«Операция ЮГ». 1982
Посмотрите этот, потрясающий своими уникальными и уже ушедшими в прошлое деталями, фильм. Пропитайтесь красотами реки Юг, реки с названием типичным для мерянского топонимического ареала - Юг (*jug) – «река». По берегам этой реки, от Никольска до самого Великого Устюга стоят многочисленные деревни с мерянскими названиями, я в рамках своего топонимического проекта насчитал их 35. Некогда, в раннем и позднем средневековье река Юг связывала Вятку, а через нее Меровию и Галич-Мерьский с Севером. По ней из древнемарийского Кокшарова можно было попасть в Кокшарку и далее через Устюг, Сухону, волоками к загадочным кокшарам, хранителям знаменитого Тиуновского святилища и священных рощ «кустов» (привет марийским «кусото»). Всего известно о 16 таких «кустах», большинство из которых сохранились до наших дней почти в первозданном виде. В части из них вологодский археолог Никитинский обнаружил средневековые чудские могильники.
Деревенские повести. «Операция ЮГ». 1982
#вологодскаяобласть #рекаюг
Посмотрите этот, потрясающий своими уникальными и уже ушедшими в прошлое деталями, фильм. Пропитайтесь красотами реки Юг, реки с названием типичным для мерянского топонимического ареала - Юг (*jug) – «река». По берегам этой реки, от Никольска до самого Великого Устюга стоят многочисленные деревни с мерянскими названиями, я в рамках своего топонимического проекта насчитал их 35. Некогда, в раннем и позднем средневековье река Юг связывала Вятку, а через нее Меровию и Галич-Мерьский с Севером. По ней из древнемарийского Кокшарова можно было попасть в Кокшарку и далее через Устюг, Сухону, волоками к загадочным кокшарам, хранителям знаменитого Тиуновского святилища и священных рощ «кустов» (привет марийским «кусото»). Всего известно о 16 таких «кустах», большинство из которых сохранились до наших дней почти в первозданном виде. В части из них вологодский археолог Никитинский обнаружил средневековые чудские могильники.
Деревенские повести. «Операция ЮГ». 1982
#вологодскаяобласть #рекаюг
Чухляшки и государственное чутьё
Нашел на "Кириллице" прекрасное в коментах к теме "Чудь да меря. Таинственные аборигены Русской Земли". Да, завели Константин Васильев и Владимир Авдеев русское будущее в исторический тупик)))
Залесец.
#русь
Нашел на "Кириллице" прекрасное в коментах к теме "Чудь да меря. Таинственные аборигены Русской Земли". Да, завели Константин Васильев и Владимир Авдеев русское будущее в исторический тупик)))
Залесец.
#русь
Forwarded from В поисках Китеж-града 🇷🇺
Золотые ворота во Владимире - один из 9 сохранившихся белокаменных памятников Владимиро-Суздальской Руси, единственный из них не является церковью (да, есть ещё остатки замка князя Андрея в Боголюбове, но они сейчас перестроены в церковь).
Forwarded from Меряфутурист
"Разговор с деревом."
А вот еще одна картина Татьяны Уруевой-Смирновой, тоже по мотивам одной старой фото Геннадия Михеева из Шаршеньги.
На Вологде вообще много волшебного бытовало еще недавно, например особые святые сосны, как в рощах так и отдельно. К ним ходили бабы "шептаться". В этнографии читал про то как они с мужьями на фронтах ВОВ так "общались". В таких "святых" деревьях находят забитые гвозди, кремни, монеты, "магия"!
"Разговор с деревом."" Уруева-Смирнова Т.П. 2014.
#меря #язычество
А вот еще одна картина Татьяны Уруевой-Смирновой, тоже по мотивам одной старой фото Геннадия Михеева из Шаршеньги.
На Вологде вообще много волшебного бытовало еще недавно, например особые святые сосны, как в рощах так и отдельно. К ним ходили бабы "шептаться". В этнографии читал про то как они с мужьями на фронтах ВОВ так "общались". В таких "святых" деревьях находят забитые гвозди, кремни, монеты, "магия"!
"Разговор с деревом."" Уруева-Смирнова Т.П. 2014.
#меря #язычество
В Якше умерла бабушка, Багрова Нина Николаевна, 1929 года, из деревни Савино.
Записывали ее меньше года назад. Вспоминала, как в начале войны ее забрали в Кострому, в ФЗУ - систему принудительного детского труда - работать на ткацкой фабрике: "мы маленькие, станки огромные - челнок не туды пойдет и за ним все остальные сто челноков не туды". Как сбежала из ФЗУ на товарняке, потом по лесу босиком до деревни "А документы? - Да леший с ними, с документами. Замуж выходила, новые получила".
В 15 лет, в последнюю военную зиму она возила на санях кряжи, которые деревенские женщины вручную валили в лесу, выполняли норму. В голод 46-ого весною под снегом искала на болоте клюкву.
"Жил у нас один мужичок с грамофоном - выставит трубу в окно и все собираются под окном слушать. Помню, как из этой трубы голос диктора говорит, что в Москве умер товарищ Сталин. Бабы навзрыд! И я плакала, дура".
Вспоминала беседы в соседнем Назарово - парни в военной форме и лакированных сапогах, толпа девчонок, мечтающая дождаться своей очереди потанцевать с одним из них под гармошку, и куча детей, подглядывающих из кута сквозь дыры в занавеске.
Мужа, умершего молодым - "веселый был, добрый, ни разу меня не лупил. Больше я - не смотрите что нынче смирная - его зря ругала".
Две недели назад муж пришел к бабе Нине во сне и сказал "Нина, не умирай зимой. Умирай пока не выпал снег".
Всегда удивляюсь, как у людей, переживших этот мрак, получается быть такими сказочно добрыми. Очень их доброты сейчас не хватает.
Андрей Павличенков.
#костромскаяобласть #жизнь
Записывали ее меньше года назад. Вспоминала, как в начале войны ее забрали в Кострому, в ФЗУ - систему принудительного детского труда - работать на ткацкой фабрике: "мы маленькие, станки огромные - челнок не туды пойдет и за ним все остальные сто челноков не туды". Как сбежала из ФЗУ на товарняке, потом по лесу босиком до деревни "А документы? - Да леший с ними, с документами. Замуж выходила, новые получила".
В 15 лет, в последнюю военную зиму она возила на санях кряжи, которые деревенские женщины вручную валили в лесу, выполняли норму. В голод 46-ого весною под снегом искала на болоте клюкву.
"Жил у нас один мужичок с грамофоном - выставит трубу в окно и все собираются под окном слушать. Помню, как из этой трубы голос диктора говорит, что в Москве умер товарищ Сталин. Бабы навзрыд! И я плакала, дура".
Вспоминала беседы в соседнем Назарово - парни в военной форме и лакированных сапогах, толпа девчонок, мечтающая дождаться своей очереди потанцевать с одним из них под гармошку, и куча детей, подглядывающих из кута сквозь дыры в занавеске.
Мужа, умершего молодым - "веселый был, добрый, ни разу меня не лупил. Больше я - не смотрите что нынче смирная - его зря ругала".
