Вот заходишь в нонешние церкви или там часовни - и заранее знаешь, что там увидишь. Ну там порядок, всяко золото блестит из нитрида титана, единообразная софринская утварь, правильные иконы по придуманному канону, царственные мученики etc., да и в антропологическом смысле тож предсказуемо. Раньше все ж не вполне так было. Идешь там где-нибудь непрямыми проселками, проходишь деревню, на краю простейшая часовенка - а в ней как-то вот так вот вот:
И это я еще Христов в застекленных клетках не пощу. А то студенты любят вот это вот - "у нас иконы, у католиков - идолы статуи". Ага, конешн.
Мне все ж всегда ближе и интереснее такой мир и такие людские сообщества, где встречаешь неожиданное настоящее.
Аким Трефилов.
#традиция
И это я еще Христов в застекленных клетках не пощу. А то студенты любят вот это вот - "у нас иконы, у католиков - идолы статуи". Ага, конешн.
Мне все ж всегда ближе и интереснее такой мир и такие людские сообщества, где встречаешь неожиданное настоящее.
Аким Трефилов.
#традиция
Forwarded from Yaroslavl Art
Смотрите как за 46 лет изменился Синий Камень.
Первое фото 1977 год, а второе фото я сделал в прошлом году. Говорят, что камень постепенно уходит под землю, но еще есть версия, что когда Синь Камень вновь стал сильно популярным «умные» люди решили, что им можно забирать частичку камня себе и приезжали с молотками, и ломали камень.
Но одно очевидно точно, грани от прикосновений сильно сточились.
Были у синего камня?
Первое фото 1977 год, а второе фото я сделал в прошлом году. Говорят, что камень постепенно уходит под землю, но еще есть версия, что когда Синь Камень вновь стал сильно популярным «умные» люди решили, что им можно забирать частичку камня себе и приезжали с молотками, и ломали камень.
Но одно очевидно точно, грани от прикосновений сильно сточились.
Были у синего камня?
Очень большая разница.
Перед новым годом ездил с Катей Соловьевой к Щукарю. Созвониться предупредить нельзя - сотовую связь Щукарь не признает из принципа.
Дома его не было - дверь была приперта палкой. Мы поехали на вершину горы, с которой видно все четыре деревни, и огляделись. У желтого магазина внизу продавщица, размахивая метлой, бегала вокруг саней за Щукарем. "Лошадь перед ее крыльцом наложила" - догадались мы.
-Ни перед тобой, ни перед женой ни перед одной бабой на свете не буду отчитываться никогда! - орал, уворачиваясь от матерящейся продавщицы, Щукарь.
Лошадь наблюдала за ним с плохо скрываемым скепсисом.
Я взял лопату и сгреб на нее лошадиные яблоки.
- Куда их?
- Вали прямо в клумбу, - показала на сугроб под окном продавщица.
- Но, блядина! - крикнул кобыле Щукарь. - Поехали!
У избы он привязал лошадь к столбу у которого валялись порубленная на три здоровых куска новогодняя елка.
- Это чего? - спросил я.
- Да вот, притащил, а жене не понравилась. И я ее топором порубил, - сказал Щукарь с таким выражением, что если бы я не видел перед собой обрубки, то испугался бы за жену.
Мы поднялись через старинные бревенчатые сени в обклееную советскими обоями кухню. Щукарь достал из печи чугунок. Я вытащил пол литра кизлярки. Разговор завязался про армию.
-Щукарь, а ты где служил?
-Западная группа войск.
-А город какой?
-Не помню
-Берлин?
-Нет
-Потсдам?
-Нет
-Лейпциг?
-Нет
-Дрезден?
-Слушай, ну что ты пристал. Забыл я, забыл. Но вот, на, читай, тут у меня на такой случай записано - с этими словами Щукарь закатил рукав до локтя и оголил огромный, во все предплечье синий пороховой парашют с надписью “Weimar”.
-Круто. А ты по немецки чего-нибудь помнишь?
-Помню, как же.
-Шпрехнешь чего-нибудь?
-Легко: «вас дас на хуй». Идите, короче, на хуй - так переводится.
Катя начала жаловаться на сложности поездок туда и сюда, из Гамбурга в Кострому и из Костромы в Гамбург.
-Ты маешься потому что коровы нет, - авторитетно сказал Щукарь. - Корова тебе нужна, тогда перестанешь маяться.
-Корова? Да много ли у вас самих в деревне коров? - обиделась Катя.
-У жены две и у соседа одна. Это все.
-Стой, как все? Еще же у Риммы две и телёнок.
-Римма в другой деревне.
-Да ладно тебе, другая деревня. Через овраг!
-Через овраг, а другая деревня.
-В чем между ними отличие, расскажи?
-Ну как тебе сказать... Лучше прямо, по-русски. Те, которые, через овраг - ебАнько. Знаешь такое слово?
-Да.
-Вот и вся разница.
-А ещё есть разница?
-Тебе что, мало? Слушай еще: у них свой загон для скота, по их сторону, и у нас свой загон для скота, по нашу сторону. Когда прежде сосед держал быка, то их коровы ходили искать в наш загон а не наоборот.
-И это вся разница?
-Это очень большая разница.
Андрей Павличенков.
#костромскаяобласть #чухлома #жизнь
Перед новым годом ездил с Катей Соловьевой к Щукарю. Созвониться предупредить нельзя - сотовую связь Щукарь не признает из принципа.
Дома его не было - дверь была приперта палкой. Мы поехали на вершину горы, с которой видно все четыре деревни, и огляделись. У желтого магазина внизу продавщица, размахивая метлой, бегала вокруг саней за Щукарем. "Лошадь перед ее крыльцом наложила" - догадались мы.
