РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.32K subscribers
1.97K photos
26 videos
1 file
1.08K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Одноэтажная Америка Новгород.

Послушал намедни на конференции археологов Наталию Николаевну Фараджеву: увы, привычная визуальная реконструкция Новгорода XI в. Г. В. Борисевича далека от истины. Никаких плотно стоящих двухэтажных деревянных теремов и башен с остроконечными крышами в жилой застройке. Хоромы сугубо одноэтажны: в находках нет таких лестниц, которые могли бы служить для перемещений с этажа на этаж, только неудобные чердачные из одного бревна, по которым не разбегаешься. Не позволяют предположить серьезную нагрузку и бревна в основании, не свидетельствуют о ярусных строениях и остатки печей.

Аким Трефилов.

Новгород XI в. Г. В. Борисевич.

#новгород #археология #XIвек #архитектура
Лучшие исторические, краеведческие и культурологические каналы на просторах телеграма!  — Древность и современность, война и мир, буквально всё от Адама до Саддама. И на каждый из них решительно рекомендуем подписаться!

Она развалилась
— Под этим загадочным звучанием скрываются невероятные истории. Что случилось с шахтерской каской на Горбатом мосту? Как гласность привела к открытию инопланетян? И где найти убежище во время погрома? Все ответы в канале

бармалеи/партизаны
— Проект научно-популярного исследования, призванный дать понять, как диктатуры оказывают воздействие на нашу жизнь, и что с этим делат

Стальной шлем
— западная политическая история Нового и Новейшего времени, а также «политика памяти».

НУЛЕВЫЕ+ — Первые 10 лет правления Владимира Владимировича; В центре внимания сообщества – стремление к укреплению суверенной демократии и то, что мы имеем сейчас.

ODAL — наследие предков, древние традиции и индоевропейское мировидение через призму истории, археологии, антропологии, археогенетики, лингвистики и даже философии.

Записки о Средневековье — хочешь в Средневековье? - Заходи, и узнаешь, как там!

Ростовская Земля —  социальная антропология Замкадья. Канал о субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России.

Белое Дело — канал об истории Белого движения и русской эмиграции.

WeHistory
—  всё об истории: интересные факты, увлекательные лонгриды, мемы, тематические дни и даже подкасты. С нами вы убедитесь, что история — это совсем не скучно, но весело и познавательно!

Пикинер в Таверне— история, культура, археология, реконструкция, юмор и игровая тематика.

Аркадий Романов — канал лектора «Правого Полушария Интроверта», пишет об истории, музыке и популярной культуре, ведущий подкастов «На репите» и «Последний романов».

ТЕМНОВЕКОВЬЕ — погрузит тебя в атмосферу, когда за любую оплошность ждёт костёр.
Вологодское городище - 2023

В Вологде меж тем отчитываются выставкой о раскопках на Вологодском городище. Работы 2023 г. во время раскопок в районе ул. Ударников, 4 – напротив памятника 800-летию. Игорь Полиевктович Кукушкин открывал.

Древнейшие находки - финская уточка, тельные крестики и подвески с процветшим крестом, вторая половина XII - первая половина XIII в. Во второй половине XIII в. в этих богатых и стоящих на важных торговых путях на Северо-Восток весьских и мерьских местах начинает образовываться настоящий город. Его предшественником было крупное поселение у Вексы Вологодской, чуть поближе к Сухоне.

В XIV в. в нем уже пользуются престижной ордынской посудой, явно есть элита, вокруг живут те, кто пашет, косит, пасет коров и ловит рыбу. На фото можно видеть остатки вологодского частокола, дендродата - вторая половина XIV в. Целых семь писал найдены в одном квадрате 4х4 м, явно что-то особенное там было.

Аким Трефилов.

#вологда #археология
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Новый рисунок (уже третий!) в рамках изучения истории Северо-Восточной Руси. Сошедшие с гербов Ярославля и Ростова геральдические фигуры медведя и оленя. В качестве референса я взял не современные городские гербы, а эмблемы земель или государств из царского титула, которые дошли до нас в книге Царский Титулярник 1672 года издания.

Хочу обратить внимание на оружие в лапах медведя, которое мало похоже на топор, и неожиданную для оленя конскую гриву.
РОСТОВСКИЙ «САМОЛЕТ»

Из материалов тенишевского бюро о крестьянском быте извлекла я знание о ростовском самолете.