Две недели назад муж пришел к бабе Нине во сне и сказал "Нина, не умирай зимой. Умирай пока не выпал снег".
Всегда удивляюсь, как у людей, переживших этот мрак, получается быть такими сказочно добрыми. Очень их доброты сейчас не хватает.
Андрей Павличенков.
#костромскаяобласть #жизнь
Forwarded from Меряфутурист
«Традиция.»
Беседовали тут с литовским другом про «традицию». Возможна ли она в условиях фактического «обрыва»? Ведь «традиция» — это особые ритмы жизни, паттерны поведения в определенном социуме, в случае, когда мы говорим про язычество в — территориально-родовом социуме. То «как деды и бабки делали». Тут не только сакральные религиозные праздники, но и аграрные, животноводческие, промысловые (экономические общественные практики в рамках «мира» и освоения «чужого пространства»), это особые язык, кухня, элементы быта, песни, сказки, искусство, философия. Все эти элементы взаимосвязаны меж собой, все проникнуты особыми смыслами. Но тот мир, к которому мы обращаемся, почти мёртв. На последнем издыхании в виде бабушек 30 – 40-ых гг. рождения, которые по инерции немного настоящей этнографической аутентики «схватили».
Итак, «традиция» — это передача «взгляда на себя и окружающее» из рук в руки.
Но. Как и в случае с нашими уходящими в вечность бабушками, передать и ранее не всегда получалось в полном объеме, даже если старшие хотели, могли всё-всё, малым часто передавалось более несознательно и чем ближе к нашему времени — всё более отрывками.
Друг вспомнил, как его бабушка на Каледы сено под скатёрку клала, как в грозу у окна стояла тихенько взирая на небо, как рассказывала на ночь сказки, которые наши ровесники из поколения «Х» только из книжек знают. И я помню, как моя бабушка в известные дни брала меня с собой на могилки, на важные праздники пекла пироги и готовила другие блюда, с трепетом относилась к грозе, рассказывала про деревню и старую жизнь. Как дед показывал как столярничать, ловить рыбу и не заблудиться в лесу.
Это «традиция». Из этой живой связи мы, люди среднего возраста, можем уже бОльшую системность развить.
В прошлом году, в самый разгар моей работы с мерянской антропонимией, часто снились предки и места малой родины. Я думаю — как некий общий архетип мерянских предков, как образ, который понятен. Изучение и ревитализация языка, начавшиеся с старых словечек услышанных в детстве — это тоже «традиция», крайне важное действо, резонирующее с «миром предков», через которое мы получаем от них «знание». Как и чтение старых сказок своим детям, приготовление в особые дни семейным кругом старых блюд вместе с детьми , совместные походы в лес, зажжение огней и «поиск леших».
«Традиция» — это практика «восприятия», «саморефлексии» и «передачи» где всё, с одной стороны, может быть очень «нелинейно», с другой стороны, очень «вещественно глубоко». Вопрос на сегодня, по моему мнению, состоит в том, чтобы почаще актуализировать эту связь — уча, восстанавливая и используя родной язык, проводя ритуалы в кругу семьи и сообществе семей, занимаясь ручным трудом, размышляя в тишине, разговаривая у огня, по возможности исключая внешне-навязываемые инфо-потоки, которые очень замыливают наше восприятие, отключаясь от них — уходя в свой «внутренний лес».
А бесконечно говорить про «традицию», а-ля геноны, это не наш путь.
#антропныевсячинки #традиция
Беседовали тут с литовским другом про «традицию». Возможна ли она в условиях фактического «обрыва»? Ведь «традиция» — это особые ритмы жизни, паттерны поведения в определенном социуме, в случае, когда мы говорим про язычество в — территориально-родовом социуме. То «как деды и бабки делали». Тут не только сакральные религиозные праздники, но и аграрные, животноводческие, промысловые (экономические общественные практики в рамках «мира» и освоения «чужого пространства»), это особые язык, кухня, элементы быта, песни, сказки, искусство, философия. Все эти элементы взаимосвязаны меж собой, все проникнуты особыми смыслами. Но тот мир, к которому мы обращаемся, почти мёртв. На последнем издыхании в виде бабушек 30 – 40-ых гг. рождения, которые по инерции немного настоящей этнографической аутентики «схватили».
Итак, «традиция» — это передача «взгляда на себя и окружающее» из рук в руки.
Но. Как и в случае с нашими уходящими в вечность бабушками, передать и ранее не всегда получалось в полном объеме, даже если старшие хотели, могли всё-всё, малым часто передавалось более несознательно и чем ближе к нашему времени — всё более отрывками.
Друг вспомнил, как его бабушка на Каледы сено под скатёрку клала, как в грозу у окна стояла тихенько взирая на небо, как рассказывала на ночь сказки, которые наши ровесники из поколения «Х» только из книжек знают. И я помню, как моя бабушка в известные дни брала меня с собой на могилки, на важные праздники пекла пироги и готовила другие блюда, с трепетом относилась к грозе, рассказывала про деревню и старую жизнь. Как дед показывал как столярничать, ловить рыбу и не заблудиться в лесу.
Это «традиция». Из этой живой связи мы, люди среднего возраста, можем уже бОльшую системность развить.
В прошлом году, в самый разгар моей работы с мерянской антропонимией, часто снились предки и места малой родины. Я думаю — как некий общий архетип мерянских предков, как образ, который понятен. Изучение и ревитализация языка, начавшиеся с старых словечек услышанных в детстве — это тоже «традиция», крайне важное действо, резонирующее с «миром предков», через которое мы получаем от них «знание». Как и чтение старых сказок своим детям, приготовление в особые дни семейным кругом старых блюд вместе с детьми , совместные походы в лес, зажжение огней и «поиск леших».
«Традиция» — это практика «восприятия», «саморефлексии» и «передачи» где всё, с одной стороны, может быть очень «нелинейно», с другой стороны, очень «вещественно глубоко». Вопрос на сегодня, по моему мнению, состоит в том, чтобы почаще актуализировать эту связь — уча, восстанавливая и используя родной язык, проводя ритуалы в кругу семьи и сообществе семей, занимаясь ручным трудом, размышляя в тишине, разговаривая у огня, по возможности исключая внешне-навязываемые инфо-потоки, которые очень замыливают наше восприятие, отключаясь от них — уходя в свой «внутренний лес».
А бесконечно говорить про «традицию», а-ля геноны, это не наш путь.
#антропныевсячинки #традиция
Forwarded from Мерянская кухня
Демоны чревообъедения (слева) и пьянства (справа)
Миниатюры Синодика, XVII век. Они придут к каждому любителю оливье, шавермы и русской водки. Берегите себя, готовьте блюда мерянской кухни!
#юмор #мерянскаякухня
Миниатюры Синодика, XVII век. Они придут к каждому любителю оливье, шавермы и русской водки. Берегите себя, готовьте блюда мерянской кухни!
#юмор #мерянскаякухня
"Русский" или кривич, карел, словен и меря?
