РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Время от времени мы делимся с вами подборками каналов наших соратников-историков, на которые стоит подписаться. В этот раз мы решили порадовать вас рекомендацией общегуманитарных сообществ — не только историки, но и краеведы, философы, культурологи. Увлекательно и познавательно — рекомендуем абсолютно каждого из этой подборки!

Первый Ближневосточный — всё о Ближнем Востоке, и даже больше!

MOSCOW XXI — эстетика и атмосфера Москвы нулевых годов в фотографиях и заметках.

Вторая Мировая война/WW2History — канал о Второй Мировой войне в фото, видеоматериалах и статьях.

Катехизис Катарсиса — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику.

Философское кафе – канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Ни смысла, ни покоя.

Великая война —  канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир.

Ростовская Земля —  социальная антропология Замкадья. Канал о субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России.

Первая мировая война — у нас вы найдете множество редких фотографий в отличном качестве, различные заметки и статьи на самые разные события Первой Мировой войны.

Белое Дело — канал об истории Белого движения и русской эмиграции.

WeHistory —  всё самое интересное из мировой истории: от Вавилона до Силенда, от осады Трои до войны виски.  Весело, увлекательно и со вкусом!

Ave Historia! — место, где ваши исторические запросы совпадают с нашими предложениями.

Аркадий Романов — канал лектора «Правого Полушария Интроверта», пишет об истории, музыке и популярной культуре, ведущий подкастов «На репите» и «Последний романов».

Царская Россiя — всё о дореволюционной России.

Немного истории — немного знаний в вашу жизнь из разных исторических периодов.

CatGeek — канал для любителей комиксов, фильмов, сериалов, игр и всей современной гик-культуры в самом широком смысле.

ТЕМНОВЕКОВЬЕ — погрузит тебя в атмосферу, когда за любую оплошность ждёт костёр.
ПРИШВИН И ОВСЯНИКИ. О медведях и людях

Извивы дороги к теме: явился в памяти и потом осуществился в фотке овес - в осеннем поле, избежавший судьбы быть скошенным. Судьба - истлеть на корню, уронив зерна в землю…

В словаре Г. Мельниченко нашла несколько словечек и выражений:


Овсина - один стебель или одно
зерно овса. Она голышкой пришла в колхоз на готовенькое, овсины завалящей не принесла.
Овсище - поле, на котором сжат овес. Пускай коровы погуляют на овсище.
Овсяник. 1. Хлеб, испеченный из овсяной муки. Не смейся, овсяник: не быть калачом (пословица).
2. Заяц, родившийся в июне. Овсянник - медведь, который питается овсом в поле.
Овсянник - «Лицо, приискивающее в Рыбинске лоцманам работу у поставщиков и снабжающее лоцманов и коноводов чашками, ложками, с условием, чтобы у него был забран овес для корма лошадей».

И заинтересовал медведь, пасущийся в овсах.
Нашла у Пришвина из 1930 года:

«26 января. В 10 у. по моей просьбе вчерашний на площади явился ко мне цыган (молдаванин) Скакунов с медведицей Марьей Петровной («Маса»). Ей 4 1/2 года. Другая медведица с медведем остались работать на площади, ту звать Тамара Владимировна, ей 8 лет, а весу всего 1 п. 16 ф. По сообщению Скакунова существуют совсем маленькие медведи, как собаки, это «муравейники», медведи более крупные — овсяники и самые большие — стервятники.

…Патент на «представление с медведями» в гор. Сергиеве. Скакунов — цирковой человек (и фамилия же!). Поход с медведями из Москвы (в Москве у Скакунова семья в 7 челов.) по деревням через Владимир в Нижний. Невероятные трудности (ночлег, доставание хлеба). Тяжкое такое время, и так везде одинаково. И все-таки можно, благодаря огромному успеху таких представлений.

Редко приходилось чувствовать так остро скорбь от разорения земли, как при рассказе об этом увеселительном походе с медведями. И когда мы поставили так вопрос: «Что если бы разрешить торговлю, явились бы у нас теперь продукты?» и после нашего собственного ответа: «Да, конечно, явились бы» и нового быстрого вопроса: «Но почему же они могут?» Скакунов ответил: «Потому что у них есть связь и они доверяют друг другу». Это значило, что они обладают кредитом и могут торговать без денег. В этом и есть секрет их успеха.

