Свенельд и меря.
В это непростое время у писательницы Елизаветы Алексеевны Дворецкой вышла новая книга - исторический роман под названием "Свенельд. Зов валькирий". Это первая книга из её нового цикла "Свенельд", который служит предысторией к циклу "Княгиня Ольга". Начинается действие в 911 году. Князья руси готовят большой военный поход на Каспийское море, а Свенельду, будущему герою русских летописей, всего 20 лет и он жаждет отличиться.
В этой новой книге особенно интересно подробное описание жизни племени меря, которое в IX-XI веках играло немалую роль в становлении Древнерусского государства в Ростовской земле (Мерянии). Это особенно необычно тем, что летописями меря упомянуты неоднократно, но при этом, до сего дня, не было ни одного романа, в котором давались бы их подробное описание и реконструкция жизни.
Елизавета Алексеевна постаралась привлечь максимум доступных источников, археологических и этнографических. Большую помощь по части языка древней мери оказал художник-этнофутурист и реконструктор мерянского языка Андрей Мерянин. Оживлению образов весьма помогли меряне из числа исторических реконструкторов, особенно Катерина Ломтева из Владимира на Клязьме.
Подробнее - https://www.labirint.ru/books/852134/
#меря #древняярусь #залесье #литература
В это непростое время у писательницы Елизаветы Алексеевны Дворецкой вышла новая книга - исторический роман под названием "Свенельд. Зов валькирий". Это первая книга из её нового цикла "Свенельд", который служит предысторией к циклу "Княгиня Ольга". Начинается действие в 911 году. Князья руси готовят большой военный поход на Каспийское море, а Свенельду, будущему герою русских летописей, всего 20 лет и он жаждет отличиться.
В этой новой книге особенно интересно подробное описание жизни племени меря, которое в IX-XI веках играло немалую роль в становлении Древнерусского государства в Ростовской земле (Мерянии). Это особенно необычно тем, что летописями меря упомянуты неоднократно, но при этом, до сего дня, не было ни одного романа, в котором давались бы их подробное описание и реконструкция жизни.
Елизавета Алексеевна постаралась привлечь максимум доступных источников, археологических и этнографических. Большую помощь по части языка древней мери оказал художник-этнофутурист и реконструктор мерянского языка Андрей Мерянин. Оживлению образов весьма помогли меряне из числа исторических реконструкторов, особенно Катерина Ломтева из Владимира на Клязьме.
Подробнее - https://www.labirint.ru/books/852134/
#меря #древняярусь #залесье #литература
Проезжая Переславлем-Залесским, думаешь: вот райское место, но сделано почти все, чтобы его испортить.
Я даже не о жутких индустриальных задворках и разрухе в нетуристских кварталах. Город сложился как цепь монастырей и связывающая их дорога из Москвы на север. Ну и крошечный даунтаун. И зачем-то сбоку озеро.
Так он и тлеет теперь для туристов и дачников, длинная, в итоге скучная улица с автономными точками торговли, еды, развлечений и номеров плюс монастыри, пока не надоест.
Город не развернут на озеро, которое так и ощущается задворками городской среды. Не реконцептуализирован как культурное пространство.
Хорошо хоть снесли насквозь зассанные руины старого автовокзала, местечко было даже для нашей средней полосы экстремальное. Что-то подобное я видел, впрочем, почти во всех здешних приозерных городах. Галиче, Чухломе. В Рыбинске тоже не появилось своей ривьеры. Чуть лучше в Ростове.
Зачем я это пишу? Наверное, в печали о том, что теперь уж точно никому не будет дела до Переславля.
Евгений Ермолин. Ярославль.
#переславль #ростов #ярославскаяобласть
Я даже не о жутких индустриальных задворках и разрухе в нетуристских кварталах. Город сложился как цепь монастырей и связывающая их дорога из Москвы на север. Ну и крошечный даунтаун. И зачем-то сбоку озеро.
Так он и тлеет теперь для туристов и дачников, длинная, в итоге скучная улица с автономными точками торговли, еды, развлечений и номеров плюс монастыри, пока не надоест.
Город не развернут на озеро, которое так и ощущается задворками городской среды. Не реконцептуализирован как культурное пространство.
Хорошо хоть снесли насквозь зассанные руины старого автовокзала, местечко было даже для нашей средней полосы экстремальное. Что-то подобное я видел, впрочем, почти во всех здешних приозерных городах. Галиче, Чухломе. В Рыбинске тоже не появилось своей ривьеры. Чуть лучше в Ростове.