Сначала - о самолете в словаре
Мельниченко: «Самолёт, произносят и самолет. Устар. 1. Соха (косуля). «Огородническая косуля с таким устройством, что лошадь идёт не в борозде». || Плуг». А также «Облегчённый ткацкий станок» и «Челнок, быстро бегающий».

В исследовании Д. В. Найдич-Москаленко «О ПРИНЦИПАХ КЛАССИФИКАЦИИ РУССКИХ ПАХОТНЫХ ОРУДИЙ» (Советская этнография, 1959, вып. 1) есть «портрет» ярославской «косули». В собрании ГМЗРК - карандашная зарисовка «распашки». Картинки с ростовским «самолетом» найти мне не удалось.
50 лет исполнилось в этом году «Калине красной» Василия Шукшина. Фильм вышел на экраны 25 марта 1974 года.
На роль матери главного героя картины была утверждена знаменитая актриса Вера Петровна Марецкая. Ее должны были снимать в деревне Мериново Вологодской области в настоящей избе, принадлежащей одинокой старушке Офимье Ефимовне Быстровой.

Правда, поначалу Шукшин требовал повторить деревенский интерьер в павильоне. Боялся, что камера займет все пространство крошечного домика и актерам в этой тесноте негде будет развернуться. Но где отыскать иконы, похожие на те, что висели в красном углу у Офимьи Ефимовны - и Спас, и Николу, и Георгия Победоносца? Как повторить засиженную мухами лампочку и банку с молоком на фоне наклеенных репродукций из «Огонька»?

Решили рискнуть и снимать сцену в избе.

Но тут очередная напасть - Марецкая в самый последний момент, сославшись на нездоровье, сниматься отказалась. На самом деле, конечно, не хотела представать в образе престарелой героини. Тогда возникла идея снять в роли старухи Куделихи саму хозяйку избы. Для съемки выставили окно, чтобы через горницу видеть Офимью Ефимовну, сидящую в своей светелке.

- Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите,

- объяснил Шукшин. Та и рассказала, не подозревая, что съемка уже идет:

- Я молодая красивая была – ну красавица. Это сейчас устарела, одна на краю живу. Сморщилась.
А ещё про трёх сынков, в войну погибших, про пенсию маленькую, про сельсовет…


Так родилась одна из самых пронзительных сцен в истории не только отечественного кино.
Умерла Офимья Ефимовна через год после смерти Василия Макаровича, замерзла в избушке. На ее могиле установлен памятник с фотографией-кадром из «Калины Красной».

Рассказал - писатель Игорь Оболенский

#шукшин #вологодскаяобласть
Финно-угорская изба или славянская землянка?

Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных для строительства лесов.

Жилища древнерусского времени можно разделить на два вида.

1) - Так называемые «землянки», или «полуземлянки» получившие широкое распространение у славянских племен.

Эти понятия весьма условны, они обозначают жилища с уровнем пола ниже уровня земли. Из названия «землянка/полуземлянка» вроде бы следует, что это строение, перекрытое земляной насыпью, но в последнее время появились основания трактовать котлованы иначе, хотя возможность существования перекрытых землёй сооружений отрицать нельзя. Термин «полуземлянка» закрепился в научной литературе, и пользуются им в основном для удобства разделения заглублённых жилищ и наземных. В среднем глубина котлованов составляла 0,5–1,0 метр, хотя встречаются и более глубокие, и более мелкие значения. Размеры котлована составляли в среднем 3,0–4,5 метра.

2) - Наземные постройки, или так называемые «срубы», или «избы» получившие широкое распространение у балто-финских племен.

Давайте поговорим о каждом строении отдельно: изба. Изба — деревянный срубный (бревенчатый) отапливаемый жилой дом, состоящий из отдельных помещений (клетей), связанных друг с другом сенями.

Первоначально (в раннем железном веке) изба представляла собой бревенчатое строение, стоящее на земле. Иногда под первые венцы выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма выходил через отверстие в крыше. Пол был земляной, который просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым, или делался настил из досок. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе, в холодное время года, размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. К началу средневековья изба совершенствовалась, получив сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом дополнительные помещения.

#древняярусь #славяне #балты #финноугры
Forwarded from WeHistory
Ушкуйники – новгородские и поморские речные пираты, чаще всего новгородские вольники, в XII-XV веках занимавшиеся обороной границ Новгородской республики, службой в качестве посадской дружины и разбоем на Каме и Волге. Плавали исключительно на небольших парусно-гребных судёнышках — ушкуях, вмещавших до 30 человек.

