Вознесение «Саваофа» Данилы Филипповича / Тайла Илип «Атя-юмал» нылтет.
1 января 1700 года, по преданию на сотом году жизни, вознесся на небо легендарный основатель духовного движения христов (хлыстов), житель Костромского уезда, Данила Филиппович.
Он отрицал необходимость священных книг и учил, что для спасения души нужна только одна «книга» — Святой Дух. Рассказывают, что в подтверждение своего учения он собрал все священные книги в один мешок, нагрузил его камнями и бросил в Волгу. Своим последователям он завещал не касаться книжных писаний и верить только Святому Духу, сходящему на верующих.
О жизни Данилы Филипповича известно немного. Считается, что он был крестьянином Юрьевского уезда, откуда он переселился в Муромский уезд. Согласно хлыстовскому преданию, здесь, на горе Городине, рядом с священным озером Шарьма на него сошёл и в него воплотился сам Господь Саваоф. После этого события Данила Филиппович ушел в Кострому где поселился и начал проповедовать новое учение.
Своим последователям он завещал не касаться книжных писаний и верить только Святому Духу, сходящему на верующих во время молитвенных радений. Он оставил своим ученикам 12 новых заповедей, служащих христам вместо Евангелия. Христы почитают Данилу Филиппова как своего основателя и величают «превышним богом», «верховным гостем» и «богатым гостем». Считается, что учеником и преемником Данилы Филипповича был Иван Тимофеевич Суслов, которому Данила Филиппович «дал божество» и сделал его «христом». По тому же преданию, Данила Филиппович скончался (вознёсся на небо) 1 января 1700 года (по старому стилю) на сотом году жизни.
Замечу, что Данила Филиппович определённо знал где найти благодатную аудиторию, поэтому ушел именно в постмерянскую Кострому. В связи с его визионерской историей вспоминается другой наш пророк XVIII века, основатель «бегунства», наиболее радикального течения старообрядцев беспоповцев, уроженец Переславля-Залесского, Евфимий. Евфимий долгое время обретался в галичских лесах и в Карелии, покуда не осел под Ярославлем.
Вот они, реальные аналоги «хождений по криницам», а не то, как некоторые поддают.
Арт: Вознесение «Саваофа» Данилы Филипповича / Тайла Илип «Атя-юмал» нылтет. 2022. Андрей Мерянин
#хлысты #христы #арт
1 января 1700 года, по преданию на сотом году жизни, вознесся на небо легендарный основатель духовного движения христов (хлыстов), житель Костромского уезда, Данила Филиппович.
Он отрицал необходимость священных книг и учил, что для спасения души нужна только одна «книга» — Святой Дух. Рассказывают, что в подтверждение своего учения он собрал все священные книги в один мешок, нагрузил его камнями и бросил в Волгу. Своим последователям он завещал не касаться книжных писаний и верить только Святому Духу, сходящему на верующих.
О жизни Данилы Филипповича известно немного. Считается, что он был крестьянином Юрьевского уезда, откуда он переселился в Муромский уезд. Согласно хлыстовскому преданию, здесь, на горе Городине, рядом с священным озером Шарьма на него сошёл и в него воплотился сам Господь Саваоф. После этого события Данила Филиппович ушел в Кострому где поселился и начал проповедовать новое учение.
Своим последователям он завещал не касаться книжных писаний и верить только Святому Духу, сходящему на верующих во время молитвенных радений. Он оставил своим ученикам 12 новых заповедей, служащих христам вместо Евангелия. Христы почитают Данилу Филиппова как своего основателя и величают «превышним богом», «верховным гостем» и «богатым гостем». Считается, что учеником и преемником Данилы Филипповича был Иван Тимофеевич Суслов, которому Данила Филиппович «дал божество» и сделал его «христом». По тому же преданию, Данила Филиппович скончался (вознёсся на небо) 1 января 1700 года (по старому стилю) на сотом году жизни.
