Великороссы. Иерархия семьи.
Большая семья в ХХ веке была тем самым прошлым, которое хоть как-то позволяет укорениться в настоящем: вся эта большая сеть родства действительно чем-то наделяла. Наделяющие отношения большой семьи хорошо видны на старых фотографиях. Они созидаются жестами, взглядами, рукопожатиями и объятиями, совместными трапезами. В особых ситуациях ближние физически образуют круг, пластически выражая идею сплоченности всей полнотой телесного присутствия. В его центре обычно тот или то, кто или что служит залогом единства: вернувшийся со службы «дембель», могила, гроб, накрытый стол, младенец, бабка, молодожёны. Семейный круг — те, с кем проходит жизнь, но также и те, кто все вместе — плечом, к плечу, рука об руку — встают на ее краях и рубежах.
Мир приватных родственных связей, в котором прожило несколько советских поколений, был после падения советского строя обесценен так же, как в 1917 году обесценены были миры «бывших». В начале 1990-х гарантами первых частных экономических отношений были выбраны родственные связи. Испытание большими деньгами родственные связи, так долго остававшиеся без материальной основы и внятной всем иерархии, не выдерживали. Травма утраты больших семей жителями современной России до конца не осознана и не пережита: утраченные жизненные миры отзываются фантомными болями. Семейный долг есть — могил предков нет: погребенными в общих могилах войны и лагерей остаются многие тысячи предков современных россиян. Есть семья, но нет земли и дома, той части пространства, которая обеспечивает преемственность жизненного уклада. Есть желание вовлеченности, переживания себя как части чего-то большего, чем ты сам, но нет того социального тела, частью которого ты можешь стать.
Укорененность во времени и пространстве предполагает участие в воспроизводстве смыслов общего жизненного мира. Под смыслами я в данном случае понимаю привычки и правила обращения с миром. Они скрываются в простых вещах: в кулинарных рецептах, выученных «с руки», в дедовом умении подсекать рыбу и чинить проводку, которыми он наделил внуков, в том, что на ушибленную коленку надо подуть, и тогда всё пройдет, в том, что ябедничать — стыдно, в том, что старших перебивать нельзя, а за младшими надо присматривать, и еще - убирать локти со стола, не прощаться через порог и т. д. Кризис семьи, диагностируемый современным кинематографом, на мой взгляд, связан вовсе не с убыванием общего количества любви. Из сферы материальных и социальных обязательств членов семьи друг перед другом лояльность вот уже век как перенесена в сферу чувств: родительское наделение взрослых детей имуществом, имущественные отношения супругов и материальная забота детей о родителях с первых лет советской власти и до сегодняшнего дня — предмет эмоционального всплеска и морального суждения, а не социального порядка.
Нынче на повестке дня стоят вопросы, которые не решить посредством мелодраматических категорий любви и страсти, верности и измены: например, какова иерархия современной семьи, кто и кому в ней подчиняется? Гарантами главенства мужчин и старших в дореволюционной России служили закон и многовековое обычное право. Ослушание лишало детей наследства и вызывало осуждение общества. В советские времена гарантом женских/материнских интересов в семье было советское законодательство, век его был не долог, но достаточен для того, чтобы дети стали аргументом для имущественных притязаний женщины. Другим, не менее важным вопросом, является вопрос о собственности семьи и порядках ее перераспределения, и он также не может быть решен посредством мелодраматического языка. Вопросы иерархии (не путать с "вертикалью власти") и вопросы владения (не путать с "недвижимостью") оказываются напрямую связанными со смысловым порядком мира, в котором мы живем. Это — вызов времени.
Из недописанной книжки про свадьбы (2018). Светлана Адоньева.
Фото Ю. А. Галева. Вожгора. "Проводы в армию Вани Лешукова". 1973 год.
#великороссы #семья #род #XXвек
Большая семья в ХХ веке была тем самым прошлым, которое хоть как-то позволяет укорениться в настоящем: вся эта большая сеть родства действительно чем-то наделяла. Наделяющие отношения большой семьи хорошо видны на старых фотографиях. Они созидаются жестами, взглядами, рукопожатиями и объятиями, совместными трапезами. В особых ситуациях ближние физически образуют круг, пластически выражая идею сплоченности всей полнотой телесного присутствия. В его центре обычно тот или то, кто или что служит залогом единства: вернувшийся со службы «дембель», могила, гроб, накрытый стол, младенец, бабка, молодожёны. Семейный круг — те, с кем проходит жизнь, но также и те, кто все вместе — плечом, к плечу, рука об руку — встают на ее краях и рубежах.
Мир приватных родственных связей, в котором прожило несколько советских поколений, был после падения советского строя обесценен так же, как в 1917 году обесценены были миры «бывших». В начале 1990-х гарантами первых частных экономических отношений были выбраны родственные связи. Испытание большими деньгами родственные связи, так долго остававшиеся без материальной основы и внятной всем иерархии, не выдерживали. Травма утраты больших семей жителями современной России до конца не осознана и не пережита: утраченные жизненные миры отзываются фантомными болями. Семейный долг есть — могил предков нет: погребенными в общих могилах войны и лагерей остаются многие тысячи предков современных россиян. Есть семья, но нет земли и дома, той части пространства, которая обеспечивает преемственность жизненного уклада. Есть желание вовлеченности, переживания себя как части чего-то большего, чем ты сам, но нет того социального тела, частью которого ты можешь стать.
Укорененность во времени и пространстве предполагает участие в воспроизводстве смыслов общего жизненного мира. Под смыслами я в данном случае понимаю привычки и правила обращения с миром. Они скрываются в простых вещах: в кулинарных рецептах, выученных «с руки», в дедовом умении подсекать рыбу и чинить проводку, которыми он наделил внуков, в том, что на ушибленную коленку надо подуть, и тогда всё пройдет, в том, что ябедничать — стыдно, в том, что старших перебивать нельзя, а за младшими надо присматривать, и еще - убирать локти со стола, не прощаться через порог и т. д. Кризис семьи, диагностируемый современным кинематографом, на мой взгляд, связан вовсе не с убыванием общего количества любви. Из сферы материальных и социальных обязательств членов семьи друг перед другом лояльность вот уже век как перенесена в сферу чувств: родительское наделение взрослых детей имуществом, имущественные отношения супругов и материальная забота детей о родителях с первых лет советской власти и до сегодняшнего дня — предмет эмоционального всплеска и морального суждения, а не социального порядка.
