О Ливонской войне — сегодня.
Игорь Марзалюк, белорусский исследователь, опубликовал совершенно потрясающие документы по торговле московскими рабами в Могилеве. Кто там: «девка москальска», «москальский ребенок», «купил москалика», «продал москалика». Ими торгуют местные могилевцы, которые совершенно не задумываются над проблемой: православные продают в рабство православных. Они себя не воспринимают как родственные народы. Стопроцентное убеждение, что по ту сторону границы живут москали. А русские — «это мы», жители Полоцка, Витебска и т.д. Соответственно, по другую, московскую сторону границы то же самое убеждение: русские — «это мы», а там живет «литва дворовая». Читаешь в источниках: «литвин дворовый Иван Петров».
Подробнее на Гефтере: http://gefter.ru/archive/17852
#XVIвек #литва #московия #ливонскаявойна
Игорь Марзалюк, белорусский исследователь, опубликовал совершенно потрясающие документы по торговле московскими рабами в Могилеве. Кто там: «девка москальска», «москальский ребенок», «купил москалика», «продал москалика». Ими торгуют местные могилевцы, которые совершенно не задумываются над проблемой: православные продают в рабство православных. Они себя не воспринимают как родственные народы. Стопроцентное убеждение, что по ту сторону границы живут москали. А русские — «это мы», жители Полоцка, Витебска и т.д. Соответственно, по другую, московскую сторону границы то же самое убеждение: русские — «это мы», а там живет «литва дворовая». Читаешь в источниках: «литвин дворовый Иван Петров».
Подробнее на Гефтере: http://gefter.ru/archive/17852
#XVIвек #литва #московия #ливонскаявойна
Михаил Гефтер
О Ливонской войне — сегодня
Ливонская война в новом прочтении: нужен ли русским шестнадцатого века «выход к морю»?
Forwarded from Спец по специям
Помимо предложенного Залесской Землей фрагмента, посвященного работорговле при Иване Грозном, во время Ливонской войны (велась, к слову, всеми сторонами этого длительного конфликта - так что не только Крымское ханство являло собой "грабительское государство") - интересно само по себе интервью историка Александра Филюшкина, который на белорусского исследователя и ссылается. А также на многих других. Для любителей истории - это бомба, причем ее "начинку" к дутым сенсациям никак не отнесешь. И отсутствие у Грозного мотивации "окна в Европу", и многое другое обосновано достаточно просто и доступно. Нас же в интервью заинтересовал еще один фрагмент, который позволим себе также привести целиком - про экономику:
"...Средневековая этика не позволяла спекулировать, завышать цены. Грешно было. Накручивать цены — нехорошо. А как извлекать прибыль? А уменьшали количество товара. Условно говоря, пуд соли в Люнебурге, где ее добывают, будет 16 кг, в Данциге — 12, в Ревеле — 10 и в Новгород приезжает — 8. Но везде продается именно пуд соли, по цене пуда! При этом получается, что все соблюдено — христианская этика не нарушена. А прибыль колоссальная. И основные торговые конфликты были тогда, когда русские требовали взвесить товар".
Ничего из нашей жизни не напоминает? Восемь яиц в упаковке вместо десятка? Или шоколадку, откуда "испарилось" сколько-то там граммов? По Средневековой христианской этике, стало быть, зажили.
"...Средневековая этика не позволяла спекулировать, завышать цены. Грешно было. Накручивать цены — нехорошо. А как извлекать прибыль? А уменьшали количество товара. Условно говоря, пуд соли в Люнебурге, где ее добывают, будет 16 кг, в Данциге — 12, в Ревеле — 10 и в Новгород приезжает — 8. Но везде продается именно пуд соли, по цене пуда! При этом получается, что все соблюдено — христианская этика не нарушена. А прибыль колоссальная. И основные торговые конфликты были тогда, когда русские требовали взвесить товар".
Ничего из нашей жизни не напоминает? Восемь яиц в упаковке вместо десятка? Или шоколадку, откуда "испарилось" сколько-то там граммов? По Средневековой христианской этике, стало быть, зажили.
Telegram
РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
О Ливонской войне — сегодня.
Игорь Марзалюк, белорусский исследователь, опубликовал совершенно потрясающие документы по торговле московскими рабами в Могилеве. Кто там: «девка москальска», «москальский ребенок», «купил москалика», «продал москалика». Ими…
Игорь Марзалюк, белорусский исследователь, опубликовал совершенно потрясающие документы по торговле московскими рабами в Могилеве. Кто там: «девка москальска», «москальский ребенок», «купил москалика», «продал москалика». Ими…
Северный апокриф. Тайная история Ломоносова.
Нашел сие, лишенное авторства, даты и сюжета полотно посвященное Ломоносову:
Оно явно вне времени и родня лубкам, веками украшавшим всяческие трактиры, постоялые дворы и тому подобные святилища народного духа. Сюжетом их могла быть рыбная ловля, охотники с медведЁм или утками, путник в тарантасе в виду приближающейся грозы, лихой ямщик на тройке или что-то патриотическое.
Никогда не забуду "Трех богатырей", скрашивавших мне в детстве ожидание поезда на нашем деревянном вокзальчике Татищев погост, еще дореволюционной постройки.
«Будь я конем, картина «Три богатыря» была бы мне иконой», как-то сказал Александр Генис.
Но здесь сюжет иной.
Мифология Ломоносова включает два устойчивых мотива: уход из родной поморской деревни в Москву за знаньями с обозом и затем уже в столице борьба с иноземным засильем в науке.
Есть еще доступная более просвещенным россиянам тайна открытия Ломоносовым "теплорода", старшего брата "ноосферы", коего потом не оказалось. ("Теплород", "ноосфера", "углеводороды", всё тайные слова государевых людей.)
Однако эта картина - настоящий северный апокриф, единственный дошедший до нас след родившегося в глубине народной души поворота сюжета ломоносовского путешествия в качественно иную сторону:
По нему юный Михайло дошел до Града на семи холмах, узрел весь этот поганский немецкий дух елизаветинской Москвы, плюнул, и перекрестясь на родные церковные главы, вернулся на Бело-море, домой, в ноги к родителю (См. также сюжет "Блудный сын").
Аким Трефилов.
#русскийсевер #юмор
Нашел сие, лишенное авторства, даты и сюжета полотно посвященное Ломоносову:
Оно явно вне времени и родня лубкам, веками украшавшим всяческие трактиры, постоялые дворы и тому подобные святилища народного духа. Сюжетом их могла быть рыбная ловля, охотники с медведЁм или утками, путник в тарантасе в виду приближающейся грозы, лихой ямщик на тройке или что-то патриотическое.
Никогда не забуду "Трех богатырей", скрашивавших мне в детстве ожидание поезда на нашем деревянном вокзальчике Татищев погост, еще дореволюционной постройки.
«Будь я конем, картина «Три богатыря» была бы мне иконой», как-то сказал Александр Генис.
Но здесь сюжет иной.
Мифология Ломоносова включает два устойчивых мотива: уход из родной поморской деревни в Москву за знаньями с обозом и затем уже в столице борьба с иноземным засильем в науке.
Есть еще доступная более просвещенным россиянам тайна открытия Ломоносовым "теплорода", старшего брата "ноосферы", коего потом не оказалось. ("Теплород", "ноосфера", "углеводороды", всё тайные слова государевых людей.)
Однако эта картина - настоящий северный апокриф, единственный дошедший до нас след родившегося в глубине народной души поворота сюжета ломоносовского путешествия в качественно иную сторону:
По нему юный Михайло дошел до Града на семи холмах, узрел весь этот поганский немецкий дух елизаветинской Москвы, плюнул, и перекрестясь на родные церковные главы, вернулся на Бело-море, домой, в ноги к родителю (См. также сюжет "Блудный сын").
Аким Трефилов.
#русскийсевер #юмор
Русские отличаются от славян кишечником.
К такому выводу пришли немецкие ученые. Научно-популярный германский журнал Spektrum в своем ноябрьском номере за 2013 год опубликовал статью Truegerische Kalorienangaben (Обманчивые калории), рассказывающую про бесполезность процесса вычисления потребленных калорий. Потому что разные народы в соответствии со своей физической конституцией усваивают разное число калорий из одинаковых продуктов.