Замечу, что Данила Филиппович определённо знал где найти благодатную аудиторию, поэтому ушел именно в постмерянскую Кострому. В связи с его визионерской историей вспоминается другой наш пророк XVIII века, основатель «бегунства», наиболее радикального течения старообрядцев беспоповцев, уроженец Переславля-Залесского, Евфимий. Евфимий долгое время обретался в галичских лесах и в Карелии, покуда не осел под Ярославлем.
Вот они, реальные аналоги «хождений по криницам», а не то, как некоторые поддают.
Арт: Вознесение «Саваофа» Данилы Филипповича / Тайла Илип «Атя-юмал» нылтет. 2022. Андрей Мерянин
#хлысты #христы #арт
Forwarded from Миловидные девы мерянской наружности
Новогоднее предрождественское.
Не секрет, что изначальная новогодняя обрядность не предполагала срубленной елки в доме - напротив, праздничные ритуалы были связаны с различными живыми вечнозелеными растениями, украшаемыми в надежде на будущее возрождение жизни и возвращение весны.
Держите-ка вот вместо елочки: Накладка с изображением Распятия. Оловянистая бронза, литье. XIV-начало XV вв. Северо-Восточная Русь.
Аким Трефилов.
#новыйгод #рождество #XIVвек #XVвек
Не секрет, что изначальная новогодняя обрядность не предполагала срубленной елки в доме - напротив, праздничные ритуалы были связаны с различными живыми вечнозелеными растениями, украшаемыми в надежде на будущее возрождение жизни и возвращение весны.
Держите-ка вот вместо елочки: Накладка с изображением Распятия. Оловянистая бронза, литье. XIV-начало XV вв. Северо-Восточная Русь.
Аким Трефилов.
#новыйгод #рождество #XIVвек #XVвек
Forwarded from Меряфутурист
Сказки-страшилки Поволжья. 1967 год.
Необыкновенной красоты волжские берега, прекрасные тихие вечера, песня над Волгой, мальчишки, скачущие в ночное… А какое же ночное без рассказов-страшилок?
Фрагмент документального фильма "Текут по России реки…", 1967 год.
#поволжье #XXвек #сказки
Необыкновенной красоты волжские берега, прекрасные тихие вечера, песня над Волгой, мальчишки, скачущие в ночное… А какое же ночное без рассказов-страшилок?
Фрагмент документального фильма "Текут по России реки…", 1967 год.
#поволжье #XXвек #сказки
YouTube
Сказки-страшилки Поволжья. 1967 год.
Необыкновенной красоты волжские берега, прекрасные тихие вечера, песня над Волгой, мальчишки, скачущие в ночное… А какое же ночное без рассказов-страшилок?
Фрагмент документального фильма "Текут по России реки…", 1967 год.
Фрагмент документального фильма "Текут по России реки…", 1967 год.
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Читая словарь В.И. Вершинина встретил интересное сопоставление марийского слова пыси "подслеповатый", "близорукий", > пызаш "щуриться", пызырге "имеющий глаза с прищуром" с ярославско-костромским словом бизой "слепой", "подслеповатый", "близорукий"
Первое этимологическое истолкование этого верхневолжского диалектизма было (со знаком вопроса) предложено В. Далем: "из близый", Фасмер в своем словаре ограничился определением "темное слово". Частичным синонимом к бизой является в ярославских говорах прилагательное бизорный "неприметный", "невзрачный"; "постыдный", "унизительный", ср. подмоск. бизорный "плохой, дающий мало тепла (о дровах)". Опираясь на эти структуры, лингвист А.Ф. Журавлев реконструировал для обоих прилагательных исходную форму *bezzorьnьjь, отметив, однако, неясность фонетических преобразований в бизой.
Возможно, все же, перед нами субстратное мерянское слово.
