Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
ПАНЫ и ПАНКИ
Внезапно горизонты расширились - я узнала о бытовании в северных землях особых кукол, называвшихся: панки, ед.ч. - панка. Методика у меня - как тракторная колея, наезженная, и спьяну не выпадешь.
Первым делом идем в #госкаталог - и этих панночек-«панок» находим, целую коллекцию. Конечно же - в Российском этнографическом музее, слава ему!
Частные примеры: один; два.
Следующий пункт моей методики - если идти от общего к частному, конкретизируя: Ярославский областной словарь. Как сказал один мудрый и притом любимый Ярославлем человек: Мельниченко - это наше все.
Мельниченко не знает о куклах-панках, но имеет сказать о панах:
Пан, мн. паны.
1. Белый гриб.
Панов-то сколько! Я нашел пан.
Сколько панов набрал!
2. «Мифические богатыри или великаны, обитавшие на городцах (городках, городищах) и относившиеся к населению враждебно. Последний пан, по сохранившемуся преданию, был умерщвлён в деревне Демьяновском, близ Печегодского (на реке Печегде) городца».
К слову: Панаголовец. Головастик. 🫣
Между прочим процитированная в словаре история - как раз ростовского происхождения.
Припомнилось из опубликованного мною экспедиционного дневника ботаника М.П. Ильина (чудесный человек из золотого века #гмзрк
«В 1/2 версте от Чурилова к Ванчищеву, среди полей - холм. Так называемые ‘Паны’. По преданию - это могила когда-то жившего в д. Чурилове.
‘Остались паны здесь после того, как поляки на землю русскую наступали. Жили в доме у одной женщины, она за ними и ‘’ходила’’. Жили они тогда, может быть, хуже, чем теперь каждый крестьянин живет, потому что, старики рассказывают, коли к панам нужно было с приношением итти, брали обычно толокна.
В Чурилове тогда церковь деревянная была. Притесняли они народ, видно. И вот раз эта баба, у которой они жили, утром, когда еще пан спал на лавке, варила кисель, да и облила им пана. Здесь его и похоронили. Чудилось некоторым, что свет на этом месте являлся. Рыли этот холм, говорят, нашли гроб черный да, испугавшись, опять зарыли, а должно здесь золото быть’. Вот что рассказывали мне крестьяне в д. Чурилове. В Ванчищеве тоже много знают об этих ‘Панах’ на разные варианты. Любит наша деревня свои легенды, хотя и много в них противоречивого.
И в этом рассказе: бедно жили паны, толокно ели, простая баба обварила одного киселем (‘Она и умерла еще не очень давно, еще старики на деревне помнят бабушку Киселиху, как ее звали после этого’), а золото в могиле пана должно все-таки быть».
Вроде бы третьим пунктом должен быть анализ информации? Но материала для анализа мало, да и методика недоработана. Будем думать и смотреть картинки!
Далее - немножко спойлер!
РЭМ тему обдумал - и ждёт нас на выставку «Поморские куклы ‘панки’»
Внезапно горизонты расширились - я узнала о бытовании в северных землях особых кукол, называвшихся: панки, ед.ч. - панка. Методика у меня - как тракторная колея, наезженная, и спьяну не выпадешь.
Первым делом идем в #госкаталог - и этих панночек-«панок» находим, целую коллекцию. Конечно же - в Российском этнографическом музее, слава ему!
Частные примеры: один; два.
Следующий пункт моей методики - если идти от общего к частному, конкретизируя: Ярославский областной словарь. Как сказал один мудрый и притом любимый Ярославлем человек: Мельниченко - это наше все.
Мельниченко не знает о куклах-панках, но имеет сказать о панах:
Пан, мн. паны.
1. Белый гриб.
Панов-то сколько! Я нашел пан.
Сколько панов набрал!
2. «Мифические богатыри или великаны, обитавшие на городцах (городках, городищах) и относившиеся к населению враждебно. Последний пан, по сохранившемуся преданию, был умерщвлён в деревне Демьяновском, близ Печегодского (на реке Печегде) городца».
К слову: Панаголовец. Головастик. 🫣
Между прочим процитированная в словаре история - как раз ростовского происхождения.
Припомнилось из опубликованного мною экспедиционного дневника ботаника М.П. Ильина (чудесный человек из золотого века #гмзрк
«В 1/2 версте от Чурилова к Ванчищеву, среди полей - холм. Так называемые ‘Паны’. По преданию - это могила когда-то жившего в д. Чурилове.
‘Остались паны здесь после того, как поляки на землю русскую наступали. Жили в доме у одной женщины, она за ними и ‘’ходила’’. Жили они тогда, может быть, хуже, чем теперь каждый крестьянин живет, потому что, старики рассказывают, коли к панам нужно было с приношением итти, брали обычно толокна.