Лента напомнила интересную заметку историка Сергея Эрлиха: "Энтони Смит описывает аграрное общество как симбиоз двух типов этничности. "Горизонтальная" аристократическая этничность включает социальную верхушку. Верхушка осознает свою общую этничность, которая совпадает с именем государства. Но они не испытывают потребности расширить эту этничность на управляемые ими этносы. Напротив, их власть основана на реальном или мнимом чужеземном происхождении. Под властью "горизонтального" этноса находятся мелкие родо-племенные образования, которые Смит именуют "вертикальными" демократическими этничностями."
На мой взгляд, это плодотворная концепция, которая должна быть либо уточнена, либо опровергнута историческими источниками. Применительно к Древней Руси была "горизонтальная" этничость "русь" и множество "вертикальных" этничностей": кривичи, вятичи, водь, корела и т.д. Они долгое время не осознавали, что имеют общую этничность как с господами (русь) так и с другими подчиненными (русами) племенами. Не случайно берестяные грамоты, которые в большинстве случаев написаны представителями "вертикальных" этничностей используют понятия "новгородцы", "псковичи", "корела", "лопь", "водь". Но ни разу не употребляют термины "русь" (в смысле "русские"). Они не мыслят такими категориями. "Русь", в более чем 1000 (!) обнаруженных на сегодня берестяных грамот, упомянута однажды как территория, находящаяся за пределами Новгородских владений. ...
Предполагаю, что финно-угры также включались в состав русской верхушки. Постепенно с развитием внутренних контактов русскость стала просачиваться вниз. Но процесс этот занял не одно столетие. Первый документальный случай, когда крестьянский сын, купец Афанасий Никитин назвал себя русским - это конец XV в".
К этому можно добавить, что приведенные Сергеем Ефроимовичем факты не представляют собой чего-либо экстраординарного с точки зрения современной этнологии. Стремление любого этноса к самосохранению является важнейшим признаком наличия в нем выраженного этнического самосознания.
В качестве примера можно рассмотреть этногенез "древнерусской" народности в Ростово-Суздальской земле в XI-XIV веках. В его рамках основная масса мерян постепенно вошла вместе с славянами (кривичи, словене) в состав этого нового этноса. Это означало постепенное размывание сложившихся ранее племенных этно-границ, которые у славянских переселенцев уже были дополнительно размыты. В ходе этого процесса появились новые региональные идентичности, предшествующие позднесредневековой "русской", используемые летописцами - "новгородцы", "белозерцы", "ростовцы", "суздальцы", "муромцы". "рязанцы" и т. д.
А зафиксированные мерянские миграции в районы проживания близкого им в культурно-языковом отношении финно-угорского населения (в земли Кашинского княжества, Белозерья, княжества Кубенского, Великого княжества Устюжского, Костромского Заволжья и Галич-Мерьского княжества, Пошехонья и Поветлужья-Меровии) можно рассматривать как закономерный результат тенденции наиболее активной части мери к этнокультурной изоляции от экспансии христианства и "древнерусской культуры".
Из всего этого не стоит делать вывод о невозможности сохранения мерянами (как и другими изначальными этносами Д. Руси) своей этничности, религии и языка в рамках региональных и пограничных этнических групп. Этнические сообщества при сохранении этноизолирующих барьеров обладают достаточной устойчивостью и гомогенностью на протяжении столетий.
Весьма показательны в этом плане этнотопонимы XV-XVII вв. зафиксированные в границах Северо-Восточной Руси, образованные непосредственно от этнонима "меря". Это несколько десятков «Мерских» станов (районов) и волостей с специфически-мерянскими названиями "Шачебол", "Иледам", "Ликурга" и др..
Все они обладают общей чертой. Они свободны от собственно мерянских археологических памятников додревнерусского периода, находясь в то же время поблизости от плотно заселенных додревнерусских районов.
Залесец.
#древняярусь #этногенез #ростовскаяземля
Лента напомнила интересную заметку историка Сергея Эрлиха: "Энтони Смит описывает аграрное общество как симбиоз двух типов этничности. "Горизонтальная" аристократическая этничность включает социальную верхушку. Верхушка осознает свою общую этничность, которая совпадает с именем государства. Но они не испытывают потребности расширить эту этничность на управляемые ими этносы. Напротив, их власть основана на реальном или мнимом чужеземном происхождении. Под властью "горизонтального" этноса находятся мелкие родо-племенные образования, которые Смит именуют "вертикальными" демократическими этничностями."
На мой взгляд, это плодотворная концепция, которая должна быть либо уточнена, либо опровергнута историческими источниками. Применительно к Древней Руси была "горизонтальная" этничость "русь" и множество "вертикальных" этничностей": кривичи, вятичи, водь, корела и т.д. Они долгое время не осознавали, что имеют общую этничность как с господами (русь) так и с другими подчиненными (русами) племенами. Не случайно берестяные грамоты, которые в большинстве случаев написаны представителями "вертикальных" этничностей используют понятия "новгородцы", "псковичи", "корела", "лопь", "водь". Но ни разу не употребляют термины "русь" (в смысле "русские"). Они не мыслят такими категориями. "Русь", в более чем 1000 (!) обнаруженных на сегодня берестяных грамот, упомянута однажды как территория, находящаяся за пределами Новгородских владений. ...
Предполагаю, что финно-угры также включались в состав русской верхушки. Постепенно с развитием внутренних контактов русскость стала просачиваться вниз. Но процесс этот занял не одно столетие. Первый документальный случай, когда крестьянский сын, купец Афанасий Никитин назвал себя русским - это конец XV в".
К этому можно добавить, что приведенные Сергеем Ефроимовичем факты не представляют собой чего-либо экстраординарного с точки зрения современной этнологии. Стремление любого этноса к самосохранению является важнейшим признаком наличия в нем выраженного этнического самосознания.
В качестве примера можно рассмотреть этногенез "древнерусской" народности в Ростово-Суздальской земле в XI-XIV веках. В его рамках основная масса мерян постепенно вошла вместе с славянами (кривичи, словене) в состав этого нового этноса. Это означало постепенное размывание сложившихся ранее племенных этно-границ, которые у славянских переселенцев уже были дополнительно размыты. В ходе этого процесса появились новые региональные идентичности, предшествующие позднесредневековой "русской", используемые летописцами - "новгородцы", "белозерцы", "ростовцы", "суздальцы", "муромцы". "рязанцы" и т. д.
А зафиксированные мерянские миграции в районы проживания близкого им в культурно-языковом отношении финно-угорского населения (в земли Кашинского княжества, Белозерья, княжества Кубенского, Великого княжества Устюжского, Костромского Заволжья и Галич-Мерьского княжества, Пошехонья и Поветлужья-Меровии) можно рассматривать как закономерный результат тенденции наиболее активной части мери к этнокультурной изоляции от экспансии христианства и "древнерусской культуры".
Из всего этого не стоит делать вывод о невозможности сохранения мерянами (как и другими изначальными этносами Д. Руси) своей этничности, религии и языка в рамках региональных и пограничных этнических групп. Этнические сообщества при сохранении этноизолирующих барьеров обладают достаточной устойчивостью и гомогенностью на протяжении столетий.
Весьма показательны в этом плане этнотопонимы XV-XVII вв. зафиксированные в границах Северо-Восточной Руси, образованные непосредственно от этнонима "меря". Это несколько десятков «Мерских» станов (районов) и волостей с специфически-мерянскими названиями "Шачебол", "Иледам", "Ликурга" и др..
