РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
🇷🇺 Дамы и господа, мы подготовили для вас новую подборку каналов, контент которых так или иначе связан с Россией, или посвящён ей полностью.

@Moscow_with_love — Все, что вы хотели знать о Москве, но не знали, как спросить! Тайны прошлого и современные истории одного из самых необычных мегаполисов в истории человечества.

@SelfDefenseBook — Книги по истории войн и государств, воинскому искусству, оружию, безопасности.

@Acoldsteel1 — Ножи, холодняк, всё сопутствующее. Пожалуй, не только лучший, но и единственный канал в Телеге, посвященный Холодному Оружию.

@zalesje — «Залесская земля», социальная антропология Великой русской равнины. О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.

@zapiskivbukvare — Особенности родных культурных пространств Русского Севера. Сохранение культурно-исторического наследия русской ойкумены во всем его разнообразии.

@Govorit_Topaz — Авторские мемы про ЧВК.

@panteri_panteri — локальные мемы локальных конфликтов.

@vostroge — Понятийная социология, истории о национальном строительстве, мятежевойна.

@prometeizm — История расцвета и краха Российской Империи: возникновения народничества, прихода революции и начала Гражданской войны.

@RUSNG — историко-политический канал о России: ее прошлое, настоящее и будущее. Русский национализм.

@DUMER — авторский канал о провинциальной архитектуре, городской урбанистике и истории строительства панельно-типового жилья.
Искромсанная Россия и "либеральные "земцы".

Интересную карту нашел. Из книги с ныне официально экстремистским названием (по этому название не привожу, кому интересно, загуглите) изданной "Сообществом русских патриотов", в 1906 году.

Она отображает взгляд на Россию "либеральных земцев", т.е. представителей Земского либерального движения — одного из направлений русского общественного движения второй половины XIX – начала XX вв.

В основу земской либеральной программы легли размышления либеральной оппозиции 1850-х-1860-х гг. о сочетании политической централизации с административной децентрализацией, признании необходимости гласности, ослаблении цензуры и др.

Основана карта на докладе "О правах национальностей и о децентрализации" ведущего теоретика кадетской партии по национальному вопросу Ф. Ф. Кокошкина на съезде земских и городских деятелей, состоявшемся 12—15 сентября 1905 г.

Обратите внимание, какую территорию занимала бы с точки зрения земцев  Армения, если бы Российская Империя отдала ей "её" земли.

Не пугайтесь и большой Финляндии. По реке Сестре была историческая граница с Великим княжеством Финляндским, в него входили Выборгская губ. и некоторые районы нынешней Республики Карелии. Кстати, на левому берегу Невы около Обухово был финский городок ещё 100 лет назад. Оттуда родом участник Обуховской Обороны, этнический фин, большевик Александр Шотман.

Из других открытий, Минск, Киев и Смоленск в Царстве Польском, Чернигов и Екатеринослав в Малороссии, а Новороссийск и Новочеркасск в Казачьей Вольнице. Ах, эти щедрые земцы!

Россия у земцев фактически этнографическая карта Великороссии, какой мы ее знаем по классической имперской этнографии. Видите клин в направлении северо-востока, меж чудью и коми? Это зона мерянской, Ростово-Суздальской, колонизации Севера, в рамках которой мы, ростовцы и суздальцы, дошли до Великого Устюга и Коми.

Залесец.

#земство #националисты #империяромановых #XXвек #этнография
Forwarded from Дзермант
Давно не давал рекомендации, тем более, уже перевалил за 6000 подписчиков. Посему вот они, самые актуальные:

Общий идейный контур
СОЛОВЬЁВ
https://yangx.top/SolovievLive

Профессор Дмитрий Евстафьев
https://yangx.top/dimonundmir

Дмитрий Куликов и Тимофей Сергейцев
https://yangx.top/dtlive

DornChannelLight – геополитическая и политэкономическая аналитика
https://yangx.top/DornChannelLight

Евразийская сеть
Красная Евразия – Рустем Вахитов
https://yangx.top/redeurasia

Павел Зарифуллин
https://yangx.top/AlsosprachZarifullin

Станислав Наумов – Голос Евразии
https://yangx.top/voice_of_eurasia

Залесская Земля
https://yangx.top/zalesje

Белорусские дела
Белая Русь
https://yangx.top/roobelayarus

Sputnik Беларусь
https://yangx.top/sputnikby

Белорусский союз журналистов
https://yangx.top/bel_buj

Авторский канал
Историк Александр Дюков
https://yangx.top/historiographe

Елена Пономарёва
https://yangx.top/whitefilin

Царь Казанский – краевед Марк Шишкин
https://yangx.top/tsarofkazan
Антирусский расизм как он есть.