Нынче на повестке дня стоят вопросы, которые не решить посредством мелодраматических категорий любви и страсти, верности и измены: например, какова иерархия современной семьи, кто и кому в ней подчиняется? Гарантами главенства мужчин и старших в дореволюционной России служили закон и многовековое обычное право. Ослушание лишало детей наследства и вызывало осуждение общества. В советские времена гарантом женских/материнских интересов в семье было советское законодательство, век его был не долог, но достаточен для того, чтобы дети стали аргументом для имущественных притязаний женщины. Другим, не менее важным вопросом, является вопрос о собственности семьи и порядках ее перераспределения, и он также не может быть решен посредством мелодраматического языка. Вопросы иерархии (не путать с "вертикалью власти") и вопросы владения (не путать с "недвижимостью") оказываются напрямую связанными со смысловым порядком мира, в котором мы живем. Это — вызов времени.
Из недописанной книжки про свадьбы (2018). Светлана Адоньева.
Фото Ю. А. Галева. Вожгора. "Проводы в армию Вани Лешукова". 1973 год.
#великороссы #семья #род #XXвек
Forwarded from Меряфутурист
Все что вы хотели знать о "древнерусской" культуре Залесской земли, но боялись спросить. Ну так вот вам, мерянские украшения из "древнерусского" могильника в округе Переславля-Залесского. База!)
#меря #археология #переславль #ярославскаяобласть
#меря #археология #переславль #ярославскаяобласть
Forwarded from Меряфутурист
МТС продвигает кацкарскую повестку. Ждем блюда мерянской кухни и ярославско-костромскую говорю.
Как измодила наша баска сторонска говоря за последошны 80 годов. Диве и не было ёла. Йих, наша доля... Кто инто сразумеет?
Варианты в комменты! ))
#ярославскаяобласть #кацкари
Как измодила наша баска сторонска говоря за последошны 80 годов. Диве и не было ёла. Йих, наша доля... Кто инто сразумеет?
Варианты в комменты! ))
#ярославскаяобласть #кацкари
Великорусский балет.
Представьте балет о Вологодчине. Представили? Вот я и тоже не могу. Но если бы я где-то, миру, представлял наш Истинный Север, то взял бы конечно - Вологду.
Выбегают танцоры в сапогах со скрипом, картузах и косоворотках, с финками и под музыку в стиле Хачатуряна пляшут размахивая ножами.
Ведь это можно поставить! Почему никто не воспел страшную северную резню?
Финочки забрякали
Отец да мать заплакали!
или, да хоть бы это:
Ай из нагана выстрел дали
По реке пошел туман
Не надейся на товарища,
надейся на наган!
Только представьте к вам, шабзёрам, на танцы приходят чужие - митрополы, ну или кокшары, завязывается потасовка и вы сокрушаете своих извечных врагов финками и кольями? Представили? Не получилось, да? Да потому что никому нах эта фактура, этот срез великорусской истории, культуры и самосознания, не нужен. Но в будущем, в ситуации кардинального пересмотра взгляда на самих на себя, это вполне возможно.
Бесплатная идея - пользуйтесь)))
Залесец.
#музыка #великороссы
Представьте балет о Вологодчине. Представили? Вот я и тоже не могу. Но если бы я где-то, миру, представлял наш Истинный Север, то взял бы конечно - Вологду.
Выбегают танцоры в сапогах со скрипом, картузах и косоворотках, с финками и под музыку в стиле Хачатуряна пляшут размахивая ножами.
Ведь это можно поставить! Почему никто не воспел страшную северную резню?
Финочки забрякали
Отец да мать заплакали!
или, да хоть бы это:
Ай из нагана выстрел дали
По реке пошел туман
Не надейся на товарища,
надейся на наган!
Только представьте к вам, шабзёрам, на танцы приходят чужие - митрополы, ну или кокшары, завязывается потасовка и вы сокрушаете своих извечных врагов финками и кольями? Представили? Не получилось, да? Да потому что никому нах эта фактура, этот срез великорусской истории, культуры и самосознания, не нужен. Но в будущем, в ситуации кардинального пересмотра взгляда на самих на себя, это вполне возможно.
Бесплатная идея - пользуйтесь)))
Залесец.
#музыка #великороссы
YouTube
А. Хачатурян. Танец с саблями
А. Хачатурян. Танец с саблями из балета "Гаянэ"
Концерт "Безумные танцы"
Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония"
Дирижер - Фабио Мастранджело.
Запись т/к "Россия-Культура" 29.01.2016
Московский международный Дом музыки, Светлановский зал
A. Khachaturian.…
Концерт "Безумные танцы"
Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония"
Дирижер - Фабио Мастранджело.
Запись т/к "Россия-Культура" 29.01.2016
Московский международный Дом музыки, Светлановский зал
A. Khachaturian.…
Forwarded from Меряфутурист
Прозаик Ефим Гольберг про Ростовскую землю и меря.
Ефим Яковлевич Гольберг (Ефим Дорош) в своей книге "Слово о Ростове Великом" (1962) написал про меря и Ростовскую землю поистине проникновенные строки:
«Многое сошлось для меня в этом городе, словно я родился здесь и прожил долгую жизнь. Мне начинает даже казаться, что я знаю каждый день из тысячи ста лет, что он существует, начиная с того времени, когда под 862 годом он впервые упомянут был в летописи в рассказе о легендарном Рюрике, который роздал мужам своим города: „…овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Бѣло-озеро“.
Но с чего начать рассказ? Не с изначальных же времён, о которых древний писатель в „Повести временных лет“ с эпической простотой говорит: „А на Ростовьском озере Меря“… В своих прогулках по берегу озера, вспоминая прочитанные книги, я пытаюсь представить себе находившийся здесь рыбачий посёлок и обитавших в нём людей. Один из археологов прошлого столетия, граф Уваров, писал о мерянах, что волосы у них, если судить по находкам, были русые, что мужчины и женщины украшали себя на висках кольцами из серебряной и медной проволоки и что одежду они носили из толстой шерстяной материи, украшая её пришивкою металлических привесок самого разнообразного рисунка. Современный нам археолог Е.И. Горюнова рассказывает, как из новгородской земли и с верховьев Днепра и Волги приходили сюда, в мерянский край, словене и кривичи, оставались здесь жить, и были среди новгородцев ославянившиеся чудь и весь. Отсюда же, с берегов озера Неро, когда шёл Олег походом на Царьград, отправились к нему мерянские воины, о чём говорится в летописи: „Иде Олег на Грекы… поя множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю…“
...
Когда, случается, в начале лета подъезжаешь к Ростову и километров за двадцать с лишним до него начинаешь постепенно спускаться в обширную, местами заболоченную низменность, одни лишь названия речек, урочищ и селений побуждают мысль обратиться к давним временам.