-Ни перед тобой, ни перед женой ни перед одной бабой на свете не буду отчитываться никогда! - орал, уворачиваясь от матерящейся продавщицы, Щукарь.
Лошадь наблюдала за ним с плохо скрываемым скепсисом.
Я взял лопату и сгреб на нее лошадиные яблоки.
- Куда их?
- Вали прямо в клумбу, - показала на сугроб под окном продавщица.
- Но, блядина! - крикнул кобыле Щукарь. - Поехали!
У избы он привязал лошадь к столбу у которого валялись порубленная на три здоровых куска новогодняя елка.
- Это чего? - спросил я.
- Да вот, притащил, а жене не понравилась. И я ее топором порубил, - сказал Щукарь с таким выражением, что если бы я не видел перед собой обрубки, то испугался бы за жену.
Мы поднялись через старинные бревенчатые сени в обклееную советскими обоями кухню. Щукарь достал из печи чугунок. Я вытащил пол литра кизлярки. Разговор завязался про армию.
-Щукарь, а ты где служил?
-Западная группа войск.
-А город какой?
-Не помню
-Берлин?
-Нет
-Потсдам?
-Нет
-Лейпциг?
-Нет
-Дрезден?
-Слушай, ну что ты пристал. Забыл я, забыл. Но вот, на, читай, тут у меня на такой случай записано - с этими словами Щукарь закатил рукав до локтя и оголил огромный, во все предплечье синий пороховой парашют с надписью “Weimar”.
-Круто. А ты по немецки чего-нибудь помнишь?
-Помню, как же.
-Шпрехнешь чего-нибудь?
-Легко: «вас дас на хуй». Идите, короче, на хуй - так переводится.
Катя начала жаловаться на сложности поездок туда и сюда, из Гамбурга в Кострому и из Костромы в Гамбург.
-Ты маешься потому что коровы нет, - авторитетно сказал Щукарь. - Корова тебе нужна, тогда перестанешь маяться.
-Корова? Да много ли у вас самих в деревне коров? - обиделась Катя.
-У жены две и у соседа одна. Это все.
-Стой, как все? Еще же у Риммы две и телёнок.
-Римма в другой деревне.
-Да ладно тебе, другая деревня. Через овраг!
-Через овраг, а другая деревня.
-В чем между ними отличие, расскажи?
-Ну как тебе сказать... Лучше прямо, по-русски. Те, которые, через овраг - ебАнько. Знаешь такое слово?
-Да.
-Вот и вся разница.
-А ещё есть разница?
-Тебе что, мало? Слушай еще: у них свой загон для скота, по их сторону, и у нас свой загон для скота, по нашу сторону. Когда прежде сосед держал быка, то их коровы ходили искать в наш загон а не наоборот.
-И это вся разница?
-Это очень большая разница.
Андрей Павличенков.
#костромскаяобласть #чухлома #жизнь
Вот ты, крестьянин, к примеру, левак, правак или середняк?
Был озадачен сочиненным TETYA_MOTTE опросом. Вы переехали в новый дом. Сосед(ка) говорит вам, что ОЧЕНЬ ВАЖНО каждый вечер ставить тарелку с сырым мясом для лесных существ (!!!111). Не уточняя, каких. У сосед(ки) крайне загадочный и напряженный вид. Ваши действия?
- Конечно, я буду ставить!
- Да не буду я ставить, вы чего?
- Перееду обратно из этого дома
- Пойду искать существ в лесу
- Мне лучше знать, чем кормить существ
Понятно, проголосовал за кормежку - я обычно внимательный и деликатный сторонник традиции. Другое дело, что сам искать бы существ не пошел бы - вдруг им это будет неприятным, вдруг они стесняются или боятся - но непременно начал бы исподволь, камлая идолу происхождения, выяснять истоки обряда и его интерпретации.
Аким Трефилов.
#хтоньлесная
Был озадачен сочиненным TETYA_MOTTE опросом. Вы переехали в новый дом. Сосед(ка) говорит вам, что ОЧЕНЬ ВАЖНО каждый вечер ставить тарелку с сырым мясом для лесных существ (!!!111). Не уточняя, каких. У сосед(ки) крайне загадочный и напряженный вид. Ваши действия?
- Конечно, я буду ставить!
- Да не буду я ставить, вы чего?
- Перееду обратно из этого дома
- Пойду искать существ в лесу
- Мне лучше знать, чем кормить существ
Понятно, проголосовал за кормежку - я обычно внимательный и деликатный сторонник традиции. Другое дело, что сам искать бы существ не пошел бы - вдруг им это будет неприятным, вдруг они стесняются или боятся - но непременно начал бы исподволь, камлая идолу происхождения, выяснять истоки обряда и его интерпретации.
Аким Трефилов.
#хтоньлесная
Подборка лучших исторических каналов телеграма.
📌Она развалилась — как звучала шахтерская каска на Горбатом мосту? Почему гласность помогла обнаружить инопланетян? Где лучше прятаться во время погрома? — Все ответы здесь.
📌Vatnikstan — проект о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги.
📌Первый Ближневосточный — всё о Ближнем Востоке, и даже больше!
📌Секира лектора — подпишись, и не дай истории водить себя по кругу.
📌бармалеи/партизаны — удушающая жара латиноамериканских хунт и бетонные коробки восточного блока — научпоп времен диктатуры.
📌НУЛЕВЫЕ+ — первые 10 лет Владимира Владимировича: Чечня, Курск, Грузия, суверенная демократия.
📌Древний Египет — Древний Египет без единой летающей тарелки, только наука и минимум тайн.
📌Стальной шлем — Канал о межвоенной западной истории, малоизвестные эпизоды и трактовки известных событий.