На странице 39 написано буквально следующее: толстый кишечник русских, в среднем, на 57 см длиннее, чем у поляков и украинцев.
Что сказать: у нас длиннее чем у украинцев, "арийская наука" доказала!
Хотя остается загадкой, почему он длиннее. По-видимому: финно-угорское население, составившее когда-то ядро великорусской народности, питалось более грубой пищей, чем земледельцы-славяне с Юга. Им требовался более мощный двигатель внутреннего сгорания - кишечник.
#жизнь #великороссы #славяне
К такому выводу пришли немецкие ученые. Научно-популярный германский журнал Spektrum в своем ноябрьском номере за 2013 год опубликовал статью Truegerische Kalorienangaben (Обманчивые калории), рассказывающую про бесполезность процесса вычисления потребленных калорий. Потому что разные народы в соответствии со своей физической конституцией усваивают разное число калорий из одинаковых продуктов.
На странице 39 написано буквально следующее: толстый кишечник русских, в среднем, на 57 см длиннее, чем у поляков и украинцев.
Что сказать: у нас длиннее чем у украинцев, "арийская наука" доказала!
Хотя остается загадкой, почему он длиннее. По-видимому: финно-угорское население, составившее когда-то ядро великорусской народности, питалось более грубой пищей, чем земледельцы-славяне с Юга. Им требовался более мощный двигатель внутреннего сгорания - кишечник.
#жизнь #великороссы #славяне
Spektrum.de
Trügerische Kalorienangaben
Zahlen auf Lebensmittelverpackungen täuschen: Zu viele verschiedene Aspekte spielen bei der Energieausbeute mit.
Наши ростовцы в В.К. Финляндском.
Интересная новость из комментов в FB коллеги ростовского археолога: В Финляндии начали делать цифровые копии метрических книг В.К. Финляндского XIX века. Среди них есть метрические книги православных приходов В.К. где говорится о выходцах из Ростовского уезда Ярославской губернии. Документы 80-90ых годов XIX в. Таким образом на их основе можно восстановить информацию и проследить историю семей уехавших во второй половине XIX века в Финляндию, но не потерявших связь малой Родиной. В этих документах перечисляются целые семьи.
Это выглядит действительно интересно. В конце XIX века многие русские, особенно сектанты и старообрядцы, куда только не переселялись, но ростовцы, взяли и уехали не в Америку, а в тогдашнее захолустье империи. По какой причине? Мне думается, что только по культурной близости могло так быть...
Не даром в верхневолжском жаргоне попадаются прямо прибалтийско-финские словечки. Люди ходили на заработки в Питер, там общались с финнами, создали питерский рус-мер-финс. жаргон, который и на верхневолжский повлиял. Наверняка наши мужики впечатлялись трудолюбием, антропоблизостью финнов и перекличкой в некоторых словах. Потому туда и "направляли лыжи". Тем более, что В.К. Финляндское имело политическую автономию, там можно было спокойно жить. Чем не новое Беловодье?! ))
Возникает вопрос, что за семьи туда уехали, старообрядцы-ли, купеческого или какого другого сословия и тд. Купцов в Выборге и Гельсингфорсе было достаточно. Но тут речь о переселенцах из Ростовского уезда, причём - пореформенного периода. Так что вполне можно предположить именно сельский исход. Ну да подождём...
Залесец.
Фото: Группа крестьян Ярославской губернии. 1871-1878 гг.
#ростов #ростовцы #XIXвек #финляндия
Интересная новость из комментов в FB коллеги ростовского археолога: В Финляндии начали делать цифровые копии метрических книг В.К. Финляндского XIX века. Среди них есть метрические книги православных приходов В.К. где говорится о выходцах из Ростовского уезда Ярославской губернии. Документы 80-90ых годов XIX в. Таким образом на их основе можно восстановить информацию и проследить историю семей уехавших во второй половине XIX века в Финляндию, но не потерявших связь малой Родиной. В этих документах перечисляются целые семьи.
Это выглядит действительно интересно. В конце XIX века многие русские, особенно сектанты и старообрядцы, куда только не переселялись, но ростовцы, взяли и уехали не в Америку, а в тогдашнее захолустье империи. По какой причине? Мне думается, что только по культурной близости могло так быть...
Не даром в верхневолжском жаргоне попадаются прямо прибалтийско-финские словечки. Люди ходили на заработки в Питер, там общались с финнами, создали питерский рус-мер-финс. жаргон, который и на верхневолжский повлиял. Наверняка наши мужики впечатлялись трудолюбием, антропоблизостью финнов и перекличкой в некоторых словах. Потому туда и "направляли лыжи". Тем более, что В.К. Финляндское имело политическую автономию, там можно было спокойно жить. Чем не новое Беловодье?! ))
Возникает вопрос, что за семьи туда уехали, старообрядцы-ли, купеческого или какого другого сословия и тд. Купцов в Выборге и Гельсингфорсе было достаточно. Но тут речь о переселенцах из Ростовского уезда, причём - пореформенного периода. Так что вполне можно предположить именно сельский исход. Ну да подождём...
Залесец.
Фото: Группа крестьян Ярославской губернии. 1871-1878 гг.
#ростов #ростовцы #XIXвек #финляндия
Историческая реконструкция и Церковь.
Клирик Волгоградской епархии иерей Григорий Мусохранов занимается реконструкцией литургических облачений различных эпох. Ему принадлежит ряд текстов на эту же тему. Облачения заказывают со стороны, из России и стран Европы. И не просто заказывают, в них реально служат.
Сегодня, в Михайлов день, прочел про него у одного клирика из Ивановской епархии, сетуя, что подобные реконструкции, а заодно переводы священных текстов с церковнославянского на русский, все шире распространяются среди священничества, он пишет, что реконструкция - ложь, что в (РПЦ) надо сохранить все как есть.
Признаться я крайне далёк от этих внутрицерковных споров, но думаю, что древнерусский каптырь определенно стилен. В нем нет антихристовой подмены. Нет её и в интересе к реконструкции древнерусского богослужения XV века.
Скорее, как мне думается, в них есть определенный запрос на реформацию и развитие Церкви, в том числе и через обращение к её историческому наследию.
Писал эту заметку и подумал, почему бы не реконструировать облачения и богослужение нашего Святителя Леонтия Ростовского, да и саму его маленькую деревянную Михайловскую церковку близ ручья Брутовщицы в которой он проповедовал Христа ростовским мерянам в XI веке? Это бы был благодатный духовный опыт в рамках патриотизма малого пространства.
Залесец.
На фото слева направо: 1. Однорядочка полотняная (лен) крашенина зеленая для протоиерея Романа Россохина из Кировской области. 2. Комплект облачения по позднеантичным мотивам для протопресвитера Матфея Вулканеску из Ливерпуля. 3. Комплект облачения по древнерусским мотивам для отца Антония Гериловича из Харькова. 4.Свита-срачица для иеромонаха Парфения из Валаамского монастыря. Короткая свитка для келейного пользования и для работ по хозяйству. Ремень - реконструкция ремешка прп. Кирилла Белоезерского, выполненная Дмитрием Викторовичем Фроловым.
Фото: Григорий Мусохранов
#русскаяцерковь #историческаяреконструкция
Клирик Волгоградской епархии иерей Григорий Мусохранов занимается реконструкцией литургических облачений различных эпох. Ему принадлежит ряд текстов на эту же тему. Облачения заказывают со стороны, из России и стран Европы. И не просто заказывают, в них реально служат.
Сегодня, в Михайлов день, прочел про него у одного клирика из Ивановской епархии, сетуя, что подобные реконструкции, а заодно переводы священных текстов с церковнославянского на русский, все шире распространяются среди священничества, он пишет, что реконструкция - ложь, что в (РПЦ) надо сохранить все как есть.
Признаться я крайне далёк от этих внутрицерковных споров, но думаю, что древнерусский каптырь определенно стилен. В нем нет антихристовой подмены. Нет её и в интересе к реконструкции древнерусского богослужения XV века.
Скорее, как мне думается, в них есть определенный запрос на реформацию и развитие Церкви, в том числе и через обращение к её историческому наследию.
