РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.37K subscribers
2.31K photos
28 videos
1 file
1.38K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Карамышевы. Из века XV в XXI.

Наш подписчик задал интересный вопрос про корни костромской, галичской фамилии Карамышевы.

В источниках: Карамыш, Карамышевы: кн. Михаил Федорович Карамыш Курбский, 1493 г.; князь Карамыш Семенович Шелепшанский, середина XVI в.; Александр Васильевич Карамышев, наместник кн. Андрея Васильевича в Бежецке, 1470 г.; Семен Карамышев, боярин, 1480 г., Нижний Новгород.

Князь Михаил Федорович Карамыш Курбский - дед князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного. Курбские получили свою фамилию от названия своей вотчины - ярославского села Курба.

Князь Карамыш Семенович Шелепшанский принадлежит княжескому роду Шелешпанских (Шелепшанские, Шелешпальские, Шелеспанские), ветки Белозерских Рюриковичей. Фамилию получили, вероятно, от наименования своих владений по реке Шелекша при её впадении в Ухтому. В XV-XVII вв. фамилия писалась Шелешпальские. В варианте Шелешпальские легко угадывается мерянский топоформант -б(п)ал – «место, селение», «место проживания». Названия с таким формантом распространены на Верхневолжье: Кужбал, Шудобал, Ружбал, Шенбалка, Юмбалово, Деболово, Хихиболы, Толгобол, Яхробол, реже -пал, -пол, -пола и т.п., Нушпола, Шашпал и тд.

Как видим ареал мирского имени Карамыш в источниках XV-XVI веков - Верхнее Поволжье.

Распространенное мнение, что имя Карамыш - татарское, тюркское. Известный тюрколог Н.А. Баскаков считал, что это имя - прозвищного происхождения и образовано от тюркско-турецкого слова «корумыш», означающего «защитивший, пощадивший». По второй версии, это имя древнетюркское, и имеет значение «ребёнок родился». Существует и версия, по которой имя Карамыш является диалектным вариантом арабского имени Карамшах, состоящего из двух корней, первый из которых, арабское слово «карам», означает «щедрость, великодушие, святость». Второй компонент имени, персидское слово «шах», первоначально имело значение «шах, хан, повелитель; владелец, хозяин».

Мы же рассмотрим возможную волго-финскую этимологию этого имени.

В волго-финских именах тоже часто встречается корень -кара, он является составной частью многих мужских имен:

Кара, Карай м. древн.-ф.-у.; фин.-перм. кар+а,-ай-суф. 1. «крепко сложенный; здоровяк» 2. «родовой, родной». Упомин. (1678,1748).

Карабай, Каравай м. древн.-ф.-у. ССИ: кар(а)+бай=вай голова, «отпрыск»; ер. Кара, Карай. Упомин. (1651), (1717), (1678), (1722).

Карагузя м. пермск. ССИ: кар>коми гар, гарй+гозъя «пара, чета»; вар. Каракузя; Упомин. (1719), (1762).

Каракан м. I древн.-мар. стаж. ф. ССИ: кара=кар+хана=ана «побег, росток»; Досл.—«крепкая поросль»; Упомин. (1719), (1748).

Карамай м. древн.-мар. стяж. ф. ССИ: кара+мыйи «малорослый»; эст. maja «домовой». Упомин. (1719).

Кармиш, Кармыш м. I эст. Kärmas «проворный, быстрый, расторопный». II чуваш. кармаш «приближаться, быть близким» (ф-у заимствование в чувашском). Вар. Кармишка, Кармышка. Упомин. (1678), (1748), ( 1744), (1748).

Суффикс -иш, -ыш так же часто встречается в волго-финских именах, например: Карыш, Карпиш, Катлыш, Кацыш, Каныш и т.д..

Корень -кара образует и целый пучок средневековых мирских имен в Московии для которых по мимо тюркский этимологии можно предложить волго-финскую:

Карабузин Василий, посол вел. кн. Бориса Тверского к митрополиту Ионе,1459 г., Карабузины в XV - XVII вв. в Кашине, где существовало село Карабузино в Нерехотском стане; в самом Кашине храм Варвары Карабузинской.