📌MOSCOW XXI — Эстетика и атмосфера Москвы нулевых годов в фотографиях и заметках
📌 Stuff and docs — Исторические анекдоты, заметки о кино, удивительные фотографии и еженедельный подкаст "Синий бархат" о том, что история — не то, чем кажется.
📌Катехизис Катарсиса — Сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику.
📌 Ростовская Земля — Социальная антропология Замкадья. Канал о субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России
📌 Великая война — Канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир.
📌 Нумизматика/NumisKlad — История в кладах и монетах.
📌Записки о Средневековье — Хочешь в Средневековье? - Заходи, и узнаешь, как там!
📌WeHistory — Всё самое интересное из мировой истории: от Вавилона до Силенда, от осады Трои до войны виски. Весело, увлекательно и со вкусом!
📌 Загадки истории с Лысым Камрадом — Об истории и археологии — интересно, увлекательно и достоверно.
📌Ave, Historia! — Место, где ваши исторические запросы совпадают с нашими предложениями.
📌 TABERNA — История, культура, археология, реконструкция, юмор и игровая тематика.
📌Немного истории — Немного знаний в вашу жизнь из разных исторических периодов!
📌 Царская Россiя — Всё о дореволюционной России.
📌Она развалилась — как звучала шахтерская каска на Горбатом мосту? Почему гласность помогла обнаружить инопланетян? Где лучше прятаться во время погрома? — Все ответы здесь.
📌Vatnikstan — проект о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги.
📌Первый Ближневосточный — всё о Ближнем Востоке, и даже больше!
📌Секира лектора — подпишись, и не дай истории водить себя по кругу.
📌бармалеи/партизаны — удушающая жара латиноамериканских хунт и бетонные коробки восточного блока — научпоп времен диктатуры.
📌НУЛЕВЫЕ+ — первые 10 лет Владимира Владимировича: Чечня, Курск, Грузия, суверенная демократия.
📌Древний Египет — Древний Египет без единой летающей тарелки, только наука и минимум тайн.
📌Стальной шлем — Канал о межвоенной западной истории, малоизвестные эпизоды и трактовки известных событий.
📌MOSCOW XXI — Эстетика и атмосфера Москвы нулевых годов в фотографиях и заметках
📌 Stuff and docs — Исторические анекдоты, заметки о кино, удивительные фотографии и еженедельный подкаст "Синий бархат" о том, что история — не то, чем кажется.
📌Катехизис Катарсиса — Сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику.
📌 Ростовская Земля — Социальная антропология Замкадья. Канал о субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России
📌 Великая война — Канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир.
📌 Нумизматика/NumisKlad — История в кладах и монетах.
📌Записки о Средневековье — Хочешь в Средневековье? - Заходи, и узнаешь, как там!
📌WeHistory — Всё самое интересное из мировой истории: от Вавилона до Силенда, от осады Трои до войны виски. Весело, увлекательно и со вкусом!
📌 Загадки истории с Лысым Камрадом — Об истории и археологии — интересно, увлекательно и достоверно.
📌Ave, Historia! — Место, где ваши исторические запросы совпадают с нашими предложениями.
📌 TABERNA — История, культура, археология, реконструкция, юмор и игровая тематика.
📌Немного истории — Немного знаний в вашу жизнь из разных исторических периодов!
📌 Царская Россiя — Всё о дореволюционной России.
Из ростовско-ярославской ономастики.
В своем любимом канале Ростов Великий и Ростовская земля прочел запись Любы Мельник про дневники ростовского мальчика Мини (Михаила) Саксина, найденные московским художником Владимиром Глуховым, в заброшенном доме летом 1983 года в городе Ростове Великом. https://prozhito.org/person/428
Помимо самих дневников меня заинтересовала его фамилия.
Оказалось что она распространена в Ярославской области (Ярославль, Ростов, Углич, Рыбинск), отчасти в Вологодской, Костромской и Нижегородской областях.
Абсолютные максимумы отмечены в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве, что объяснимо традиционными направлениями отходничества (миграций) из Верхневолжья в XIX-XX вв.. Среди нескольких десятков Саксиных проживавших в XX веке в основном в СПб/Ленинграде, Вологде и Мск на Familio мной были найдены два выходца из Ростова (крестьянин Саксин Михаил Константинович. 1906 г..) и Ярославской области (Саксин Владимир Николаевич. 1922 г..). Думаю возможно говорить о том, что Саксин традиционная ростовская и ярославская фамилия.
Что касается этимологии. Полагаю что вост.русс., сибир. 1. сакса, ж. "дикая утка". Свердл., 1965.; 2. "годовалая утка". Забайкалье, 1980.; саксай, м. "утка широконоска". Иркут., 1970; саксон "порода уток". Томск XIX, по мнению Фасмера, несмотря на расхождение значений, являющиеся заимствованием из хакас. saskan "сорока", тув. saqsan "сорока", в качестве основы этой верхневолжской фамилии и гипотетического мирского имени Сакса от которого она, по-видимому, происходит, не могут быть рассмотрены. Также вряд-ли с этим антропонимом можно связать рус. диал. слова сак 1. "заплечный мешок". кострм., 2. "обруч с сеткой", "сачёк". урал., 3. "деревянный ковш". арх., 4. "рыболовный снаряд". смол., перм., 5. "пальто старинного покроя". сев.рус., "вилы". твер., 5. "игральная кость". влад..
Рискну предположить, что гипотетическое мирское имя Сакса ставшие основой фамилии Саксин - из ряда поволжско-финских, и возможно мерянских.
