РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.37K subscribers
2.26K photos
28 videos
1 file
1.28K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Мурома народ, в котором женщины были в почете, а мастера богаты.

Впервые племя мурома упоминается в "Повести временных лет". Но кто эти люди, как они жили, и куда ушли? О том, как археологи восстанавливают подробности жизни этого племени, населявшего Нижнюю Оку с VIII по XI век, рассказывает в программе Ольги Орловой "Гамбургский счет" Ольга Зеленцова - научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель Волжской экспедиции ИА РАН. https://www.youtube.com/watch?v=XOcllyNLQ-0

Источник: Институт археологии РАН.

#мурома #археология
Исчезающая родина.
Февраль. Ивановская область, Вичугский район. Фото: Сергей Гаврилов.

#ивановскаяобласть #краеведение
Дорогой читатель! Наш канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.

@vatnikstan — канал онлайн-журнала о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги;

@historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал «История и истории»;

@estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;

@cucumberdeath — История в печатных источниках, редких фотографиях, выдержках из газет, дневниках и письмах;

@china80s — "Китай. 80-е и не только", авторский канал китаеведа Ивана Зуенко о современном Китае;

@ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;

@sarkyt —Тексты, фотографии и исследования по истории Востока. Азия во всех ее проявлениях: от моды и еды до военного дела и архитектуры;

@catx2 — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику. «Познавательно, информативно и с юмором» — таков наш девиз;

@moscowww – канал о прошлом и настоящем Москвы: городские истории, архивные находки и небанальные места;

@MyRetrospect — канал с короткими подкастами о событиях, людях и фактах прошлого. Слушайте истории, о которых точно захочется рассказать друзьям!;

@rusklad В поисках кладa — первый канал о кладоискателях. Интересные факты, история и краеведение. Помощь в оценке и атрибуции антиквариата.
Ростовские словечки
Елена Крестьянинова: «Скорее всего, исконные ростовцы не замечают, сколь образен и сочен местный говор. Зато он не обойден вниманием исследователей. Первый, пусть очень краткий, словарь местных слов и выражений был опубликован в статье "Особенности ростовского наречия" (газета "Ярославские губернские вести" 1868). В 1902 г. вышла книга "Сборник материалов для изучения Ростовского (Яросл. губ.)
говора", автор которой, учитель Ростовского городского училища В. Волоцкий провел достаточно серьезное исследование местной лексики. С тех пор прошло более века; многое из им записанного исчезло из обихода, но взамен в ростовском разговорном языке появились новые слова и выражения, придающие ему яркость, самобытность и выразительность. В течение 10-ти лет я их просто записывала из повседневной речи ростовцев. В результате получилось что-то вроде коллекции, некий свод-словарь, который и предлагается вниманию читателей
"Ростовской старины"…»
Кто сливки сбагрил?!
Сбагрить - по-ярославски означает: слизать, а не то, что вы подумали)
Кстати, сбагрить - то же, что сбобрить:
Сблудить, сбобрить - снять, слизать сливки с молока в кринке (кто кринку сблудил! Опять молоко сблудили. Сбобрил сливки на кринке)
* * *
Листаю словарь Г. Мельниченко на С - ищу про еду.
Ярославская каша - сальник!
Сальник - каша из пшеничной, ячневой или др. крупы с салом, маслом или кишками; ячневая, перемешанная с мелко рубленными печенкой, легкими и поджаренная на сале в сковороде
Но по-ростовски сальник - это четырехугольный пирог из дрожжевого теста, завернутый в сальник (слой жира, снятого с брюшной полости животного), который при выпечке растопляется.
* * *
Сгибень - пирог, сложенный вдвое, полукругом
Соленка - очищенный картофель, сваренный в соленой воде
Сологир - сладкие на вкус корни камыша, выносимые льдом на берег (ходили за сологирьями)
Сокоуша - каша из конопли
Солодяшечник - запеканка из сыроежек
Соломатка - каша из пшеничной крупы
Соломат - овсяный кисель
Сочиво - суп из конопляных семян
Сочень - начиненные творогом лепешка, блин
Сочи - блины из ржаной муки
Сахарить - пить чай (пойдемте сахарить)
Вот заходишь в нонешние церкви или там часовни - и заранее знаешь, что там увидишь. Ну там порядок, всяко золото блестит из нитрида титана, единообразная софринская утварь, правильные иконы по придуманному канону, царственные мученики etc., да и в антропологическом смысле тож предсказуемо. Раньше все ж не вполне так было. Идешь там где-нибудь непрямыми проселками, проходишь деревню, на краю простейшая часовенка - а в ней как-то вот так вот вот:

И это я еще Христов в застекленных клетках не пощу. А то студенты любят вот это вот - "у нас иконы, у католиков - идолы статуи". Ага, конешн.

Мне все ж всегда ближе и интереснее такой мир и такие людские сообщества, где встречаешь неожиданное настоящее.

Аким Трефилов.

#традиция
Мерянские типажи из села Костома, Галичского района Костромской области.

#меря #антропология #костромскаяобласть
Forwarded from Меряфутурист (Merjafuturisti)
Мифологическая деколонизация.

Недавно в одном новгородском паблике встретил инфографику рассказывающую про богов-громовержцев народов Европы. На фоне РФ красуется огромная величественная надпись - Перун (Даже больше чем Тор, представьте!) Попритушим непомерные амбиции новгородских неоязычников по линии мифологической деколонизации))) У нас не одни лишь новгородцы, а множество народов и субстратов, у всех есть свои боги-громовержцы, запоминайте. И никакого вам гигантского Перуна больше! Не Перуном единым, как говорится )))

#теологическиевсячинки #язычество
Forwarded from Yaroslavl Art
Смотрите как за 46 лет изменился Синий Камень.

Первое фото 1977 год, а второе фото я сделал в прошлом году. Говорят, что камень постепенно уходит под землю, но еще есть версия, что когда Синь Камень вновь стал сильно популярным «умные» люди решили, что им можно забирать частичку камня себе и приезжали с молотками, и ломали камень.

Но одно очевидно точно, грани от прикосновений сильно сточились.

Были у синего камня?
Forwarded from Меряфутурист (Merjafuturisti)
Депопуляция населения территории ИМЗ* в 1959-2023 гг..

Увидел в сети крайне претензионную подборку цифр по регионам ЦФО в которой сравнивается количество населения дореволюционных губерний с современными областями на основании чего делается вывод об общем уровне вымирания территорий «великорусского» ядра ЦФО. Непонятно как можно сравнивать губернии с современными областями, ведь они по своим размерам, территориям не коррелируют с областями, созданными уже в советское время (1930-40 гг.).

Поэтому, что бы выяснить процент реальной депопуляции решил сравнить население областей 1930-50ых годов и нынешнее. Вот что из этого получилось:

Владимирская область

1959(1) — 1 402 910 человек.
2023(2) — 1 325 150 человек.
Убыль населения составила -77 760 человек.

Ивановская область

1959(1) — 1 322 152 человек.
2023(2) — 914 493 человек.
Убыль населения составила -407 659 человек.

Костромская область

1959(1) — 921 945 человек.
2023(2) — 571 785 человек.
Убыль населения составила -350 160 человек.

Ярославская область

1959(1) — 1 395 627 человек.
2023(2) — 1 194 535 человек.
Убыль населения составила -201 092 человек.

Самые ощутимые, я бы даже сказал критические популяционные потери за последние 64 года понесли Ивановская область: >400 тысяч человек и Костромская область: >350 тысяч человек, потери Ярославской оцениваются в >200 тысяч человек. Наименее пострадавшим от депопуляции регионом ИМЗ является Владимирская область, потерявшая за последние 64 года >77 тысяч человек.
Общие популяционные потери территорий ИМЗ за послевоенный и постсоветский периоды составили 1 036 671 человек или -20,56% от общего числа жителей — 5 042 634 человек.