В Чурилове тогда церковь деревянная была. Притесняли они народ, видно. И вот раз эта баба, у которой они жили, утром, когда еще пан спал на лавке, варила кисель, да и облила им пана. Здесь его и похоронили. Чудилось некоторым, что свет на этом месте являлся. Рыли этот холм, говорят, нашли гроб черный да, испугавшись, опять зарыли, а должно здесь золото быть’. Вот что рассказывали мне крестьяне в д. Чурилове. В Ванчищеве тоже много знают об этих ‘Панах’ на разные варианты. Любит наша деревня свои легенды, хотя и много в них противоречивого.
И в этом рассказе: бедно жили паны, толокно ели, простая баба обварила одного киселем (‘Она и умерла еще не очень давно, еще старики на деревне помнят бабушку Киселиху, как ее звали после этого’), а золото в могиле пана должно все-таки быть».
Вроде бы третьим пунктом должен быть анализ информации? Но материала для анализа мало, да и методика недоработана. Будем думать и смотреть картинки!
Далее - немножко спойлер!
Глазуновщина и Честняков.
Неожиданно и одновременно ожидаемо... Отношение к Ефиму Васильевичу это универсальное мерило показывающее — насколько глубоко тот или иной человек находится в контексте великорусских культуры и наследия. Потому что Честняков не просто бриллиант, он глыба в основании "нашего фундамента."
Честняков по своей человеческой глубине, внутреннему мифологическому измерению, философии — настоящий "русский Чюрленис" или "русский Галлен-Каллела" и даже глубже. И тот факт что его наследие у нас не популяризируется, к нему несерьезное отношение, т.е. он в целом "не очень актуален", говорит о том, что что-то у нас всех в нашей истории не сложилось, вернее мы сами не сложились (пока) в нечто бОльшее, цельное, в пространстве которого Ефим Васильевич смог бы занять надлежащее ему место. Место которое он заслужил.
#кострома #честняков #искусство
Неожиданно и одновременно ожидаемо... Отношение к Ефиму Васильевичу это универсальное мерило показывающее — насколько глубоко тот или иной человек находится в контексте великорусских культуры и наследия. Потому что Честняков не просто бриллиант, он глыба в основании "нашего фундамента."
Честняков по своей человеческой глубине, внутреннему мифологическому измерению, философии — настоящий "русский Чюрленис" или "русский Галлен-Каллела" и даже глубже. И тот факт что его наследие у нас не популяризируется, к нему несерьезное отношение, т.е. он в целом "не очень актуален", говорит о том, что что-то у нас всех в нашей истории не сложилось, вернее мы сами не сложились (пока) в нечто бОльшее, цельное, в пространстве которого Ефим Васильевич смог бы занять надлежащее ему место. Место которое он заслужил.
#кострома #честняков #искусство
Дорогие читатели! Наш канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
✔️@vatnikstan — канал онлайн-журнала о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги;
✔️@historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал «История и истории»;
✔️@estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
✔️@ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
✔️@sarkyt — история, искусство и культура Востока: от Средней Азии до Японии, от Аравии до Индии, от Сибири до Афганистана;
✔️@StuffandDocs — исторические анекдоты, заметки о кино, удивительные фотографии и подкаст "Синий бархат" о том, что история — не то, чем кажется;
✔️@lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)
✔️@zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов.
✔️@USSResearch — Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь. Один лишь USSResearch хороший канал про СССР;
✔️@pylgazet — «Золотой век» русской прессы. Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910 годов;
✔️@myretrospect — канал, где каждую неделю в текстах и аудио авторы рассказывают особенные истории из прошлого так, как будто были их участниками;
✔️@religionlab — исследовательское пространство для гуманитариев. Религиоведение, культура, философия. Подписывайся😉
✔️@vatnikstan — канал онлайн-журнала о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги;
✔️@historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал «История и истории»;
✔️@estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
✔️@ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
✔️@sarkyt — история, искусство и культура Востока: от Средней Азии до Японии, от Аравии до Индии, от Сибири до Афганистана;
✔️@StuffandDocs — исторические анекдоты, заметки о кино, удивительные фотографии и подкаст "Синий бархат" о том, что история — не то, чем кажется;
✔️@lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)
✔️@zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов.
✔️@USSResearch — Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь. Один лишь USSResearch хороший канал про СССР;
✔️@pylgazet — «Золотой век» русской прессы. Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910 годов;
✔️@myretrospect — канал, где каждую неделю в текстах и аудио авторы рассказывают особенные истории из прошлого так, как будто были их участниками;
✔️@religionlab — исследовательское пространство для гуманитариев. Религиоведение, культура, философия. Подписывайся😉
Меря и Русь.
Во владимирских землях, бывает, попадаются вот такого вот вида иконки. Богородица Одигитрия, все аккуратненько - на первый взгляд напоминает тельный образок XVII в., почему-то не пошедший в массовую серию у староверов. Если всмотреться, однако, ясно: вещь ранняя, XII-XIII вв. Это и по характерному оглавию, и по сплаву, и по иконографии, находящей параллели в местном простеньком литье XI-XII вв.