Серая автомобильная дорога плотно лежит на земной тверди, между заросшими канавами, обсаженными кое-где старыми берёзами или же ветвистыми, нависшими над дорогой ивами. Возделанная земля простирается по сторонам. Только озимая рожь зеленеет сплошь, а картофель, цикорий, капуста тянутся прямыми бороздами, перечёркивая поперёк, наискось или вдоль несколько округлые поля, мягкие линии которых определяются соседним оврагом, кудрявым от лещины и ольхи, болотцем, поймой реки…
Дорога пересекает реку Сару, а раньше в стороне, по правую руку, было село Подлесное, которое стоит над речкой Пулохмой, и в названиях этих двух рек, как и в названиях сёл Дёболы и Пужбол, стоящих влево от дороги, слышится язые мери. Скнятиново, белеющее своею церковью справа, высоко в полях, заставляет вспомнить князя Константина Всеволодовича, терем которого будто бы здесь стоял. Славянский строй речи угадывается в кратком наименовании открывшегося впереди села – Львы.
В названии же залива Варус чудится мне Варяжское море.
Весь в тростниках залив темнеет среди светлой зелени болотных трав, кое-где испятнанной голубыми лужами оставшейся с весны воды. Расширяясь, он переходит в плоское, вровень с берегами, сизое в большей своей части озеро. От дальнего берега и почти до середины озера над ним низко нависла иссиня-чёрная с исподу туча, серебристо клубящаяся сбоку, со стороны осветившего её солнца. Под солнцем вода зеркально блестит. Белый монастырь на мысу и сияющий серебряными главами белый Ростовский кремль позади монастыря, на береговой излучине, отражаются в гладкой воде.»
Поняли, в Мерянский край к мерянам приходили словене и кривичи, оставались у нас жить, и были среди новгородцев ославянившиеся чудь и весь. Красота и ретроэтно. И никаких вам «расовых штук» и «тяжелой поступи стальных легионов». Давно говорю что нам нужны еврейские менеджеры этнокультурных проектов.
#ростов #меря #древняярусь
Ефим Яковлевич Гольберг (Ефим Дорош) в своей книге "Слово о Ростове Великом" (1962) написал про меря и Ростовскую землю поистине проникновенные строки:
«Многое сошлось для меня в этом городе, словно я родился здесь и прожил долгую жизнь. Мне начинает даже казаться, что я знаю каждый день из тысячи ста лет, что он существует, начиная с того времени, когда под 862 годом он впервые упомянут был в летописи в рассказе о легендарном Рюрике, который роздал мужам своим города: „…овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Бѣло-озеро“.
Но с чего начать рассказ? Не с изначальных же времён, о которых древний писатель в „Повести временных лет“ с эпической простотой говорит: „А на Ростовьском озере Меря“… В своих прогулках по берегу озера, вспоминая прочитанные книги, я пытаюсь представить себе находившийся здесь рыбачий посёлок и обитавших в нём людей. Один из археологов прошлого столетия, граф Уваров, писал о мерянах, что волосы у них, если судить по находкам, были русые, что мужчины и женщины украшали себя на висках кольцами из серебряной и медной проволоки и что одежду они носили из толстой шерстяной материи, украшая её пришивкою металлических привесок самого разнообразного рисунка. Современный нам археолог Е.И. Горюнова рассказывает, как из новгородской земли и с верховьев Днепра и Волги приходили сюда, в мерянский край, словене и кривичи, оставались здесь жить, и были среди новгородцев ославянившиеся чудь и весь. Отсюда же, с берегов озера Неро, когда шёл Олег походом на Царьград, отправились к нему мерянские воины, о чём говорится в летописи: „Иде Олег на Грекы… поя множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю…“
...
Когда, случается, в начале лета подъезжаешь к Ростову и километров за двадцать с лишним до него начинаешь постепенно спускаться в обширную, местами заболоченную низменность, одни лишь названия речек, урочищ и селений побуждают мысль обратиться к давним временам.
Серая автомобильная дорога плотно лежит на земной тверди, между заросшими канавами, обсаженными кое-где старыми берёзами или же ветвистыми, нависшими над дорогой ивами. Возделанная земля простирается по сторонам. Только озимая рожь зеленеет сплошь, а картофель, цикорий, капуста тянутся прямыми бороздами, перечёркивая поперёк, наискось или вдоль несколько округлые поля, мягкие линии которых определяются соседним оврагом, кудрявым от лещины и ольхи, болотцем, поймой реки…
Дорога пересекает реку Сару, а раньше в стороне, по правую руку, было село Подлесное, которое стоит над речкой Пулохмой, и в названиях этих двух рек, как и в названиях сёл Дёболы и Пужбол, стоящих влево от дороги, слышится язые мери. Скнятиново, белеющее своею церковью справа, высоко в полях, заставляет вспомнить князя Константина Всеволодовича, терем которого будто бы здесь стоял. Славянский строй речи угадывается в кратком наименовании открывшегося впереди села – Львы.
В названии же залива Варус чудится мне Варяжское море.
Весь в тростниках залив темнеет среди светлой зелени болотных трав, кое-где испятнанной голубыми лужами оставшейся с весны воды. Расширяясь, он переходит в плоское, вровень с берегами, сизое в большей своей части озеро. От дальнего берега и почти до середины озера над ним низко нависла иссиня-чёрная с исподу туча, серебристо клубящаяся сбоку, со стороны осветившего её солнца. Под солнцем вода зеркально блестит. Белый монастырь на мысу и сияющий серебряными главами белый Ростовский кремль позади монастыря, на береговой излучине, отражаются в гладкой воде.»
Поняли, в Мерянский край к мерянам приходили словене и кривичи, оставались у нас жить, и были среди новгородцев ославянившиеся чудь и весь. Красота и ретроэтно. И никаких вам «расовых штук» и «тяжелой поступи стальных легионов». Давно говорю что нам нужны еврейские менеджеры этнокультурных проектов.
#ростов #меря #древняярусь
Forwarded from Меряфутурист
МТС продвигает мерянский культ лося.
Могли бы и чудцу никольскую с жгонами упомянуть, но нет пока у чудцы и жгонов своего Сергея Николаевича Темняткина (главный кацкарь всея Мерянии). Но ничего, дело наживное.
А пока разгадайте старые жгонские частушки на елмане:
Ой, Ягорба зазурлала
От макарьевских шошов –
Поносились очень ласо
На ходарах у масов.
Жгоны, жгоны жгонили,
Упаки еронили,
Сары стонали, ухлили,
Куфточку отшвоили.
Мы намашники на машку
Накайнули на Ивашку,
Чтобы ульно не шошил,
Для возгуда их носил.
#костромскаяобласть #жгоны
Могли бы и чудцу никольскую с жгонами упомянуть, но нет пока у чудцы и жгонов своего Сергея Николаевича Темняткина (главный кацкарь всея Мерянии). Но ничего, дело наживное.
