РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.32K subscribers
1.97K photos
26 videos
1 file
1.08K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Ростовский провинциальный погост позапрошлого или начала прошлого века.

Любопытно: когда мы себе представляем провинциальный погост позапрошлого или начала прошлого века, то нами там ожидаются простые деревянные крестьянские кресты (если погост староверческий - то они же с меднолитыми иконками или с деревянными же вырезанными сложными голгофскими крестами, ну и голбцы), а также близко знакомые и нам в силу их понятной сохранности вычурные чугунные и кованые железные - богатых крестьян, купцов, дворян. Ну и какой-нибудь одинокий помещичий памятник с наивной и мудрой эпитафией, резанной по камню.

А вот на фото Ивана Кузнецова 1908 г. на погосте у церкви Иоанна Богослова на Ишне на переднем плане стоит пара деревянных с иконописным Распятием с предстоящими и с херувимами. Понятно, что до наших времен (в широком смысле, включающем период этак с 1950-х гг.) такие не доживали - климат, влажность, деревянный крест без ухода падает через поколение, лет через 25-30. И интересно - насколько все ж широка была такая традиция, когда зародилась, кого нанимали такое делать - иконописцев ли местных, или еще кого.

Кстати, на иконе , которая в киоте на наружной стене церкви - явление преподобному Авраамию апостола Иоанна Богослова, Иоанн вручает Авраамию чудотворный посох, которым тот по мысли агиографов XVI в. поразил потом языческого идола.

Аким Трефилов.
Источник фото HUMUS.

#ростоввеликий #богословнаишне #XXвек #погост
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
👆Любецкий съезд имел противоречивые последствия.  Междоусобиц он не прекратил, но ограничил их рамками родового раздела Руси между разными ветвями княжеского дома, а сам стал важным примером для последующих поколений князей: как можно договариваться и не губить Русской земли хотя бы ради опасности извне (со стороны половцев на то время).

Примечательно,  что этот, к сожалению, часто актуальный призыв к "князьям" - "не губить Русской земли" вдруг был вывешен в Ростове, ведь в Ростовской земле в 1097 году произошло последнее кровопролитие, завершившее "добрую войну" и приведшее к "худому миру", когда мудрый Володимер Мономах произнёс эти вечные слова.
День рожденья - отличный повод напомнить о себе. Редко пишу в фб, но сегодня грех не написать, тем более, что есть о чем.

Кто-то знает, а кто-то еще нет, что уже почти три года как я занимаюсь костромскими фотоархивами советского времени. Их, найденных в брошенных домах или отданных мне в работу потомками фотографов - у меня уже десять. И явно будут еще. Волей-неволей задумались мы с Антоном и друзьями-единомышленниками, что публикации и выставки это хорошо, но нужен свой музей. Эдакий музей-дом друзей, как у Чебурашки.
Раз уж выпало в империи родиться, в империю вернуться, в аварии в этой империи выжить, то вторую половину жизни надо посвятить чему-то осмысленному.

В общем, в прошлом месяце мы с Антоном купили за 1 рубль у администрации города Галича, что в 100 км от Костромы - деревянный дом, объект культурного наследия в неудовлетворительном состоянии, бишь руину.

В этом доме с 1906 и до самой смерти в 1944 году жил Михаил Маркович Смодор - выдающийся фотограф того времени, который снимал Галич на протяжении сорока лет. Смодора в городе знают, выставки его устраивают, альбомы издают, даже памятник в центре города воздвигли. А дом стоял расселенный почти 20 лет, и никому не было до него дела. Украли крышу, отрезали электричество, устроили стихийный общественный туалет и стали ждать, когда дом, в который нарядные галичане начала прошлого века приходили на семейную съемку, - уйдет в небытие, и можно будет на его месте уже построить очередной фикс-прайс.

Беспощадные жернова советской истории перемололи и семью фотографа - его фотоателье национализировали, потом приняли его туда же на работу, в 1935-м году по доносу отправили в лагерь, а когда он вернулся, сломленный, уже не смог снимать. Его сыновей забрала война, а вдова, Фаина Ароновна, доживала свой век в комнатке, которую ей выделили в этом самом доме.

