РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Forwarded from Меряфутурист
Подземный славянский Суздаль.

В продолжение темы средневековой архитектуры начатой Ростовской землей. Итак, Суздаль — архитектура славянских колонистов по реконструкции А. Ф. Дубынина.

Славянская землянка имела четырехскатную или коническую кровлю, очаг в центре и вход с деревянной лесенкой; но ее наклонные стенки были укреплены часто забитыми кольями, за которыми была плотно утрамбованная глина.

Особенностью несколько более поздней землянки № 8 (XII—XIII вв.) является введение в грунтовую яму жилья сруба в несколько венцов, опоясывавшего понизу вертикальные горбыли и плахи стен, обмазанные глиной.

О жилищах славянского типа очень выразительно сообщает популярный на Руси литературный памятник «Стословец Геннадия». Обращаясь к человеку из господствующей феодальной среды, его автор говорит: «Когда ты сидишь зимой в теплой храмине, безбоязненно обнажившись, вздохни, вспомнив об убогих, как сгибаются они, скорчившись над малым огнем, имея большую беду глазам от дыма, но согревая только руки, когда плечи и все тело замерзает».

Подобные славянские жилища X в. описывал Ибн-Русте: «Каждый из них выкапывает в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу наподобие (крыши) христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна... В таком жилье остаются до весны».

Земляночные славянские жилища, сходные с полуземлянками Поднепровья, не раз изученными при раскопках, были здесь связаны, по-видимому, с наличием в составе суздальского населения выходцев с славянского юга, принадлежавших к княжеской и боярской челяди.

- Однако, несомненно, в кремле Суздаля были и срубные наземные жилища, характерные с давних пор для автохтонного финского населения лесной полосы.

#суздаль #археология #XIвек #XIIIвек #славяне #архитектура
Forwarded from Меряфутурист
Наше.

Искал у Натальи Бутусовой альбом с акварелями посвященными истории Ростовской земли и наткнулся на рисунки её учеников из ярославской художки. Дети рисуют Деда Мазая. Безусловно очень мило, но что особенно радует – домики у них правильные, на сваях. Такие в Костромской низменности на Костромке и стояли, в частности в Спас-Вёжах. Каждую весну Кострома разливалась и весь Мерьский стан уходил под воду от самого Ипатия до Мисково, как минимум на пару недель. Деревни стоявшие на возвышениях превращались в острова, (одна из них, Шунга, так и переводится с мерянского "Остров", "Бугор"), а то и просто в отдельно стоящие домики посреди необъятных водных пространств. Мы дети Воды.

ЗЫ. Мазай, кстати, тоже наше, мерянское имя, "красивый" означает.

#мазай #кострома #мерьскийстан
Forwarded from Меряфутурист
Половодье на Костромке и Волге, 1931 год. Фото костромского фотографа Алексея Петровича Соболева. Ипатий, Шунга, Тепра, Саметь, Аганино, Некрасово превращались во время половодий в острова.

Сама Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков дюнно-наносном песчаном всхолмлении. У Вершинина сопоставляется мокш. чонга "остров"; мар. чонга "холм", "бугорок", "пригорок", "возвышенность", "горка"; коми чунгыр "бугор", "холм" с хант. śuņk "неровность", "холм" < фу. *ċińkä "холм". По-видимому в мерянском для слов "остров", "холм", "пригорок", "возвышенность" использовалась форма — шун(к)га,

Аналогия не только по названию, но, в значительной степени, и по ландшафту, имеется в Заонежье. Это старинное село саамо-карельского происхождения Шуньга, расположенное на гриве меж двух озёр.

Можно предположить, что Шунгой в нашем случае первоначально называли окружённый множеством озёр, проток и заливными лугами "остров", - обжитый мерей и труднодоступный для других уголок.

#меря #топонимия #кострома
Вологодское городище - 2023

В Вологде меж тем отчитываются выставкой о раскопках на Вологодском городище. Работы 2023 г. во время раскопок в районе ул. Ударников, 4 – напротив памятника 800-летию. Игорь Полиевктович Кукушкин открывал.

