Деисус на челе муромской боярышни
В связи со строительством нового автобана до Казани рядом с Муромом ведутся охранные раскопки. Полностью раскопали древнерусское домонгольское селище Чаадаево-5, а теперь еще и его могильник. Сам по себе могильник казался малоинтересным - христианские погребения без инвентаря, одни пуговицы. Однако же нашлись и серебряные позолоченные накладки, украшавшие очелье одной из погребенных, и фрагменты шелковых и золотных тканей, составлявших ленты тех же женских очелий и украшения воротников.
А в погребении 28 рядом с черепом оказалось то, ради чего и пост: вышитый на золотной ткани деисус, изображение Христа и предстоящих ему Богородицы и Иоанна Прдетечи.
Процитирую археологов из ИА:
"Наиболее близкой аналогией для найденного фрагмента текстиля (как по изображению трехфигурного Деисуса, так и по исполнению вышивки) являются поручи преподобного Варлаама Хутынского, хранящиеся в Новгородском музее-заповеднике и датируемые XII в. ... Судя по археологическим находкам, традиция изображения святых на головных уборах присутствовала в домонгольской Руси. Так, апостолы были вышиты на очелье из женского захоронения в кургане 1 в Иворовском некрополе под Старицей, изображение Михаила Архангела с копьем в правой руке зафиксировано на очелье женщины, погребенной в кургане 38 могильника Володино 2 Вологодской области. Известна находка очелья с вышитыми ликами святых и крестами на черепе погребенной в подкурганном погребении Карашского могильника Ярославской области. М.А. Сабурова при анализе фрагментов тканей с христианской символикой считает, что о таких изделиях говорится в Новгородской грамоте XII в., в которой при перечислении различных одежд упоминаются «головные уборы с обшивкой».
Я же сам лишь добавлю, что такого рода находки еще и показывают, какими путями шла в XI-XII вв. христианизация в Северо-Восточной Руси. Всеобщего крещения и насаждения храмов и церковной структуры в финской глуши отнюдь не было, да это и не удалось бы технически. Но князья и окружавшая их знать исповедовали новую веру, носили кресты и образки, ходили в церковь, слушали там молитвы на славянском, а многие умели и читать.
Для того, чтобы сохранить высокий социальный статус или повысить его, нужно было следовать нормам нового формирующегося элитного сообщества - в том числе и в обычаях, в одежде, в религии. Демонстрация близости к власти и богатству, к новым ценностям социальных верхов всегда притягательна и постепенно затягивает все общество. Примерно так, к примеру, дешевые вариации на тему достаточно эклектичного костюма богатых и знатных горожанок быстро становятся нормой для отдаленных сельских поселений. Ну или курганы кочевой знати эпохи Великого переселения народов и скандинавских конунгов и викингов к Х-XI вв. становятся общей нормой для формирующегося древнерусского населения во всех его элементах - и славянском, и финском, и балтском. И в этом смысле головные уборы богатых женщин очень даже мощный фактор для "продвижения" и подражания.
Кстати, вполне себе финские подвески-лунницы муромы из характерной плетенки на Чаадаево-5 тоже нашлись/
Аким Трефилов.
#археология #муром
В связи со строительством нового автобана до Казани рядом с Муромом ведутся охранные раскопки. Полностью раскопали древнерусское домонгольское селище Чаадаево-5, а теперь еще и его могильник. Сам по себе могильник казался малоинтересным - христианские погребения без инвентаря, одни пуговицы. Однако же нашлись и серебряные позолоченные накладки, украшавшие очелье одной из погребенных, и фрагменты шелковых и золотных тканей, составлявших ленты тех же женских очелий и украшения воротников.
А в погребении 28 рядом с черепом оказалось то, ради чего и пост: вышитый на золотной ткани деисус, изображение Христа и предстоящих ему Богородицы и Иоанна Прдетечи.