Писал эту заметку и подумал, почему бы не реконструировать облачения и богослужение нашего Святителя Леонтия Ростовского, да и саму его маленькую деревянную Михайловскую церковку близ ручья Брутовщицы в которой он проповедовал Христа ростовским мерянам в XI веке? Это бы был благодатный духовный опыт в рамках патриотизма малого пространства.
Залесец.
На фото слева направо: 1. Однорядочка полотняная (лен) крашенина зеленая для протоиерея Романа Россохина из Кировской области. 2. Комплект облачения по позднеантичным мотивам для протопресвитера Матфея Вулканеску из Ливерпуля. 3. Комплект облачения по древнерусским мотивам для отца Антония Гериловича из Харькова. 4.Свита-срачица для иеромонаха Парфения из Валаамского монастыря. Короткая свитка для келейного пользования и для работ по хозяйству. Ремень - реконструкция ремешка прп. Кирилла Белоезерского, выполненная Дмитрием Викторовичем Фроловым.
Фото: Григорий Мусохранов
#русскаяцерковь #историческаяреконструкция
Октябрьская Революция как национально-освободительное движение великороссов.
FB напомнил про старый пост уважаемого Павла Пряникова. Повторенье — мать ученья, цитирую:
"Именно так английский историк Доминик Ливен описывает революцию в свой книге "Российская империя и её враги с XVI века до наших дней":
"Стратегия союза с нерусской аристократией началась с кооптации татарской знати в 15 веке и впоследствии включала в себя чрезвычайно успешную инкорпорацию балтийского немецкого дворянства и украинского мелкопоместного дворянства в имперский правящий класс.
Положение русских в царской империи было больше похоже на положение туземцев в европейских заморских колониях. Европейские чиновники составляли тонкий правящий слой на самом верху туземного общества и были неспособны глубоко вникать в его жизнь. Эти чиновники могли восхищаться туземным крестьянином и воином и даже романтизировать его. Но они, безусловно, осознавали глубокую культурную пропасть между собой и теми, кем управляли.
Структура институтов, помощью которых Санкт-Петербург управлял русской землёй, также имел много общего с европейскими колониальными режимами. Например, у русских крестьян была самостоятельная судебная система деревенского и приходского управления, а также собственные суды, ведущие дела согласно местным крестьянским, туземным обычаям, а не имперскому уголовному кодексу.
Однако в последние десятилетия царского правления низшая и средняя бюрократия становилась всё более русской в этническом смысле. И тогда страх перед социальной революцией ещё более объединил приграничную и иностранную аристократию с Романовыми.
Староверы были ключевым элементом русского национального сообщества. Они также были крупным источником поддержки современного русского национализма и освободительной революции.
В конце концов отдаление русских масс от царского государства и социальной нерусской элиты, которые ассоциировались в народе с имперским гнётом и эксплуатацией, привели к революции".
Залесец.
#революция1917 #великороссы
FB напомнил про старый пост уважаемого Павла Пряникова. Повторенье — мать ученья, цитирую:
"Именно так английский историк Доминик Ливен описывает революцию в свой книге "Российская империя и её враги с XVI века до наших дней":
"Стратегия союза с нерусской аристократией началась с кооптации татарской знати в 15 веке и впоследствии включала в себя чрезвычайно успешную инкорпорацию балтийского немецкого дворянства и украинского мелкопоместного дворянства в имперский правящий класс.
Положение русских в царской империи было больше похоже на положение туземцев в европейских заморских колониях. Европейские чиновники составляли тонкий правящий слой на самом верху туземного общества и были неспособны глубоко вникать в его жизнь. Эти чиновники могли восхищаться туземным крестьянином и воином и даже романтизировать его. Но они, безусловно, осознавали глубокую культурную пропасть между собой и теми, кем управляли.
Структура институтов, помощью которых Санкт-Петербург управлял русской землёй, также имел много общего с европейскими колониальными режимами. Например, у русских крестьян была самостоятельная судебная система деревенского и приходского управления, а также собственные суды, ведущие дела согласно местным крестьянским, туземным обычаям, а не имперскому уголовному кодексу.
Однако в последние десятилетия царского правления низшая и средняя бюрократия становилась всё более русской в этническом смысле. И тогда страх перед социальной революцией ещё более объединил приграничную и иностранную аристократию с Романовыми.
Староверы были ключевым элементом русского национального сообщества. Они также были крупным источником поддержки современного русского национализма и освободительной революции.
В конце концов отдаление русских масс от царского государства и социальной нерусской элиты, которые ассоциировались в народе с имперским гнётом и эксплуатацией, привели к революции".
Залесец.
#революция1917 #великороссы
Феня владимирская. Или русская классика по-русски.
Кто сказал что русские все одинаковые? Вот вам "Куреса про клеватаря Ивана Васильевича, ламонного опричника и лащины-пульца Скундяшникова." М. Ю. Лермонтова в переложении на офенский язык.
Отзвендякали кучарню во счедешных оклюгах;
За Кремлем дулится кутронница туманная
Наердают тучки на ебо –
Гонит чоних сивалдай-перхлейный раскурескиваючи;
Забатуривает Степан Парамонович
Сабанскую дудорку скрипотой мелевянною
Да бастуром брудвинецким со пружиною;
Варзуху сунегу – ворчуна скрыжастого
На железную цепь прибатлывает,
И похлил чон до рыму, призапельможившись,
К ламонной похане за Батусу – выксу.
И прихляет чон в сабанский хлябой рым,
И пельмает Степан Парамонович:
Не выхлит к чону ламонная елтона,
Не накулован мелевянный стропень бендюховым настропешником,
А щедреха пред стодою хило дульяснится.
И спытмает чон дирую нафитушницу:
“Ботва слемзи, слемзи Еремеевна,
А кулда ухлила, скоробалася
В шикой полумеркотный целкунец Алена Дмитриевна?
А корь пащатки масеновские горбезные –
Щабан, заердались, залащитились,
Спозаранку кимать полепшилися?”
“Ховряк ботва масеновский, Степан Парамонович,
Маса слемзаю ботве диво дивное:
Корь к кучерне похлила Алена Дмитриевна;
Вот уж кес прохлил с ламонной касихой,
Задулили щедреху, седжили молденять, -
А по сию ропу ботвинская поханюшка
Из прихандырской оклюги не прихлила.
А корь пащатки ботвинские ласенькие
Кумать не лепшили, не лащить похлили –
Приксем пликсят вшитошно не перестыхнут”.
И запельмался тогда пельмотницей хлябою
Ламонный пулец Скундяшников;
И чон стехнул к зехлу, вершает на турлицу –
А на турлице меркошь меркотнёхонька;
Хлит бендюховый перхлей, разлепшается,
Скоробает отстухарник офеновский.
Вот чон ухлит, у светлехе скрипотною хлопнули,
Потом ухлит шаги хлябо рыхлые;
Овершился, вершит – хляба опестная! –
Перед чоним стехняет ламона елтона,
Сабанка бендюжная, простокиесовая,
Киесы русые разбазлованные
Перхлеем-инеем переклюжены;
Вершат вербухи мутные как беспельмошные;
Хазик хило зетит зетки непосеврушные.
“Уж ботва где, елтона, елтона хандырила?
На каком похазии, на турлище,
Корь разбазлованы ботвинские киесы,
Корь лепенье ботвинское вшитошно издерьмачено?
Уж турлила ботва, бряйствовала ботва,
Щабан, с фетяками вшитошно ховрейскими!..
Не на то перед счедешными стодами
Масыги с ботвой, елтона, елтонилися,
Кулотыми нахирежниками менялися!..
Как забатурю мас ботву за железный бостур,
За мелевянную скрипоту окованную,
Корьбы дулика стодового ботва не вершила,
Масово начибрание видковое не хирявила…”
Переложение на офенский язык Колотов А. В.
#феня #офеньскийязык #великороссы
Кто сказал что русские все одинаковые? Вот вам "Куреса про клеватаря Ивана Васильевича, ламонного опричника и лащины-пульца Скундяшникова." М. Ю. Лермонтова в переложении на офенский язык.
Отзвендякали кучарню во счедешных оклюгах;
За Кремлем дулится кутронница туманная
Наердают тучки на ебо –
Гонит чоних сивалдай-перхлейный раскурескиваючи;
Забатуривает Степан Парамонович
Сабанскую дудорку скрипотой мелевянною
Да бастуром брудвинецким со пружиною;
Варзуху сунегу – ворчуна скрыжастого
На железную цепь прибатлывает,
И похлил чон до рыму, призапельможившись,
К ламонной похане за Батусу – выксу.
