Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Если вы по какой-то причине находитесь в Ярославле, не упускать возможности посетить небольшую выставку пермской храмовой скульптуры в музее-заповеднике (Спасо-Преображенском монастыре).
Самарская мастерица воссоздала старинный костюм костромской купчихи
Его представили на Всероссийском фестивале национального костюма, культуры и традиций «Моя Родина».
Старинный наряд галичской купчихи воссоздала самарская мастерица Юлия Белоусова, руководитель культурного центра «Русское возрождение». Она давно увлекается изучением этнографических костюмов, создавая реплики по архивным фотографиям.
Творение Юлии Белоусовой на конкурсе представила другая самарчанка, Дарья Чернышова. Она является фольклорной исполнительницей. Для эффектной презентации Дарья специально подобрала и соответствующую песню Костромской губернии «Во субботу день ненастный».
#костромскойкостюм #этнография
Его представили на Всероссийском фестивале национального костюма, культуры и традиций «Моя Родина».
Старинный наряд галичской купчихи воссоздала самарская мастерица Юлия Белоусова, руководитель культурного центра «Русское возрождение». Она давно увлекается изучением этнографических костюмов, создавая реплики по архивным фотографиям.
Творение Юлии Белоусовой на конкурсе представила другая самарчанка, Дарья Чернышова. Она является фольклорной исполнительницей. Для эффектной презентации Дарья специально подобрала и соответствующую песню Костромской губернии «Во субботу день ненастный».
#костромскойкостюм #этнография
В 1861 году художник Алексей Боголюбов по заказу Волжского пароходного общества "Самолёт" включился в работу над путеводителем по Волжскому речному пути, чтобы "дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных Поволжских местностях". В результате путешествия по Волге к Каспию Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций в путеводитель "Волга от Твери до Астрахани".
Вот одна из его работ "Крестный ход в Ярославле" 1863 г.
Это старообрядческий храм Иоанна Златоуста и колокольня "Ярославская свеча" в Коровнической слободе (те самые, что изображены на всеми любимой купюре в одну тысячу рублей), построенные по заказу зажиточных посадских людей Ярославля - Ивана и Фёдора Неждановских в 1649 году. А напротив, на другом берегу Которосли, Успенский собор -
Первый каменный храм Ярославля который начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора.
#ярославль #волга #история
Вот одна из его работ "Крестный ход в Ярославле" 1863 г.
Это старообрядческий храм Иоанна Златоуста и колокольня "Ярославская свеча" в Коровнической слободе (те самые, что изображены на всеми любимой купюре в одну тысячу рублей), построенные по заказу зажиточных посадских людей Ярославля - Ивана и Фёдора Неждановских в 1649 году. А напротив, на другом берегу Которосли, Успенский собор -
Первый каменный храм Ярославля который начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора.
#ярославль #волга #история
Как одевались древние прото-москвички в эпоху Принципата и Домината Римской Империи, с I-III век н.э. - показывает московская реконструкторша Юлия Зайдель.
Основа реконструкции находки с Дьяковского городища в Коломенском, Москва.
Еще раз убеждаемся в том, как важна историческая реконструкция: раскрыта, наконец, тайна дьяковских грузиков! )))
Источник: Юлия Зайдель Москва.
#москва #дьяковскаякультура #рекоснтрукция
Основа реконструкции находки с Дьяковского городища в Коломенском, Москва.
Еще раз убеждаемся в том, как важна историческая реконструкция: раскрыта, наконец, тайна дьяковских грузиков! )))
Источник: Юлия Зайдель Москва.
#москва #дьяковскаякультура #рекоснтрукция
Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
КАК РОСТОВСКИЕ ЗВОНЫ ЗАПИСЫВАЛИ: дневник В. Десятникова, 1963
15 марта 1963 года в Ростове делали магнитофонную запись. Участник события Владимир Десятников в дневнике записал:
«…А ведь чуть было не утеряли у нас в отечестве, и в Ростове даже, секрет звонарного искусства. Считали, что после войны и звонарей-то в живых не осталось. Долгие годы в городе стояла немота, языки колоколов были обвязаны тряпьем и притянуты к каменным столбам.