В Ономастиконе Черных есть ряд имен: Сака, Сакай, Саксаняш, Саксуба, Саксула м., ж. фин.-в. тотем. имена: этимология которых, по мнению Черных ср. фин. sakka "осадок", "отстой"; sakki, "ватага", "компания", "шайка"; sake/a 1. "плотный" 2. "кровное родство"; мар. сака зоол. "скопа крупная хищная птица сем. ястребиных, обитающая по берегам рек, озер и питающаяся рыбой" +аф.; В арх. время бытовало в знач.—1. номен род. объединения фин.-в. происхождения "Сака", 2. потомок клана "Скопы-Сака". Распр. в марийско-мордовском Поволжье в XVII-XVIII вв..
По-видимому от мирского Сакса происходит и другая верхневолжская фамилия Саксеев распространенная в Ярославле, Тутаеве, Иваново, Костроме. В Древнерусском ономастиконе Веселовского упоминается Саксеев Михаил Алексеевич, 1568 г., Ярославль.
Андрей Малышев.
#ономастика #ростоввеликий #ярославль #верхневолжье
В своем любимом канале Ростов Великий и Ростовская земля прочел запись Любы Мельник про дневники ростовского мальчика Мини (Михаила) Саксина, найденные московским художником Владимиром Глуховым, в заброшенном доме летом 1983 года в городе Ростове Великом. https://prozhito.org/person/428
Помимо самих дневников меня заинтересовала его фамилия.
Оказалось что она распространена в Ярославской области (Ярославль, Ростов, Углич, Рыбинск), отчасти в Вологодской, Костромской и Нижегородской областях.
Абсолютные максимумы отмечены в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве, что объяснимо традиционными направлениями отходничества (миграций) из Верхневолжья в XIX-XX вв.. Среди нескольких десятков Саксиных проживавших в XX веке в основном в СПб/Ленинграде, Вологде и Мск на Familio мной были найдены два выходца из Ростова (крестьянин Саксин Михаил Константинович. 1906 г..) и Ярославской области (Саксин Владимир Николаевич. 1922 г..). Думаю возможно говорить о том, что Саксин традиционная ростовская и ярославская фамилия.
Что касается этимологии. Полагаю что вост.русс., сибир. 1. сакса, ж. "дикая утка". Свердл., 1965.; 2. "годовалая утка". Забайкалье, 1980.; саксай, м. "утка широконоска". Иркут., 1970; саксон "порода уток". Томск XIX, по мнению Фасмера, несмотря на расхождение значений, являющиеся заимствованием из хакас. saskan "сорока", тув. saqsan "сорока", в качестве основы этой верхневолжской фамилии и гипотетического мирского имени Сакса от которого она, по-видимому, происходит, не могут быть рассмотрены. Также вряд-ли с этим антропонимом можно связать рус. диал. слова сак 1. "заплечный мешок". кострм., 2. "обруч с сеткой", "сачёк". урал., 3. "деревянный ковш". арх., 4. "рыболовный снаряд". смол., перм., 5. "пальто старинного покроя". сев.рус., "вилы". твер., 5. "игральная кость". влад..
Рискну предположить, что гипотетическое мирское имя Сакса ставшие основой фамилии Саксин - из ряда поволжско-финских, и возможно мерянских.
В Ономастиконе Черных есть ряд имен: Сака, Сакай, Саксаняш, Саксуба, Саксула м., ж. фин.-в. тотем. имена: этимология которых, по мнению Черных ср. фин. sakka "осадок", "отстой"; sakki, "ватага", "компания", "шайка"; sake/a 1. "плотный" 2. "кровное родство"; мар. сака зоол. "скопа крупная хищная птица сем. ястребиных, обитающая по берегам рек, озер и питающаяся рыбой" +аф.; В арх. время бытовало в знач.—1. номен род. объединения фин.-в. происхождения "Сака", 2. потомок клана "Скопы-Сака". Распр. в марийско-мордовском Поволжье в XVII-XVIII вв..
По-видимому от мирского Сакса происходит и другая верхневолжская фамилия Саксеев распространенная в Ярославле, Тутаеве, Иваново, Костроме. В Древнерусском ономастиконе Веселовского упоминается Саксеев Михаил Алексеевич, 1568 г., Ярославль.
Андрей Малышев.
#ономастика #ростоввеликий #ярославль #верхневолжье
Прожито
Личные истории в электронном корпусе дневников
Ростов Великий - духовный центр. Дорога... к храму. Оскорбление всех чувств.
Подрядчик ООО СМК "Крепость". Работы начаты накануне зимы в прошлом году. Контракт с подрядчиком расторгнут, но что-то мне не легче от этого.
Фото и текст: Ирина Савочкина. Ростов.
#ростоввеликий #русскаядорога
Подрядчик ООО СМК "Крепость". Работы начаты накануне зимы в прошлом году. Контракт с подрядчиком расторгнут, но что-то мне не легче от этого.
Фото и текст: Ирина Савочкина. Ростов.
#ростоввеликий #русскаядорога
Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
РОСТОВУ НУЖНА РОСТОВИКА
Нет нужды специально доказывать, что Ростов в древности имел гораздо большее значение, чем теперь. Это один из старейших городов России, в 13—15 вв. – столица княжества, с 11 с до конца 18 в. - центр огромной епархии. В тот давний период Ростов играл значительную роль не только в политической и церковной истории России, но он был крупным центром летописания, книжности и художественной культуры, славился своими зодчими иконописцами и другими мастерами, которые работали не только в Ростове, а и в весьма удаленных регионах страны.
В явном противоречии со всем этим находится степень развития науки о прошлом Ростова. Изучены пока лишь незначительные фрагменты огромного пласта более чем 1000-летней истории и культуры Ростова.
Статья Александра Мельника.
Первая публикация - в «Ростовской старине» 1992 года.
Особенно очевиден этот контраст при сравнении количества и качества накопленных знаний о прошлом Ростов с НОВГОРОДИКОЙ – специфической наукой об истории и культуре Новгорода. Вот уже по крайней мере с довоенных времен прошлое Новгорода интенсивно изучается самыми разными специалистами: археологами, историками, литературоведами, искусствоведами и др. Во многом именно при изучении истории Новгорода был выработан так называемый комплексный подход в исторической науке.