При жизни она успела передать одну коробку со стеклянными негативами в музей. Большая же часть архива сгинула - новые жильцы сбрасывали ящики со стеклами прямо в реку, дети скатывали пластины с городских валов и смотрели, как они разбиваются, переливаясь на солнце.

В 2016-м часть архива Смодора выставлялась в МАММе, огромная работа была проделана тогда нашими неравнодушными друзьями. Теперь пришло время и дому дать вторую жизнь. Он нас дождался, фотографа и реставратора. Очень страшно и ничего непонятно, но надо делать. Согласны?

Екатерина Соловьева. Кострома-Галич.

#смодор #галичмерьский #XXвек #нашенаследие
Путешествуя по великорусским регионам России, некоторые возможно обращали внимание, что для той или иной местности характерны свои, пока еще сохранившиеся особенности расположения традиционных домов и дворов. Где-то дома с двух- или трехскатной крышей со светелкой стоят торцом к улице, где-то дома стоят параллельно улице и имеют двух- или четырехскатные крыши, где-то встречается оба этих способа постановки дома относительно улицы. Разновидностей на самом деле масса, но все они являются производными от основных локальных особенностей традиционной планировки дома и приусадебного пространства.

У восточнославянских племен исследователи с I тысячелетия н. э. различают два типа жилища: бревенчатые срубные постройки, характерные для северной группы в лесной полосе и постройки полуземляночного типа, характерные для южных групп в лесостепной полосе соответственно. Первый тип получил развитие главным образом на территории великорусских регионов и к XIX в. в совокупности со сложившимися типами приусадебного пространства сформировал облик традиционных великорусских сельских и городских населенных пунктов.

К XIX в. основными разновидностями конструктивно-планировочных решений жилой зоны сруба стали четырехстенок, пятистенок и шестистенок. Первые две разновидности были распространены в средне- и южновеликорусской этнографических зонах, третий тип бытовал на Русском Севере. Четырехстенок представляет из себя простейшее жилое помещение, ограниченное четырьмя стенами, которое может быть однокамерным (с единственным помещением – избой), двухкамерным (с пристройкой неотапливаемого помещения – сеней или моста) или трехкамерным (с пристройкой сеней и клети). В пятистенке изба разделена капитальной стеной на два помещения. Шестистенок является комбинацией двух жилых срубов и подразделяется на различные типы.

С точки зрения вертикальной структуры выделялись дома с подклетом – нижним не жилым этажом и без подклета с завалинкой – насыпью вдоль наружных стен дома служащей для удержания тепла. Основными типами кровли были: двухскатная в северно- и среднерусской этнографических зонах, трехскатная и трехскатная со светелкой в среднерусской этнографической зоне, четырехскатная в средне- и южнорусской этнографической зоне. Крыли крышу тесом, дранью, соломой, позднее лучиной и железом.

В традиционной избе в зависимости от расположения печи и направления ее устья выделяют четыре типа внутреннего плана: северо- и среднерусский (печь у входа, устье печи направлено в другую от входа сторону), восточный южнорусский (печь напротив входа, устье ко входу), западный южнорусский (печь напротив входа, устье от входа), западнорусский (печь у входа, устье ко входу). Во всех случаях по диагонали от печи располагался передний (красный) угол где висели иконы и стоял обеденный стол.

Двор (усадьба) традиционно (классификация Е.Э. Бломквист) подразделяется в зависимости от взаиморасположения жилой и хозяйственной зон на две группы: северный примыкающий к жилью крытый двор и южный открытый двор, окруженный надворными постройками, которые включают в себя по два типа.

Первая группа (северный крытый двор) подразделяется на двухъярусный (северорусский) тип, где жилище с двором составляет одно целое и располагается перпендикулярно улице, и одноярусный (среднерусский) тип, где крытый двор примыкает к жилищу, расположенному также перпендикулярно улице.

Вторая группа (южный открытый двор) включает тип покоеобразной застройки (среднерусский), где изба располагается перпендикулярно или параллельно улице, образуя с расположенными рядом надворными постройками букву "п" в плане, и тип четырехугольного открытого двора (южнорусский), где двор представляет собой большое открытое пространство.

