Самые необычные факты об истории России. Всё, о чем не пишут в школьных учебниках. От странных привычек правителей до неожиданных ответов на вечные исторические вопросы. Вам будет интересно: @russiahistory
https://yangx.top/russiahistory
https://yangx.top/russiahistory
Telegram
HISTORY
Интересности истории России
Вологодский мурал с Василием Беловым.
Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха (ныне Харовский район Вологодской области). Выходец из крестьянской среды русского Севера.
Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочнена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).
В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Вологды.
#вологда #деревенщики #великороссы #XXвек
Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха (ныне Харовский район Вологодской области). Выходец из крестьянской среды русского Севера.
Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочнена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).
В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Вологды.
#вологда #деревенщики #великороссы #XXвек
Forwarded from Якеменко
К вопросу об эстетическом и культурном уровне русского дореволюционного крестьянства. Это просто лестница в доме крестьянина Ивана Поляшова в деревне Погорелово под Чухломой. 1902-1903 годы.
Сасанидская драхма из могильника Гнездилово. Хосров I, 556 г. Персия.
«Новое открытие» могильника Гнездилово, частично раскопанного графом Уваровым в XIX веке, важно для изучения культурной ситуации и общественных отношений X–XI вв. в Ростово-Суздальской земле и становления Суздаля как одного из главных центров власти в Залесье. Новые исследования характеризуют ближайшую округу Суздаля как место сосредоточения состоятельного населения с широкими внешними связями, вовлеченного в военные занятия. В составе этого населения были выходцы из различных этнических групп, меря, скандинавов, словен.
Источник: Институт археологии РАН.
#археология #ростовскаяземля #суздаль #Xвек #XIвек
«Новое открытие» могильника Гнездилово, частично раскопанного графом Уваровым в XIX веке, важно для изучения культурной ситуации и общественных отношений X–XI вв. в Ростово-Суздальской земле и становления Суздаля как одного из главных центров власти в Залесье. Новые исследования характеризуют ближайшую округу Суздаля как место сосредоточения состоятельного населения с широкими внешними связями, вовлеченного в военные занятия. В составе этого населения были выходцы из различных этнических групп, меря, скандинавов, словен.
Источник: Институт археологии РАН.
#археология #ростовскаяземля #суздаль #Xвек #XIвек
Яблочный спас на Унжа-реке - от моего старого хорошего знакомого, московского журналиста, и мистического costroземляка Андрея Бородулина: "Яблочный Спас в деревне Шаблово на реке Унжа, Костромская обл. Родина моего деда Коли и поэта, мыслителя, художника Ефима Честнякова".
Разве можно надышаться, насмотреться Родиной? Родина это не абстракция из пропаганды по ТВ или из газеты "Правда".
Родина это вмещающий нас ландшафт, где мы родились, и росли, это люди, запахи мхов и пижмы, первая любовь, первое разочарование и новый подъем духа, могилы предков, сосенки, болотца, неказистая церковка, родничок, улочки старого губернского города, лица, лица, эти наши пельмёхи с носами-уточками.
Все остальное вздор.
Традиционалист.
Фото: Андрей Бородулин. 2017.
#костромскаяобласть #унжа #кологрив #великороссы
Разве можно надышаться, насмотреться Родиной? Родина это не абстракция из пропаганды по ТВ или из газеты "Правда".
Родина это вмещающий нас ландшафт, где мы родились, и росли, это люди, запахи мхов и пижмы, первая любовь, первое разочарование и новый подъем духа, могилы предков, сосенки, болотца, неказистая церковка, родничок, улочки старого губернского города, лица, лица, эти наши пельмёхи с носами-уточками.
Все остальное вздор.
Традиционалист.
Фото: Андрей Бородулин. 2017.
#костромскаяобласть #унжа #кологрив #великороссы
Священный зверь возвращается.
Медведь как известно культовый зверь Залесья. У наших предков медведь почитался как предок-родоначальник, и как тотем, звериный двойник человека, хозяин леса, зверей, покровитель охоты.
Его культ долго сохранялся на землях Верхнего Поволжья в охотничьих заговорах-заклинаниях. Например в заклинании, записанном в 19 веке в Ярославской губернии, охотник перед охотой призывает себе в помощь "Большеухих и малоухих, рогатых и косолапых, хвостатых и шерстатых".
https://yangx.top/yarreg_ru/1732
#ярославскаяобласть #медведь #мифология #экология
Медведь как известно культовый зверь Залесья. У наших предков медведь почитался как предок-родоначальник, и как тотем, звериный двойник человека, хозяин леса, зверей, покровитель охоты.