Дзен канал "Катехезис и Катарсис" в заметке про современное отечественное кино пишет про "невыразительных дилетантов с рязанскими рожами". Почти прямая отсылка к "мордве" и "ватному антинордицизму" , хе, хе.

Это напомнило мне миниатюру "О князе Святославе Храбром" культового правого писателя Вольфганга Акунова, любителя Тевтонского ордена, ариев и СС.

"Дело в том, что Асмунд, воспитатель князя Святослава, был сыном Олега (Хельга, Хельги) Вещего, дяди и воспитателя отца Святослава, Игоря, правившего за него вплоть до совершеннолетия своего воспитанника и умершего, по легенде, от укуса ядовитой змеи, выползшей из черепа давно павшего боевого коня Олега ("Но примешь ты смерть от коня своего"), как это было предсказано ему языческим жрецом-волхвом (большинство современных исследователей считает, что волхвы вовсе не были хранителями какого-то "исконно славянского родноверия", а кудесниками финно-угорского происхождения, то есть представителями чуждого не только славянам и варягам, но и вообще ариям-индоевропейцам языкового и племенного субстрата). Возможно, за легендой Вещего Олега от предсказанного кудесником укуса ядовитой змеи скрыта подлинная история отравления киевского князя волхвами или по их наущению."

"Рязанские рожи" ("мордва") и "чуждый племенной субстрат". Уж не есть ли это хазаро-чудской заговор против арийцев?... "Чуждый субстрат", это для кого, для великороссов появившихся на волго-финнском и прибалто-финском субстрате? Интересно, а любители Латышского легиона СС и Тевтонского ордена вообще что-нибудь знают
о финно-балтских отношениях в Прибалтике и наших Волжско-Окских землях? Что например финны ливы очень сильно повлияли на "ариев" куршей и латгалов. Что "арии" (индоевропейцы) и финны тысячи лет жили вместе культурно влияя друг на друга в Поочье и Москваречье?

Констатация факта - у нас, независимо от развития интеллекта, все исторически и патриотически озабоченные - одинаковы.
Не существует существенной разницы между боном из ПТУ88 и книжником-интеллектуалом.

Залесец.

#рязань #арии #мыиони #антинордицизм
Лучшая русская утопия. Чаянов.

"Очнувшись, Кремнев разделся и раскрыл исторический учебник. Вначале он ничего не мог понять: пространно излагалась история Яропольской волости, затем истории Волоколамска, Московской губернии, и только в конце книги страницы содержали в себе повествование о русской и мировой истории".

Какое потрясающе правильное понимание великорусской истории, как именно ее надо писать и преподносить читателям!

Думаю, никто не угадает автора.... А это Чаянов Александр Васильевич и его повесть "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии".

Прочтите эту книжку, она короткая и офигенная, лучшая великорусская утопия! http://az.lib.ru/c/chajanow_a_w/text_0020.shtml

Александр Васильевич Чаянов (17 января 1888 года, Москва — 3 октября 1937 года) — российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина "моральная экономика".

Активный участник Февральской революции. На Всероссийском кооперативном съезде (1917) был избран членом Совета Всероссийского кооперативного съезда — высшего органа управления кооперативным движением. Видный деятель кооперативного движения России после Февральской революции. Член Учредительного собрания. Автор радикальной аграрной программы. Член Главного земского комитета, созданного для подготовки и осуществления земельных преобразования, член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищ министра земледелия во Временном правительстве (пробыл на этом посту около двух недель).

С 1918 года был профессором Петровской сельскохозяйственной академии.
В 1919 году возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии.
В 1921—1923 годы — член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР.

В 1926 году Чаянов был обвинён в мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства. В 1930 году был арестован по делу о так называемой "Трудовой крестьянской партии". Расстрелян в 1937 году. Реабилитирован в 1987 году.

#история #чаянов #крестьяноведение
​​Никольское-Обольяниново, или Никольское-Горушки

Дворянская усадьба конца XVIII-начала XIX веков, расположенная в селе Подъячево Дмитровского района Московской области.