Древнейшие находки - финская уточка, тельные крестики и подвески с процветшим крестом, вторая половина XII - первая половина XIII в. Во второй половине XIII в. в этих богатых и стоящих на важных торговых путях на Северо-Восток весьских и мерьских местах начинает образовываться настоящий город. Его предшественником было крупное поселение у Вексы Вологодской, чуть поближе к Сухоне.

В XIV в. в нем уже пользуются престижной ордынской посудой, явно есть элита, вокруг живут те, кто пашет, косит, пасет коров и ловит рыбу. На фото можно видеть остатки вологодского частокола, дендродата - вторая половина XIV в. Целых семь писал найдены в одном квадрате 4х4 м, явно что-то особенное там было.

Аким Трефилов.

#вологда #археология
Акция «Дни мерянских колобов». Вы нам фото своих толстых блинов — мы вам книгу с рецептами традиционной заволжской кухни! 🔥🔥🔥

Знакомый карельский писатель как-то написал, что русские давно забыли чем их классические блины отличаются от современных советских:

"Это лепешки из гречневой муки с осетровой икрой. Из гречневой! С осетровой! А финны помнят".

У всех финно-угров и северных великороссов (постмерян, постчуди,поствесян) колобы (блины) толстые. Сам Бог велел возвратить их назад в нашу кухню!

Почему "колобы" спросите вы? Подобные толстые блины у жителей Ивановской и Костромской областей, некогда (когда была жива деревня), традиционно назывались "колобами". Отсюда и тот самый Колобок из сказок!)

РЕЦЕПТ ТОЛСТЫХ БЛИНОВ.

Сразу сообщу, друзья, каждый кто испечет такие колобы в период Масленицы с 11 марта по 17 марта и пришлет нам в чат Мерянской кухни или Мерянский чат фото для галереи в нашей группе, получит в подарок последнее издание книги "Заволжская народная кухня" в PDF.

А теперь рецепт:

Первый вариант.

1. Ячменная мука 2 стакана
2. Ржаная мука 1 стакан
3. Молоко 1 стакан
4. Яйцо 2 яйца
5. Дрожжи свежие/сухие 20 гр/10 гр
6. Сахар, соль по вкусу
7. Сливочное масло для смазывания готовых блинов
8. Свиное сало или сливочное масло (для смазывания сковороды)

Второй вариант.

1. Крупа пшенная 1 стакан
2. Мука пшеничная 2 стакана
3. Молоко 1 стакан
4. Яйцо 2 яйца
5. Дрожжи свежие/сухие 20 гр/10 гр
6. Сахар, соль по вкусу
7. Сливочное масло для смазывания готовых блинов
8. Свиное сало или сливочное масло (для смазывания сковороды)

Третий вариант.

1. Мука гречневая 3 стакана
2. Молоко 1 стакан
3. Яйцо 2 яйца
4. Дрожжи свежие/сухие 20 гр/10 гр
5. Сахар, соль по вкусу
6. Сливочное масло для смазывания готовых блинов
7. Свиное сало или сливочное масло (для смазывания сковороды)

Порядок действий.

С колобами на муке все в целом понятно. Расскажу как делать колобы с пшенной крупой. (Для мучных все тоже самое)

Шаг 1

Сначала варим пшенную кашу. Пшено (1 стакан) промываем, ошпариваем кипятком.
Стакан пшена заливаем 3 стаканами воды. При желании кашу можно сварить на молоке.

Пока готовиться каша займемся опарой.
В полстакана теплого молока добавляем дрожжей (мы использовали сухие), щепотку сахара и столовую ложки муки.

Шаг 2

Опаре даем подняться примерно 30 минут, многое зависит от дрожжей, температуры и т .д

Шаг 3

Сваренную кашу разминаем толкушкой до однородной массы.