Карабышев Андрей, холоп, 1545 г., Белоозеро

Карандей, Карандеев: Карандей Злобин, 1580 г.; Степан Гаврилович Карандеев, 1597 г., Рязань.

Корондыш, Корондышев Борис Дмитриевич, 1587 г., Тула; Анучка Карандышев, посадский человек, 1637 г., Устюг.

Таким образом, возможно, Карамыш, имя - прозвищного происхождения, может быть образовано от древне-финно-угорского слова кар - 1. «крепко сложенный; здоровяк» 2. «родовой, родной». + мыш-суф. Или быть вариантом волго-финского имени Кармиш, Кармыш - 1. «проворный, быстрый, расторопный», 2. «приближаться, быть близким».

#XVвек #XVIвек #XVIIвек #ономастика #московия
Орудия труда из костромских курганов: серп, топор и сошник (наконечник сохи), XII-XIII вв.

Топоры с относительно узким лезвием были распространены в основном на Севере: в Финляндии, Карелии и Новгородских землях; считается, что такими орудиями было удобно расчищать лес при подсечной и переходной от него переложной системе земледелия. Серпы костромских курганов, найденные исключительно в женских погребениях, по пропорциям близки к новгородским.

Урожайность при подсеке была относительно высока, одно семя приносило 30-80 зерен, для сравнения в Англии при пашенном земледелии обычный урожай составлял сам-15, сам-20, т.е. средняя урожайность на подсеке в лесной зоне превосходила урожайность при пашенном земледелии. Минусом такой системы хозяйствования было быстрое снижение плодородия почвы, через 2-3 года использования расчищенного с большим трудом участка приходилось искать новые места. Поля среди бескрайних лесов Костромского Поволжья кочевали вдоль рек, по которым двигались наши предки.

Деревья подсекались в осенне-зимний период, пожог проводили весной, как только сходил снег. Зола являлась отличным удобрением, огонь выжигал семена сорных трав. Сеяли прямо в золу, пни не корчевали. Возделывали яровую пшеницу, ячмень, рожь, просо. Через 3-4 года заброшенное поле могли использовать для выпаса скота, полностью плодородие участка восстанавливалось за 20-30 лет, после чего его могли пахать сохой более или менее регулярно.

Интересный факт, в Финляндии каждую весну проходит этнографический праздник Kaskenpoltto, посвященный подсеке.

Костромской музей заповедник.

#археология #древняярусь #археология #мерянское #финноугры #волга #костромскаяобласть 
Духоборские домовины из Джавахетии.

Фото моего коллеги, тюрколога и знатока Великой Хазарии, Дмитрия Каниболоцкого. Духоборское кладбище Могилки в Джавахетии. Джавахк — историко-географическая область на юге Грузии в верховьях реки Кура, где еще при Николае I поселились духоборы – этноконфессиональная группа русских, которая отрицает иконы и необходимость священников. За это РПЦ всегда относила их к сектантам. «Борец с Духом» – так эту религиозную группу назвал Екатеринославский православный архиепископ в 1785 году.

Сооружения очень похожи на средневековые "домики мертвых", "домовины", широко распространенные от карел до мордвы, про них мы недавно писали. У мордвы такой обряд сохранялся до середины XIX века, и преследовался властями, разорявшими языческие мольбища и могильники. Похоже, у духоборов это мордовское влияние.

Первоначально духоборство появилось не в Екатеринославской, а в Харьковской губернии, в селе Охочее, и оттуда распространилось в разных направлениях, как на юг, так и на восток. Одним из крупных центров духоборов была Тамбовская губерния (с раннего средневековья по середину XVII века традиционно мокшанский регион). Мордва мокша - третий после русских и украинцев народ, массово вошедший в состав духоборов. Духоборы так и говорят, что они и не русские, и не украинцы, а отдельный народ, потому что они смешались из русских, украинцев и мордвы.

Вообще на Северном Кавказе тоже есть подобные "домики мертвых", например в Северной Осетии, в селении Даргавс находится самый крупный некрополь Кавказа состоящий из подобных сооружений. Это очень древняя похоронная традиция восходящая к так называемым "дольменам Краснодарского края" - погребальным сооружениям предков северокавказских народов.