Все они обладают общей чертой. Они свободны от собственно мерянских археологических памятников додревнерусского периода, находясь в то же время поблизости от плотно заселенных додревнерусских районов.
Залесец.
#древняярусь #этногенез #ростовскаяземля
Кашинское княжество и меря.
Земля Кашина это древнее пограничье кривичей и меря, являвшееся в р.ж.в и в средние века зоной активной межплеменной аккультурации. Здесь, на загадочной речной петле напоминающей "сердечко" на рубеже XII-XIII веков возник древнерусский город Кашин, ставший центром самостоятельного княжества, вошедшего позднее в состав Твери, и затем Москвы.
— История
Кашинские земли в 1212—1238 годах входили в состав Переяславль-Залесского княжества, а затем — после того, как переяславский князь Ярослав Всеволодович получил Владимирское великое княжение (1238 г.) — отошли к Великому княжеству Владимирскому. При образовании в 1247 году Тверского княжества Кашин и тянувшие к нему земли вошли в его состав.
В период владельческой нерасчленённости Тверского княжества Кашин был главным городом северо-восточных земель Тверской "страны" — со своими "мужами" (служилой знатью) и своим "полком" (военным ополчением). Город был сильно укреплён, причём его неприступности способствовало положение города: река Кашинка огибала его со всех сторон, и он стоял как бы на полуострове. Доступ к городу имелся лишь со стороны узкого перешейка между изгибами реки, через который был прокопан глубокий ров, укреплённый валом с тыном и частоколом.
Центром удельного княжества Кашин стал в 1319 году, когда, в соответствии с духовной грамотой тверского князя Михаила Ярославича, убитого в 1318 году в Орде, территория Тверского княжества была поделена между его сыновьями.
В XIV веке город не раз был втянут в распри между тверским и московским княжеством, хотя местные князья стремились отстоять независимое положение. В 1375 году после поражения Твери в борьбе с Москвой князь Василий Михайлович II добился признания Кашинского княжества самостоятельным, независимым от Твери. Однако в 1382 году Василий умер, не оставив наследника, и Кашин вновь стал уделом Тверского великого княжества.
В 1400 году духовная грамота Михаила Александровича, умершего в 1399 году, закрепила Кашин за Василием Михайловичем III. Однако отношения его с братом, Великим тверским князем Иваном Михайловичем, были весьма напряжёнными, и тот не раз выгонял Василия из Кашина (окончательно — в июне 1412 года, когда кашинский князь был арестован, но сумел ускользнуть от конвоя и бежать в Москву). После смерти Василия в 1426 году Кашинский удел и юридически прекращает существование, а его земли включаются в число тверских великокняжеских владений.
Несмотря на зависимость от Твери, в городе чеканили собственную монету (пул), вели летописную работу. Город был крупным торговым центром, кашинские купцы вели торговлю с ближними и дальними землями.
— Название
Название городу дала река Кашинка, в старину - Кашина, или Каша. Название ее, может быть образовано или от личного имени Каша, неоднократно засвидетельствованного в древнерусской антропонимии, либо непосредственно от слова каша "особое угощение, связанное со свадебным обрядом; пир в доме молодожёнов после свадьбы". Существует и финно-угорская версия названия реки Кашинки: от мерянского кашка - "коряга". Схожие по смыслу гидронимы есть в Пермском крае и Поволжье, Кашканэҥер, гидроним состоит из двух слов: кашкан "с корягами" + эҥер "река", т.е. «река с корягами». (Марий Эл), река Кашка - приток Чусовой (Пермский край).
— Этническая история
Память о кашинских мерянах долгое время сохранялась в наименованиях территориальных образований (по-видимому эти территориальные единицы были образованны по этническому или языковому признаку) в составе Московского государства - "Мерецкого" и "Чудского" станов Кашинского уезда XV-XVII веков. Мерецкий стан назван по древнерусскому этнонимному антропониму: "мерец(ч)" (мерянин) сродн. этноантропонимам - "мере", "мерько" "мерека", "меренч", послужившим основой региональным русским фамилиям > Мерецков, Меричев, Мерьков и пр.
Недалеко от Кашина находилось еще несколько подобных образований - "Мерско волость", "Мерская пустынь" на левобережье Волги и "Мерский стан" рядом с Переславлем Залесским.
#меря #кривичи #кашин #тверскоекняжество #древняярусь #XIIвек
Земля Кашина это древнее пограничье кривичей и меря, являвшееся в р.ж.в и в средние века зоной активной межплеменной аккультурации. Здесь, на загадочной речной петле напоминающей "сердечко" на рубеже XII-XIII веков возник древнерусский город Кашин, ставший центром самостоятельного княжества, вошедшего позднее в состав Твери, и затем Москвы.
— История
Кашинские земли в 1212—1238 годах входили в состав Переяславль-Залесского княжества, а затем — после того, как переяславский князь Ярослав Всеволодович получил Владимирское великое княжение (1238 г.) — отошли к Великому княжеству Владимирскому. При образовании в 1247 году Тверского княжества Кашин и тянувшие к нему земли вошли в его состав.
В период владельческой нерасчленённости Тверского княжества Кашин был главным городом северо-восточных земель Тверской "страны" — со своими "мужами" (служилой знатью) и своим "полком" (военным ополчением). Город был сильно укреплён, причём его неприступности способствовало положение города: река Кашинка огибала его со всех сторон, и он стоял как бы на полуострове. Доступ к городу имелся лишь со стороны узкого перешейка между изгибами реки, через который был прокопан глубокий ров, укреплённый валом с тыном и частоколом.
Центром удельного княжества Кашин стал в 1319 году, когда, в соответствии с духовной грамотой тверского князя Михаила Ярославича, убитого в 1318 году в Орде, территория Тверского княжества была поделена между его сыновьями.
В XIV веке город не раз был втянут в распри между тверским и московским княжеством, хотя местные князья стремились отстоять независимое положение. В 1375 году после поражения Твери в борьбе с Москвой князь Василий Михайлович II добился признания Кашинского княжества самостоятельным, независимым от Твери. Однако в 1382 году Василий умер, не оставив наследника, и Кашин вновь стал уделом Тверского великого княжества.
В 1400 году духовная грамота Михаила Александровича, умершего в 1399 году, закрепила Кашин за Василием Михайловичем III. Однако отношения его с братом, Великим тверским князем Иваном Михайловичем, были весьма напряжёнными, и тот не раз выгонял Василия из Кашина (окончательно — в июне 1412 года, когда кашинский князь был арестован, но сумел ускользнуть от конвоя и бежать в Москву). После смерти Василия в 1426 году Кашинский удел и юридически прекращает существование, а его земли включаются в число тверских великокняжеских владений.
Несмотря на зависимость от Твери, в городе чеканили собственную монету (пул), вели летописную работу. Город был крупным торговым центром, кашинские купцы вели торговлю с ближними и дальними землями.