Шаг 4

Для лучшего результата можно воспользоваться блендером.

Шаг 5

Добавляем просеянную муку.

Шаг 6

Вводим опару, вторую часть теплого молока и яйца. Добавляем соль и сахар по вкусу (мы добавили 1,5 столовой ложки сахара).

Шаг 7

Тщательно перемешиваем, комочков не должно остаться.
Тесту даем подняться, постоять час.

Шаг 8

Тесто увеличиться в объеме вдвое. Осаживаем тесто, снова вымешиваем его несколько минут.

Смотрим на консистенцию теста. Тесто должно быть более густым, чем при выпекании обычных блинов. Если тесто жидкое нужно добавить еще немного муки, если слишком густое - теплое молоко.

Даем тесту еще постоять минут 30 -45, оно снова поднимется.

Шаг 9

Выпекаем колобы на умеренном огне. Сковороду предварительно смазываем куском свиного сала на вилке или сливочным маслом.
Колоб нужно переворачивать когда он пропекся, т.е не должно быть сверху сырого теста.

Фото присылать в комменты чата Мерянской кухни или в Мерянский чат

#меря #мерянскаякухня
Forwarded from Меряфутурист
Для мерянских референсов гуглил ранние работы Ивана Билибина и наткнулся на серию дореволюционных почтовых карточек изображающих народные типы и танцы. Какая, прямо-таки бросающаяся в глаза, разница. Эй, эй, Ванюха отжигай, заплачу тебе за водку и за чай! Цыкни зубом с дыркою и пляши, пляши, пляши давай!

Писатель Иван Бунин и художник Иван Владимиров, это лишь вершина айсберга расистского дискурса.

#великороссы
Forwarded from Меряфутурист
«О воздушном летании в России».

Каждый раз когда смотришь фильмы Алексея Балабанова «от и до», то всегда начинаешь с «О воздушном летании в России». В нём такой конгломерат эмоций. Нерехта 1989 года, мистика этно и локуса, как у Немца в «Брате»: «родина, предки мои здесь лежат». И это именно та Нерехта, какой я её помню по детству. Занятен тот факт, что если для многих других финно-угорских мест Мерянии пытаются найти хоть какую-то славянскую этимологию, то тут филологи махнули рукой — название мерянское, а сами нерехтчане знают и помнят о своем мерянском происхождении.

В самом фильме Балабанова, поражает, насколько он гениально сопоставил бутафорское и реальное — эта оппозиция потом многократно проскальзывает в его художественных картинах. В этом тандеме бутафорского и реального есть и та мистическая «балабановщина» проходящая красной нитью в каждом его фильме — таковы кадры с воздушным шаром, которые можно смотреть бесконечно... Использование музыки Шнитке для фона пребывания в воздушной стихии немного вторично (ну да, параллели с полётом Орландо из «Сказки странствий» более, чем прозрачны), но всё одно — от него поистине трансовые ощущения.

Посмотрите — https://www.youtube.com/watch?v=n67Co7_MXug

#меря #кино #балабанов #нерехта
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Новый рисунок (уже третий!) в рамках изучения истории Северо-Восточной Руси. Сошедшие с гербов Ярославля и Ростова геральдические фигуры медведя и оленя. В качестве референса я взял не современные городские гербы, а эмблемы земель или государств из царского титула, которые дошли до нас в книге Царский Титулярник 1672 года издания.

Хочу обратить внимание на оружие в лапах медведя, которое мало похоже на топор, и неожиданную для оленя конскую гриву.
Forwarded from Меряфутурист
Субстратное далёкое, любимое, знакомое...

Есть улицы масковские, высокие и важные,
И гарадки сталичные, с гирляндами агней.
А мне милей мерянские, перты* - одноэтажные,
От деревень их саёвых* становится светлей!

Пройду я по Кукуевке, сверну я на Кундыловку,
Потом на Толгской улице я постою в тени.
Зайду я в Кухмарь, Согило, в Лупандино и Цицерму,
Как будто в детство давнее ведут меня они.