А пока разгадайте старые жгонские частушки на елмане:
Ой, Ягорба зазурлала
От макарьевских шошов –
Поносились очень ласо
На ходарах у масов.
Жгоны, жгоны жгонили,
Упаки еронили,
Сары стонали, ухлили,
Куфточку отшвоили.
Мы намашники на машку
Накайнули на Ивашку,
Чтобы ульно не шошил,
Для возгуда их носил.
#костромскаяобласть #жгоны
Где искать все музейные телеграм-каналы сразу?
В канале "Мастерская музейных коммуникаций Али Кузнецовой" встретил ссылку на гигантскую карту https://umap.openstreetmap.fr/ru/map/telegram-v2_472904, которую сделал Павел Шилов. На ней отображено больше 600 каналов. Вообще!
Печально что Костромская область с ее всего двумя каналами отстает от Ярославской где их аж десять. Все все еще сидят в тухлом вконтаче.
Да, и надо бы такую же карту по нашей культурно-исторической регионалистике сделать. Будет интересно.
Залесец.
#ярославскаяобласть #костромскаяобласть
В канале "Мастерская музейных коммуникаций Али Кузнецовой" встретил ссылку на гигантскую карту https://umap.openstreetmap.fr/ru/map/telegram-v2_472904, которую сделал Павел Шилов. На ней отображено больше 600 каналов. Вообще!
Печально что Костромская область с ее всего двумя каналами отстает от Ярославской где их аж десять. Все все еще сидят в тухлом вконтаче.
Да, и надо бы такую же карту по нашей культурно-исторической регионалистике сделать. Будет интересно.
Залесец.
#ярославскаяобласть #костромскаяобласть
Forwarded from Толкователь
Зимой 1989 года социолог Юрий Левада начал проект, который должен был выявить изменения в сознании тех, кого в СССР называли «советский народ». Тогда же «Огонёк» совместно с ВЦИОМ открыл специальную рубрику «За и против», где публиковались фрагменты этих опросов. Анализируя их результаты, социологи выявили ряд черт, характерных для «советского человека», или «8 правил»:
1.Массовидность, или ориентация на норму «быть как все». Предполагает неспособность оценить достижение, если оно не вписано в иерархию государственных статусов.
2.Приспособленчество. Предусматривает адаптацию к существующему социальному порядку, в том числе и через снижение порога запросов и требований.
3.Упрощённость. Ориентация на простейшие образцы и модели в интеллектуальном и этическом плане в силу незнания иных моделей и типов поведения.
4.Иерархичность. Чёткое осознание того, что не только материальные блага, но и права, а также достоинство, уважение, этические нормы и интеллектуальные качества распределяются в соответствии с социальным статусом.
5.Лукавство. Люди считают себя вправе обманывать всех, с кем имеют дело: от начальства до близких, если считают, что их поведение неправильное.
6.Неуверенность. «Советский человек» отлично помнит, что он не может до конца полагаться на формальные правила.
7.Чувство причастности к чему-то «особенному» - к великой державе, народу, идее. Эта причастность компенсирует свои комплексы и разочарования.
8.Коррупционность. Подкупается не только власть в лице разного рода чиновников, но и само население властью - через подачки, привилегии, послабления и символические знаки избранности.
(Думается, что значительная часть постсоветских людей в России и сегодня живёт по этим «8 правилам»)
1.Массовидность, или ориентация на норму «быть как все». Предполагает неспособность оценить достижение, если оно не вписано в иерархию государственных статусов.
2.Приспособленчество. Предусматривает адаптацию к существующему социальному порядку, в том числе и через снижение порога запросов и требований.
3.Упрощённость. Ориентация на простейшие образцы и модели в интеллектуальном и этическом плане в силу незнания иных моделей и типов поведения.
4.Иерархичность. Чёткое осознание того, что не только материальные блага, но и права, а также достоинство, уважение, этические нормы и интеллектуальные качества распределяются в соответствии с социальным статусом.
5.Лукавство. Люди считают себя вправе обманывать всех, с кем имеют дело: от начальства до близких, если считают, что их поведение неправильное.
6.Неуверенность. «Советский человек» отлично помнит, что он не может до конца полагаться на формальные правила.
7.Чувство причастности к чему-то «особенному» - к великой державе, народу, идее. Эта причастность компенсирует свои комплексы и разочарования.
8.Коррупционность. Подкупается не только власть в лице разного рода чиновников, но и само население властью - через подачки, привилегии, послабления и символические знаки избранности.
(Думается, что значительная часть постсоветских людей в России и сегодня живёт по этим «8 правилам»)
Forwarded from Мерянская кухня
Как раньше едали.
Матка не пенда, делиха, матка вперед нас делает едево, пучить пырку, пекит пекиши, леваши, левашники, пеклеванники. Дельно печит, да не перенудится.
Один из рисунков Ефима Честнякова изображающий трапезу костромских крестьян. Из книги "Русь уходящяя в небо. Материалы из рукописных книг Е. В. Честнякова." Кострома 2012.
#мерянскаякухня #кологрив #ефимчестняков
Матка не пенда, делиха, матка вперед нас делает едево, пучить пырку, пекит пекиши, леваши, левашники, пеклеванники. Дельно печит, да не перенудится.
Один из рисунков Ефима Честнякова изображающий трапезу костромских крестьян. Из книги "Русь уходящяя в небо. Материалы из рукописных книг Е. В. Честнякова." Кострома 2012.
#мерянскаякухня #кологрив #ефимчестняков
Forwarded from Меряфутурист
Битва на Куси и мерясрач.
Правачок ущемился и впал в грусть от нашей заметки, посвященной битве на Куси 1433 г. Правачки обычно страдают не только раssовой монохромазией к которой приводит чтение книжек Авдеева, но и, как правило, полные профаны в региональной великорусской истории. Да и зачем им изучать реалии Галич-Мерьской земли XIV-XV веков, если в ПТУ 1488 им уже преподали краткий курс истории арийской цивилизации от царя Викрама до богатырей «Русского марша».
Мы же вернемся к нашим галичским мерянам и ветлужским марийцам.
Известно, что незадолго до битвы на Куси, в которой московцы были наголову разбиты галичанами Юрия Дмитриевича и союзными ему вятчанами, под предводительством его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки, в Галич-Мерьский для переговоров приезжал московский митрополит Фотий (1426 г.). Самым ярким эпизодом его визита можно назвать встречу митрополита князем Юрием и жителями Галичской земли:
«А князь Юрьи, слышев то, собра вотчину свою и стрете его з детми своими и з боляры, и с лучшими людьми своими, а чернь всю собравъ из градов своих и волостей, и из сель, и из деревень, и быть их многое множество».