— Название
Название городу дала река Кашинка, в старину - Кашина, или Каша. Название ее, может быть образовано или от личного имени Каша, неоднократно засвидетельствованного в древнерусской антропонимии, либо непосредственно от слова каша "особое угощение, связанное со свадебным обрядом; пир в доме молодожёнов после свадьбы". Существует и финно-угорская версия названия реки Кашинки: от мерянского кашка - "коряга". Схожие по смыслу гидронимы есть в Пермском крае и Поволжье, Кашканэҥер, гидроним состоит из двух слов: кашкан "с корягами" + эҥер "река", т.е. «река с корягами». (Марий Эл), река Кашка - приток Чусовой (Пермский край).
— Этническая история
Память о кашинских мерянах долгое время сохранялась в наименованиях территориальных образований (по-видимому эти территориальные единицы были образованны по этническому или языковому признаку) в составе Московского государства - "Мерецкого" и "Чудского" станов Кашинского уезда XV-XVII веков. Мерецкий стан назван по древнерусскому этнонимному антропониму: "мерец(ч)" (мерянин) сродн. этноантропонимам - "мере", "мерько" "мерека", "меренч", послужившим основой региональным русским фамилиям > Мерецков, Меричев, Мерьков и пр.
Недалеко от Кашина находилось еще несколько подобных образований - "Мерско волость", "Мерская пустынь" на левобережье Волги и "Мерский стан" рядом с Переславлем Залесским.
#меря #кривичи #кашин #тверскоекняжество #древняярусь #XIIвек
Ростовская земля в эпоху викингов.
Экономическим центром Ростовской земли-Мерянии в VII-XI вв. был летописный Ростов - Сарское городище, главный мерянский племенной центр где сидел князь-князей. Согласно карте из экспозиции Ростовского музея заповедника Ростов активно торговал с Булгаром и Хазарией, народами Фенно-Балто-Скандии и славянами Поднепровья. На карте, к сожалению, отсутствует Смоленск - один из важнейших городских центров и торговых хабов этого времени. Родоначальник нашей земли - Ростов сохранял ведущее экономическое положение и в позднем средневековье. Помнится уважаемый Павел Пряников у себя в канале публиковал интересное описание величины ежегодных налогов с городов во время правления Ивана Грозного, сделанное английским дипломатом Джеромом Горсеем. Из этих сумм можно хорошо увидеть уровень экономического развития городов Московии в то время:
«Город Псков платит каждый год тяглом и податью 18.000 рублей, Новгород 35.000, Торжок и Тверь по 8000, Рязань 30.000, Муром 12.000, Холмогоры и Двина по 8000, Вологда 12.000, Казань 18.000, Устюг 30.000, Ростов 50.000, Москва 40.000».
Ростов Великий – главный экономический центр XVI века.
Интересно сравнить с днем сегодняшним. Ростов Великий превратился в грязный, медленно опускающийся в болото провинциальный городишко, жители которого по возможности бегут кто в Ярославль, кто в Москву.
#ростоввеликий #история
Экономическим центром Ростовской земли-Мерянии в VII-XI вв. был летописный Ростов - Сарское городище, главный мерянский племенной центр где сидел князь-князей. Согласно карте из экспозиции Ростовского музея заповедника Ростов активно торговал с Булгаром и Хазарией, народами Фенно-Балто-Скандии и славянами Поднепровья. На карте, к сожалению, отсутствует Смоленск - один из важнейших городских центров и торговых хабов этого времени. Родоначальник нашей земли - Ростов сохранял ведущее экономическое положение и в позднем средневековье. Помнится уважаемый Павел Пряников у себя в канале публиковал интересное описание величины ежегодных налогов с городов во время правления Ивана Грозного, сделанное английским дипломатом Джеромом Горсеем. Из этих сумм можно хорошо увидеть уровень экономического развития городов Московии в то время:
«Город Псков платит каждый год тяглом и податью 18.000 рублей, Новгород 35.000, Торжок и Тверь по 8000, Рязань 30.000, Муром 12.000, Холмогоры и Двина по 8000, Вологда 12.000, Казань 18.000, Устюг 30.000, Ростов 50.000, Москва 40.000».
Ростов Великий – главный экономический центр XVI века.
Интересно сравнить с днем сегодняшним. Ростов Великий превратился в грязный, медленно опускающийся в болото провинциальный городишко, жители которого по возможности бегут кто в Ярославль, кто в Москву.
#ростоввеликий #история
Не перевелись ещё рационализаторы и изобретатели в Заволжье.
Только у нас на дорогах можно встретить такое чудо техники! "Буханка" + "Шишига" + "Беларусь". Село Лужок. Буйский р-н. Костромская обл. Кстати, село Лужок интересно сохранившейся цельной деревянной застройкой начала XX века и Воскресенской церковью (1840). Один из таких архаичных северных домов виден на заднем плане.
Фото: Дмитрий Колчин
#буй #костромскаяобласть
Только у нас на дорогах можно встретить такое чудо техники! "Буханка" + "Шишига" + "Беларусь". Село Лужок. Буйский р-н. Костромская обл. Кстати, село Лужок интересно сохранившейся цельной деревянной застройкой начала XX века и Воскресенской церковью (1840). Один из таких архаичных северных домов виден на заднем плане.
Фото: Дмитрий Колчин
#буй #костромскаяобласть
Forwarded from Мерянская кухня
Нашу этническую "высокую" кухню убила элита империи, переключившись, начиная с XVIII века, на немецкую и
французскую кухни. До Петра "высокая" кухня была автохтонной, мало отличаясь от "низовой" кухни остального народа. Потом, в XX веке, сталинская урбанизация убила низовую "крестьянскую" кухню. Она ушла в небытие вместе с "русской печью" и традиционным деревенским
укладом Верхневолжья и Севера.
Сейчас мы имеем полную мешанину всего и вся называемую "русской кухней", смерзшийся "сугроб" из отголосков крестьянской, дореволюционной, советской, кавказской, европейских и азиатских заимствований.
Не имеет никакого смысла поддерживать коллективный фантазм, пора вычленить из "сугроба" свое изначальное, "нечерноземное", и идеологически огородить через "мерянское". Пусть это будет неомерянский конструкт.
Пускай по началу "мерянское" подвергается обструкции и осмеянию, зато оно про-этническое и кардинально
противопоставлено всему привычно-бесфоменному, "сугробному", всей роевой множественности и мультитюду "постсоветскости".
Могут возразить - "это 100% постмодерн и конструктивизм". Да, это конструктивизм, всякий "культурный продукт" всегда выдуман горсткой людей, так было всегда.
Мерянин.
#мерянскаякухня
французскую кухни. До Петра "высокая" кухня была автохтонной, мало отличаясь от "низовой" кухни остального народа. Потом, в XX веке, сталинская урбанизация убила низовую "крестьянскую" кухню. Она ушла в небытие вместе с "русской печью" и традиционным деревенским
укладом Верхневолжья и Севера.
Сейчас мы имеем полную мешанину всего и вся называемую "русской кухней", смерзшийся "сугроб" из отголосков крестьянской, дореволюционной, советской, кавказской, европейских и азиатских заимствований.
Не имеет никакого смысла поддерживать коллективный фантазм, пора вычленить из "сугроба" свое изначальное, "нечерноземное", и идеологически огородить через "мерянское". Пусть это будет неомерянский конструкт.