Процитирую археологов из ИА:
"Наиболее близкой аналогией для найденного фрагмента текстиля (как по изображению трехфигурного Деисуса, так и по исполнению вышивки) являются поручи преподобного Варлаама Хутынского, хранящиеся в Новгородском музее-заповеднике и датируемые XII в. ... Судя по археологическим находкам, традиция изображения святых на головных уборах присутствовала в домонгольской Руси. Так, апостолы были вышиты на очелье из женского захоронения в кургане 1 в Иворовском некрополе под Старицей, изображение Михаила Архангела с копьем в правой руке зафиксировано на очелье женщины, погребенной в кургане 38 могильника Володино 2 Вологодской области. Известна находка очелья с вышитыми ликами святых и крестами на черепе погребенной в подкурганном погребении Карашского могильника Ярославской области. М.А. Сабурова при анализе фрагментов тканей с христианской символикой считает, что о таких изделиях говорится в Новгородской грамоте XII в., в которой при перечислении различных одежд упоминаются «головные уборы с обшивкой».
Я же сам лишь добавлю, что такого рода находки еще и показывают, какими путями шла в XI-XII вв. христианизация в Северо-Восточной Руси. Всеобщего крещения и насаждения храмов и церковной структуры в финской глуши отнюдь не было, да это и не удалось бы технически. Но князья и окружавшая их знать исповедовали новую веру, носили кресты и образки, ходили в церковь, слушали там молитвы на славянском, а многие умели и читать.
Для того, чтобы сохранить высокий социальный статус или повысить его, нужно было следовать нормам нового формирующегося элитного сообщества - в том числе и в обычаях, в одежде, в религии. Демонстрация близости к власти и богатству, к новым ценностям социальных верхов всегда притягательна и постепенно затягивает все общество. Примерно так, к примеру, дешевые вариации на тему достаточно эклектичного костюма богатых и знатных горожанок быстро становятся нормой для отдаленных сельских поселений. Ну или курганы кочевой знати эпохи Великого переселения народов и скандинавских конунгов и викингов к Х-XI вв. становятся общей нормой для формирующегося древнерусского населения во всех его элементах - и славянском, и финском, и балтском. И в этом смысле головные уборы богатых женщин очень даже мощный фактор для "продвижения" и подражания.
Кстати, вполне себе финские подвески-лунницы муромы из характерной плетенки на Чаадаево-5 тоже нашлись/
Аким Трефилов.
#археология #муром
Forwarded from Покалякаем по Меряжски!
Вологодский Пигас, суздальский Пигос и волго-вятский Пигес.
Продолжаю изучать имена из писцовых книг:
—Пигас Ондреев сын, вол. Пертнема Каргопол. уезда. 1551;
—Пигасев, Каргопол. уезд. 1561.
—Пигаска Остафьева дочь, вол. Лежский Волок Вологод. уезда. 1627
—Пигаш Иван Иванов, г. Великий Устюг. 1679
—Пигосов Василий, посадский человек, 1669 г., Суздаль.
Все они А.Кузнецовым связываются с диал. северным словом пигаш - «ребёнок 12-13 лет».
Интересно что есть много сходных с ними волгофинских имен:
— Пигай, расп. Л,Г в 1-пол. ХVIII в.;
— Пиганас, Г, Л: в переп. 1716, 1717 гг.;
— Пигес, Гал. д. 1678; Коз. у. д. Б Шӱдермар;
— Пигеш, Ал. д. в. Серды, 1748.
и множество их производных вроде
— Пиги,
— Пигик,
— Пигит,
— Пигул,
— Пигуш и др.
Связываются они с др.-мар. пи «детвора», ср. кар. pikkaraine фин. pikku эст. pisike вепс. penʼ «маленький», венг. pici, г. мар. пӹрцӹк, л. мар. пырчык, удм. пичи, фин. pieni «крошечный»
К основе пи- принадлежит не только выше упомянутое, явное финское вологодское заимствование, пигаш «ребёнок 12-13 лет», но и, по-видимому, постмерянские, ярославско-костромские диал. слова, пигаленький «маленький», пигарец «чахлое маленькое растение», пигарный, пигатошный «очень маленький», пигорка «самый маленький кусочек как. л.бо лакомства», пихотный «крошечный».