И прихляет чон в сабанский хлябой рым,
И пельмает Степан Парамонович:
Не выхлит к чону ламонная елтона,
Не накулован мелевянный стропень бендюховым настропешником,
А щедреха пред стодою хило дульяснится.
И спытмает чон дирую нафитушницу:
“Ботва слемзи, слемзи Еремеевна,
А кулда ухлила, скоробалася
В шикой полумеркотный целкунец Алена Дмитриевна?
А корь пащатки масеновские горбезные –
Щабан, заердались, залащитились,
Спозаранку кимать полепшилися?”
“Ховряк ботва масеновский, Степан Парамонович,
Маса слемзаю ботве диво дивное:
Корь к кучерне похлила Алена Дмитриевна;
Вот уж кес прохлил с ламонной касихой,
Задулили щедреху, седжили молденять, -
А по сию ропу ботвинская поханюшка
Из прихандырской оклюги не прихлила.
А корь пащатки ботвинские ласенькие
Кумать не лепшили, не лащить похлили –
Приксем пликсят вшитошно не перестыхнут”.
И запельмался тогда пельмотницей хлябою
Ламонный пулец Скундяшников;
И чон стехнул к зехлу, вершает на турлицу –
А на турлице меркошь меркотнёхонька;
Хлит бендюховый перхлей, разлепшается,
Скоробает отстухарник офеновский.
Вот чон ухлит, у светлехе скрипотною хлопнули,
Потом ухлит шаги хлябо рыхлые;
Овершился, вершит – хляба опестная! –
Перед чоним стехняет ламона елтона,
Сабанка бендюжная, простокиесовая,
Киесы русые разбазлованные
Перхлеем-инеем переклюжены;
Вершат вербухи мутные как беспельмошные;
Хазик хило зетит зетки непосеврушные.
“Уж ботва где, елтона, елтона хандырила?
На каком похазии, на турлище,
Корь разбазлованы ботвинские киесы,
Корь лепенье ботвинское вшитошно издерьмачено?
Уж турлила ботва, бряйствовала ботва,
Щабан, с фетяками вшитошно ховрейскими!..
Не на то перед счедешными стодами
Масыги с ботвой, елтона, елтонилися,
Кулотыми нахирежниками менялися!..
Как забатурю мас ботву за железный бостур,
За мелевянную скрипоту окованную,
Корьбы дулика стодового ботва не вершила,
Масово начибрание видковое не хирявила…”
Переложение на офенский язык Колотов А. В.
#феня #офеньскийязык #великороссы
Русская инверсия.
Александр Гаврилович Мельник как-то сказал мне: “Русские склонны к инверсии. Они то чтут царя-батюшку, то прославляют дедушку Ленина”. В отношении науки и религии я наблюдаю тоже самое и часто слышу: “История не является точной наукой, в отличие от физики, где все можно проверить экспериментально”. К сожалению, подобное доводит до разного блуда — “альтернативной истории” и “новой хронологии”.
Мы останемся целомудренными к русской истории, неброской и требующей внимания. Разберем сегодня свидетельства об Аврамиевом монастыре XVI-XVII веков. Начнем с царских врат из собрания Музея-заповедника. Много десятилетий они экспонировались в отделе древнерусского искусства. Надеюсь, мы их скоро увидим.
По деревянной арочке божественно прекрасных врат славянской вязью выведена летопись. Цитируется (неточно) по книге: В.И. Вахрина Иконы Ростова Великого М., 2003. С.170. Итак:
“Лета 7070 (1562) месяца августа 29 на память Усекновения святой главы Иоанна Предотечи совершися в дом Богоявления Христа Бога и чудотворца Аврамия в Ростове при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси, при архиепископе Никандре, при архимарите Богоявленском Ионе. Инок Исаиа”.
Адепты новой хронологии и альтернативщики любят надгробные плиты. Эта плита из белого камня, украшенная плетенкой была откопана недалеко от монастырского собора в 1997 году при работах по благоустройству. На ней хорошо читается надпись и она опубликована. Текст опубликован: священник А.Парфенов О некрополе Ростовского Богоявленского монастыря // История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000 . С.47:
“Лета 7073 (1565) апреля в 22 день на память отца нашего Феодора Сикеота преставися раба Божия Наталия Стефана Сабурова жена”.
Это перекрестное свидетельство. В копийной книге Кирилло-Белозерского монастыря XVI века упоминается грамота Ивана IV "в Ростов городовому приказщику Стефану Сабурову да в Дмитров городовому приказщику Якову Саморокову …”. (Каштанов С.М. Иван Грозный и Ростов) Отмечу, что надпись на плите даже уточняет ошибку в копии грамоты.
Совсем недавно я держал в руках толстую, но хрупкую книгу из частной коллекции. Согласно надписи на ней, это Устав, по которому служили в Богоявленском соборе. Написана она в те же годы. По неизвестной мне причине публикация о рукописи и датирующей ее надписи не состоялась. Вообразите мой трепет, когда я увидел не просто книгу, а руководство к службе моих предшественников XVI века. Какое счастье, что она сохранилась!
Последнее сегодня, это фрагмент описания монастыря из объемной кадастровой книги XVII века, самой ранней из сохранившихся. Публикация в Издано в книге: Писцовые материалы XVII века 1629–1631 годы. Читая, мы словно прогуляемся по древней обители:
“В Ростовском уезде в Сотемском стану монастырь Богоявленский у Ростовского озера. На монастыре церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на паперти да предел Введение Пречистые Богородицы, да другой предел Аврамия Ростовского чюдотворца; да в паперти храм Иванна Богослова да другой храм Усекновение Иванна Предотечи, а под ним погреб.
А на церки колокольня да часовня. А церки и пределы, и колокольня, и часовня и погребы каменные, а в церквах Божие милосердие образы и свечи, и книги, и ризы, строенье блаженные памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевич всеа Русии шездесят третьяго году.
Да на монастыре ж другой храм с трапезою Николы чюдотворца, древян, клецкии. А церковь, и в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и на колокольне колокола, строение монастырское. Да на монастыре ж келья архиморичья да десеть келий братцких, а в них живут двадцать семь братов черноризцев, да четыре кельи пустых, да хлебня, да поварня, да ледник, да три житницы, да изба воротнея.
А святые ворота и другие к озеру и ограда, и хлебня и поварня и ледник деревяные. Да за монастырем же двор конюший, двор казачей. Да у казачья двора слоботка, а в ней живут детеныши Ондрюшка Карпов да Фетко Иванов сын, прозвище Бык…”.
(с) священник А. Парфенов, 2021.
#XVIвек #XVIIвек #ростов #история
Александр Гаврилович Мельник как-то сказал мне: “Русские склонны к инверсии. Они то чтут царя-батюшку, то прославляют дедушку Ленина”. В отношении науки и религии я наблюдаю тоже самое и часто слышу: “История не является точной наукой, в отличие от физики, где все можно проверить экспериментально”. К сожалению, подобное доводит до разного блуда — “альтернативной истории” и “новой хронологии”.
Мы останемся целомудренными к русской истории, неброской и требующей внимания. Разберем сегодня свидетельства об Аврамиевом монастыре XVI-XVII веков. Начнем с царских врат из собрания Музея-заповедника. Много десятилетий они экспонировались в отделе древнерусского искусства. Надеюсь, мы их скоро увидим.
По деревянной арочке божественно прекрасных врат славянской вязью выведена летопись. Цитируется (неточно) по книге: В.И. Вахрина Иконы Ростова Великого М., 2003. С.170. Итак:
“Лета 7070 (1562) месяца августа 29 на память Усекновения святой главы Иоанна Предотечи совершися в дом Богоявления Христа Бога и чудотворца Аврамия в Ростове при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси, при архиепископе Никандре, при архимарите Богоявленском Ионе. Инок Исаиа”.
