РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Заявление о. Дмитрия Смирнова это конечно не только хайп.
Но по сути ультиматум. Высоко берёт поп. Прямо никонианский мятеж. )))

#москва #актуальнаяполитика
@RUSKLAD - первый авторский канал о кладоискателях, на который стоит не только подписаться, но и как следует там покопаться.

Там масса зачетных материалов:

Знаете ли вы, что старинная русская денежно-счетная единица, используемая с XIV века называлась алтын, а ее название произошло от татарского слова «алты» — шесть? Что сын Ивана Грозного, последний Рюрикович, Федор Иоанович чеканил свою серебряную монету? Как назывался древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения и что такое древнерусский змеевик?

В общем, канал крутейший. Чтобы не быть голословными выкладываем ссылки на несколько любопытных постов - только за последний месяц.

Что из себя представляли сумки-калиты, 14-15 века. https://yangx.top/rusklad/3444

​​Костромич нашел дорогой старинный пистолет и сдал его в полицию за 300 рублей. https://yangx.top/rusklad/3428

​​Найдена самая древняя в мире тетива для лука! https://yangx.top/rusklad/3403

Все что вы хотели знать о поисках сокровищ собрано в одном месте — в канале «В поисках клада». Честно и объективно расскажем как найти свой первый клад и поможем  в оценке вашего антиквариата. t.me/rusklad.
Тезисы к 1150-летию Ростовской епархии.

С XIX в. дата основания Ростовской кафедры традиционно определяется по Никоновской летописи:

"Въ лѣто 6499. Иде Михаилъ митрополитъ по Русской земле и до Ростова, съ четырма епископы Фотѣа патриарха, и з Добрынею и со Анастасом <…> И учаше митрополитъ всѣхъ съ епископы вѣровати въ единого Бога въ Троицѣ славимаго, и научи и наказа богоразумию и благочестию многихъ, и крести безъ числа людей, и многiа церкви воздвиже, и презвитеры и дiаконы постави. <…>
Въ лѣто 6500. Того же лѣта постави Леонтъ, митрополит Киевский и всея Руси, <…> въ Ростовъ постави епископа Θеодора".

Лажа этой версии очевидна: произошла контаминация Фотиева и Владимирова крещения Руси.

Казалось бы, сторонникам ранней даты основания Ростовской кафедры надо это просто тихо признать, но напирать на отдельность сообщения о поставлении Леонта.

Как бы не так! "История иерархии Русской Православной Церкви". Сост. М. Е Губонин, П. Н. Грюнберг и др. М., 2006 на с. 559 пишет:

"… привязка имени митрополита Михаила к имени патриарха Фотия не выглядит анахронизмом, а сам митрополит Михаил является подлинным, буквальным первым митрополитом России, митрополитом Киевским. Его вероятное время – 880-е (и позже) годы, время, совпадающее со времением второго пребывания на патриаршем престоле Фотия (877 – 886). В этой связи уместно также предположение о значительной древности и Ростовской кафедры (два иерарха, чьи имена сохранили древнейшие ростовские синодики – Фома и Леонтий Грек – не «укладываются» в начало списка, они явно более «ранние», чем Св. Феодор). Выскажем предположение, что древняя Ростовская кафедра при Св. князе Владимире и митрополите Леоне была возобновлена после долгого запустения, когда на нее был определен епископ Св. Феодор".

Так что, товарищи ростовцы-ярославцы, готовьтесь в 2027 г. к 1150-летию нашей епархии, древнейшей на Руси, еще до основания древнерусского Ростова как города (Ростов только в Х в. появляется, причем во второй половине.) как верно замечает камрад Аким Трефилов, еще в аутентичное мерянское время (когда столица была в Сарском городище).

#ростоввеликий #ярославль #ростовскаяземля #древняярусь #крещениеруси
Залесье в цвете. Предместья города Александров, Владимирской области. Точка съемки с жд моста через реку Серая. В левом углу сосновая роща "Ликоуша". Съемка 1976 год. Автор: Jacques Dupâquier.