Усадьба «Горушки» была основана в 1760-е годы капитаном-преображенцем П. М. Власовым и его супругой Анной Исаевной, внучкой знаменитого дипломата П. П. Шафирова. Е. П. Янькова (хозяйка соседнего имения «Горки») вспоминала, что Власов был «почтенный и милый старик», всегда радушно принимавший гостей, которым запомнился «приветливостью в общежитии».

В 1802 году у наследников Власова село Горушки купил отставной временщик П. Х. Обольянинов, который и построил большую часть усадебного комплекса. В имении московского губернского предводителя дворянства перебывало всё подмосковное дворянство, в частности, поэты П. А. Вяземский и В. Л. Пушкин. В честь новых хозяев село было переименовано в Обольяниново, или Обольяново.

В 1841 году имение унаследовал племянник генерала, подполковник М. М. Обольянинов, потерявший ногу в 1812 году. Это был тихий инвалид с лицом, обезображенным оспой. Потеряв нескольких дочерей и не имея наследников мужского пола, Обольянинов отказал имение своей дочери Анне (1835-99), которая вышла замуж за графа Адама Олсуфьева. До самой революции усадьбой владели их потомки, Олсуфьевы.

Сын этой четы, граф Михаил (председатель дмитровской земской управы и уездный предводитель дворянства) построил в 1880-х на периферии усадьбы земское училище и больницу. В Никольском у Олсуфьевых гостили Д. И. Менделеев и Л. Н. Толстой, работавший здесь над повестью «Смерть Ивана Ильича», рассказом «Хозяин и работник», романом «Воскресение».

В 1918 году умирает последний Олсуфьев, Михаил Адамович - бывший камер-юнкер двора, член Госсовета, дмитровский мировой уездный судья, председатель уездной управы. За его заслуги, гроб с его телом несли на руках от Дмитрова до Горушек (ок. 27 км).

В советское время село Обольяниново было переименовано в честь уроженца этих мест С. П. Подъячева. В 1994 году постройки усадьбы приобрёл Благотворительный фонд Кирсана Илюмжинова, намеревавшийся реконструировать их для размещения санаторно-туристического комплекса, однако эти планы не осуществлены по сей день. Господский дом заброшен и требует срочной реставрации, парк превратился в «дикие заросли».

Архитектура усадьбы

Усадебный комплекс включает главный дом с флигелем, Никольскую церковь, хозяйственные постройки.

Деревянный на каменном цоколе, одноэтажный с антресолями усадебный дом построен в 1800-х годах в стиле классицизм. Украшением этого дома были вестибюль и парадный зал с расписным плафоном и выходом в парк. К настоящему времени интерьеры усадьбы большей частью утрачены.

С главным домом двумя крытыми застеклёнными галереями с зимним садом соединялись флигели (из которых сохранился лишь один). Образованный ими парадный двор ограничен с четвёртой стороны двумя корпусами для дворовых людей.

За домом расположена Никольская церковь (1794) типа «восьмерик на четверике» в стиле раннего классицизма с чертами барокко. Сохранились несколько хозяйственных построек первой четверти XIX века, находящихся в полуразрушенном состоянии.

Имеется также целый проект, который занимается восстановлением усадьбы. Связаться с организаторами и принять участие в восстановлении памятника культурного наследия можно в их группе вконтакте. Данный пост не является рекламой.

@DUMER
"Рязанский язык".

Интересный региональный сайт на котором собраны различные сведения о диалектных словах и выражениях языка Рязанской земли - рязанского говора, принадлежащего
к южновеликорусскому диалекту русского языка.

Там не только про родную речь, но и про старинный добрый рязанский народ, а также про народную еду и символы Рязанского края.

Просим любить и жаловать - http://rjaz.net

#рязань #рязанскаяземля #поочье #диалект #великороссы
Вологжанка Таисия Шапкова представит Вологодскую область на конкурсе «Краса России».

Девушка принадлежит к вепсской национальности и занимается популяризацией вепсской культуры. Таисия много путешествует, увлекается скандинавской ходьбой и верховой ездой. В свободное время занимается каллиграфией, фотографией и музыкой: исполняет песни на скандинавских языках, выступает на фестивалях. Накануне вологжанка отправилась в Сочи, где и соберутся все конкурсантки.