Но святитель посмеялся над вышедшим к нему простонародьем и с презрением ответил, что «не видах столико народа въ овчих шерстах».
В своей работе «История Галича-Мерьского и Галичский земли» (Региональные особенности развития Руси в княжеских усобицах 2 четверти XV в.) российский ученый, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического регионоведения Санкт-Петербургского государственного университета, Светлана Владимировна Алексеева описывая эту историю цитирует мнение разных российских историков изучавших галичско-московские перипетии XV века:
«А. А. Зимин не сомневался в том, что «Юрий Дмитриевич решил устроить демонстрацию единения всего народа Галицкого княжества в поддержку их князя». Он писал:
«Галичане в „сермягах“ составляли основную силу князя Юрия». Под «галичанами» исследователь подразумевал людей, собранных местным князем на подвластных ему землях. Однако есть основания думать, что к сторонникам местных князей А. А. Зимин, прежде всего, относил «промысловых людей и свободных крестьян».
А. Ю. Дворниченко и Ю.В. Кривошеев отмечали, что встреча митрополита вновь стала проявлением вечевых традиций:
«Этот „сермяжный народ еще имел реальное влияние на ход событий. Неслучайно митрополит вел переговоры не только с князем, но и "со всеми православными" а затем князь "проводи его со всем народом"».
Если с мерянской этничностью галичан все в общих чертах ясно, еще М. К. Любавский предполагал древнее происхождение галичско-костромских волостей, в частности Шачебала и Ликурги «от мерянских местных обществ, которые со временем прослоились русскими поселенцами и с течением времени обрусели», то про ветлужских марийцев Алексеева пишет следующее:
«В последнее время было сделано еще одно интересное наблюдение над составом населения, представшего перед митрополитом.
С. К. Свечников, на основании того, что в походе 1399 г. Юрий Дмитриевич занял земли Ветлужского кугузства, сделал следующий вывод:
«В 1425 г. ветлужские марийцы вошли в состав многотысячного ополчения галичского удельного князя, начавшего открытую борьбу с Москвой. Внешний вид ополченцев ошеломил митрополита Фотия, прибывшего к Юрию Дмитриевичу с целью переговоров...».
Д.П. Дементьев, также использовавший в своей работе Ветлужский летописец, писал:
«В 1425 г. производил князь галичский Юрий Дмитриевич набор рати по Ветлуге и в Шанге».
Участие марийцев в военных операциях русских князей допускал Д. А. Котляров (и, по-видимому, именно они могли фигурировать под именем «вятчан» в событиях Галичско-Московской войны XV века).
#меря #марийцы #галичмерьский
Правачок ущемился и впал в грусть от нашей заметки, посвященной битве на Куси 1433 г. Правачки обычно страдают не только раssовой монохромазией к которой приводит чтение книжек Авдеева, но и, как правило, полные профаны в региональной великорусской истории. Да и зачем им изучать реалии Галич-Мерьской земли XIV-XV веков, если в ПТУ 1488 им уже преподали краткий курс истории арийской цивилизации от царя Викрама до богатырей «Русского марша».
Мы же вернемся к нашим галичским мерянам и ветлужским марийцам.
Известно, что незадолго до битвы на Куси, в которой московцы были наголову разбиты галичанами Юрия Дмитриевича и союзными ему вятчанами, под предводительством его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки, в Галич-Мерьский для переговоров приезжал московский митрополит Фотий (1426 г.). Самым ярким эпизодом его визита можно назвать встречу митрополита князем Юрием и жителями Галичской земли:
«А князь Юрьи, слышев то, собра вотчину свою и стрете его з детми своими и з боляры, и с лучшими людьми своими, а чернь всю собравъ из градов своих и волостей, и из сель, и из деревень, и быть их многое множество».
Но святитель посмеялся над вышедшим к нему простонародьем и с презрением ответил, что «не видах столико народа въ овчих шерстах».
В своей работе «История Галича-Мерьского и Галичский земли» (Региональные особенности развития Руси в княжеских усобицах 2 четверти XV в.) российский ученый, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического регионоведения Санкт-Петербургского государственного университета, Светлана Владимировна Алексеева описывая эту историю цитирует мнение разных российских историков изучавших галичско-московские перипетии XV века:
«А. А. Зимин не сомневался в том, что «Юрий Дмитриевич решил устроить демонстрацию единения всего народа Галицкого княжества в поддержку их князя». Он писал:
«Галичане в „сермягах“ составляли основную силу князя Юрия». Под «галичанами» исследователь подразумевал людей, собранных местным князем на подвластных ему землях. Однако есть основания думать, что к сторонникам местных князей А. А. Зимин, прежде всего, относил «промысловых людей и свободных крестьян».
А. Ю. Дворниченко и Ю.В. Кривошеев отмечали, что встреча митрополита вновь стала проявлением вечевых традиций:
«Этот „сермяжный народ еще имел реальное влияние на ход событий. Неслучайно митрополит вел переговоры не только с князем, но и "со всеми православными" а затем князь "проводи его со всем народом"».
Если с мерянской этничностью галичан все в общих чертах ясно, еще М. К. Любавский предполагал древнее происхождение галичско-костромских волостей, в частности Шачебала и Ликурги «от мерянских местных обществ, которые со временем прослоились русскими поселенцами и с течением времени обрусели», то про ветлужских марийцев Алексеева пишет следующее:
«В последнее время было сделано еще одно интересное наблюдение над составом населения, представшего перед митрополитом.
С. К. Свечников, на основании того, что в походе 1399 г. Юрий Дмитриевич занял земли Ветлужского кугузства, сделал следующий вывод:
«В 1425 г. ветлужские марийцы вошли в состав многотысячного ополчения галичского удельного князя, начавшего открытую борьбу с Москвой. Внешний вид ополченцев ошеломил митрополита Фотия, прибывшего к Юрию Дмитриевичу с целью переговоров...».
Д.П. Дементьев, также использовавший в своей работе Ветлужский летописец, писал:
«В 1425 г. производил князь галичский Юрий Дмитриевич набор рати по Ветлуге и в Шанге».
Участие марийцев в военных операциях русских князей допускал Д. А. Котляров (и, по-видимому, именно они могли фигурировать под именем «вятчан» в событиях Галичско-Московской войны XV века).
#меря #марийцы #галичмерьский
Telegram
Степной суслик
Неомерянские дети остбалтских шлюх обдолбались мухоморами и выдумали "объединенное мерянское и марийское ополчение Галич-Мерьской и Ветлужской земель (Ветля-Шангонского кугызства) во главе с Василием Косым и Дмитрием Шемякой".