Единое финно-угорское ономастическое пространство.
#мерянскийязык #марийскийязык #финскиеязыки #ономастика
Продолжаю изучать имена из писцовых книг:
—Пигас Ондреев сын, вол. Пертнема Каргопол. уезда. 1551;
—Пигасев, Каргопол. уезд. 1561.
—Пигаска Остафьева дочь, вол. Лежский Волок Вологод. уезда. 1627
—Пигаш Иван Иванов, г. Великий Устюг. 1679
—Пигосов Василий, посадский человек, 1669 г., Суздаль.
Все они А.Кузнецовым связываются с диал. северным словом пигаш - «ребёнок 12-13 лет».
Интересно что есть много сходных с ними волгофинских имен:
— Пигай, расп. Л,Г в 1-пол. ХVIII в.;
— Пиганас, Г, Л: в переп. 1716, 1717 гг.;
— Пигес, Гал. д. 1678; Коз. у. д. Б Шӱдермар;
— Пигеш, Ал. д. в. Серды, 1748.
и множество их производных вроде
— Пиги,
— Пигик,
— Пигит,
— Пигул,
— Пигуш и др.
Связываются они с др.-мар. пи «детвора», ср. кар. pikkaraine фин. pikku эст. pisike вепс. penʼ «маленький», венг. pici, г. мар. пӹрцӹк, л. мар. пырчык, удм. пичи, фин. pieni «крошечный»
К основе пи- принадлежит не только выше упомянутое, явное финское вологодское заимствование, пигаш «ребёнок 12-13 лет», но и, по-видимому, постмерянские, ярославско-костромские диал. слова, пигаленький «маленький», пигарец «чахлое маленькое растение», пигарный, пигатошный «очень маленький», пигорка «самый маленький кусочек как. л.бо лакомства», пихотный «крошечный».
Единое финно-угорское ономастическое пространство.
#мерянскийязык #марийскийязык #финскиеязыки #ономастика
Расписные лодочки на р. Теза в поселке Холуй, Ивановская область.
Не хуже венецианских гондол.
#ивановскаяобласть #холуй
Не хуже венецианских гондол.
#ивановскаяобласть #холуй
Железный Век (Часть 1 и 2)
Эпос "Калевала" настолько же эпичен и многогранен, как и древнегреческая "Одиссея" Гомера, но в отличие от неё сюжет здесь разбит на множество историй, связанных лишь одной локацией - Калевалой - мифической страной где живут герои всех карело-финских сказаний. Там бесстрашные воины противостоят колдунье Севера и великанам, пытаясь заполучить волшебную мельницу Сампо, дарующую несметное богатство и счастье...
Благодаря детально точному воспроизведению жизни, быта и оружия древних финно-угров зритель имеет редкую возможность погрузиться в далекий и магический мир наших предков.
https://www.youtube.com/watch?v=SeIzJp2sFbQ&t=2186s
#кино
Эпос "Калевала" настолько же эпичен и многогранен, как и древнегреческая "Одиссея" Гомера, но в отличие от неё сюжет здесь разбит на множество историй, связанных лишь одной локацией - Калевалой - мифической страной где живут герои всех карело-финских сказаний. Там бесстрашные воины противостоят колдунье Севера и великанам, пытаясь заполучить волшебную мельницу Сампо, дарующую несметное богатство и счастье...