Вепсы традиционно проживают на северо-западе Вологодской области.

#вологда #вепсы #финноугры
Сохранит ли Единая Россия конституционное большинство?
Останется ли Володин спикером Госдумы?
Попадут ли в новый созыв малые партии?

Подписывайся на
https://yangx.top/duma_2021

будь в курсе.
Ленин и языческий синкретизм.

Новые боги присоединяются к старым на домашнем мольбище, иконы, фото родителей, Маркс-Ленин, потом, в 60-ых, Гагарин. Магия.

Сам принцип очень древний, точно так же в нашей народной мифологии в средние века возникли и утвердились Богоматерь и Никола. Сейчас это можно наблюдать в марийской традиционной религии, когда марийцы помимо своих марийских богов молятся - Миклай-юмо (Никола), Васли-юмо (Василий Великий), Богородице и Христу, а на личностном уровне чтят Ленина и Сталина.

Вообще наш народ, как хтоническая, внешне бесформенная общность, или конгломерат общностей (вроде квакушачьих икринок спаяных белковой оболочкой. Простите за сравнение), беспамятен, но при этом очень консервативен. Все эти походы на могилы на Пасху, Троицу или Покров, с подношением пирогов и выпиванием там, это не вытравишь ничем. И уж никто не помнит, и никому не интересно откуда это пришло. А это целые тысячелетия, позабытые языки и народы... Ну вот и с "иконами", "фото бабушек", "идолами" народных защитников, так. В этом смысле, Ленин - мерьский Бог. Я лично так его и воспринимаю для себя. Без "бесовщины". Просто как мифологический символ - Архетип.

Залесец.

#мифология #советы #ленин #красныйугол
Последний мерянский анклав.

Вот, нарисовал новую неомерянскую икону - Межевлан Юмалан Ава / Божья Мать Межевская.

В дизайне использована фотография местной жительницы из села Георгиевское Межевского района, Костромской области. А вдохновил меня на это пост Васи Шёмтолгая про последний анклав народа меря, который он нашел в лесах Костромского Заволжья.

Андрей Малышев.

И так, оследний мерянский анклав:

"В наших поисках следов мерянской этничности всегда особое внимание привлекал Межевской район Костромской области. На существование здесь позднемерянского центра указывала повышенная концентрация здесь и в соседних Мантуровском и Кологривском районах селищ и городищ мерянской культурной традиции, а так же мерянских топонимов, более характерных для ростово-суздальской области.

Однако, наше внимание занимали более яркие пост-мерянские центры, такие как Галич, Чухлома, Макарьев, Нерехта, Ростов... И только подсказки наших единомышленников привели к окончательному убеждению, что Межевской район стал последним этническим анклавом народа меря.

Изначально всю северную половину Костромской области занимали племена "чудского" круга. Ранее мы писали о этнографических группах Чудца в Буйском р-не и на реке Кусь (Антроповский и Кадыйский р-ны). В 8 - 11 вв. эти чудские группы вошли в состав более многочисленных народов: меря и мари. Рубеж между меря и мари прошёл приблизительно по реке Унжа. И территория Межевского района стала марийской. Однако, в 12 -13 вв. в р-н Нея - Мантурово - Кологрив - река Межа переселилась крупная группа меря из исторических мерянских земель (ростово-суздальская область). Название реки Межа может происходить от реки Мера (севернее Кинешмы). Модификация названия аналогична той, что произошла при переселении групп чуди с реки Вага на Важку (Вашку). Центром местных мари было село Черемиска (Черемисское).  Стан же по реке Межа назывался Мерьским. Но при этом центром стана было село Егорий (теперь Георгиевское), - это уже русский центр, основан предположительно новгородцами в 15 веке в качестве торговой фактории. Земли по реке Меже вошли в состав русского государства только после падения Казани в 1552 году. В этой связи пост-мерянская этничность в землях по Унже сохранилась лучше и проявляется более ярко, чем в других местностях. Речь о топонимах, диалектных словечках и тайном языке на меряно-марийской основе.

В пяти верстах от Георгиевского находится село Черемиска, центр прежней марийской части местного населения. А неподалёку от него - деревня Смирновка, до середины 20 века называвшаяся Новое Мерьское. А старое Мерьское, - центр древнего стана - был поблизости от нового. Но уже в 19 веке оно прекратило своё существование, и к середине 20 века даже "лесом поросло".