Важно, что новгородику развивают не только многочисленные специалисты Москвы, Петербурга, других городов, но также и самого Новгорода. Недаром в нем уже значительное время существует особое отделение Академии наук, занимающееся изучением прошлого Новгорода. Значительный вклад в эту науку сделал и делает новгородский музей.
Так вот, по аналогии с новгородикой я предлагаю назвать науку о прошлом Ростова РОСТОВИКОЙ. Мне кажется, что именно настоящее в время создание комплексной исторической дисциплины о Ростове может выйти из области благих пожеланий в сферы реальной деятельности. По существу, отчасти это уже происходит. В последние годы весьма активно ведется археологическое изучение Ростова, из более чем 70-летнего научно-исследовательского застоя вышел и Ростовский музей. Им издано уже 12 томов научных работ, посвященных проблемам изучения истории и культуры Ростова. Для того, чтобы привлечь к ростовской тематике специалистов из других городов, ежегодно музеем организуется научная конференция. И, надо сказать, эти специалисты уже внесли значительный вклад в исследование истории и культуры нашего города.
Конечно, пока еще не существует комплексных исследований, посвященных прошлому Ростова. Но можно надеяться, что если все будет развиваться как вы последнее время, такие исследования появятся. А Ростов, вследствие этого, обретет ту славу, которую он заслуживает.
А. Мельник. Опубликовано: «Ростовская старина», № 40, 19.04.1992
Нет нужды специально доказывать, что Ростов в древности имел гораздо большее значение, чем теперь. Это один из старейших городов России, в 13—15 вв. – столица княжества, с 11 с до конца 18 в. - центр огромной епархии. В тот давний период Ростов играл значительную роль не только в политической и церковной истории России, но он был крупным центром летописания, книжности и художественной культуры, славился своими зодчими иконописцами и другими мастерами, которые работали не только в Ростове, а и в весьма удаленных регионах страны.
В явном противоречии со всем этим находится степень развития науки о прошлом Ростова. Изучены пока лишь незначительные фрагменты огромного пласта более чем 1000-летней истории и культуры Ростова.
Статья Александра Мельника.
Первая публикация - в «Ростовской старине» 1992 года.
Особенно очевиден этот контраст при сравнении количества и качества накопленных знаний о прошлом Ростов с НОВГОРОДИКОЙ – специфической наукой об истории и культуре Новгорода. Вот уже по крайней мере с довоенных времен прошлое Новгорода интенсивно изучается самыми разными специалистами: археологами, историками, литературоведами, искусствоведами и др. Во многом именно при изучении истории Новгорода был выработан так называемый комплексный подход в исторической науке.
Важно, что новгородику развивают не только многочисленные специалисты Москвы, Петербурга, других городов, но также и самого Новгорода. Недаром в нем уже значительное время существует особое отделение Академии наук, занимающееся изучением прошлого Новгорода. Значительный вклад в эту науку сделал и делает новгородский музей.
Так вот, по аналогии с новгородикой я предлагаю назвать науку о прошлом Ростова РОСТОВИКОЙ. Мне кажется, что именно настоящее в время создание комплексной исторической дисциплины о Ростове может выйти из области благих пожеланий в сферы реальной деятельности. По существу, отчасти это уже происходит. В последние годы весьма активно ведется археологическое изучение Ростова, из более чем 70-летнего научно-исследовательского застоя вышел и Ростовский музей. Им издано уже 12 томов научных работ, посвященных проблемам изучения истории и культуры Ростова. Для того, чтобы привлечь к ростовской тематике специалистов из других городов, ежегодно музеем организуется научная конференция. И, надо сказать, эти специалисты уже внесли значительный вклад в исследование истории и культуры нашего города.
Конечно, пока еще не существует комплексных исследований, посвященных прошлому Ростова. Но можно надеяться, что если все будет развиваться как вы последнее время, такие исследования появятся. А Ростов, вследствие этого, обретет ту славу, которую он заслуживает.
А. Мельник. Опубликовано: «Ростовская старина», № 40, 19.04.1992
Livejournal
Ростову нужна ростовика
Нет нужды специально доказывать, что Ростов в древности имел гораздо большее значение, чем теперь. Это один из старейших городов России в 13—15 вв. столица княжества, с 11 с до конца 18 в. - центр огромной епархии. В тот давний период Ростов играл значительную…
Нужна помощь. В четверг, 13 апреля, костромской фотограф и историк фотографии Екатерина Соловьева https://www.facebook.com/esolovieva1 попала в жуткую аварию на Ярославском шоссе. Столкнулись несколько машин, пострадали люди, есть погибшие. Катя жива (!), сейчас находится в больнице в Переславле-Залесском.
Друзья, мы несколько раз с вами собирали для Кати пожертвования https://yangx.top/zalesje/2628
https://yangx.top/zalesje/3088 для костромских деток которым она помогала. Теперь нужна помощь для Кати, пожалуйста, любые суммы помогут:
Номер телефона +7 (903) 158-40-77, к которому привязаны её карты: Сбербанк, Альфа-банк, Тинькоф-банк.
PayPal: [email protected]
Фото из больницы и с места аварии и основная информация: Татьяна Малова https://www.facebook.com/tatiana.malova.3
Информация на 100% проверенная. Расшар приветствуется!
#екатеринасоловьева #кострома
Друзья, мы несколько раз с вами собирали для Кати пожертвования https://yangx.top/zalesje/2628
https://yangx.top/zalesje/3088 для костромских деток которым она помогала. Теперь нужна помощь для Кати, пожалуйста, любые суммы помогут:
Номер телефона +7 (903) 158-40-77, к которому привязаны её карты: Сбербанк, Альфа-банк, Тинькоф-банк.