Его культ долго сохранялся на землях Верхнего Поволжья в охотничьих заговорах-заклинаниях. Например в заклинании, записанном в 19 веке в Ярославской губернии, охотник перед охотой призывает себе в помощь "Большеухих и малоухих, рогатых и косолапых, хвостатых и шерстатых".
https://yangx.top/yarreg_ru/1732
#ярославскаяобласть #медведь #мифология #экология
Telegram
Яррег
В Ярославской области вновь заметили медведей: «хозяева Пошехонских лесов» попали на видео 🐻🐻🐻
Глава Пошехонского района Николай Белов выложил в соцсети видео с тремя медведями. «Хозяева Пошехонских лесов», как выразился Белов, отдыхали в поле.
Глава Пошехонского района Николай Белов выложил в соцсети видео с тремя медведями. «Хозяева Пошехонских лесов», как выразился Белов, отдыхали в поле.
Старая Рязань и русская археология.
Давно ничего не писали про Рязань. Исправляемся. Знаете ли вы, что отечественная археология зародилась именно в Поочье, на территории городища Старая Рязань, 198 лет назад?
Там в 1822 году был найден первый из знаменитых кладов. Это дало толчок к развитию изучения русских древностей, чем до того никто не занимался. Как Троя для Европы, так и Рязань для России является отправной точкой научных исторических исследований. И спустя два века главная археологическая площадка Окского бассейна преподносит одно открытие за другим. Совсем недавно здесь был найден уникальный, не имеющий аналогов клад профессионального ювелира, а в нем – множество таких предметов, которые историки всего мира знали только по изображениям в древних манускриптах. Сейчас этот клад экспонируется в музее Рязанского кремля.
https://rv-ryazan.ru/arxeologi-otkryvayut-novuyu-staruyu-ryazan/
#рязань #древняярусь #вятичи #славяне
Давно ничего не писали про Рязань. Исправляемся. Знаете ли вы, что отечественная археология зародилась именно в Поочье, на территории городища Старая Рязань, 198 лет назад?
Там в 1822 году был найден первый из знаменитых кладов. Это дало толчок к развитию изучения русских древностей, чем до того никто не занимался. Как Троя для Европы, так и Рязань для России является отправной точкой научных исторических исследований. И спустя два века главная археологическая площадка Окского бассейна преподносит одно открытие за другим. Совсем недавно здесь был найден уникальный, не имеющий аналогов клад профессионального ювелира, а в нем – множество таких предметов, которые историки всего мира знали только по изображениям в древних манускриптах. Сейчас этот клад экспонируется в музее Рязанского кремля.
https://rv-ryazan.ru/arxeologi-otkryvayut-novuyu-staruyu-ryazan/
#рязань #древняярусь #вятичи #славяне
Рязанские ведомости
Археологи открывают новую Старую Рязань
№62 (5866) от 14 августа 2020 К своему профессиональному празднику они готовы представить сенсацию. Рязанскую историю придется пересмотреть? 15 августа в стране неофициально отмечается день археолога. И мало кто знает, что отечественная археология зародилась…
Коллеги, чеканка монет сасанидскими правителями прекратилась после завоевания Персии арабами в 651 г., при этом часть сасанидских монет оставалась в обращении и поступала на Русь в IX–X вв. вместе с куфическим серебром.
Telegram
История и истории
Интересно, как оказалась монета Хосрова, наводившего ужас на Византию в 500-е годы, в русском могильнике XI века? Прямо очень загадочно.
Литовский Погоня в Ростове.
В исторической экспозиции музея-заповедника «Ростовский кремль» можно увидеть серебряный слиток – гривну. Предмет поступил в музей еще в до Революции, однако имя дарителя и другие обстоятельства передачи предмета не известны. Его длина – 9,1 см. Вес 170 г.
Предположительная датировка конец XIV – первая половина XV в. Вес гривны сближает ее с литовскими трехгранными гривнами. На одной из сторон имеется клеймо с изображением всадника на скачущей лошади. Рука всадника с мечом или саблей поднята для удара. Клеймо похоже на герб ВКЛ, получившего название «Погоня».
#ростоввеликий #ярославскаяобласть #археология #XIVвек #вкл
В исторической экспозиции музея-заповедника «Ростовский кремль» можно увидеть серебряный слиток – гривну. Предмет поступил в музей еще в до Революции, однако имя дарителя и другие обстоятельства передачи предмета не известны. Его длина – 9,1 см. Вес 170 г.