Благодаря детально точному воспроизведению жизни, быта и оружия древних финно-угров зритель имеет редкую возможность погрузиться в далекий и магический мир наших предков.
https://www.youtube.com/watch?v=SeIzJp2sFbQ&t=2186s
#кино
YouTube
Железный Век (Часть 1 и 2)
Эпос "Калевала" настолько же эпичен и многогранен, как и древнегреческая "Одиссея" Гомера, но в отличие от неё сюжет здесь разбит на множество историй, связанных лишь одной локацией - Калевалой - мифической страной где живут герои всех карело-финских сказаний.…
Железный Век (Часть 3 и 4)
Канал Меря выложил 3 и 4 серии финского фильма "Сказания Калевалы Железный век" / "Rauta-aika" (1982).
https://www.youtube.com/watch?v=-uHtpckjIVk
#кино
Канал Меря выложил 3 и 4 серии финского фильма "Сказания Калевалы Железный век" / "Rauta-aika" (1982).
https://www.youtube.com/watch?v=-uHtpckjIVk
#кино
YouTube
Железный Век (Часть 3 и 4)
Эпос "Калевала" настолько же эпичен и многогранен, как и древнегреческая "Одиссея" Гомера, но в отличие от неё сюжет здесь разбит на множество историй, связанных лишь одной локацией - Калевалой - мифической страной где живут герои всех карело-финских сказаний.…
Тотьма в феврале глазами Андрея Нестеренко.
Как много значит для города свет. Как только вторую очередь набережной сделали и подсветили - даже наша многострадальная усадьба Холодиловых выглядит дворцом, не иначе.
А въезжать в темноте в Тотьму со стороны моста через Сухону теперь вообще отдельная радость. Река и город за ней и раньше очень неожиданно и эффектно врывались в панораму, разрывая стену леса и производя ощущение миража - или, скорее, оазиса. А теперь две очереди подсвеченной набережной на дальнем плане и вовсе создают вау-эффект.
В остальном же - зима, крестьянин торжествует, сани, лёд, Сухона, храмы в дымке, Рубцов. Всё как мы любим. Всё, чем мы живём.
Алексей Новоселов.
#тотьма #вологодскаяобласть
Как много значит для города свет. Как только вторую очередь набережной сделали и подсветили - даже наша многострадальная усадьба Холодиловых выглядит дворцом, не иначе.
А въезжать в темноте в Тотьму со стороны моста через Сухону теперь вообще отдельная радость. Река и город за ней и раньше очень неожиданно и эффектно врывались в панораму, разрывая стену леса и производя ощущение миража - или, скорее, оазиса. А теперь две очереди подсвеченной набережной на дальнем плане и вовсе создают вау-эффект.
В остальном же - зима, крестьянин торжествует, сани, лёд, Сухона, храмы в дымке, Рубцов. Всё как мы любим. Всё, чем мы живём.
Алексей Новоселов.
#тотьма #вологодскаяобласть
Мурома народ, в котором женщины были в почете, а мастера богаты.
Впервые племя мурома упоминается в "Повести временных лет". Но кто эти люди, как они жили, и куда ушли? О том, как археологи восстанавливают подробности жизни этого племени, населявшего Нижнюю Оку с VIII по XI век, рассказывает в программе Ольги Орловой "Гамбургский счет" Ольга Зеленцова - научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель Волжской экспедиции ИА РАН. https://www.youtube.com/watch?v=XOcllyNLQ-0
Источник: Институт археологии РАН.
#мурома #археология
Впервые племя мурома упоминается в "Повести временных лет". Но кто эти люди, как они жили, и куда ушли? О том, как археологи восстанавливают подробности жизни этого племени, населявшего Нижнюю Оку с VIII по XI век, рассказывает в программе Ольги Орловой "Гамбургский счет" Ольга Зеленцова - научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель Волжской экспедиции ИА РАН. https://www.youtube.com/watch?v=XOcllyNLQ-0
Источник: Институт археологии РАН.
#мурома #археология
YouTube
Мурома народ, в котором женщины были в почете, а мастера богаты.
Впервые племя мурома упоминается в "Повести временных лет". Но кто эти люди, как они жили, и куда ушли? О том, как археологи восстанавливают подробности жизни этого племени, населявшего Нижнюю Оку с VIII по XI век, рассказывает в программе Ольги Орловой "Гамбургский…
Исчезающая родина.
Февраль. Ивановская область, Вичугский район. Фото: Сергей Гаврилов.
