РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.38K subscribers
2.31K photos
28 videos
1 file
1.38K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
В 1861 году художник Алексей Боголюбов по заказу Волжского пароходного общества "Самолёт" включился в работу над  путеводителем по Волжскому речному пути, чтобы "дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных Поволжских местностях". В результате путешествия по Волге к Каспию Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций в путеводитель "Волга от Твери до Астрахани".

Вот одна из его работ "Крестный ход в Ярославле" 1863 г.

Это старообрядческий храм Иоанна Златоуста и колокольня "Ярославская свеча" в Коровнической слободе (те самые, что изображены на всеми любимой купюре в одну тысячу рублей), построенные по заказу зажиточных посадских людей Ярославля - Ивана и Фёдора Неждановских в 1649 году. А напротив, на другом берегу Которосли, Успенский собор -
Первый каменный храм Ярославля который начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора.

#ярославль #волга #история
Как одевались древние прото-москвички в эпоху Принципата и Домината Римской Империи, с I-III век н.э. - показывает московская реконструкторша Юлия Зайдель.

Основа реконструкции находки с Дьяковского городища в Коломенском, Москва.

Еще раз убеждаемся в том, как важна историческая реконструкция: раскрыта, наконец, тайна дьяковских грузиков! )))

Источник: Юлия Зайдель Москва.

#москва #дьяковскаякультура #рекоснтрукция
Forwarded from Меряфутурист
Галичские рыбаки — хранители традиций.

Рыбной ловлей в Галиче-Мерьском промышляли испокон веков. Местные жители — меряне охотно селились у полноводного Галичского озера, строили избы на берегу, рядом с городищем, которое постепенно стало центром посада. Городище после князя Шемяки было перенесено на другое место, но часть мерян, прежде всего рыбаки, продолжали жить именно здесь. Мало-помалу возникла отдельная слобода, к XVII веку известная под названием Рыбной, со своими обычаями, культурой и тайным языком называемым местными "меряжским".

Известно, что в 1505 году галичским «рыболовям», которых тогда насчитывалось 37 человек, великий князь Василий III пожаловал озеро с рекой Вёксой, запретив ловлю всем посторонним. Взамен они обязывались выплачивать великому князю оброк — по двенадцать с половиной рублей каждое лето.

Галичане ходили по озеру на небольших плоскодонках. Для ловли применяли бредни, а также верши — конические корзины, плетеные из ивы. Ставили также крылены — род кошелькового невода.

#галичмерьский #галичскоеозеро #меря #рыбнаяслобода
КАК РОСТОВСКИЕ ЗВОНЫ ЗАПИСЫВАЛИ: дневник В. Десятникова, 1963

15 марта 1963 года в Ростове делали магнитофонную запись. Участник события Владимир Десятников в дневнике записал:

«…А ведь чуть было не утеряли у нас в отечестве, и в Ростове даже, секрет звонарного искусства. Считали, что после войны и звонарей-то в живых не осталось. Долгие годы в городе стояла немота, языки колоколов были обвязаны тряпьем и притянуты к каменным столбам.

Погода солнечная, ясная, надворе крепкий мороз. Вначале мы долго не могли избавиться при записи звонов на магнитную пленку от чириканья воробьев и курлыканья голубей.

Встревоженные проснувшимися колоколами птицы подняли такой гвалт вблизи микрофонов, что заглушали чуть ли не самого от Сысоя. Послушать звоны собрались не только горожане, но и жители окрестных деревень.

Народу на соборной площади, на колхозном базаре у стен Ростовского кремля было столько, что и старожилы не могли припомнить подобного. Еще бы! Записывали Ростовские звоны! Давно я не видел такого праздника, с удалыми песнями, с бойкими частушками. Особенно старались девчата. Раскаты смеха слышались со всех сторон.

Однако, как только с колокольни подавали знак, площадь замирала. Звонари без конца репетировали, по тактам отрабатывали каждый звон. То и дело слышалась команда: «Стоп. Начнем еще раз, сначала».