Летописи изобилуют эпизодами, связанными с этими разбойниками: грабили и русские поселения, и ордынские владения, и иноземцев. Звали их, к слову, по-разному: Повольники, ватажники, тати, ушкуйники — всё одно. Это были зачастую опытные воины с хорошей экипировкой — у многих были стальные кольчуги и панцири; в качестве вооружения использовались копья, мечи, топоры, сабли, а также луки и арбалеты.

Вклад ушкуйников в историю значителен: В 1374 году ими была основана Вятка, нынешний Киров – самый восточный город Древней Руси; в ходе похода на шведов однажды они сожгли и их столицу, Сигтуну; Самым же известным ушкуйником по праву считается Василий Буслаев — до глупого горделивый богатырь из былин, однажды забавы ради затеявший драку одновременно со всеми новгородцами.

Большая часть деятельности ушкуйников была сконцентрирована на присоединение или хотя бы грабёж восточных земель, ближе к Оби. Лишь новгородцы видели в ушкуйниках что-то положительное, и к закату ушкуйничества лихих вольников ненавидели шведы, финны, татары и, что оказалось самым страшным, московиты.

В ходе присоединения Новгорода к Москве ушкуйники пришли на помощь своей родине, и Великий князь не простил им этого. В 1489 году на Вятку двинулось 64-тысячное казанско-московское войско под началом воевод Даниила Щени и Григория Морозова, которых вятичи сначала попытались подкупить. В итоге просто капитулировали: местных переселили в другие московские города, вождей ушкуйников казнили, а сами ушкуйники со временем слились с волжским казачеством.

WEHISTORY
Лучшие исторические, краеведческие и культурологические каналы на просторах Telegram!  — Древность и современность, война и мир, буквально всё от Адама до Саддама. И на каждый из них решительно рекомендуем подписаться!

Для вашего удобства всех их мы собрали в одну папку, которую достаточно добавить к себе, чтобы всегда оставаться с историей на «ты».

Как это работает:
— Кликаете на ссылку
— Нажимаете "Добавить папку"
— Выбираете интересующие каналы
— Делитесь с друзьями
— Наслаждаетесь подборкой!
РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ ИВАНА ПАВЛОВА: Иван Евдокимов

В 1925 году вышла книжка:

Провинция : Гравюры на дереве Ивана Павлова / Иван Евдокимов. — Москва : Государственное издательство, 1925. — 40, [2] с., 1 л. фронт. (портр.), [21] л. ил. : ил.

Для характеристики беру небольшой фрагмент вступления, отсылая за подробностями к оригиналу. И публикуя изображения ростовских гравюр художника.

«…Гравюры И. Н. Павлова охватывают реки — Москву, Волгу, Оку, Кострому, Клязьму, с замечательными старыми городами по ним — Коломной, Рязанью, Касимовым, Муромом, Гороховцом, Н.-Новгородом, Кинешмой, Плесом, Костромой, Ярославлем, Угличем, Василь-Сурском, селами — Коломенским, Павловым — и дивный по красоте Ростов Великий на озере Неро.

Действительно взяты пункты подлинной провинции, почти рядом с Москвой, как бы на ближайших кровеносных сосудах от сердца великого организма СССР. Образы старой России и СССР смешались — ведь это так и в жизни — вросли друг в друга, переплетаются корнями, сосут родную землю, поднимаются над нею в молодом и буйном росте, дряхлеют и клонятся от старости.

Овраги, деревеньки, реки, шлюзы, шатровые церкви, весенние разливы, причудливые домики, мужики на Волге, на пароме, дворы с колодцами и телегами, архитектурные группы соборов, Рязанский дворец Олега, башня в Коломне, базары, заставы-въезды, касимовские гробницы, избы Василь-Сурска, меловые горы Жигулей, „беляны“, переходы в Белую палату, небо, облака — длинной вереницей, как на огромном свитке, как в бесшумном и медлительном кинематографе, развертываются перед глазами.

Не все тут удачно, не все безукоризненно, как и во всякой человеческой работе. Бывавший подолгу в провинции и полюбивший провинцию не из окна вагона заметил бы в ней более красочные и сочные картины, более типичные и общие черты.

Восприятия И. Н. Павлова не глубоки, не лишены порою „скольжения“ по объекту зрения, без всякого проникновения в глубину, но в пестряди его гравюр есть несомненное, подлинное ощущение провинции…»
Ярославль, Церковь Иоанна Предтечи в Толчково. Внутреннее убранство.

Фото: Наталья Андрушкевич (С)

#ярославль #ростовскаяземля