Мерянизмы в русском фольклоре.
Читаю с младшим ребенком купленную в Костроме книжку "Русские сказки". Читаю, а про себя считаю встреченные в ней постмерянские формы - кальки с мерянского, отмеченные ещё академиком Орестом Ткаченко: "живало-бывало", "поила-кормила", "злато-серебро", "спи-усни", "рос-подрастал", шел-ковылял", "иду-бреду", "далёко-далёко", "есть-пить", "покатайся-поваляйся", "гуси-лебеди".
Они попали в современный русский в процессе его взаимодействия с верхневолжскими (постмерянскими) говорами.
Это калькированные формы диалектных мерянизмов, попавшие в великорусскую фольклорную традицию из поздней мерянской.
Мерянский язык, полностью влившись в своих сохранившихся элементах в русский язык, язык-преемник, стал тем самым его неотъемлемой частью.
Кстати, идентичные мерянским формы есть в других финно-угорских языках, в частности в удмуртском: сиыны-юыны (есть-пить), улэм-вылэм (житьё-бытьё), сюдыны-вордыны (родить-кормить) и др.
Залесец.
#русскийязык #мерянское #сказки
Читаю с младшим ребенком купленную в Костроме книжку "Русские сказки". Читаю, а про себя считаю встреченные в ней постмерянские формы - кальки с мерянского, отмеченные ещё академиком Орестом Ткаченко: "живало-бывало", "поила-кормила", "злато-серебро", "спи-усни", "рос-подрастал", шел-ковылял", "иду-бреду", "далёко-далёко", "есть-пить", "покатайся-поваляйся", "гуси-лебеди".
Они попали в современный русский в процессе его взаимодействия с верхневолжскими (постмерянскими) говорами.
Это калькированные формы диалектных мерянизмов, попавшие в великорусскую фольклорную традицию из поздней мерянской.
Мерянский язык, полностью влившись в своих сохранившихся элементах в русский язык, язык-преемник, стал тем самым его неотъемлемой частью.
Кстати, идентичные мерянским формы есть в других финно-угорских языках, в частности в удмуртском: сиыны-юыны (есть-пить), улэм-вылэм (житьё-бытьё), сюдыны-вордыны (родить-кормить) и др.
Залесец.
#русскийязык #мерянское #сказки
Церковь Богоявления — шатровая церковь, построенная в 1592 году в годуновском имении Красное-на-Волге под Костромой. Церковь расположена на Красной площади. Является главной достопримечательностью села, а также единственным каменным шатровым храмом, сохранившимся в Костромской области.
#красноенаволге #костромскаяобласть #зодчество
#красноенаволге #костромскаяобласть #зодчество
Простая хулиганка из Ярославля, модель Ирина Водолазова, прошла непростой путь от зажатой девчонки до грациозной модели, в одночасье покорившей мир западной моды.
До того как стать всемирно известной моделью и лицом знаменитого журнала Vogue, Ирина была безбашенным подростком который стоял на учете в детской комнате милиции. Но все изменилось в 15 лет, когда она выиграла местный конкурс красоты. Именно там ее заметили скауты модельного агентства и пригласили на пробные съемки. Очень скоро из закомплексованной девочки, Ирина превратилась в грациозного лебедя, и о Ярославской Золушке узнал весь мир.
Интересный у Ирины типаж. Я бы сказал типичное скуластое крестьянское лицо Русского Севера, уши без выраженных мочек, чуть раскосый разрез глаз, вздернутый носик. Один из типов, который условно можно отнести к постмерянскому, с локализацией в Ярославско-Костромском Заволжье, от Пошехонья, до Унжи.
Залесец.
#антропология #ярославскаяобласть #мерянское
До того как стать всемирно известной моделью и лицом знаменитого журнала Vogue, Ирина была безбашенным подростком который стоял на учете в детской комнате милиции. Но все изменилось в 15 лет, когда она выиграла местный конкурс красоты. Именно там ее заметили скауты модельного агентства и пригласили на пробные съемки. Очень скоро из закомплексованной девочки, Ирина превратилась в грациозного лебедя, и о Ярославской Золушке узнал весь мир.
Интересный у Ирины типаж. Я бы сказал типичное скуластое крестьянское лицо Русского Севера, уши без выраженных мочек, чуть раскосый разрез глаз, вздернутый носик. Один из типов, который условно можно отнести к постмерянскому, с локализацией в Ярославско-Костромском Заволжье, от Пошехонья, до Унжи.
Залесец.
#антропология #ярославскаяобласть #мерянское
Медведи в древнерусских рукописях.
Замечательные миниатюры сканированные проектом "Зело".
Мы за последние 20 лет привыкли, что медведь, это символ правящей партии Единая Россия. Но символ этот не придуман ей, и всегда занимал важное место в русской геральдике и национальной мифологии. В «Титулярнике», рукописной книге 1672 года, иллюстрированной портретами московских монархов и эмблемами земель, можно найти три герба с медведями. Самый старый из них – Великого Новгорода, который появился на печати новгородского наместника в 1565 году.