…К вечеру у Карасевых (соседей) произошел страшный разгром. Человек только что выстроил дом, и вдруг все имущество описывается, дом отбирается, а сам всей семьей пожалуйте в какую-то другую губернию. Это его как бывшего торговца. Сына его Жоржа я описал в рассказе «Клубника». По-видимому, это начало разгрома купцов и лишенцев. Это будет страшней, чем когда-то помещиков. Во-первых, тогда думали все, что без помещиков жить можно, во-вторых, была мечта о будущем. Ныне все уверены, что без купцов никак не проживешь и что в будущем непременно голод.
Цыган сказал: «Сперва будут загонять в коллектив, а потом выгонять: доставайте, как можете».

Смешанное. Плохо у нас, много хуже, чем у птиц, там птицы мирные и хищники так резко отличаются, издали видно, где ястреб летит, какой голубь сидит наверху дерева, у нас все смешано, и хищники-люди, домогатели власти вид имеют совершенно такой же, как и мирные люди».
Татары в Ивановском крае: мосты далекого прошлого.

Если бы кто-то спросил: а что делала в Плёсе три дня назад команда телевидения Республики Татарстан? – я бы ответил, что снимала о жизни татар в Плёсе и окрестностях. Но не современных и не отдельных. А множества и в древние времена. При этом не средневековых завоевателей, а защитников московских князей.

Между прочим, этим приглашённым воинам-профессионалам (которые, например, спасли жизнь Дмитрию Донскому на Куликовом поле) в начале XIV века «на прокорм» великокняжеской властью были отданы как минимум две трети земель современной Ивановской области…
А прежде, ещё до монгольского нашествия (нашествия сначала на Булгарию, а потом на Русь), вместе с булгарами наши предки обеспечивали бесперебойную работу важнейшей торговой магистрали, Великого Волжского пути. И Плёс, крупнейший ювелирный центр Северной Волги в те времена, работал на цветном металле, который большими партиями доставляли сюда наши главные торговые партнёры из Среднего Поволжья.

Словом, есть многое на свете, друг Горацио… И даже на такой небольшой территории, как наш Ивановский край. О «татарской составляющей» его истории и культуры как раз моя новая книжка. Макет готов. Уже собираюсь подержать в руках бумажный вариант. Электронную версию вывешу у себя на сайте.

Эмблема в верхней части обложки совсем не случайна, как и знак правившей в Волжской Булгарии династии Джаффаридов в нижней.

Павел Травкин. Плёс.

#татары #ивановскаяобласть
Все радуются тому, что при работах в Городце на Волге нашли защитную маску от боевого шлема скандинавского облика. XI век. Аналогии в Киеве и в Слониме вроде как. Ну да, ибн-Фадлановская Волга, путь руси к Булгару. Эффектно.

Аким Трефилов.

#XIвек #ЕдинаяЕвропа #археология #нашаистория
Forwarded from Меряфутурист
Меря и костромская полиция.

Этот случай из жизни одного елташа напомнил мне строки из "Овсянок" Дениса Осокина:

за ольгино нас остановил дорожный патруль. сырая-тестяная физиономия в фуражке отсалютовала мирону алексеевичу. мы показали ей свои физиономии – примерно такие же. – откуда вы? – из неи.
– куда едете? – в мещерскую поросль.
– что везете? – веретеницу. она умерла.
тестяная физиономия отсалютовала еще раз – и скрылась. мы поехали. в молочаях и его ближайших окрестностях живет и работает очень много мери. дорожные инспекторы – так через одного они. медленно и верно меря поступает на эти должности. чтобы днями и ночами наши
траурные машины беспрепятственно шли. на дорогах ивановской и костромской областей мерян с жезлами и в форме под восемьдесят пять процентов. да и оставшиеся пятнадцать про нас осведомлены.

#кострома #меря
Forwarded from Меряфутурист
Великороссы и неомеряне. Этническая реконструкция.

Интересный коммент в ветке предыдущего поста про "верхневолжскую музыку". Об этом недавно писал «Великорус». Трагедия русских или, если угодно, великороссов/великорусов (в их историческом ядре), в том, что в России так и не случилось буржуазной революции с ее апологией всего этнического, корневого. Проблема и в том, что русские социальные революционеры в своей борьбе отрицали важность великорусской этнической идентичности. И не только великорусской, заметим, вспомним, как быстро Сталиным была свернута политика этнической коренизации в национальных автономиях РСФСР.