#ярославскийдиалект #костромскойдиалект #мерянскийязык #марйискийязык #меря
Первое этимологическое истолкование этого верхневолжского диалектизма было (со знаком вопроса) предложено В. Далем: "из близый", Фасмер в своем словаре ограничился определением "темное слово". Частичным синонимом к бизой является в ярославских говорах прилагательное бизорный "неприметный", "невзрачный"; "постыдный", "унизительный", ср. подмоск. бизорный "плохой, дающий мало тепла (о дровах)". Опираясь на эти структуры, лингвист А.Ф. Журавлев реконструировал для обоих прилагательных исходную форму *bezzorьnьjь, отметив, однако, неясность фонетических преобразований в бизой.
Возможно, все же, перед нами субстратное мерянское слово.
#ярославскийдиалект #костромскойдиалект #мерянскийязык #марйискийязык #меря
Forwarded from Меряфутурист
Кокошники.
Ольга Ракитянская @uksan_kund прислала ссылку на прелестную серию металлических значков «Русские кокошники», выпущенную в 1973 году Экспериментальным творческо-производственным комбинатом Художественного фонда РСФСР. Автор дизайна Логинов М.В.
По порядку: архангельский почелок, новгородский кокошник, олонецкая перевязка, кокошник тверской, ярославский, коруна новгородская, вологодский кокошник, каргопольская ряска, повойник тверской, владимирский кокошник, белозерская шапочка, костромской кокошник, вятский моршень. Чудо!
Интересно что высокий и острый "ярославский кокошник" суть тоже самое что "галичский наклон", который еще называют "костромским". Этот особый тип кокошника явно бытовал на всей территории Ярославско-Костромского Заволжья и скорее всего восходит к мерянской племенной моде, поскольку конструктивно и семантически близок к удмуртскому "айшону" и марийской "шурке".
Источник: группа «Творческие материалы».
#меря #кокошник
Ольга Ракитянская @uksan_kund прислала ссылку на прелестную серию металлических значков «Русские кокошники», выпущенную в 1973 году Экспериментальным творческо-производственным комбинатом Художественного фонда РСФСР. Автор дизайна Логинов М.В.
По порядку: архангельский почелок, новгородский кокошник, олонецкая перевязка, кокошник тверской, ярославский, коруна новгородская, вологодский кокошник, каргопольская ряска, повойник тверской, владимирский кокошник, белозерская шапочка, костромской кокошник, вятский моршень. Чудо!
Интересно что высокий и острый "ярославский кокошник" суть тоже самое что "галичский наклон", который еще называют "костромским". Этот особый тип кокошника явно бытовал на всей территории Ярославско-Костромского Заволжья и скорее всего восходит к мерянской племенной моде, поскольку конструктивно и семантически близок к удмуртскому "айшону" и марийской "шурке".
Источник: группа «Творческие материалы».
#меря #кокошник
Forwarded from Земля за Во́локом
Опрос века. В конфликте Господина Великого Новгорода и Московского Княжества я скорее на стороне:
Anonymous Poll
65%
Господина Великого Новгорода
35%
Московского Княжества
Forwarded from Миловидные девы мерянской наружности
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
«РАЗНОЦЕНТРЕННОЕ» ОСВОЕНИЕ ЗАВОЛОЧЬЯ:
НЕ НОВГОРОДОМ ЕДИНЫМ!