Дольше всего не давался Ионафановский звон. Во время перекура А.С. Бутылин показал мне документ, датированный 1928 годом. Им предписывалось категорически «прекратить производство Ростовских звонов». «Не мудрено и забыть все, — как бы оправдываясь, говорили старики. — С тех пор лишь однажды звонили, в 1930-х годах, когда кинофильм «Петр I» снимали».

Когда все уже было закончено, собрали микрофоны, смотали провода на железные катушки и тонваген уехал, я вновь поднялся на колокольню. Там было пусто, никого уже не было и внизу под колокольней. Я подошел к Сысою, приставил ухо к холоду меди и услышал, как он тихо гудит и басит про себя, спустя три часа после звона…»
#РЗ_дневники
Forwarded from Меряфутурист
"Чудан-Миколо". "Николо-Чудца".

Сегодня Никола Вешний, с чем вас всех поздравляю и публикую продолжение серии иллюстраций к "Костромскому циклу" Ольги Ракитянской. Иллюстрация к стихотворению "Николо-Чудца".

Сиземпяль южакын шавын омоге,
Ютамаксна локемын ӱке,
Тӧрын-отынпель, пунадамын шудака
Чудан-Миколо нулажгама.

Шемен тошо йугепяль пӹшнаметь кигесна
Чудан лелек корныкан
Тайболан когузакш тӱргалан ньавама
Кузакпель Юма-Миколо мыян.

Кийшак киална аль кийшак киасна?
Кианте - кӧ пӓлӹма?
Пун тундеся киаругын коштеть
Имекармык коклаш кояк ченктеть.

Коцырӹкан кяршымла куу шулама,
Удӹлашак пирак толаметь...
Чудан-Миколо пыдынпель нулажгама
Куроманна нягдапяль иламеть.

Русский текст стиха в комментах поста.

Арт и перевод на мерянский: Андрей Мерянин.

#этнофутуризм #меря #мифология #мерянскийязык
"Фотоархеология": новый документальный фильм о Костромской земле и её удивительном наследии.

Новости от нашей замечательной Екатерины Соловьевой, костромского фотографа и историка фотографии, про которую мы уже писали тут, тут, тут и тут. Завтра, в 13:25 на канале "Культура" состоится премьера документального фильма посвященного проекту "Дом Смодора" в городе Галич Костромской области, который Екатерина ведет вместе со своим мужем, реставратором Антоном Мальцевым. Анонс из ее Вконтакта:

"Заканчивается весна, а я вспоминаю, как в начале осени прошлого года мне написала Настя Вельская, режиссер и продюсер, работающий с телеканалом "Культура". В конце сентября (мы с Антоном Антон Мальцев еще жили тогда в неблагоустроенной избушке) к нам приехала съемочная группа. Три дня съемок, интервью, погружения в нашу историю с Домом Смодора Костромские фотоархивы, с фотоархивами, с сохранением наследия и с реставрацией. С режиссером Екатериной, оператором Геной и продюсером Настей сидели вечерами на кухне, ели похлебку из русской печки и говорили обо всем. Мы немного волновались, а Елена Варновская, Елена Варновская дочка и хранитель наследия отца, фотографа Владимира Варновского, волновалась много!

Через месяц после сентябрьских съемок в деревне, ребята приехали уже в Кострому, на открытие выставки Варновского и сняли финал для сюжета. В общем, теперь волнуюсь я - в эту субботу, то есть уже послезавтра - на канале "Культура" выйдет про нас фильм из цикла "Человеческий фактор". Это удивительный проект, рассказывающий о простых людях, которые слегка ненормальные и не могут просто так жить, им что-то надо сохранять или созидать ))

В этом цикле уже вышли истории про
Крохино. Незатопленные истории, про Дмитрий Андреев, Глеб Данилов, Алёна Васильевна и других прекрасных психов".

Занесите дату и время в календарь: 25 мая, канал Культура, 13:25 "Фотоархеология"!