Предположительная датировка конец XIV – первая половина XV в. Вес гривны сближает ее с литовскими трехгранными гривнами. На одной из сторон имеется клеймо с изображением всадника на скачущей лошади. Рука всадника с мечом или саблей поднята для удара. Клеймо похоже на герб ВКЛ, получившего название «Погоня».
#ростоввеликий #ярославскаяобласть #археология #XIVвек #вкл
Черные каратели.
Слушай. Был я у брата. Он занялся сухой штукатуркой. Закупается в Москве и развозит по области. Взял себе фургончик. Мужик не промах. Но речь не о нем. У них в поселочке теперь бар. Ну бар - это громко сказано, но тынц-тынц есть. Еще днем взяли по поллитрухе, а вечером брательник и говорит жене отпустишь, мол, на блядки? Он у меня вообще весельчак. Жена у него в теле, аж заколыхалась от хохота. Пиздуйте, говорит, вы мне такие и даром не нужны. Взяли по пивчанскому и к Семенычу. Это бар ихний. Подсели к девкам, командуем парадом. Заходят мужики. Ну, сразу видно, что не местные. Все, короче, в кожу упакованы, а один в немецкой каске. Ей-ей, не вру, настоящий фриц. Кто, говорю, такие. Черные каратели. Черные кто? Каратели. Не слышал? Ну вы и колхоз. Это москальская приблуда. Приезжают в касках на село. Находят сотку с трактористом. Едут с ним в деревню. Обливают хаты солярой и жгут, а потом ровняют бульдозером. С людьми, говорю, жгут? Дурень ты, какие в деревнях люди. Ну может где и есть но жгут пустые хаты. А на хуя? Копают. В Москве, короче, спрос на складни и крестики. А они глубоко. Вот и жгут. Мужики говорили у них с деревни по пол-ящика складней выходит, а с кладбища - целый ящик. За каждый в Москве по десятке слюнявят. Да не пизди. Истинный крест. А каски, говорю, зачем?
Вот я и думаю, не тем мы заняты. Надо перенимать опыт. Дома то разбомбили еще до нас. Ссыкуном был, батя прицепами все в Москву хуярил. Икон одних мимо него под тыщу прошло. Иконы, понимаешь, ты когда в последний раз икону в избе видел? Ну да хуй с ним.
Андрей Павличенков. Чухлома.
#этнография #чухлома #костромскаяобласть #черныекопатели #XXIвек
Слушай. Был я у брата. Он занялся сухой штукатуркой. Закупается в Москве и развозит по области. Взял себе фургончик. Мужик не промах. Но речь не о нем. У них в поселочке теперь бар. Ну бар - это громко сказано, но тынц-тынц есть. Еще днем взяли по поллитрухе, а вечером брательник и говорит жене отпустишь, мол, на блядки? Он у меня вообще весельчак. Жена у него в теле, аж заколыхалась от хохота. Пиздуйте, говорит, вы мне такие и даром не нужны. Взяли по пивчанскому и к Семенычу. Это бар ихний. Подсели к девкам, командуем парадом. Заходят мужики. Ну, сразу видно, что не местные. Все, короче, в кожу упакованы, а один в немецкой каске. Ей-ей, не вру, настоящий фриц. Кто, говорю, такие. Черные каратели. Черные кто? Каратели. Не слышал? Ну вы и колхоз. Это москальская приблуда. Приезжают в касках на село. Находят сотку с трактористом. Едут с ним в деревню. Обливают хаты солярой и жгут, а потом ровняют бульдозером. С людьми, говорю, жгут? Дурень ты, какие в деревнях люди. Ну может где и есть но жгут пустые хаты. А на хуя? Копают. В Москве, короче, спрос на складни и крестики. А они глубоко. Вот и жгут. Мужики говорили у них с деревни по пол-ящика складней выходит, а с кладбища - целый ящик. За каждый в Москве по десятке слюнявят. Да не пизди. Истинный крест. А каски, говорю, зачем?
Вот я и думаю, не тем мы заняты. Надо перенимать опыт. Дома то разбомбили еще до нас. Ссыкуном был, батя прицепами все в Москву хуярил. Икон одних мимо него под тыщу прошло. Иконы, понимаешь, ты когда в последний раз икону в избе видел? Ну да хуй с ним.