ЗЫ. Охристый домик справа как будто бы не изменился. Надо съездить проверить)

Залесец.

#александров #владимирскаяобласть #1970ые
Forwarded from Толкователь
Будущее России не так давно обрисовал мэр Москвы Сергей Собянин:
«15% населения России не могут найти себе работу в малых городах, это 30 млн. человек. Сделайте из 30 млн. три Москвы, и ВВП нашей страны вырос бы на 40%. Надо сконцентрировать это население в крупных городах, а не пытаться их всеми силами удержать».
(В советское время была программа «неперспективных деревень» и их «укрупнение». Теперь в великорусском территориальном ядре деревень почти не осталось, принимаются за программу «неперспективных малых городов»).
В Институте археологии 25–27 февраля пройдет семинар «Археология Подмосковья»: это один из самых известных форумов, на котором собираются ведущие археологи, проводящие исследования в центре Европейской России. На семинаре обсуждаются ключевые проблемы методики и практики археологических исследований всех периодов – от каменного века до Новейшего времени.

Наиболее интересные доклады по раннесредневековой археологии Залесья:

— Сергиево-Посадский музей-заповедник) Вишневский В.И. Погребальное сооружение – «домик мертвых»
Ратьковского финно-угорского могильника VI–VIIвв. (ранняя меря в Залесье)

— Сыроватко А.С. (Коломенский археологический центр)
Щуровские погребения из раскопов 2019 года: к вопросу о границах могильника. (балты и ранние славяне Поочья).

— Новиков А.В.(ООО «Костромская археологическая экспедиция») Городище Унорож: итоги и перспективы исследований ("столица" мерянского Заволжья)

Подробности - https://www.archaeolog.ru/ru/press/events/arkheologiya-podmoskovya-2020

#археология #залесье #финноугры #балты #славяне #раннеесредневековье
Нос в Севастополе, — корма в Константинополе.

Давно это было. Когда прочитав книгу Солоухина "Черные доски", народ пешим и конным строем направился по северным деревням, за духовным и пр. Летом народу по деревням было больше, чем летней ночью комаров в лесу. По берегам озер палатки, костры, байдарки и менестрели с художниками.

Города летом пустели. Постепенно духовное и медное из деревень переместилось в городские квартиры. Но кому то из горожан жизнь в деревенском доме приглянулась. Тем более за стакан или бутылку другую водки местные мужики и дров наколют, баньку срубят, лодчонку сошьют или выдолбят. Да и чего другого предложат. Жизнь по селам небогатая по тем временам была.

Но я про приятеля покойного хочу рассказать.

Обзавелся у нас горожанин жильем и остальное ему мужички справили. Баньку, лодку. Пришел к нему мой приятель голову после вчерашнего поправить и за это дрова расколоть. На последнем чурбаке дело встало. Не полено, а сплошь суковат. Воткнув колун в неподатливое полено, приятель со всего маху обухом второго топора ударил по обуху колуна. Колун крякнув, развалился на две части. Почесав затылок, приятель выдрал колун из пня. Сунул в лезвие топорище и сверху прилепил отвалившийся при ударе обух.С крыши, от начавшегося дождя, лилась вода. Приятель аккуратно сунул колун под дождевую струю и закатил злополучный чурбак за баню. Затем пошел в дом поправлять здоровье.

Поправка закончилась утром. Выйдя утром на улицу с владельцем дома, довольный жизнью собрался идти домой. И в это время хозяин увидел неприбранный мокрый от воды колун. Поднял его. Колун естественно развалился. Хозяин изумленно начал осматривать лопнувшее изделие. На это приятель ему сказал - "Вода дождевая на него с крыши лилась, топорище разбухло и разорвало металл." Как бобы пароход - корма в Севастополе, нос в Константинополе".

Через месяц к хозяину колуна приехали его приятели из мегаполиса. При мне он рассказал, как на его глазах дождь разорвал колун. Я молча сполз с лавки и в три погибели согнувшись от душившего меня смеха, выбрался на улицу. Все.

Михаил Столяров, Маэкса.