Но самое интересное тут - оформление рамки, подобного которому в современной ей древнерусской христианской металопластике вроде как больше и не встречается. Нехитрый, но выразительный орнамент, имитирующий плетеный из нитей жгутик. Он очень хорошо известен в регионе - но на на сильно иных вещах..
#древняярусь #металлопластика
Во владимирских землях, бывает, попадаются вот такого вот вида иконки. Богородица Одигитрия, все аккуратненько - на первый взгляд напоминает тельный образок XVII в., почему-то не пошедший в массовую серию у староверов. Если всмотреться, однако, ясно: вещь ранняя, XII-XIII вв. Это и по характерному оглавию, и по сплаву, и по иконографии, находящей параллели в местном простеньком литье XI-XII вв.
Но самое интересное тут - оформление рамки, подобного которому в современной ей древнерусской христианской металопластике вроде как больше и не встречается. Нехитрый, но выразительный орнамент, имитирующий плетеный из нитей жгутик. Он очень хорошо известен в регионе - но на на сильно иных вещах..
#древняярусь #металлопластика
Один из первых памятников Карлу Марксу в РСФСР. Город Собинка Владимирской области.
Косец смахивает на уроженца Чухломского уезда актера Михаила Пуговкина. Правда Пуговкин родился за год до установки этого памятника (1924). Зримое свидетельство мерянской основы ядра великорусского этноса.
#антропология #владимирскаяобласть
Косец смахивает на уроженца Чухломского уезда актера Михаила Пуговкина. Правда Пуговкин родился за год до установки этого памятника (1924). Зримое свидетельство мерянской основы ядра великорусского этноса.
#антропология #владимирскаяобласть
Финно-волжский быт в VIII-X вв. PS к вчерашнему посту с иконкой.
В VIII-X вв. в жизнь и быт среднерусских финнов начинают проникать многие новые вещи, мотивы, идеи: через их земли в северную Европу пошел транзит азиатского серебра в виде монет - дирхемов. На этом пути появились скандинавы, и вот уж возникает Древнерусское государство. В финском быту на этом этапе многое меняется - уже стали нужны, к примеру, железные замки с ключами, раньше без этого вполне себе обходились.
Новомодным предметом становятся и скандинавские костяные наборные орнаментированные гребни, изготавливавшиеся по фризским образцам. На привычные финские они были непохожи - более длинные и узкие. Но мода есть мода.
Кроме реальных вещей у девушек становятся популярными и наборы амулетиков на позвякивающих цепочках - маленькие уточки, бубенчики, гребешки, ножички (атрибут хорошей хозяйки - ножик на поясе), бубенчики. Вот и новомодный скандинавский гребень тоже решили включить в один из таких наборов - уменьшив, понятно, до символического размера и оформив той же самой любимой нашими финнами - мерей и муромой - плетенкою.
Аким Трефилов.
Фото: слева направо:
Гребень. Среднерусские финны; Гребень. Бирка; Привеска-"гребень". X-XI вв., бронза, литье. Ярославское Заволжье.
#финны #древняярусь #скандинавы
В VIII-X вв. в жизнь и быт среднерусских финнов начинают проникать многие новые вещи, мотивы, идеи: через их земли в северную Европу пошел транзит азиатского серебра в виде монет - дирхемов. На этом пути появились скандинавы, и вот уж возникает Древнерусское государство. В финском быту на этом этапе многое меняется - уже стали нужны, к примеру, железные замки с ключами, раньше без этого вполне себе обходились.
Новомодным предметом становятся и скандинавские костяные наборные орнаментированные гребни, изготавливавшиеся по фризским образцам. На привычные финские они были непохожи - более длинные и узкие. Но мода есть мода.
Кроме реальных вещей у девушек становятся популярными и наборы амулетиков на позвякивающих цепочках - маленькие уточки, бубенчики, гребешки, ножички (атрибут хорошей хозяйки - ножик на поясе), бубенчики. Вот и новомодный скандинавский гребень тоже решили включить в один из таких наборов - уменьшив, понятно, до символического размера и оформив той же самой любимой нашими финнами - мерей и муромой - плетенкою.
Аким Трефилов.
Фото: слева направо:
Гребень. Среднерусские финны; Гребень. Бирка; Привеска-"гребень". X-XI вв., бронза, литье. Ярославское Заволжье.