Но это на Северном и Западном Кавказе. Но там, где в Джавахетии живут духоборы, нет даже грузин. Исторически там жили армяне и тюрки, а у них нет такой традиции. И до сих пор грузины там в меньшинстве, в основном живут армяне.

Еще у духоборов в Джавахетии были священные валуны, которые использовались в лечебных целях, что тоже, вероятно, мордовское влияние, так как подобные камни широко распространены от Мордовии до Финляндии.

Залесец.

#духоборы #грузия #северныйкавказ #домовина #мордва #домикмертвых
Forwarded from Унежить душу
К предыдущему посту.

Сергей Петрович Оссовский «Дорога к храму».

Очень тоталитарная эстетика.
Наше коренное самосознание.

Вообще я в Костроме как дома, сплю до обеда, гуляю, наблюдаю, разговариваю. Вот сегодня, фотаю деревянную церковь Собора Пресвятой Богородицы 1552 года в Ипатьевской слободе.

Дед идет. Говорит: эта церковь с родины Пуговкина (село Холм Галичского района). Слыхал про Пуговкина?

Я, да слыхал, он же чухломской.

Да, говорит дед, чухломской. А ты сам откель? Москвич?

Отвечаю, предки с Сусанинской округи, а так, да, москвич.

А чего ты там не живешь?, спрашивает дед.

У меня 4 двоюродных бабки в Костроме, отвечаю я, гощу.

У нас в Костроме пол города сусанинских, отвечает дед. А ты знаешь, что нам Камчатка уже не принадлежит, продали китайцам?, вдруг говорит он.

Я говорю, главное чтоб Сусанино с Костромой стояли крепко.

Это да, говорит дед, тогда Руси быть, а Камчатка, никуда тогда не денется.

Традиционалист.

#кострома #костромскаяобласть #XVIвек #самосознание
Forwarded from 76.ru - Ярославль онлайн (Ольга Прохорова)
В лесах Ярославской области пошли грибы. Да такие красавцы и так много, что народ несёт полные корзины. Не все, правда, спешат делиться местами, где собирают.
❗️Но мы даём карту из 25 секретных грибных мест в Ярославской области.
Ярославские казаки против "новой хронологии".

Вчера в Ярославле казаки вышли, чтобы закрыть музей "Новой хронологии". Об этом написал канал Архивариус.

Помнится еще в январе Толкователь метко назвал его "музеем одичания и архаизации". "Экскурсовод рассказывает, что египетские пирамиды были возведены в XII веке, причем из бетона, а Исус Христос родился в Крыму и был сыном галичской княжны. Сам же Ярославль – это Великий Новгород." (Толкователь.)

Не поспоришь.

Помнится историк А.В. Пыжиков дал отлуп лидерам т.н. "новой хронологии" Фоменко и Носовскому, начав с их методологии, которую назвал "методом кувалды". Получилось иронично и весело. Хотя то, что "новохронологи" делают с русской историей совсем не смешно.

Их концепция подверглась развёрнутой критике со стороны ряда учёных, в частности, академика РАН археолога В. Л. Янина, академика РАН лингвиста А. А. Зализняка, члена Бюро Научного Совета РАН по астрономии Ю. Н. Ефремова, ряда других историков, физиков, астрономов и математиков. Академик РАН, Нобелевский лауреат по физике В. Л. Гинзбург, академики Э. П. Кругляков, А. Ф. Андреев, Н. А. Платэ, А. А. Фурсенко, Е. Б. Александров квалифицировали "новую хронологию", как лженауку.

Возможно, кому-то кажется хорошей идеей иметь такой музей в Ярославле только потому, что в теории "фоменковцев" Ярославлю отводится важное место (Ярославль в ней - "Великий Новгород"). Однако в реальности существование подобных общественных пространств, искажающих наше прошлое, наносит огромный вред, дискредитирует историю, как таковую, и что особенно важно, историю региональную, и так находящуюся в России в полном "загоне".