#белозерск #вологодскаяобласть #этнография
Голбец в избе.

Определенно есть связь между кладбищенским голбцом — могилой и домашним голбцом — подпечьем избы. Считается, что слово голбец (как подпечье в избе) имеет, помимо утилитарного, сакральный смысл — состоящий в связи мира живых с миром предков. В. И. Даль приводит поверье: входя в избу к невесте, (сваты) берутся рукой за голбец. В народных суевериях — голбец место обитания домового, который тоже отождествляется с предками.

Голбцом так же — надгробный памятник в форме избушки. В этом значении — также «голубец». Такие домовины были запрещены после Никона, но долгое время (до середины 20 века) сохранялись на старообрядческих захоронениях. Домовина со временем трансформировалась в — надгробный памятник типа креста со схематической кровлей. Символически — дом умершего человека.

Jyväälahti Pirtin sisus
Деревня Ювалакша.

#финноугры #великороссы #голбец #этнография
О субстратах и диалектах

Как известно, фонетика, произношение - самый устойчивый и архаичный пласт любого языка. В этом плане любопытно сравнить славянские между собой и соседями. Скажем, русский и сербский языки очень сильно различаются между собой, и у "югослава" акцент будет очень долго сохраняться в русском окружении, и наоборот. Но зато произношение у полностью взаимонепонимаемых русского и скажем марийского или эрзянского языков практически одинаковое, как и у сербско-хорватского и албанского. Т. е. влияет, соответственно, финно-угорский и иллирийский субстрат. Та же история и у басков с испанцами. К вопросу о том, почему нельзя путать генетическое и лингвистическое родство.

Нормативный русский возник на базе владимиро-суздальского "древнерусского". Т.е. концентрированного мерянского, финно-угорского ареала. Если бы в качестве норматива для русского были взяты новгородско-псковский или смоленский языки, звучание было бы ближе к славяно-балтским языкам, в первую очередь к польскому.

#субстрат #язык
Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы

"Князь (Даниил Суждальский) побЪже злЪ Оку-рЪку, бояся за собою людей погонщиков. И наста день той к вечеру темных осенных ночей. И не вЪсть, где прикрытися: пусто мЪсто в дебрии. И нашед струбец, погребен ту был упокойный мертвый. Князь же влЪзе в струбецъ той, закрывся, забыв страсть от мертвого. И почии нощь темну осенную до утрия."

Именно такие погребальные сооружения "срубцы", "домовины" были широко распросранены в средневековье от Мордвы и Суздальщины до Новгорода и Корелы.

#XIIIвек #XIXвек #этнография
История Отечества Тверского. Эх как, не какого-то там, а Тверского. Весьегонск - это место где знают, что такое настоящая малая Родина.

Судьба Маргариты Алексеевны Кузнецовой непонятна и таинственна. Девушка из весьской глубинки заканчивает в Москве Литературный институт имени Горького, имеет хорошую работу, вхожа в круг знаменитых писателей… и вдруг все бросает и возвращается на родину. Становится простым деревенским библиотекарем. Впрочем, бывают ли простые библиотекари? Два километра из деревеньки Федорково (где ее Родина, отчий дом) до Горы (где библиотека) и обратно — это как молитва. Каждодневная.

#весьегонск #тверскаяобласть
Уважаемые читатели, уже полтора месяца мы не публиковали подборок интересных русских каналов, которые проливают свет на нашу жизнь и способствуют ее просвещению. На этот раз был сформирован следующий список из каналов, которые мы сами читаем и вам советуем:

Русское Национальное Государство - Канал о России: ее история, красота и эстетика. Россия, которую мы сохраним и отстроим вновь.

Залесская земля - Социальная антропология великой русской равнины. О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов.

БУКВАРЬ - Особенности родных культурных пространств Русского Севера. Сохранение культурно-исторического наследия русской ойкумены во всем его разнообразии.

Книги воина - Книги по истории войн и государств, воинскому искусству, оружию, безопасности.

Москвитянин - Канал об истории, архитектуре и археологии Москвы, а также об актуальных проблемах города. Интересные места нашей столицы, неизвестные факты о городе, а также красивые и необычные фото.