Зачем я это пишу? Наверное, в печали о том, что теперь уж точно никому не будет дела до Переславля.
Евгений Ермолин. Ярославль.
#переславль #ростов #ярославскаяобласть
Неолитическая лодка-долблёнка с Ладоги, устье Волхова, III т.л. до н.э. Подобные были характерны и для Верхневолжья.
Обработка дерева в ту эпоху достигла значительных высот. Все типы столярных орудий, от долот до свёрел, были изобретены уже тогда. Только изготавливались из кремня либо другого камня.
Василий Малышев.
#неолит #лодка
Обработка дерева в ту эпоху достигла значительных высот. Все типы столярных орудий, от долот до свёрел, были изобретены уже тогда. Только изготавливались из кремня либо другого камня.
Василий Малышев.
#неолит #лодка
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что завод «Рено Россия», расположенный в столице, перейдет на баланс города. На нем будут производить автомобили под брендом «Москвич», заявил господин Собянин.
«Я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом "Москвич"»,— написал он в своем блоге.
По его словам, на возрожденном московском автомобильном заводе «Москвич» планируется сначала выпускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания, «а в перспективе — и электромобилей». «Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе, и у его смежников»,— добавил господин Собянин.
Собянин - это Лужков, которого оцифровали, проапгрейдили, дополнив искусственным интеллектом, и распечатали на 3D-принтере.
Что там Юрий Михайлович ровно в такой же ситуации клепал на "Москвиче" такого модно-молодежного? Хэтчбеки "Святогор", "Иван Калита", элитные лимузины "Князь Владимир"...
Аким Трефилов.
Можно еще добавить инвалидную коляску "Царь Федор Иоаннович", семейный минивэн "Всеволод Большое гнездо" и чёткий и дерзкий молодежный открытый спорт-кар "Василий Буслаев".
#москва #русскийобраз
«Я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом "Москвич"»,— написал он в своем блоге.
По его словам, на возрожденном московском автомобильном заводе «Москвич» планируется сначала выпускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания, «а в перспективе — и электромобилей». «Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе, и у его смежников»,— добавил господин Собянин.
Собянин - это Лужков, которого оцифровали, проапгрейдили, дополнив искусственным интеллектом, и распечатали на 3D-принтере.
Что там Юрий Михайлович ровно в такой же ситуации клепал на "Москвиче" такого модно-молодежного? Хэтчбеки "Святогор", "Иван Калита", элитные лимузины "Князь Владимир"...
Аким Трефилов.
Можно еще добавить инвалидную коляску "Царь Федор Иоаннович", семейный минивэн "Всеволод Большое гнездо" и чёткий и дерзкий молодежный открытый спорт-кар "Василий Буслаев".
#москва #русскийобраз
Forwarded from Меряфутурист
Регионализм и литература.
Тверской камрад скинул линк на очень крутой проект «Читаем Россию». Это проект книжного рекомендательного сервиса Лайвлиб для тех, кто хочет путешествовать по нашей стране с помощью книг. Лайвлиб собрал для читателей специальные подборки призванные открыть для них каждый уголок России, от солнечного Краснодара до далекой Чукотки.
На интерактивной карте можно выбрать регион и посмотреть произведения региональных писателей посвященные той или иной рассматриваемой области. Например, Костромской области посвящено аж 6 книг, не густо, но тоже неплохо. Гипотетически, при желании, вполне реально добавить в этот список еще как минимум несколько десятков произведений.
Полазил по карте и изучил книги посвященные другим регионам Нечерноземья: в библиотеке Ярославской области 7 книг, Ивановской 6 книг, Владимирской 10 книг, Вологодской 10 книг, Тверской 4 книги, Калужской 4 книги, Рязанской 11 книг, Нижегородской 18 книг, а в Московской (Москва и Московская область) аж 43. Россия не только политически и экономически тотально москвацентричное пространство, но и литературно. Да, еще показательный момент, все эти книги выпущены при позднем СССР, похоже сейчас в Нечерноземье художественная регионавтика вообще полностью умерла. Мы сами себе не интересны.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/selection/2024677-chitaem-rossiyu-kostromskaya-oblast
#регионализм #литература
Тверской камрад скинул линк на очень крутой проект «Читаем Россию». Это проект книжного рекомендательного сервиса Лайвлиб для тех, кто хочет путешествовать по нашей стране с помощью книг. Лайвлиб собрал для читателей специальные подборки призванные открыть для них каждый уголок России, от солнечного Краснодара до далекой Чукотки.