В 1920-х гг. эта местность к западу от Георгиевского с населением мерянского и марийского происхождения вошла в состав Черемисского сельсовета. Просуществовал этот сельсовет до 2004 года.

Исследователи из Хельсинкского университета (Финляндия) занимаются изучением "этноса деревни Черемисской".

Так сказано на сайте администрации Межевского района. Источник официальный! И остаётся только принять к сведению:    официально признано существование в Межевском районе этнической группы меряно-марийского происхождения, заметно отличной от окружающих русских."

МЕРЯ ИЛА !!!"

#мерянское #костромскаяобласть #великороссы
Ярославль станет столицей русского костюма.

С 16 по 18 октября в КЗЦ "Миллениум" пройдёт Х Всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох».

Это уникальное мероприятие с выставкой кукол, аксессуаров и костюмов, дефиле, конкурсным показом коллекций в номинациях: «Сценический костюм», «Современный авторский костюм», «Реконструкция древнерусского костюма», «Этнограф​ический костюм», «Кукла в русском костюме», «Аксессуары костюма».

Для гостей и участников фестиваля будет работать ярмарка, а так же пройдут мастер-классы по традиционным рукоделиям.

Особый колорит фестивалю придаст фольклорно-этнографический ансамбль с мерянским названием «Улейма» из села Давыдово Борисоглебского района Ярославской области, который проведет интерактивную программу с народными танцами под деревенский оркестр.

#Ярославль #великороссы #народныйкостюм #культура #Ярославия
Рим, Византия и леденящая душу готика. Тайна Грааля и кровавые ритуалы древности. Македонские фаланги и забытые боги с пёсьими головами. Всё это и многое другое - в авторском канале "История и истории".

Качественный исторический научпоп.
https://yangx.top/historygothy
Итак, Деньги и песец @moneyandpolarfox взяли рубеж 3000 подписчиков.

Большое спасибо нашим читателям!

И мы благодарим всех, кого мы читаем, кто нас вдохновляет, к чьему мнению мы прислушиваемся, с кем интересно аргументировано спорить, и кого мы смело можем рекомендовать своим друзьям и коллегам.

Безусловно, Толкователь @tolk_tolk, который когда то вдохновил нас на создание своего канала (Павел, огромное спасибо!) и @proeconomics, который мог бы быть элементом хорошего учебника по экономике (говорю, как экономист!)

@Echtdevol - читал Дмитрия еще в те времена, когда и Телеграма не было!
@kedr2earth - блестящий Юрий Аммосов - mustread для всех, кто хочет понимать, как устроен современный бизнес высоких технологий (а еще и науки и образования)
@sublimeporte - один из лучших каналов об истории и политике, всегда проницательный взгляд Камиля Галеева
@russianmacro – канал, основанный одним из лучших экономических аналитиков РФ Кириллом Тремасовым
@politeconomics – канал Хазби Будунова, популяризатора ММТ и левых экономических идей. Даже если мы не согласны, или чего то не понимаем, все равно читаем с исключительным интересом
@politscience - «Политический ученый», увлекательный канал Александра Шерстобитова ( всем, кто хочет изучать политологию!)
@bitkogan – канал экономиста, профессора Евгения Когана - для всех кто имеет дело с деньгами
@themovchans отличный канал о финансовых и инвестиционных рынках
@rightatlant Правая экономика - актуальная и объективная аналитика экономических новостей
@le_dauphinois - отличный канал о французской экономической школе, которую у нас знают недостаточно
@trudolubov - культура, политика и очень интересные истории
@libertarico - можно найти множество интересных книг и текстов в переводе на русский
@rusecon - Russian Economic History -да, это экономическая история, рубежа ХХ века, а также до и после
@potio_arabica «Кофе съ кисой» - канал Алексея Любжина, для тех, кто хочет понимать, что такое настоящее образование
@letopisi_rus Русские летописи (читаю и думаю - а изменилось что-то за сотни лет)
@locked_pub жестокий путеводитель в мире отношений человека и власти
@fields_of_wheat - Пшеничные поля Терезы Мей - остроумный и оригинальный анализ британской политики и не только
@pithhelmet - Пробковый шлем - читать всем, кто хочет знать как Индия, Африка и Азия устроены на самом деле
@britishpolitics - о британской политике можно (и нужно) читать и здесь
@HVSchannel очень интересный взгляд на политику, историю и культуру
@zalesje Залесская земля – история, этнография и антропология ядра Руси
@migdalsergei The Peacemaker - взгляд на мир и войну из Израиля (и, да, The Peacemaker - это тот самый В-36)
@baunovhaus «конструктивистский канал» Александра Баунова, как говорит сам автор - «обо всем»
@warspot - ни разу не встретил здесь исторических ошибок, и очень интересно читать. Плюс объективность в освещении военных событий
@cotlovan_contrust - если вам вдруг понадобилась правда о рынке строительства и недвижимости
@tpplo - маленький "официозный" канал, в котором мы находили большие новости и темы для размышления