Первая группа распространена на Русском Севере и севере средневеликорусской этнографической зоны, вторая группа на юге средневеликорусской этнографической зоны и в южной этнографической зоне.

#традиции #жилище #двор
КОЛЕНВАЛ, ЧУРИКОВЦЫ, сектанты-трезвенники

В ПРОЖИТО попались записки о временах почти недавних - андроповских. Воспоминания Альфреда Симонова:

«…Как-то наша группа возвращалась из Пошехонья — там ликвидировали абсолютно лишнее в этих краях подразделение КГБ, — и на обратном пути мы остановились у винного магазина, чтобы взять бутылочку и вечером отметить уход в небытие пошехонского отделения.

Но наметанным чекистским глазом мы заметили неподалеку притаившуюся милицейскую машину — и рисковать не стали. Проехали мимо. С нами тоже не церемонились бы. Время-то было рабочее.

Сколько карьер было испорчено! Но в стране, где все стали немного строже, постепенно появился порядок и восстанавливалась дисциплина. Медленно, нехотя и не без сопротивления.

По крайней мере, бегать за водкой с заводов в рабочее время люди почти перестали. Видимо, брали с собой. Но появляться пьяным на улице стало опасно. Милиция действовала беспощадно по отношению к пьяницам. Даже в нашем городе, где в дни получки на заводах казалось, что покачиваются не только люди, но и фонари.

Помню эпизод, когда рыбинский мужичок, слегка приняв на грудь, торопливо убежал из магазина с бутылкой водки в руках, завидев издали милицию. Он знал, что все кончится плохо, если его засекут.

Появилась новая водка, которую называли андроповкой или коленвалом. Название водки было написано скачущими вверх-вниз буквами. Она была значительно дешевле той, что продавали в период позднего застоя. Люди это оценили и поняли: пить можно, но дома.

Как стихийный отклик на происходившие перемены в городе появилась достаточно многочисленная секта трезвенников-чуриковцев, которая считала основателя секты Чурикова чем-то вроде живого бога. Чуриков активно действовал, создавая подобные секты, в начале XX века, еще при царе. При советской власти он основал коммуну трезвенников, но непьющие, видимо, вызвали подозрение у новой власти. Дальнейшая судьба его мне не известна.

В общем-то, ничего плохого в пропаганде трезвого образа жизни не было. Правда, посещали ее в основном пожилые люди. Для них это тоже был своеобразный клуб по интересам. Это объединение мне казалось очень полезным, тем более что иногда они действительно добивались результата.

Как-то в Брейтовском районе мне пришлось опрашивать жителей одного села, стоявшего на дороге. Я, как руководитель группы, разыскал избу, где жил председатель местного колхоза, с тем чтобы побеседовать с ним.

Мне открыла немолодая женщина, которая, узнав, кто я и что мне нужен хозяин, страшно перепугалась. Я как мог успокоил женщину и, решив не дожидаться председателя, которого ждали домой только к вечеру, попрощался и пошел к выходу.

Женщина, обрадовавшись, что неприятный визит закончился, вдруг просительно сказала: «Вы уж мужика-то не трогайте, только-только человеком стал. Ну и что, что сектант, зато не пьет».
— А где же он состоит?
— Да у трезвенников. И сегодня поехал туда. Я его туда привела, а то ведь пил по-страшному. А он председатель, ему трезвый ум нужен.


«Ну и дела, — подумал я, — раз председатель, наверное, в партии состоит. Ну да бог с ним, это его дела, перестал пить — и хорошо». И об этом я сказал женщине.

Мне как-то показывали фотографии Чурикова 20-х годов в окружении последователей. Суровый дядька. А среди трезвенников все-таки преобладали женщины. Да и немудрено — в России они были главными жертвами пьянства мужчин…»
Электричка идёт мимо Боголюбовского луга у церкви Покрова на Нерли во время весеннего разлива.