Вот таких дегенератов приходится…
Вот таких дегенератов приходится…
Forwarded from Великорус
Русская имперская идентичность в противоположность великорусской (московитской) была изобретена украинцами (Феофан Прокопович, Гавриил Бужинский и др.) с целью объединить в неё украинцев, великорусов и другие народы Российской Империи.
В качестве образца они слепо скопировали концепты нации и отечества, выработанные для гетманщины, и приложили их к растущей мультиэтнической и мультирелигиозной империи.
Защитниками московитской (великорусской) идентичности оставались старообрядцы.
"The Kyivans also led the way in creating a “nationalized” discourse, although the identity that they shaped by means of it was not “Great Russian,” as Greenfeld suggests, but “all-Russian” or imperial. As argued above, they took the concepts of nation and fatherland that they had developed for the Hetmanate in Kyiv and applied them with little reflection or hesitation to the multiethnic and multireligious empire. In so doing, they further blurred the line between the Slavic Orthodox core of the tsardom/empire and its non-Slavic and non-Christian (or at least non-Orthodox) periphery. The new Russian imperial identity developed with the help of the Kyivans was designed to include the Little Russian and Muscovite elites, as well as Westerners who were joining the imperial service...
That discourse helped shape the new identity of the Russian imperial elites, which was formed in strong opposition to the old Muscovite identity represented by the leaders of the Old Belief. The problem with eighteenth-century Russian identity was that Russia’s self-realization as a nation developed simultaneously with the growth of its imperial image and identity."
Plokhy S. M. The Origins of the Slavic Nations: Premodern Identities in Russia, Ukraine and Belarus, Cambridge University Press, 2006
В качестве образца они слепо скопировали концепты нации и отечества, выработанные для гетманщины, и приложили их к растущей мультиэтнической и мультирелигиозной империи.
Защитниками московитской (великорусской) идентичности оставались старообрядцы.
"The Kyivans also led the way in creating a “nationalized” discourse, although the identity that they shaped by means of it was not “Great Russian,” as Greenfeld suggests, but “all-Russian” or imperial. As argued above, they took the concepts of nation and fatherland that they had developed for the Hetmanate in Kyiv and applied them with little reflection or hesitation to the multiethnic and multireligious empire. In so doing, they further blurred the line between the Slavic Orthodox core of the tsardom/empire and its non-Slavic and non-Christian (or at least non-Orthodox) periphery. The new Russian imperial identity developed with the help of the Kyivans was designed to include the Little Russian and Muscovite elites, as well as Westerners who were joining the imperial service...
That discourse helped shape the new identity of the Russian imperial elites, which was formed in strong opposition to the old Muscovite identity represented by the leaders of the Old Belief. The problem with eighteenth-century Russian identity was that Russia’s self-realization as a nation developed simultaneously with the growth of its imperial image and identity."
Plokhy S. M. The Origins of the Slavic Nations: Premodern Identities in Russia, Ukraine and Belarus, Cambridge University Press, 2006
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
30-летию трагедии расстрела Верховного Совета посвящается.
Как заметил уважаемый Павел Пряников @tolk_tolk с этого расстрела всё и началось и никак не заканчивается, переходя сегодня с Порухой в терминальную стадию ельцинизма.
Плёсский археолог Павел Николаевич Травкин рассказывает про традиции наших свободолюбивых предков, про "вече на каждой улице". Фрагмент из фильма "Среднерусская Атлантида" ГТРК "Культура" (2014).
Вечная память всем защитникам демократии в октябре-93.
#демократия #история
Как заметил уважаемый Павел Пряников @tolk_tolk с этого расстрела всё и началось и никак не заканчивается, переходя сегодня с Порухой в терминальную стадию ельцинизма.
Плёсский археолог Павел Николаевич Травкин рассказывает про традиции наших свободолюбивых предков, про "вече на каждой улице". Фрагмент из фильма "Среднерусская Атлантида" ГТРК "Культура" (2014).
Вечная память всем защитникам демократии в октябре-93.
#демократия #история
Время от времени мы делимся с вами подборками каналов наших соратников-историков, на которые стоит подписаться. В этот раз мы решили порадовать вас рекомендацией общегуманитарных сообществ — не только историки, но и краеведы, философы, культурологи. Увлекательно и познавательно — рекомендуем абсолютно каждого из этой подборки!
Первый Ближневосточный — всё о Ближнем Востоке, и даже больше!
MOSCOW XXI — эстетика и атмосфера Москвы нулевых годов в фотографиях и заметках.
Вторая Мировая война/WW2History — канал о Второй Мировой войне в фото, видеоматериалах и статьях.
Катехизис Катарсиса — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику.
Философское кафе – канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Ни смысла, ни покоя.
Великая война — канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир.
Ростовская Земля — социальная антропология Замкадья. Канал о субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России.
Первая мировая война — у нас вы найдете множество редких фотографий в отличном качестве, различные заметки и статьи на самые разные события Первой Мировой войны.
Белое Дело — канал об истории Белого движения и русской эмиграции.
WeHistory — всё самое интересное из мировой истории: от Вавилона до Силенда, от осады Трои до войны виски. Весело, увлекательно и со вкусом!
Ave Historia! — место, где ваши исторические запросы совпадают с нашими предложениями.
Аркадий Романов — канал лектора «Правого Полушария Интроверта», пишет об истории, музыке и популярной культуре, ведущий подкастов «На репите» и «Последний романов».
Царская Россiя — всё о дореволюционной России.
Немного истории — немного знаний в вашу жизнь из разных исторических периодов.
CatGeek — канал для любителей комиксов, фильмов, сериалов, игр и всей современной гик-культуры в самом широком смысле.
ТЕМНОВЕКОВЬЕ — погрузит тебя в атмосферу, когда за любую оплошность ждёт костёр.
Первый Ближневосточный — всё о Ближнем Востоке, и даже больше!
MOSCOW XXI — эстетика и атмосфера Москвы нулевых годов в фотографиях и заметках.
Вторая Мировая война/WW2History — канал о Второй Мировой войне в фото, видеоматериалах и статьях.
Катехизис Катарсиса — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику.
Философское кафе – канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Ни смысла, ни покоя.
Великая война — канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир.
Ростовская Земля — социальная антропология Замкадья. Канал о субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России.
Первая мировая война — у нас вы найдете множество редких фотографий в отличном качестве, различные заметки и статьи на самые разные события Первой Мировой войны.
Белое Дело — канал об истории Белого движения и русской эмиграции.
WeHistory — всё самое интересное из мировой истории: от Вавилона до Силенда, от осады Трои до войны виски. Весело, увлекательно и со вкусом!
Ave Historia! — место, где ваши исторические запросы совпадают с нашими предложениями.