Погода солнечная, ясная, надворе крепкий мороз. Вначале мы долго не могли избавиться при записи звонов на магнитную пленку от чириканья воробьев и курлыканья голубей.
Встревоженные проснувшимися колоколами птицы подняли такой гвалт вблизи микрофонов, что заглушали чуть ли не самого от Сысоя. Послушать звоны собрались не только горожане, но и жители окрестных деревень.
Народу на соборной площади, на колхозном базаре у стен Ростовского кремля было столько, что и старожилы не могли припомнить подобного. Еще бы! Записывали Ростовские звоны! Давно я не видел такого праздника, с удалыми песнями, с бойкими частушками. Особенно старались девчата. Раскаты смеха слышались со всех сторон.
Однако, как только с колокольни подавали знак, площадь замирала. Звонари без конца репетировали, по тактам отрабатывали каждый звон. То и дело слышалась команда: «Стоп. Начнем еще раз, сначала».
Дольше всего не давался Ионафановский звон. Во время перекура А.С. Бутылин показал мне документ, датированный 1928 годом. Им предписывалось категорически «прекратить производство Ростовских звонов». «Не мудрено и забыть все, — как бы оправдываясь, говорили старики. — С тех пор лишь однажды звонили, в 1930-х годах, когда кинофильм «Петр I» снимали».
Когда все уже было закончено, собрали микрофоны, смотали провода на железные катушки и тонваген уехал, я вновь поднялся на колокольню. Там было пусто, никого уже не было и внизу под колокольней. Я подошел к Сысою, приставил ухо к холоду меди и услышал, как он тихо гудит и басит про себя, спустя три часа после звона…»
#РЗ_дневники
15 марта 1963 года в Ростове делали магнитофонную запись. Участник события Владимир Десятников в дневнике записал:
«…А ведь чуть было не утеряли у нас в отечестве, и в Ростове даже, секрет звонарного искусства. Считали, что после войны и звонарей-то в живых не осталось. Долгие годы в городе стояла немота, языки колоколов были обвязаны тряпьем и притянуты к каменным столбам.
Погода солнечная, ясная, надворе крепкий мороз. Вначале мы долго не могли избавиться при записи звонов на магнитную пленку от чириканья воробьев и курлыканья голубей.
Встревоженные проснувшимися колоколами птицы подняли такой гвалт вблизи микрофонов, что заглушали чуть ли не самого от Сысоя. Послушать звоны собрались не только горожане, но и жители окрестных деревень.
Народу на соборной площади, на колхозном базаре у стен Ростовского кремля было столько, что и старожилы не могли припомнить подобного. Еще бы! Записывали Ростовские звоны! Давно я не видел такого праздника, с удалыми песнями, с бойкими частушками. Особенно старались девчата. Раскаты смеха слышались со всех сторон.
Однако, как только с колокольни подавали знак, площадь замирала. Звонари без конца репетировали, по тактам отрабатывали каждый звон. То и дело слышалась команда: «Стоп. Начнем еще раз, сначала».
Дольше всего не давался Ионафановский звон. Во время перекура А.С. Бутылин показал мне документ, датированный 1928 годом. Им предписывалось категорически «прекратить производство Ростовских звонов». «Не мудрено и забыть все, — как бы оправдываясь, говорили старики. — С тех пор лишь однажды звонили, в 1930-х годах, когда кинофильм «Петр I» снимали».
Когда все уже было закончено, собрали микрофоны, смотали провода на железные катушки и тонваген уехал, я вновь поднялся на колокольню. Там было пусто, никого уже не было и внизу под колокольней. Я подошел к Сысою, приставил ухо к холоду меди и услышал, как он тихо гудит и басит про себя, спустя три часа после звона…»
#РЗ_дневники
"Фотоархеология": новый документальный фильм о Костромской земле и её удивительном наследии.