#финны #древняярусь #скандинавы
Forwarded from Maksim Volkov
Что касается предметов и быта мерянского народа! Внимание для жителей Ивановской области и соседних областей! 19 мая в Ивановском краеведческом музее открывается выставка "По ту сторону реки: археология поволжских финнов в собрании ИГИКМ имени Д.Г. Бурылина". Ориентировочно выставка будет работать до осени. Примечательно здесь то , что 1) "Экспозиция продемонстрирует ярчайшие финно-угорские предметы из раскопок, проводившихся в XIX и XX веке на территории Ивановской и Владимирской областей. Большинство из них никогда не экспонировалось и известно лишь специалистам." 2) Вместо расплывчатых "финно-угорских племен" использован близкий нам термин "поволжские финны".
К шордын огню керемети Сарской. Или мерянские религиозные практики.
Рассказ мерянского визионера и странника между мирами Меж Кутӱка о его путешествии и молении на Сарском городище (летописный Ростов):
«С первой ещё поездки-маткомаста в моей тетрадке отмечено — «добраться до Сарского городища». И вот, на четвёртой поездке в шуммаас, в двадцатых числах витшангэн — я доезжаю автостопом до Ростова, схожу с электрички на Деболовской и иду вдоль рельс.
Бой бубна подхватывается оглушительно звонкими поездными сигналами — рёвом звуковых устройств с анкерных опор. Какое-то время играю с ними вместе, в такт. Сверяюсь с картой в телефоне. Перейдя Сару по железнодорожному мосту, оказываюсь у первых земляных валов, опоясывающих Саравар — Икшебол-первоград, кугыжвар.
Здороваюсь, представляюсь вслух, перехожу валы-те. Сосновая рощица принимает меня в свой талдым.»
#меря #язычество #шаманизм #сарскоегородище
Рассказ мерянского визионера и странника между мирами Меж Кутӱка о его путешествии и молении на Сарском городище (летописный Ростов):
«С первой ещё поездки-маткомаста в моей тетрадке отмечено — «добраться до Сарского городища». И вот, на четвёртой поездке в шуммаас, в двадцатых числах витшангэн — я доезжаю автостопом до Ростова, схожу с электрички на Деболовской и иду вдоль рельс.
Бой бубна подхватывается оглушительно звонкими поездными сигналами — рёвом звуковых устройств с анкерных опор. Какое-то время играю с ними вместе, в такт. Сверяюсь с картой в телефоне. Перейдя Сару по железнодорожному мосту, оказываюсь у первых земляных валов, опоясывающих Саравар — Икшебол-первоград, кугыжвар.
Здороваюсь, представляюсь вслух, перехожу валы-те. Сосновая рощица принимает меня в свой талдым.»
#меря #язычество #шаманизм #сарскоегородище
Краеведы Галича-Мерьского предлагают учредить исторический парк "Балчуг" с частичной реконструкцией стен крепости князя Шемяки. А так же, - возведение туристического центра возле городища.
#галичмерьский #костромскаяобласть
#галичмерьский #костромскаяобласть
Вологжане долго жили (40 лет), были невысокого роста и очень много работали.
Разумеется, речь идет о средневековье. Средний возраст смерти вологжанина в то время составлял 40-41 год. Как отмечают специалисты, это очень высокий показатель для средневековых поселений финно-русского Хартленда. Для сравнения, в мерянском Ростове Великом он равен 32 годам. Продолжительность жизни у женщин, среднем на 4-5 лет меньше, чем у мужчин.
Рассказывает Татьяна Почтеннова "Вологда без формата":
"В разные годы во время раскопок в центре Вологды археологами были обнаружены три средневековых некрополя. Захоронения располагались у южной стены Софийского собора, на участках по ул. Бурмагиных, 34, Паркового переулка, 12. Были проведены антропологические исследования, изучено 106 мужских и 88 женских черепов. В прошлом году в работе по созданию антропологического портфолио удалось поставить определенную точку. Так что же выяснили ученые?
- Население Вологды в средние века можно охарактеризовать следующим образом. Прежде всего, однозначно сложно сказать, кто мы больше - финно-угоры или славяне ("Финно-угоры". Пишут еще неправильно, но уже о чем-то начинают догадываться). В формировании населения города и региона принимали группы различного этнического состава. В целом, выделенным учеными антропологическим типам, присущи ярко выраженные европеоидные черты. Важные описательные признаки следующие: короткоголовые черепа, средней высоты лицо, выступающий нос, узкий невысокий, нередко с вогнутой спинкой. В телосложении отмечен невысокий рост: у женщин - 151-153 см., мужчин - 164-166 см. Особенностью вологжан является относительно большие размеры верхних конечностей, - рассказывает старший научный сотрудник отдела фондов, хранитель антропологической коллекции в Вологодском музее-заповеднике Татьяна Пантелеева.
Что касается палеодемографических показателей, то в антропологических выборках примерно равное соотношение мужчин и женщин. Отмечен большой процент детских погребений, что говорит о высокой детской смертности на ранних этапах существования города.