Большевики/коммунисты продвигали все тот же старый готторповский дискурс, подавая свое "общечеловеческое" и "интернациональное" через призму "русского", которое, не имея четкого этнического базиса, являлось имперской идентичностью "для всех", а не национальной/этнической.

Причем тут культура?

Связь самая непосредственная. Экстракт "русского" в империи это та самая "калинка-малинка", "гармошка – визгливая дура", "котлетки с пюрешкой", а никак не "великорусские гусли" о которых мечтал Демьян Бедный, в 1930-ых лично обвиненный Сталиным в «клевете на русский народ». Здесь корень трагедии Дугина ныне проклинающего "русский шансон". Потому что, как пишет Валентин Лазарев: «Кринж а-ля рюс уже давно и успешно СТАЛ настоящей великорусской (русской) музыкальной культурой, и если его что и вытеснит, то скорее рэпчик.»

Наша задача не жертвовать "кринжу" свою жизнь и не бороться с ним, не быть участниками трагедии "а-ля Дугин", не сражаться с "ветряными мельницами", а строить свою собственную мерянскую культурную реальность не "за и не против". И этот процесс вовсе не «гальванизация трупа д-ром Франкенштейном» как считает Валентин Лазарев.

Мы переосмысляем наши местные великорусские формы по образцу более архаичных, изначальных — мерянских. Примерно так было у латышей в XIX-XX веках. Весной мой литовский шабёр в Риге прикупил книжечку, рассказывающую о развитии латышских национальных нарядов (народной одежды). Оказывается, у них уже к 1850-ым годам все было в значительной степени потеряно из-за урбанизации и сильного немецкого влияния. Только через 50-70 лет латыши начали постепенно восстанавливать то, чем мы сейчас так восхищаемся (национальный латышский стиль, вобравший в себя региональную племенную этнику ливов, латгалов, куршей, земгалов, кревингов), чтобы щеголять на "Празднике песен и танцев" и тд.. И то, сначала у них был всякий кринж и трэш в нарядах, как сейчас у наших неославянских родноверов ("коловраты" и "руны" во всю спину, и пр..).

Латыши свою этническую традицию, в том числе песенную, музыкальную, праздничную, обрядовую, долго и кропотливо РЕ/КОНСТРУИРОВАЛИ из разных сохранившихся элементов, и у них получилась довольно цельная, стильная и сильная картина.

Нет ничего невозможного.

#великороссы #меря #идентичность #культура
Forwarded from Меряфутурист
Уважаемый Илья в своем канале «Пока горит солнце» @pokagoritsolnce публикует ответ на наш вчерашний пост с нерхтским рожком:

«В продолжение темы этномузыкальной культуры великороссов - Нерехтские рожечники от уважаемого Андрея и лирическая песня Меленковского района (с. Илькино и Дмитриевы горы) из цикла песен Владимирского Поочья, которые наконец-то начал выкладывать Фольклорный ансамбль РАМ им. Гнесиных.»

Красиво.

#владимир #музыка #традиция
Курносое Парфеньево.

Жителей Парфеньевского района полувековой давности. Фотограф - Владимир Варновский. 1971 год.

"Их тысячи в этом архиве. Не устаю всматриваться в эти лица - наивные, курносые, веснушчатые, серьезные". Катя Соловьева. (С)

20 октября в Костроме в Муниципальной костромской художественной галерее открывается выставка фотографий из архива фотографа Владимира Варновского, найденного Катей в Парфеньево. Приходите, будет душевно!

Адрес: Кострома, пл. Мира, 2. http://kosgallery.ru/

#антропология #меря #чудь #костромскаяобласть
Forwarded from Yaroslavl Art
Говорят, в Переславле уже первый снег выпал
Forwarded from Великорус
Специфика восточноевропейских националистических и социалистических движений: украинского, русского, великорусского

Для восточноевропейского национализма характерны определенные особенности, как пишет Андрей Тесля в "Истинно русские люди. История русского национализма".

Он рассматривает их на примере Украины.