Новости от нашей замечательной Екатерины Соловьевой, костромского фотографа и историка фотографии, про которую мы уже писали тут, тут, тут и тут. Завтра, в 13:25 на канале "Культура" состоится премьера документального фильма посвященного проекту "Дом Смодора" в городе Галич Костромской области, который Екатерина ведет вместе со своим мужем, реставратором Антоном Мальцевым. Анонс из ее Вконтакта:
"Заканчивается весна, а я вспоминаю, как в начале осени прошлого года мне написала Настя Вельская, режиссер и продюсер, работающий с телеканалом "Культура". В конце сентября (мы с Антоном Антон Мальцев еще жили тогда в неблагоустроенной избушке) к нам приехала съемочная группа. Три дня съемок, интервью, погружения в нашу историю с Домом Смодора Костромские фотоархивы, с фотоархивами, с сохранением наследия и с реставрацией. С режиссером Екатериной, оператором Геной и продюсером Настей сидели вечерами на кухне, ели похлебку из русской печки и говорили обо всем. Мы немного волновались, а Елена Варновская, Елена Варновская дочка и хранитель наследия отца, фотографа Владимира Варновского, волновалась много!
Через месяц после сентябрьских съемок в деревне, ребята приехали уже в Кострому, на открытие выставки Варновского и сняли финал для сюжета. В общем, теперь волнуюсь я - в эту субботу, то есть уже послезавтра - на канале "Культура" выйдет про нас фильм из цикла "Человеческий фактор". Это удивительный проект, рассказывающий о простых людях, которые слегка ненормальные и не могут просто так жить, им что-то надо сохранять или созидать ))
В этом цикле уже вышли истории про Крохино. Незатопленные истории, про Дмитрий Андреев, Глеб Данилов, Алёна Васильевна и других прекрасных психов".
Занесите дату и время в календарь: 25 мая, канал Культура, 13:25 "Фотоархеология"!
#культура #костромскаяобласть #галич #смодор
Новости от нашей замечательной Екатерины Соловьевой, костромского фотографа и историка фотографии, про которую мы уже писали тут, тут, тут и тут. Завтра, в 13:25 на канале "Культура" состоится премьера документального фильма посвященного проекту "Дом Смодора" в городе Галич Костромской области, который Екатерина ведет вместе со своим мужем, реставратором Антоном Мальцевым. Анонс из ее Вконтакта:
"Заканчивается весна, а я вспоминаю, как в начале осени прошлого года мне написала Настя Вельская, режиссер и продюсер, работающий с телеканалом "Культура". В конце сентября (мы с Антоном Антон Мальцев еще жили тогда в неблагоустроенной избушке) к нам приехала съемочная группа. Три дня съемок, интервью, погружения в нашу историю с Домом Смодора Костромские фотоархивы, с фотоархивами, с сохранением наследия и с реставрацией. С режиссером Екатериной, оператором Геной и продюсером Настей сидели вечерами на кухне, ели похлебку из русской печки и говорили обо всем. Мы немного волновались, а Елена Варновская, Елена Варновская дочка и хранитель наследия отца, фотографа Владимира Варновского, волновалась много!
Через месяц после сентябрьских съемок в деревне, ребята приехали уже в Кострому, на открытие выставки Варновского и сняли финал для сюжета. В общем, теперь волнуюсь я - в эту субботу, то есть уже послезавтра - на канале "Культура" выйдет про нас фильм из цикла "Человеческий фактор". Это удивительный проект, рассказывающий о простых людях, которые слегка ненормальные и не могут просто так жить, им что-то надо сохранять или созидать ))
В этом цикле уже вышли истории про Крохино. Незатопленные истории, про Дмитрий Андреев, Глеб Данилов, Алёна Васильевна и других прекрасных психов".