Андрей Павличенков. Чухлома.
#этнография #чухлома #костромскаяобласть #черныекопатели #XXIвек
Размышления об имперских практиках.
Любопытно, а кто-нибудь уже писал что-то об одной параллели в Новгородской первой летописи:
(1339) Того же лѣта послаша новгородци Кузму Твердиславля и Олександра Борисовича с другы, а от владыкы сестрицича его Матфѣя за море къ свѣискому князю посольствомъ; и наихаша его в Мурманьскои земли, в городѣ Людовли, и доконцаша миръ по старым грамотамъ; а про Корилу тако ркоша: «аще к вамъ наши бежат, сѣките их или вешайте; или ваши к намъ, мы же тако имъ створимъ, дажь не польстят промежю нами; а сих не выдадимъ: крещени суть в нашю вѣру; а и бес того мало 6ѣ их осталося, а то вси помроша гневом Божиимъ. (НПЛ. С.350)
Из-за живущей по обе стороны новгородско-шведского рубежа корелы случился военный конфликт Новгорода и Швеции, вызванный тем, что часть прежде новгородских карел восстала и приняла сторону шведов. Для его завершения новгородцы через своих послов предлагают шведским властям техничное решение: если подвластная нам корела убегает к вам, то вы их секите и вешайте, а мы будем так поступать с теми карелами, кто прибежит от вас к нам, чтобы между нами и вами не возникало проблем. Единственно только мы не готовы выдавать вам тех, кто уже крещен в православие - а то их и так мало осталось, все вымерли от эпидемии.
Но подобное же предложение юридического решения уже встречалось в той же самой летописи несколько раньше, в рассказе о первом приходе монголов, для Руси кончившимся катастрофой на Калке. Незадолго до нее монгольские послы делают русским князьям предложение по поводу союзных тем половцев:
(1223) Тогда же се увѣдавше Татарове, яко идуть рускыи князи противу имь, и прислаша послы къ рускым княземъ: «се слышимъ, яко идете противу нас, послушавше Половець; а мы вашей земли не заяхомъ, ниже градовъ ваших, ни селъ ваших, ниже на вас приидохом; нь приидохом пакы Богомъ попущени на холопы и на конюсѣ свои на поганыя Половци; а вы возмите с нами миръ; аще ли выбѣжат к вамъ и вы бѣите ихь оттолѣ, а товаръ емлите собѣ: понеже бо слышахомъ, яко и вамъ многа зла дѣют; да того ради мы биемъ их». (НПЛ. С. 62; 265)
Т.е. ситуация, кажется, схожа: чтобы разрешить возникший или могущий возникнуть между сторонами конфликт из-за конкретного этноса, через послов предлагается просто мирно договориться по его поводу и вывести его представителей, пересекающих границу, за пределы правового поля. Понятно, что для имперской традиции такое решение далеко не уникально (Польша, 1939 etc.), но конструкция аще (вы) бежат к вам, бейте / секите и вешайте..., а мы тако же повторяется уж очень близко.
Аким Трефилов.
#история #средневековье #политика
Любопытно, а кто-нибудь уже писал что-то об одной параллели в Новгородской первой летописи:
(1339) Того же лѣта послаша новгородци Кузму Твердиславля и Олександра Борисовича с другы, а от владыкы сестрицича его Матфѣя за море къ свѣискому князю посольствомъ; и наихаша его в Мурманьскои земли, в городѣ Людовли, и доконцаша миръ по старым грамотамъ; а про Корилу тако ркоша: «аще к вамъ наши бежат, сѣките их или вешайте; или ваши к намъ, мы же тако имъ створимъ, дажь не польстят промежю нами; а сих не выдадимъ: крещени суть в нашю вѣру; а и бес того мало 6ѣ их осталося, а то вси помроша гневом Божиимъ. (НПЛ. С.350)
Из-за живущей по обе стороны новгородско-шведского рубежа корелы случился военный конфликт Новгорода и Швеции, вызванный тем, что часть прежде новгородских карел восстала и приняла сторону шведов. Для его завершения новгородцы через своих послов предлагают шведским властям техничное решение: если подвластная нам корела убегает к вам, то вы их секите и вешайте, а мы будем так поступать с теми карелами, кто прибежит от вас к нам, чтобы между нами и вами не возникало проблем. Единственно только мы не готовы выдавать вам тех, кто уже крещен в православие - а то их и так мало осталось, все вымерли от эпидемии.