Сословия, а затем классы, были связаны с этнической принадлежностью, поэтому восточноевропейские националисты опирались на крестьянство, для которого первоочередным был аграрный вопрос, что приводило к тому, что националисты следовали социалистической программе.

Верно и обратное, восточноевропейские левые считались с тем, что часто эксплуатируемые этнически отличались от эксплуататоров. Это приводило их к национализму, как, например, украинского социалиста Драгоманова.

Украинские националисты и социалисты уделяли внимание культурным и языковым этническим особенностям своего народа, а также были светскими, потому что иначе были бы вынуждены отделить от украинцев греко-католиков.

В итоге на практике националистическое и социалистическое движение в Восточной Европе и в частности в Украине пересекались.

Этого нельзя сказать о русском национализме, так как он по определению был имперским, как пишет Тесля, и полностью противоположен украинскому в своих особенностях: религиозный, внеэтнический и государственнический.

Но что если мы посмотрим с позиции великорусского национализма?

Тогда ситуация не отличается принципиально от восточноевропейской и украинской.

Великорусы принадлежали во множестве к старообрядчеству и различным сектам, несмотря на гонения и занижение их численности, а остальные из них, будучи формально православными, фактически были полуязычниками-обрядоверами, судя по этнографическим материалам, в отличие от никонианской элиты.

Отсюда и антиклерикализм великорусских революционных демократов, который отражал великорусские народные тенденции.

В социальном плане великорусы в первую очередь были крестьяне и для них также остро стоял аграрный вопрос. Причём великорусские крестьяне в силу общинности были склонны к левым идеям, с чем великорусские революционные демократы и народники тоже считались.

В бытовом, языковом, этническом  и культурном аспектах великорусы кардинально отличались от правящей элиты, часто невеликорусского происхождения, говорившей на западноевропейских языках и ведшей западноевропейский образ жизни.

Исключением были старообрядческие купцы, которые и были великорусской национальной буржуазией, известные связи которой с революционно демократическим движением в таком случае становятся понятными.

Поэтому и великорусские революционные демократы, как и украинские, опирались и на социалистические, и на националистические идеи, но к сожалению, как пишет Драгоманов, они становились все более космополитическими и тем самым более русскими (так как правильно рассматривали русскую культуру как внеэтническую) и в итоге имперскими, тем самым игнорируя интересы как великорусов, так и украинцев.

Националисты в России в попытках стать более русскими, уходили от великорусского и шли в направлении государственнического, религиозного и внеэтнического имперского национализма, фактически становясь имперскими космополитами в силу внеэтничности понятия "русские".

Бакунин был ярким исключением.

Он последовательно защищал как этническую самобытность великорусов, так и социалистические идеи.

В 19 - начале 20 века существовал великорусский национализм (пусть часто прямо не озвученный), не отличающийся принципиально от других восточноевропейских движений.

Кульминацией его развития стал Великорусский Союз (1917-1918), издававший газету "Великоросс".

Великорусский национализм не получил более широкого развития в силу различных причин. Одна из которых - смешение русского как этнического (великорусского) и русского как политического (имперского), что приводило национально-освободительное движение к имперским антивеликорусским тенденциям.
Forwarded from Меряфутурист
"Sevprostor" опубликовал интересное фото перта «с гандарейкой». Ленинградская губерния, Лодейнопольский уезд, Винницкая волость, д. Перхинская. 1926.

Интересно, что в Костромском Заволжье бытовали избы похожей конструкции. Об этом можно судить по перту середины XVIII века из знаменитой старообрядческой деревни Стрельниково, Шунгенской волости (Мерский стан).

Интересно, насколько такая конструкция была характерна в целом для Севера, и для финно-угров / постфинно-угров, в частности.

#зодчество #изба #перт #традиция
Forwarded from Меряфутурист
Осенью, в те немногочисленные солнечные дни, когда воздух чист и прохладен, как родниковая вода, а деревья дарят нам прощальное буйство красок, небо над озером Неро и в отражении его вод, в лучах солнца приобретает особую сюрреалистичность.

#ростов #озеронеро #осень
Брошенная деревня Германов Починок. Совега, Солигаличский район Костромской области.