Занесите дату и время в календарь: 25 мая, канал Культура, 13:25 "Фотоархеология"!
#культура #костромскаяобласть #галич #смодор
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Поздравляю всех уроженцев, жителей, гостей и просто ценителей города Ярославля с его днём рождения, который в этом году отмечается в мае.
Предлагаю небольшую заметку на тему, сколько же лет нашему городу:
https://telegra.ph/YAroslavlyu-ispolnyaetsya-skolko-to-let-05-25
Предлагаю небольшую заметку на тему, сколько же лет нашему городу:
https://telegra.ph/YAroslavlyu-ispolnyaetsya-skolko-to-let-05-25
Telegraph
Ярославлю исполняется сколько-то лет
Сегодня в Ярославле отмечается день города. Традиционно (точнее, официально) датой основания города считается 1010 год. Как ни странно, эта датировка не основана ни на чём, кроме спекуляции. К счастью, ничего страшного в этом нет, потому что в письменных…
Ярославская Шалава — Блядово или Вязово?
«Ярославль онлайн» съездил в гаврилов-ямскую Шалаву, от названия которой так ущемляются все воспитанные на лагерных нарративах. Между тем, вероятнее всего, это мерянский топоним, происходящий от ~ фин.-угор. *śala "вяз": фин. salava, salaja "ива ломкая", морд. śel'ej, śel'eŋ, śäl'i, мар. šol, šolo "вяз". Т.е. это название в переводе звучит как Вязово, Ивово. Кроме того, в документах XIX века оно записано как Шалово.
В ареале Исторической мерянской земли (ИМЗ) подобных названий 4: 2 в Ярославской области, 1 в Нижегородской и 1 в Московской.
Также, возможно, мы имеем дело с антропотопонимом, от мирского имени Шала, также распространенного у марийцев, сродни мар. шӓла — «кисть из кудели», «ниток». Или от мар. шала «разрозненный», «разбросанный», шалавуй «растрепанный», «лохматый», «косматый».
По близости, в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области есть еще не мало интересных мерянских названий: Унимерь, Урёв, Воехта, Пурлево, Дебола, Илькино, Лахость, Рохмала, Курдумово.
#ярославскаяобласть #топонимия #мерянскийязык
«Ярославль онлайн» съездил в гаврилов-ямскую Шалаву, от названия которой так ущемляются все воспитанные на лагерных нарративах. Между тем, вероятнее всего, это мерянский топоним, происходящий от ~ фин.-угор. *śala "вяз": фин. salava, salaja "ива ломкая", морд. śel'ej, śel'eŋ, śäl'i, мар. šol, šolo "вяз". Т.е. это название в переводе звучит как Вязово, Ивово. Кроме того, в документах XIX века оно записано как Шалово.
В ареале Исторической мерянской земли (ИМЗ) подобных названий 4: 2 в Ярославской области, 1 в Нижегородской и 1 в Московской.
Также, возможно, мы имеем дело с антропотопонимом, от мирского имени Шала, также распространенного у марийцев, сродни мар. шӓла — «кисть из кудели», «ниток». Или от мар. шала «разрозненный», «разбросанный», шалавуй «растрепанный», «лохматый», «косматый».
По близости, в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области есть еще не мало интересных мерянских названий: Унимерь, Урёв, Воехта, Пурлево, Дебола, Илькино, Лахость, Рохмала, Курдумово.
#ярославскаяобласть #топонимия #мерянскийязык
Telegram
76.ru - Ярославль онлайн
В 2023 году депутаты выступили с инициативой: переименовать все населенные пункты со странными и даже «стыдными» названиями.
Вот, например, каково это — жить в Шалаве? С этим вопросом журналисты @news76 отправились в саму деревню к ее жителям: их рассуждения…
Вот, например, каково это — жить в Шалаве? С этим вопросом журналисты @news76 отправились в саму деревню к ее жителям: их рассуждения…
Старая Унжа в цвете.