Пинежане – жители одной из самобытных частей Архангельской области нередко обсуждают вопрос о том, много ли в них новгородского или «чудского» (хотя такую постановку вопроса я бы отнес к ложной дихотомии)
Это побудило к написанию ряда материалов по данной тематике
Однако, вопрос о составляющих пинежской локальной культуры (как части севернорусской) далек от завершения. В ее формировании несомненны вклады: восточнославянский (например, былины киевского цикла, некалендарные древнерусские имена, фиксируемые в массовых письменных источниках XVII в.), ранний вепсский и более поздний карельский (вепсская мелострофа в причетной традиции, наличие лексики вепсско-карельского происхождения в удорском диалекте коми языка), коми (взять хотя бы схожие представления о так называемой пинежской «икоте» и коми «шеве»). Однако, возведение всей совокупности культуры пинежан исключительно к новгородским словенам (что характерно для публицистики), либо представление пинежан как обрусевших удорских коми / ушедших на восток вепсов упрощает сложную картину, которая и ценна своим многоцветием
Схожая картина отмечается и в других частях Архангельской области. При этом подлинные научные исследования, выявляя элементы языка и культуры различного происхождения не нацелены на противопоставление или разделение на языковой или этнической основе единых территориальных сообществ, конструирование или абсолютизацию культурных границ между ними. Наоборот, результаты подобных исследований свидетельствует о длительном и продуктивном этническом, языковом и культурном взаимодействии на данной территории
Прекрасно понимая современное единство всех элементов севернорусской культуры, при ее исследовании в историческом развитии нельзя не обратить внимание на мозаичность синхронных топонимических и археологических слоев Заволочья
Вместе с тем, даже беглый взгляд на карту Ростово-Суздальской земли и распространения вепсской топонимии в Новгородской земле хорошо показывает причины такой мозаичности: как Новгород, так Ростов тянулись к волокам на Онегу и Двину
Так, Ростово-Суздальская земля протягивает «лучи» в ключевые точки освоения – к Каргополю (верховье Онеги) и к Устюгу (верховье Двины и выход на Вычегду)
В свою очередь перед входом в Заволочье с новгородской стороны концентрируется вепсское население
Перейдя волоки, различные новгородские и ростовские потоки будут распространятся по огромной территории Заволочья, смешиваясь и накладываясь друг на друга
При этом новгородское («верховское») освоении Заволочья на слуху, в то время как миграции из Ростово-Суздальской («низовской») земли остаются как будто в тени
И вот что бросается в глаза – белокаменное зодчество юга Архангельской области (Каргополь и Сольвычегодск), Вологды и Устюга напоминает традиции Центральной России. Решил поискать информацию по данному вопросу. Действительно, появившиеся в конце XV века на Русском Севере каменные храмы (соборы Ферапонтова, Кирилло-Белозерского, Спасо-Каменного монастырей на Кубенском озере) близки каменным храмам Москвы
Московская архитектурная традиция продолжилась здесь в XVI веке и стала преобладающей, а кремлевский Успенский собор стал ориентиром при строительстве многих соборов (Кирилло-Белозерский и Горицкий монастырь, соборы Каргополя, Вологды, Великого Устюга, Антониево-Сийского и Соловецкого монастыря). Архитекторы отмечают, что Благовещенский собор Сольвычегодска также тяготеет к «низовским землям» – ростовской архитектурной школе
НЕ НОВГОРОДОМ ЕДИНЫМ!
Пинежане – жители одной из самобытных частей Архангельской области нередко обсуждают вопрос о том, много ли в них новгородского или «чудского» (хотя такую постановку вопроса я бы отнес к ложной дихотомии)
Это побудило к написанию ряда материалов по данной тематике
Однако, вопрос о составляющих пинежской локальной культуры (как части севернорусской) далек от завершения. В ее формировании несомненны вклады: восточнославянский (например, былины киевского цикла, некалендарные древнерусские имена, фиксируемые в массовых письменных источниках XVII в.), ранний вепсский и более поздний карельский (вепсская мелострофа в причетной традиции, наличие лексики вепсско-карельского происхождения в удорском диалекте коми языка), коми (взять хотя бы схожие представления о так называемой пинежской «икоте» и коми «шеве»). Однако, возведение всей совокупности культуры пинежан исключительно к новгородским словенам (что характерно для публицистики), либо представление пинежан как обрусевших удорских коми / ушедших на восток вепсов упрощает сложную картину, которая и ценна своим многоцветием