На интерактивной карте можно выбрать регион и посмотреть произведения региональных писателей посвященные той или иной рассматриваемой области. Например, Костромской области посвящено аж 6 книг, не густо, но тоже неплохо. Гипотетически, при желании, вполне реально добавить в этот список еще как минимум несколько десятков произведений.
Полазил по карте и изучил книги посвященные другим регионам Нечерноземья: в библиотеке Ярославской области 7 книг, Ивановской 6 книг, Владимирской 10 книг, Вологодской 10 книг, Тверской 4 книги, Калужской 4 книги, Рязанской 11 книг, Нижегородской 18 книг, а в Московской (Москва и Московская область) аж 43. Россия не только политически и экономически тотально москвацентричное пространство, но и литературно. Да, еще показательный момент, все эти книги выпущены при позднем СССР, похоже сейчас в Нечерноземье художественная регионавтика вообще полностью умерла. Мы сами себе не интересны.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/selection/2024677-chitaem-rossiyu-kostromskaya-oblast
#регионализм #литература
www.livelib.ru
Подборка книг «Читаем Россию: Костромская область»
В этой подборке собраны книги, действие которых разворачивается в Костромской области. Они помогут вам поближе узнать этот регион.... Читать дальше...
Костромской егорьевский обряд и его музыка
На территории Костромской области в бассейне реки Унжи (левобережный приток Волги) еще в 90-е годы ХХ века ежегодно совершался обряд обхода полей и пастбищ в ночь перед Егорьевым днём (с 5 на 6 мая по новому стилю). Взрослые или молодёжь брали с собой икону Георгия Победоносца, пастуший барабан или печную заслонку (ее мог заменять лемех плуга), другие звонкие звуковые орудия, корзину с крестиками из лучинок и свечки. Воткнув кресты по углам поля, изрядно пошумев, участники обряда молились и пели обрядовую песню «Батюшка Егорий, Макарий преподобный, спаси нашу скотинку, всю животинку…» в сопровождении барабана. После этого они обходили все дома селения, будили хозяев своей игрой и пели на тот же напев другой текст с зачином: «Хозяин с хозяюшкой! Встаньте, проснитесь…». Им подавали яйца и деньги на общую свечу в честь праздника для церкви. Щедрых хозяев благодарили хорошими «отпевами», скупым пели «плохие» (озорные) «отпевы».
Так как костромской край богат бескрайними лесами, земледелие из-за неплодородности почвы и сурового климата здесь было развито только в пойме Волги, разведение домашней скотины было необходимым условием выживания местного населения. И по сей день оно является одним из основных его занятий. Поэтому роль пастухов в общественной жизни была и остаётся очень значимой.
Пастухи играли важную роль в традиционной ритуально-обрядовой практике. Их особый статус был связан со способностью контактировать с хозяином леса и воздействовать на животных. С одной стороны, местные жители стремились всячески угодить пастуху, с другой стороны, эта профессия в силу своей трудоёмкости и сложности не считалась престижной.
Помимо этого, пастухи Верхнего и Среднего Поволжья в большинстве своём являлись профессиональными музыкантами. Они владели не только пастушьими инструментами и звуковыми орудиями, которые были необходимы для успешного осуществления их профессиональной деятельности, но и рядом других традиционных музыкальных инструментов, которые использовали при участии в обрядовых и необрядовых практиках в свободное от пастьбы время.
Источник: Новое Почвенничество VK
О манере пастушьей трубли костромских пастухов можно получить представление по игре Нерехтского рожечного хора.
#кострома #нерехта #этнография
На территории Костромской области в бассейне реки Унжи (левобережный приток Волги) еще в 90-е годы ХХ века ежегодно совершался обряд обхода полей и пастбищ в ночь перед Егорьевым днём (с 5 на 6 мая по новому стилю). Взрослые или молодёжь брали с собой икону Георгия Победоносца, пастуший барабан или печную заслонку (ее мог заменять лемех плуга), другие звонкие звуковые орудия, корзину с крестиками из лучинок и свечки. Воткнув кресты по углам поля, изрядно пошумев, участники обряда молились и пели обрядовую песню «Батюшка Егорий, Макарий преподобный, спаси нашу скотинку, всю животинку…» в сопровождении барабана. После этого они обходили все дома селения, будили хозяев своей игрой и пели на тот же напев другой текст с зачином: «Хозяин с хозяюшкой! Встаньте, проснитесь…». Им подавали яйца и деньги на общую свечу в честь праздника для церкви. Щедрых хозяев благодарили хорошими «отпевами», скупым пели «плохие» (озорные) «отпевы».