И еще несколько цифр. Средний возраст смерти 40-41 год. Как отмечает Татьяна Пантелеева, это очень высокий показатель для средневековых поселений. Для сравнения, в Ростове Великом он равен 32 годам. Продолжительность жизни у женщин, среднем на 4-5 лет меньше, чем у мужчин.
Кстати, во время обработки материалов из могильника у Софийского собора у женщин был отмечен не совсем традиционный, развитый, рельеф на затылочной кости. Данный момент указывает на развитие шейных мышц.
- Антропологами было высказано предположение, что вологжанки занимались какой-то очень активной физической работой. Какой? По некоторым данным в прошлом женщины наряду с мужчинами занимались бурлачным промыслом. По нашему региону подтвержденных историками подобных фактов мы пока не имеем. Но если учесть большое количество волоков в наших краях, то можно предположить, что и такое вполне было возможным, - рассказывает сотрудник музея.
Несмотря на большие выборки антропологи еще только в начале пути. Дальнейшие генетические исследования, результаты анализов кости на микроэлементы поведают ученым о многом, в том числе, о состоянии здоровья, питании средневековых жителей Вологды, а также о других интересных фактах из жизни предков.
#вологда #древняярусь #археология #антропология
Разумеется, речь идет о средневековье. Средний возраст смерти вологжанина в то время составлял 40-41 год. Как отмечают специалисты, это очень высокий показатель для средневековых поселений финно-русского Хартленда. Для сравнения, в мерянском Ростове Великом он равен 32 годам. Продолжительность жизни у женщин, среднем на 4-5 лет меньше, чем у мужчин.
Рассказывает Татьяна Почтеннова "Вологда без формата":
"В разные годы во время раскопок в центре Вологды археологами были обнаружены три средневековых некрополя. Захоронения располагались у южной стены Софийского собора, на участках по ул. Бурмагиных, 34, Паркового переулка, 12. Были проведены антропологические исследования, изучено 106 мужских и 88 женских черепов. В прошлом году в работе по созданию антропологического портфолио удалось поставить определенную точку. Так что же выяснили ученые?
- Население Вологды в средние века можно охарактеризовать следующим образом. Прежде всего, однозначно сложно сказать, кто мы больше - финно-угоры или славяне ("Финно-угоры". Пишут еще неправильно, но уже о чем-то начинают догадываться). В формировании населения города и региона принимали группы различного этнического состава. В целом, выделенным учеными антропологическим типам, присущи ярко выраженные европеоидные черты. Важные описательные признаки следующие: короткоголовые черепа, средней высоты лицо, выступающий нос, узкий невысокий, нередко с вогнутой спинкой. В телосложении отмечен невысокий рост: у женщин - 151-153 см., мужчин - 164-166 см. Особенностью вологжан является относительно большие размеры верхних конечностей, - рассказывает старший научный сотрудник отдела фондов, хранитель антропологической коллекции в Вологодском музее-заповеднике Татьяна Пантелеева.
Что касается палеодемографических показателей, то в антропологических выборках примерно равное соотношение мужчин и женщин. Отмечен большой процент детских погребений, что говорит о высокой детской смертности на ранних этапах существования города.
И еще несколько цифр. Средний возраст смерти 40-41 год. Как отмечает Татьяна Пантелеева, это очень высокий показатель для средневековых поселений. Для сравнения, в Ростове Великом он равен 32 годам. Продолжительность жизни у женщин, среднем на 4-5 лет меньше, чем у мужчин.
Кстати, во время обработки материалов из могильника у Софийского собора у женщин был отмечен не совсем традиционный, развитый, рельеф на затылочной кости. Данный момент указывает на развитие шейных мышц.
- Антропологами было высказано предположение, что вологжанки занимались какой-то очень активной физической работой. Какой? По некоторым данным в прошлом женщины наряду с мужчинами занимались бурлачным промыслом. По нашему региону подтвержденных историками подобных фактов мы пока не имеем. Но если учесть большое количество волоков в наших краях, то можно предположить, что и такое вполне было возможным, - рассказывает сотрудник музея.
Несмотря на большие выборки антропологи еще только в начале пути. Дальнейшие генетические исследования, результаты анализов кости на микроэлементы поведают ученым о многом, в том числе, о состоянии здоровья, питании средневековых жителей Вологды, а также о других интересных фактах из жизни предков.
#вологда #древняярусь #археология #антропология
Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
ГУСЕЛОШАДИ-УТКОКОНИ: зачем ходить в музеи?
Мы, походившие с прошлого века по музейным залам, ведь с первого глаза узнаем: эти чудесные вещи есть привет нам от тех народов, что тыщу и более лет назад жили на берегах нынешних наших рек и озер. Рек и озер, и ныне отражающих в своих вечных водах вечное небо?
В этих музейных предметах живет память о народах, то ли изгнанных, то ли сгинувших в смычках и войнах, то ли «ассимилированных» новыми насельниками. Эта память взывает к нам: поймите!