#ивановскаяобласть #краеведение
Февраль. Ивановская область, Вичугский район. Фото: Сергей Гаврилов.
#ивановскаяобласть #краеведение
Дорогой читатель! Наш канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
• @vatnikstan — канал онлайн-журнала о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги;
• @historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал «История и истории»;
• @estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
• @cucumberdeath — История в печатных источниках, редких фотографиях, выдержках из газет, дневниках и письмах;
• @china80s — "Китай. 80-е и не только", авторский канал китаеведа Ивана Зуенко о современном Китае;
• @ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
• @sarkyt —Тексты, фотографии и исследования по истории Востока. Азия во всех ее проявлениях: от моды и еды до военного дела и архитектуры;
• @catx2 — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику. «Познавательно, информативно и с юмором» — таков наш девиз;
• @moscowww – канал о прошлом и настоящем Москвы: городские истории, архивные находки и небанальные места;
• @MyRetrospect — канал с короткими подкастами о событиях, людях и фактах прошлого. Слушайте истории, о которых точно захочется рассказать друзьям!;
• @rusklad В поисках кладa — первый канал о кладоискателях. Интересные факты, история и краеведение. Помощь в оценке и атрибуции антиквариата.
• @vatnikstan — канал онлайн-журнала о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги;
• @historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал «История и истории»;
• @estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
• @cucumberdeath — История в печатных источниках, редких фотографиях, выдержках из газет, дневниках и письмах;
• @china80s — "Китай. 80-е и не только", авторский канал китаеведа Ивана Зуенко о современном Китае;
• @ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
• @sarkyt —Тексты, фотографии и исследования по истории Востока. Азия во всех ее проявлениях: от моды и еды до военного дела и архитектуры;
• @catx2 — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику. «Познавательно, информативно и с юмором» — таков наш девиз;
• @moscowww – канал о прошлом и настоящем Москвы: городские истории, архивные находки и небанальные места;
• @MyRetrospect — канал с короткими подкастами о событиях, людях и фактах прошлого. Слушайте истории, о которых точно захочется рассказать друзьям!;
• @rusklad В поисках кладa — первый канал о кладоискателях. Интересные факты, история и краеведение. Помощь в оценке и атрибуции антиквариата.
Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
Ростовские словечки
Елена Крестьянинова: «Скорее всего, исконные ростовцы не замечают, сколь образен и сочен местный говор. Зато он не обойден вниманием исследователей. Первый, пусть очень краткий, словарь местных слов и выражений был опубликован в статье "Особенности ростовского наречия" (газета "Ярославские губернские вести" 1868). В 1902 г. вышла книга "Сборник материалов для изучения Ростовского (Яросл. губ.)
говора", автор которой, учитель Ростовского городского училища В. Волоцкий провел достаточно серьезное исследование местной лексики. С тех пор прошло более века; многое из им записанного исчезло из обихода, но взамен в ростовском разговорном языке появились новые слова и выражения, придающие ему яркость, самобытность и выразительность. В течение 10-ти лет я их просто записывала из повседневной речи ростовцев. В результате получилось что-то вроде коллекции, некий свод-словарь, который и предлагается вниманию читателей
"Ростовской старины"…»
Елена Крестьянинова: «Скорее всего, исконные ростовцы не замечают, сколь образен и сочен местный говор. Зато он не обойден вниманием исследователей. Первый, пусть очень краткий, словарь местных слов и выражений был опубликован в статье "Особенности ростовского наречия" (газета "Ярославские губернские вести" 1868). В 1902 г. вышла книга "Сборник материалов для изучения Ростовского (Яросл. губ.)
говора", автор которой, учитель Ростовского городского училища В. Волоцкий провел достаточно серьезное исследование местной лексики. С тех пор прошло более века; многое из им записанного исчезло из обихода, но взамен в ростовском разговорном языке появились новые слова и выражения, придающие ему яркость, самобытность и выразительность. В течение 10-ти лет я их просто записывала из повседневной речи ростовцев. В результате получилось что-то вроде коллекции, некий свод-словарь, который и предлагается вниманию читателей
"Ростовской старины"…»
Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
Кто сливки сбагрил?!