#культура #костромскаяобласть #галич #смодор
Forwarded from Меряфутурист
Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век.

В Третьяковской галерее открылась выставка «Васнецовы» про Виктора Васнецова, которого все помнят по его сказочным сюжетам и росписям Владимирского собора, и его внука Андрея, одного из лидеров советского сурового стиля.

Как-то странно фотографировать работы, которые всем зрителям известны в подробностях. Но вот кураторы настаивают, что нет ничего более неизвестного, чем хорошо знакомое. Например, витязь на самом деле не на распутье — художник не оставляет ему никакой дороги кроме прямой, где живу не бывать ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному. «Аленушка» выросла из портрета девочки-дурочки из Абрамцево. А «Бабу-Ягу» в пламенеющем сарафане, которая уносит Ивашечку, чтобы его съесть, Васнецов никому не показывал. Потому что в 1917 году красный цвет мог вызвать опасные ассоциации с образом русской революции, а уж в 1918-м тем более!

Все эти работы не в жанре фэнтези, а в историческом, перед нами суровый реализм.

#арт #васнецов
Ярославская Шалава — Блядово или Вязово?

«Ярославль онлайн» съездил в гаврилов-ямскую Шалаву, от названия которой так ущемляются все воспитанные на лагерных нарративах. Между тем, вероятнее всего, это мерянский топоним, происходящий от ~ фин.-угор. *śala "вяз": фин. salava, salaja "ива ломкая", морд. śel'ej, śel'eŋ, śäl'i, мар. šol, šolo "вяз". Т.е. это название в переводе звучит как Вязово, Ивово. Кроме того, в документах XIX века оно записано как Шалово.

В ареале Исторической мерянской земли (ИМЗ) подобных названий 4: 2 в Ярославской области, 1 в Нижегородской и 1 в Московской.

Также, возможно, мы имеем дело с антропотопонимом, от мирского имени Шала, также распространенного у марийцев, сродни мар. шӓла — «кисть из кудели», «ниток». Или от мар. шала «разрозненный», «разбросанный», шалавуй «растрепанный», «лохматый», «косматый».

По близости, в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области есть еще не мало интересных мерянских названий: Унимерь, Урёв, Воехта, Пурлево, Дебола, Илькино, Лахость, Рохмала, Курдумово.

#ярославскаяобласть #топонимия #мерянскийязык
Старая Унжа в цвете.

Горчуха, Макарьевский район. Сплав леса на реке Унжа. Слайды конца 70-ых годов.

#костромскаяобласть #макарьев #староыефото
Родина Снегурочки сообщает, что по суммарному коэффициенту рождаемости показатель Костромы по итогам 2023 года вырос на 2%. При этом по ЦФО общий рост составил только 0,2%. Следующими за Костромой по рождаемости идут Москва и Ивановская область.

Дорогая Снегурочка, спасибо за хорошую новость.

#рождаемость #верхневолжье
Типы домов на Руси.

Можно говорить о традиционном русском типе дома, который, по всей вероятности, связан с словено-мерянским (весьским, чудским) симбиозом.

Этот 1 тип — распространен в виде полосы от Белого Моря вдоль рек Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Согожи, Костромы, Волги от Углича до Нижнего Новгорода.

2 и 3 — назовем их финно-пермским и карело-финским типами, распространены в республике Коми, отчасти в Архангельской и Вологодской областях, Карелии и отчасти Финляндии. В этнографии этот тип домов называют северорусским.

4 — можно называть кривичско-словенским типом. Это дома с двускатной крышей, четырех и пятистенные, но если пятистенные, то пятая стена расположена поперек, и по фасаду дома переруба не видно. Тип распространен в Новгородской, Псковской и западной части Тверской обл., а также в Смоленской обл.

5 тип домов — половецкий или кыпчакский тип. Это чаще глинобитные, саманные, а в северной части деревянные четырехстенные дома с четырехскатной крышей.

#зодчество #русь #история