PayPal: [email protected]
Фото из больницы и с места аварии и основная информация: Татьяна Малова https://www.facebook.com/tatiana.malova.3
Информация на 100% проверенная. Расшар приветствуется!
#екатеринасоловьева #кострома
Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
ПАНЫ и ПАНКИ
Внезапно горизонты расширились - я узнала о бытовании в северных землях особых кукол, называвшихся: панки, ед.ч. - панка. Методика у меня - как тракторная колея, наезженная, и спьяну не выпадешь.
Первым делом идем в #госкаталог - и этих панночек-«панок» находим, целую коллекцию. Конечно же - в Российском этнографическом музее, слава ему!
Частные примеры: один; два.
Следующий пункт моей методики - если идти от общего к частному, конкретизируя: Ярославский областной словарь. Как сказал один мудрый и притом любимый Ярославлем человек: Мельниченко - это наше все.
Мельниченко не знает о куклах-панках, но имеет сказать о панах:
Пан, мн. паны.
1. Белый гриб.
Панов-то сколько! Я нашел пан.
Сколько панов набрал!
2. «Мифические богатыри или великаны, обитавшие на городцах (городках, городищах) и относившиеся к населению враждебно. Последний пан, по сохранившемуся преданию, был умерщвлён в деревне Демьяновском, близ Печегодского (на реке Печегде) городца».
К слову: Панаголовец. Головастик. 🫣
Между прочим процитированная в словаре история - как раз ростовского происхождения.
Припомнилось из опубликованного мною экспедиционного дневника ботаника М.П. Ильина (чудесный человек из золотого века #гмзрк
«В 1/2 версте от Чурилова к Ванчищеву, среди полей - холм. Так называемые ‘Паны’. По преданию - это могила когда-то жившего в д. Чурилове.
‘Остались паны здесь после того, как поляки на землю русскую наступали. Жили в доме у одной женщины, она за ними и ‘’ходила’’. Жили они тогда, может быть, хуже, чем теперь каждый крестьянин живет, потому что, старики рассказывают, коли к панам нужно было с приношением итти, брали обычно толокна.
В Чурилове тогда церковь деревянная была. Притесняли они народ, видно. И вот раз эта баба, у которой они жили, утром, когда еще пан спал на лавке, варила кисель, да и облила им пана. Здесь его и похоронили. Чудилось некоторым, что свет на этом месте являлся. Рыли этот холм, говорят, нашли гроб черный да, испугавшись, опять зарыли, а должно здесь золото быть’. Вот что рассказывали мне крестьяне в д. Чурилове. В Ванчищеве тоже много знают об этих ‘Панах’ на разные варианты. Любит наша деревня свои легенды, хотя и много в них противоречивого.
И в этом рассказе: бедно жили паны, толокно ели, простая баба обварила одного киселем (‘Она и умерла еще не очень давно, еще старики на деревне помнят бабушку Киселиху, как ее звали после этого’), а золото в могиле пана должно все-таки быть».
Вроде бы третьим пунктом должен быть анализ информации? Но материала для анализа мало, да и методика недоработана. Будем думать и смотреть картинки!
Далее - немножко спойлер!
РЭМ тему обдумал - и ждёт нас на выставку «Поморские куклы ‘панки’»
Внезапно горизонты расширились - я узнала о бытовании в северных землях особых кукол, называвшихся: панки, ед.ч. - панка. Методика у меня - как тракторная колея, наезженная, и спьяну не выпадешь.
Первым делом идем в #госкаталог - и этих панночек-«панок» находим, целую коллекцию. Конечно же - в Российском этнографическом музее, слава ему!
Частные примеры: один; два.
Следующий пункт моей методики - если идти от общего к частному, конкретизируя: Ярославский областной словарь. Как сказал один мудрый и притом любимый Ярославлем человек: Мельниченко - это наше все.
Мельниченко не знает о куклах-панках, но имеет сказать о панах:
Пан, мн. паны.
1. Белый гриб.
Панов-то сколько! Я нашел пан.
Сколько панов набрал!
2. «Мифические богатыри или великаны, обитавшие на городцах (городках, городищах) и относившиеся к населению враждебно. Последний пан, по сохранившемуся преданию, был умерщвлён в деревне Демьяновском, близ Печегодского (на реке Печегде) городца».
К слову: Панаголовец. Головастик. 🫣
Между прочим процитированная в словаре история - как раз ростовского происхождения.
Припомнилось из опубликованного мною экспедиционного дневника ботаника М.П. Ильина (чудесный человек из золотого века #гмзрк
«В 1/2 версте от Чурилова к Ванчищеву, среди полей - холм. Так называемые ‘Паны’. По преданию - это могила когда-то жившего в д. Чурилове.
‘Остались паны здесь после того, как поляки на землю русскую наступали. Жили в доме у одной женщины, она за ними и ‘’ходила’’. Жили они тогда, может быть, хуже, чем теперь каждый крестьянин живет, потому что, старики рассказывают, коли к панам нужно было с приношением итти, брали обычно толокна.
В Чурилове тогда церковь деревянная была. Притесняли они народ, видно. И вот раз эта баба, у которой они жили, утром, когда еще пан спал на лавке, варила кисель, да и облила им пана. Здесь его и похоронили. Чудилось некоторым, что свет на этом месте являлся. Рыли этот холм, говорят, нашли гроб черный да, испугавшись, опять зарыли, а должно здесь золото быть’. Вот что рассказывали мне крестьяне в д. Чурилове. В Ванчищеве тоже много знают об этих ‘Панах’ на разные варианты. Любит наша деревня свои легенды, хотя и много в них противоречивого.