📸Кирилл Новиков
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
ВЕПСЫ И ЛЕТОПИСНАЯ ВЕСЬ

В связи с возникающими вопросами о соотнесении вепсов с летописной весью кратко изложу свое видение вопроса

Поскольку этноним весь, несомненно, производен от vepsä, то и весь белозерско-пошехонскую отождествляли с вепсами. Но тогда еще не было в достаточной степени изучены географические названия

Вместе с тем, топонимия свидетельствует, что даже юг Белозерья был для вепсов периферией

И археологически белозерская весь входит в волжско-финскую культурную зону

В настоящее время вполне обоснованной является точка зрения, что вепсское население сложилось в результате смешения прибалтийско-финских по языку носителей средневековой приладожской курганной культуры и белозерской веси, волжско-финской по языку

Таким образом, летописная весь - это общая составляющая (наряду со славянской) современного русского населения Белозерья, Пошехонья и современного вепсского населения

При этом ранних вепсов ("приладожскую чудь") в большей степени интересовало Заволочье (оно интересовало всех), поэтому они со своей основной территории к востоку от Волхова, района Ояти проходили широкой полосой по Вытегорскому, северу Бабаевского района, северу Белого озера и частично переходили волоки, сливаясь с остальными колонизационными потоками, частично оставались на территории северо-запада Вологодской области

Хотя отдельные вепсские группы, разумеется, доходили до Шексны и Сухоны, но сплошного массива топонимии не оставили
Как добавить себе важности.

На обороте этой маленькой симпатичной нательной иконки с шестикрылым Серафимом скрывается прикладная печать, которой владелец мог заверить важные для него грамотки, капнув горячим воском и сделав на нём оттиск всегда сопровождающей его вещицы. Такие иконки-печати мастера отливали скопом загодя (видно, что изображение в центре печати человечка-воина уже пережило немало копирований), а потом на каждой отдельной уже под конкретный заказ вырезали имя - печать Варсонофиева, Тимофеева или там Антониева. Но в нашем случае имя заказчика было простым и коротким - Иван, и резчик решил самовыразиться, заполнив надписью всё поле и не оставляя неизящной пустоты. Вышла "ПЕЧАТЬ ИВАННООВА". Немножко по-фински звучит, но ни с кем не спутаешь.

Аким Трефилов.

24х15. Серебро. Звенигородская земля. XV в.

#археология #звенигород #XVвек
Под ногами нынешних вологжан лежит средневековая Вологда. Так она выглядит сверху, если раскопать. Дворы, загородки, вымостки, срубы. XV - первые десятилетия XVI в. Эпоха Ивана III и вскоре после. Влажный культурный слой, сохранность дерева и прочей органики.

Аким Трефилов.

Деревянные конструкции XV – первой половины XVI в. в нижних культурных напластованиях (раскоп 22, 2007 г.

Фото из: Андрианова Л. С. , Фёдоров А. С. Вологда XV–XVI вв. В границах крепости Ивана Грозного. (АВСЗ-13).

#вологда #археология #XVвек #XVIвек
Воспоминания о лете и городе Шуя. Много слушал тогда группу "Оптимальный вариант", у которых рок-н-ролл и блюз идеально, с тонким юмором и без лишней клюквы переплетаются с исконно-русскими поэтическими образами - лапти, телеги, плуги, скоморохи, бежины луга, мельник Данила, капитан Копейкин и прочая и прочая.

Николай Некрасов (С)

#шуя #ивановскаяобласть #арт
Кукушкины слëзы.

Наталья Заруцкая. (С)

#коруна #арт
Продолжая рассказ о мерянских гребнях

Вопрос интерпретации стилизованных изображений в археологии является одним из наиболее дискуссионных. Ярким примером служат неутихающие споры о глиняных лапках из Тимиревского археологического комплекса, которые считали то медвежьими, то бобровыми…

Не обошёлся без разночтений и процесс интерпретации зооморфных наверший цельных роговых гребней. Так, в коллекции индивидуальных находок, полученных в результате раскопок городища Унорож, имеются три цельных односторонних гребня, выполненных на плоских роговых пластинах, вытянутых по вертикали, а также имеющих трапециевидную форму. Спинки гребней оформлены в виде пары животных в полный рост, обращенных друг к другу и опирающихся на треугольное основание. У фигурок отчетливо прорезаны головы, туловища, ноги и хвосты, но, несмотря на это, они сильно стилизованы.