Так как костромской край богат бескрайними лесами, земледелие из-за неплодородности почвы и сурового климата здесь было развито только в пойме Волги, разведение домашней скотины было необходимым условием выживания местного населения. И по сей день оно является одним из основных его занятий. Поэтому роль пастухов в общественной жизни была и остаётся очень значимой.
Пастухи играли важную роль в традиционной ритуально-обрядовой практике. Их особый статус был связан со способностью контактировать с хозяином леса и воздействовать на животных. С одной стороны, местные жители стремились всячески угодить пастуху, с другой стороны, эта профессия в силу своей трудоёмкости и сложности не считалась престижной.
Помимо этого, пастухи Верхнего и Среднего Поволжья в большинстве своём являлись профессиональными музыкантами. Они владели не только пастушьими инструментами и звуковыми орудиями, которые были необходимы для успешного осуществления их профессиональной деятельности, но и рядом других традиционных музыкальных инструментов, которые использовали при участии в обрядовых и необрядовых практиках в свободное от пастьбы время.
Источник: Новое Почвенничество VK
О манере пастушьей трубли костромских пастухов можно получить представление по игре Нерехтского рожечного хора.
#кострома #нерехта #этнография
YouTube
Нерехтский рожок.
В Нерехте в последние 25 лет существовали два фольклорных коллектива, сохранявшие региональную музыкальную традицию: фольклорный ансамбль «Меряне» и «Нерехтский рожечный хор». Эти два ансамбля шли на протяжении 25 лет бок о бок, храня традиции игры на старинном…
Лицо Шукшина.
Друг чудин рассказывает:
"сегодня начальник приходит, и говорит - там девушка заходила, тебе бы понравилась.
Я такой - в смысле?
Он: ну с лицом Шукшина!"
Мне сразу "Портрет натурщицы" (1926 год) Алексея Ивановича Зернова вспомнился.
Север. Первая любовь. Мощь. Родина.
Мерянин
#север #шукшин
Друг чудин рассказывает:
"сегодня начальник приходит, и говорит - там девушка заходила, тебе бы понравилась.
Я такой - в смысле?
Он: ну с лицом Шукшина!"
Мне сразу "Портрет натурщицы" (1926 год) Алексея Ивановича Зернова вспомнился.
Север. Первая любовь. Мощь. Родина.
Мерянин
#север #шукшин
Forwarded from Меряфутурист
Чудья-ава / Чудская мать
От земли руки все в трещинах,
Косу-горбушу сжимают пальцы
Посмотри в глаза чудской женщины,
Ей не знакомы праздные танцы.
В крови у нее труд и работа,
Детей воспитание чуткое.
О доме и муже в сердце забота
Не балована глупыми шутками.
Не чета городским она бабочкам ярким
Образом строгим ее с детства горжусь.
На пропитанной росами и солнцем нежарким
Вечная, мудрая держится Русь.
Стихи: Антон Кирпиклас
Арт: Андрей Мерянин
#чудь
От земли руки все в трещинах,
Косу-горбушу сжимают пальцы
Посмотри в глаза чудской женщины,
Ей не знакомы праздные танцы.
В крови у нее труд и работа,
Детей воспитание чуткое.
О доме и муже в сердце забота
Не балована глупыми шутками.
Не чета городским она бабочкам ярким
Образом строгим ее с детства горжусь.
На пропитанной росами и солнцем нежарким
Вечная, мудрая держится Русь.
Стихи: Антон Кирпиклас
Арт: Андрей Мерянин
#чудь
В средневековой Руси взаимоотношения финноязычных и славяноязычных племен являлись одной из главных составляющих исторического процесса формирования древнерусской народности и раннефеодальной социально-политической системы. Данные антропологических и генетических исследований показывают значительную роль финно-угорского субстрата в русском генофонде. Но многие реальные стороны взаимодействия славянских и финно-угорских популяций на разных хронологических срезах с учетом региональной и микрорегиональной специфики до сих пор остаются недостаточно изученными. Кроме того, преувеличенное значение придавалось «мирному» интеграционному характеру взаимоотношений разноэтничного населения. Для достижения полноценной интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие права всех этнических групп жить как культурно различные народы.