Адепты новой хронологии и альтернативщики любят надгробные плиты. Эта плита из белого камня, украшенная плетенкой была откопана недалеко от монастырского собора в 1997 году при работах по благоустройству. На ней хорошо читается надпись и она опубликована. Текст опубликован: священник А.Парфенов О некрополе Ростовского Богоявленского монастыря // История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000 . С.47:
“Лета 7073 (1565) апреля в 22 день на память отца нашего Феодора Сикеота преставися раба Божия Наталия Стефана Сабурова жена”.
Это перекрестное свидетельство. В копийной книге Кирилло-Белозерского монастыря XVI века упоминается грамота Ивана IV "в Ростов городовому приказщику Стефану Сабурову да в Дмитров городовому приказщику Якову Саморокову …”. (Каштанов С.М. Иван Грозный и Ростов) Отмечу, что надпись на плите даже уточняет ошибку в копии грамоты.
Совсем недавно я держал в руках толстую, но хрупкую книгу из частной коллекции. Согласно надписи на ней, это Устав, по которому служили в Богоявленском соборе. Написана она в те же годы. По неизвестной мне причине публикация о рукописи и датирующей ее надписи не состоялась. Вообразите мой трепет, когда я увидел не просто книгу, а руководство к службе моих предшественников XVI века. Какое счастье, что она сохранилась!
Последнее сегодня, это фрагмент описания монастыря из объемной кадастровой книги XVII века, самой ранней из сохранившихся. Публикация в Издано в книге: Писцовые материалы XVII века 1629–1631 годы. Читая, мы словно прогуляемся по древней обители:
“В Ростовском уезде в Сотемском стану монастырь Богоявленский у Ростовского озера. На монастыре церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на паперти да предел Введение Пречистые Богородицы, да другой предел Аврамия Ростовского чюдотворца; да в паперти храм Иванна Богослова да другой храм Усекновение Иванна Предотечи, а под ним погреб.
А на церки колокольня да часовня. А церки и пределы, и колокольня, и часовня и погребы каменные, а в церквах Божие милосердие образы и свечи, и книги, и ризы, строенье блаженные памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевич всеа Русии шездесят третьяго году.
Да на монастыре ж другой храм с трапезою Николы чюдотворца, древян, клецкии. А церковь, и в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и на колокольне колокола, строение монастырское. Да на монастыре ж келья архиморичья да десеть келий братцких, а в них живут двадцать семь братов черноризцев, да четыре кельи пустых, да хлебня, да поварня, да ледник, да три житницы, да изба воротнея.
А святые ворота и другие к озеру и ограда, и хлебня и поварня и ледник деревяные. Да за монастырем же двор конюший, двор казачей. Да у казачья двора слоботка, а в ней живут детеныши Ондрюшка Карпов да Фетко Иванов сын, прозвище Бык…”.
(с) священник А. Парфенов, 2021.
#XVIвек #XVIIвек #ростов #история
Forwarded from Русский Футурист (Красный)
Дорогие друзья! Сегодня мы представляем вам плод нашего многомесячного труда. Это — бот, выполняющий функции поисковика по Телеграму: @palantir_search_bot.
Прошу всех админов и простых пользователей о репосте: сначала опробуйте, и, если понравится — перешлите друзьям и в свой канал. Не для нас, а ради общего дела просвещения.
Когда более года назад мы объявили себя русскими футуристами, это привело к серьёзному кризису в редакции — мы долго не могли найти свой язык, свой способ показать вам чаемый образ будущего.
Со временем стало понятно, что ни пост, ни текст, ни серия материалов не способны дать людям то, о чем мы мечтаем — средство поиска сияющих жемчужин знания в зияющей бездне мусорных инфопотоков.
Как нащупать и сложить кусочки паззла, описывающего будущее, которое хотят все? Только исследуя дно оазиса живой русской культуры, общественных дискуссий и повестки — каналы и группы Телеграма.
Дно это илистое, полное грязи и хлама, отправленное вредными выбросами продажных анонимов, мошенников, воров контента. К тому же почти безграничное — русскоязычный сектор разросся до сотен тысяч каналов.
Сегодня на этом дне зажегся мощный луч прожектора @palantir_search_bot. Его техническую начинку создал наш автор, программист Эшу Марабо. Тестировали и улучшали его все авторы редакции и наши подписчики патреона — благодаря их средствам и участию донатеров проект стал вообще возможен.
Это не "гугл" или "яндекс", но дакдакго телеграма — поисковое средство, которое бесплатно, не охотится за вашими данными, создано не корпорацией, а такими же пользователями Телеграма с целью его улучшить. Он охватывает почти все открытые каналы и группы на русском языке.
Мы надеемся, что он вам понравится, а также надеемся, что вы поддержите нас либо подпиской на патреоне, либо донатом (в боте есть кнопка), чтобы он и дальше продолжил свою работу, либо простым упоминанием.
Для медийщиков, пиарщиков, сеошников, рекламщиков и прочих людей, копающихся под капотом цифровой инфо-машины у нас особое предложение — ленты, собирающие в онлайн-режиме все упоминания конкретной темы, отсеивая явный трэш. Вот образцы:
1. По мигрантскому кризису на границе Польши
@poland_belaruss_migr_bot
2. По теме инвестиций
@investment_trends_bot
3. По президенту США Джо Байдену @Biden_smm_assistant_bot
Спасибо за внимание, и хорошего всем поиска! Свои отзывы присылайте по ссылкам в описании канала.
Прошу всех админов и простых пользователей о репосте: сначала опробуйте, и, если понравится — перешлите друзьям и в свой канал. Не для нас, а ради общего дела просвещения.
Когда более года назад мы объявили себя русскими футуристами, это привело к серьёзному кризису в редакции — мы долго не могли найти свой язык, свой способ показать вам чаемый образ будущего.
Со временем стало понятно, что ни пост, ни текст, ни серия материалов не способны дать людям то, о чем мы мечтаем — средство поиска сияющих жемчужин знания в зияющей бездне мусорных инфопотоков.
Как нащупать и сложить кусочки паззла, описывающего будущее, которое хотят все? Только исследуя дно оазиса живой русской культуры, общественных дискуссий и повестки — каналы и группы Телеграма.
Дно это илистое, полное грязи и хлама, отправленное вредными выбросами продажных анонимов, мошенников, воров контента. К тому же почти безграничное — русскоязычный сектор разросся до сотен тысяч каналов.
Сегодня на этом дне зажегся мощный луч прожектора @palantir_search_bot. Его техническую начинку создал наш автор, программист Эшу Марабо. Тестировали и улучшали его все авторы редакции и наши подписчики патреона — благодаря их средствам и участию донатеров проект стал вообще возможен.
Это не "гугл" или "яндекс", но дакдакго телеграма — поисковое средство, которое бесплатно, не охотится за вашими данными, создано не корпорацией, а такими же пользователями Телеграма с целью его улучшить. Он охватывает почти все открытые каналы и группы на русском языке.
Мы надеемся, что он вам понравится, а также надеемся, что вы поддержите нас либо подпиской на патреоне, либо донатом (в боте есть кнопка), чтобы он и дальше продолжил свою работу, либо простым упоминанием.
Для медийщиков, пиарщиков, сеошников, рекламщиков и прочих людей, копающихся под капотом цифровой инфо-машины у нас особое предложение — ленты, собирающие в онлайн-режиме все упоминания конкретной темы, отсеивая явный трэш. Вот образцы:
1. По мигрантскому кризису на границе Польши
@poland_belaruss_migr_bot
2. По теме инвестиций
@investment_trends_bot
3. По президенту США Джо Байдену @Biden_smm_assistant_bot
Спасибо за внимание, и хорошего всем поиска! Свои отзывы присылайте по ссылкам в описании канала.
Защитники Отечества. Андроновская цивилизация. Страна Городов.
Нашел тут в Вконтактике группу "Русский витязь" посвященную военно-исторической миниатюре. А в ней замечательный набор солдатиков "Защитники Отечества".
Открывает его миниатюра изображающая тяжелого пехотинца Андроновской археологической культуры, "Страна Городов", XVI век до н.э.
Ни фига себе, думаю, это не то самое время когда была славная победа русов над Китаем? Не помните? На щите "звезда Сварога" намек на связь с нашими предками славянами, конечно, и зачем-то марийский орнамент по кругу. А надо было коловрат. И самое главное в наборе солдатиков нет Святослава, ну который Хазарский каганат, нагнул. Не патриотично.