#ярославль #ярославскаяобласть #история #новаяхронология
В дополнение к предыдущему посту уважаемого Залесца @zalesje хотелось бы напомнить о петции за закрытие названного музея новой хронологии, как антинаучного предприятия. https://www.change.org/p/губернатор-ярославской-области-закрыть-музей-новой-хронологии-в-ярославле
Красота из телеги Дугина.

Дочка. Вполне типичная марийка, или саамистая прибалтофинка, вполне. Почему Дугин до сих пор не совершил угорский хадж на могилу Акпатыр чочоя в Кировскую область?! Надо подключаться к евразийскому тренду заданному Александром Прохановым посетившим всемарийское моление на священной горе Чумбылат в Кировской области в прошлом году.

Евразийцы мы в самом деле или нет? )

#дугин #проханов #тренды #евразия #евразийство
Первая чисто «русская» железная дорога России.

«Для устройства сообщения от Москвы на Ярославль посредством паровозной железной дороги через Троице-Сергиев Посад в мае 1859 года было учреждено общество под названием «общество Московско-Ярославской железной дороги».

В первую очередь решено было пустить поезда от Москвы до Сергиева Посада. Эту «чугунку» назвали Троице-Сергиевской, и она стала первой чисто «русской» железной дорогой: строилась без участия иностранного капитала.

Регулярное движение поездов до Сергиева Посада было открыто в 1862 году. Для работы на линии закупили 10 паровозов, 118 пассажирских, 15 багажных и 110 товарных вагонов, 95 платформ.

Пассажирские поезда отправлялись с каждого из конечных пунктов два раза в день. На всей трассе протяженностью 67,5 версты имелись тогда лишь четыре промежуточные станции: Мытищинская, Пушкинская, Талицкая (с 1904 г. — Софрино) и Хотьковская.

Идею дальнейшего развития железнодорожной магистрали (она впоследствии получила название Северной железной дороги) продолжили воплощать в жизнь. Осуществляя проект Ф.Чижова, в 1868 году приступили к прокладке железнодорожного пути от Сергиева Посада до Ярославля. Тогда рассматривалось два варианта этой трассы — через Александров и через Переяславль-Залесский, однако богатые переяславские жители не захотели испытывать беспокойства от близкого соседства с шумящей-дымящей «чугункой», и в итоге рельсовые колеи повели на Александров. Первый поезд до Ярославля отправился из Москвы 18 февраля 1870 года.

#севернаяжд #сергиевпосад #залесье #XIXвек #железнаядорога #ярославль
Компот по-ярославски, зато Переславль-Залесский и его округа до определенной степени сохранили свою патриархальность. Чего не скажешь про Александров, ставший промышленным центром, "101 километром", в котором в 90-ые случился жесткий слом социально-экономического уклада. А Переславль как был жемчужиной Ярославии, так ей и остается по сей день.

#переславльзалесский #ярославскаяобласть #александров
Forwarded from Унежить душу
Какие очаровательные русофильские арты! Люблю, когда в современной культуре очень уместно проявляется что-то автохтонное.

Julia Zhuravleva
Шумящие треугольные подвески из костромских курганов, XI-XII вв.

Основной ареал бытования подобных предметов - Костромское Поволжье (территория Костромской и Ивановской обл.). Случайные находки известны в материалах Сарского городища (меря), на Средней Волге и на р. Ваге, похожие экземпляры встречаются в материалах марийских могильников, в Приладожье и в Финляндии.

Украшения крепились либо к одежде в районе груди или плеч, либо складывались вместе с другими предметами в специальный футляр (кошелек?), помещавшийся возле погребенной.

Наиболее ранние экземпляры шумящих треугольных подвесок происходят из окского региона.

Треугольный узор в архаических вышивках народной одежды у великороссов и восточно-финских народов связывают с древнейшим пластом геометрической орнаментики, отражающим идею плодородия почвы.

Работы Волго-Окской новостроечной экспедиции ИА АН СССР, 1976-1978 гг.

Костромской музей заповедник.

#меря #марийцы #финноугры #костромскиекурганы #древняярусь #сарскоегородище #археология