Многочисленные факты указывают на то, что при расселении славяноязычных сообществ на огромных пространствах Восточной Европы интеграция не являлась основной формой межэтнического взаимодействия с автохтонами этих территорий.
Важное значение приобретает анализ религиозных аспектов древнерусской этносоциальной истории. Как известно, этнические явления и свойства в течение длительного взаимодействия впитываются культом, становятся его составными элементами, «конфессионализируются».
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/ugry_i_slavjane/2016-03-22-1112
#финноугры #славяне #древняярусь
Многочисленные факты указывают на то, что при расселении славяноязычных сообществ на огромных пространствах Восточной Европы интеграция не являлась основной формой межэтнического взаимодействия с автохтонами этих территорий.
Важное значение приобретает анализ религиозных аспектов древнерусской этносоциальной истории. Как известно, этнические явления и свойства в течение длительного взаимодействия впитываются культом, становятся его составными элементами, «конфессионализируются».
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/ugry_i_slavjane/2016-03-22-1112
#финноугры #славяне #древняярусь
Рубеж XI–XII вв. можно считать условной границей наиболее сложного этапа финно-славянских взаимоотношений и связанных с ними явлений религиозной жизни в центральных районах Волго-Клязьминского междуречья. Очевидно, дальнейшее превращение этих территорий в местность с устойчивой христианской древнерусской культурой шло параллельно с очередной перестройкой этнической карты Северо-Восточной Руси выражавшейся в усилившимся процессе унификации финно-славянских этнокультурных отличий на фоне становления Владимиро-Суздальского княжества в его христианском религиозно-политическом и социально-экономическом аспектах.
Новой формой «конструирования» идентичности в итоге сложных этносоциальных процессов раннего средневековья, когда личная идентификация вступает в конфликт с коллективной (см.: Соколовский, 2009. С. 22), могла становиться групповая солидарность территориального типа. По всей видимости, такого рода региональная идентичность, которую отражают используемые летописцами названия «новгородцы», «белозерцы», «ростовцы», «суздальцы», «муромцы» и т. д., была весьма актуальна для массового сознания XI–XII вв. (см.: Макаров, 2009б. С. 102). В рамках этой «региональности», частично заменившей связанную с дохристианской религией этничность, и происходило формирование великорусской народности, этноконфессиональной основой которой стало православное христианство.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/chast_2_finno_ugry_i_slavjane/2016-05-21-1134
#финноугры #славяне #древняярусь
Новой формой «конструирования» идентичности в итоге сложных этносоциальных процессов раннего средневековья, когда личная идентификация вступает в конфликт с коллективной (см.: Соколовский, 2009. С. 22), могла становиться групповая солидарность территориального типа. По всей видимости, такого рода региональная идентичность, которую отражают используемые летописцами названия «новгородцы», «белозерцы», «ростовцы», «суздальцы», «муромцы» и т. д., была весьма актуальна для массового сознания XI–XII вв. (см.: Макаров, 2009б. С. 102). В рамках этой «региональности», частично заменившей связанную с дохристианской религией этничность, и происходило формирование великорусской народности, этноконфессиональной основой которой стало православное христианство.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/chast_2_finno_ugry_i_slavjane/2016-05-21-1134
#финноугры #славяне #древняярусь
Forwarded from Меряфутурист
Моя Вятка
Сканировал семейные фото для загрузки на https://pastvu.com. Среди них фотография моей прабабушки Екатерины Ушаковой, матери отца моей мамы, жившей в деревне Мильчаки Фалёнского района Кировской области на самой границе с Удмуртией. Мильчаки впервые упомянута в переписи монастырей и архиерейских вотчин 1702 года (РГАДА 237-1-6351, 1702 г. 2650043) "Московское царство, Вятка, Верхочепецкий Воздвиженский монастырь. За Чепцею рекою на новоросчистном починке." Населяли её монастырские крестьяне.
В советское время здесь располагался колхоз «Будёновец». Колхоз был богатый, собирали большие урожаи. Рабочая сила была больше 100 человек. В колхозе выращивали: рожь, овёс, пшеницу, ячмень, горох, гречу, турнепс. Сеяли клевера. Была своя конеферма и молочнотоварная ферма. Были магазин, контора и магозейный амбар. Жители занимались выделыванием кож, плели лапти, делали сани и продавали в Удмуртию.