Но подобное же предложение юридического решения уже встречалось в той же самой летописи несколько раньше, в рассказе о первом приходе монголов, для Руси кончившимся катастрофой на Калке. Незадолго до нее монгольские послы делают русским князьям предложение по поводу союзных тем половцев:
(1223) Тогда же се увѣдавше Татарове, яко идуть рускыи князи противу имь, и прислаша послы къ рускым княземъ: «се слышимъ, яко идете противу нас, послушавше Половець; а мы вашей земли не заяхомъ, ниже градовъ ваших, ни селъ ваших, ниже на вас приидохом; нь приидохом пакы Богомъ попущени на холопы и на конюсѣ свои на поганыя Половци; а вы возмите с нами миръ; аще ли выбѣжат к вамъ и вы бѣите ихь оттолѣ, а товаръ емлите собѣ: понеже бо слышахомъ, яко и вамъ многа зла дѣют; да того ради мы биемъ их». (НПЛ. С. 62; 265)
Т.е. ситуация, кажется, схожа: чтобы разрешить возникший или могущий возникнуть между сторонами конфликт из-за конкретного этноса, через послов предлагается просто мирно договориться по его поводу и вывести его представителей, пересекающих границу, за пределы правового поля. Понятно, что для имперской традиции такое решение далеко не уникально (Польша, 1939 etc.), но конструкция аще (вы) бежат к вам, бейте / секите и вешайте..., а мы тако же повторяется уж очень близко.
Аким Трефилов.
#история #средневековье #политика
С приветом из Сергиева Посада. Хоть конкурс объявляй на лучшую подпись.
#сергиевпосад #московскаяобласть #XXIвек #юмор
#сергиевпосад #московскаяобласть #XXIвек #юмор
Forwarded from Спец по специям
Коллега Залесец сравнивает роль Старой Рязани для России с ролью Трои для Европы. Но слово "площадка" имеет здесь и другой, более прямой, смысл, помимо археологического контекста. Старорязанское городище и в самом деле высокая площадка над Окой. Вид оттуда прекрасен, но не отпускает несколько гнетущее чувство, будто время здесь остановилась. Кто бывал там и кому повезло натолкнуться на раскопы археологов, оказывались в XIII веке и видели нижние венцы сгоревших срубов. И здесь нельзя не вспомнить другое, не менее точное сравнение журналиста Евгения Арсюхина, который одно время много путешествовал по старинным русским городам и городищам: Старая Рязань - это наши Помпеи, а Везувием стал хан Батый.
Telegram
Залесская Земля
Старая Рязань и русская археология.
Давно ничего не писали про Рязань. Исправляемся. Знаете ли вы, что отечественная археология зародилась именно в Поочье, на территории городища Старая Рязань, 198 лет назад?
Там в 1822 году был найден первый из знаменитых…
Давно ничего не писали про Рязань. Исправляемся. Знаете ли вы, что отечественная археология зародилась именно в Поочье, на территории городища Старая Рязань, 198 лет назад?
Там в 1822 году был найден первый из знаменитых…
Forwarded from В поисках Клада
Монеты Золотой Орды
На территории двух селищ на берегах реки Малой Сосенки в ТиНАО специалисты обнаружили более тысячи предметов быта XIV–XIX веков. Наибольшую историческую ценность из них представляют две монеты из белого металла, отчеканенные в Золотой Орде в конце XIV — начале XV века. Скорее всего, это дирхемы.
Такие находки очень важны для изучения истории города, поскольку иллюстрируют отношения между Московским государством и Золотой Ордой. Находка на этом месте дирхемов может объясняться тем, что вдоль старой Калужской дороги находилось поселение крестьян, которые обслуживали представителей Золотой Орды в Великом княжестве Московском. Им, по-видимому, и принадлежали монеты.
На территории двух селищ на берегах реки Малой Сосенки в ТиНАО специалисты обнаружили более тысячи предметов быта XIV–XIX веков. Наибольшую историческую ценность из них представляют две монеты из белого металла, отчеканенные в Золотой Орде в конце XIV — начале XV века. Скорее всего, это дирхемы.
Такие находки очень важны для изучения истории города, поскольку иллюстрируют отношения между Московским государством и Золотой Ордой. Находка на этом месте дирхемов может объясняться тем, что вдоль старой Калужской дороги находилось поселение крестьян, которые обслуживали представителей Золотой Орды в Великом княжестве Московском. Им, по-видимому, и принадлежали монеты.