Сбагрить - по-ярославски означает: слизать, а не то, что вы подумали)
Кстати, сбагрить - то же, что сбобрить:
Сблудить, сбобрить - снять, слизать сливки с молока в кринке (кто кринку сблудил! Опять молоко сблудили. Сбобрил сливки на кринке)
* * *
Листаю словарь Г. Мельниченко на С - ищу про еду.
Ярославская каша - сальник!
Сальник - каша из пшеничной, ячневой или др. крупы с салом, маслом или кишками; ячневая, перемешанная с мелко рубленными печенкой, легкими и поджаренная на сале в сковороде
Но по-ростовски сальник - это четырехугольный пирог из дрожжевого теста, завернутый в сальник (слой жира, снятого с брюшной полости животного), который при выпечке растопляется.
* * *
Сгибень - пирог, сложенный вдвое, полукругом
Соленка - очищенный картофель, сваренный в соленой воде
Сологир - сладкие на вкус корни камыша, выносимые льдом на берег (ходили за сологирьями)
Сокоуша - каша из конопли
Солодяшечник - запеканка из сыроежек
Соломатка - каша из пшеничной крупы
Соломат - овсяный кисель
Сочиво - суп из конопляных семян
Сочень - начиненные творогом лепешка, блин
Сочи - блины из ржаной муки
Сахарить - пить чай (пойдемте сахарить)
Сбагрить - по-ярославски означает: слизать, а не то, что вы подумали)
Кстати, сбагрить - то же, что сбобрить:
Сблудить, сбобрить - снять, слизать сливки с молока в кринке (кто кринку сблудил! Опять молоко сблудили. Сбобрил сливки на кринке)
* * *
Листаю словарь Г. Мельниченко на С - ищу про еду.
Ярославская каша - сальник!
Сальник - каша из пшеничной, ячневой или др. крупы с салом, маслом или кишками; ячневая, перемешанная с мелко рубленными печенкой, легкими и поджаренная на сале в сковороде
Но по-ростовски сальник - это четырехугольный пирог из дрожжевого теста, завернутый в сальник (слой жира, снятого с брюшной полости животного), который при выпечке растопляется.
* * *
Сгибень - пирог, сложенный вдвое, полукругом
Соленка - очищенный картофель, сваренный в соленой воде
Сологир - сладкие на вкус корни камыша, выносимые льдом на берег (ходили за сологирьями)
Сокоуша - каша из конопли
Солодяшечник - запеканка из сыроежек
Соломатка - каша из пшеничной крупы
Соломат - овсяный кисель
Сочиво - суп из конопляных семян
Сочень - начиненные творогом лепешка, блин
Сочи - блины из ржаной муки
Сахарить - пить чай (пойдемте сахарить)
Вот заходишь в нонешние церкви или там часовни - и заранее знаешь, что там увидишь. Ну там порядок, всяко золото блестит из нитрида титана, единообразная софринская утварь, правильные иконы по придуманному канону, царственные мученики etc., да и в антропологическом смысле тож предсказуемо. Раньше все ж не вполне так было. Идешь там где-нибудь непрямыми проселками, проходишь деревню, на краю простейшая часовенка - а в ней как-то вот так вот вот:
И это я еще Христов в застекленных клетках не пощу. А то студенты любят вот это вот - "у нас иконы, у католиков - идолы статуи". Ага, конешн.
Мне все ж всегда ближе и интереснее такой мир и такие людские сообщества, где встречаешь неожиданное настоящее.
Аким Трефилов.
#традиция
И это я еще Христов в застекленных клетках не пощу. А то студенты любят вот это вот - "у нас иконы, у католиков - идолы статуи". Ага, конешн.
Мне все ж всегда ближе и интереснее такой мир и такие людские сообщества, где встречаешь неожиданное настоящее.
Аким Трефилов.
#традиция