Обратите внимание на яркую антропологию жителей.
#предки #вятка
Сканировал семейные фото для загрузки на https://pastvu.com. Среди них фотография моей прабабушки Екатерины Ушаковой, матери отца моей мамы, жившей в деревне Мильчаки Фалёнского района Кировской области на самой границе с Удмуртией. Мильчаки впервые упомянута в переписи монастырей и архиерейских вотчин 1702 года (РГАДА 237-1-6351, 1702 г. 2650043) "Московское царство, Вятка, Верхочепецкий Воздвиженский монастырь. За Чепцею рекою на новоросчистном починке." Населяли её монастырские крестьяне.
В советское время здесь располагался колхоз «Будёновец». Колхоз был богатый, собирали большие урожаи. Рабочая сила была больше 100 человек. В колхозе выращивали: рожь, овёс, пшеницу, ячмень, горох, гречу, турнепс. Сеяли клевера. Была своя конеферма и молочнотоварная ферма. Были магазин, контора и магозейный амбар. Жители занимались выделыванием кож, плели лапти, делали сани и продавали в Удмуртию.
Обратите внимание на яркую антропологию жителей.
#предки #вятка
До 1108 г., когда, только что поженившегося сына Юрия, Владимир Мономах отправил на Северо-восток, контроль над Ростовской землей (племенная территория финно-угров меря с центрами в Ростове и Суздале) осуществлялся князьями из разных ветвей Рюриковичей.
Системы и порядка в их чередовании не было.
Волей случая и стечения обстоятельств там закрепился Юрий (Долгорукий). После смерти в 1132 г. старшего сводного брата Мстислава он вступил в борьбу за Киев.
Одним из шагов в этой борьбе был обмен Ростовской земли («но не всю») на Переяславль (Хмельницкий) в 1134 г., санкционированный киевским князем Ярополком Владимировичем. Зимой 1134/1135 гг. в отсутствии Юрия Долгорукого его племянником Всеволодом Мстиславичем была пред принята неудачная попытка посадить своего брата Изяслава в Ростовской земле. Затем последовал поход новгородцев во главе с Всеволодом «на Суждаль», окончившийся битвой на Ждане-горе завершившейся разгромом новгородского войска.
Примечательно, что сообщается о победе суздальцев над новгородцами в то время, как отсутствовал сам князь. Это предполагает, что суздальцы, под которыми надо понимать в целом жителей Ростовской земли, самоорганизовались и дали новгородцам отпор. За скупыми летописными строками надо видеть проявления сил нашей земли, в самоуправстве умевших договариваться для решения важных политических вопросов.
#XIвек #залесье #ростовскаяземля
Системы и порядка в их чередовании не было.
Волей случая и стечения обстоятельств там закрепился Юрий (Долгорукий). После смерти в 1132 г. старшего сводного брата Мстислава он вступил в борьбу за Киев.
Одним из шагов в этой борьбе был обмен Ростовской земли («но не всю») на Переяславль (Хмельницкий) в 1134 г., санкционированный киевским князем Ярополком Владимировичем. Зимой 1134/1135 гг. в отсутствии Юрия Долгорукого его племянником Всеволодом Мстиславичем была пред принята неудачная попытка посадить своего брата Изяслава в Ростовской земле. Затем последовал поход новгородцев во главе с Всеволодом «на Суждаль», окончившийся битвой на Ждане-горе завершившейся разгромом новгородского войска.
Примечательно, что сообщается о победе суздальцев над новгородцами в то время, как отсутствовал сам князь. Это предполагает, что суздальцы, под которыми надо понимать в целом жителей Ростовской земли, самоорганизовались и дали новгородцам отпор. За скупыми летописными строками надо видеть проявления сил нашей земли, в самоуправстве умевших договариваться для решения важных политических вопросов.
#XIвек #залесье #ростовскаяземля
Евгений Ермолин про культурный переворот рубежа XVII-XVIII вв.:
На рубеже XVII-XVIII веков страна, основанная на тотальном государственном принуждении, не сумевшая выбраться из двойного кризиса Смуты и Раскола, - вплыла в мир высоких и отчасти уже укоренившихся представлений о долге, правах, чести и достоинстве.
Из этого родилась та неразрешимая духовная коллизия, которая ее и похоронила, причем в течение XX века, дважды.