Для наглядности примерного уровня популяционных потерь территорий ИМЗ за период 1939-1959 гг. (ВОВ, эвакуации, ГУЛАГ, послевоенный голод 1946-47 гг..) можно использовать данные Ивановской области, которая с 1939 по 1959 потеряла 182 891 человек или -12.15%. Но, безусловно, этот процент может сильно разниться в других областях, если учитывать фактор транзитной миграции, в рамках которой население более отдаленных областей (Костромская и Ивановская) мигрировало в ближайшие к Москве области (Ярославская и Владимирская).

* Историческая Мерянская земля (ИМЗ).

Источники:

1. Всесоюзная перепись населения 1959 года.
2. Федеральная служба государственной статистики (31 января 2023)
3. Демографическая ситуация во Владимирской и Ивановской областях в 1939-1945 г.

#депопуляция #верхневолжье #ярославскаяобласть #костромскаяобласть #ивановскаяобласть #владимирскаяобалсть
Очень большая разница.

Перед новым годом ездил с Катей Соловьевой к Щукарю. Созвониться предупредить нельзя - сотовую связь Щукарь не признает из принципа.
Дома его не было - дверь была приперта палкой. Мы поехали на вершину горы, с которой видно все четыре деревни, и огляделись. У желтого магазина внизу продавщица, размахивая метлой, бегала вокруг саней за Щукарем. "Лошадь перед ее крыльцом наложила" - догадались мы.

-Ни перед тобой, ни перед женой ни перед одной бабой на свете не буду отчитываться никогда! - орал, уворачиваясь от матерящейся продавщицы, Щукарь.

Лошадь наблюдала за ним с плохо скрываемым скепсисом.
Я взял лопату и сгреб на нее лошадиные яблоки.

- Куда их?
- Вали прямо в клумбу, - показала на сугроб под окном продавщица.
- Но, блядина! - крикнул кобыле Щукарь. - Поехали!

У избы он привязал лошадь к столбу у которого валялись порубленная на три здоровых куска новогодняя елка.

- Это чего? - спросил я.
- Да вот, притащил, а жене не понравилась. И я ее топором порубил, - сказал Щукарь с таким выражением, что если бы я не видел перед собой обрубки, то испугался бы за жену.

Мы поднялись через старинные бревенчатые сени в обклееную советскими обоями кухню. Щукарь достал из печи чугунок. Я вытащил пол литра кизлярки. Разговор завязался про армию.

-Щукарь, а ты где служил?
-Западная группа войск.
-А город какой?
-Не помню
-Берлин?
-Нет
-Потсдам?
-Нет
-Лейпциг?
-Нет
-Дрезден?
-Слушай, ну что ты пристал. Забыл я, забыл. Но вот, на, читай, тут у меня на такой случай записано - с этими словами Щукарь закатил рукав до локтя и оголил огромный, во все предплечье синий пороховой парашют с надписью “Weimar”.
-Круто. А ты по немецки чего-нибудь помнишь?
-Помню, как же.
-Шпрехнешь чего-нибудь?
-Легко: «вас дас на хуй». Идите, короче, на хуй - так переводится.

Катя начала жаловаться на сложности поездок туда и сюда, из Гамбурга в Кострому и из Костромы в Гамбург.

-Ты маешься потому что коровы нет, - авторитетно сказал Щукарь. - Корова тебе нужна, тогда перестанешь маяться.
-Корова? Да много ли у вас самих в деревне коров? - обиделась Катя.
-У жены две и у соседа одна. Это все.
-Стой, как все? Еще же у Риммы две и телёнок.
-Римма в другой деревне.
-Да ладно тебе, другая деревня. Через овраг!
-Через овраг, а другая деревня.
-В чем между ними отличие, расскажи?
-Ну как тебе сказать... Лучше прямо, по-русски. Те, которые, через овраг - ебАнько. Знаешь такое слово?
-Да.
-Вот и вся разница.
-А ещё есть разница?
-Тебе что, мало? Слушай еще: у них свой загон для скота, по их сторону, и у нас свой загон для скота, по нашу сторону. Когда прежде сосед держал быка, то их коровы ходили искать в наш загон а не наоборот.
-И это вся разница?
-Это очень большая разница.

Андрей Павличенков.

#костромскаяобласть #чухлома #жизнь