И в этом рассказе: бедно жили паны, толокно ели, простая баба обварила одного киселем (‘Она и умерла еще не очень давно, еще старики на деревне помнят бабушку Киселиху, как ее звали после этого’), а золото в могиле пана должно все-таки быть».
Вроде бы третьим пунктом должен быть анализ информации? Но материала для анализа мало, да и методика недоработана. Будем думать и смотреть картинки!
Далее - немножко спойлер!
Глазуновщина и Честняков.
Неожиданно и одновременно ожидаемо... Отношение к Ефиму Васильевичу это универсальное мерило показывающее — насколько глубоко тот или иной человек находится в контексте великорусских культуры и наследия. Потому что Честняков не просто бриллиант, он глыба в основании "нашего фундамента."
Честняков по своей человеческой глубине, внутреннему мифологическому измерению, философии — настоящий "русский Чюрленис" или "русский Галлен-Каллела" и даже глубже. И тот факт что его наследие у нас не популяризируется, к нему несерьезное отношение, т.е. он в целом "не очень актуален", говорит о том, что что-то у нас всех в нашей истории не сложилось, вернее мы сами не сложились (пока) в нечто бОльшее, цельное, в пространстве которого Ефим Васильевич смог бы занять надлежащее ему место. Место которое он заслужил.
#кострома #честняков #искусство
Неожиданно и одновременно ожидаемо... Отношение к Ефиму Васильевичу это универсальное мерило показывающее — насколько глубоко тот или иной человек находится в контексте великорусских культуры и наследия. Потому что Честняков не просто бриллиант, он глыба в основании "нашего фундамента."
Честняков по своей человеческой глубине, внутреннему мифологическому измерению, философии — настоящий "русский Чюрленис" или "русский Галлен-Каллела" и даже глубже. И тот факт что его наследие у нас не популяризируется, к нему несерьезное отношение, т.е. он в целом "не очень актуален", говорит о том, что что-то у нас всех в нашей истории не сложилось, вернее мы сами не сложились (пока) в нечто бОльшее, цельное, в пространстве которого Ефим Васильевич смог бы занять надлежащее ему место. Место которое он заслужил.
#кострома #честняков #искусство
Дорогие читатели! Наш канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
✔️@vatnikstan — канал онлайн-журнала о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги;
✔️@historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал «История и истории»;
✔️@estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
✔️@ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
✔️@sarkyt — история, искусство и культура Востока: от Средней Азии до Японии, от Аравии до Индии, от Сибири до Афганистана;
✔️@StuffandDocs — исторические анекдоты, заметки о кино, удивительные фотографии и подкаст "Синий бархат" о том, что история — не то, чем кажется;
✔️@lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)
✔️@zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов.
✔️@USSResearch — Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь. Один лишь USSResearch хороший канал про СССР;
✔️@pylgazet — «Золотой век» русской прессы. Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910 годов;
✔️@myretrospect — канал, где каждую неделю в текстах и аудио авторы рассказывают особенные истории из прошлого так, как будто были их участниками;
✔️@religionlab — исследовательское пространство для гуманитариев. Религиоведение, культура, философия. Подписывайся😉
✔️@vatnikstan — канал онлайн-журнала о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги;
✔️@historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал «История и истории»;
✔️@estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
✔️@ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
✔️@sarkyt — история, искусство и культура Востока: от Средней Азии до Японии, от Аравии до Индии, от Сибири до Афганистана;
✔️@StuffandDocs — исторические анекдоты, заметки о кино, удивительные фотографии и подкаст "Синий бархат" о том, что история — не то, чем кажется;
✔️@lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)
✔️@zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов.
✔️@USSResearch — Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь. Один лишь USSResearch хороший канал про СССР;
✔️@pylgazet — «Золотой век» русской прессы. Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910 годов;
✔️@myretrospect — канал, где каждую неделю в текстах и аудио авторы рассказывают особенные истории из прошлого так, как будто были их участниками;
✔️@religionlab — исследовательское пространство для гуманитариев. Религиоведение, культура, философия. Подписывайся😉
Меря и Русь.
Во владимирских землях, бывает, попадаются вот такого вот вида иконки. Богородица Одигитрия, все аккуратненько - на первый взгляд напоминает тельный образок XVII в., почему-то не пошедший в массовую серию у староверов. Если всмотреться, однако, ясно: вещь ранняя, XII-XIII вв. Это и по характерному оглавию, и по сплаву, и по иконографии, находящей параллели в местном простеньком литье XI-XII вв.
Но самое интересное тут - оформление рамки, подобного которому в современной ей древнерусской христианской металопластике вроде как больше и не встречается. Нехитрый, но выразительный орнамент, имитирующий плетеный из нитей жгутик. Он очень хорошо известен в регионе - но на на сильно иных вещах..
#древняярусь #металлопластика
Во владимирских землях, бывает, попадаются вот такого вот вида иконки. Богородица Одигитрия, все аккуратненько - на первый взгляд напоминает тельный образок XVII в., почему-то не пошедший в массовую серию у староверов. Если всмотреться, однако, ясно: вещь ранняя, XII-XIII вв. Это и по характерному оглавию, и по сплаву, и по иконографии, находящей параллели в местном простеньком литье XI-XII вв.
Но самое интересное тут - оформление рамки, подобного которому в современной ей древнерусской христианской металопластике вроде как больше и не встречается. Нехитрый, но выразительный орнамент, имитирующий плетеный из нитей жгутик. Он очень хорошо известен в регионе - но на на сильно иных вещах..
#древняярусь #металлопластика
Один из первых памятников Карлу Марксу в РСФСР. Город Собинка Владимирской области.
Косец смахивает на уроженца Чухломского уезда актера Михаила Пуговкина. Правда Пуговкин родился за год до установки этого памятника (1924). Зримое свидетельство мерянской основы ядра великорусского этноса.