Аркадий Романов — канал лектора «Правого Полушария Интроверта», пишет об истории, музыке и популярной культуре, ведущий подкастов «На репите» и «Последний романов».
Царская Россiя — всё о дореволюционной России.
Немного истории — немного знаний в вашу жизнь из разных исторических периодов.
CatGeek — канал для любителей комиксов, фильмов, сериалов, игр и всей современной гик-культуры в самом широком смысле.
ТЕМНОВЕКОВЬЕ — погрузит тебя в атмосферу, когда за любую оплошность ждёт костёр.
Telegram
Первый ближневосточный | Сирия 🇸🇾
✍🏻 Авторский канал Марии Кича.
📱 ВК: https://vk.com/kief_point
📚 Книги: https://book24.ru/r/sQMVu
💬 Чат: https://yangx.top/+Nyoqh73khxAxMjBi
🔄 Связь: @FirstMiddleEastBot
https://knd.gov.ru/license?id=673f4139340096358bc43d5d®istryType=bloggersPermission
📱 ВК: https://vk.com/kief_point
📚 Книги: https://book24.ru/r/sQMVu
💬 Чат: https://yangx.top/+Nyoqh73khxAxMjBi
🔄 Связь: @FirstMiddleEastBot
https://knd.gov.ru/license?id=673f4139340096358bc43d5d®istryType=bloggersPermission
Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
ПРИШВИН И ОВСЯНИКИ. О медведях и людях
Извивы дороги к теме: явился в памяти и потом осуществился в фотке овес - в осеннем поле, избежавший судьбы быть скошенным. Судьба - истлеть на корню, уронив зерна в землю…
В словаре Г. Мельниченко нашла несколько словечек и выражений:
Овсина - один стебель или одно
зерно овса. Она голышкой пришла в колхоз на готовенькое, овсины завалящей не принесла.
Овсище - поле, на котором сжат овес. Пускай коровы погуляют на овсище.
Овсяник. 1. Хлеб, испеченный из овсяной муки. Не смейся, овсяник: не быть калачом (пословица).
2. Заяц, родившийся в июне. Овсянник - медведь, который питается овсом в поле.
Овсянник - «Лицо, приискивающее в Рыбинске лоцманам работу у поставщиков и снабжающее лоцманов и коноводов чашками, ложками, с условием, чтобы у него был забран овес для корма лошадей».
И заинтересовал медведь, пасущийся в овсах.
Нашла у Пришвина из 1930 года:
«26 января. В 10 у. по моей просьбе вчерашний на площади явился ко мне цыган (молдаванин) Скакунов с медведицей Марьей Петровной («Маса»). Ей 4 1/2 года. Другая медведица с медведем остались работать на площади, ту звать Тамара Владимировна, ей 8 лет, а весу всего 1 п. 16 ф. По сообщению Скакунова существуют совсем маленькие медведи, как собаки, это «муравейники», медведи более крупные — овсяники и самые большие — стервятники.
…Патент на «представление с медведями» в гор. Сергиеве. Скакунов — цирковой человек (и фамилия же!). Поход с медведями из Москвы (в Москве у Скакунова семья в 7 челов.) по деревням через Владимир в Нижний. Невероятные трудности (ночлег, доставание хлеба). Тяжкое такое время, и так везде одинаково. И все-таки можно, благодаря огромному успеху таких представлений.
Редко приходилось чувствовать так остро скорбь от разорения земли, как при рассказе об этом увеселительном походе с медведями. И когда мы поставили так вопрос: «Что если бы разрешить торговлю, явились бы у нас теперь продукты?» и после нашего собственного ответа: «Да, конечно, явились бы» и нового быстрого вопроса: «Но почему же они могут?» Скакунов ответил: «Потому что у них есть связь и они доверяют друг другу». Это значило, что они обладают кредитом и могут торговать без денег. В этом и есть секрет их успеха.
…К вечеру у Карасевых (соседей) произошел страшный разгром. Человек только что выстроил дом, и вдруг все имущество описывается, дом отбирается, а сам всей семьей пожалуйте в какую-то другую губернию. Это его как бывшего торговца. Сына его Жоржа я описал в рассказе «Клубника». По-видимому, это начало разгрома купцов и лишенцев. Это будет страшней, чем когда-то помещиков. Во-первых, тогда думали все, что без помещиков жить можно, во-вторых, была мечта о будущем. Ныне все уверены, что без купцов никак не проживешь и что в будущем непременно голод.
Цыган сказал: «Сперва будут загонять в коллектив, а потом выгонять: доставайте, как можете».
Смешанное. Плохо у нас, много хуже, чем у птиц, там птицы мирные и хищники так резко отличаются, издали видно, где ястреб летит, какой голубь сидит наверху дерева, у нас все смешано, и хищники-люди, домогатели власти вид имеют совершенно такой же, как и мирные люди».
Извивы дороги к теме: явился в памяти и потом осуществился в фотке овес - в осеннем поле, избежавший судьбы быть скошенным. Судьба - истлеть на корню, уронив зерна в землю…
В словаре Г. Мельниченко нашла несколько словечек и выражений:
Овсина - один стебель или одно
зерно овса. Она голышкой пришла в колхоз на готовенькое, овсины завалящей не принесла.
Овсище - поле, на котором сжат овес. Пускай коровы погуляют на овсище.
Овсяник. 1. Хлеб, испеченный из овсяной муки. Не смейся, овсяник: не быть калачом (пословица).
2. Заяц, родившийся в июне. Овсянник - медведь, который питается овсом в поле.
Овсянник - «Лицо, приискивающее в Рыбинске лоцманам работу у поставщиков и снабжающее лоцманов и коноводов чашками, ложками, с условием, чтобы у него был забран овес для корма лошадей».
И заинтересовал медведь, пасущийся в овсах.
Нашла у Пришвина из 1930 года:
«26 января. В 10 у. по моей просьбе вчерашний на площади явился ко мне цыган (молдаванин) Скакунов с медведицей Марьей Петровной («Маса»). Ей 4 1/2 года. Другая медведица с медведем остались работать на площади, ту звать Тамара Владимировна, ей 8 лет, а весу всего 1 п. 16 ф. По сообщению Скакунова существуют совсем маленькие медведи, как собаки, это «муравейники», медведи более крупные — овсяники и самые большие — стервятники.
…Патент на «представление с медведями» в гор. Сергиеве. Скакунов — цирковой человек (и фамилия же!). Поход с медведями из Москвы (в Москве у Скакунова семья в 7 челов.) по деревням через Владимир в Нижний. Невероятные трудности (ночлег, доставание хлеба). Тяжкое такое время, и так везде одинаково. И все-таки можно, благодаря огромному успеху таких представлений.