На одном гребне у животных прорезаны гривы, что позволяет интерпретировать их как коней. В свою очередь, вопрос видовой принадлежности животных, изображённых на других гребнях, остаётся открытым, его разрешение осложняется и отсутствием в отечественной историографии общепринятой позиции по интерпретации зооморфных изображений на цельных односторонних роговых гребнях.

Например, зооморфную часть гребня из Владимирских курганов, который близок по стилю унорожскому, Л. А. Голубева считает изображениями медведей. В свою очередь, О. А. Кондратьева, признавая условный характер изображений фигурок животных на гребне из курганов Суздальского Ополья, считает, что его зооморфная часть обладает признаками, характерными также и для лося, и «только отсутствие рогов и маленькие округлые уши» не позволяют, по её мнению, уверенно отождествлять её с этим животным. Н. Б. Крыласова считает, что на большинстве спинок гребней, оформленных в виде пары животных в полный рост, обращенных друг к другу и опирающихся на треугольное основание, изображены кони, но в то же время признаёт трудность определения в отдельных случаях вида животного из-за сильной стилизации изображения.
В общем, перефразируя М. Ю. Лермонтова, отметим, что в раннесредневековом искусстве смешалось всё: медведи, лоси, кони…)))

Литература:

Голубева Л. А. Зооморфные украшения финно-угров // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е1-59 / Отв. ред. В. В. Седов. М., 1979.
Кондратьева О. А. Зооморфные гребни IX–X вв. // КСИА. Вып. 166. М., 1981.
Кондратьева О. А. Гребни IX–XIX вв. в быту, обрядах, фольклоре, ремесле и художественном творчестве Древней Руси — России: Археологические и этнографические очерки / Науч. ред. С. В. Белецкий. СПб., 2011.
Крыласова Н. Б. Зооморфные роговые гребни в материальной культуре севера Восточной Европы // Археология, этнография и антропология Евразии. № 1.

Костромская археологическая экспедиция (С)

#КАЭ #мер #археология #унорож
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Решил собрать в один текст всё, что публиковалось здесь последние два месяца о Липицкой битве. Двадцать страниц не влезли даже в формат телеграфа, так что пришлось разбить на две части. Приятного чтения!

Разорение Большого Гнезда.
Часть первая.

https://telegra.ph/Razorenie-Bolshogo-Gnezda-CHast-pervaya-12-14
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Пребывание Юрия Всеволодича в ссылке в Городце тоже оказалось своего рода предзнаменованием. Течение реки Унжы и участок течения Волги от устья этой реки до устья Оки долгое время были как бы естественной границей Суздальской земли на востоке. Когда русские князья не воевали между собой, они направляли свою воинственную энергию на соседей. Городец стоял на левом берегу Волги, и служил плацдармом для дальнейшего «натиска на восток», вглубь марийских и мордовских лесов и на Среднее Поволжье, которое исстари контролировалось Волжской Болгарией. У Юрия было время подумать о том, как можно использовать выгоды этого места. Опыт жизни на «фронтире» пригодился ему, когда он вернулся на великокняжеский стол. Городец был предтечей Нижнего Новгорода, основанного Юрием в 1221 году, а после татарского завоевания даже стал одним из сильнейших княжеских столов Северо-Восточной Руси. В правление великого князя Андрея Александровича (1281-1283, 1293-1304) Городец был фактической столицей.
Так студень или холодец?

Недавно канал Sevprostor (@severprostor) провел интересный опрос о том как жители условных севера и юга называют это популярное традиционное великорусское блюдо. Результат опроса оказался неожиданным - большинство опрошенных "северян" и "южан" говорят холодец. Возможно, такой результат является следствием того, что опрошенные имели ввиду разные региональные варианты.

В.В. Похлебкин в своем Кулинарном словаре и ряд других кулинарных исследователей утверждают, что студень распространен в северных и северо-западных великорусских регионах и готовится обычно из говядины, а холодец в свою очередь бытует в основном в южных и юго-восточных великорусских регионах и готовится из свинины.