Горчуха, Макарьевский район. Сплав леса на реке Унжа. Слайды конца 70-ых годов.
#костромскаяобласть #макарьев #староыефото
Горчуха, Макарьевский район. Сплав леса на реке Унжа. Слайды конца 70-ых годов.
#костромскаяобласть #макарьев #староыефото
Родина Снегурочки сообщает, что по суммарному коэффициенту рождаемости показатель Костромы по итогам 2023 года вырос на 2%. При этом по ЦФО общий рост составил только 0,2%. Следующими за Костромой по рождаемости идут Москва и Ивановская область.
Дорогая Снегурочка, спасибо за хорошую новость.
#рождаемость #верхневолжье
Дорогая Снегурочка, спасибо за хорошую новость.
#рождаемость #верхневолжье
Telegram
Родина Снегурочки
Костромская область — лидер в ЦФО по рождаемости.
Данные озвучила заместитель министра труда и соцзащиты Ольга Баталина на конференции «Россия — большая семья больших семей. Многодетность как новая норма».
⡅⠃⠢⢰⠎⠎⡅⢠ ⠥⣄⢁ ⢘ ⠇⢢⢃⢌⠑⢢⡘⠌⢤⢂⣂ ⠱⠚⠣ ⡤⢁⡄⠜⠇⢂⠣⠥⡂
По суммарному…
Данные озвучила заместитель министра труда и соцзащиты Ольга Баталина на конференции «Россия — большая семья больших семей. Многодетность как новая норма».
⡅⠃⠢⢰⠎⠎⡅⢠ ⠥⣄⢁ ⢘ ⠇⢢⢃⢌⠑⢢⡘⠌⢤⢂⣂ ⠱⠚⠣ ⡤⢁⡄⠜⠇⢂⠣⠥⡂
По суммарному…
Типы домов на Руси.
Можно говорить о традиционном русском типе дома, который, по всей вероятности, связан с словено-мерянским (весьским, чудским) симбиозом.
Этот 1 тип — распространен в виде полосы от Белого Моря вдоль рек Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Согожи, Костромы, Волги от Углича до Нижнего Новгорода.
2 и 3 — назовем их финно-пермским и карело-финским типами, распространены в республике Коми, отчасти в Архангельской и Вологодской областях, Карелии и отчасти Финляндии. В этнографии этот тип домов называют северорусским.
4 — можно называть кривичско-словенским типом. Это дома с двускатной крышей, четырех и пятистенные, но если пятистенные, то пятая стена расположена поперек, и по фасаду дома переруба не видно. Тип распространен в Новгородской, Псковской и западной части Тверской обл., а также в Смоленской обл.
5 тип домов — половецкий или кыпчакский тип. Это чаще глинобитные, саманные, а в северной части деревянные четырехстенные дома с четырехскатной крышей.
#зодчество #русь #история
Можно говорить о традиционном русском типе дома, который, по всей вероятности, связан с словено-мерянским (весьским, чудским) симбиозом.
Этот 1 тип — распространен в виде полосы от Белого Моря вдоль рек Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Согожи, Костромы, Волги от Углича до Нижнего Новгорода.
2 и 3 — назовем их финно-пермским и карело-финским типами, распространены в республике Коми, отчасти в Архангельской и Вологодской областях, Карелии и отчасти Финляндии. В этнографии этот тип домов называют северорусским.
4 — можно называть кривичско-словенским типом. Это дома с двускатной крышей, четырех и пятистенные, но если пятистенные, то пятая стена расположена поперек, и по фасаду дома переруба не видно. Тип распространен в Новгородской, Псковской и западной части Тверской обл., а также в Смоленской обл.
5 тип домов — половецкий или кыпчакский тип. Это чаще глинобитные, саманные, а в северной части деревянные четырехстенные дома с четырехскатной крышей.
#зодчество #русь #история