Схожая картина отмечается и в других частях Архангельской области. При этом подлинные научные исследования, выявляя элементы языка и культуры различного происхождения не нацелены на противопоставление или разделение на языковой или этнической основе единых территориальных сообществ, конструирование или абсолютизацию культурных границ между ними. Наоборот, результаты подобных исследований свидетельствует о длительном и продуктивном этническом, языковом и культурном взаимодействии на данной территории
Прекрасно понимая современное единство всех элементов севернорусской культуры, при ее исследовании в историческом развитии нельзя не обратить внимание на мозаичность синхронных топонимических и археологических слоев Заволочья
Вместе с тем, даже беглый взгляд на карту Ростово-Суздальской земли и распространения вепсской топонимии в Новгородской земле хорошо показывает причины такой мозаичности: как Новгород, так Ростов тянулись к волокам на Онегу и Двину
Так, Ростово-Суздальская земля протягивает «лучи» в ключевые точки освоения – к Каргополю (верховье Онеги) и к Устюгу (верховье Двины и выход на Вычегду)
В свою очередь перед входом в Заволочье с новгородской стороны концентрируется вепсское население
Перейдя волоки, различные новгородские и ростовские потоки будут распространятся по огромной территории Заволочья, смешиваясь и накладываясь друг на друга
При этом новгородское («верховское») освоении Заволочья на слуху, в то время как миграции из Ростово-Суздальской («низовской») земли остаются как будто в тени
И вот что бросается в глаза – белокаменное зодчество юга Архангельской области (Каргополь и Сольвычегодск), Вологды и Устюга напоминает традиции Центральной России. Решил поискать информацию по данному вопросу. Действительно, появившиеся в конце XV века на Русском Севере каменные храмы (соборы Ферапонтова, Кирилло-Белозерского, Спасо-Каменного монастырей на Кубенском озере) близки каменным храмам Москвы
Московская архитектурная традиция продолжилась здесь в XVI веке и стала преобладающей, а кремлевский Успенский собор стал ориентиром при строительстве многих соборов (Кирилло-Белозерский и Горицкий монастырь, соборы Каргополя, Вологды, Великого Устюга, Антониево-Сийского и Соловецкого монастыря). Архитекторы отмечают, что Благовещенский собор Сольвычегодска также тяготеет к «низовским землям» – ростовской архитектурной школе
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Вспомнил про тяжелейший в истории страны XVII век, прозванный "бунташным". Был в этот промежуток у нас и один стабильный "Тишайший" государь. Недаром же в его правление концентрация бунтов была максимальной. Бунтов было много и разных, как и картин, написанных по этому случаю. Я бы хотел оставить здесь любимые, которые считаю наиболее выразительными ("Боярыню Морозову" Сурикова и так все знают, потому включать не стал). Чтобы напомнить самому себе, что хоть и были у нас "тишайшие" цари, но это не помешало громкому гласу недовольного народа доноситься до нас даже спустя столетия. Народ не молчал, подавая пример нам, потомкам.
Лисснер Э.Э. Соляной бунт;
Лисснер Э.Э. Медный бунт;
Мясоедов Г.Г. Сожжение протопопа Аввакума;
Кириллов С.А. Казнь Степана Разина.
Лисснер Э.Э. Соляной бунт;
Лисснер Э.Э. Медный бунт;
Мясоедов Г.Г. Сожжение протопопа Аввакума;
Кириллов С.А. Казнь Степана Разина.
Forwarded from Меряфутурист
Архаика - одно "красное окно" и два "волоковых".
Дом крестьянки Лоховой первой половины XIX в. постройки из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (земли бывшей Костромской губернии). Подобную компоновку окон я один раз видел у дома в исторической части города Иваново. Ивановский дом (сгорел) тоже был начала XIX века.
#кострома #изба #зодчество
Дом крестьянки Лоховой первой половины XIX в. постройки из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (земли бывшей Костромской губернии). Подобную компоновку окон я один раз видел у дома в исторической части города Иваново. Ивановский дом (сгорел) тоже был начала XIX века.
#кострома #изба #зодчество