Фотографии я сделала в прошлом году в новой на тот момент и очень приятной экспозиции в Переславском музее: «Переяславль Новый»
Бронзовые шумящие подвески - добыча археологов. Такие красивые и непонятные штучки присутствуют в коллекциях и экспозициях окрестных музеев. Прекрасная вещица из собрания «Ростовского кремля» - «лицо» этого канала и вк-сообщества «Музейные впечатления».
Сама по себе та переславская экспозиция не лишена недостатков, о которых я где-то поворчала. Может, как раз в «Музейных впечатлениях»? Самое неудачное - очень агрессивный по цвету персонаж в качестве зрительного центра первого зала. Манекен в как бы старинных доспехах, в как бы княжеском красном плаще - это манифест немузейности, на мой вкус. Как понимаю, дизайнерам позволили самореализоваться))
Однако любую выставку и экспозицию, как бы она ни была беспомощно и безграмотно сделала, в моих глазах выручает то, что она все ж дает нам, посетителям, возможность увидеть подлинники.
Манекен в красном плаще, даст бог, умные музейщики в какой-то миг на пути рефлексии отнесут в подсобку - сориентировав туриста на реальные шедевры коллекции.
Мы, походившие с прошлого века по музейным залам, ведь с первого глаза узнаем: эти чудесные вещи есть привет нам от тех народов, что тыщу и более лет назад жили на берегах нынешних наших рек и озер. Рек и озер, и ныне отражающих в своих вечных водах вечное небо?
В этих музейных предметах живет память о народах, то ли изгнанных, то ли сгинувших в смычках и войнах, то ли «ассимилированных» новыми насельниками. Эта память взывает к нам: поймите!
Фотографии я сделала в прошлом году в новой на тот момент и очень приятной экспозиции в Переславском музее: «Переяславль Новый»
Бронзовые шумящие подвески - добыча археологов. Такие красивые и непонятные штучки присутствуют в коллекциях и экспозициях окрестных музеев. Прекрасная вещица из собрания «Ростовского кремля» - «лицо» этого канала и вк-сообщества «Музейные впечатления».
Сама по себе та переславская экспозиция не лишена недостатков, о которых я где-то поворчала. Может, как раз в «Музейных впечатлениях»? Самое неудачное - очень агрессивный по цвету персонаж в качестве зрительного центра первого зала. Манекен в как бы старинных доспехах, в как бы княжеском красном плаще - это манифест немузейности, на мой вкус. Как понимаю, дизайнерам позволили самореализоваться))
Однако любую выставку и экспозицию, как бы она ни была беспомощно и безграмотно сделала, в моих глазах выручает то, что она все ж дает нам, посетителям, возможность увидеть подлинники.
Манекен в красном плаще, даст бог, умные музейщики в какой-то миг на пути рефлексии отнесут в подсобку - сориентировав туриста на реальные шедевры коллекции.
Грязнушка Мякрин с Ростовского посада XVII века.
Читая Дозорные книги древнего города Ростова опубликованные А.А. Титовым, в описи Ростовского посада 1619 года встретил: «у Рождества Богородици на Горицахъ: полдвора Грязнушки Мякрина, полдвора Богданки Мякрина».
Ростовская фамилия/прозвище Мякрин упомянута также у М. Г. Рабиновича в его книге «Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт»: В 1662 г. митрополит Ростовский и Ярославский Нона жаловался воеводе на «кружечного двора голову Карпунку Мякрина с товарищи, что они, приходя в соборную церковь, чинят шум»».
Фамилию Мякрин в гугле я найти не смог, нет её и в ВК с ОК, не зафиксирована она и в генеалогических сервисах среди фамилий XIX-XX вв..
То есть, по-видимому, отчество и фамилия Мякрин возникшие от мирского имени Мякря очень узколокальные, и чисто ростовские.
Мирского имени Мякря нет в древнерусских ономастиконах. Нет слова мякря, от которого оно могло бы возникнуть, и в русских диалектах, в частности в Ярославско-Костромском.
В общем, загадка.
Посмею предположить, что Мякря может быть местным позднемерянским вариантом христианского имени Макарий, сродни марийскому имени Макри м. рус. Макарий (из греч. – «большой») засвидетельствованному на Луговой стороне в XIX веке.
Или локально субстратным антропонимом сродни северо-западному марийскому имени Макры м. от магыра, «реветь», «плакать»; магырыше «ревушка», «плакса», засвидетельствованному в Меровии в XVII веке.
А возможно это архаичный мерянско-ростовский вариант марийского имени Микря(к) м. I др.-мар.стяж.ф. ССП: мика - др.-иран. мика «сперма»; «семя», «порода», осет. мыгаг 1. «род», «племя»; «фамилия» 2. «семя», «порода» > манс. микъко «мальчик» (Паллас) +ар «соображение», «ум», «толк», армары Г «жених»+ак,-як-суф. В знач.— «родной», «коренной»; «юный потомок», «суженый», распространенного на Горной стороне и среди северо-западных мари в XVII-XVIII веках. От этого имени происходит распространенная вятская фамилия Микряков/Микрюков.