Другой медведь изображен на гербе Перми. А самый узнаваемый "медведок стоячей" с секирой изображен на гербе Ярославля.
Медведь - это тотем автохтонов Верхневолжья, Севера и Урала - мери, чуди, веси, пермяков. Город Ярославль заложен Ярославом Мудрым на месте, где он встретил тотемного зверя мерян - медведя, отсюда и герб.
#геральдика #медведь #зело
Замечательные миниатюры сканированные проектом "Зело".
Мы за последние 20 лет привыкли, что медведь, это символ правящей партии Единая Россия. Но символ этот не придуман ей, и всегда занимал важное место в русской геральдике и национальной мифологии. В «Титулярнике», рукописной книге 1672 года, иллюстрированной портретами московских монархов и эмблемами земель, можно найти три герба с медведями. Самый старый из них – Великого Новгорода, который появился на печати новгородского наместника в 1565 году.
Другой медведь изображен на гербе Перми. А самый узнаваемый "медведок стоячей" с секирой изображен на гербе Ярославля.
Медведь - это тотем автохтонов Верхневолжья, Севера и Урала - мери, чуди, веси, пермяков. Город Ярославль заложен Ярославом Мудрым на месте, где он встретил тотемного зверя мерян - медведя, отсюда и герб.
#геральдика #медведь #зело
Post mortem. Встреча.
Деревни Германов и Харитоньев Починки красивы, но мертвы. Зато остались стихи про любовь.
День воскресный вспоминаю:
Возле речки, у моста,
Встретил я девчонку Аню,
Улыбнулась мне она.
Но когда мне улыбнулась,
Вся во мне взыграла кровь,
Понял я, ко мне явилась
Настоящая любовь.
Парни, девки под тальянку
Танцевали у реки
Мы ходили по лужайке,
Речь любовную вели
И была она, как диво,
Словно в поле алый цвет
Молода, стройна, красива
Во свои шестнадцать лет
Говорили с ней при этом,
Согласившись навсегда:
Прогуляем зиму, лето
И поженимся тогда
Я с гулянки через речку
Аню к дому провожал
И любить ее до смерти
На крылечке обещал
В тридцать третьем брак связали,
Аня стала мне женой.
А теперь судите сами:
Что случилось со мной?
65 лет промчалось,
Чему быть — свело судьбой:
Моя молодость осталась
Там, в Починке, за рекой
Память юности у речки
Сохранил я навсегда,
Роковую нашу встречу
Не забуду никогда.
А. Дудин
1998 г.
Фото: Е. Соловьева.
#чухлома #костромскаяобласть #краеведение
Деревни Германов и Харитоньев Починки красивы, но мертвы. Зато остались стихи про любовь.
День воскресный вспоминаю:
Возле речки, у моста,
Встретил я девчонку Аню,
Улыбнулась мне она.
Но когда мне улыбнулась,
Вся во мне взыграла кровь,
Понял я, ко мне явилась
Настоящая любовь.
Парни, девки под тальянку
Танцевали у реки
Мы ходили по лужайке,
Речь любовную вели
И была она, как диво,
Словно в поле алый цвет
Молода, стройна, красива
Во свои шестнадцать лет
Говорили с ней при этом,
Согласившись навсегда:
Прогуляем зиму, лето
И поженимся тогда
Я с гулянки через речку
Аню к дому провожал
И любить ее до смерти
На крылечке обещал
В тридцать третьем брак связали,
Аня стала мне женой.
А теперь судите сами:
Что случилось со мной?
65 лет промчалось,
Чему быть — свело судьбой:
Моя молодость осталась
Там, в Починке, за рекой
Память юности у речки
Сохранил я навсегда,
Роковую нашу встречу
Не забуду никогда.
А. Дудин
1998 г.
Фото: Е. Соловьева.
#чухлома #костромскаяобласть #краеведение
Forwarded from Андрей Медведев
Отличная история для любителей рассказывать о прекрасной России "которую мы потеряли". Точнее которую злые большевики коварно порушили.
Крепостное право, во всей красе.
"Статуями служили голые живые люди, мужчины и женщины, покрашенные в белую краску. Они, когда [князь] гулял в саду, часами должны были стоять в своих позах, и горе той или тому, кто пошевелился".
https://yangx.top/pithhelmet/342
Крепостное право, во всей красе.
"Статуями служили голые живые люди, мужчины и женщины, покрашенные в белую краску. Они, когда [князь] гулял в саду, часами должны были стоять в своих позах, и горе той или тому, кто пошевелился".
https://yangx.top/pithhelmet/342
Telegram
Пробковый шлем
Как можно прочесть во всех учебниках, 14 сентября 1812 года Наполеон на Поклонной горе ждал "Москвы коленопреклонённой с ключами старого Кремля". Кутузов к Наполеону не явился, делегация москвичей тоже. Зато на Поклонной горе появился князь Александр Иванович…
Forwarded from Толкователь
Епископ Тихон (Шевкунов): «Наша страна стала наследником империи Чингизидов».
(а раньше он о преемственности от Византии говорил)
(а раньше он о преемственности от Византии говорил)
Крест дьяка Стефана Бородатого с могилы его сына Ильи у ростовской церкви Воскресения. Датировка: 1458 г.