В общем наши историософы закономерно мутировали до уровня древних укров, создав контент годный для паблика "Ёбнуться".
Залесец.
#фрики #история
Нашел тут в Вконтактике группу "Русский витязь" посвященную военно-исторической миниатюре. А в ней замечательный набор солдатиков "Защитники Отечества".
Открывает его миниатюра изображающая тяжелого пехотинца Андроновской археологической культуры, "Страна Городов", XVI век до н.э.
Ни фига себе, думаю, это не то самое время когда была славная победа русов над Китаем? Не помните? На щите "звезда Сварога" намек на связь с нашими предками славянами, конечно, и зачем-то марийский орнамент по кругу. А надо было коловрат. И самое главное в наборе солдатиков нет Святослава, ну который Хазарский каганат, нагнул. Не патриотично.
В общем наши историософы закономерно мутировали до уровня древних укров, создав контент годный для паблика "Ёбнуться".
Залесец.
#фрики #история
Ярославцы, костромичи и генофонд новгородцев.
Интересная новость с Генофонд.ру. Специалисты из Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН изучили генофонд населения Новгородской области в сопоставлении с широким кругом популяций европейской части России и Урала.
Обнаружено своеобразие генофонда новгородцев: у них доминирует (90 % генома) предковая компонента, которая в других русских популяциях составляет лишь треть их генофонда и отсутствует у большинства других народов. Она же доминирует в популяциях Ярославской и отчасти Костромской областей, а также в геномах жителей Нижегородской области, предки которых в средневековье переселились из Великого Новгорода и Верхневолжья. Это подтверждает, что данная предковая компонента отражает генофонд древней Новгородчины. Массовый след этой компоненты также обнаружен у большинства коми-пермяков и у половины геномов води.
Авторы исследования выдвигают гипотезу, что древний генетический пласт Новгородчины восходит к генофонду ильменских словен, который, в свою очередь, унаследовал многие генетические черты местного дославянского населения, генетический портрет которого более тяготеет к востоку (волжским и пермским финно-язычным группам), чем к западу (прибалтийским финно-язычным группам).
Только изучая без предвзятости на основе научных данных все слагающие культуру Севера компоненты, можно получить полноценное историческое полотно, играющее всеми красками
#меря #новгородцы #древняярусь #днкгенеалогия
Интересная новость с Генофонд.ру. Специалисты из Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН изучили генофонд населения Новгородской области в сопоставлении с широким кругом популяций европейской части России и Урала.
Обнаружено своеобразие генофонда новгородцев: у них доминирует (90 % генома) предковая компонента, которая в других русских популяциях составляет лишь треть их генофонда и отсутствует у большинства других народов. Она же доминирует в популяциях Ярославской и отчасти Костромской областей, а также в геномах жителей Нижегородской области, предки которых в средневековье переселились из Великого Новгорода и Верхневолжья. Это подтверждает, что данная предковая компонента отражает генофонд древней Новгородчины. Массовый след этой компоненты также обнаружен у большинства коми-пермяков и у половины геномов води.
Авторы исследования выдвигают гипотезу, что древний генетический пласт Новгородчины восходит к генофонду ильменских словен, который, в свою очередь, унаследовал многие генетические черты местного дославянского населения, генетический портрет которого более тяготеет к востоку (волжским и пермским финно-язычным группам), чем к западу (прибалтийским финно-язычным группам).
Только изучая без предвзятости на основе научных данных все слагающие культуру Севера компоненты, можно получить полноценное историческое полотно, играющее всеми красками
#меря #новгородцы #древняярусь #днкгенеалогия
Самурайское фото из Чаколы. Кабеева Иринья (Ирина) Васильевна, Пинежский район 70-ые годы.
Про историю кос-горбуш мы уже писали. Косить горбушей - это трудно, виртуозно, и главное традиционно.
В некоторых карельских деревнях до сих пор косят горбушами... Не смотря на то, что коса-литовка появилась у нас на Севере почти сто лет назад.
Фото: Тамара Валюх.
#косагорбуша #север #традиция
Про историю кос-горбуш мы уже писали. Косить горбушей - это трудно, виртуозно, и главное традиционно.
В некоторых карельских деревнях до сих пор косят горбушами... Не смотря на то, что коса-литовка появилась у нас на Севере почти сто лет назад.
Фото: Тамара Валюх.
#косагорбуша #север #традиция
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Вдогонку к теме про горбушу.
Видео череповчанина Виктора Шипунова в котором он показывает процесс косьбы горбушей.
На землях центральной и северной России горбуша появилась в начале 1 тыс. н.э. в результате длительной эволюции металлических инструментов человека,
общее направление развития которых было следующим: нож – жатвенный нож – серп – горбуша. Горбуши найдены на балтских и финских городищах р.ж.в
Днепро-двинской и Дьяковской культур.
Древнерусские горбуши (древнерусским периодом принято считать IX – XIV вв.) наследовали балто-финским.
По размерам и пропорциям клинка отечественные археологи разделяют их на два основных типа – северный и южный.
Клинки северных горбуш относительно уже, длиннее и более изогнуты, чем клинки южных. Внутри северного типа археологами были выделены, по географическому признаку, следующие основные виды горбуш: новгородский, прикамский и среднерусский; примыкает к ним прибалтийский вид бытовавший у балтов и прибалтийских финнов.
#коса #этнография #русскийсевер
Видео череповчанина Виктора Шипунова в котором он показывает процесс косьбы горбушей.
На землях центральной и северной России горбуша появилась в начале 1 тыс. н.э. в результате длительной эволюции металлических инструментов человека,
общее направление развития которых было следующим: нож – жатвенный нож – серп – горбуша. Горбуши найдены на балтских и финских городищах р.ж.в
Днепро-двинской и Дьяковской культур.
Древнерусские горбуши (древнерусским периодом принято считать IX – XIV вв.) наследовали балто-финским.
По размерам и пропорциям клинка отечественные археологи разделяют их на два основных типа – северный и южный.
Клинки северных горбуш относительно уже, длиннее и более изогнуты, чем клинки южных. Внутри северного типа археологами были выделены, по географическому признаку, следующие основные виды горбуш: новгородский, прикамский и среднерусский; примыкает к ним прибалтийский вид бытовавший у балтов и прибалтийских финнов.
#коса #этнография #русскийсевер
Уроженец Ярославщины, вологодский писатель Анатолий Ехалов кажется нашел причину запустения вологодских деревень.
Обычно у патриотических писателей во всем евреи виноваты, а теперь и финно-угорские названия Русского Севера.
Прости нас, санскрит!
#маразм #санскрит #индославие
Обычно у патриотических писателей во всем евреи виноваты, а теперь и финно-угорские названия Русского Севера.
Прости нас, санскрит!
#маразм #санскрит #индославие
Круассан = к Ра осанна, Вытегра = вытек Ра.
Последнее время у некоторых вологодских писателей-художников слова наметилась тенденция переводить все русские названия через санскрит.
Но через санскрит весьма специфический: там Ра означает Солнце (вообще-то, это древнеегипетский, коптский корень, но никак не индоевропейский).
Теперь и раменье - не 'лес, примыкающий к полям', как бы их обрамляющий, а 'солнечная земля' (наверное, от древнеегипетского Ра и вепсского ма 'земля').
Явление это можно назвать топонимический нигилизм. "А какая разница?", - как хочу, так и трактую!
У Островского это тонко подмечено в "Записках замоскворецкого жителя": Замоскворечье то ли от Москвы-реки, то ли от скворца.
А то, что джин нигилизма был запущен лет 20 назад и Вологодская область стала столпом Гипербореи есть доля вины всех: и тех, кто до сих пор смешивает языковую историю славян и ариев (это всё равно, что смешивать немцев с греками), и тех, кто писал предисловия к книгам, которые не выдерживают никакой научной критики, и топонимисты, практически на это нереагировавшие.
Зато у нас теперь и речка Якшина, и Алёховщина из санскрита переводятся, а вологодские старушки на чистом санскрите якобы говорят.
Поскольку у каждого человека есть свое особое мнение по каждому названию, то почти под каждым постом о топониме (будь то вологодская, архангельская, ленинградская группа) обязательно найдутся те, кто напишут, что северные названия происходят из санскрита (теперь для разнообразия еще встречается таджикский и фарси).