Сербский Дивергент - Мемы локальных конфликтов.

VEKTOR - Милитаризм, приключения, мотивация и взгляд изнутри на европейских силовиков, да ситуацию в мире.

Острог - Понятийная социология, истории о национальном строительстве.

Прометеизм - История расцвета и краха Российской Империи: возникновения народничества, прихода революции и начала Гражданской войны.

ДУМЕР - Русский постапокалиптический канал о нашей повседневной обыденности из мира тысяч бетонных домов и серых потускнелых от старости моноликих стен.
Вова, егерь из Японии.

После исчезновения Лехи-Бича наш ближайший сосед со стороны Японии (Леха объяснял: ехайте "Катькиной дорогой" - по ней еще ездачил царь*. Пойдут деревни: Дворы-хуеры, Сидорово-пидорово. Это все называется Япония. - Почему Япония? - Потому что никто не живет.) Пробили до Вовы прямую дорогу - через Мальцево по центральной, потом 3 километра азимутом и дальше по заросшим усам и кварталкам - два варианта - через перспективный лесоучасток Мирный на Шипово, или через Синяково и Мутелягино, мимо будки зоны воспроизводства. Ездим теперь в гости пить чай - 25 километров.

Вова живет один, в пяти километрах от поселка Аносово. Держит лаек, гончих и приученную к охоте лошадь - снегоход у него Буран, вместо квадрика мотоблок, а в седле удобно. Вова и загоняет и стреляет верхом, вызывая восторг и удивление - лошади то теперь в областной Красной книге, некоторые даже путают их следы с лосиными.

Андрей Павличенков.


* Речь идет о первом и последнем царе, который посетил север Костромской.
Так впечатлился, что бросил царство и ушёл в народ старцем Фёдором Ивановичем.
А где "царь ездачил" теперь только на снегоходе или с лебедкой по взрослому.

Дорога эта называлась "Нововятский тракт", в народе "Катькиной", по царской бабушке.

По ней гнали из Питера в Сибирь декабристов. Сейчас она читается почти везде и составляет общее направление перемещения через удаленные деревни Антроповского, Парфеньевского и Кологривского районов.

#чухлома #костромскаяобласть
Лыжники-красноармейцы в Костроме на улице Симановского (1922-1925).

Улица Костромская (она же Богоявленская) была переименована в первую годовщину Октябрьской революции в честь Григория Симановского, сына рабочего-революционера Алексея Симановского. Григорий погиб в июле 1918 года при подавлении мятежа белогвардейцев в Ярославле (он был комиссаром 1-го Военно-революционного отряда и 1-го Советского полка).
Питерщики прилетели. Солигалич 1960-ые годы. Часто этот самолет был единственной возможностью выбраться из города в период осенне-весенней распутицы. Дорогу с твердым покрытием советская власть дотянула из Галича только в конце 70-ых.

#солигалич #костромскаяобласть #1960ые
Иваново НЕ помнит.

Читаю тут в твиттере: "В прошлом году поспрашивал небольшое количество жителей Иванова о том, кто такой Фрунзе, только один из, приблизительно, 25 человек вспомнил что он был первым красным губернатором. Остальные затруднились ответить, и это в некоторой степени печально."

Еще один кирпичик к тезису - у людей начисто отсутствует историческая память.

Залесец.

#иваново #ивановскаяобласть #XXвек
Этническая история великорусской народности и мерянский язык.

Сегодня, в Международный день родного языка — (учреждённый решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года), хотим представить вашему вниманию уникальную книгу, вышедшую в свет в конце 2019 года — «Мерянский язык» Меряно–русский и русско–мерянский словарь. Мерянский ономастикон. Основы грамматики.

Она посвящена реконструкции языка одного из крупнейших племен древнерусской истории — мери, которые стали (вместе с кривичами и словенами) основой этногенеза великорусской народности в регионе Верхневолжья.