В этнографических материалах по рязанскому краю встречается и студень и холодец. Так, упоминание о студне есть в Егорьевском уезде: «...праздничный обед включал щи с мясом, молочную лапшу, холодец, или стюдень, гречневую кашу с молоком» (из монографии «Русские Рязанского края», т. 1. – М.: «Индрик» 2009. С.315). Южнее уже бытует холодец: «...еще одним распространенным блюдом, которым наделяли колядовщиков, были вареные или жареные свиные ножки (сс. Федосово, Борки, Демидово, Высокое, Шача, Завидное, Печины, Парсаты, Желанное, Ново и Старочернеево, дд. Богослов, Троицкое, Марьино, Новая, Авдотьино, Губколь), из которых варили холодец на сиделках. "Свиные ножки у каво есть, нарошна варять, и вот эта, им дають, и блины тах-та, чѐ ни чѐ дадуть"...» (из журнала Рязанский этнографический вестник № 28. Рязань 2001. С. 68, 116). В селе Дубровичи бывшего Рязанского уезда "настоящий" холодец также готовится исключительно из свиных ножек.

Таким образом, утверждения кулинарных исследователей о территориальном распространении студня и холодца косвенно подтверждаются на примере этнографических материалов бывшей Рязанской губернии.

#днитрадиционныхблюд
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Немного шутливый новогодний пост. Правильно питаться и не употреблять алкоголь лично для меня имеет смысл, уходящий в историю семьи. Если верить книге вологодского краеведа, исследователя топонимии и антропонимии А.В. Кузнецова "Тотемский ономастикон: Фамилии тотьмичей. Названия деревень. "Советские" ойконимы. Русские гидронимы" (Вологда: ВГПУ, 2007), фамилия моего деда с Совеги (исторически — Тотемский уезд, Вологодчина) — Дудин — имеет происхождение с Верхней Толшмы и происходит либо от диалектного слова "дудка" (толстяк), либо от "дудыш" (пьяница). Третьего не дано. Так что лучше не испытывать судьбу.
Вознесение «Саваофа» Данилы Филипповича / Тайла Илип «Атя-юмал» нылтет.

1 января 1700 года, по преданию на сотом году жизни, вознесся на небо легендарный основатель духовного движения христов (хлыстов), житель Костромского уезда, Данила Филиппович.

Он отрицал необходимость священных книг и учил, что для спасения души нужна только одна «книга» — Святой Дух. Рассказывают, что в подтверждение своего учения он собрал все священные книги в один мешок, нагрузил его камнями и бросил в Волгу. Своим последователям он завещал не касаться книжных писаний и верить только Святому Духу, сходящему на верующих.

О жизни Данилы Филипповича известно немного. Считается, что он был крестьянином Юрьевского уезда, откуда он переселился в Муромский уезд. Согласно хлыстовскому преданию, здесь, на горе Городине, рядом с священным озером Шарьма на него сошёл и в него воплотился сам Господь Саваоф. После этого события Данила Филиппович ушел в Кострому где поселился и начал проповедовать новое учение.

Своим последователям он завещал не касаться книжных писаний и верить только Святому Духу, сходящему на верующих во время молитвенных радений. Он оставил своим ученикам 12 новых заповедей, служащих христам вместо Евангелия. Христы почитают Данилу Филиппова как своего основателя и величают «превышним богом», «верховным гостем» и «богатым гостем». Считается, что учеником и преемником Данилы Филипповича был Иван Тимофеевич Суслов, которому Данила Филиппович «дал божество» и сделал его «христом». По тому же преданию, Данила Филиппович скончался (вознёсся на небо) 1 января 1700 года (по старому стилю) на сотом году жизни.

Замечу, что Данила Филиппович определённо знал где найти благодатную аудиторию, поэтому ушел именно в постмерянскую Кострому. В связи с его визионерской историей вспоминается другой наш пророк XVIII века, основатель «бегунства», наиболее радикального течения старообрядцев беспоповцев, уроженец Переславля-Залесского, Евфимий. Евфимий долгое время обретался в галичских лесах и в Карелии, покуда не осел под Ярославлем.

Вот они, реальные аналоги «хождений по криницам», а не то, как некоторые поддают.

Арт: Вознесение «Саваофа» Данилы Филипповича / Тайла Илип «Атя-юмал» нылтет. 2022. Андрей Мерянин

#хлысты #христы #арт
Forwarded from Миловидные девы верхневолжской наружности
Вологда. Этюд в этнографических тонах.

#меря #вологда