И это только часть тех, кому мы хотели бы сказать Спасибо! Всех помним, уважаем и поддерживаем!
Читаем, изучаем, думаем, и пишем для вас, наши читатели и друзья!
Юмалан Ава! Юмалал мись кумалат! Божья Мать! Моли Бога о нас!

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:

покрый нас честным Твоим Покровом/

и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Ёлусь па ёлусь! С праздником!

#покров #великороссы #залесье #православие
Не нефтью единой. Вологодские товары неожиданно популярны за границей.

Интересный материал от АиФ. Оказывается, что наша страна продает не только природные ресурсы: в структуре экспорта на долю топливно-энергетических товаров приходится две трети, а на долю металлов — 8,9%. В этом году несырьевые поставки впервые в истории составили аж 43%!

Например, вологодская одноразовая деревянная посуда с традиционными орнаментами, неожиданно, стала популярна в Европе, где ценят экологичность.

Вологодские производители делают её из соединения воды, березы и осины, не добавляя никакой «химии».
Продукция была удачно представлена на тендерной площадке в Германии и получила первый контракт на сумму 20 тысяч евро. Вскоре интерес проявили и заказчики из Франции.

Вологжане удачно поймали волну: в прошлом году Европарламент запретил продажу одноразовых пластиковых изделий, поэтому деревянные тарелки, вилки и ложки пришлись очень кстати.

#вологда #традицияисовременность #великороссия
Коллега Степной новиоп пишет про инклюзивность марийцев которая не может не восхищать: "тоже, что ли, марийцем стать"?

Мое мнение - не стать, а скорее вспомнить, что все мы немного марийцы, уж мы, поволжские русские, точно.

Почему? Потому что марийское у нас в самой почве. Про это писал марийский историк и этнограф из МарНИИ Виталий Александрович Акцорин в своей книге «Прошлое марийского народа в его эпосе», вышедшей в НН 2000 году, Под редакцией нижегородского историка Н.В. Морохина.

В ней перед нами развёртывается повествование о марийских переселениях по самым разным направлениям, столкновениях с соседями, освоении некогда глухих таёжных терриорий Поволжья...

Значительное место в марийских преданиях уделяется взаимоотношениям проживавших некогда вблизи Москвы «марийцев» с древнерусскими князьями и царями и причинам их отселения на восток.

Например в легенде о царе Ханаяне виден мотив былой концентрации марийских племен вокруг московской территории: "На Москве сидел в то время царь наш и князь Ханаян, а сын его Омельян был в Перми, а в большой Ямбургской крепости (ныне г.Кингисепп Ленинградской области) сидел богатырь наш Тач, на Яранске сидел князь Мамай, а у нас здесь, в городке Пижанке (ныне г.Советск Кировской области)..., сидел князь Пивик..., а в Васильсурске были три князя - три брата Арталоф, Салаоф, Каралоф. И был над всеми бог Кугу-Юмо, которому в жертву приносили самого лучшего жеребенка, а над всеми князьями был самый большой князь Ханаян" (Зыков, 1932).

Подчеркивается богатство и сила Ханаяна: он имел несколько тысяч хорошо вооруженных и храбрых воинов, табуны лошадей, стада рогатого скота, овец, гусей, уток. Он представлен как крупный феодальный правитель, сконцентрировавший большое богатство и объединивший огромную территорию от Камы до Прибалтики.