Пускай по началу "мерянское" подвергается обструкции и осмеянию, зато оно про-этническое и кардинально
противопоставлено всему привычно-бесфоменному, "сугробному", всей роевой множественности и мультитюду "постсоветскости".
Могут возразить - "это 100% постмодерн и конструктивизм". Да, это конструктивизм, всякий "культурный продукт" всегда выдуман горсткой людей, так было всегда.
Мерянин.
#мерянскаякухня
Тем временем у коварных англосаксов.
В местечке Рендлшем в богохранимом Саффолке, в Восточной Англии меж тем археологи раскопали один из парадных залов тамошних англосаксонских королей. Его предположительно связывают с Этельвольдом (655-664 гг.), сыном Эни, сына Титилы из династии Вуффингов - ну и с его предшественниками и преемниками. Вроде бы Этельвольд был в Рендлшеме и похоронен. "Церковная история народа англов" Беды Достопочтенного - все так, как мы любим: "Successit autem Sigbercto in regnum Suidhelm, filius Sexbaldi, qui baptizatus est ab ipso Cedde in prouincia Orientalium Anglorum, in uico regio, qui dicitur RendlÃsham, id est mansio Rendili; suscepitque eum ascendentem de fonto sancto Aediluald rex ipsius gentis Orientalium Anglorum, frater Anna regis eorundem" (Hist. Eccl. III. 22).
В центральном квадрате раскопа на фото хорошо виден след зала в материке: прямоугольник основания бревенчатых стен и ямы по периметру от поддерживавших крышу столбов. 23 метра на 10 - все вполне патриархально, поскольку это ж Темные века. Поселение изначально римское, но сохранившееся и при германском переселении, площадь 50 га. Неподалеку море и целый Рендлшем-форест. Саттон-ху, как понимаете, тоже совсем рядом.
Чуть выше, у перекрестка дорог - церковь св. Григория Великого (Рендлшем, Вудбридж IP12 2QY, Великобритания).
Прекрасно сохранившийся ландшафт, кругом заказники, спокойная жизнь людей с чувством собственного достоинства и с интересом к своей истории.
https://www.suffolklive.com/news/gallery/suffolk-history-archaeological-dig-suffolk-7663117
Для ценителей - вот статья 2014 г. из British Archaeology, где руководитель нынешнего проекта Кристофер Скалл с коллегами описывает еще предшествовашие находки из сборов с территории поселения до обнаружения зала:
https://www.academia.edu/8917490/Rendlesham_Rediscovered
Собственно, наш хронологический аналог этому - с другого края того же очага Великого переселения народов. Его восточные отголоски уже после Войны V века - появление на Оке и Волге новых военно-политических ("дружинных", как их раньше было принято называть) структур (место их исхода дискуссионно. прим. Р.З.) , встряхнувших финский речной - городецкая культура и лесной мир - поздние дьяковцы (именно из этой колыбели вышли в VII-VIII веках летописные меря, мурома, мещёра. прим. Р.З.). Но об их принцепсах (в отличие от "королей" англов и саксов) у нас нет текстов, христианизация и письменность дошли сюда позднее.
Аким Трефилов.
#темныевека #археология
В местечке Рендлшем в богохранимом Саффолке, в Восточной Англии меж тем археологи раскопали один из парадных залов тамошних англосаксонских королей. Его предположительно связывают с Этельвольдом (655-664 гг.), сыном Эни, сына Титилы из династии Вуффингов - ну и с его предшественниками и преемниками. Вроде бы Этельвольд был в Рендлшеме и похоронен. "Церковная история народа англов" Беды Достопочтенного - все так, как мы любим: "Successit autem Sigbercto in regnum Suidhelm, filius Sexbaldi, qui baptizatus est ab ipso Cedde in prouincia Orientalium Anglorum, in uico regio, qui dicitur RendlÃsham, id est mansio Rendili; suscepitque eum ascendentem de fonto sancto Aediluald rex ipsius gentis Orientalium Anglorum, frater Anna regis eorundem" (Hist. Eccl. III. 22).
В центральном квадрате раскопа на фото хорошо виден след зала в материке: прямоугольник основания бревенчатых стен и ямы по периметру от поддерживавших крышу столбов. 23 метра на 10 - все вполне патриархально, поскольку это ж Темные века. Поселение изначально римское, но сохранившееся и при германском переселении, площадь 50 га. Неподалеку море и целый Рендлшем-форест. Саттон-ху, как понимаете, тоже совсем рядом.
Чуть выше, у перекрестка дорог - церковь св. Григория Великого (Рендлшем, Вудбридж IP12 2QY, Великобритания).
Прекрасно сохранившийся ландшафт, кругом заказники, спокойная жизнь людей с чувством собственного достоинства и с интересом к своей истории.
https://www.suffolklive.com/news/gallery/suffolk-history-archaeological-dig-suffolk-7663117
Для ценителей - вот статья 2014 г. из British Archaeology, где руководитель нынешнего проекта Кристофер Скалл с коллегами описывает еще предшествовашие находки из сборов с территории поселения до обнаружения зала:
https://www.academia.edu/8917490/Rendlesham_Rediscovered
Собственно, наш хронологический аналог этому - с другого края того же очага Великого переселения народов. Его восточные отголоски уже после Войны V века - появление на Оке и Волге новых военно-политических ("дружинных", как их раньше было принято называть) структур (место их исхода дискуссионно. прим. Р.З.) , встряхнувших финский речной - городецкая культура и лесной мир - поздние дьяковцы (именно из этой колыбели вышли в VII-VIII веках летописные меря, мурома, мещёра. прим. Р.З.). Но об их принцепсах (в отличие от "королей" англов и саксов) у нас нет текстов, христианизация и письменность дошли сюда позднее.
Аким Трефилов.
#темныевека #археология
Suffolk Live
Archaeological dig in Suffolk uncovers find of 'international importance'
It's believed that the hall would've been used by the first Kings of East Anglia
Историк Владимир Горский про "Киевскую Русь" и меря.
Отрывок из подкаста "Две судьбы: Александр Невский и Даниил Галицкий" интересный этническими акцентами расставленными доцентом МПГУ В.В.Горским. В нем Владимир Викторович рассказывает про "такую разную" "древнерусскую" этническую общность и мерянское население Северо-Восточной земли.
#история #ростовскаяземля
Отрывок из подкаста "Две судьбы: Александр Невский и Даниил Галицкий" интересный этническими акцентами расставленными доцентом МПГУ В.В.Горским. В нем Владимир Викторович рассказывает про "такую разную" "древнерусскую" этническую общность и мерянское население Северо-Восточной земли.
#история #ростовскаяземля
YouTube
Историк Владимир Горский про "Киевскую Русь" и меря.
Отрывок из подкаста "Две судьбы: Александр Невский и Даниил Галицкий". Доцент МПГУ В.В.Горский рассказывает про "такую разную" древнерусскую этническую общность и мерянское население Северо-Восточной земли.
Forwarded from Толкователь
(к предыдущему репост уважаемой Залесской Земли)
Я бы продолжил этот ряд с т.з. экономики и демографии. В XVI веке, действительно, если наложить демографию и экономику, усреднённым центром Московии по этим двум показателям было Заволжье.