Катя Соловьева. Костромская область, декабрь 2019

#совега #костромскаяобласть #хтонь
Forwarded from Великорус
Современная русская культура - это украинизированная общерусская культура, а не великорусская

"После присоединения Украины на очередь стал вопрос о слиянии обеих этих редакций русской культуры воедино...

Поэтому практически вопрос сводился к тому - какую из двух редакций русской культуры следует целиком принять, а какую целиком отвергнуть.

Решать должно было правительство, т.е. в конечном счете - царь.

Правительство встало на сторону украинцев, что с точки зрения политической было совершенно правильно: неизбежное недовольство великороссов могло привести разве только к бунтам чисто местного характера, тогда как неудовольствие украинцев могло значительно затруднить и даже сделать невозможным настоящее воссоединение Украины.

Но, вставши на сторону украинцев, московское правительство сделало в направлении признания "правильности" украинской редакции русской культуры только первые шаги.

Правда, это были самые ответственные шаги - "исправление" богослужебных книг (т.е. замена московской редакции этих книг редакцией украинской) и вся реформа Никона.

В этой области была проведена полная унификация, причем великоросское было заменено украинским. Но в остальных областях культуры и жизни такой унификации до Петра проведено не было:

В Украине царила чистая западнорусская редакция культуры без всякой великорусской примеси, в Великороссии - смесь московской культуры с западнорусской, причем в этом подмешивании западнорусских элементов к великорусской культуре одни представители высшего класса (тогдашние "западники") шли довольно далеко, другие же (тогдашние московские националисты), наоборот, старались соблюдать чистоту великорусской традиции...

Царь Петр поставил себе целью европеизировать русскую культуру.

Ясно, что для выполнения этой задачи могла быть пригодна только западнорусская, украинская редакция русской культуры, уже впитавшая в себя некоторые элементы европейской культуры (в польской редакции этой последней) и проявлявшая тенденцию к дальнейшей эволюции в этом же направлении.

Наоборот, великоросская редакция русской культуры, благодаря своему подчеркнутому европофобству и тенденции к самодовлению, была не только непригодна для целей Петра, но даже прямо мешала осуществлению этих целей.

Поэтому, Петр эту великоросскую редакцию русской культуры постарался совсем искоренить и изничтожить, и единственной редакцией русской культуры, служащей отправной точкой для дальнейшего развития, сделал украинскую редакцию...

Таким образом, старая великоросская, московская культура при Петре умерла; та культура, которая со времен Петра живет и развивается в России, является органическим и непосредственным продолжением не московской, а киевской, украинской культуры.

Это можно проследить по всем отраслям культуры...

Таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков произошла украинизация великорусской духовной культуры.

Различие между западно-русской и московской редакциями русской культуры было упразднено путем искоренения московской редакции, и русская культура стала едина.

Эта единая русская культура послепетровского периода была западно-русской, украинской по своему происхождению, но русская государственность была по своему происхождению великорусской, а потому и центр культуры должен был переместиться из Украины в Великороссию.

В результате и получилось, что эта культура стала ни специфически великоросской, ни специфически украинской, а общерусской...

Таким образом, культурная украинизация Великороссии и превращение украинской культуры в культуру общерусскую совершенно естественно привели к тому, что эта культура утратила свой специфически украинский провинциальный характер.

Специфически же великоросского характера она приобрести не смогла уже в силу того, что, как сказано выше, преемственность специфически великоросской культурной традиции была окончательно и бесповоротно пресечена, и сохранялась разве только преемственность канцелярского языка московских приказных.

Отсюда - отвлечённо-общерусский характер всей послепетровской "петербургской" культуры."

С.Н.Трубецкой "К украинской проблеме", 1927 г.
Деревенские свадьбы! А вы гуляли на такой? Регистрация на сцене дома культуры, при зрителях, точнее зрительницах в валенках и платках. Молодые нарядные, серьезные и какие-то напуганные. Потом застолье под Ильичом или образами, или под всем вместе. Холодец, винегрет, самогоночка, шампанское, танцы, драка.

Перефразируя слова одной песни: «он снимает на похоронах и свадьбах»

(с) Владимир Варновский, Костромская область, Парфеньевский район, 1971-й год
Обретение и сканирование Катя Соловьева (С)

Подписывайтесь на инстаграм Кати https://www.instagram.com/eka.solovieva/

#антропология #меря #чудь #костромскаяобласть