#московия #империя
На рубеже XVII-XVIII веков страна, основанная на тотальном государственном принуждении, не сумевшая выбраться из двойного кризиса Смуты и Раскола, - вплыла в мир высоких и отчасти уже укоренившихся представлений о долге, правах, чести и достоинстве.
Из этого родилась та неразрешимая духовная коллизия, которая ее и похоронила, причем в течение XX века, дважды.
#московия #империя
Народная картина - Феодосию Морозову пытками принуждают к новой вере.
Мол, неправильно раньше было, теперь вот так надо - царь с патриархом сказали, а ты упрямишься, народ смущаешь, вероотступниками называешь. Разе-льзя так-то? - будь, как все. Или молчи хотя бы...
Александр Ильин
#старообрядцы #московия #XVIIвек
Мол, неправильно раньше было, теперь вот так надо - царь с патриархом сказали, а ты упрямишься, народ смущаешь, вероотступниками называешь. Разе-льзя так-то? - будь, как все. Или молчи хотя бы...
Александр Ильин
#старообрядцы #московия #XVIIвек
Суждения об инфляции и её последствиях.
"В церквях сорокоуст на 50% подорожал."
Александр Ильин. Ярославль.
#ярославль #экономика
"В церквях сорокоуст на 50% подорожал."
Александр Ильин. Ярославль.
#ярославль #экономика
Forwarded from Житель последних времен
Весь имперский период Россия пребывала в метафизическом внутреннем противоборстве Москвы и Санкт-Петербурга. Всём очевидно, что это два очень разных человеческих типа.
Москва - самодовольство и самодовление. Ну, а саморефлексия и Москва две вещи несовместные.
Питер - это надлом. Это город империи. И одновременно город-подозрение что всё идёт как-то не так. И таким образом, это город тотальной саморефлексии.
Большевики неслучайно перенесли столицу в Москву. Им нужна была её вековая тотальность. Гибеллинский абсолютизм Кремля.
Интересна, между прочим, внутренняя раздвоенность, биполярность личности самого создателя Санкт-Петербурга. С одной стороны он взрывает самодовление и самодовольство "благочестием всех превзошедшей" Москвы, с другой - создаёт милитаристскую сверхдержаву, которой без его ярости не возникло бы.
А через века самодовольство Москвы обретет выкованный Петром милитаристский инструментарий...
Москва - самодовольство и самодовление. Ну, а саморефлексия и Москва две вещи несовместные.
Питер - это надлом. Это город империи. И одновременно город-подозрение что всё идёт как-то не так. И таким образом, это город тотальной саморефлексии.
Большевики неслучайно перенесли столицу в Москву. Им нужна была её вековая тотальность. Гибеллинский абсолютизм Кремля.
Интересна, между прочим, внутренняя раздвоенность, биполярность личности самого создателя Санкт-Петербурга. С одной стороны он взрывает самодовление и самодовольство "благочестием всех превзошедшей" Москвы, с другой - создаёт милитаристскую сверхдержаву, которой без его ярости не возникло бы.
А через века самодовольство Москвы обретет выкованный Петром милитаристский инструментарий...
Forwarded from Сергей Данилов
Вчера с огромным удовольствием вновь побывал в д. Шаблово. В стенах музея им Е.В, Честнякова состоялся серьёзный деловой разговор с заведующей Завьяловой Натальей Николаевной. Обсуждали проблемы, которые волнуют всех, в том числе и меня, на протяжении вот уже нескольких лет, в том числе:
- возможность увеличения штатной численности, т.к. в пик туристических сезонов требуются помощники. А кроме этого в музее должна вестись и научная работа.
- сохранение и ремонт здания. Для этого сегодня есть огромное количество возможностей: от частных инвестиций до федеральных программ.
- развитие д. Шаблово, как центра туристических возможностей нашего округа и многое другое.
Огромный потенциал музея, горящие неравнодушные глаза руководителя и желание работать на развитие - залог успеха. Поэтому принято решение от многочисленных слов переходить к совместной плодотворной работе. Первые результаты - в ближайшее время.
- возможность увеличения штатной численности, т.к. в пик туристических сезонов требуются помощники. А кроме этого в музее должна вестись и научная работа.
- сохранение и ремонт здания. Для этого сегодня есть огромное количество возможностей: от частных инвестиций до федеральных программ.
- развитие д. Шаблово, как центра туристических возможностей нашего округа и многое другое.