Также нельзя исключать еще одну, прибалтийско-финскую, версию. Возможно, Мякря антропоним северного происхождения, сродни сев.кар. mäkrä/mägrä барсук. Для карельских фамилий, например, типичны такие орнито- и зооморфные фамилии. Если допустить что родоначальник Мякриных был с севера, например с Пошехонья или с Белозерья, то понятно почему это имя/отчество/фамилия встречается только в Ростове.. Возможно это и что-то северо-мерянское. Например топооснова мягр- «барсук», характерна для северных территорий ИМЗ (Исторической мерянской земли), начиная с Пошехонья, и расширяется далее на север.
Мерянин.
#меря #ростоввеликий #антропонимы #ярославскаяобласть #XVIIвек
Читая Дозорные книги древнего города Ростова опубликованные А.А. Титовым, в описи Ростовского посада 1619 года встретил: «у Рождества Богородици на Горицахъ: полдвора Грязнушки Мякрина, полдвора Богданки Мякрина».
Ростовская фамилия/прозвище Мякрин упомянута также у М. Г. Рабиновича в его книге «Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт»: В 1662 г. митрополит Ростовский и Ярославский Нона жаловался воеводе на «кружечного двора голову Карпунку Мякрина с товарищи, что они, приходя в соборную церковь, чинят шум»».
Фамилию Мякрин в гугле я найти не смог, нет её и в ВК с ОК, не зафиксирована она и в генеалогических сервисах среди фамилий XIX-XX вв..
То есть, по-видимому, отчество и фамилия Мякрин возникшие от мирского имени Мякря очень узколокальные, и чисто ростовские.
Мирского имени Мякря нет в древнерусских ономастиконах. Нет слова мякря, от которого оно могло бы возникнуть, и в русских диалектах, в частности в Ярославско-Костромском.
В общем, загадка.
Посмею предположить, что Мякря может быть местным позднемерянским вариантом христианского имени Макарий, сродни марийскому имени Макри м. рус. Макарий (из греч. – «большой») засвидетельствованному на Луговой стороне в XIX веке.
Или локально субстратным антропонимом сродни северо-западному марийскому имени Макры м. от магыра, «реветь», «плакать»; магырыше «ревушка», «плакса», засвидетельствованному в Меровии в XVII веке.
А возможно это архаичный мерянско-ростовский вариант марийского имени Микря(к) м. I др.-мар.стяж.ф. ССП: мика - др.-иран. мика «сперма»; «семя», «порода», осет. мыгаг 1. «род», «племя»; «фамилия» 2. «семя», «порода» > манс. микъко «мальчик» (Паллас) +ар «соображение», «ум», «толк», армары Г «жених»+ак,-як-суф. В знач.— «родной», «коренной»; «юный потомок», «суженый», распространенного на Горной стороне и среди северо-западных мари в XVII-XVIII веках. От этого имени происходит распространенная вятская фамилия Микряков/Микрюков.
Также нельзя исключать еще одну, прибалтийско-финскую, версию. Возможно, Мякря антропоним северного происхождения, сродни сев.кар. mäkrä/mägrä барсук. Для карельских фамилий, например, типичны такие орнито- и зооморфные фамилии. Если допустить что родоначальник Мякриных был с севера, например с Пошехонья или с Белозерья, то понятно почему это имя/отчество/фамилия встречается только в Ростове.. Возможно это и что-то северо-мерянское. Например топооснова мягр- «барсук», характерна для северных территорий ИМЗ (Исторической мерянской земли), начиная с Пошехонья, и расширяется далее на север.
Мерянин.
#меря #ростоввеликий #антропонимы #ярославскаяобласть #XVIIвек
Архангел.
Се же хощю сказати, яже слышах преже сих 4 лет, яже сказа ми Гюрятя Роговичь новгородець, глаголя сице, яко
«послах отрокъ свой в Печеру, люди, яже суть дань дающе Новугороду. И пришедшю отроку моему к ним, и оттуду иде въ Югру. Югра же людье есть языкъ немъ и седять с Самоядью на полунощных странах. Югра же рекоша отроку моему: “Дивьно мы находихом чюдо, егоже не есмы слышали преже сих лет, се же третьее лето поча быти: суть горы заидуче в луку моря, имже высота ако до небесе, и в горах тех кличь великъ и говоръ, и секуть гору, хотяще высечися. И в горе той просечено оконце мало, и туде молвять. И есть не разумети языку ихъ, но кажють на железо, и помавають рукою, просяще железа; и аще кто дасть имъ ножь ли, ли секиру, дають скорою противу. Есть же путь до горъ техъ непроходим пропастьми, снегом и лесом, темже не доходим ихъ всегда; есть же и подаль на полунощии».