Может и самому таким заняться, это же так просто:
круассан = к Ра осанна, ведь гелиосфера по форме - круассан. Значит древние люди использовали круассаны как символы Солнца (полностью проигнорируем фр. croissant 'полумесяц' - ведь древнегипетский Ра нам ближе).
Вытегра, вытегоры = с горы вытек Ра (и объявим себя детьми Солнца).
Если не признавать топонимику за науку, то всё можно?
Можно, только это будет уже фантастика.
Антон Пиириниеми. Архангельск.
#топонимика #юмор #гиперборея
https://nat-geo.ru/science/universe/geliosfera-solnechnoi-sistemy-pohozha-na-kruassan/
Последнее время у некоторых вологодских писателей-художников слова наметилась тенденция переводить все русские названия через санскрит.
Но через санскрит весьма специфический: там Ра означает Солнце (вообще-то, это древнеегипетский, коптский корень, но никак не индоевропейский).
Теперь и раменье - не 'лес, примыкающий к полям', как бы их обрамляющий, а 'солнечная земля' (наверное, от древнеегипетского Ра и вепсского ма 'земля').
Явление это можно назвать топонимический нигилизм. "А какая разница?", - как хочу, так и трактую!
У Островского это тонко подмечено в "Записках замоскворецкого жителя": Замоскворечье то ли от Москвы-реки, то ли от скворца.
А то, что джин нигилизма был запущен лет 20 назад и Вологодская область стала столпом Гипербореи есть доля вины всех: и тех, кто до сих пор смешивает языковую историю славян и ариев (это всё равно, что смешивать немцев с греками), и тех, кто писал предисловия к книгам, которые не выдерживают никакой научной критики, и топонимисты, практически на это нереагировавшие.
Зато у нас теперь и речка Якшина, и Алёховщина из санскрита переводятся, а вологодские старушки на чистом санскрите якобы говорят.
Поскольку у каждого человека есть свое особое мнение по каждому названию, то почти под каждым постом о топониме (будь то вологодская, архангельская, ленинградская группа) обязательно найдутся те, кто напишут, что северные названия происходят из санскрита (теперь для разнообразия еще встречается таджикский и фарси).
Может и самому таким заняться, это же так просто:
круассан = к Ра осанна, ведь гелиосфера по форме - круассан. Значит древние люди использовали круассаны как символы Солнца (полностью проигнорируем фр. croissant 'полумесяц' - ведь древнегипетский Ра нам ближе).
Вытегра, вытегоры = с горы вытек Ра (и объявим себя детьми Солнца).
Если не признавать топонимику за науку, то всё можно?
Можно, только это будет уже фантастика.
Антон Пиириниеми. Архангельск.
#топонимика #юмор #гиперборея
https://nat-geo.ru/science/universe/geliosfera-solnechnoi-sistemy-pohozha-na-kruassan/
Преемство.
Уважаемый френд запостил размышление на тему, насколько род занятий предков определяет стезю потомков. Я ж во время посещения присутственных мест в провинции, дабы чем-то занять ожидание, изучал таблички на казенных дверях уныло окрашенных коридоров. Дабы довершить и даж весьма эффектно подчеркнуть образ преемства, у кого-то на начальственном столе за закрытою дверью громко зазвонил смартфон. Мелодия "Цыпленок жареный, цыпленок пареный..." долго-долго и при сем донельзя величественно услаждала слух посетителей сакрального пространства.
Аким Трефилов.
#губернское #русскийобраз #жизнь
Уважаемый френд запостил размышление на тему, насколько род занятий предков определяет стезю потомков. Я ж во время посещения присутственных мест в провинции, дабы чем-то занять ожидание, изучал таблички на казенных дверях уныло окрашенных коридоров. Дабы довершить и даж весьма эффектно подчеркнуть образ преемства, у кого-то на начальственном столе за закрытою дверью громко зазвонил смартфон. Мелодия "Цыпленок жареный, цыпленок пареный..." долго-долго и при сем донельзя величественно услаждала слух посетителей сакрального пространства.
Аким Трефилов.
#губернское #русскийобраз #жизнь
Для ценителей и любопытствующих замечу, что на этой иконке изображен вовсе не опытный наставник из тайных обителей Уданьшань, побеждающий незримых врагов при помощи внутренней силы, которую он получает от Великого Неба, а мученик Никита, понятно дело, побивающий беса.
Серебро, литье, гравировка. 33х24 мм. Копия с резной каменной иконки. Вторая пол. XIV - первая пол. XV вв., земли Великого княжения Московского.
На обороте мастер, вдохновленный своей творческой удачею, выгравировал - возможно, по просьбе заказчика - еще и святого Николу. Так, чтоб уж точно было понятно, что великий чудотворец.
Вещь недешевая: серебряные иконки на пару порядков (даже и более того) реже бронзовых. Для самых же бедных делались еще и из свинцово-оловянистого сплава. Тут же заказчик - человек со статусом: возможно, какой-нибудь княжеский слуга, администратор, волостель, тиун, сотский. Возможно, именно он и предоставил мастеру еще более дорогую резную иконку из камня для копирования. Такие вещи не шли в серию, отливка уникальная.
Аким Трефилов.
#XIVвек #XVвек #древняярусь
Серебро, литье, гравировка. 33х24 мм. Копия с резной каменной иконки. Вторая пол. XIV - первая пол. XV вв., земли Великого княжения Московского.
На обороте мастер, вдохновленный своей творческой удачею, выгравировал - возможно, по просьбе заказчика - еще и святого Николу. Так, чтоб уж точно было понятно, что великий чудотворец.
Вещь недешевая: серебряные иконки на пару порядков (даже и более того) реже бронзовых. Для самых же бедных делались еще и из свинцово-оловянистого сплава. Тут же заказчик - человек со статусом: возможно, какой-нибудь княжеский слуга, администратор, волостель, тиун, сотский. Возможно, именно он и предоставил мастеру еще более дорогую резную иконку из камня для копирования. Такие вещи не шли в серию, отливка уникальная.
Аким Трефилов.
#XIVвек #XVвек #древняярусь
Rus. Urbs. Patria.
Прочел сегодня у Павла Пряникова про то, как французские журналисты обнаружили в столице Франции загадочную, закрытую для посторонних коммуну автохтонных галлофранцузов, в которой все приходятся друг другу родственниками (как некогда у нас в Домнинской волости). Три тысячи человек уже три века живут в Париже по собственным законам, стараясь не привлекать внимание к существованию того, что называется у них La Famille («Семья»). Эта система напоминает американских амишей замкнуто живущих в сельской местности США или староверов Бразилии.
Французский материал наложился у меня на заметку из тг Вадима Сидорова посвященную подкасту татарского блоггера Ленара Мифтахова, где он рассказывает о том, что нельзя считать татарина полноценным, если он, пусть и виртуально не привязан к какой-то татарской деревне (т.е. к определенному роду). Деревня имеет огромное значение в татарской культуре, и новую городскую культуру татарам предстоит строить опираясь на самобытные деревенские традиции.
Вадим в своей заметке размышляет о том, что такой подход к татарской идентичности, живо напоминает башкир в иденте которых наиболее важна связь с конкретным родом-племенем, которую поддерживает живая деревенская среда. Русским, всерьёз думающим о своей этничности, пишет Вадим, стоит обратить внимание на свои деревенские корни, восстановить связь с прадедовской землей: «У русских, конечно, и деревни, и связь с ними сохранились в гораздо меньшей степени (чем у башкир или марийцев). Но тут речь идёт скорее о направленности этнической мысли на реконструкцию корней. У современных этнических казаков, например, тебя не признают одним из них, если ты не предъявишь, из какой станицы был твой предок, даже если это было в XIX веке».
Думаю, что русским, что бы выжить как этносу, нужно использовать опыт амишей, староверов и этих французов из «La Famille». Нам необходимо восстановить свою связь с землей, особенно в тех местах где она еще не прервалась, в частности на Севере, только там могут возникнуть точки роста, и уже из этих баз, восстановив популяцию, заново переосваивать крупные города, осваивать сплоченными общинами, как это делали наши предки с Верхневолжья и Севера в Питере и Москве в XVIII-XIX веках.