Огромный потенциал музея, горящие неравнодушные глаза руководителя и желание работать на развитие - залог успеха. Поэтому принято решение от многочисленных слов переходить к совместной плодотворной работе. Первые результаты - в ближайшее время.
Род Ошаниных и мерянское имя Ошаня
В этом году празднуется 110-летие со дня рождения поэта-песенника Льва Ошанина, автора знаменитой песни "Эх, дороги…Пыль да туман..."
Лев Ошанин родился 30 мая 1912 года в Рыбинске Ярославской губернии в дворянской семье. Именитый род Ошаниных происходит из Ростова Великого. С XIV века предки поэта служили князьям независимой от Москвы «половины» Ростова, при Иване Грозном участвовали в Ливонcкой войне, при Петре I сражались в рядах лейб-гвардии.
Меряно-марийский корень «ош», лежащий в основе фамилии «Ошанин» в переводе означает «белый». У мерян как и у марийцев этот цвет носил элитный оттенок. Так, по одной из «поп-легенд» придуманной ярославскими краеведами в стиле сказок Александра Яковлевича Артынова, река Которосль близ Ростова названа в честь мерянского князя Котор-Оша. Согласно ей фамилия «Ошанины» напоминает русскую «Князевы», также подразумевая некую связь с кругом «белого» повелителя.
И действительно, мирское имя Ошаня, от которого произошла фамилия рода Ошаниных, по-видимому мерянское. В марийском ономастиконе есть два идентичных Ошане имени: Ошаняй ж. др.-мар. стаж. ф. ССИ: ош+ана молодой побег, росток (у растений)+як-суф. Коз. у. д. Тогашева, 1717; досл.— «белокурый». Ошаняк ж. др.-мар. стаж. ф. ССИ: ош+ана+як-суф. досл.— «блондинка». Попул. Г(1717). (С.Я. Черных).
Имя Ошаня упоминается и в древнерусском ономастиконе Веселовского: Ошанины: Федор Данилович Ошаня Ильин, 1494 г., от него — Ошанины; Авраамий Ошанин, келарь Ярославского Спасского монастыря, 1490 г..
Еще один прекрасный пример вездесущей мерянской основы нашего Верхневолжья. Вне жестких идеологических рамок известные строки Льва Ошанина из «Тревожной молодости» в пространстве мерянской идеи обретают особенно глубинный смысл:
Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!
Мерянин.
#меря #мерянскийязык
В этом году празднуется 110-летие со дня рождения поэта-песенника Льва Ошанина, автора знаменитой песни "Эх, дороги…Пыль да туман..."
Лев Ошанин родился 30 мая 1912 года в Рыбинске Ярославской губернии в дворянской семье. Именитый род Ошаниных происходит из Ростова Великого. С XIV века предки поэта служили князьям независимой от Москвы «половины» Ростова, при Иване Грозном участвовали в Ливонcкой войне, при Петре I сражались в рядах лейб-гвардии.
Меряно-марийский корень «ош», лежащий в основе фамилии «Ошанин» в переводе означает «белый». У мерян как и у марийцев этот цвет носил элитный оттенок. Так, по одной из «поп-легенд» придуманной ярославскими краеведами в стиле сказок Александра Яковлевича Артынова, река Которосль близ Ростова названа в честь мерянского князя Котор-Оша. Согласно ей фамилия «Ошанины» напоминает русскую «Князевы», также подразумевая некую связь с кругом «белого» повелителя.
И действительно, мирское имя Ошаня, от которого произошла фамилия рода Ошаниных, по-видимому мерянское. В марийском ономастиконе есть два идентичных Ошане имени: Ошаняй ж. др.-мар. стаж. ф. ССИ: ош+ана молодой побег, росток (у растений)+як-суф. Коз. у. д. Тогашева, 1717; досл.— «белокурый». Ошаняк ж. др.-мар. стаж. ф. ССИ: ош+ана+як-суф. досл.— «блондинка». Попул. Г(1717). (С.Я. Черных).
Имя Ошаня упоминается и в древнерусском ономастиконе Веселовского: Ошанины: Федор Данилович Ошаня Ильин, 1494 г., от него — Ошанины; Авраамий Ошанин, келарь Ярославского Спасского монастыря, 1490 г..
Еще один прекрасный пример вездесущей мерянской основы нашего Верхневолжья. Вне жестких идеологических рамок известные строки Льва Ошанина из «Тревожной молодости» в пространстве мерянской идеи обретают особенно глубинный смысл:
Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!
Мерянин.
#меря #мерянскийязык