Крест является произведением московского элитарного искусства середины XV века. В отличие от подобных произведений, предмет имеет уникальную сохранность. Кроме того, на кресте имеется пространная надпись, которая является важным источником по истории Ростовского княжества (письменных данных за XV в сохранилось очень мало). В тексте надписи упоминается последний ростовский князь Владимир Андреевич и его брат (не назван по имени). Через 16 лет после изготовления креста они продали оставшуюся у них часть княжества Ивану III (который тоже упоминается в тексте надписи как соправитель своего отца Василия Тёмного.
Красная палата Ростовского кремля.
#ростоввеликий #ярославскаяобласть #зодчество
Крест является произведением московского элитарного искусства середины XV века. В отличие от подобных произведений, предмет имеет уникальную сохранность. Кроме того, на кресте имеется пространная надпись, которая является важным источником по истории Ростовского княжества (письменных данных за XV в сохранилось очень мало). В тексте надписи упоминается последний ростовский князь Владимир Андреевич и его брат (не назван по имени). Через 16 лет после изготовления креста они продали оставшуюся у них часть княжества Ивану III (который тоже упоминается в тексте надписи как соправитель своего отца Василия Тёмного.
Красная палата Ростовского кремля.
#ростоввеликий #ярославскаяобласть #зодчество
Дорогой читатель!
Наш канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
@History_of_the_Empire_Russia – история России до революции. Восполнение пробелов в советском и постсоветском образовании;
@vatnikstan - канал познавательного журнала о русскоязычной цивилизации. Самое интеллектуальное медиа из народных, самое народное - из интеллектуальных;
@Brideshead_Revisited - Античность, Средневековье, Возрождение: история, литература, искусство;
@eidelman - Уроки истории с заслуженным учителем РФ, известным писателем и одной из самых популярных авторов платформы «Арзамас» Тамарой Эйдельман;
@chuzhbina – канал о русском зарубежье от эмигрантской живописи, литературы и известных персоналий до потомков эмигрантов, видеоклипов и интервью с нашими современниками;
@minarety — канал о Ближнем Востоке: мировые религии, безопасность и контр-терроризм, обзор СМИ и попытки разобраться, что к чему в самом взрывоопасном регионе планеты;
@apxeo_today – канал практикующего археолога из МГУ и РАН о буднях ученого и научных инсайдах, он проводит раскопки в Мексике, Гватемале и России, пишет об этом от первого лица и ведет свой видеоблог;
@zalesje "Залесская земля" - социальная антропология великой русской равнины.
О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов;
@china80s - канал об истории Китая 1980-х годов;
@pithhelmet - канал о колониальных империях, антиколониальных движениях и постколониальной реальности;
@estet_best — Золотая коллекция кино,музыки,книг и живописи. Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
@gumkonvoy — главный гуманитарный агрегатор Telegram.
Наш канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
@History_of_the_Empire_Russia – история России до революции. Восполнение пробелов в советском и постсоветском образовании;
@vatnikstan - канал познавательного журнала о русскоязычной цивилизации. Самое интеллектуальное медиа из народных, самое народное - из интеллектуальных;
@Brideshead_Revisited - Античность, Средневековье, Возрождение: история, литература, искусство;
@eidelman - Уроки истории с заслуженным учителем РФ, известным писателем и одной из самых популярных авторов платформы «Арзамас» Тамарой Эйдельман;
@chuzhbina – канал о русском зарубежье от эмигрантской живописи, литературы и известных персоналий до потомков эмигрантов, видеоклипов и интервью с нашими современниками;
@minarety — канал о Ближнем Востоке: мировые религии, безопасность и контр-терроризм, обзор СМИ и попытки разобраться, что к чему в самом взрывоопасном регионе планеты;
@apxeo_today – канал практикующего археолога из МГУ и РАН о буднях ученого и научных инсайдах, он проводит раскопки в Мексике, Гватемале и России, пишет об этом от первого лица и ведет свой видеоблог;
@zalesje "Залесская земля" - социальная антропология великой русской равнины.
О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов;
@china80s - канал об истории Китая 1980-х годов;
@pithhelmet - канал о колониальных империях, антиколониальных движениях и постколониальной реальности;
@estet_best — Золотая коллекция кино,музыки,книг и живописи. Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
@gumkonvoy — главный гуманитарный агрегатор Telegram.
Церковь Собора Пресвятой Богородицы в селе Холм, Галичского района. Деревянная церковь на подклете, стояла на кладбище в версте от села Холм. Срублена в 1552, обновлена в 1654 на средства кн. Ф. Ф. Волконского. Восьмигранный основной объём храма завершается малым восьмериком, несущим пятиглавие на крестчатой бочке. С востока к церкви примыкает апсида, с запада притвор, обнесенный галереей. В сер. 1940-х обрушился верхний восьмерик, в 1960 церковь вывезена в Кострому, где отреставрирована и включена в состав музея деревянного зодчества.
#кострома #костромскаяобласть #архитектура #мерянское
#кострома #костромскаяобласть #архитектура #мерянское