Такой подход, как мне кажется, коррелирует с мыслями Ленара.
Не будем забывать, что татары, как и наши предки великороссы, древний городской и книжный народ, но по разным причинам, как этнос, из города вытесненный. Мы, как и татары, тоже потеряли свои древние города, которые сейчас стремительно размывают остатки нашей этничности и самосознания.
Итак, чтобы снова обрести свой Urbs (город) надо восстановить свой Rus (деревню, род, семью) - то, что лежит в основе Patria (Родины). Необходимо снова вернуться на село и в малые исторические города все еще имеющие живую связь с деревней, жить, строить, переосваивать прадедовские пространства, и, по возможности, эгоистично высасывать из государства ресурсы. Например через многодетность, детские пособия и маткапиталлы (социал) станут неплохой прибавкой к основным промыслам за счет которых сейчас выживает глубинная Россия.
Это фото большой семьи моей знакомой из Карпогор на Пинеге (Архангельская область), как мне думается, прекрасно иллюстрирует озвученные мысли, не часто сейчас встретишь русские семьи с множеством детей и внуков, однако в сельской местности на Севере такие все еще не редкость.
#русскоебудущее #деревня #русскийсевер
Прочел сегодня у Павла Пряникова про то, как французские журналисты обнаружили в столице Франции загадочную, закрытую для посторонних коммуну автохтонных галлофранцузов, в которой все приходятся друг другу родственниками (как некогда у нас в Домнинской волости). Три тысячи человек уже три века живут в Париже по собственным законам, стараясь не привлекать внимание к существованию того, что называется у них La Famille («Семья»). Эта система напоминает американских амишей замкнуто живущих в сельской местности США или староверов Бразилии.
Французский материал наложился у меня на заметку из тг Вадима Сидорова посвященную подкасту татарского блоггера Ленара Мифтахова, где он рассказывает о том, что нельзя считать татарина полноценным, если он, пусть и виртуально не привязан к какой-то татарской деревне (т.е. к определенному роду). Деревня имеет огромное значение в татарской культуре, и новую городскую культуру татарам предстоит строить опираясь на самобытные деревенские традиции.
Вадим в своей заметке размышляет о том, что такой подход к татарской идентичности, живо напоминает башкир в иденте которых наиболее важна связь с конкретным родом-племенем, которую поддерживает живая деревенская среда. Русским, всерьёз думающим о своей этничности, пишет Вадим, стоит обратить внимание на свои деревенские корни, восстановить связь с прадедовской землей: «У русских, конечно, и деревни, и связь с ними сохранились в гораздо меньшей степени (чем у башкир или марийцев). Но тут речь идёт скорее о направленности этнической мысли на реконструкцию корней. У современных этнических казаков, например, тебя не признают одним из них, если ты не предъявишь, из какой станицы был твой предок, даже если это было в XIX веке».
Думаю, что русским, что бы выжить как этносу, нужно использовать опыт амишей, староверов и этих французов из «La Famille». Нам необходимо восстановить свою связь с землей, особенно в тех местах где она еще не прервалась, в частности на Севере, только там могут возникнуть точки роста, и уже из этих баз, восстановив популяцию, заново переосваивать крупные города, осваивать сплоченными общинами, как это делали наши предки с Верхневолжья и Севера в Питере и Москве в XVIII-XIX веках.
Такой подход, как мне кажется, коррелирует с мыслями Ленара.
Не будем забывать, что татары, как и наши предки великороссы, древний городской и книжный народ, но по разным причинам, как этнос, из города вытесненный. Мы, как и татары, тоже потеряли свои древние города, которые сейчас стремительно размывают остатки нашей этничности и самосознания.
Итак, чтобы снова обрести свой Urbs (город) надо восстановить свой Rus (деревню, род, семью) - то, что лежит в основе Patria (Родины). Необходимо снова вернуться на село и в малые исторические города все еще имеющие живую связь с деревней, жить, строить, переосваивать прадедовские пространства, и, по возможности, эгоистично высасывать из государства ресурсы. Например через многодетность, детские пособия и маткапиталлы (социал) станут неплохой прибавкой к основным промыслам за счет которых сейчас выживает глубинная Россия.
Это фото большой семьи моей знакомой из Карпогор на Пинеге (Архангельская область), как мне думается, прекрасно иллюстрирует озвученные мысли, не часто сейчас встретишь русские семьи с множеством детей и внуков, однако в сельской местности на Севере такие все еще не редкость.
#русскоебудущее #деревня #русскийсевер
Злые жены залесские.
В Житии св. Даниила Переславского есть забавный эпизод. Преподобный много лет был монахом Горицкого монастыря в Переславле Залесском, но подумывал об основании своего. После некоторой интриги с участием живших рядом братьев Ивана и Василия Челядниных - руководителей дворцовых ведомств - ему удалось добиться встречи с великим князем Василием III, у которого Даниил выхлопотал себе грамоту на построение новой церкви и на получение окружающих ее земель. Церковь в 1508 году соорудили.
Проблема, однако, оказалась в том, что у этих земель в пригороде Переславля-Залесского уже были хозяева. Сама церковь оказалась на земле Григория Изъединова, а рядом, в деревне Воргуша, жил Иван Немчин Пилстиков с женою.
По словам Жития, злая жена Ивана Немчинова Пилстикова Наталья выходила «с луком» гонять незадачливых монахов, пытавшихся пахать ее землю!
Так и представляем картину - летит Наталья по полю вся в растрепанных чувствах и мечет молоньи, а вослед за нею трусит мужнина мамка, не поспевая, и нудно бубнит: Наташенька, да не ругайся ты, Ваня завтра сходит к казначею отцу Герасиму и так прям и скажет, что от ям до кривой осины - исстари наша воргушская пашня, она ему за службу дана... Наташ, да что ты делаешь, осторожнее! На втором плане скрываются в кустах перепуганные рясоносцы.
Да, вот такие вот, «домостроевские», были женщины у нас в Залесье в начале XVI века. Лет через тридцать, однако, у ее детей монахи все же деревню отобрали. Упросили Ивана Грозного - тут уж ничего не попишешь. Впрочем типичная русская история....
https://telegra.ph/ZHeny-zalesskie-i-zheny-moskovskie-08-19
#залесье #XVIIвек
В Житии св. Даниила Переславского есть забавный эпизод. Преподобный много лет был монахом Горицкого монастыря в Переславле Залесском, но подумывал об основании своего. После некоторой интриги с участием живших рядом братьев Ивана и Василия Челядниных - руководителей дворцовых ведомств - ему удалось добиться встречи с великим князем Василием III, у которого Даниил выхлопотал себе грамоту на построение новой церкви и на получение окружающих ее земель. Церковь в 1508 году соорудили.
Проблема, однако, оказалась в том, что у этих земель в пригороде Переславля-Залесского уже были хозяева. Сама церковь оказалась на земле Григория Изъединова, а рядом, в деревне Воргуша, жил Иван Немчин Пилстиков с женою.
По словам Жития, злая жена Ивана Немчинова Пилстикова Наталья выходила «с луком» гонять незадачливых монахов, пытавшихся пахать ее землю!
Так и представляем картину - летит Наталья по полю вся в растрепанных чувствах и мечет молоньи, а вослед за нею трусит мужнина мамка, не поспевая, и нудно бубнит: Наташенька, да не ругайся ты, Ваня завтра сходит к казначею отцу Герасиму и так прям и скажет, что от ям до кривой осины - исстари наша воргушская пашня, она ему за службу дана... Наташ, да что ты делаешь, осторожнее! На втором плане скрываются в кустах перепуганные рясоносцы.
Да, вот такие вот, «домостроевские», были женщины у нас в Залесье в начале XVI века. Лет через тридцать, однако, у ее детей монахи все же деревню отобрали. Упросили Ивана Грозного - тут уж ничего не попишешь. Впрочем типичная русская история....
https://telegra.ph/ZHeny-zalesskie-i-zheny-moskovskie-08-19
#залесье #XVIIвек
Telegraph
Жены залесские и жены московские.
Описание жены переславского землевладельца Ивана Немчинова Пилстикова — Натальи из Жития св. Даниила Переславского разительно отличается от положения московитских женщин в Москве, описанного немецким путешественником и дипломатом Сигизмундом Герберштейном…