(Повесть временных лет).
Любопытно, однако ж, что для Гюряты и его человека язык югры - то есть угорский, язык хантов и манси - непонятен, "нем" - в отличие от хорошо известных и, судя по всему, вполне "своих" финских языков в Белозерье, Обонежье и в чудском Заволочье - Поонежье, Подвинье и Печоре.
Мы-то привычно говорим о финно-угорских/угро-финских языках, а для новгородцев XI в. тут непроходимая разница.
Собственно, в условиях этой взаимной славяно-финской языковой прозрачности и шло на Северо-Востоке в XI-XIV вв. формирование древнерусской народности - предков привычных нам людей из Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей (это же касается и мери в Тверской, Ярославской и Костромской областях, и чуди в Пскове). Архангел маркирует его направленность, древнерусский - язык веры, власти и межрегиональной торговли, он общий, он микширует различия. Финские постепенно забываются, оставаясь в топонимике, в погодной, рыболовной и в лесной промысловой лексике и минимально - в терминологии родства, к примеру.
Аким Трефилов.
Иллюстрация: Привеска Архангел Михаил. XI-XIII в. 75х47 мм. Бронза. Печорское приморье.
#XIвек #XIIвек #археология #древняярусь
Се же хощю сказати, яже слышах преже сих 4 лет, яже сказа ми Гюрятя Роговичь новгородець, глаголя сице, яко
«послах отрокъ свой в Печеру, люди, яже суть дань дающе Новугороду. И пришедшю отроку моему к ним, и оттуду иде въ Югру. Югра же людье есть языкъ немъ и седять с Самоядью на полунощных странах. Югра же рекоша отроку моему: “Дивьно мы находихом чюдо, егоже не есмы слышали преже сих лет, се же третьее лето поча быти: суть горы заидуче в луку моря, имже высота ако до небесе, и в горах тех кличь великъ и говоръ, и секуть гору, хотяще высечися. И в горе той просечено оконце мало, и туде молвять. И есть не разумети языку ихъ, но кажють на железо, и помавають рукою, просяще железа; и аще кто дасть имъ ножь ли, ли секиру, дають скорою противу. Есть же путь до горъ техъ непроходим пропастьми, снегом и лесом, темже не доходим ихъ всегда; есть же и подаль на полунощии».
(Повесть временных лет).
Любопытно, однако ж, что для Гюряты и его человека язык югры - то есть угорский, язык хантов и манси - непонятен, "нем" - в отличие от хорошо известных и, судя по всему, вполне "своих" финских языков в Белозерье, Обонежье и в чудском Заволочье - Поонежье, Подвинье и Печоре.
Мы-то привычно говорим о финно-угорских/угро-финских языках, а для новгородцев XI в. тут непроходимая разница.
Собственно, в условиях этой взаимной славяно-финской языковой прозрачности и шло на Северо-Востоке в XI-XIV вв. формирование древнерусской народности - предков привычных нам людей из Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей (это же касается и мери в Тверской, Ярославской и Костромской областях, и чуди в Пскове). Архангел маркирует его направленность, древнерусский - язык веры, власти и межрегиональной торговли, он общий, он микширует различия. Финские постепенно забываются, оставаясь в топонимике, в погодной, рыболовной и в лесной промысловой лексике и минимально - в терминологии родства, к примеру.
Аким Трефилов.
Иллюстрация: Привеска Архангел Михаил. XI-XIII в. 75х47 мм. Бронза. Печорское приморье.
#XIвек #XIIвек #археология #древняярусь
Меч-скрамасакс.
Специалисты из "Arkeologerna" отреставрировали найденный в скрывшемся в болоте древнем колодце на окраине города Вестерос (он же Västerås, юго-восток Швеции, на берегу оз. Меларен, настоящий, а не из "Игры престолов") в 2021 г. короткий однолезвийный меч - скрамаксакс. 40-сантиметровый однолезвийный клинок и - редкость - прекрасно сохранившаяся благодаря отсутствию во влажном торфе кислорода резная деревянная рукоять. Датировка - Вендель или уже начало эпохи викингов, 700-900 гг.
Аким Трефилов.
#IXвек #VIIIвек #археология #германцы
Специалисты из "Arkeologerna" отреставрировали найденный в скрывшемся в болоте древнем колодце на окраине города Вестерос (он же Västerås, юго-восток Швеции, на берегу оз. Меларен, настоящий, а не из "Игры престолов") в 2021 г. короткий однолезвийный меч - скрамаксакс. 40-сантиметровый однолезвийный клинок и - редкость - прекрасно сохранившаяся благодаря отсутствию во влажном торфе кислорода резная деревянная рукоять. Датировка - Вендель или уже начало эпохи викингов, 700-900 гг.
Аким Трефилов.
#IXвек #VIIIвек #археология #германцы