#антропология #владимирскаяобласть
Косец смахивает на уроженца Чухломского уезда актера Михаила Пуговкина. Правда Пуговкин родился за год до установки этого памятника (1924). Зримое свидетельство мерянской основы ядра великорусского этноса.
#антропология #владимирскаяобласть
Финно-волжский быт в VIII-X вв. PS к вчерашнему посту с иконкой.
В VIII-X вв. в жизнь и быт среднерусских финнов начинают проникать многие новые вещи, мотивы, идеи: через их земли в северную Европу пошел транзит азиатского серебра в виде монет - дирхемов. На этом пути появились скандинавы, и вот уж возникает Древнерусское государство. В финском быту на этом этапе многое меняется - уже стали нужны, к примеру, железные замки с ключами, раньше без этого вполне себе обходились.
Новомодным предметом становятся и скандинавские костяные наборные орнаментированные гребни, изготавливавшиеся по фризским образцам. На привычные финские они были непохожи - более длинные и узкие. Но мода есть мода.
Кроме реальных вещей у девушек становятся популярными и наборы амулетиков на позвякивающих цепочках - маленькие уточки, бубенчики, гребешки, ножички (атрибут хорошей хозяйки - ножик на поясе), бубенчики. Вот и новомодный скандинавский гребень тоже решили включить в один из таких наборов - уменьшив, понятно, до символического размера и оформив той же самой любимой нашими финнами - мерей и муромой - плетенкою.
Аким Трефилов.
Фото: слева направо:
Гребень. Среднерусские финны; Гребень. Бирка; Привеска-"гребень". X-XI вв., бронза, литье. Ярославское Заволжье.
#финны #древняярусь #скандинавы
В VIII-X вв. в жизнь и быт среднерусских финнов начинают проникать многие новые вещи, мотивы, идеи: через их земли в северную Европу пошел транзит азиатского серебра в виде монет - дирхемов. На этом пути появились скандинавы, и вот уж возникает Древнерусское государство. В финском быту на этом этапе многое меняется - уже стали нужны, к примеру, железные замки с ключами, раньше без этого вполне себе обходились.
Новомодным предметом становятся и скандинавские костяные наборные орнаментированные гребни, изготавливавшиеся по фризским образцам. На привычные финские они были непохожи - более длинные и узкие. Но мода есть мода.
Кроме реальных вещей у девушек становятся популярными и наборы амулетиков на позвякивающих цепочках - маленькие уточки, бубенчики, гребешки, ножички (атрибут хорошей хозяйки - ножик на поясе), бубенчики. Вот и новомодный скандинавский гребень тоже решили включить в один из таких наборов - уменьшив, понятно, до символического размера и оформив той же самой любимой нашими финнами - мерей и муромой - плетенкою.
Аким Трефилов.
Фото: слева направо:
Гребень. Среднерусские финны; Гребень. Бирка; Привеска-"гребень". X-XI вв., бронза, литье. Ярославское Заволжье.
#финны #древняярусь #скандинавы
Forwarded from Maksim Volkov
Что касается предметов и быта мерянского народа! Внимание для жителей Ивановской области и соседних областей! 19 мая в Ивановском краеведческом музее открывается выставка "По ту сторону реки: археология поволжских финнов в собрании ИГИКМ имени Д.Г. Бурылина". Ориентировочно выставка будет работать до осени. Примечательно здесь то , что 1) "Экспозиция продемонстрирует ярчайшие финно-угорские предметы из раскопок, проводившихся в XIX и XX веке на территории Ивановской и Владимирской областей. Большинство из них никогда не экспонировалось и известно лишь специалистам." 2) Вместо расплывчатых "финно-угорских племен" использован близкий нам термин "поволжские финны".
К шордын огню керемети Сарской. Или мерянские религиозные практики.
Рассказ мерянского визионера и странника между мирами Меж Кутӱка о его путешествии и молении на Сарском городище (летописный Ростов):
«С первой ещё поездки-маткомаста в моей тетрадке отмечено — «добраться до Сарского городища». И вот, на четвёртой поездке в шуммаас, в двадцатых числах витшангэн — я доезжаю автостопом до Ростова, схожу с электрички на Деболовской и иду вдоль рельс.
Бой бубна подхватывается оглушительно звонкими поездными сигналами — рёвом звуковых устройств с анкерных опор. Какое-то время играю с ними вместе, в такт. Сверяюсь с картой в телефоне. Перейдя Сару по железнодорожному мосту, оказываюсь у первых земляных валов, опоясывающих Саравар — Икшебол-первоград, кугыжвар.
Здороваюсь, представляюсь вслух, перехожу валы-те. Сосновая рощица принимает меня в свой талдым.»
#меря #язычество #шаманизм #сарскоегородище
Рассказ мерянского визионера и странника между мирами Меж Кутӱка о его путешествии и молении на Сарском городище (летописный Ростов):
«С первой ещё поездки-маткомаста в моей тетрадке отмечено — «добраться до Сарского городища». И вот, на четвёртой поездке в шуммаас, в двадцатых числах витшангэн — я доезжаю автостопом до Ростова, схожу с электрички на Деболовской и иду вдоль рельс.
Бой бубна подхватывается оглушительно звонкими поездными сигналами — рёвом звуковых устройств с анкерных опор. Какое-то время играю с ними вместе, в такт. Сверяюсь с картой в телефоне. Перейдя Сару по железнодорожному мосту, оказываюсь у первых земляных валов, опоясывающих Саравар — Икшебол-первоград, кугыжвар.
Здороваюсь, представляюсь вслух, перехожу валы-те. Сосновая рощица принимает меня в свой талдым.»
#меря #язычество #шаманизм #сарскоегородище