И, может быть, в Шемякино, а, может быть, в Турабьево,
А не у этих домиков, там где стоит Шигуй.
С юдорой* встречусь первою, негаданной, нежданною,
И вновь к пробитой полночи я буду сам не свой.

перт* — дом
саёвый* — хороший < сай — хорошо
юдор* — девушка

Оператор вдохновения "Встреча Руси и Чуди".

#меря #чудь #топонимия
Forwarded from Меряфутурист
Выражаем искренние соболезнования родным и близким погибших в теракте в Crocus City Hall! Скорбим вместе с вами 🙏

Эта ужасная трагедия затронула и верхневолжцев, при теракте погиб ярославский хоккеист Алексей Рудницкий, много лет Алексей был игроком хоккейного клуба «Балтика».

Желаем скорейшего выздоровления всем выжившим! Божьей помощи!

#память #ярославль
РОСТОВСКИЙ «САМОЛЕТ»

Из материалов тенишевского бюро о крестьянском быте извлекла я знание о ростовском самолете.

Сначала - о самолете в словаре
Мельниченко: «Самолёт, произносят и самолет. Устар. 1. Соха (косуля). «Огородническая косуля с таким устройством, что лошадь идёт не в борозде». || Плуг». А также «Облегчённый ткацкий станок» и «Челнок, быстро бегающий».

В исследовании Д. В. Найдич-Москаленко «О ПРИНЦИПАХ КЛАССИФИКАЦИИ РУССКИХ ПАХОТНЫХ ОРУДИЙ» (Советская этнография, 1959, вып. 1) есть «портрет» ярославской «косули». В собрании ГМЗРК - карандашная зарисовка «распашки». Картинки с ростовским «самолетом» найти мне не удалось.
Forwarded from Меряфутурист
Иван Сусанин.

В чате вчера вспомнили Сусанина. У художника-авангардиста Владимира Ефграфовича Татлина (1885-1953) есть прекрасная ранняя графика посвященная ему — «Иван Сусанин». 1913 год.

К слову, у Сусанина был зять, Богдан Сабинин, которому в 1619 г., по челобитью, царем Михаилом Федоровичем была выдана жалованная грамота о переводе его семьи в статус белопашцев.

Интересная фамилия. Согласно основной этимологической версии фамилия Сабинин, вероятно, была образована от внутрисемейного мирского имени Собина, которое восходит к устаревшему слову "собина", опричнина - личное имущество, противоположность родовому имуществу. Под влиянием акающих говоров данное именование трансформировалось в Сабина. Имя встречается в документах Северо-Восточной земли и Новгорода XV–XVII веков. Трудно сказать мог ли произойти подобный переход о в а у нас на Верхневолжье, учитывая наше выраженное оканье, однако же смею предложить еще одну, финно-угорскую, этимологию для этого мирского имени.

Возможно, мирское имя Сабина(я) сродни ряду марийских имен: Сабиняк, Сабинай, м. фин.-в. стяж.ф. ССИ: саба фин.-в.: морд, М шаба; Э жаба «ребенок», «дитя»; мар. шава Г «славный», «слабосильный»; шӹвы Г, ик/шыве Л дитя, потомство + -ин, ~ урал. (* en)ä «большой», «много»: фин. enä (в топонимии), enempi «больший», саам. норв. ǣdnâg «многий», Кильдин ienneγ «то же», морд. ińe, ińä «большой», коми una «много», хант. enә «большой», манс. jänәγ «большой». Ср. прасаам. *ɛ̄nē «многое», саам. сев. ædne, Инари eäna, Кильдин jienne. «великий», «большой». «Старший среди детей» (в семье). Коз.у.д. Кушерга, 1717. (С.Я. Черных).

Учитывая языковую близость поздних заволжских и шуйских мерян к ветлужским и унженским марийцам версия рабочая.

#сусанин #собинин #ономастика