В позднецарское время, с середины XIX века, такой центр смещается на юго-запад, между тремя главными городами того времени (по экономике и демографии) – между Петербургом, Варшавой и Одессой (наверное, и Киев сюда же). Вероятно, усреднённая точка между ними – где-то на правобережной Украине.
Отсюда такое значение Украины в то время, и её роль в позднецарской истории (создание УНР, на мой взгляд, предопределило падение февралистской республики). В 1920-е большевики тоже поэтому так возились с Украиной – без её хлеба, угля и металла молодой СССР не выжил бы. Плюс Украина была важнейшим агентом воздействия на В.Европу через принцип «разделённого народа» - большая масса украинцев осталась в Польше, Чехословакии и Румынии.
С 1930-х экономико-демографический центр резко смещается на восток. После переноса столицы второе дыхание получила Москва. Мощный индустриальный узел стал формироваться на Урале и далее Западной Сибири (плюс огромное переселение рабсилы на восток страны, в т.ч. система ГУЛАГа с конца 1930-х).
Усреднённой точкой экономики и демографии становится Южный Урал. Помню вычисления экономических географов, что для последних лет СССР такой точкой стал Уральск на северо-западе Казахстана (за счёт увеличения демографического навеса в Средней Азии).
После развала СССР и резкого повышения роли нефтегазодобывающей «тюменской матрёшки» (фактически Россия сейчас живёт только за счёт этих трёх регионов – Тюмень, ХМАО и ЯНАО), мне представляется, что экономико-демографический центр страны сместился куда-то ближе к Казани.
Потому с точки зрения геоэкономики выглядит удивительным бросок в Причерноморье. По эволюционной логике и по заверениям начальства, что оно порвало с проклятым Западом, оправданной была бы экспансия на юго-восток. Тем более что декларируется тесное взаимодействие с Китаем и совместное развитие с ним транспортного коридора из Восточной Азии в Европу (на что кроме Китая подписались бы и Япония и Южной Кореей). Как это ни циничным звучит, но с точки зрения геоэкономики логичным выглядела бы СВО против Казахстана. Понятно, что лучше, конечно, было бы сделать этот интеграционный процесс эволюционным и бескровным. Мне кажется, что недавняя попытка госпереворота в Казахстане, когда туда вошли «войска ОДКБ», и была этим шагом. Можем только догадываться, почему у России это не получилось. Одна из вероятных версий – Китаю очень не понравился гипотетический российский бросок на юго-восток.
Я бы продолжил этот ряд с т.з. экономики и демографии. В XVI веке, действительно, если наложить демографию и экономику, усреднённым центром Московии по этим двум показателям было Заволжье.
В позднецарское время, с середины XIX века, такой центр смещается на юго-запад, между тремя главными городами того времени (по экономике и демографии) – между Петербургом, Варшавой и Одессой (наверное, и Киев сюда же). Вероятно, усреднённая точка между ними – где-то на правобережной Украине.
Отсюда такое значение Украины в то время, и её роль в позднецарской истории (создание УНР, на мой взгляд, предопределило падение февралистской республики). В 1920-е большевики тоже поэтому так возились с Украиной – без её хлеба, угля и металла молодой СССР не выжил бы. Плюс Украина была важнейшим агентом воздействия на В.Европу через принцип «разделённого народа» - большая масса украинцев осталась в Польше, Чехословакии и Румынии.
С 1930-х экономико-демографический центр резко смещается на восток. После переноса столицы второе дыхание получила Москва. Мощный индустриальный узел стал формироваться на Урале и далее Западной Сибири (плюс огромное переселение рабсилы на восток страны, в т.ч. система ГУЛАГа с конца 1930-х).
Усреднённой точкой экономики и демографии становится Южный Урал. Помню вычисления экономических географов, что для последних лет СССР такой точкой стал Уральск на северо-западе Казахстана (за счёт увеличения демографического навеса в Средней Азии).
После развала СССР и резкого повышения роли нефтегазодобывающей «тюменской матрёшки» (фактически Россия сейчас живёт только за счёт этих трёх регионов – Тюмень, ХМАО и ЯНАО), мне представляется, что экономико-демографический центр страны сместился куда-то ближе к Казани.
Потому с точки зрения геоэкономики выглядит удивительным бросок в Причерноморье. По эволюционной логике и по заверениям начальства, что оно порвало с проклятым Западом, оправданной была бы экспансия на юго-восток. Тем более что декларируется тесное взаимодействие с Китаем и совместное развитие с ним транспортного коридора из Восточной Азии в Европу (на что кроме Китая подписались бы и Япония и Южной Кореей). Как это ни циничным звучит, но с точки зрения геоэкономики логичным выглядела бы СВО против Казахстана. Понятно, что лучше, конечно, было бы сделать этот интеграционный процесс эволюционным и бескровным. Мне кажется, что недавняя попытка госпереворота в Казахстане, когда туда вошли «войска ОДКБ», и была этим шагом. Можем только догадываться, почему у России это не получилось. Одна из вероятных версий – Китаю очень не понравился гипотетический российский бросок на юго-восток.
Оказывается в Вологде любят барона фон Унгерн-Штернберга. Узрел у Сережи Шандина.
Зато не любят вологодского гения Николая Рубцова, еще ни разу не видел граффити с ним в наших городах. Не он ли лучше всех описал наше глубинное, этническое?
"Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времен..."
Неа, не слышали. Зато Унгерн с имперочкой - "наше всё". Нулевая укорененность у людей.
Залесец.
#вологда
Зато не любят вологодского гения Николая Рубцова, еще ни разу не видел граффити с ним в наших городах. Не он ли лучше всех описал наше глубинное, этническое?
"Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времен..."
Неа, не слышали. Зато Унгерн с имперочкой - "наше всё". Нулевая укорененность у людей.
Залесец.
#вологда
3D реконструкция и национальное наследие.
На сайте Музея-заповедника "Гнёздово" нашел вариант 3D реконструкции Центрального городища "Гнёздово" — племенного центра кривичей, одного из трех главных торговых хабов раннего средневековья связанных с скандинавской торговлей. Прекрасная инициатива. Только возникает вопрос, а где реконструкции "Сарского" городища (летописного Ростова) — племенного центра мери? Нет не только 3D проектов связанных с этим главным центром Северо-Восточной земли, но даже макета в рамках экспозиции музея-заповедника "Ростовский кремль". Какой-то заговор молчания начиная с момента уничтожения этого уникального памятника в 1930 году.
Залесец.
#кривичи #меря #археология
На сайте Музея-заповедника "Гнёздово" нашел вариант 3D реконструкции Центрального городища "Гнёздово" — племенного центра кривичей, одного из трех главных торговых хабов раннего средневековья связанных с скандинавской торговлей. Прекрасная инициатива. Только возникает вопрос, а где реконструкции "Сарского" городища (летописного Ростова) — племенного центра мери? Нет не только 3D проектов связанных с этим главным центром Северо-Восточной земли, но даже макета в рамках экспозиции музея-заповедника "Ростовский кремль". Какой-то заговор молчания начиная с момента уничтожения этого уникального памятника в 1930 году.
