль и Кострома.

#вятка #киров #русскийсевер #москва
Forwarded from Üksan kund /Юксан кунд (Olga Rakitiansky)
Нашли у Мельникова-Печерского речные спец.термины, по сей день весьма актуальные для тех, кто путешествует по рекам на лодке.

1. Карша - свободно торчащая коряга. Думаю, пояснять не нужно. (Ох, сколько в Керженце этих самых карш... Как говорится, по сей день бока чешутся).
2. Замоина - коряга, занесённая песком так, что ее не видно под водой. Самая коварная штука - кто не сидел, тот будет, а кто сидел, тот не забудет! Одна такая нас чуть не перевернула на Лухе, когда мы разогнались по вроде бы спокойной и чистой реке.
3. Заманиха - ложный фарватер. Ты радостно углубляешься в него, потому что струя, а там... Хорошо, если только мель, хотя сесть на мель тоже приятного мало. А вот если она ещё и замоинами (см. пункт 2)...

Не знаю, как вы, а мы с Мишей уже ввели эти полезные термины в свой лексикон путешественника! Согласитесь, они гораздо более ёмкие и выразительные, чем банальные "ми-бемоль твою мать" и прочие универсальные звуки речного похода.
Forwarded from WeHistory
Беляна – речное плоскодонное судно на одно плавание, обладавшее огромной грузоподъёмностью — до 10 000 тонн.

Зимой в верховьях Камы и Волги из сырого несмолёного леса (потому и беляна) собирали корпус – барку длиной в 100–120 метров, шириной до 30. Потом грузили брёвна штабелями с проходами, чтобы была возможность контролировать состояния корабельного дна. Борта наращивались вслед за погрузкой.

Поверх леса настилали палубу и крепили парус из рогожи. Кроме него нехитрые снасти состояли из рулевого весла, якорных воротов и лотов для измерения глубины. Для экипажа рубили временные избушки и размещали их на палубе.

После спуска вниз по Волге до Царицына/Астрахани беляну разгружали и разбирали. Деловой лес шёл на лесопилки, а низкосортная древесина – на дрова. Рейс для судна был один, потому что поднять его в верх по Волге не могла ни одна сила.
Водлозёрские страсти.

Соседи обнаружили Клаву Ковалеву с петлей на шее, стоящей на коленях в священной роще д. Кевасалма. Ведунья повесилась на суку своего личного «колдовского» дерева. Виновата она в своей смерти или нет, но о начале ее «загробной жизни» рассказывают так же, как о начале загробной жизни любого самоубийцы.

Мужик из Куганаволока, который буквально через месяц после этого сам полез в петлю, но был оттуда вытащен живым, в ужасе кричал: «Нет, Клава! Нет, Клава! Нет!»

Он крестился и отмахивался руками. Такое с ним случилось потому, что в момент смерти человека первым встречает его земляк, который умер последним.

Нормально умершего встречает нормально умерший, а «посягнувшего на себя» – тот, кто последним наложил на себя руки или «запился» насмерть (сгорел, будучи пьяным, был забит до смерти в драке и т. д.). Вот ведунья якобы и встречала пытавшегося покончить с собой мужчину по ту сторону жизни. Достав его из петли, как это у водится у водлозеров, петлю сожгли в костре…

#мифология #север
На «Культуре» в передаче у Бегака беседуют с поваром Сырниковым о русской кухне. И всё там из Молоховец - т.е. кухня для 5-10% населения Российской империи. «Холодец из головы барана», «заливное» и т.п.
Но настоящая «русская кухня» - это кухня тех самых «безмолвных русских», крестьян, что составляли 90% населения РИ, и потомками которых сегодня являются 99% граждан РФ.

Основные составляющие такой кухни: ржаной хлеб, капуста (включая квашеную), картошка (до середины XIX века не было и её), репа, горох. Молока и молочных продуктов почти не было (русская корова даже в начале ХХ века давала 1-1,2 тыс. литров молока в год - как сейчас коза). Мяса почти не было (в т.ч. из-за постов и постных дней, которые составляли почти 250 дней в году).
Зато были речная рыба, грибы, ягоды.

Приправ никаких не было. Только лук и чеснок. Садов у крестьян не было (обратите внимание на редкие старые фото деревень XIX века - вокруг изб всё голо).

Т.е настоящая русская кухня для реконструкторов -это: много ржаного хлеба каждый день - 2 нынешних буханки какого-нибудь «Дарницкого» (никакого белого хлеба - его не знали до середины ХХ века); около килограмма капусты в день на каждого ( в виде щей или квашенной капусты); 3 яйца в неделю (курица в среднем даже в конце XIX века приносила 80-90 яиц в год, т.е. 1-2 яйца в неделю; зимой почти вовсе не неслись); 1 килограмм гороха в неделю; раз в месяц полкило мяса; стакан льняного или конопляного масла в неделю; пара сковородок грибов в неделю (в сезон); по стакану брусники или клюквы в неделю зимой (весной и летом их не было, т.к. не было сахара); граммов 100 мёда в неделю (один улей давал 1 кг мёда в год); килограмма по 2-3 рыбы в неделю.
Ещё 1 кг крупы в неделю на человека – в вид каши или добавки в щи (в основном овёс и ячмень).
Вот и почти всё.
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
ПЕРТОМА

Зная, что maa и ее производные в прибалтийско-финских языках - это 'земля', иногда полагают, что это слово присутствует и в названиях рек (Андома, Няндома, Яндома, Канома и т.д.).

Однако анализ потамонимов (названий рек) показывает, что за -ма стоит точно не земля. Кроме того, гидронимический пласт на -ма достаточно ранний, поэтому поиск этимологии следует вести с использованием (пра)саамского и волжско-финского материала (в первую очередь, марийского).

Поэтому растиражированное объяснение названия Пертомы (ярославского села, ставшего в 1777 г. городом Пошехонье) из вепсского языка как 'избяная земля' (pert' 'изба' + ma 'изба') вызывает большие вопросы. Хотя в отношении многочисленных северных Пертозёр "избушечная" этимология вполне справедлива.

Топонимист А.Л. Шилов подчеркивал, что архангельские названия типа Пертоминск, Пертема, Пертома могут восходить к саамскому peärtam 'ловушка (на бобра, росомаху)'. Само же слово возводят к прасаамскому *pɛrtt∩ 'подстерегать, выслеживать'.

Интересно, что в 1,5 километрах от архангельской речки Пертомы расположен Езручей, где русское ез - 'заграждение на реке из кольев, в которое вставляют рыболовные ловушки'. Таким образом, Пертома и Езручей образуют топонимическую микросистему или представляют пример калькирования (перевода).

По-видимому, память о некой древней охотничьей или рыболовной ловушке сохранилась и в историческом названии населенного пункта, возникшего у ярославской речки Пертомы (Пертомки).

Иллюстрация:
Пошехонский Троицкий собор на фоне моста через Пертомку

---
Еще про ярославские топонимы:

Пошехонская сырь

Которость = Устьинка?