В легенде "О царе Ханаяне и его князьях" тоже содержится мотив  жертвоприношения около Москвы. Бог Кугу Юмо потребовал от Ханаяна пожертвовать ему семьдесят жеребцов. А тот пожалел и на требование бога стал отвечать дерзостью. За это бог рассердился и наказал Ханаяна, отняв у него силу и устроив нападение русских князей на марийцев. Далее в данном произведении говорится, что марийцы начали отступать, а затем переселяться за Волгу. Переселение тянулось долго, за этот период умерли и царь Ханян, и взявшийся руководить его сын Омелька. Таким образом, легенда отражает конфликт царя Ханаяна и самого бога Кугу Юмо, который потребовал слишком большую жертву.

Повод переселения древних марийцев на восток объясняется в мистическом плане, но в произведении улавливаются социально-политические мотивы.

Упоминаются в легендах и исторические личности, связанные с Москвой.

Например, в одном из преданий говорится, что на месте Москвы марийцы заложили города, но средств на его постройку не хватило. Деньги дал богатый человек Иван Калта ( калта - по марийски "денежный мешок", трансформировалось в русское -"калита"). Город был построен с его помощью и назван Москвой по названию реки Маскаэнер ("Медвежья река").

Русские назвали Ивана по-своему - Калита (МарНИИ, 1966, д.Мари-Тумник Яранского р-на Кировской обл.). В другом предании говорится о том, что марийцы продали местность в районе русской столицы русскому князю Ивану Калите, который основал там город Москву.

В исторических легендах и преданиях есть попытка объяснить причину переселения с запада. Одни информаторы утверждают, что оно связано с насильственной христианизацией, которая велась возле Москвы еще князем Владимиром Мономахом, другие - что марийцев притесняла мордва. Вероятно, эта мотивация возникла в разные эпохи, в разных социально-экономических и политических условиях.

Существенно то, что марийцы традиционно обитали в Верхнем и Среднем Поволжье и разбросано, соседствовали с разными финскими и балто-славянскими народами и имели с ними различные по характеру контакты.

Все они и послужили "кирпичиками" для новой этнической общности которая появилась к XV-XVI векам, и которую мы знаем под именем великороссов.

Залесец.

#марийцы #финны #славяне #москва #московия
К посту о "быть марийцем".

Отзыв нашего читателя. Про аффилиацию, симпатию, интерес к соседским поволжским национальностям, размытую идентификацию местных русских и голод по (истинной, настоящей) русской культуре, верно и хорошо подмечено. Мы начинали свой проект "Залесская земля" по той же причине, руководствуясь подобными мыслями и наблюдениями.

Касаемо знакомого подхода - "нашу культуру задушили русские", как говорится - нет конфликта культур - есть конфликт бескультурья. Великорусская этническая культура находится в таком же плачевном состоянии, если не хуже.

Я думаю в активизме надо руководствоваться принципом: если крепко знаешь, любишь и развиваешь Свое-настоящее, то знаешь и уважаешь соседское.

Залесец.

#поволжье #залесье #россия
Русский либерализм заканчивается там, где начинается великорусское языковое самоопределение. Не говорю уже про отношение к нерусским языкам России. См.принтскрин.

Меж тем, диалекты это душа народная. Вот, смотрите, как красиво и всамделишне - стихи Вячеслава Агапитова на одном из олонецких говоров русского языка - заонежском, содержащим лексику не только новгородского, но также карельского и вепсского происхождения. Под влиянием карельского и вепсского языков ударение в словах зачастую падает на первый слог.

Кýмельгой нá души. Осень.
Óт рянды пóчернел лес.
Ворон прошýгайдал во темь.
Стыня на росстани крест.
Листегой кроются лýдья.
Нá поле пугала клочь.
Óт огня фóнаря прутья
Кóбрами тóркают ночь.
* * *
Ты поведай, котора кровинушка ближе
в жильях зверя иль тростника зель?
И что родней — бревенчаты эти хоромы
аль за ламбой канабренный бор?
...
* * *
Стоймя гóрму край заполья палит ярило натужное,
а над поженкой с пабедья пáрмаки стретные,
пáйгаш головой тряся да тулится в затресье,
жупят бабы за байною с причетью: Докуль и жариться!

Залесец.

#русскийсевер #диалекты #либералы #великороссы
Кто хотел увидеть настоящую чудь заволочскую? Вот она. Тарногский район Вологодской области. Внешность типичная для жительниц Сусанино, Буя, Чухломы, Галича, всей этой стороны Костромской земли. Поунжье там больше марийцы уже. Вот такие мы, северные великороссы.

#чудь #заволочье #вологодскаяобласть #великороссы