Залесец.
#кривичи #меря #археология
Сарское городище — утраченное наследие племени меря
Представляем вашему вниманию короткометражный документальный фильм снятый Глебом Михайловичем Александровым в рамках проекта «Росэкспедиция». Этот фильм посвящен истории племенного центра летописного племени меря — Сарского городища, которое в ранних русских летописях известно как Ростов. Летописный предок современного Ростова был уничтожен в 1930 году в результате карьерных разработок.
Сарское городище наиболее известно в качестве укреплённого поселения, существовавшего в VII — начале XI веков на территории современного Ростовского района Ярославской области. Оно объединяло в себе военную, торговую и религиозные функции. Имело сложную систему укреплений и даже после переноса центра Ростовской земли — Мерянии на берега озера Неро, еще долго играло роль крепости. В результате археологических исследований на территории городища было обнаружено огромное количество предметов вооружения и быта, в том числе и импортного происхождения.
В 1930 году десятиметровый холм, на котором находились остатки укрепленного поселения и могильник, был полностью срыт в результате карьерных разработок. Это событие стало одной из самых серьезных утрат археологического наследия России в XX веке.
Александров Глеб Михайлович.
#меря #археология #ростоввеликий #ярославскаяобласть
Представляем вашему вниманию короткометражный документальный фильм снятый Глебом Михайловичем Александровым в рамках проекта «Росэкспедиция». Этот фильм посвящен истории племенного центра летописного племени меря — Сарского городища, которое в ранних русских летописях известно как Ростов. Летописный предок современного Ростова был уничтожен в 1930 году в результате карьерных разработок.
Сарское городище наиболее известно в качестве укреплённого поселения, существовавшего в VII — начале XI веков на территории современного Ростовского района Ярославской области. Оно объединяло в себе военную, торговую и религиозные функции. Имело сложную систему укреплений и даже после переноса центра Ростовской земли — Мерянии на берега озера Неро, еще долго играло роль крепости. В результате археологических исследований на территории городища было обнаружено огромное количество предметов вооружения и быта, в том числе и импортного происхождения.
В 1930 году десятиметровый холм, на котором находились остатки укрепленного поселения и могильник, был полностью срыт в результате карьерных разработок. Это событие стало одной из самых серьезных утрат археологического наследия России в XX веке.
Александров Глеб Михайлович.
#меря #археология #ростоввеликий #ярославскаяобласть
YouTube
Сарское городище — утраченное наследие племени меря
Представляем вашему вниманию короткометражный документальный фильм снятый Глебом Михайловичем Александровым в рамках проекта «Росэкспедиция». Этот фильм посвящен истории племенного центра летописного племени меря — Сарского городища, которое в ранних русских…
Кубанцы, «китайцы» и костромичи.
На страницах второй книги, «Лабинцы. Побег из Красной России», Ф.Елиссев рассказал о том, как они, кубанские казаки, для жителей Костромы в 1920 году были «китайцами»: «...В Костроме... нас повели в город. У какого-то бойкого места нас остановили, и толпа любопытных немедленно окружила нас, гадая: «Кто эти люди?» Наш внешний вид в этом медвежьем уголке России был, правда, необычный. И во всяком случае, не великорусский, а скорее «татарский». Все мы в папахах, некоторые в бурках или в черкесках нараспашку. Большинство в гимнастерках. Все подпоясаны настоящими кавказскими поясами с серебряными наконечниками. Все в сапогах, когда здесь крестьяне ходят в лаптях. Ни у кого нет чемоданов, а только ковровые сумы через плечо. Не все бритые. Кроме этого, цвет наших лиц был смуглый и от природы юга, и от заветренности долгой боевой работы на фронте, тогда как костромичи - исключительно блондины.
Одна старушка, пристально заглядывая в наши лица, вдруг спрашивает: - Чай вы не китайцы-то-о-о? Это нас рассмешило. - Китайцы, китайцы, бабушка, - отвечает ей словоохотливый и находчивый хорунжий Дробышев. - О-о-о, то-то я и вижу-то, што вы не наши-то-о, - проговорила она, перекрестилась и пошла своей дорогой. Вот она, Россия-матушка. Костромской выговор резко отличается от общерусского литературного. Он протяжный и певучий. Буква «о» выговаривается, как она пишется, и никогда в словах, как принято, не переходит в «а». Всякая фраза, в особенности вопрос, обязательно заканчивается звуком «о-о» или «то-о». Они говорят так: «Кого-о? Чего-о? Меня-то? Тебя-то? Его-то? Так ты приходи-то! Так ты при-дешь-то? Я не пойму его-о!» Вначале нам этот выговор казался странным, смешным, но потом привыкли и он нам даже понравился. Они, крестьяне, не говорили, а словно пели, ударяя все время на буквы «о» и «то». И эти две приставки к словам служили выражением душевных переживаний говорившего. Потом мы и между собой иногда говорили в шутку с таким выговором. И на душе становилось как-то веселее...».
#верхневолжье #этнос
На страницах второй книги, «Лабинцы. Побег из Красной России», Ф.Елиссев рассказал о том, как они, кубанские казаки, для жителей Костромы в 1920 году были «китайцами»: «...В Костроме... нас повели в город. У какого-то бойкого места нас остановили, и толпа любопытных немедленно окружила нас, гадая: «Кто эти люди?» Наш внешний вид в этом медвежьем уголке России был, правда, необычный. И во всяком случае, не великорусский, а скорее «татарский». Все мы в папахах, некоторые в бурках или в черкесках нараспашку. Большинство в гимнастерках. Все подпоясаны настоящими кавказскими поясами с серебряными наконечниками. Все в сапогах, когда здесь крестьяне ходят в лаптях. Ни у кого нет чемоданов, а только ковровые сумы через плечо. Не все бритые. Кроме этого, цвет наших лиц был смуглый и от природы юга, и от заветренности долгой боевой работы на фронте, тогда как костромичи - исключительно блондины.
Одна старушка, пристально заглядывая в наши лица, вдруг спрашивает: - Чай вы не китайцы-то-о-о? Это нас рассмешило. - Китайцы, китайцы, бабушка, - отвечает ей словоохотливый и находчивый хорунжий Дробышев. - О-о-о, то-то я и вижу-то, што вы не наши-то-о, - проговорила она, перекрестилась и пошла своей дорогой. Вот она, Россия-матушка. Костромской выговор резко отличается от общерусского литературного. Он протяжный и певучий. Буква «о» выговаривается, как она пишется, и никогда в словах, как принято, не переходит в «а». Всякая фраза, в особенности вопрос, обязательно заканчивается звуком «о-о» или «то-о». Они говорят так: «Кого-о? Чего-о? Меня-то? Тебя-то? Его-то? Так ты приходи-то! Так ты при-дешь-то? Я не пойму его-о!» Вначале нам этот выговор казался странным, смешным, но потом привыкли и он нам даже понравился. Они, крестьяне, не говорили, а словно пели, ударяя все время на буквы «о» и «то». И эти две приставки к словам служили выражением душевных переживаний говорившего. Потом мы и между собой иногда говорили в шутку с таким выговором. И на душе становилось как-то веселее...».
#верхневолжье #этнос