Про них рассказано в Новгородской первой летописи:

«новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бѣлѣи вѣверици а иже бяху у них, то ти насилье дѣяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди. И въсташа Словенѣ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владѣти сами собѣ и городы ставити. И въсташа сами на ся воеватъ , и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не бѣше в нихъ правды. И рѣша к себѣ: «князя поищемъ , иже бы владѣлъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нѣту да поидѣте к намъ княжить и владѣть нами». Изъбрашася брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И сѣде старѣишии в Новѣгородѣ, бѣ имя ему Рюрикъ… И от тѣх Варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася Русь, и от тѣх словет Руская земля.»

У мери был свой язык относившийся к финно-угорской языковой семье. Лаврентьевская летопись говорит про это: «а се суть и нии языци, иже дань дають Руси (Варягам): чюдь, меря, весь, мурома, черемись, моръдва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норова, либь: си суть свой языкъ имуще, от колена Афетова, иже живуть въ странахъ полунощныхъ.»

В книге представлены: реконструированная мерянская лексика, имена, содержащиеся в средневековых русских документах XV-XVI веков, топонимике и ономастике Верхнего Поволжья, и реконструкция грамматики. А также мерянские слова из русских диалектов и арготических языков, которые употреблялись жителями Костромской, Ярославской, Ивановской и Владимирской областей.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие автора–составителя… 4 стр.
Контуры мерянской истории… 6 стр.
Меряно–русский словарь…20 стр.
Русско–мерянский словарь…84 стр.
Основы мерянской грамматики…120 стр.
Русско–мерянский разговорник…140 стр.
Мерянская ономастика…142 стр.
Личные мерянские имена…143 стр.
Современные пост–мерянские фамилии…186 стр.
Мерянский язык и этническая история
великорусской народности…208 стр.
Послесловие… 222 стр.
Принятые сокращения…224 стр.
Список использованной литературы…226 стр.

Тираж книги 200 экземпляров.

Заказать её можно написав по адресу [email protected]

Жители Москвы могут приобрести книгу в книжном магазине «Циолковский». Метро Новокузнецкая, Пятницкий переулок дом 8. Часы работы: с 11-00 до 22-00 / без перерыва и выходных.
http://primuzee.ru/search_shop/search?TERM=мерянский+..

В качестве послесловия отрывок из доклада о истории мерянского языка - члена-корреспондента АН СССР, лингвиста, меряниста Ореста Борисовича Ткаченко на «Баловских чтениях» в Пошехонье в 1999 году:

«У нас все больше интерес возникает, и мы чувствуя важность вопроса все пристальнее и внимательнее изучаем этот (мерянский) исчезнувший язык.

Жуковский в переводе «Торжества победителей» Шиллера привел такие слова:
«Спящий в гробе, мирно спи; Жизнью пользуйся, живущий!»

Какое дело нам до этих мерян, которые спят в гробах, ну и пусть спят. А что такое жить? Животные не живут, а существуют, они не знают своей истории, а человек живет своей историей, заветами предков. По этому, не смейте забывать о своих мёртвых. Чем дальше и глубже уходят корни народной традиции, тем крепче стоит Древо народной культуры, в том числе (велико)русской.»

#древняярусь #мерянское #реконструкция
Ад какой)))) Прошел тест на национальную принадлежность))) В результате, ожидаемо, оказался "финно-угорским оккупантом".

PS. Сочный чак-чак? Может бешбармак тогда или перемяч?

Залесец.

https://localcrew.ru/nazicalc/

#социум #этничность
Знакомый пишет:

"новоиспечённый сотрудник в Москве спрашивает мою племянницу, представившуюся что из Марий Эл:
- скажите, вы - марийка или элка?
- не поняла!
- есть же ханты и манси, живущие в Ханты-Мансийском автономном округе, так вы кто, марийка или элка?"

Это как с законом Бойля Мариотта, только наоборот)

Залесец.

#москва #марийцы
Бог поел и полежал.

А бес ест на ходу. И многие следуют этому соблазну...

Самое интересное, что это современный старообрядческий лубок. Из Эстонии.

#староверы #эстония #лубок