Редко приходилось чувствовать так остро скорбь от разорения земли, как при рассказе об этом увеселительном походе с медведями. И когда мы поставили так вопрос: «Что если бы разрешить торговлю, явились бы у нас теперь продукты?» и после нашего собственного ответа: «Да, конечно, явились бы» и нового быстрого вопроса: «Но почему же они могут?» Скакунов ответил: «Потому что у них есть связь и они доверяют друг другу». Это значило, что они обладают кредитом и могут торговать без денег. В этом и есть секрет их успеха.
…К вечеру у Карасевых (соседей) произошел страшный разгром. Человек только что выстроил дом, и вдруг все имущество описывается, дом отбирается, а сам всей семьей пожалуйте в какую-то другую губернию. Это его как бывшего торговца. Сына его Жоржа я описал в рассказе «Клубника». По-видимому, это начало разгрома купцов и лишенцев. Это будет страшней, чем когда-то помещиков. Во-первых, тогда думали все, что без помещиков жить можно, во-вторых, была мечта о будущем. Ныне все уверены, что без купцов никак не проживешь и что в будущем непременно голод.
Цыган сказал: «Сперва будут загонять в коллектив, а потом выгонять: доставайте, как можете».
Смешанное. Плохо у нас, много хуже, чем у птиц, там птицы мирные и хищники так резко отличаются, издали видно, где ястреб летит, какой голубь сидит наверху дерева, у нас все смешано, и хищники-люди, домогатели власти вид имеют совершенно такой же, как и мирные люди».
Прожито
Личные истории в электронном корпусе дневников
Татары в Ивановском крае: мосты далекого прошлого.
Если бы кто-то спросил: а что делала в Плёсе три дня назад команда телевидения Республики Татарстан? – я бы ответил, что снимала о жизни татар в Плёсе и окрестностях. Но не современных и не отдельных. А множества и в древние времена. При этом не средневековых завоевателей, а защитников московских князей.
Между прочим, этим приглашённым воинам-профессионалам (которые, например, спасли жизнь Дмитрию Донскому на Куликовом поле) в начале XIV века «на прокорм» великокняжеской властью были отданы как минимум две трети земель современной Ивановской области…
А прежде, ещё до монгольского нашествия (нашествия сначала на Булгарию, а потом на Русь), вместе с булгарами наши предки обеспечивали бесперебойную работу важнейшей торговой магистрали, Великого Волжского пути. И Плёс, крупнейший ювелирный центр Северной Волги в те времена, работал на цветном металле, который большими партиями доставляли сюда наши главные торговые партнёры из Среднего Поволжья.
Словом, есть многое на свете, друг Горацио… И даже на такой небольшой территории, как наш Ивановский край. О «татарской составляющей» его истории и культуры как раз моя новая книжка. Макет готов. Уже собираюсь подержать в руках бумажный вариант. Электронную версию вывешу у себя на сайте.
Эмблема в верхней части обложки совсем не случайна, как и знак правившей в Волжской Булгарии династии Джаффаридов в нижней.
Павел Травкин. Плёс.
#татары #ивановскаяобласть
Если бы кто-то спросил: а что делала в Плёсе три дня назад команда телевидения Республики Татарстан? – я бы ответил, что снимала о жизни татар в Плёсе и окрестностях. Но не современных и не отдельных. А множества и в древние времена. При этом не средневековых завоевателей, а защитников московских князей.
Между прочим, этим приглашённым воинам-профессионалам (которые, например, спасли жизнь Дмитрию Донскому на Куликовом поле) в начале XIV века «на прокорм» великокняжеской властью были отданы как минимум две трети земель современной Ивановской области…
А прежде, ещё до монгольского нашествия (нашествия сначала на Булгарию, а потом на Русь), вместе с булгарами наши предки обеспечивали бесперебойную работу важнейшей торговой магистрали, Великого Волжского пути. И Плёс, крупнейший ювелирный центр Северной Волги в те времена, работал на цветном металле, который большими партиями доставляли сюда наши главные торговые партнёры из Среднего Поволжья.
Словом, есть многое на свете, друг Горацио… И даже на такой небольшой территории, как наш Ивановский край. О «татарской составляющей» его истории и культуры как раз моя новая книжка. Макет готов. Уже собираюсь подержать в руках бумажный вариант. Электронную версию вывешу у себя на сайте.
Эмблема в верхней части обложки совсем не случайна, как и знак правившей в Волжской Булгарии династии Джаффаридов в нижней.
Павел Травкин. Плёс.
#татары #ивановскаяобласть
Все радуются тому, что при работах в Городце на Волге нашли защитную маску от боевого шлема скандинавского облика. XI век. Аналогии в Киеве и в Слониме вроде как. Ну да, ибн-Фадлановская Волга, путь руси к Булгару. Эффектно.
Аким Трефилов.
#XIвек #ЕдинаяЕвропа #археология #нашаистория
Аким Трефилов.
#XIвек #ЕдинаяЕвропа #археология #нашаистория
Forwarded from Меряфутурист
Меря и костромская полиция.
Этот случай из жизни одного елташа напомнил мне строки из "Овсянок" Дениса Осокина:
за ольгино нас остановил дорожный патруль. сырая-тестяная физиономия в фуражке отсалютовала мирону алексеевичу. мы показали ей свои физиономии – примерно такие же. – откуда вы? – из неи.
– куда едете? – в мещерскую поросль.
– что везете? – веретеницу. она умерла.
тестяная физиономия отсалютовала еще раз – и скрылась. мы поехали. в молочаях и его ближайших окрестностях живет и работает очень много мери. дорожные инспекторы – так через одного они. медленно и верно меря поступает на эти должности. чтобы днями и ночами наши
траурные машины беспрепятственно шли. на дорогах ивановской и костромской областей мерян с жезлами и в форме под восемьдесят пять процентов. да и оставшиеся пятнадцать про нас осведомлены.
#кострома #меря
Этот случай из жизни одного елташа напомнил мне строки из "Овсянок" Дениса Осокина:
за ольгино нас остановил дорожный патруль. сырая-тестяная физиономия в фуражке отсалютовала мирону алексеевичу. мы показали ей свои физиономии – примерно такие же. – откуда вы? – из неи.
– куда едете? – в мещерскую поросль.
– что везете? – веретеницу. она умерла.
тестяная физиономия отсалютовала еще раз – и скрылась. мы поехали. в молочаях и его ближайших окрестностях живет и работает очень много мери. дорожные инспекторы – так через одного они. медленно и верно меря поступает на эти должности. чтобы днями и ночами наши
траурные машины беспрепятственно шли. на дорогах ивановской и костромской областей мерян с жезлами и в форме под восемьдесят пять процентов. да и оставшиеся пятнадцать про нас осведомлены.
#кострома #меря